Поучения и наставления святых отцов: Наставления Святых Отцов — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно
Содержание
Поучения Оптинских Старцев
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла Патриархия
- Наместник
- История монастыря
- Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница Наследие Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- 3D-экскурсия
- Храмы
- Паломникам
- Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
- Проповеди
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи Ноты Исповедный листок
- Публикации
- Аудиогалерея
- Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Пожертвования
- Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
- Поиск по сайту
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте
Официальный сайт Шамординского монастыря
Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.
преп. Никон
Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: „Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые…» Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать – считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание – корень зла.
преп. Никон
Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.
преп. Никон
Карасукская и Ордынская Епархия | Карасукская и Ордынская Епархия
С ненавистью и ксенофобией нам не по пути (видео)
16 ноября иерей Михаил Прут, настоятель храма во…
Экскурсия школьников в здвинском храме
17 ноября иерей Михаил Прут провел экскурсию с…
Епископ Филипп принял участие в пленарном заседании XXVI Новосибирских Рождественских образовательных чтений
17 ноября 2022 года по благословению митрополита Новосибирского…
В р.
п. Чистоозерное организован сбор средств и гуманитарной помощи для военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции
В храме в честь Успения Пресвятой Богородицы районного…
День народного единства в Кочках
4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери,…
Димитриевская родительская суббота в с . Комарье
5 ноября, в Димитриевскаую родительскую субботу, в селе…
В г. Кемерово завершился молодежный форум “Моя православная Сибирь”
С 10 по 13 ноября в Кемеровской епархии…
Архиерейская Литургия в кафедральном соборе г. Карасука
13 ноября/воскресение. В Неделю 22-ю по Пятидесятнице Его…
Открытие храма во имя Архистратига Михаила в с. Михайловке Карасукского района
12 ноября 2022 года в селе Михайловке Карасукского…
Епископ Филипп поздравил начальника МО МВД России “Карасукский” Садовского Геннадия Владимировича с Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
Уважаемый Геннадий Владимирович! Сердечно поздравляю Вас, сотрудников и…
Новости
16 ноября иерей Михаил Прут, настоятель храма во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Здвинска, посетил Здвинский аграрный лицей. Тема беседы с учащимися звучала так: «С ненавистью и…
Подробнее →
17 ноября иерей Михаил Прут провел экскурсию с учениками 11-го класса средней образовательной школы с. Цветники Здвинского района в храме во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Здвинска.
Подробнее →
17 ноября 2022 года по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима в Новосибирске прошло пленарное заседание XXVI Новосибирских Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». От Карасукской…
Подробнее →
В храме в честь Успения Пресвятой Богородицы районного поселка Чистоозерное организован сбор средств и гуманитарной помощи на нужды армии: в частности для военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции на…
Подробнее →
4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери, по окончании Божественной литургии протоиерей Александр Лупарев в приветственном слове на концерте, посвященном Дню народного единства и празднику Казанской иконы Божией Матери,…
Подробнее →
5 ноября, в Димитриевскаую родительскую субботу, в селе Комарье была совершена Божественная литургия, за которой Святых Христовых Таин причастились 5 человек. После Литургии протоиерей Александр Лупарев совершил панихиду по усопшим.
Подробнее →
С 10 по 13 ноября в Кемеровской епархии Кузбасской митрополии проходил межрегиональный молодежный форум “Моя православная Сибирь”, в работе которого приняли участие представители церковных и светских молодежных общественных организаций, руководители…
Подробнее →
13 ноября/воскресение. В Неделю 22-ю по Пятидесятнице Его Преосвященство епископ Филипп совершил Божественную литургию в кафедральном соборе св. апостола Андрея Первозванного г. Карасука, ему сослужили секретарь Карасукской епархии иерей Антоний…
Подробнее →
12 ноября 2022 года в селе Михайловке Карасукского района была совершена первая Божественная литургия. Его Преосвященство Филипп, епископ Карасукский и Ордынский, и иерей Антоний Баранов совершили малое освящение храма и…
Подробнее →
Уважаемый Геннадий Владимирович! Сердечно поздравляю Вас, сотрудников и ветеранов с профессиональным праздником — Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации! В этот день мы приносим глубокую благодарность сильным и мужественным…
Подробнее →
Было ранее
Пленарное заседание XXVI Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений — 17 ноября 2022 года — «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» МЕСТО: Камерный зал ГАУК НСО «Новосибирская Филармония» (Красный проспект, 32) Время проведения: 11:00-13:00 Регистрация участников: 10. 00
Подробнее →
Торжественное открытие XI Ордынских Рождественских образовательных чтений “Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека” состоится 22 ноября 2022 г. Чтения пройдут в здании администрации Ордынского района.
