Правильное воздержание: Воздержание, простое и сложное / Православие.Ru
Содержание
Практика воздержания. Польза или вред?
Содержание
-
Основные принципы практики воздержания -
Воздержание — польза или вред
В нынешний век сексуальной распущенности, когда люди настолько воспринимают оголение и похоть как должное и самое обычное дело, довольно непросто говорить на такую важную тему, как воздержание. Трудно также найти объективную, правдивую, не преследующую чьи-то корыстные цели информацию по этому поводу. Что и натолкнуло нас на написание данной статьи.
Вопрос полового воздержания мы будем рассматривать с нескольких точек зрения: влияние на физическое, умственное, духовное и энергетическое состояние человека и постараемся подкрепить их не только здравым смыслом, но и научными данными.
С точки зрения практики йоги воздержание в какой-то степени необходимо, особенно на начальном этапе. Это связано с поднятием общего уровня энергии и её конвертацией. Под конвертацией мы понимаем не только осознанное направление энергии, но и использование её в благих целях и на высших центрах. Необходимо осветить пару важных аспектов касательно энергии:
- В зависимости от уровня сознания человека энергия может расходоваться на разных центрах.
- Чем выше мы расходуем энергию, тем меньше её затраты в единицу времени. Т. е. одно и то же количество энергии человек может потратить на сиюминутное удовлетворение своей сексуальной потребности или может её вложить в долгосрочный проект. При этом в первом случае энергия просто уйдёт безвозвратно, во втором — энергия будет постепенно возвращаться по мере реализации проекта, особенно если он направлен на развитие других.
- Половое воздержание должно практиковаться на трёх уровнях:
- на уровне тела — физическое воздержание;
- на уровне речи — не вести и не поддерживать разговоры на темы половых взаимоотношений;
- на уровне ума — замещение поступающей информации, отказ от просмотра фильмов, клипов и т. п. с сомнительным содержанием, контроль мыслей с целью предотвращения грёз и волнений на этот счёт.
То есть воздержание — это не только отсутствие прямого удовлетворения своих сексуальных потребностей, но и в целом изменение образа жизни и мыслей. В этом случае воздержание принесёт исключительно положительный результат во всех смыслах.
Когда мы говорим о половом воздержании, мы должны учитывать ряд факторов — это возраст, пол, социальная среда, образ жизни человека. Так, например, единогласно все специалисты утверждают, что для молодых людей в возрасте до 20–22 лет воздержание является полезным, способствует их гармоничному физическому и психическому развитию. Дело в том, что примерно к 21 году заканчивается формирование мозговых структур и налаживаются их взаимосвязи. Говоря научно-популярным языком, лобные доли, отвечающие за разум, берут контроль над всеми остальными отделами. Примерно в этот же момент как раз заканчивается пубертатный период (период полового созревания). Сексуальные связи до окончания этого периода могут негативно сказываться, тормозить не только физическое, но и умственное развитие индивида. Данная информация, полагаю, многих удивит, ведь вокруг идёт агрессивная пропаганда прямо противоположного поведения. Но нам лишь придётся признать, что кто-то преследует иные цели, нежели полноценное развитие молодёжи.
В своей научной статье по психологии «Негативное влияние на психику подростков публичных демонстраций секса в масс-медиа» Лаверычева Ирина Германовна на основании эмпирического исследования приходит к интересным выводам. По её мнению, пропаганда несдержанного сексуального поведения напрямую связана с низким уровнем культуры человека, а именно сквернословие, курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также лояльное отношение к подобному поведению других людей являются следствием просмотра фильмов, клипов, рекламы и т. п. с присутствием оголённых тел и содержанием, склоняющим к похотливым мыслям. Иными словами, это связано с нарушением принципа интимности половых отношений. Сейчас даже реклама жвачки, газировки, шампуня или бутерброда обещает сексуальную привлекательность или экстаз, большинство фильмов обязательно содержат постельные сцены, музыкальные клипы настолько пестрят эротическими сценами, что их трудно отличить от фильма для взрослых.
