Помазание в церкви: Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? / Православие.Ru
Содержание
Елеопомазание
Другие названия: помазание, соборование
Что такое елеопомазание?
Помазание освященным елеем – это обряд, совершаемый во время православного богослужения и вне его. Следует различать следующие его виды:
• Елеопомазание на всенощном бдении. Священник помазывает верующих маслом из лампады, горящей на центральном подсвечнике в храме перед иконой праздника. Таким образом, елей, которым совершается помазание, освящен в честь празднуемого святого или события. При елеопомазании на всенощной может использоваться обычное лампадное масло, либо специально подобранный елей более высокого качества. Хорошо подходит для этой цели оливковое масло, в которое добавлено немного елея из лампады. Этот вариант предпочтителен, особенно, если у Вас в храме горит лампадное масло не самой высокой степени очистки: важно, чтобы помазание не оказало вредного воздействия на кожу прихожан, среди которых есть и младенцы.
• Елеосвящение – это Таинство Соборования. Во время его совершения освящается масло, смешанное с вином. Затем этим маслом 7 раз помазывают молящихся. По совершении Таинства верующим раздают оставшийся елей, и они дома помазываются им, а иногда и принимают внутрь, молясь об исцелении души и тела. Для Соборования крайне желательно использовать масло, пригодное для употребления в пищу.
• Помазание елеем от лампады в храме вне богослужения и в домашних условиях. Совершая паломничества, богомольцы привозят со святых мест освященное масло. Изначально по просьбе верующих им наливали немного елея из лампады. В наши дни в большинстве храмов можно приобрести освященное масло, заблаговременно расфасованное в небольшие флаконы.
• Во время совершения Таинства Крещения, перед тем, как окунуть крещаемого в купель, священник помазывает его освященным елеем, освященным перед этим с особой специальной молитвой. В этой молитве о елее говорится как символе примирения входящего в Церковь с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого, произнося: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Масло для помазания в церковных лавках
В церковных лавках можно купить освященное масло для помазания от разных святых. Оно может быть привезено со святых мест – к примеру, от Гроба Господня, из Дивеево и т.п. или изготовлено на производстве и освящено приглашенным священником. Как правило, такое масло не следует употреблять в пищу. Оно разливается в небольшие, обычно пластиковые, пузырьки, на этикетках которых изображен святой или икона, молитвой к которым освящен елей и подпись, к примеру: елей от блж. Матроны, масло освященное от иконы Богоматери «Всецарица» и т.п. Когда масло закончится, пузырек или хотя бы этикетку с иконой следует сжечь.
Как помазываться освященным маслом
Помазываться святым елеем можно в любое время, по желанию, исключая дни женских месячных. При помазании обычно молятся тому, в честь кого освящено масло. Также распространена молитва при помазывании соборным маслом: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (крестообразно помазывают лоб). Господи, молитвами (Богородицы или такого-то святого) страсти мои отжени (помазывают грудь или шею), дела освяти (помазывают руки), болезни исцели (помазывают больное место)».
Символика и история
Масло, елей является символом милости Божией и милосердия человеческого. В древности натуральное оливковое масло использовалось как лекарство – в частности, его возливали на раны, а также смазывались им для смягчения кожи в жарком южном климате.
Апостол Иаков в своем послании пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 14-15). Так было установлено таинство Соборования. Упоминания о чудесах исцелений, происходивших при помазании елеем из лампады, горящей перед чтимой святыней, встречаются в христианских текстах с древних времен.
чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Соборование. Фото Юлии Маковейчук
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Елеопомазание на Всенощном бдении. spbpda/www.flickr.com
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Фото Надежды Ткаченко
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Что такое помазание? Что значит быть помазанным?
HomeContent IndexTopicalТема: Библейская культура Помазанник
Вопрос
Ответ
В Библии помазание маслом совершается во время религиозных церемоний и используется для ухода за телом (Руфь 3:3; Матфея 6:17), освежения (Луки 7:46), лечебных процедур (Луки 10:34). ) и погребальные традиции (Марка 16:1).
