Поучение владимира мономаха отрывок нравственные заветы древней руси: Конспект урока ««Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси» 7 класс скачать

Разное

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Урок литературы в 7 классе

Урок№7-8

Дата:

Тема: «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Цель: обзорное знакомство с жанром летописи, знакомство с повестью, выявление её специфики.

Ход урока.

1. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Слушаем рассказ о Владимире Мономахе ученика, выпол­нявшего индивидуальное задание.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс русским людям.

В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось.

В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было вос­становлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослуш­ников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Но после его смерти в 1132 году распри начались вновь уже среди потомков Монома­ха. Спокойствию на Руси пришёл конец.

— Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авто­ры поучений?

Читаем отрывок из «Поучения», данный в учебнике-хрестоматии, вслух. Обязательно спросим у детей, какое впечат­ление сложилось у них после прочтения этого текста. Объясним, что этот отрывок — лишь малая часть произведения.

«Поучение» состоит из собственно поучения, обращенного к «чадам» и рассказа Владимира о своей жизни. В начале «Поуче­ния» Мономах наставляет чад своих, как жить «Бога ради и ду­ши своей»: не забывать бога, не иметь гордости в сердце и в уме, уважать старых людей, не лениться, думать, прежде чем что-то сказать. .. Владимир Мономах выписывает ряд цитат из Священ­ного писания.

Очень важной является идея Мономаха о том, что не только, затворничеством, монашеством и голоданием, «но малым делом можно получить милость Божию»: «Бога ради, не ленитесь, мо­лю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затвор­ничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные доб­родетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Этими словами князь утверждает созидание как основу жизни отдельного человека и основу государственной политики.

2. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Комментарий:

Произведение, с которым предстоит познакомиться учащимся, очень похоже на сказку и житие одновременно. Это связано со своеобразной историей создания произведения. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Однако стоит обратить внимание на то, как на наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок многих народов, незаметно приобретает черты жи­тия русских святых. Цель этого жанра, о чем уже шла речь на предыдущих уроках, посвященных духовной литературе, — канонизация того или иного исторического лица, изображение его истинным слугою Бога, подвижни­ком, человеком, на которого снизошло божественное откровение. Иссле­дователи считают, что в основе первой и второй частей повести лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, от­гадывающей загадки. Таких героев действительно много в русских сказках (попросите ребят вспомнить их). Потом, во время чтения, обратите внима­ние на то, как в последующих частях образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых, а уж финал повес­ти— классический образец житийной литературы.

3.Слово учителя.

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке пи­сателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священ­ником в Пскове, потом протопопом (настоятель собора) дворцово­го собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом стал монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» бы­ла особенно популярна. Сохранилось множество списков этой по­вести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония — исторические лица. Они княжили в Муроме в начале ХШ века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой кре­стьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упо­минается в повести, существует и в наши дни, оно находится непо­далеку села Солотча, откуда родом была Феврония.

— Подумайте чем могут быть интересны произведения древ­нерусской литературы современному читателю?

{Ребята обращаются к эпиграфам урока.)

Повесть написана в форме жития. Каковы признаки жития? {Жизнеописание героя начинается с рассказа о детстве. Он проис­ходит от «благочестивых»родителей. В детстве не похож на других детей, заранее проявляя признаки будущей мудрости. В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувст­вовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.)

Житие святого повествование о жизни святого, созданием ко­торого обязательно сопровождается официальное признание его святости (канонизация). Как правило, в житии сообщается об ос­новных событиях жизни святого, его христианских подвигах (бла­гочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижиз­ненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым

правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например св. Мария Египетская). В «Повести» Ермолая-Еразма некоторые черты святого прослеживаются скорее у кня­зя Петра, чем у его супруги, которая к тому же, как следует из тек­ста, совершает свои чудесные исцеления скорее собственным ис­кусством, нежели по воле Бога.

— Кроме того, в этой повести мы можем увидеть признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змей-оборотень; жена Павла выпытывает у него, от чего он может умереть; меч — кладенец, от которого гибнет змей; мудрая дева, говорящая загадками; чудесное превращение хлебных крошек в ладан; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка.)