Подробнее →
14 ноября 2022 года в Техническом лицее №176 г. Карасука состоится открытие XI Карасукских Межрайонных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Они пройдут в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. С 10.00 до 13.00 в лицее будет работать выставка-презентация…
Подробнее →
В субботу 29 октября, в день чествования святителя Иоанна, митрополита Тобольского, иерей Сергий Гранкин совершил шестую в этом году миссионерскую поездку в с. Чингиссы, где в храме во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла совершил Божественную литургию. За богослужением присутствовало 27 человек, из них 14 прихожан…
Подробнее →
Святитель Нектарий Эгинский и его наставления 9/22 ноября мы вспоминаем святителя Нектария Эгинского, современного подвижника и чудотворца. Жизнь его удивительна: Господь являл попечение о Своем угоднике видимым и ощутимым образом. Святитель Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в бедной многодетной семье в селе Силиврии Фракийской,…
Подробнее →
4 ноября, в день праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы, иеромонах Мелхиседек (Свистелин), благочинный Центрального округа Карасукской епархии, совершил Божественную литургию в храме во имя святого апостола и евангелиста Луки г. Купино. По окончании Литургии батюшка принял участие в праздничном мероприятии, посвященном Дню Народного Единства, которое прошло в актовом…
Подробнее →
Церковно-государственный праздник День народного единства – важное духовное и культурное событие в нашей стране. Поэтому в Доволенском районе состоялось торжественное мероприятие, в котором приняли активное участие администрация района, творческие коллективы и православный приход. Программа была наполнена патриотическим содержанием, а выступление протоиерея Андрея Гусева, благочинного Северного…
Подробнее →
8 ноября на границе Карасукского и Баганского районов был установлен и освящен Поклонный Крест-икона. Чин его освящения совершил епископ Карасукский и Ордынский Филипп в сослужении секретаря Карасукской епархии иерея Антония Баранова, иерея Антония и казаков Карасукского района. По его завершении Владыка произнес проповедь на тему…
Подробнее →
Говорят, на войне неверующих не бывает. Не беремся отвечать за все страны мира, но для российского воинства — это точно. Вера в государство, в свою страну, в боевых товарищей, и — как начало и одновременно венец — вера в Бога. «Мы русские — с нами…
Подробнее →
На сайте Федерального Агентства Новостей riafan.ru 3 ноября с. г. появилась информация о том, что силовики задержали сотрудника безопасности аэропорта «Симферополь», который хотел устроить теракт в местном Свято-Никольском храме. Мужчина заявил, что взрывом он и его сообщник хотели поддержать ВСУ. По данным СМИ, уроженцы Украины…
Подробнее →
Вдохновенное и верное руководство к истинному христианству сегодня
Помните своих наставников, которые проповедовали вам слово Божие,
чья вера последует, взирая на конец их жизни. .. Не увлекайтесь различными и
странные учения. (Евреям 13:7, 9)
НИКОГДА НЕ БЫЛО такого века лжеучителей, как этот жалкий 20 век, поэтому
богат материальными гаджетами и так беден умом и душой. Все мыслимые мнения, даже
абсурднее, даже те, которые до сих пор отвергались всеобщим согласием всех цивилизованных
у народов теперь есть своя платформа и свой «учитель». Некоторые из этих учителей
приходят с демонстрацией или обещанием «духовной силы» и ложных чудес, как
у некоторых оккультистов и «харизматов»; но большинство современных учителей
предлагают не более чем слабую смесь непереваренных идей, которые они получили «из
воздуха», так сказать, или от какого-нибудь современного самозваного «мудреца» (или
женщина), который знает больше всех древних, просто живя в нашей
«просвещенное» современность. В результате философия имеет тысячу школ и
«Христианство» тысячи сект. Где искать правду во всем этом, если
в самом деле, его вообще можно найти в наши самые заблудшие времена?
Только в одном месте можно найти источник истинного учения, исходящего от Бога
Сам, не уменьшающийся с веками, а всегда свежий, один и тот же во всех
тех, кто истинно учит этому, ведя тех, кто следует ему, к вечному спасению. Это место
Православной Церкви Христовой, источник есть благодать Всесвятого Духа, и истинный
учителями Божественного учения, которое исходит из этого источника, являются святые отцы
Православная Церковь.
Увы! Как мало православных христиан знают это, и знают достаточно, чтобы пить из этого источника!
Сколько современных архиереев пасут паству не на истинных пажитях души,
святых отцов, а по пагубным путям современных мудрецов, что-то обещающих
«новых» и стремятся только к тому, чтобы христиане забыли истинное учение св.
Отцы, учение, которое — совершенно верно — совершенно не согласуется с
ложные идеи, которые правят современностью.
Православное учение святых отцов не является чем-то одновековым, будь то
«древний» или «современный». Он был передан в непрерывной последовательности
со времен Христа и Его апостолов до наших дней, и никогда не было
время, когда нужно было найти «потерянное» святоотеческое учение. Даже когда
многие православные христиане могли пренебрегать этим учением (как, например, в
наших дней), его истинные представители все еще передавали его тем, кто жаждал
получить это. Были великие святоотеческие эпохи, такие как ослепительная эпоха четвертого
века, и были периоды упадка святоотеческого сознания среди православных.
христиане; но не было периода от самого основания Церкви Христовой на
земля, когда святоотеческая традиция не руководила Церковью; не было века
без своих святых отцов. Святой Никита Стифат, ученик и биограф св.
Симеон Новый Богослов писал; «Богом было даровано, что от
из поколения в поколение не должно прекращаться приготовление Святым Духом Его
пророков и друзей для порядка Его Церкви» 9.0006
Самое поучительное для нас, последних христиан, руководствоваться и вдохновляться
от святых отцов нашего и недавнего времени, живших в условиях подобных
к нашему и при этом сохранили неповрежденным и неизменным то же вечно свежее учение, которое не
на одно время или расу, но на все времена до скончания века и на всю расу
православные христиане.
Однако, прежде чем рассмотреть двух недавних святых отцов, давайте проясним, что для
Для нас, православных христиан, изучение святых отцов не есть праздное академическое занятие.
Многое из того, что в наши дни считается «патристическим возрождением», едва ли больше, чем
игрушкой инославных ученых и их «православных» подражателей, ни один из которых
когда-либо «открывал» святоотеческую истину, ради которой он был готов пожертвовать своим
жизнь. Такая «патрология» есть лишь рационалистическая наука, которая
святоотеческое учение для своего предмета, никогда не понимая, что подлинное учение
Святых Отцов содержит истины, от которых зависит наша духовная жизнь или смерть.
