Повесть о петре и февронии муромских о чем это произведение: Почему повесть «О Петре и Февронии Муромских» называют гимном любви и верности? Как связано это…

Разное

Содержание

Смысл произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Содержание

  1. Смысл названия «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  2. Смысл произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
  3. О чём книга
  4. Христианское в повести
  5. Основа русских сказок
  6. Смысл концовки повести о Петре и Февронии

Повесть о Петре и Февронии — житие святых, но написанное былинным языком.

Автор — священник и мыслитель Ермолай — Еразм. Жил он в 16 веке, Еразм — его иноческое имя.

Повесть о Петре и Февронии отличается самобытностью, сочетанием духовного и мирского. История вечной любви двух благочестивых людей отражает дух русского народа.

Статья поведает о тайном смысле, скрытом в названии, содержании и финале повести.

Смысл названия «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Название произведения — зеркало, отражающее его сюжет.

Оно привлекает читателя, затягивает, заинтересовывает. Простое и понятое, таящее в себе глубокое, тайное, волшебное. Название повести может запутать читателя. Но тем интереснее читать произведение.

Название говорит о том, что это история двух людей. Можно догадаться, что они любили друг друга.

Имена героев подобраны автором гармонично, настолько, что понятно, что они не могли жить друг без друга. Имена рассказывают и о том, что эти двое происходили из разных социальных слоёв. Пётр — имя благородное, подходящее знатным людям, Феврония — обычное имя, свойственное простолюдинам, но редкое и красивое, певучее и гармоничное.

Но автор соединил их в одно целое, и сложно по слуху отделить одно имя от другого.

Начинается повесть с предисловия, восхваляющего Бога, Иисуса Христа и святых, благочестивых людей, живущих в тишине и незлобии. Такими были Петр и Феврония.

О чём книга

Произведение повествует о простой девушке Февронии, излечившей князя от тяжёлой болезни. Мудрая Феврония стала княгиней, она и князь Пётр правили Муромом долго, помогали людям, вели благочестивый образ жизни.

Перед смертью Пётр и Феврония приняли монашество. Они умерли в один день, а когда их, вопреки их воле, похоронили в разных гробах, они чудесным образом оказались в одном, который сами и высекли из камня.

Благочестивый князь Петр был верующим, любил ходить по монастырям и помогать людям. Помог он и своему брату Павлу, убив летучего змея. Но сам пострадал, покрылся ужасными язвами.

Стал Пётр искать того, кто излечил бы его. И в лесу слуга князя нашёл девушку, из бедной семьи, которая обещала вылечить Петра, если он возьмёт её замуж.

Сильны были предрассудки в князе, не захотел он жениться на простой девушке. Но Пётр и Феврония стали мужем и женой. Всё случилось, как предсказала она — когда князь нарушил обещание, он снова заболел. А когда сдержал слово, исцелился.

И в этом есть особый смысл. Автор призывает держать слово, даже если человек считает это невозможным.

Много в повести описаний настоящих чудес, которые происходили с Февронией. Крошки, которые княгиня собирала в руку за обедом, превращались в драгоценный фимиам и ладан. И здесь указывает создатель повести на истинную веру Февронии.

Много пришлось пережить Петру и Февронии. Недовольство бояр, не желающих, чтобы правила ими простолюдинка, изгнание, злобу ближних, всё приняли блаженные Пётр и Феврония.

Они жили долго и счастливо.

Автор повести о Петре и Февронии призывает и других следовать их примеру, жить по совести, творить добро, и тогда Бог наградит благочестивого.

Христианское в повести

Вся повесть пронизана религиозным смыслом.

Упоминается в ней победа князя над змеем. Это — символ подвига во имя веры, победа добра над злом, божественного над дьявольским с помощью небесных сил. Оружие, с помощью которого князь победил змея, было скрыто в церковном алтаре. Святой Георгий Победоносец тоже победил змея.

Второй символ — мудрой жены. Образ Февронии — ипостась царской премудрости, символ власти государя.

Автор даёт понять, что спасение есть только в русском царе, в котором и соединяется победа над злом и мудрость.

Есть там и скрытые символы. Три раза посылал умирающий Пётр к жене, чтобы вместе отойти в мир иной, три раза испытывал князь мудрость Февронии. На Руси число три считалось волшебным, потому, что почитали русские люди Святую Троицу.

Не обошлось в истории благочестивых правителей и без народной мудрости. Автор наградил ей Февронию. Она растолковывала другим мудрые фразы, например, взаймы плакать — ходить на похороны. По мнению Февронии, когда человек умрёт, по нему другие поплачут — долг отдадут.

А когда бояре велели Февронии уходить, забрав самое дорогое, она попросила отдать ей Петра.

Автору нравятся его герои, и он советует читателям стремиться стать такими же, как Пётр и Феврония — добрыми и благочестивыми.

Основа русских сказок

В повести есть много схожего с русскими народными сказками. И число три, и мудрая девушка, и победитель змея — всё это есть в сказках, созданных народом. И язык повести, напевный и исконно русский, напоминает язык сказок.

В народных сказаниях особое внимание уделяется числу три, оно встречается часто. Три богатыря, три сына, и много других упоминаний этого числа есть в них.

Смысл концовки повести о Петре и Февронии

Смысл финала произведения религиозен. То, что соединил Бог, человек разъединить не может.

Благочестивые супруги за честную жизнь заслужили право не разлучаться и после смерти.

В народе святые Пётр и Феврония считаются покровителями семьи, любви и верности.

Читательский дневник «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Автор: Ермолай-Еразм.

Название произведения: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Число страниц: 34.

Жанр: житие.

Главные герои: Пётр, Феврония.

Второстепенные герои: князь Павел, бояре.

Характеристика главных героев:

Пётр. Князь. Сперва заносчивый и смелый, потом добрый, смиренный, богобоязненный.

Феврония. Умная знахарка, верная, находчивая, сильная в вере.

Характеристика второстепенных героев:

Князь Павел. Брат Петра. Просто муромский князь.

Бояре. Хитрые, злые, жадные.

Краткое содержание повести «О Петре и Февронии»

К жене князя Павла стал являться дьявол в образе мужа. По наказу Павла жена узнала, что дьявол примет смерть от Агрикова меча. Пётр обрёл меч и сразил дьявола, но сам покрылся ужасными язвами.

В поисках лекарства Пётр поехал в рязанскую землю, где встретил мудрую деву Февронию. Она обещала излечить Петра, если тот женится на ней. Но Пётр нарушил слово и вместо свадьбы прислал Февронии богатые дары.

Вскоре он вновь покрылся струпьями и вернулся к Февронии. Та вылечила князя и он взял девушку в жёны. Его брат умер и Пётр сам стал князем.

Но бояре невзлюбили простую жену князя и потребовали изгнать её из Мурома. Феврония согласилась и взяла с собой самое дорогое — Петра. Они поплыли на корабле и Феврония своей мудростью совершала многие чудеса.

Но в Муроме началась смута и горожане попросили князя вернуться. Феврония и Пётр вернулись в Муром и правили долго и справедливо.

На склоне лет они ушли в монастыри, а потом и умерли в один день.

Их хотели похоронить в разных гробах, но на утро тела святых оказались в одном гробу. Так они и покоятся вместе в городе Муром.

План произведения:

  1. Змей-искуситель.
  2. Поиски меча и битва со змеем.
  3. Поиски лекарства.
  4. Мудрость лесной девы.
  5. Обещание князя.
  6. Обман князя.
  7. Болезнь возвращается.
  8. Пётр женится на Февронии.
  9. Смута бояр.
  10. На корабле.
  11. Правление в Муроме.
  12. В монастырях.
  13. Смерть в один день.
  14. Единый гроб.

Основная мысль повести

Главная мысль произведения в том, что настоящая любовь не знает преград и сомнений.

Основная идея повести в том, что настоящая мудрость приходит к тем, кто открыл своё сердце Богу.

Чему учит произведение

Оно учит верить в Бога, уповать на Бога, посвящать Богу все свои поступки. Учит верности и честности. Учит смирению и самоотречению. Учит настоящей любви.

Краткий отзыв по произведению «О Петре и Февронии» для читательского дневника

Эта повесть не зря считается одним из знаковых шедевров древнерусской литературы. Её написал в XVI веке Ермолай-Еразм, используя устные народные сказания.

В этой повести прослеживается влияние как традиционных народных сказок, с чудесами и битвой со змеем, так и православной литературы, восхваляющей смирение и веру в Бога.

Герои проходят ряд испытаний. Петру приходится сразиться с дьяволом и победить его. Ему приходится смирить свою гордыню и жениться на простой девушке. Он понимает, что любовь Февронии сильнее власти и богатства, что только рядом с ней он счастлив. И Пётр принимает в сердце искреннюю веру в Бога.

Интересно наблюдать, как обычный человек, честолюбивый и любящий мирские блага, становится настоящим святым, посвятившим себя служению Господу.

Трогательный финал этой истории показывает, что два любящих сердца, соединённых на небесах, не в силах разлучить злые люди даже в посмертии.

Это очень интересная история, которую я советую прочитать всем.

Пословицы к произведению:

  • Кто любит Бога, тот получает много.
  • С верой нигде не пропадёшь.
  • На что и клад, когда в семье лад.
  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Любовь кольцо, а у кольца нет конца.

Словарь неизвестных слов:

  • Злосмрадное — вонючее, противное.
  • Покои — комнаты в тереме, дворце.
  • Козни — проделки, происки.
  • Фимиам — благовонный дым.
  • Инок — монах.
  • Наречённый — названный.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому её, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твёрдое слово дал ей, что возьмет её в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял её себе в жены.

Ещё читательские дневники по произведениям древнерусской литературы:

  • Житие Сергия Радонежского
  • «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
  • «И вспомнил Олег коня своего»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:
  • Википедия про житие

_______

Храм святых благоверных князей Петра и княгини Февронии, Муромские чудотворцы в Перми

С 2008 года 8 июля широко отмечается в России как День семьи, любви и верности. Ежегодные торжества по этому случаю проходят во многих городах и селах страны. Хотя праздник не является чисто церковным, он приурочен ко дню, когда по православному календарю празднуется память святых, князя Петра и княгини Февронии, чудотворцев Муромских.

Святые Петр и Февронья Муромские издавна почитаются на Руси как покровители брака. Однако именно в начале 21 века они стали символами благочестивой христианской семьи в России — можно сказать, на государственном уровне. Количество храмов в честь святых Петра и Февронии, построенных за последние десять-двенадцать лет, превысило количество храмов, освященных в их имя за всю предыдущую историю России. Есть такой храм в городе Перми на Западном Урале. Но прежде чем говорить об этом, вспомним историю самих святых, во многом схожую с легендой.

Согласно ей, князь Петр, живший в XII-XIII веках, победил огненного змея в единоборстве. Но после этого он сам заболел проказой — все его тело покрывали отвратительные струпья. Ни один из врачей не мог помочь князю — однако во сне ему открылось, что спасение от болезни он приобретет благодаря некой Февронии, отец которой собирает под Рязанью дикий мед. Не без труда князь нашел девушку, отмеченную Господом даром врачевания. Она взялась помочь, но поставила условие: после исцеления принц женится на ней. Князь согласился. Но после того, как Феврония вылечила проказу, он передумал и ушел из дома.

Вскоре болезнь вернулась. Князю ничего не оставалось, как снова пойти к Февронии, искренне извиниться за обман и снова просить о помощи. Девушка простила принца и снова вылечила болезнь. Потом Петр женился на ней. Между супругами царил договор, но бояре в Муроме не приняли выбора князя. Они выдвинули Петру ультиматум: либо он расторгает брак с простолюдинкой, либо отказывается от княжеского стола. Князь выбрал первый вариант — и вместе с женой отправился на двух кораблях вниз по Оке. После долгого плавания они причалили к безлюдному берегу, где стали жить как обычные люди.

А в Муроме тем временем жизнь не заладилась. Многие из бояр сами хотели сесть за княжеский стол. Они создали группировки, которые затеяли междоусобицы — и вскоре в городе началось настоящее кровопролитие, в котором никто не мог одержать верх. Анархия и убийства вызвали законный гнев горожан. И боярам ничего не оставалось, как идти искать князя, чтобы просить его вернуться. Что они и сделали. Петр и его жена не помнили зла. Они вернулись — и вскоре Феврония завоевала расположение горожан: как простых людей, так и представителей знати.

Правление Петра длилось довольно долго и было благоприятным. Супруги отошли ко Господу Богу в один и тот же день — 8 июля 1228 года: Петр в мужском монастыре, Феврония — в женском монастыре. Супруги пожелали быть похороненными вместе, однако по обычаю того времени это считалось недопустимым. Поэтому их хоронили в разных монастырях — и на следующий день случилось удивительное: тела Петра и Февронии были найдены лежащими вместе в одной могиле! ..Со временем Церковь канонизировала обоих как муромских чудотворцев, и в день их памяти установила тот самый день, когда они умерли.

Легенда о Петре и Февронии содержит как сказочные элементы (вроде «огненного змея»), так и очень реалистичные характеры людей, способных на разные, порой противоречивые и даже прямо ошибочные поступки. Тем не менее, век за веком росло их почитание и сложилась традиция — в день памяти двух муромских святых просить благословения на брак и служить перед их иконой молебны о даровании мира и согласия в семейной жизни.

Среди новых храмов, воздвигнутых в последнее время в России в честь и славу святых князя Петра и княгини Февроньи, есть небольшой, но очень праздничный храм в городе Перми, похожий на открытку. Он был построен на рубеже прошлого и настоящего десятилетий, одновременно с окружающим микрорайоном Боровики. Группа строительных компаний «Камская долина», возводившая жилой массив, инициировала строительство в нем молитвенного дома. Сначала речь шла о строительстве часовни – но чем шире обсуждался вопрос строительства, тем яснее становилось, что новому городскому району нужен полноценный храм. Ту, где регулярно совершались службы, совершались таинства крещения и брака.

В 2009 году правящий архиерей митрополит Пермский и Соликамский Мефодий благословил строительство храма в новом микрорайоне. А в 2010 году, после завершения проектных работ, было принято решение освятить его во имя святых Петра и Февронии. 13 октября на месте будущего храма был установлен крест, рядом с которым началось строительство. К весне 2011 года храм был приведен под купола; началось строительство крыш. Наконец, 8 декабря перед храмом был отслужен молебен, на который собралось большое количество верующих, благотворителей, а также представителей строительных компаний. По его завершении на храме с помощью автокрана возвели шпиль и купол с крестами, средства на которые собирали всем миром.

В последующие годы велись работы по обустройству внутреннего убранства храма и прилегающей территории. За это время при храме образовался относительно небольшой, но очень дружный приход; начала работать воскресная школа. На праздничные мероприятия, которые проходят перед храмом в день престольного праздника и в другие важные даты церковного календаря, в храм съезжаются верующие не только из микрорайона Новые Боровики, но и со всего города. Здесь особенно много молодых пар; многие из них обвенчались именно здесь — в новом храме во имя святых князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Некоторые из них приходят в храм на праздники с детьми – и это особенно радостно видеть.

Вы можете написать письмо Богу или поставить свечку в храме.

Памятник Февронии и Петру. Установка скульптурных композиций «Святые блаженные Петр и Феврония Муромские» по программе «В кругу семьи»

День Петра и Февронии в дореволюционной России отмечался широко, подвиги святых были известны знати и обычные люди. За помощью в создании семьи к ним обращались люди разного положения в обществе, ведь брак – важнейшая составляющая жизни. В русской традиции эти святые стали воплощением семейной любви, доступной каждому человеку. Они помогают не только в создании брака. Пары, мечтающие о появлении ребенка, просят о помощи искренней молитвой, многие получают ее вскоре. Не случайно памятник Февронии и Петру есть во многих городах России. Эти памятники установлены в рамках программы «В кругу семьи».

Программа «В кругу семьи»

Программа «В кругу семьи» стартовала в 2004 году и получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ее миссия – возрождение семейных ценностей, к которым издревле относятся многодетность, забота о пожилых, верность, радость материнства и отцовства, ответственное отношение к браку. Лучшими образами для подражания стали святые Петр и Феврония Муромские, прожившие красивую благочестивую семейную жизнь, доказав тем самым, что вечная любовь существует.

Памятники Февронии и Петру в рамках программы установлены во многих городах России. Легенда о жизни этой супружеской пары возрождается и помогает молодым понять, что бракосочетание – это не просто красивый обряд, но и долгая совместная жизнь, в которой не всегда все гладко, а трудности преодолеваются только совместными усилиями. .

Петр и Феврония: легенда

История Петра и Февронии произошла в 12-13 веке в городе Муроме. В летописях рассказывается, что Феврония была из простолюдинов, отец ее был кинжалом (добывал мед диких пчел в дуплах деревьев). Петр принадлежал к княжескому роду. Победив огненного змея, Петр заболел: все тело его покрылось струпьями, потому что он ожирел от крови змия. Никто не мог ему помочь, знахари были бессильны. Но ему стало известно, что его может вылечить простая девушка Феврония, живущая в селе Ласково, расположенном в Рязанской земле.

Феврония была глубоко верующей девушкой, одаренной прозорливостью. Она согласилась помочь, но вылечить болезнь смогла бы только в том случае, если бы Петр взял ее в жены. Обещал, но когда исцелился, решил откупиться от простолюдинки дорогими подарками, она их не приняла, и юноша снова заболел. Вернувшись за помощью во второй раз, он снова ее получил и на этот раз женился. Получив княжеский престол в Муроме, семейная чета правит добрыми делами, но боярским женам не понравилось, что ими правит простолюдин, и они просили Петра прислать жену или уйти с ней.

Семейная чета уехала, а в Муроме начались беспорядки, пролилась кровь, бояре не смогли выбрать нового правителя и отправили гонца к Петру и Февронии с просьбой вернуться в княжество, что они и сделали, не выказывая никакой обиды. У муромских правителей было трое детей, они прожили долгую жизнь, в старости приняли постриг и удалились в монастыри. Единственным их желанием было умереть в один день и быть похороненными в одном заранее приготовленном гробу: каменном доме, разделенном тонкой перегородкой. Когда пришел час, это случилось. По традиции монахов разного пола вместе не хоронят. Трижды они стремились разделить перед погребением, и все три раза чудесным образом были вместе, тогда народ решил, что так Богу угодно.

Похоронили супругов в соборе Муромской церкви, воздвигнутой в благодарность за военную победу царем Иваном Грозным. В советский период мощи святых выставлялись в музее, а с 1992 года погребены в Свято-Троицком соборе г. Мурома. День памяти святой четы отмечается 25 июня. Памятник Февронии и Петру установлен во многих городах как напоминание о ценности и нерушимости семьи и любви.

Памятник в Муроме

7 июля 2012 года, накануне праздника любви и верности, в Муроме был открыт памятник Петру и Февронии. Находится возле Троицкого монастыря, на Крестьянской площади. Открытие прошло в торжественной обстановке, на торжестве присутствовали официальные лица и множество муромчан, знавших историю своих святых во всех подробностях.

Памятник Февронии и Петру создан скульптором В. Суровцевым и архитектором В. Сягиным. Средства были предоставлены частными лицами. Скульптурная группа изобилует символами: шпага в княжеских руках — символ незыблемости и силы русского духа, а княгиня, покрывающая фатой плечи мужа, — символ женской мудрости, покровительства и вдохновения. Кролик символизирует плодородие в ногах семейной пары. Из преданий известно, что такой питомец был любимцем семьи.

Теперь у молодоженов есть добрая традиция приходить к памятнику Петру и Февронии в день бракосочетания в Муроме. Горожане полюбили скульптуру за ее безыскусность, доброту, а у малышей кролик вызывает самые радостные эмоции.

Благовещенский памятник

В г. Благовещенске Амурской области в День любви, семьи и верности в 2011 году установлен памятник Петру и Февронии. Кроме того, в день освящения памятника отмечается 155-летие города праздновался. Скульптурная группа состоит из фигур мужчины и женщины, одетых в традиционные русские одежды с княжескими знаками отличия. В руках пара держит голубей – символ кротости и согласия. Автор скульптуры К. Чернявский. Деньги были потрачены на создание памятника. Памятник установлен возле главного городского ЗАГСа.

В день открытия памятника семье и любви в Благовещенске его освятил архиепископ Гавриил, управляющий всей Благовещенской епархией. В открытии нового символа города приняли участие официальные лица и жители города.

Южный монумент

Памятник Петру и Февронии в Сочи был открыт в 2009 году. Мероприятие традиционно состоялось 8 июля. Высота скульптурной группы более 3 метров. Этот вариант памятника изображает мужские и женские фигуры в монашеских одеждах, смотрящие друг на друга. Их встреча вот-вот состоится, кажется, одного прикосновения рук недостаточно, чтобы скульптуры ожили.

На открытие памятника были приглашены семейные пары, прожившие в женах более сорока лет. Увидеть его можно в зданиях центрального Сочинского ЗАГСа. За время своего существования он завоевал популярность у молодоженов, жителей и гостей города, став еще одной достопримечательностью южного курорта.

Памятник в Архангельске

Памятник Петру и Февронии в Архангельске установлен на пересечении ул. Логинова и набережная над Северной Двиной, возле церкви Успения Пресвятой Богородицы. Открытие состоялось в 2009 году. и был приурочен к празднику семьи. Высота монумента более трех метров. Скульптурные композиции — К. Чернявский, ставший автором большинства памятников семейной чете в России.

Скульптурная композиция, по замыслу автора, отражает момент возвращения княжеской четы в Муром. Сегодня памятник стал местом традиционного паломничества молодоженов, куда они приносят цветы, делают памятное фото и оставляют закрытые замки, по знакам, гарантирующим крепкий нерушимый брак.

Достопримечательности Ярославля

В рамках программы «В кругу семьи» в 2009 году в Ярославле на Первомайском бульваре, возле женского Казанского монастыря, был открыт памятник Петру и Февронии. В церемонии приняли участие автор скульптуры К. Чернявский, администрация и духовенство города. Также были приглашены супружеские пары, отметившие более четверти века совместной жизни. На церемонии открытия им были вручены награды.

Молодожены Ярославля с радостью несут цветы к памятнику и просят святых благословить их на долгую совместную жизнь в любви и согласии.

Петр и Феврония в Ейске

Памятник Февронии и Петру в Ейске установлен в сквере имени Ивана Поддубного, на аллее «Счастливого детства». Событие произошло в 2010 году, автором этого памятника был скульптор А. Скнарин, в высоту памятник достигает трех метров и отлит из бронзы. Изначально предназначался для города Батайск (Ростовская область), но судьба распорядилась иначе, чему горожане рады.

Ейские молодожены уже много лет приезжают к мемориалу муромских святых, чтобы почтить их память и заручиться поддержкой семейной жизни. Часто дети играют у подножия памятника и смотрят на свадебные кортежи, при этом жених и невеста просят оказать им такую ​​же сильную любовь и взаимоуважение, какие были у Петра и Февронии. На память о свадьбе повязывают ленточки и расставляют букеты.

Традиция для всех

Программа «В кругу семьи» объединяет все российское общество идеей возрождения истинных ценностей. Основа счастливой жизни и благополучия всей страны – это крепкая, большая семья, где любят всех детей, а бабушек и дедушек почитают и уважают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Бога ради простите: Стишок №432255 Меня простите, бога ради, Я думал, здесь собрались… девы.…

Значение, Определение, Предложения . Что такое простите ради богаОнлайн-переводчик
Грамматика

Видео уроки
Учебники
Лексика
Специалистам
Английский для туристов
Рефераты
Тесты
Диалоги
Английские словари
Статьи
Биографии

Обратная связь
О проекте
ПримерыЗначение слова «ПРОСТИТЬ»Не поставить в вину чего-н.,