Правила исповеди в православной церкви: как готовиться перед таинством и как пройти его
Содержание
Подготовка к исповеди
5 ступеней веры
- Раздел «Грех. О грехах»
- Раздел «Таинство покаяния»
- Первая исповедь. Взгляд священника свящ. Дионисий Свечников
- Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
- Подготовка к исповеди свящ. Димитрий Галкин
- В помощь кающимся Игнатий (Брянчанинов)
- Справочник православного человека. Таинство Покаяния В. Пономарев
- Грех и покаяние последних времен архимандрит Лазарь
- Грехи против 10-ти заповедей Божиих прот. Е. Попов
- Как приготовиться к исповеди протоиерей М. Шполянский
- Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку Екатерина Орлова
- О чем говорить на исповеди? иеромонах Евстафий (Халиманков)
- Иди и впредь не греши чтец Сергий Федоров
- Как готовиться к исповеди иеромонах Агапий (Голуб)
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Первая исповедь: что нужно знать? свящ. Георгий Максимов
***
Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.
В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.
Покаяние в грехе состоит из 3‑х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.
От Таинства Покаяния следует отличать:
- доверительную духовную беседу со священником;
- покаянную беседу перед Таинством Крещения (не является обязательной).
Где и когда можно исповедоваться?
Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.
На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.
Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.
Как готовиться к Исповеди?
При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила.
Прежде чем отправиться на исповедь, уместно:
- Сосредоточиться на покаянных молитвах.
- Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
- По возможности испросить прощения у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
- Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
- При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.
Рекомендации исповедующемуся:
- Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
- В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния, а не “Таинством перечисления всех совершённых грехов”.
- Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
- Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
- Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил блудом (прелюбодеянием, содомским грехом).
- При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
- При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с молитвой “Господи, даруй мне зрети моя согрешения».
Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?
Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.
Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.
Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…
Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?
Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни.
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.
Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?
«Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной» (епископ Тихон (Шевкунов)).
Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.
У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.
Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: “Зеница ока”.
Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.
***
Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми (священник Филипп).
- 206 тыс. 6
-
0 -
- П
Исповедь и Причастие | Храм Святого Мученика Уара
Участие в таинствах Исповеди и Причастия Тела и Крови Христовых для всех православных христиан должно быть регулярным, являющимся средоточием духовной жизни. С правилами подготовки ко Святому Причащению можно ознакомиться ниже на этой странице.
В нашем храме таинства Исповеди и Причастия совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 17.00, Божественной литургии — в 9.00.
В воскресные и праздничные дни исповедоваться желательно накануне за вечерним богослужением с 17.00, чтобы во время Литургии в сам день праздника уже не отвлекаться и полноценно участвовать в богослужении.
У тех прихожан, кто по уважительной причине не смог исповедоваться вечером, священники принимают исповедь ежедневно во время Литургии.
Все возникающие вопросы Вы можете задать дежурному священнику или по телефону: 8-(495)-740-71-81 или по электронной почте: [email protected]
К празднику Святой Пасхи Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы подготовлены несколько видов просветительских листовок, в том числе листовку «О таинстве Крещения»» Вы можете самостоятельно скачать листовку и распечатать на цветом или монохромном принтере.
Об участии верных в Евхаристии
Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.
Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.
I.
Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности — и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16-17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.
Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).
Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <…> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное. <…> [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <…> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).
В Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.
В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)».
На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте» : «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении… Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».
В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении . Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .
Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым».
В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).
II.
Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.
Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.
Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.
Подготовка монашествующих к участию в Таинстве Евхаристии осуществляется в соответствии с Положением о монастырях и монашестве и внутренними уставами монастырей.
1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.
Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.
2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.
Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».
На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).
3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.
Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.
Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.
Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.
III.
Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.
В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.
В некоторых приходах имеет место длительное ожидание начала причащения мирян. Это происходит из-за долгого причащения духовенства при совершении соборных богослужений или совершения исповеди после запричастного стиха. Такое положение дел следует признать нежелательным. Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона. Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии. Кроме того, важным является установление на приходах фиксированных дней и часов, когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем.
IV.
Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30).
При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.
Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
V.
Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство,
которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.
Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.
VI.
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.
Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.
* * *
Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
Подготовка к исповеди – молитва и духовная жизнь
Дар прощения Божия принимается через частную молитву, совместное богослужение, дисциплины молитвы и поста, покаянные службы и, прежде всего, через таинство Святой исповеди.