Церемониальное помазание в Ветхом Завете представляло собой физическое действие, включающее смазывание, растирание или возливание священного масла на чью-то голову (или на предмет) как внешний символ того, что Бог избрал и отделил человека (или предмет) для определенного святая цель.
Еврейский термин машах означает «помазать маслом». Масло, используемое для религиозного помазания, тщательно смешивали с изысканными специями в соответствии с особой формулой, предписанной Господом (Исход 30:22–32). Использование этого масла для любых других целей считалось серьезным преступлением, за которое наказывали «отсечением» от общества (Исход 30:33).
Цари, священники и пророки помазывались внешним маслом, чтобы символизировать более глубокую духовную реальность — что Божье присутствие было с ними и Его благоволение было на них (Псалтирь 20:6; 28:8). Когда Давид был еще молодым пастухом, Бог сказал Самуилу помазать его, чтобы он стал царем над Израилем (1 Царств 16:3). С того дня Дух Господа могущественно почил в жизни Давида (1 Царств 16:13; Псалом 89).:20).
За столетия до Давида Господь повелел Моисею посвятить Аарона и его сыновей в священники (Исход 28:41; 30:30; Левит 8:30; 10:7). Бог подтверждал их священническое служение огненной славой Своего присутствия, которая поглощала их приношения. Святыни, включая саму скинию, также отделялись или освящались помазанием для использования в поклонении и жертвенных церемониях (Бытие 28:18; Исход 30:26–29; 40:9–11).
Библия содержит буквальное упоминание о помазании пророка, когда Господь повелел Илии помазать Елисея как пророка, который придет ему на смену (3 Царств 19).:16). Он также включает метафорические ссылки на помазание, чтобы показать, что пророки были уполномочены и защищены Духом Господа для выполнения своего призвания (1 Паралипоменон 16:22; Псалом 105:15).
Помазание головы маслом также было древним обычаем гостеприимства, оказываемого почетным гостям. В Псалме 23:5 царь Давид изображает себя почетным гостем за столом Господним. Эта практика помазания гостя на обеде маслом снова появляется в Евангелиях (Луки 7:46; Марка 14:3–9; Иоанна 12:3).
В Новом Завете Иисус Христос открывает Себя как наш помазанный Царь, Священник и Пророк. Он Божий Святой и избранный Сын, Мессия. Фактически, Мессия , что буквально означает «помазанник», происходит от еврейского слова «помазанник». Христос (греч. Христос ) означает «помазанник».
Иисус провозгласил в начале Своего служения: «Дух Господень на мне, потому что Он помазал меня возвещать благую весть бедным. . . возвещать узникам свободу и слепым прозрение, угнетенных отпускать на волю» (Луки 4:18; ср. Исаия 61:1). Иисус Христос исполнил ветхозаветное пророчество как Помазанник, избранный Мессия (Луки 4:21). Он доказал Свое помазание чудесами, которые Он совершил, и жизнью, которую Он принес в жертву как Спаситель мира (Деяния 10:38).
Сегодняшние христиане также в определенном смысле помазаны. Через Иисуса Христа верующие получают «помазание от Святого» (1 Иоанна 2:20). Это помазание выражается не во внешней церемонии, а в разделении дара Святого Духа (Римлянам 8:11). В момент спасения верующие обретаются Святым Духом и соединяются со Христом, Помазанником. В результате мы принимаем Его помазание (2 Коринфянам 1:21–22). По словам одного ученого, это помазание «выражает освящающее влияние Святого Духа на христиан, которые являются священниками и царями Бога» (Смит, В. , «Помазание», 9).0013 Библейский словарь Смита , исправленное издание, Томас Нельсон, 2004 г.).
Новый Завет также связывает масло для помазания с исцелением и молитвой. Когда Иисус послал учеников проповедовать Евангелие, «они изгнали многих бесов и исцелили многих больных, помазав их оливковым маслом» (Марка 6:13, NLT). Иаков наставляет верующих «призывать пресвитеров церкви, чтобы они помолились о них», когда они больны, «и помажь их елеем во имя Господне» для исцеления (Иакова 5:14).