Это приводит к тому, что из-за постоянного фона данного характера человек начинает воспринимать распущенность за норму. «Согласно законам Туркхеймера, сформулированным в 2000 г. по данным современной психогенетики: 1) все поведенческие свойства наследственны; 2) воспитывающее влияние семьи уступает влиянию генетической наследственности; 3) влияние как семьи, так и наследственности уступает влиянию социума. Это значит, что в наибольшей степени на поведение человека влияют социальные факторы. Под этим подразумевается вся совокупность общественных влияний: менталитет, система образования, культурно-нравственный и политический климат и в особенности наиболее подверженная политическому и коммерческому манипулированию современная информационно-развлекательная среда (радио, телевидение, реклама, Интернет, любые СМИ — так называемые масс-медиа)» — утверждает Лаверычева И. Г.
К сожалению, что касается влияния среды, оно отражается не только на поведении людей с неокрепшей психикой, но и на старшем поколении. Если вы посмотрите, как одевается большинство женщин, вы убедитесь в сказанном. Самое интересное, что легко встретить откровенно одетую девочку-подростка и точно так же одетую её мать. Границы стёрты: женщины в 50 начинают стыдиться статуса бабушки и пытаются походить на девочку-подростка, даже не на молодую женщину. В общем, здесь есть над чем задуматься. Вернёмся всё же к основной теме нашей статьи — воздержанию.
Итак, мы выяснили, что подросткам (как мальчикам, так и девочкам) половое воздержание безоговорочно полезно, однако среда этому не способствует. Теперь поговорим о взрослых людях. И здесь мнения расходятся, однако нужно заметить, что основные дискуссии и споры ведутся вокруг физического здоровья мужчин. Большинство специалистов склоняются к тому, что воздержание вредит мужской части населения. Однако, когда в общественное сознание со всех сторон пытаются внедрить мысль, что воздержание крайне негативно сказывается на здоровье (особенно мужском), и это подкрепляется безудержной пропагандой половой распущенности, и при этом растёт проблема бесплодия у лиц, начиная с 25 лет, невольно начинаешь проводить параллели. Всё это приводит к обоснованным сомнениям и вынуждает искать более конкретную информацию относительно данного вопроса.
Кандидаты медицинских наук Ефремов Е. А. и Дорофеев С. Д. с соавторами Панюшкиным С. М. и Бедретдиновой Д. А. из НИИ урологии МЗ РС РФ в своей статье «Сексуальные и психосоматические нарушения при хроническом простатите» считают, что «именно психосоматическая модель позволяет глубже понять механизмы формирования простатитов, половых нарушений… Влияние повышенной половой активности (мастурбации, половых излишеств) на функцию простаты единодушно признается в качестве наиболее вероятного этиологического фактора (причины, без которой болезнь никогда не разовьётся, — примечание автора) возникновения патологических процессов в железе (предстательной)».
В другой статье — «Нейрогуморальная регуляция функциональной активности предстательной железы» доктора медицинских наук Салмина А. Б. и Зыкова Л. Д. вместе с кандидатом Левкович Л. Г. указывают, что мужская половая система является весьма сложной и включает в себя двустороннюю связь с мозгом, прямые и обратные связи половых органов и желёз. Эта система обеспечивает автоматическое повышение продукции мужских половых гормонов (андрогенов) при интенсивной половой жизни и их понижение при половом воздержании. Отсюда напрашивается вывод, что система саморегулируемая, и при смене образа жизни здоровый организм постепенно перестраивается.
Зачастую мужчин пугают застойными явлениями, сказывающимися на половой жизни, в связи с воздержанием. Однако данные угрозы страшны для тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни в принципе, а также употребляет алкоголь, курит, не следит за питанием, пьёт мало воды и излишне концентрирует своё внимание на теме половых взаимоотношений. Если же мужчина занимается спортом, особенно йогой, контролирует свой ум и ведёт здоровый образ жизни в целом, то опасаться нечего.
Почему такой акцент на йогу? Потому что йогические практики направлены на все участки тела, проработку не только мускулатуры, но и внутренних органов даже в самых малодоступных местах. Также йога включает в себя дыхательные упражнения (пранаямы), очистительные техники (шаткармы), которые очень позитивно сказываются на физическом здоровье человека и наиболее полезны в совокупности с воздержанием. Важно сказать, что полный цикл обновления семенной жидкости занимает около 72–82 дней, т. е. за это время происходит цикл преобразования клетки в полноценный сперматозоид, в котором набирается полный набор хромосом, необходимых для построения нового живого организма в случае оплодотворения.