Такие псевдо-патристики тратят время на то, чтобы доказать, что
«псевдо-Макарий» был мессалианским еретиком, не понимая и не практикуя
чистое православное учение истинного преподобного Макария Великого; что
«псевдо-Дионисий» был а. рассчитанный фальсификатор книг, чьи мистические и
духовные глубины совершенно вне его обвинителей; что глубоко христианин и
монашеская жизнь св. Варлаам и Иоасаф, переданные святым Иоанном Дамаскином, ничто
а «пересказ истории Будды»; и сотни подобных басен, изготовленных
«экспертами» для доверчивой публики, не имеющей понятия об агностической атмосфере
в которых делаются такие «открытия». Где есть серьезные ученые
вопросы относительно некоторых святоотеческих текстов (которые, конечно, есть), они будут
конечно, не решить, направив их к таким «экспертам», которые полны
чужды истинной святоотеческой традиции и живут только за ее счет.
Когда «православные» ученые подхватывают учение этих псевдо-патристических
ученых или проводить свои собственные исследования в том же рационалистическом духе, результат может быть
трагический; ибо таких ученых многие считают «представителями Православия» и
их рационалистические высказывания являются частью «подлинно святоотеческого»
мировоззрение, тем самым вводя в заблуждение многих православных христиан. Отец Александр Шмеман, например,
делая вид, что освободился из «западного плена», который в его
незнание истинного святоотеческого предания последних столетий (которое следует
в монастырях, чем в академиях), он воображает, что полностью господствовал
Православное богословие в новое время само стало пленником протестантского
рационалистические идеи относительно литургического богословия, на что хорошо указал
Протопресвитер Михаил Помазанский, настоящий святоотеческий богослов современности. [1]
К сожалению, столь четкого разоблачения псевдоученого русского языка еще предстоит сделать.
святых и отцов, Г. П. Федотова, который воображает, что преподобный Сергий «был первым
русский святой, которого можно назвать мистиком» (тем самым игнорируя четыре века
столь же «мистических» русских отцов, предшествовавших ему), бессмысленно ищет
«оригинальность» в «литературном творчестве» св. Нила Сорского (таким
показывая, что он даже не понимает значения предания в православии), клевещет
великий православный святой Тихон Задонский, как «сын западного барокко
а не наследник восточной духовности» [2] и с большой искусственностью пытается
сделать св. Серафима (который на самом деле настолько поразительно в святоотеческой традиции, что он
едва отличимый от великих отцов египетской пустыни) в
«исключительно русское» явление, которое было «первым известным представителем
этот класс духовных старцев ( старти ) в России», чей «подход к
мир беспрецедентен в восточной традиции», и кто был «самым
предтечей новой формы духовности, которая должна прийти на смену просто аскетической
монашество. » [3]
К сожалению, последствия такой псевдоучености часто проявляются в реальной жизни;
легковерные души, принявшие эти ложные выводы за подлинные, начинают работать на
«богослужебное возрождение» на протестантских началах, преображение св. Серафима (игнорирование
его «неудобные» учения о еретиках, которыми он делится со всем
святоотеческой традиции) в индуистского йогина или «харизматика», и вообще
относиться к святым отцам так же, как и большинство современных ученых — без почтения и
благоговение, как если бы они были на одном уровне, как упражнение в эзотерике или как некое
интеллектуальной игры, а не как руководство к истинной жизни и спасению.
НЕ ТАК ВЕРНЫ православные ученые; не таково истинное православное святоотеческое предание,
где подлинное, неизменное учение истинного христианства передается в непрерывном
преемственность как в устной, так и в письменной и печатной форме, от духовника к
духовный сын, от учителя к ученику.
В XX веке один православный иерарх особенно выделяется своим святоотеческим
ориентацииАрхиепископ Полтавский Феофан (+ 1940, память 6 февраля), один из
основатели свободной Русской Зарубежной Церкви, а может быть, и главный архитектор
ее бескомпромиссная и традиционалистская идеология. В годы, когда он был заместителем председателя
Синод епископов этой Церкви (1920-х годов), он получил широкое признание как самый
святоотечески настроенных всех русских богословов за границей. В 1930-е годы вышел на пенсию в
полное уединение, чтобы стать вторым Феофаном Затворником; и с тех пор он,
к сожалению, очень сильно забыт. К счастью, память о нем свято хранилась его
учеников и последователей, а в последние месяцы один из его ведущих учеников, архиеп.
Аверкий из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, опубликовал свою биографию.
вместе с рядом его проповедей. [4] В этих проповедях можно ясно увидеть
благоговение и благоговение святителя перед святыми отцами, его ученичество по отношению к ним и
его превосходящее смирение, которое будет удовлетворено только тогда, когда он не передает ничего из своего
собственные, а только идеи и самые слова святых отцов. Так, в проповеди на
В воскресенье Пятидесятницы он говорит: «Учение о Святой Троице есть вершина
христианское богословие. Поэтому я не берусь излагать это учение своими словами,
но излагаю словами святых и богоносных богословов и великих отцов
Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов и Василий Великий. Мой
только губы, но их слова и мысли. Они преподносят Божественную трапезу, а я
Я всего лишь слуга их Божественного пира».
В другой проповеди архиепископ Феофан приводит причины своего самоуничижения
перед Святыми Отцами – характеристика, столь типичная для великих передатчиков
Святоотеческое учение, даже великие богословы сами по себе, такие как архиеп.
Феофана, но которое столь вопиюще искажается светскими учеными как «отсутствие
оригинальности». В своей проповеди в Неделю Святых Отцов Шестого
На Вселенском соборе, данном в 1928 году в Варне, Болгария, он предлагает верующим «а
слово о значении святых отцов и учителей Церкви для нас, христиан.