Представители харизматических религиозных кругов говорят о «помазании» как о чем-то, чего христиане могут и должны добиваться. Они обычно говорят о «помазанных» проповедниках, проповедях, служениях, песнях и т. д. и советуют другим «открывать свое помазание» или «ходить в помазании». Идея состоит в том, что помазание — это излияние Божьей силы для выполнения задачи через помазанника. Харизматы утверждают, что существуют как общие помазания, так и различные типы индивидуальных помазаний: пятикратное помазание; апостольское помазание; а для женщин — помазание Руфи, помазание Деборы, помазание Анны и т. д. Некоторые даже говорят о «помазании Давида» на музыкальных инструментах — на «помазанных» инструментах играет Сам Бог, чтобы изгонять демонов и совершать поклонение более высокий уровень, чем когда-либо прежде. Говорят, что особые помазания позволяют человеку использовать свой духовный дар в «высшей степени». Харизматы говорят, что особое помазание можно получить, «отпустив веру».
Большая часть харизматического учения о помазании выходит за рамки того, что когда-либо говорит Писание. В своей жажде знамений и чудес многие харизматы ищут новых и еще более захватывающих переживаний, а для этого требуется больше излияний, больше духовных крещений и больше помазаний. Но Библия указывает на одно помазание Духа, так же как и на одно крещение: «Что до вас, то помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1 Иоанна 2:27; см. также 2 Тимофею 1:14). Этот же отрывок также опровергает другое заблуждение, а именно, что сатана может каким-то образом «украсть» помазание верующего. Нам не нужно беспокоиться о том, что мы потеряем помазание, которое мы получили, потому что так говорит Писание 9.0013 остается .
Другим ошибочным учением о помазании Духа является « Мимшах помазание». Mimshach — это еврейское слово, связанное с mashach («помазание») и встречающееся только в Иезекииля 28:14, где говорится, что помазание «покрывает» (NKJV) или «покрывает и защищает» (AMP). По некоторым данным, помазание Mimshach (которое было даровано Люциферу перед его падением) теперь доступно верующим. Получение этого помазания приведет к тому, что все, к чему вы прикоснетесь, увеличится или расширится, и помазанник испытает более высокие уровни успеха, материальной выгоды, здоровья и силы.
Вместо того, чтобы гнаться за новым помазанием, верующие должны помнить, что они уже имеют дар Святого Духа. Дух не дается частями, Он не приходит порциями или дозами, и Он не забирается. У нас есть обещание, что «Божественная сила Его дала нам все потребное для благочестивой жизни через познание Призвавшего нас славою и благостью Своею» (2 Петра 1:3).
Вопросы о христианской жизни
Что такое помазание? Что значит быть помазанным?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Что значит быть помазанным? Библейское назначение масла для помазания
Быть помазанным — значит быть отделенным, наделенным силой или защищенным. Многие могут быть помазаны, но есть один Помазанник, Который сделал это возможным для всех. Возможно, вы слышали такой комментарий на служении в вашей поместной церкви: «Сегодня сильное помазание!» или «Я чувствую помазание в этом месте». Справедливо любопытство задаться вопросом, часто ли этим злоупотребляют, или «помазание» — это то, что можно передать. Вы можете даже увидеть, как церковные лидеры «помазывают» членов церкви маслом. Является ли это действительным и библейским? Давайте подробнее рассмотрим концепцию помазания.
Значение Помазания
Акт «помазания» или «быть помазанным» означает смазывание или натирание маслом в рамках религиозной церемонии, чтобы сделать кого-то или что-то священным. Греческое значение слова «помазать» состоит из двух слов: chrio , что означает «мазать или втирать масло», и aleipho , что означает «помазать». На иврите термин масах имеет светское значение, например, натирание щита маслом, размазывание краски по дому или помазание тела маслом. Подробнее об исходном определении и использовании здесь.
Независимо от определения происхождения или использования, цель помазания состоит в том, чтобы отделить человека, место или вещь для божественного использования. Он предназначен для того, чтобы дать людям возможность выполнять Божью работу, защищать или описывать избавление Мессии.