Именно этот срок воздержания советуют специалисты, прежде чем зачинать детей, если мужчина подвергался интоксикации. Поэтому если пара хочет завести ребёнка, то воздержание в течение трёх месяцев может крайне положительно сказаться на здоровье будущего потомства. Если же семя не находит выхода, то распадается и всасывается внутри организма, не нанося никакого вреда, поскольку не является продуктом вывода отработанного материала, в отличие от мочи и кала. Наоборот, семенная жидкость содержит массу полезных веществ и позитивно влияет на организм мужчины.
Что касается женщин, то в основном акцентируется внимание на их психоэмоциональном состоянии в связи с воздержанием. Поэтому если практика воздержания происходит осознанно и на всех трёх уровнях (тела, речи и ума), а также если женщина следует основным вышеуказанным принципам воздержания, то оно принесёт только пользу. Значительно проще женщине соблюдать данный обет, если она перестаёт быть объектом вожделения. То есть скромно ведёт себя и одевается, снижая и свою, и чужую концентрацию на собственной сексуальности.
Подводя итоги
Здоровому организму воздержание не нанесёт никакого вреда и только улучшит его состояние. Если же имеются какие-либо отклонения от нормы, то воздержание в совокупности с изменением образа жизни поправит положение дел.
Вред воздержание может нанести только в том случае, если человек не изменил ничего, кроме как перестал реализовывать своё желание. Дело в том, что если мы в уме что-то представляем, то наш организм уже начинает переживать этот опыт на физическом уровне, как будто это происходит в реальности. Поэтому люди, которые сидят на диете, но постоянно думают о еде, не могут сбросить вес. Т. е. некоторые процессы требуют завершения, иначе происходит негативное влияние на организм. Например, чуя запах еды, тело вырабатывает определённые соки, желчь и т. д. в соответствии с пищей, которую в него поместят. И если за запахом не следует реального насыщения, то выделившиеся соки могут разъесть стенки желудка или спровоцировать выделение гормонов, которые начинают определённые вещества «упаковывать» в жир и т. п., вариантов масса (это максимально упрощённое объяснение).
Таким образом, если человек практикует воздержание, ему необходимо контролировать вожделение и не провоцировать его. Почему и делается такой акцент на практике на трёх уровнях. Конечно, на начальных этапах это сделать непросто, но со временем мысли и внимание уходят на вещи другого порядка, особенно если произошло информационное и средовое замещение. Также не стоит пугаться разового появления мыслей известного характера, это не значит, что нужно сразу их реализовывать, достаточно постараться перевести внимание на более интересные темы, почитать духовную литературу или попеть мантру, например.
Польза воздержания очевидна для каждого, кто когда-либо его практиковал:
- появляется больше жизненных сил,
- начинают реализовываться давно задуманные дела,
- со временем уходит агрессия,
- укрепляется воля,
- появляется уверенность в себе,
- налаживаются отношения с противоположным полом,
- появляются более интересные знакомства и совместные дела,
- интересы становятся более высокого порядка,
- человек, практикующий йогу, добивается больших успехов в практике, поскольку не «сливает» энергию на нижних центрах,
- повышается уровень сознания и энергии.
Практика воздержания является наиболее важной и необходимой в современном мире. Она способна принести благо не только практикующему её, но и повысить уровень культуры, жизни и сознания общества в целом. Поэтому не сомневайтесь в выбранном пути, проявляйте осознанность — и всё у вас получится!
Правильное воздержание с рассуждением
Нужна помощь
Новости
Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ —> Записки через интернет
Статьи
Статьи/ Правильное воздержание с рассуждением
Правильное воздержание с рассуждением
Как найти меру воздержания. Основные святоотеческие правила излечения от страсти чревоугодия. Из сборника «Страсть чревоугодия и борьба с ней». Окончание. Предыдущую часть см. здесь.
- «Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать ядущих и благодарящих Господа» (Св. Ефрем Сирин).
Осуждение ближнего сводит на нет подвиги воздержания и нимало не пользует человека ко спасению. В благодарном сердце живет любовь, она привлекает благодать Божию, покрывающую плотскую немощь. Это надо помнить каждому, стремящемуся к аскетическим подвигам телесного воздержания.