В центре нашего внимания произведение, которое привлекает прежде всего необычностью своего названия — «Повесть от жития святых новых чудотворец муромских князя Петра и княгини Фев-ронии», которую написал Ермолай-Еразм.

4. Чтение повести (повесть читает учитель, поясняя непонят­ные слова).

— Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

5. Разбор и выделение особенностей.

— Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития мы можем обнаружить в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испыта­ния проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы?

(Повесть написана в форме жития, но содержание повести отли­чается от канонического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Фев­рония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей).

— Повесть была необыкновенно популярна на Руси: сохра­нилось более 150 ее списков. Чем же привлекала она со­временников?

(Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запо­минающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезью житейской мудрости.)

ак отвечает на вопросы Февронии посланный за нею слу­га? Почему же он не может ничего понять в словах дочери древолаза?

{Характер преподобной будущей княгини Февронии создается как характер исключительный, она обладает всеми качествами, необхо­димыми для княжеской жены. )

Найти в тексте повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

— Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь?

— К кому обращается Феврония в трудные минуты? {Вспомним, что это не только повесть, но и житие к Богу.)

— Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему вырастают срубленные деревья? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда об­наружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами образ русской святой, причем созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее бла­гочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и призна­нием атом, что не достоин он описать житие святых).

Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор произведения использует элементы сразу нескольких жанровых форм — исторической повести, волшебной и бытовой сказки, ос­новной же формой является житие.

Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

6. Составление таблицы. Работа в группах.

Каждая группа получает задание найти в произведении черты жи­тия или элементы сказки. Результат работы обсуждается и оформля­ется в следующую таблицу (заполняется по ходу обсуждения).

Признаки сказки

Черты жития

1. Сказочный зачин. 2. Первая часть похожа на народ­ную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. «От чего ему смерть?»: добро по­беждает зло, так как Петр побеж­дает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч 6. Есть загадки, которые часто при­ходится отгадывать героям сказок. 7. Есть, так же как в сказке, хитро­умные задания-испытания (зада­ние Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоян­ные эпитеЧы («лукавый змей» «мудрая дева»).

1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, свя­той; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово свя­тым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Божьим». 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исце­ляла больных). 5. Необычная смерть и по­смертные чудеса.

В процессе обсуждения останавливаемся на важных моментах.

Тема — история любви, а не жизнеописание святого, нет опи­саний страданий.

Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал пра­ведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство.

Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляю­щий святого.

В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

7. Подведение итогов.

В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. — Зачем же автор использует элементы разных жанров? На этот вопрос ответьте дома, выполнив задания учебника.

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) повес­ти от лица одного из персонажей.

2. Провести словарную работу: задание № 2 в учебнике.

«Поучение» Владимира Мономаха: Нравственные заветы Древней Руси | План-конспект урока по литературе (6 класс):

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Чебоксары

Конспект урока литературы

«Поучение» Владимира Мономаха:

Нравственные заветы Древней Руси


Цели:

Формирование у участников проекта эмпатической культуры, чувства сопереживания, сострадания к окружающим, близким людям посредством изучения древнерусской православной литературы, 

расширить знания учащихся о древнерусской литературе;

сформировать представление о нравственных заветах наших предков и уважительное к ним отношение.

Задачи:

развить понятие о летописи;

сформировать представление о поучении как жанре древнерусской литературы;

расширить словарный запас;

развить устную и письменную речь;

научить составлять текст в жанре поучения для самого себя.

Предварительная работа: дифференцированные задания учащимся (индивидуальные — сообщение по словарю литературоведческих терминов (толкование понятия «поучение»), подготовка биографической справки о Владимире Мономахе (создание презентации) и выразительного чтения «Поучения» Владимира Мономаха; создание постера «поучение» для самого себя.

Эпиграфы:                                                                            

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки

веков.

Владимир Мономах

Словарная работа: поучение

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Формулирование целей и задач урока.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

1) Фронтальный опрос в форме викторины с демонстрацией слайд-презентации «Русские летописи и  их  авторы»:

— В каком веке появилась древнерусская литература?