В чем состоит их величие и в чем их особое значение для нас
зависеть? Церкви, братья, 9 лет.0004 дом живого Бога, столп и основание
истина (I Тим. 3:15). Христианская истина хранится в Церкви во Святом
Писание и Священное Предание; но требует правильной консервации и правильного
интерпретация. Значение святых отцов именно в этом:
что они являются наиболее способными хранителями и толкователями этой истины в силу
святость их жизни, их глубокое знание слова Божия и изобилие
благодати Святого Духа, живущей в них». Остальная часть этой проповеди
состоит только из цитат самих святых отцов (свт. Афанасия
Великий, Василий Великий, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат) в поддержку этого
Посмотреть.
Последний святой отец, которого архиепископ Феофан подробно цитирует в своем
проповеди, является близкой ему по времени, предшественником его в передаче
подлинной святоотеческой традиции в России — епископ Игнатий Брянчанинов. У него есть
двойное значение для нас сегодня: он не только святой отец почти нашего времени,
но и его поиски истины очень похожи на поиски искренних искателей истины сегодня, и
таким образом он показывает нам, как «просвещенный современный человек» может
от господствующего рабства перед современными идеями и образами мышления и войти однажды
снова чистая атмосфера святоотеческих – то есть истинно православных христианских идей и
способы мышления. Нас чрезвычайно вдохновляет чтение, по словам епископа
Сам Игнатий, как военный инженер разорвал оковы «современного знания»
и вошел в святоотеческую традицию, которую получил, кроме книг, непосредственно
от ученика блаженного Паисия Величковского и дошедших до наших дней.
«Когда я был еще студентом», — цитирует епископа Игнатия архиепископ Феофан,
[5] «Для меня не было ни удовольствий, ни развлечений!
заманчиво для меня. Мой ум был полностью погружен в науки, и в то же время я был
горя желанием узнать, где истинная вера, где истинное учение
его, чуждые ошибкам как догматическим, так и моральным.
«В то же время моему взору уже предстали границы человеческого
знания в высших, всесторонне развитых науках. Подойдя к этим границам, я попросил
науки: «Что ты даешь, что человек может назвать своим? Человек вечен, и что
его собственное должно быть вечным. Покажи мне это вечное владение, это истинное богатство, которое я
может взять с собой в могилу! До сих пор я вижу только знание, которое заканчивается
земле, которая не может существовать после отделения души от тела». 0006
Ищущая молодежь интересовалась по очереди математикой, физикой, химией, философией,
показывая свое глубокое знание их; затем географии, геодезии, лан. датчики,
литература; но он находит, что они все земли. В ответ на все его мучения
на допрос он получил тот же ответ, что и в нашем еще большем количестве
«просвещенный» 20 век: «Науки молчали».
Затем, «за удовлетворительным ответом, действительно необходимым и живым ответом, я обратился к
вера. Но где ты сокрыта, истинная и святая Вера? Я не мог узнать тебя в
фанатизм [папизм], не запечатленный евангельской кротостью; он дышал страстью и
высокомерие! Я не мог узнать вас в произвольном учении [протестантизме], которое
отделилась от Церкви, сочинила свою новую систему, тщетно и гордо провозглашая
открытие новой, истинной христианской веры, по прошествии восемнадцати столетий от
Воплощение Бога Слова! Ой! В каком тяжелом смятении была моя душа! Как ужасно
оно было утяжелено! Какие волны сомнения поднялись против него, порожденные недоверием к
себя, от недоверия ко всему, что шумело, кричало вокруг меня из-за моего
недостаток знаний, мое незнание истины.
«И стал я часто со слезами умолять Бога, чтобы Он не отдал меня в
жертвой заблуждению, но чтобы Он мог указать мне правильный путь, по которому я должен направить
к Нему мое невидимое путешествие ума и сердца. И, о чудо! Внезапно мысль
стояла передо мной… Мое сердце рвалось к ней, как к объятиям друга. Эта мысль
вдохновил меня на изучение веры в источники — в писания святых отцов! ‘Их
святость, — сказала мне мысль, — ручается за их достоверность: выбирай их для
ваши гиды. Я повиновался. Я нашел средства для получения дел святых угодников Божиих,
и с усердием я начал читать их, глубоко исследовать их. Прочитав некоторые, я бы
беритесь за других, читайте их, перечитывайте, изучайте их. Что это было прежде всего
поразили меня в творениях отцов Православной Церкви? Это была их гармония, их
чудесный, великолепный, гармония. Восемнадцать столетий их устами свидетельствовали о
единое единодушное Учение, Божественное учение!
«Когда ясной осенней ночью гляжу на дорогое небо, усеянное бесчисленными звездами,
такие разные по размеру, но излучающие единый свет, то я говорю себе: таковы
писания отцов! Когда в летний день я гляжу на бескрайнее море, покрытое
множество разнообразных судов с распущенными парусами, подобными крыльям белых лебедей, суда
мчась под единым ветром к одной цели, к одной гавани, я говорю себе: таковы
писания отцов! Когда я слышу стройный, многоголосый хор, в котором разные
голоса в изящной гармонии поют единую Божественную песнь, тогда я говорю себе: таковы
писания отцов!
«И какое учение я нахожу в них? Я нахожу учение, повторяемое всеми
отцов, а именно, что единственный путь ко спасению есть непоколебимое следование
наставления святых отцов. «Видели ли вы, — говорят, — кого-нибудь, обманутого ложным
учения, погибая от неправильного выбора подвигов?то знайте, что он
следовал самому себе, своему разумению, своим мнениям, а не учению
Отцов (Авва Дорофей, Пятое наставление), из которого слагается догматическое и
нравственная традиция Церкви. С этой традицией как бесценным достоянием Церковь
кормит своих детей.