- «Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, а не осуждай ближнего, чтоб чрез осуждение не сделаться тебе пожирающим брата своего.
- Будь здрав в вере и ешь все предлагаемое тебе о Господе. Если предложено вам что снедное, чего не хочешь ты есть, не отсылай сего с трапезы, когда другие хотят есть и благодарить Господа» (Св. Ефрем Сирин).
Опять же, смотри не на себя, а снисходя к немощи других, жалей всех, желай им утешения и укрепления телесного. У каждого своя мера, чужой меры ты можешь не знать, а Господь заботится о всех, соразмеряя нужду каждого. Радуйся когда ближний твой насытится, и воздай хвалу Господеви.
- «Сел ты за трапезу? Ешь, как человек, и не озирайся, как невежда» (Св. Ефрем Сирин).
Отнюдь не распускай себя, а то можешь уязвиться завистью или осуждением, внимательно следи за собой.
- «Вкусил ты хлеба и насытился! Воздай славу Богу, напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать тело свое малым, воздай славу укрепившему тебя Богу и не говори перед всеми: «не съел я и такой-то доли хлеба». Что придаешь этим себе? Не осуждаешь ли только ядущих и благодарящих?» (Св. Ефрем Сирин).
Святой отец учит нас поиску меры — «золотой середины». Ибо крайности пагубны для духовного подвига. Не должно быть пресыщения, но не должно быть и уничтожения тела. Прп. Макарий Оптинский говорил о том, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы. Опытом отцов доказано, что неизмеренность пищи может привести плоть в неуправляемое, необузданное состояние, в котором человек не сможет справиться со своей похотью. Для людей в миру, имеющих много трудов на работе и дома, необходимо вкушать пищу в достаточном количестве до насыщения — иначе у них не будет сил работать.
Плохой работник никому не нужен. Гранью насыщения мирянину следует положить меру, чтобы после еды не возникали похоть и лень. Более совершенные могут, конечно, стремиться к аскетическому образу питания. Но изменяющиеся обстоятельства жизни, здоровье и нагрузки будут менять и меру необходимого насыщения пищей. Все должно решаться индивидуально, с духовником.
- «Для сохранения чистоты души и тела недостаточно одного воздержания в пище, если к сему не будут присоединены и прочие добродетели душевные. Так, перво-наперво надо научиться смирению через добродетель послушания, сокрушение сердца и утомление тела. Денег не только имения должно избегать, но и самое желание их с корнем исторгать. Ибо не довольно не иметь их — что большею частию бывает и по необходимости, — но не должно допускать самого желания иметь их, если б случайно они были предложены. Надо ярость гнева подавлять, отяжеление печали преодолевать, суетную славу презирать, высокомерие гордости попирать, а также и ума непостоянные и шатательные туда и сюда отбегания обуздывать непрестанным памятованием о Боге. Всякий раз надо нам возвращать сердце наше от парительного блуждания к созерцанию Бога, как только лукавый враг, покушаясь отвлечь ум наш от сего созерцания, вкрадется в тайники сердца.
- Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.
- Не внешнего врага надо нам бояться; враг наш заключен в нас самих. Почему и ведется в нас непрестанно внутренняя война. Одержи мы в ней победу — и все внешние брани сделаются ничтожными, и все станет у воина Христова мирно, и все ему покорно. Нечего будет нам бояться врага совне, когда то, что есть внутри нас, побежденное, покорится духу, Не должны мы верить, что нам для совершенства сердца и чистоты тела может быть достаточен один тот пост, который состоит в воздержании от видимых яств. Нет, к сему должно присовокупить еще и пост души. Ибо и она имеет свои вредные яства, от коих, отучнев, впадает в обрывы сладострастия и без обилия телесного питания.
Осуждение ее есть пища, и притом преприятная. Гнев также ее есть пища, хотя не так легкая, а подчас вредная и даже смертоносная. Зависть есть пища души, ядовито повреждающая ее соки и непрестанно мучащая ее, несчастную, счастливыми успехами других. Тщеславие ее есть пища, которая на время услаждает ее приятным вкушением, а после делает пустою, обнаженною и лишенною всякой добродетели и оставляет бесплодною и не способною приносить плоды духовные — и, след., не только лишает воздаяния за безмерные труды, но и привлекает большие наказания. Всякое похотствование и блуждание сердца непостоянного есть некое спасение души на своего рода пастбище, питающее ее вредными яствами, небесного же хлеба и твердой пищи делающее непричастною. Почему в святом пощении нашем, удерживаясь от всего этого, сколько сил есть, мы соделаем целесообразным и благоплодным соблюдение телесного поста. Ибо утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, представит приятнейшую Богу жертву и устроит достойное Его святости обиталище в чистых и благоукрашенных сокровенностях сердца. Но если, постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей нашей части, т.е. — когда мы бываем не исправны тою частью нашего естества, которая, собственно, соделывается жилищем Св. Духа.
Ибо не плоть тленная, а сердце чистое соделывается обиталищем Богу и храмом Духа Святого. Итак, надлежит нам, когда постится внешний наш человек, и внутреннего удерживать от вредных вкушений. Его особенно представлять чистым Богу, чтоб сподобиться принять в себя посетителем Христа, увещевает св. апостол, когда говорит: во внутреннем человеце вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3, 16, 17).
- Пищу надо избирать такую, которая бы умеряла, а отнюдь не возбуждала жар похоти плотской и притом была удобоприобретаема и сообразна с общим обычаем и употреблением братий.
Чревоугодие проявляется в трех видах: один побуждает упреждать уставом определенный час принятия пищи; другой любит насыщать и переполнять чрево пищею, какого бы рода она ни была; третий удовлетворяется лишь приятнейшими и изысканнейшими яствами. Почему против него монах должен соблюдать троякое правило: во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; во-вторых, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простою какою-нибудь и дешевою пищею. А что в сем отношении допускается не сообразного с общим обычаем и употреблением, того древнейшее предание св. отцов не одобряет как оскверненного суетностью, тщеславием и хвастливостью. И мы никого не видели из тех, кои отличались даром ведения и рассуждения, и никого не знали из тех, коих благодать Божия выставила вперед как блистательнейшие светила для подражания, которые бы воздерживались от вкушения хлеба, почитаемого простым и не ценным. И наоборот, никогда не видали мы, чтоб кто-нибудь из тех, которые употребляли только зелень, овощи и древесные плоды, имелся в числе опытнейших мужей или сподоблялся благодати рассуждения и ведения.
Дела любви должно предпочитать посту. Этому научились мы у египетских св. отцов. Ибо когда мы, желая узнать правила сих старцев, пришли из Сирии в Египет, то нас принимали там с изумительно живым радушием сердечным; и куда бы мы ни приходили, нигде для успокоения нас не стеснялись соблюдением определенного уставом часа для принятия пищи, как мы обыкли видеть в монастырях палестинских, — но везде разрешали на пищу прежде того, кроме только среды и пятка. Один из старцев, когда мы спросили его, почему у них так свободно мимоходится правило каждодневного поста, ответил нам: пост всегда со мною, вас же я не могу удержать с собою навсегда. Притом, хотя пост многополезен и всегда нужен, но он составляет жертву произвольную; исполнение же дела любви есть не отложимое требование заповеди.
Итак, принимая в вас Христа, я должен напитать Его. Когда же провожу вас, тогда сделанное ради Его снисхождение могу вознаградить строжайшим постом. Ибо не могут сыны брачнии поститься, дондеже жених с ними есть. Приидут же дние, егда отъимется от них жених, и тогда постятся (Лк. 5, 34, 35).
Крайности, как говорят св. отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не побежденные чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.
Нам надо заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принимать пищи прежде назначенного времени или сверх меры, так и о том, чтоб употреблять ее в назначенный час, хотя бы и не хотелось; потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи возбуждаются врагом нашим. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.
Предлагаем еще одно спасительное наставление блаженного Макария, чтоб книгу нашу о постах и воздержании назидательно заключить мнением такого мужа. Он говорит, что монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пребыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби и потери — как могущий умереть каждый день. Этим советуется, в отношении к первому, т. е. посту, душеполезное благоразумие, которое бы заставляло монаха шествовать всегда путем ровной строгости в воздержании, не позволяя ему, в случае даже изнеможения тела, переходить от строгости к излишеству; а в отношении ко второму, т. е. обузданию движений душевных, — спасительное великодушие, которое было бы сильно не только презирать то, что кажется благополучным в мире сем, но и пребывать несокрушимым несчастиями и скорбями и пренебрегать ими как ничтожными, туда имея постоянно устремленным взор ума своего, куда каждый день и каждую минуту чает быть позванным» (Св. Иоанн Кассиан).
«Для не падавших особенное воздержание потребно только при движении похоти; а для падавших оно не обходимо даже до смерти; до самой кончины пусть они не дают утешения телу своему и борются с ним без примирения. Первым предлежит только охранять всегда чинное благоустроение ума; а последним надлежит еще умилостивлять Бога душевным сетованием и истаяванием (от глада и жажды).
Сидя за столом, исполненным кушаньев, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда воспоминай уксус и желчь Господа твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь помысл свой.
Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один город или селение; и там во время обеда напали на меня вдруг помыслы объядения и тщеславия; но, боясь исчадий объядения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием. В мирянах корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах — объядение.
Видел я мужественных деятелей, которые, по некоторой нужде дав утробе малое послабление в пище, вслед за тем утомляли сие окаянное тело всенощным стоянием; и тем научали его с радостью отвращаться от насыщения. Как преступник, которому объявили приговор и который идет на казнь, не беседует о народных зрелищах; так и тот, кто истинно оплакивает грехи свои, не будет угождать чреву» (Св. Иоанн Лествичник).
Как найти меру воздержания
«В укрощении чрева употребим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Давай чреву своему пищу мерную и удобоваримую, чтоб умеренным насыщением отделаться от его алчности, а чрез скорое переварение пищи избавиться от разжжения, как от бича. Если крайний предел чревоугодия есть — понуждать себя на принятие пищи, когда и не хочешь есть; то крайний предел воздержания будет — воздерживать естество свое, когда оно алчет, несмотря на то, что оно ничем в это время не провинилось» (Св. Иоанн Лествичник).
«Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило; потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соразмеряться и с силой тела. Не для всех возможно соблюдать пост по неделям; некоторые не могут быть без принятия пищи более трех или двух дней, а иным трудно пробыть без пищи до заката солнца. Не для всех также питательны овощи, или зелия, или сухой хлеб. Еще — иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта. Но все воздержники должны иметь одну цель: чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней вредоносный, греховный огонь.
Св. отцы мерою воздержания в пище положили — чтоб пищу, которую принимать заставляет нас необходимость поддерживать жизнь тела, переставали мы вкушать, когда еще хочется есть. Судя по сему, и немощный телом может являть добродетель воздержания в совершенстве, наравне с крепкими и здоровыми, если силою воли будет обуздывать пожелания яств, когда сего не требует бренность плоти. Ибо и апостол говорит: плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14). Он не совсем запретил иметь попечение о теле, а не велел только, чтоб это делалось по похоти, — похотливую заботу о плоти отъял, а разумного, необходимого для жизни содержания ее не исключил: то — чтоб чрез поблажку плоти не ниспали мы до пагубных дел похотливых, а это — чтоб тело, будучи расстроено неразумною строгостию, не оказалось бессильным к исполнению духовных наших занятий и трудов.
• Итак, мера воздержания должна быть определяема судом совести каждого. Всякий должен назначить себе — настолько воздерживаться, сколько требует сего брань плотского восстания. Посты, уставом определенные, всеконечно должно соблюдать; но если после них не будет соблюдаема воздержность в употреблении пищи, то соблюдение их не доведет до совершенной чистоты. Голодание в продолжительные посты будет иметь плодом только временное в ту пору изнеможение и истомление тела, а не чистоту целомудрия, если вслед за тем пойдет насыщение тела вдоволь: так как чистота души неразрывно связана с голоданием чрева. Не имеет постоянной чистоты целомудрия кто не довольствуется тем, чтобы держать постоянную ровность воздержания. Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстию чревоугодия. Посему лучше разумное с умеренностию подкрепление себя пищею каждый день, нежели по временам долгий и крайне строгий пост. Неумеренное неядение умеет не только колебать постоянство и твердость души, но и совершение молитв делать безжизненным, по причине изнеможения тела.
• …не только излишних яств желание надо подавлять созерцанием добродетелей, но и необходимую для естества нашего пищу, как неблагоприятную целомудрию, принимать не без заботливой осторожности сердечной. И течение нашей жизни должно установить таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побудит снизойти к необходимому о нем попечению. Но и когда, более удовлетворяя потребности жизни, нежели рабствуя вожделению души, подчиняемся этой необходимости, должны как можно скорее спешить оставлять то, как дело, отвлекающее нас от спасительных занятий. И во время самого принятия пищи — не надо отставать от сих занятий. Ибо мы никак не можем отклониться от услаждения предлежащими яствами иначе, как если душа, приковав внимание к божественному созерцанию, не будет услаждаться в то же время паче любовию к добродетелям и красотою вещей небесных.
• …, желающий достигнуть подвига внутренних браней, пусть наперед такую назначит себе и держит предосторожность, чтоб прежде уставом определенного и для всех общего часа подкрепления себя пищею, и особенно вне трапезы, отнюдь не позволять себе принять что-нибудь из пищи или пития, какая бы приятность и сладость их ни манила к тому. Но и по окончании трапезы да не попускает он себе дерзнуть на нечто подобное, хотя бы то в малейшей малости. Равно должно ему строго соблюдать время и меру сна, как уставом положено. И этого рода похотения с таким же рвением надо отсекать, с каким должны мы отсекать движения блудной страсти. Ибо кто не мог подавить излишние пожелания чрева, тот как сможет погасить разжжение плотского вожделения? И кто не мог укротить страсти явные и малые, тот как возможет победить тайные, проторгающиеся без всяких свидетелей?
• Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состояниeм тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Кто не соблюдает одинаковой меры, но то постится чрезмерно, то пресыщается, — тот вредит как молитве, так и целомудрию: молитве — потому что от неядения не может быть бодрым в молитве, клонясь от бессилия ко сну; а целомудрию — потому что тот огнь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжает действовать и во время строгого поста.
• Мерное употребление пищи, по мнению св. отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее еще чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии и не попустит человека вдаться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух (Св. Иоанн Кассиан ).
«Благоразумие сердца да соразмеряет с состоянием тела труд воздержания, чтоб, когда расслабнет тело, не страдать и ему самому» (Прп. Нил Синайский).
«Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально; и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает осуждению. Сказано: горе вам, насыщенным ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25). Сверх того, невоздержный от неумеренности впадает в плотские страсти. Посему благочестно и надлежащим образом надо управлять телом» (Св. Ефрем Сирин).
ОСНОВНЫЕ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ИЗЛЕЧЕНИЯ ОТ СТРАСТИ ЧРЕВОУГОДИЯ
- Принимать пищу по мере надобности, не вдаваясь в пресыщение.
- Переставать вкушать пищу, когда еще хочется есть.
- Мера воздержания в еде должна быть определена судом совести каждого; вкушать пищу столько, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.
- Всякий должен назначить себе столько воздерживаться, сколько требует сего брань плотского возстания, силы, возраст и здоровье тела.
- Подкрепление себя должно быть разумное с умеренностью.
- Определить себе с помощью духовника определенные часы принятия пищи.
- Не переполнять чрево.
- Стремиться к вкушению дешевой и самой простой пищи и довольствоваться этим. Избегать вкушения пищи дорогой, вкусной, разнообразной, утучняющей и разжигающей плоть.
- Не пить вино до опьянения.
- Устраняться празднословия и многословия во время принятия пищи.
- Иметь перед глазами страх Божий наказания за чревоугодие. Всячески укорять себя и каяться за переедание.
Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Назад к списку
Похожие материалы:
Возможно ли справедливое насилие? Есть ли оправдание войне?
Об отношении к проблеме войны и мира по статье православного богослова, профессора МДА Осипова Алексея Ильича.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Поздравляя всех с праздником Пасхи, призываю на вас благословение Христа Воскресшего и желаю вам, дорогие мои, неоскудевающей светлой пасхальной радости, укрепляющей нас в вере, надежде и любви.
Мера всему — совесть
Как найти свою меру посещения храма Божия, когда уже возраст достаточно преклонный и не знаешь, что тебе принесет грядущий день? Напомню: именно для этого Господь дал нам совесть. Из проповеди прот. Сергия Филимонова.
Что такое определение воздержания и полового акта?
В этом разделе
Воздержание и внешний курс
Насколько эффективны воздержание и экстремизм?