Святая Исповедь имеет двойную ценность. Во-первых, через это таинство рукоположенного священника и верующего христианина мы получаем уверенность в божественном прощении, по слову Христа (Ин. 20, 23). Во-вторых, Святая Исповедь дает возможность поговорить о своих глубоких заботах, получить совет и поощрение к духовному росту, что общепризнано как чрезвычайно полезное для личной жизни.
Исповедь уместна всякий раз, когда православный христианин чувствует в ней потребность. Это также часть нашей общей духовной подготовки в постные периоды, предшествующие великим праздникам Пасхи, Рождества, Успения Пресвятой Богородицы и Праздника Двенадцати Апостолов. Однако особенно необходима Святая Исповедь:
- при совершении тяжкого греха;
- , когда привычный грех одолел христианина, или
- , когда христианин перестал расти духовно и нуждается в пересмотре приоритетов.
Мы исповедуем свои грехи перед Богом, и сила прощения принадлежит Богу. Однако дар Божьего прощения, хотя и гарантированный, не является волшебным. Это не избавляет нас автоматически от духовной борьбы — постоянной бдительности против зла и непрестанной борьбы против греха. Святое Исповедание принесет плоды в Духе только тогда, когда верующий возненавидит зло, совершенно отвергнет грех и терпеливо взращивает положительные привычки жизни во Христе. «Так и вы должны считать себя мертвыми для греха, а живыми для Христа Иисуса. Не предавайте членов ваших греху, как орудия нечестия, но предайте себя Богу, как перешедшие от смерти к жизни» (Рим. 6:11). , 13)
Как подготовиться к исповеди? Подготовка к исповеди – это молитвенное исследование чувств, мыслей, слов, поступков, установок, привычек, ценностей, приоритетов, целей, направления и образа жизни. Этот молитвенный самоанализ включает в себя не только личную религиозную жизнь, но и семейные отношения, общественную деятельность, поведение на работе, деловые отношения, политические обязательства и даже развлечения, потому что все наше существование должно быть прожито в свете Святого Духа. не осудить себя, но утвердить наше истинное «я» во Христе, Который дал нам доступ к Божией милости и прощению и научил нас жить для славы Божией.
Молитесь, думайте и исповедуйтесь в течение нескольких дней. Попросите Бога помочь вам осознать свои грехи и полностью исповедаться в них. Незадолго до таинства Исповеди вознесите избранные молитвы из следующих Исповедных молитв, Псалом 51 или следующую покаянную молитву:
Покаянная молитва
Господи Боже мой, исповедую, что согрешил против Тебя мыслью, словом и делом.
Я также не сделал того, что требует от меня Твой святой закон.
Но ныне с покаянием и сокрушением вновь обращаюсь к Твоей любви и милосердию.
Умоляю Тебя, прости мне все мои прегрешения и очисти меня от всех моих грехов.
Господи, наполни мое сердце светом Твоей истины. Укрепи мою волю Твоей милостью.
Научи меня и желать, и делать только то, что Тебе угодно. Аминь.
Теперь, без оправдания или жалости к себе, сделайте молитвенное исследование своей совести относительно всего. В качестве помощи подумайте о своей жизни в свете Десяти заповедей и заповедей блаженства. Возьми карандаш и бумагу и перечисли свои грехи, чтобы во время таинства ты мог исповедоваться из списка без путаницы и потери памяти.
Десять Заповедей
Я Господь Бог ваш, и да не будет у вас других богов передо Мною.
Был ли Бог источником, центром и надеждой моей жизни? Ставил ли я себя, других или вещи выше Бога? Неужели я не поверил в существование Бога, его любовь и милосердие? Разве я не смог молиться Богу, поклоняться Ему и благодарить Его за Его благословения? Пытался ли я служить Богу и верно соблюдать Его заповеди? Не роптал ли я или жаловался на Бога в несчастье? Восхвалил ли я и прославил Бога своими словами и делами?
Не делай себе кумира, чтобы поклоняться ему.
Ценил ли я кого-либо или что-либо выше Бога? Отдал ли я кому-либо или чему-либо любовь, честь и поклонение, которые принадлежат только Богу? Сделал ли я идолом какого-либо человека, идею, занятие или вещь?
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Хулил ли я каким-либо образом святое имя Бога? Дал ли я ложную клятву? Нарушил ли я какую-нибудь торжественную клятву или обещание? Заключил ли я соглашение, обещание или договор, противоречащий Божьему закону? Я ругался или использовал нецензурную брань?