— Назовите, каких исследователей древнерусской литературы вы знаете?

— Как назывались мастера, которые создавали древнерусские книги, а именно:

— Кто воспроизводил основной текст?

— Кто делал вязь киноварью?

— Кто выполнял заставки и буквицы?

— Кто писал миниатюры?

— Кто покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр?

— Кто оформлял оклад?

Укажите на иллюстрации древней книги ее элементы:

— вязь

— заставки

— буквицы

— миниатюры

— скань

— оклад

— Как назывался самый ранний сборник «Повести временных лет»?

2) Сообщение учителя: «Книги на Руси создавались очень долго, писались медленно, читателей у них было немного – в основном князья и монахи. Первые русские книги появились на Руси только в ХI веке, будучи основаны на христианских традициях. Часто это был сборник произведений разных жанров. Он включал послания, сказания, жития, хождения, поучения, летописи».

3. Изучение новой темы.

Что вы знаете о Владимире Мономахе?

1)Сообщение учащегося о Владимире Мономахе (1053-1125)

2) Словарная работа: изучение литературоведческого термина «поучение». Как вы понимаете значение этого слова?

3)Индивидуальное сообщение учащегося по итогам работы со словарем литературоведческих терминов.

4)Выразительное чтение специально подготовленным учащимся текста «Поучения».

        4. Первичное усвоение новых знаний

Беседа по содержанию прочитанного (Работа с книгой).

-В чем смысл поучений Владимира Мономаха?

-Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т. д.)

-Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети  и внуки будут относиться к нам и т.д.)

-Каким советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? Почему?

«Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир. Князь побуждает читателя к доброй деятельности. Любовь и милость для него – начала христианской жизни, любого дела. Нравственное завещание нашего великого предка своим детям поучительно и для нас, оно не утратило своего значения до сих пор, ибо автор призывает следовать вечным человеческим ценностям.

        5. Творческое применение знаний.

Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к самому себе. Записывается план «поучения» для самого себя и создается словарь наиболее употребляемых слов и выражений в тетради.

Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с окружающими. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать самому себе, от чего уберечь, что внушить?

Как можно назвать свою работу?

С чего, как вы считаете, нужно начать поучение?

На что можно указать далее?

Что нужно включить в основную часть «поучения»?

Как можно закончить поучение?

        6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обобщение, систематизация изученного.

Беседа:

Какую тему вы сегодня изучали?

Что узнали нового, полезного для себя?

К чему призывает Владимир Мономах в своем произведении?

Почему заветы великого князя не утратили своего значения и поныне?

Словесный комментарий деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.

7. Комментарий домашнего задания: написать поучение самому себе, оформив в форме постора (как в электронном, так и в бумажном варианте, по выбору), используя при этом составленный в классе план и опорные слова.

Святая Русь: памятники средневековой литературы | История русской литературы

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kahn, Andrew and Ersion,

‘Holy Rus’: достопримечательности в средневековой литературе ‘

,

История российской литературы

(

, Оксфорд,

2018;

онлайн,

3

,

2018;

онлайн,

3

,

,

2018;

Oxford Academic

, 24 мая 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0004,

, по состоянию на 2 января 2023 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждается, как тексты устанавливали и закрепляли связь между духовной благодатью Киевской и Северной Руси и монашеской жизнью. Жития, проповеди и молитвы, написанные в монастырях и включенные в местные сборники, помогли распространить основные представления об обращении Владимира в Киеве и о неразрывной связи между территорией Руси, уже считавшейся в фольклоре волшебным местом, и Православная вера. В главе представлены типы национальных и индивидуальных историй, рассказанных в литературе. Текстовое производство по-прежнему базировалось в монастырях и оставалось стабильным как рукописная культура, но новые стили письма изменили и усилили риторический характер широкого спектра форм, включая агиографию, легенды, рассказы о чудесах и юродивых и проповеди.

Ключевые слова:
рассказы об основании, проповеди, жития святых, чудеса, молитва, богатырские миряне, культ Марии, юродивый, словесное плетение

Предмет

Литературоведение — Мир

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы