Праведного алексия бортсурманского: Святой праведный Алексий Бортсурманский / Православие.Ru
Святой праведный Алексий Бортсурманский / Православие.Ru
Память 20 апреля / 4
мая
Из книги «Синаксарь:
Жития святых Православной Церкви», вышедшей в
издательстве Сретенского монастыря.
***
Святой Алексий[1]
(Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы
Курмышского уезда Симбирской губернии[2]в
семье священника. По окончании Нижегородской семинарии
(1784) он женился и был поставлен диаконом в село
Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в
пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой
кончины.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и
иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его
попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец
Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему
человека, говоря, что состояние больного не так уж
безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же
ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть,
он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а
возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в
руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал
на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
С той поры он каждый день служил Божественную литургию и
соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское
молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин
двенадцати псалмов и житие святого, чья память
праздновалась в этот день, а также поучение из
«Пролога». Наутро он читал утренние молитвы,
часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре
или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре
кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист
Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон
грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи
поклонов с Иисусовой молитвой.
Во время, свободное от служб и келейных молитв, он
принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за
духовный подвиг, он благословлял или, напротив,
отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал
посетителям духовные наставления, но делал это всегда с
такой великой кротостью, что она покоряла сердца
слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к
колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям,
которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным
все, что оставалось у него после щедрых дарений, из
которых он, однако, всегда выделял часть на украшение
церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных
несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили
у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока
один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца
Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.
Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой,
как только появлялось хоть немного времени, шел работать в
поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред
Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами,
утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар
прозорливости.
Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды,
когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой
болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел
Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы
Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом
исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус
Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со
Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых
одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он
услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой
единородный, Сын Божий».
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный
Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России
победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что
силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет
сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на
литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи,
Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим
низпославый…», он услышал голос над Телом и
Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой
возлюбленный!»
За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и
отстранился от всех приходских и семейных дел, но
литургию, как и прежде, служил почти каждый день и
богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В
последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно
которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он
всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже
стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо
его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима
Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и
потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь
проникновенным, что, казалось, он читает в душах
приходящих к нему людей.
В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не
мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в
которой и был похоронен согласно своему желанию. В его
келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки,
грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя
перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской
заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5:
17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью,
они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще
одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни
рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было
разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и
последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему
вообще не приносили еды в эти дни.
Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу,
столь горячими были его молитвы, что враг рода
человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям.
Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг
поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался
заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда
отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны
или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали
столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться
перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по
иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец
праведников.
Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил
тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая
их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной
дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду
на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все
нападения врага человеческих душ. Если бы не было
испытаний, не было бы и венцов!»
В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто
просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных
визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные
исключительно посту и молитве, он покидал свою келью
только чтобы пойти в церковь.
Местные помещики и даже землевладельцы из соседних
губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к
праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все
почитали его за великого святого и молитвенника,
обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из
города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и
воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой.
Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых
– и все они исцелялись его молитвами.
1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы
оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных
служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря
на слабость, он считал большим грехом не принимать
приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы
наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного
истощения, он завершил свой жизненный путь, полный
скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к
которому подошел, чтобы благословить множество людей,
пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие
тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор,
пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже
более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской
церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни
одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его
могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли
по горсточке земли с его могилы.
Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к
подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не
встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару
прозорливости и говорил так: «Сей человек своими
молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим.
Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит
выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском
горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил
святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он
отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть
ревностный заступник пред Господом – отец Алексий,
священник из села Бортсурманы.
И действительно, на его могиле, ревностно почитаемой до
наших дней, в изобилии совершались чудеса. В советское
время власти не раз пытались разорить могилу праведника,
но почитание его народом и очевидность совершавшихся там
чудес не позволили им совершить задуманное.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря
Святой праведный Алексий Бортсурманский: житие и наследие
22-23 августа в Ульяновске будет пребывать икона с мощами святого праведного Алексия Бортсурманского (Гнеушева) – святого, почитаемого симбирянами еще при жизни.
Праведный Алексий Гнеушев родился в семье священника 13 (24) мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области).
По окончании Нижегородской семинарии Алексий был рукоположен во диакона в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Бортсурманы, где служил его отец – иерей Пётр Гнеушев. После кончины отца в 1797 году отец Алексий был рукоположен во священника в той же церкви.
Первое время своего служения батюшка не отличался особенной строгостью жизни и ревностью служения. Но жизнь его круто изменилась после одного случая.
Однажды ночью его позвали причастить умирающего крестьянина в соседнюю деревню. Поднятый с постели, отец Алексий осерчал на гостей, отчитав их за то, что побеспокоили его среди ночи напрасно. Уверенный, что больной проживёт до утра, священник отправил пришедших восвояси. Но оставшись один, он больше не смог сомкнуть глаз: мысль об умирающем прихожанине и свой малодушный отказ в помощи не давали батюшке покоя. Мучимый раскаянием, отец Алексий поспешил в соседнюю деревню. Однако, войдя в дом болящего, он уже не застал его в живых. Покойный лежал на лавке под образами, мерцающая лампада освещала его мёртвое лицо. У одра усопшего стоял Ангел, в руках его была чаша со святыми Дарами. Видение так подействовало на отца Алексия, что, упав на колени у тела почившего, он целую ночь провёл в истовой молитве о спасении души покойного крестьянина и о прощении своего греха.
Утром батюшка вернулся домой совсем иным человеком. Совершённый грех и покаяние полностью изменили образ жизни священника. С того дня отец Алексий всецело отдался служению Богу и Его Церкви, заботе о пастве и храме: он больше не делал себе никаких послаблений в молитве, исполнении евангельских заповедей и священнического долга.
Каждый день он совершал Божественную литургию. Исполнял монашеское келейное правило и устав. Принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду. За свою праведную и подвижническую жизнь отец Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости, сподобился многих Божественных откровений.
Во время Отечественной войны 1812 года, молясь за литургией о даровании от Господа победы России, увидел ангела, сообщившего, что силы небесные уже двинулись на помощь, и враг будет сокрушён. Не раз в видениях его посещали святые и Сам Господь. Об этих откровениях старец рассказывает с своём дневнике.
За 9 лет до кончины он вышел за штат, но литургию служил почти ежедневно, богослужения не сокращал, во всём следовал уставу. Последние годы жил в малой келье, специально построенной для него под одной крышей с его домом. Здесь он предавался аскетическим и молитвенным подвигам. Носил власяницу, спал на жёстком войлоке, пищу принимал раз в день, мясо не ел, строго соблюдал установленные посты. Слава его как великого молитвенника, целителя и чудотворца распространилась далеко за пределы его округи.
«Сей человек своими молитвами подобен свече, возжённой пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Так говорил преподобный Серафим Саровский о священнике села Бортсурманы Симбирской губернии Курмышского уезда отце Алексии Гнеушеве. И когда к преподобному приходил кто-нибудь из той местности, где жил отец Алексий, он всегда этих людей отсылал обратно, смиренно уверяя, что у них есть свой усердный ходатай и молитвенник пред Богом, который нисколько не ниже его, Серафима.
Старец почил в 1842 году, но чудеса по молитвам праведника продолжались и после его кончины. В житии приведены десятки исцелений, полученных у его могилы. Они творятся и по сей день.
В 1913 году вслед за канонизацией преподобного Серафима Саровского в Бортсурманы была выслана комиссия из Симбирской духовной консистории – членам комиссии было поручено расследование о достоверности чудес, творящихся по молитвам Алексия Гнеушева. Были найдены десятки новых случаев исцелений и доказана их достоверность. Но дело о причислении праведника к лику Святых не было доведено до конца из-за начавшихся исторических катаклизмов. Старец был канонизирован в юбилейном 2000 году, тогда же были и обретены его святые мощи, которые покоятся в Успенском храме села Бортсурманы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с.Ботсурманы. Архивное фото
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где служил святой Алексий Гнеушев, был построен в 1785 году. В конце XIX века в нем был пристроен правый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в начале XX века — левый придел во имя святителя Иоанна Златоуста. Действовал храм до 1934 года. После закрытия в нем находились клуб и колхозный склад. Возрождение прихода началось в 1989 году. Богослужения проходили в молитвенном доме, под который было переоборудовано производственное помещение. Вновь храм освятили 17 августа 1993 года. К 2006 году был полностью восстановлен центральный придел и подведён газ. 21 марта 2010 года в церкви Божественную литургию совершил архиепископ Георгий (Данилов), ныне – митрополит Нижегородский и Арзамасский.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с.Ботсурманы. Современный вид
В июне 2021 года в издательстве Московской Духовной Академии вышла книга уникальных архивных свидетельств о святом праведном Алексии:
«Помните обо мне…». Святой праведный Алексий Бортсурманский (Гнеушев). Материалы к житию. Собрание архивных сведений о жизни и чудесах бортсурманского старца: воспоминания, письма, дневники, неизвестные свидетельства святости. Составитель: Александрина Вигилянская.
Основная часть книги посвящена публикации архивного дела «О причислении к лику Святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А. П. Гнеушева» (1913-1914 гг.), включающего рукописный Дневник о. Алексия — бесценное свидетельство его подвига и святости.
В Предисловии рассказывается история обретения этого Дела, а также других материалов о святом; в процессе изысканий выяснилось, что отец Алексий приходится составителю родным дедушкой в восьмом колене. В этой удивительной истории явно усматривается участие самого праведника и водительство Божественного Промысла, открывающего новые свидетельства славы Божией для укрепления веры православного народа.
В Приложении к книге помещены несколько дореволюционных публикаций о святом Алексии, а также обновлённое житие, включающее ранее неизвестные чудотворения.
Экземпляры книги можно будет приобрести на встрече в Ульяновске с писательницей Олесей Николаевой и её дочерью Александриной Вигилянской, составителем книги и президентом благотворительного фонда святого Алексия Бортсурманского.
Олеся Александровна Николаева – известная русская поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института им.