Помните день субботний, чтобы святить его.
Регулярно ли я поклонялся Богу по воскресеньям и в большие праздники и помогал ли я другим делать то же самое? Работал ли я без необходимости по воскресеньям или в большие праздники или заставлял других делать это? Провел ли я День Господень полезным и назидательным образом?
Почитай отца и мать
Любил ли и уважал ли я своих родителей так, как должен? Пренебрег ли я ими или не смог им помочь? Разве я не повиновался им, обманул их или причинил им боль своими словами или делами? Относился ли я ко всем членам моей семьи с терпением и любовью?
Не убий.
Причинил ли я вред, ранение или смерть кому-либо? Желал ли я себе или кому-либо зла или смерти? Был ли я жесток к животным или лишил их жизни без необходимости?
Не прелюбодействуй.
Совершил ли я какие-либо аморальные действия в одиночку или с другими? Принуждал ли я других к совершению аморальных поступков? Совершил ли я безнравственные поступки в своем сердце?
Не кради.
Брал ли я что-либо, что не было моим, у кого-либо или откуда-либо? Я кого-нибудь обманул? Заставил ли я других воровать или обманывать? Пытался ли я найти владельцев потерянных вещей, которые я нашел? Я повредил или уничтожил что-нибудь, что принадлежало другому? Обманывал ли я кого-либо законной заработной платой? Я заплатил свои долги? Давал ли я бедным и на благотворительные цели в соответствии со своими средствами?
Не лжесвидетельствуй.
Давал ли я ложные показания против кого-либо? Говорил ли я зло, лгал или распространял слухи о ком-либо? Раскрыл ли я кому-либо грехи и недостатки другого? Делал ли я неосторожные заявления или делал что-либо еще, чтобы нанести ущерб имени и репутации другого лица? Занимался ли я пустыми сплетнями?
Не завидуй.
С завистью или ненавистью смотрел ли я на обладание талантами или достижениями других? Желал ли я падения или потери других из-за злого умысла, чтобы получить пользу? Огорчен ли я тем, что Бог даровал другим больше благословений, чем мне?
Заповеди блаженства
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Действительно ли я осознал свою полную зависимость от Бога? Был ли я гордым, высокомерным и самодовольным в своих путях? Был ли я эгоистичным, собственническим и своекорыстным? Стремился ли я к статусной власти и богатству?
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
С верой и терпением переносил ли я трудности и невзгоды? Сочувствовал ли я страданиям бедных, голодных и зависимых; больные, одинокие и грешные мира? Действительно ли я сожалел о своих грехах и недостатках?
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Пытался ли я служить или, скорее, доминировать над другими дома, в школе, на работе, в офисе, в церкви и в других местах? Разве я нянчилась против кого-нибудь? Был ли я обижен, ожесточен, не прощал или оскорблял и оскорблял других? Любил ли я своих врагов?
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Действительно ли я стремился к тому, чтобы Божья воля исполнялась во всем? Работал ли я во имя справедливости в своей семье, обществе и мире способами, которые мне были доступны? Пытался ли я взращивать праведную жизнь через молитву, пост, поклонение, причащение Святых Причастий и дела любви к другим?
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Проявлял ли я сострадание и помощь бедным, голодным, одиноким и нуждающимся вокруг меня? Пытался ли я понять и простить других? Был ли я безразличным оценщиком или законником?
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Любил ли я добро, чистоту и святость? Поддался ли я злым побуждениям и намерениям? Поддался ли я нечистым мыслям, словам или делам? Был ли я виновен в предвзятости и предрассудках? Был ли я лицемерным, претенциозным или потакавшим греховным страстям?
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Есть ли в моем сердце Божий мир? Был ли я несправедливо зол, агрессивен или нетерпелив? Работал ли я ради мира дома, на работе, в церкви и в обществе? Был ли я раздражителен, полемичен или вызывал разногласия?
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Жаловался ли я, когда меня преследовали ради Бога? Молился ли я за своих гонителей? Разве я не смог защитить кого-либо в истине из-за боязни унижения или преследования? Хватило ли у меня мужества отстаивать то, что правильно, несмотря на критику, насмешки или преследования?
Блаженны вы, когда вас поносят и преследуют за меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
Есть ли радость Христова в моем сердце даже в трудные минуты? Был ли я пессимистично подавлен или отчаялся? Действительно ли я рад обещанию Божьих сокровищ на небесах?
Молитвы ко Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, Пастырь и Агнец, Ты отдал Свою жизнь на кресте, чтобы взять на Себя грехи мира. Ты даровал прощение Петру и блуднице, обратившейся к Тебе со слезами. Ты простил долги двум должникам, а также сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон». Господи, прими меня, грешного, и услышь мою покаянную молитву (Исповедуй Господу свои конкретные грехи). Грехи и прегрешения мои сознаю, вольные и невольные, ведомые и неведомые. Я твердо решаю с помощью Твоей благодати отвернуться от моих грехов и исправить свою жизнь согласно Твоему учению. Помоги мне идти путем праведных и во веки веков возносить хвалу Твоему славному имени. Аминь
Сладкий, Иисусе, мой Господь и Владыка, через Твою святую страсть Ты исцелил мои злые страсти, и через Твои священные раны Ты исцелил мои греховные раны. Даруй мне, раскаяние. Очисти тело мое благоуханием Живоносного Тела Твоего и изгони горечь, которою накормил меня супостат. Подними к Себе мой скованный землей разум и выведи меня из ямы погибели. У меня нет искреннего раскаяния, у меня нет истинного умиления, у меня нет утешительных слез, чтобы привести меня, как чада Божия, к моему духовному наследию. Мой разум был омрачен мирскими страстями. Я не могу смотреть на Тебя в скорбном раскаянии. Я не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Господи Иисусе Христе, сокровищница благ, даруй мне через покаяние и усердное сердце искать Тебя. Даруй мне Твою благодать и обнови во мне образ Твоего образа. Я оставил Тебя; но, Господи, не оставляй меня. Выходите искать меня; веди меня на пастбище Твое; причисли меня к овцам избранного стада Твоего и напитай меня пищей святых Твоих таин, предстательством Пречистой Твоей Матери и всех святых. Аминь.
Молитва св. Иоанна Златоуста
Господи, не лиши меня Твоих небесных и вечных благословений.
Господи, избавь меня от вечных мук.
Господи, если я согрешил словом или делом, умом или духом, прости меня.
Господи, избавь меня от всякой беды, невежества, забвения, лености и каменного жестокосердия.
Господи, избавь меня от всех искушений и душевной заброшенности.
Господи, просвети сердце мое, омраченное злым желанием.
Господи, будучи человеком, я грешу; но Ты, Бог, помилуй меня.
Господи, внемли немощи души моей и помоги мне Твоей благодатью, да прославится во мне имя Твое святое.
Господи Иисусе Христе, впиши имя раба Твоего в книгу жизни, даруя мне конец блаженный.
Господи Боже мой, я не сделал ничего хорошего; но Твоим состраданием помоги мне начать новую жизнь.
Господи, освежи мое сердце росой Твоей благодати.
Господи, Боже неба и земли, помяни меня, грешного, убогого, злого и нечистого, в Царствии Твоем по непрестанной любви Твоей.
Господи, прими меня в покаянии и не оставь меня.
Господи, не подвергай меня испытанию.
Господи, даруй мне добрые мысли.
Господи, даруй мне слезы покаяния, память о смерти и сокрушения.
Господи, даруй мне искреннее признание моих мыслей.
Господи, даруй мне смирение, избавление от собственной воли и послушания.
Господи, даруй мне терпение, долготерпение и кротость.
Господи, внуши мне Свой святой страх, источник всех благ.
Господи, дай мне любить Тебя всей душой, разумом и сердцем; а мой сосед как я сам.
Господи, защити меня от злых людей и демонов, от нечистых страстей и всего неблаговидного.
Господи, как Ты повелел; Господь, как Ты все знаешь; Господи, как Ты желаешь, я желаю Твоей благости; да будет во мне воля Твоя.
Господи, да будет воля Твоя, а не моя, предстательствами Пресвятой Богородицы и всех Святых, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Молитва Манассии
Эта молитва представляет собой классическую молитву покаяния, приписываемую по традиции Манассии, нечестивому царю Иудеи (2 Паралипоменон 33:11-13), который просил у Бога прощения за свои многочисленные грехи.
Господи всемогущий, Боже отцов наших, Авраама, Исаака и Иакова и их праведного потомства,
Ты сотворил небо и землю со всеми их украшениями.
Ты сковал море Своим словом.
Ты замкнул бездну и запечатал ее Своим страшным и славным именем.
Все содрогается и трепещет перед Твоей силой.
Великолепие Твоей славы невыносимо.