«Эту мысль послал Бог, от Которого всякое доброе дарование, от Которого доброе
мысль есть начало всякого добра… Эта мысль была для меня первой гаванью
в стране правды. Здесь моя душа нашла отдых от волн и ветров. Эта мысль
стал краеугольным камнем для духовного строительства моей души. Эта мысль стала моей
путеводная звезда. Он стал постоянно освещать для меня очень трудное и
многострадальный, узкий, невидимый путь ума и сердца к Богу. я посмотрел на
религиозного мира с этой мыслью, и я увидел: причина всех заблуждений заключается в
неведении, в забывчивости, в отсутствии этой мысли.
«Чтение отцов ясно убедило меня, что спасение в недрах
Русская православная церковь, несомненно, была чем-то вроде западных религий.
Европы лишены, так как не сохранили в целом ни догматического, ни нравственного
учение Церкви Христовой с ее начала. Это открыло мне то, что есть у Христа
для человечества, в чем состоит грехопадение человека, зачем был нужен Искупитель, в чем
состоит в спасении, добытом Искупителем. Это внушило мне, что нужно
развить, ощутить, увидеть в себе спасение, без которого вера во Христа мертва, и
Христианство — это слово и имя, не воплощенное в жизнь! Он поручил мне посмотреть
на вечность как на вечность, перед которой тысяча лет земной жизни ничто, пусть
одна наша жизнь, которая измеряется какими-то полувеками, Научила меня тому, что земное
жизнь должна вести к подготовке к вечности… Она показала мне, что все земные занятия,
наслаждения, почести, превосходство — пустые игрушки, которыми играют взрослые дети и в
которые теряют блаженство вечности… Все это изложили святые отцы с
полной ясности в их священно великолепных писаниях».0006
Архиепископ Феофан завершает свое святоотеческое увещевание таким призывом:
«Братья, да будет эта добрая мысль [принятие святых отцов в руководство]
твоя путеводная звезда и во дни твоего земного странствования по волнам моря
жизнь!»
Истинность этого призыва, как и вдохновенных слов епископа Игнатия, не померкла
в течение десятилетий с тех пор, как они были произнесены. Мир пошел по пути отступничества
христианской Истины, и становится все более ясной безальтернативность этому
пути, кроме пути бескомпромиссного следования истине, который есть у святых отцов.
передал нам.
И все же мы должны идти к святым отцам не только для того, чтобы «узнать о них»; если мы сделаем
не более того, мы находимся не в лучшем положении, чем праздные спорщики Мертвых академий.
этой погибающей современной цивилизации, даже когда эти академии являются «православными»
и ученые богословы в них четко определяют и объясняют все о
«святость», «духовность» и « обожение », но
не опыт, необходимый, чтобы говорить прямо в сердце жаждущих душ и ранить их
в желание пути духовной борьбы, ни в знание обнаружить роковую ошибку
академических «теологов», говорящих о Боге с сигаретой или рюмкой в
руки, ни смелости обвинять отступнических «канонических» иерархов в их
предательство Христа. Надо идти к святым отцам, вернее, в чтобы стать
своих учеников, получить учение истинной жизни, спасения души, даже
зная, что, поступая так, мы потеряем благосклонность этого мира и станем изгоями
от него. Если мы сделаем это, мы найдем выход из запутанного болота современной мысли,
которое основано именно на отказе от священного учения отцов. Мы должны
находят, что святые отцы наиболее «современны» в том, что они прямо говорят
к борьбе православного христианина сегодня, давая ответы на главные вопросы
жизни и смерти, о которых академическая наука обычно боится даже спросить — и
когда задает их, дает безобидный ответ, который «объясняет» эти вопросы
тем, кто просто интересуется ими, но не жаждет ответов. Мы должны
найти истинное руководство от отцов, научившись смирению и недоверию к собственному суетному
житейской мудрости, которую мы всосали с воздухом этих чумных времен, посредством
доверять тем, кто угодил Богу, а не миру. Мы найдем в них истину
отцов, чего так не хватает в наши дни, когда во многих охладела любовь (Мф.
24:12) – отцы, чья единственная цель – привести нас, своих детей, к Богу и Его Небесному
Царство, где мы будем ходить и беседовать с этими ангельскими людьми в невыразимой радости
навсегда.
Нет проблемы нашего смутного времени, которую нельзя было бы решить с помощью
внимательное и благоговейное чтение святых отцов: проблема сект и
ереси, которые изобилуют сегодня, или расколы и «юрисдикции»; будь то
притворство духовной жизни, выдвинутое «харизматическим возрождением», или тонким
соблазны современного комфорта и удобства; сложные ли философские вопросы
такие как «эволюция» или простые моральные вопросы абортов,
эвтаназия и «контроль над рождаемостью»; то ли утонченное отступничество «сергианства», которое предлагает церковная организация
вместо Тела Христова, или грубость «обновленчества», которое
начинается с «пересмотра календаря» и заканчивается «восточным обрядом».
протестантизме». Во всех этих вопросах святые отцы и наши живые отцы,
следуйте за ними, наш единственный надежный проводник.
Епископ Игнатий и другие недавние отцы указали нам последних христиан, которые
Святых Отцов нам важнее всего читать, и в каком порядке. Эти показания
будут даны вместе с учением святых отцов и сведениями на английском языке
переводы отцов, в будущих номерах Православного Слова. Пусть это будет
вдохновение для всех нас, чтобы положить святоотеческое учение как краеугольный камень
созидание наших душ в наследие вечной жизни! Аминь.
1. «Литургическое богословие отца А. Шмемана»,
в Православное Слово , 1970, вып. 6, стр. 260-280.
2. Тезис, основательно опровергнутый Надеждой Городецкой в Святитель Тихон Задонский,
Вдохновитель Достоевского, SPCK, Лондон, 1951.