Согласно сайту Got Questions.com, изначально помазание маслом применяли пастухи. Их овец часто беспокоили и пачкали вши и насекомые, которые могли даже убить овцу, если насекомые проникли глубоко в кожу или уши овцы. Поэтому пастухи поливали голову овцы маслом, делая ее слишком скользкой, чтобы насекомые могли ползать, и они просто падали. После этого помазание стало символом защиты, расширения возможностей и благословения, каким мы его знаем сегодня.
Где в Библии используется термин «помазанник»?
С каждым из четырех видов использования помазания, перечисленных выше, связаны стихи:
Отделить
4 Царств 9:6 — «Ииуй, оставив других, вошел в дом. Тогда молодой пророк возлил масло на голову Ииуя и сказал: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помажу тебя царем над народом Господним, Израилем».
Бытие 28:18 — «Так рано утром взял Иаков камень, который положил себе под голову, и поставил его памятником, и возлил на него елей».
Уполномочивание людей
2 Коринфянам 1:21-22 — «И это Бог, который утверждает нас с вами во Христе, и помазал нас, и Он положил на нас Свою печать и дал нам Свой дух в нашем сердца в качестве гарантии».
Защита
1 Паралипоменон 16:21-22 — «Он никому не позволял угнетать их; он укорял царей за них, говоря: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим!» Не делайте зла пророкам моим!»
Иакова 5:14 — «Болен ли кто-нибудь из вас? Пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне».
Помазанник
Псалом 89:51 — «Насмешки, которыми насмехались враги Твои, Господи, которыми они насмехались над каждым шагом Помазанника Твоего».
Кто такой «Помазанник» упоминается в Библии?
В Деяниях 10:38 говорится: «И вы знаете, что Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силою. Тогда Иисус ходил, благотворя и исцеляя всех, угнетаемых диаволом, потому что с ним был Бог». Однако Иисус был не единственным помазанником, как видно из приведенного выше псалма Давида. Помазанником мог быть любой человек, назначенный Богом для отделения или выполнения задачи.
Хотя многие могут быть помазанниками, Иисус является mashiyach , или Мессией, высшим помазанником. Он наш избавитель и мост, который дает всем христианам силу продолжать его дела. Если бы не работа Иисуса, Бог не послал бы «помощника» или святого духа. Без Иисуса наши возможности в выполнении Божьей работы были бы ограничены.
Могут ли быть помазаны другие люди?
Нет ничего плохого в том, что церковные лидеры и единоверцы помазывают друг друга маслом сегодня. Вам не нужно становиться королем, чтобы быть помазанником. Мы можем помазать наши дома, наши общины, нашу семью, друзей, единоверцев и т. д., но требование состоит в том, что это должно быть действием Господа. Это означает, что мы не можем помазать себя, а затем заявить, что мы всесильны. И мы не должны помазывать свой дом и заявлять, что он более ценен, чем он есть на самом деле. Это положение сердца не от Господа.
Многие христиане верят, что сила в самом масле. В то время как масло является символом Божьей защиты и благословения, сама сила представляет собой призыв от Бога выполнять работу Его сердца здесь, на Земле. Все, что выходит за рамки слова или плода духа (Галатам 5:22), не от Бога и не должно быть помазано как таковое.
Как христианам сегодня следует относиться к Иисусу как к Помазаннику?
Иисус является пионером для человека и должен рассматриваться как тот, кто помазывает. Он величайший из них. Он является мостом, который привел к тому, что святой дух был передан нам. В Евангелии от Иоанна 14:12 Он сказал: «Истинно говорю вам: всякий, верующий в Меня, будет делать дела, которые Я творю, и даже больше сих сотворит, потому что Я иду к Отцу». Дела, которые совершал Иисус, распространяли надежду, делились любовью, давали исцеления, и это именно то, к чему Он призывал нас. В Иоанна 14:26 Он сказал: «Но Ходатай, Дух Святой, Которого пошлет Отец от имени Моего, научит вас всему и напомнит вам все, что Я сказал вам».
В качестве примера мы можем посмотреть на его демонстрацию в Луки 7:45-46 как на путь осуществления этого великого посвящения. Здесь к Иисусу, когда он обедал, подошла «безнравственная» женщина из города, видимо, полная вины.