Гневу Твоей угрозы против грешников невозможно сопротивляться.
Но неизмерима и неисследима Твоя обещанная милость.
Ибо Ты Господь Всевышний, Щедрый, Долготерпеливый и Милосердный, Отвращающийся от зла людей.
Ты, Господи, по множеству благости Твоей, обещал покаяние и прощение согрешившим пред Тобою;
И по множеству милосердия Твоего Ты назначил покаяние грешникам ко спасению.
Воистину, Господи, Боже небесных сил, Ты не назначил покаяния праведнику, Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим против Тебя;
Но Ты назначил мне грешному покаяние.
Ибо совершенных мною грехов больше, чем песка морского.
Умножаются беззакония мои, Господи, умножаются!
Я недостоин поднять глаза и увидеть высоту небес из-за множества беззаконий моих.
Я отягощен многими злыми узами и не могу поднять головы из-за своих грехов.
Мне нет облегчения, потому что я прогневал Твой гнев и сделал зло пред Тобою, не исполняя Твоей воли и не соблюдая Твоих заповедей, но воздвигая мерзости и умножая соблазны.
И теперь я преклоняю колено своего сердца, умоляя Твою доброту.
Я согрешил, Господи, я согрешил и знаю свои преступления.
Не гневайся на меня вечно и не копи мне зла; и не осуждай меня в глубины ада.
Ибо Ты, Господи, Бог кающихся, и мне Ты явишь Свою благость.
Недостойный я, Ты спасешь меня по Своей великой милости, и я буду славить Тебя непрестанно во все дни моей жизни.
Ибо все силы небесные поют Тебе хвалу, и Твоя слава вовеки. Аминь.
Источник: «Мой православный молитвенник» Департамента религиозного образования
Руководство для исповеди | Православная Церковь Христа Спасителя
Следующие Руководство для священнослужителей (Православная Церковь в Америке, 1998 г.), утвержденные Священным Синодом и написанные протопресвитером Александром Шмеманном, касаются различных вопросов, связанных с Исповедью (Таинством Покаяния), и считаются нормативными в Церкви сегодня.
Исповедь, таинство примирения с Церковью, должна быть регулярной и частой. Оно должно быть постоянным элементом в жизни верующих, деформализированных и оживленных как самые обычные и нормальные действия людей, постоянно соединяющихся и воссоединяющихся друг с другом и с Богом. См.: О духовной жизни в Церкви. Энциклика.
- Священник, как духовник и духовник вверенной его попечению паствы, должен определить периодичность исповедания духовным чадом своих грехов.
- Для тех, кто редко причащается, священник должен соблюдать во всей строгости обязанность исповеди перед причащением. Однако, если кто-то хочет исповедоваться чаще, чем причащается, то духовник должен быть готов выслушать исповедь этого человека в любое время.
- Для причащения Святых Таин чаще одного раза в месяц, Исповедь должна быть регулярной и не реже одного раза в месяц.
- Если практикуется общая исповедь, то необходимо прочитать порядок молитв перед исповедью. Общая служба молитв перед исповедью не предназначена для замены или замены личной исповеди.
- Духовенству напоминают, что они также должны регулярно и добросовестно прибегать к Таинству Покаяния. Священник, не имеющий Духовника, в начале своего священнического служения должен его искать. Если он не может найти его, то он должен обратиться к своему иерарху, чтобы тот назначил его для него. В некоторых случаях есть настоятель, назначенный архиереем епархиальным духовником, к которому священник может обратиться.
- Тайна Таинства Покаяния считается непререкаемым правилом во всей Православной Церкви. Теологически необходимость сохранения тайны исповеди исходит из того, что священник является лишь свидетелем перед Богом. Нельзя было ожидать искреннего и полного признания, если кающийся сомневается в соблюдении конфиденциальности. Предательство тайны исповеди приведет к каноническому наказанию священника.
- Св. Никодим Святогорец увещевает Духовника сохранять тайну исповеди даже под сильным сдерживающим влиянием. Автор 9.0271 Педальон ( Руль ) гласит, что священник, нарушивший тайну исповеди, должен быть низложен. Митрополит Косский Эммануил упоминает в своем справочнике ( Exomologeteke ) для исповедников, что тайна исповеди является принципом без исключения.
- Свидетельство, данное Духовным Отцом перед рукоположением, не является исключением. Если духовник обнаружит препятствие к рукоположению, он не обязан давать свидетельство и не должен приводить никаких оснований для обоснования своего отказа.