3. См. введение Федотова к писаниям этих святых в A Сокровищница
русской духовности, Sheed & Ward, New York, 1948.
4. Краткую жизнь его на английском языке можно прочитать в Православное Слово, 1969, нет. 5.
5. Из тома I Собрания сочинений епископа Игнатия на русском языке, стр. 396-40л.
Из Православное Слово , Том. 10, № 5 (сентябрь-октябрь 1974 г.), стр. 188–195.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Дом
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, книги отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19 долларов США..99…
Александр Александрийский
[СВЯТОЙ]
— Послания об арианской ереси и низложении Ария
Александр Ликопольский
— Из манихеев
Амвросий (340-397)
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— О христианской вере (De fide)
— О Святом Духе
— О тайнах
— О покаянии
— Об обязанностях духовенства
— О девственницах
— О вдовах
— О смерти Сатира
— Мемориал Симмаха
— Проповедь против Авксентия
— Письма
Афрахат/Афраат (ок. 280-367)
— Демонстрации
Архелай
— Акты диспута с ересиархом Манесом
Философ Аристид
— Извинение
Арнобиус
— Против язычников
Афанасий
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Против язычников
— О воплощении Слова
— Смещение Ария
— Утверждение веры
— К Луки 10:22 (Матфея 11:27)
— Циркулярное письмо
— Апология против Арианоса
— Декретис
— De Sententia Dionysii
— Вита С. Антони (Житие святого Антония)
— Объявление Епископа Египта и Ливии
— Apologia ad Constantium
— Апология фуги
— История Арианорум
— Четыре выступления против ариан
— Синодис
— Томус ад Антиохонос
— Afros Epistola Synodica
— История ацефала
— Письма
Афинагор
— Призыв к христианам
— Воскресение мертвых
Августин Гиппопотамский
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Признания
— Письма
— Город Бога
— Христианская доктрина
— На Святую Троицу
— Энхиридион
— О катехизации необразованных
— О вере и символах веры
— О вере в невидимое
— О пользе веры
— О Символе веры: Проповедь оглашенным
— При воздержании
— О благе брака
— О святой девственнице
— О пользе вдовства
— О лжи
— К консенсусу: против лжи
— О работе монахов
— О терпении
— Об уходе за умершими
— О морали католической церкви
— О морали манихеев
— О двух душах, против манихеев
— Деяния или диспуты против Фортуната Манихея
— Против Послания Манихея, называемого Фундаментальным
— Ответ Фаусту Манихею
— О природе добра против манихеев
— О крещении, против донатистов
— Ответ на письма Петилиана, епископа Цирты
— Заслуги и прощение грехов, а также крещение младенцев
— О Духе и Букве
— О природе и благодати
— О совершенстве человека в праведности
— О делах Пелагиуса
— О благодати Христа и первородном грехе
— О браке и вожделении
— О душе и ее происхождении
— Против двух писем пелагиан
— О благодати и свободе воли
— Об упреке и благодати
— Предопределение святых/Дар стойкости
— Нагорная проповедь Господа нашего
— Гармония Евангелий
— Проповеди по избранным урокам Нового Завета
— Трактаты о Евангелии от Иоанна
— Беседы на Первое послание Иоанна
— Монологи
— Рассказы или толкования псалмов
Вардесан (154-222)
— Книга законов разных стран
Варнава
[СВЯТОЙ]
— Послание Варнавы
Василий Великий
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Де Спириту Санкто
— Девять проповедей Гексамерона
— Буквы
Кайус
— Фрагменты
Климент Александрийский
[СВЯТОЙ]
— Кто такой богач, которого спасут?
— Увещевание язычникам
— Инструктор
— Строматы, или Сборники
— Фрагменты
Климент Римский
[СВЯТОЙ]
— Первое послание
— Послание второе [ЛОЖНОЕ]
— Два послания о девственности [ЛОЖНЫЕ]
— Признания [ЛОЖНЫЕ]
— Проповеди Клементины [ЛОЖНЫЕ]
Коммодианус
— Писания
Киприан Карфагенский
[СВЯТОЙ]
— Жизнь и страсти Киприана Понтия Диакона
— Послания Киприана
— Трактаты Киприана
— Седьмой Карфагенский собор
Кирилл Иерусалимский
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Катехизические лекции
Дионисий Римский
[СВЯТОЙ]
— Против савеллианцев
Дионисий Великий
— Послания и эпистолярные фрагменты
— Экзегетические фрагменты
— Разные Фрагменты
Ефрем Сирин (306-373)
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Гимны Нисибене
— Песни разные — На Рождество Христово во плоти, на праздник Богоявления и на веру («Жемчужина»)
— Беседы — О Господе, О вразумлении и покаянии и О грешнице
Евсевий Кесарийский (ок. 265-ок. 340)
— Церковная история
— Жизнь Константина
— Речь Константина «Собранию Святых»
— Хвалебная речь Константина
— Письмо Никейского Собора
Геннадий Марсельский
— Прославленные мужи (дополнение к Иерониму)
Григорий Великий, папа (ок. 540–604)
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Пасторское правило
— Реестр писем
Григорий Назианзен
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Речи
— Письма
Григорий Нисский
[СВЯТОЙ]
— Против Евномия
— Ответ на вторую книгу Евномия
— О Святом Духе (Против последователей Македония)
— О Святой Троице и Божестве Святого Духа (Евстафию)
— О «Не трех богах» (Алабиусу)
— О вере (К Симплицию)
— О девственности
— О ранней смерти младенцев
— В паломничестве
— О создании человека
— О душе и воскресении
— Большой Катехизис
— Траурная речь Мелетия
— На Крещение Христово (Проповедь на День Света)
— Письма
Григорий Чудотворец
[СВЯТОЙ]
— Декларация веры
— Метафраза из Книги Екклесиаста
— Каноническое послание
— Речь и панегирик Оригену
— Отдельное исповедание веры
— На Троицу
— Двенадцать тем о вере
— О душе
— Четыре проповеди
— О Всех Святых
— На Матфея 6:22-23
Ерма
— Пастор (или «Пастух»)
Хилари де Пуатье
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— О соборах, или о вере востоковедов
— На Троицу
— Беседы на псалмы
Ипполит
[СВЯТОЙ]
— Опровержение всех ересей
— Некоторые экзегетические фрагменты Ипполита
— Разъяснительный трактат против евреев
— Против Платона, о причине Вселенной
— Против ереси Ноэта
— Слово о Святом Богоявлении
— Антихрист
— Конец света (псевдоним)
— Апостолы и ученики (псевдонимы)
Игнатий Антиохийский
[СВЯТОЙ]
— Послание к Ефесянам
— Послание к магнесийцам
— Послание к траллианам
— Послание к римлянам
— Послание к филадельфийцам
— Послание к смирнянам
— Послание к Поликарпу
— Мученичество Игнатия
— Ложные послания
Ириней Лионский
[СВЯТОЙ]
— Adversus haereses
— Фрагменты из утерянных писаний Иринея
Иероним
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Письма
— Вечная Дева Пресвятой Богородицы
— Паммахию против Иоанна Иерусалимского
— Диалог против люцифериан
— Жизнь Малха, плененного монаха
— Житие св. Илариона
— Жизнь Павла Первого Отшельника
— Против Иовиниана
— Против Виджилантиуса
— Против пелагиан
— Предисловия
— De Viris Illustribus (Прославленные люди)
— Извинения за себя против Книг Руфина
Иоанн Дамаскин
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Изложение веры
Иоанн Кассиан (ок. 360–ок. 435)
— Институты
— Конференции
— О воплощении Господа (против Нестория)
Иоанн Златоуст
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Беседы на Евангелие от Матфея
— Беседы о Деяниях
— Гомилии к Римлянам
— Проповеди к Первому посланию к Коринфянам
— Гомилии на второе послание к Коринфянам
— Беседы к Ефесянам
— Гомилии к Филиппийцам
— Гомилии к Колоссянам
— Беседы к Первому посланию к Фессалоникийцам
— Беседы на второе послание к Фессалоникийцам
— Беседы к Первому Тимофею
— Беседы ко Второму Тимофею
— Беседы о Тите
— Гомилии к Филимону
— Комментарий к посланию к Галатам
— Проповеди на Евангелие от Иоанна
— Беседы на Послание к Евреям
— Гомилии о статуях
— Никто не может причинить вред человеку, который не причиняет вреда себе
— Два письма Феодору после его падения
— Письмо молодой вдове
— Слово на св. Игнатия
— Слово о св. Вавилоне
— Слово о смирении ума
— Инструкции для оглашенных
— Три проповеди о силе сатаны
— Проповедь на прохождение «Отче, если возможно…»
— Проповедь парализованному, спущенному через крышу
— Проповедь на переходе «Если враг твой голоден, накорми его».
— Проповедь против публикации ошибок братьев
— Первая проповедь на Евтропия
— Вторая проповедь на Евтропия (после пленения)
— Четыре письма к Олимпиаде
— Письмо некоторым священникам Антиохии
— Переписка с Папой Иннокентием I
— О священстве
Юлий Африканский
— Сохранившиеся сочинения
Юстин Мученик
[СВЯТОЙ]
— Первое извинение
— Второе извинение
— Диалог с Трифоном
— Наставительное обращение к грекам
— О единоличном правлении Бога
— Фрагменты утерянной работы о Воскресении
— Разные фрагменты из утерянных писаний
— Мученичество Иустина, Харитона и других римских мучеников
— Беседа к грекам
Лактанций
— Божественные институты
— Воплощение Божественных институтов
— О гневе Божьем
— О Божьем творении
— О том, как умерли преследователи
— Фрагменты Лактанция
— Феникс
— Поэма о Страстях Господних
Лев Великий, Папа Римский (ок. 395-461)
[СВЯТОЙ]
[ДОКТОР]
— Проповеди
— Буквы
Мальхион
— Послание
Мар Иаков (452-521)
— Песнь об Эдессе
— Проповедь о Хабибе Мученике
— Проповедь о Гурии и Шамуне
Матетес
— Послание к Диогнету
Мефодий
— Пир десяти девственниц
— О свободе воли
— Из речи о Воскресении
— Фрагменты
— Слово о Симеоне и Анне
— Речь на псалмах
— Три фрагмента из Крестной проповеди и Страстей Христовых
Минуций Феликс
— Октавиус
Моисей Хоренский (ок. 400–ок. 490)
— История Армении
Новациан
— Трактат о Троице
— О еврейском мясе
Ориген
— De Principiis
— Африкан — Оригену
— Ориген Африканскому
— Ориген к Григорию
— Против Цельса
— Письмо Оригена к Григорию
— Комментарий к Евангелию от Иоанна
— Комментарий к Евангелию от Матфея
Памфил
[СВЯТОЙ]
— Изложение Деяний апостолов
Папий
[СВЯТОЙ]
— Фрагменты
Петр Александрийский
[СВЯТОЙ]
— Подлинные акты
— Каноническое послание
— Фрагменты
Поликарп
[СВЯТОЙ]
— Послание к Филиппийцам
— Мученичество Поликарпа
Руфин
— Извинения
— Комментарий к Апостольскому символу веры
— Предисловия и другие работы
Сократ Схоластик (ок. 379–ок. 450)
— Церковная история
Созомен (ок. 375-ок. 447)
— Церковная история
Сульпитий Север (ок. 363–ок. 420)
— О жизни святого Мартина
— Письма — Подлинные и сомнительные
— Диалоги
— Священная История
Татиан
— Обращение к грекам
— Фрагменты
— Диатессарон
Тертуллиан
— Извинение
— Об идолопоклонстве
— De Spectaculis (Шоу)
— Де Корона (Венок)
— К лопатке
— Реклама наций
— Ответ евреям
— Свидетельство души
— Трактат о душе
— Рецепт против еретиков
— Против Маркиона
— Против Гермогена
— Против валентинианцев
— О Плоти Христа
— О воскресении плоти
— Против Праксея
— Скорпион
— Приложение (Против всех ересей)
— О покаянии
— О крещении
— О молитве
— Объявление мучеников
— Мученичество Перпетуи и Фелисити (иногда приписываемое Тертуллиану)
— О терпении
— На паллиуме
— О женской одежде
— О покровительстве девственниц
— Жене
— О призыве к целомудрию
— О моногамии
— О скромности
— Пост
— De Fuga in Persecutione
Феодорит
— Контрзаявления на 12 анафем Кирилла против Нестория
— Церковная история
— Диалоги («Эранистес» или «Полиморфус»)
— Доказательства силлогизма
— Буквы
Феодот
— Выдержки
Феофил
— Феофил Автолику
Венанций
— Поэма на Пасху
Викторин
[СВЯТОЙ]
— О сотворении мира
— Комментарий к Апокалипсису блаженного Иоанна
Винсент Леринский (450 г. н.э.)
[СВЯТОЙ]
— Общество древности и универсальности католической веры
ДРУГИЕ РАБОТЫ
Литургии
— Литургия Иакова
— Литургия Марка
— Литургия Блаженных Апостолов
Соборы
— Карфаген Киприана (257) [МЕСТНЫЙ]
— Анкира (314) [МЕСТНЫЙ]
— Неокесария (315) [МЕСТНЫЙ]
— Никея I (325) [ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ]
— Антиохия в Энцении (341) [МЕСТНЫЙ]
— Гангра (343) [МЕСТНЫЙ]
— Сардика (344) [МЕСТНЫЙ]
— Константинополь I (381) [ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ]
— Константинополь (382) [МЕСТНЫЙ]
— Лаодикия (390) [МЕСТНЫЙ]
— Константинополь при Нектарии (394) [МЕСТНЫЙ]
— Карфаген (419) [МЕСТНЫЙ]
— Эфес (431) [ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ]
— Халкидон (451) [ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ]
— Константинополь II (553) [ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ]
— Константинополь III (680) [ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ]
— Константинополь/»Трулло»/Quinisext (692) [МЕСТНЫЙ]
— Никея II (787) [ЭКУМЕНИЧЕСКАЯ]
Апокрифы
— Апокалипсис Петра (ок. 130 г.)
— Протоевангелие Иакова (ок. 150 г.)
— Деяния Павла и Феклы (ок. 180 г.)
— Евангелие от Петра (ок. 190 г.) [DOCETIC]
— Заветы Двенадцати Патриархов (ок. 192 г.) [ЭБИОНИТИЧЕСКИЙ]
— Деяния Петра и Павла (ок. 200 г.)
— Евангелие от Фомы (ок. 200 г.) [ГНОСТИЧЕСКОЕ]
— Деяния Фомы (ок. 240 г.) [ГНОСТИЧЕСКИЙ]
— Деяния Фаддея (ок. 250 г.)
— Деяния Андрея (ок. 260 г.) [ГНОСТИЧЕСКИЙ]
— Деяния Ксантиппы и Поликсены (ок. 270 г.)
— Деяния Иоанна [DOCETIC]
— Деяния Филиппа (ок. 350 г.)
— Апокалипсис Павла (ок. 380 г.)
— Евангелие от Никодима (включая «Acta Pilati») (ок. 150–400)
— Доктрина Аддая (ок. 400 г.) — это сирийская версия более ранних Деяний Фаддея (s.v.)
— Успение Богородицы (ок. 400 г.)
— История Иосифа Плотника (ок. 400 г.)
— Евангелие от Псевдо-Матфея (ок. 400 г.)
— Деяния Варнавы (ок. 500 г.)
— Деяния Варфоломея (ок. 500 г.) [НЕСТОРИАНСКИЙ]
— Деяния и мученичество святого апостола Матфея (ок. 550 г.) [АБИССИНСКИЙ]
— Арабское Евангелие младенчества Спасителя (ок. 600 г.)
— Отмщение за Спасителя (ок. 700 г.)
— Апокалипсис Иоанна (дата неизвестна; поздно)
— Апокалипсис Моисея (дата неизвестна) [ИУДАИСТИЧЕСКОЕ]
— Апокалипсис Ездры (дата неизвестна) [ИУДАИСТИЧЕСКОЕ]
— Завещание Авраама (дата неизвестна) [ИУДАИСТИЧЕСКОЕ]
— Рассказ Зосимы (дата неизвестна)
— Евангелие Рождества Богородицы (дата неизвестна; поздно)
— Рассказ Иосифа Аримафейского (дата неизвестна; поздно)
901:15 — Отчет Понтия Пилата (дата неизвестна; поздно)
— Письмо Понтия Пилата (дата неизвестна; поздно)
— Отказ от Понтия Пилата (дата неизвестна; поздно)
— Смерть Пилата (дата неизвестна; поздно)
— Апокалипсис Богородицы (дата неизвестна; очень поздно)
— Апокалипсис Седраха (дата неизвестна; очень поздно)
— Деяния Андрея и Матиаса
— Деяния Петра и Андрея
— Консумация апостола Фомы
Разное
— Дидахе (ок.