Как я могу говорить о воздержании и внешнем общении?
Каковы преимущества и недостатки воздержания и внебрачных связей?
Что такое воздержание и половое сношение?
Определение воздержания — это когда вы не занимаетесь сексом. Наружный половой акт — это другие сексуальные действия помимо вагинального секса. Сексуальное воздержание и общение могут означать разные вещи для разных людей.
Как действует воздержание?
Воздержание означает разные вещи для разных людей. Для большинства людей воздержание означает не заниматься сексом ни с кем. Иногда люди используют воздержание в качестве контроля над рождаемостью, чтобы предотвратить беременность.
Воздержание предотвращает беременность, не допуская попадания спермы во влагалище, поэтому сперматозоиды в сперме не могут добраться до яйцеклетки и вызвать беременность. Если вы воздерживаетесь 100% времени, беременность не может наступить.
Люди иногда используют воздержание только для предотвращения беременности в дни, когда они фертильны (наиболее вероятно, что они забеременеют), но они могут заниматься вагинальным сексом в другое время. Это называется осознанием плодородия.
Кто угодно может воздерживаться, независимо от вашего возраста, пола, сексуальной ориентации или предыдущего сексуального опыта. Люди воздерживаются время от времени по причинам, которые могут меняться со временем, а некоторые воздерживаются всю свою жизнь. Вы можете воздерживаться, когда захотите, даже если у вас уже был секс.
Какие бывают виды воздержания?
Для некоторых людей воздержание означает отказ от любых сексуальных действий с другим человеком, включая вагинальный, оральный и анальный секс.
Для других людей воздержание означает только отказ от вагинального секса, но другие сексуальные действия разрешены. Вы можете решить, что для вас значит воздержание.
Когда речь идет о предотвращении беременности, любые действия сексуального характера, помимо вагинального секса, называются «половым актом».
Как работает Outercourse?
Многие пары хотят заниматься сексом друг с другом, не занимаясь вагинальным сексом и/или не рискуя забеременеть. Половой акт предотвращает беременность так же, как воздержание (и все другие формы контроля над рождаемостью): удерживая сперму от яйцеклетки.
Использование секса в качестве противозачаточного средства означает, что вы занимаетесь сексом, но не занимаетесь вагинальным сексом (пенис во влагалище) и не получаете сперму (сперму) во влагалище. Таким образом, сперматозоиды в сперме не могут попасть в яйцеклетку и вызвать беременность.
Некоторые примеры внеурочного общения включают поцелуи, массаж, мастурбацию, использование друг на друге секс-игрушек, сухое трахание (трение) и обсуждение ваших фантазий. Есть много креативных способов получить сексуальное удовольствие от секса. Но имейте в виду, что некоторые виды полового акта могут распространять ЗППП, если есть контакт кожи с кожей гениталий или если половые жидкости вашего партнера попадают на или в ваши гениталии или рот.
Люди также могут заниматься оральным и/или анальным сексом. Оральный секс не приводит к беременности, как и анальный секс не приводит к беременности (если только сперма не выльется во влагалище). Но как анальный, так и оральный секс могут передавать ЗППП — вы можете помочь предотвратить ЗППП, используя презерватив во время анального секса, а также презервативы или зубные прокладки во время орального секса.
Была ли эта страница полезной?
Да
Нет
Помогите нам стать лучше — чем эта информация может быть более полезной?
Как вам помогла эта информация?
Пожалуйста, ответьте ниже.
ты человек? (Извините, мы должны спросить!)
Пожалуйста, не устанавливайте этот флажок, если вы человек.
Ты лучший! Спасибо за ваш отзыв.
Спасибо за отзыв.
Воздержание и половая жизнь
Эффективность 100 %
Стоимость $0
Требуется посвящение
Забирает силу воли
Также защищает от ЗППП
Посмотреть все методы
Воздержание
Грудное вскармливание
Цервикальный колпачок
Презерватив
Диафрагма
ФАМ
женский презерватив
Имплантат
ВМС
Патч
Таблетка
Кольцо
Выстрел
Спермицид
Губка
Стерилизация
Вазэктомия
Вывод
Нам не удалось получить доступ к вашему местоположению. Найдите местоположение.
Почтовый индекс, город или штат
Пожалуйста, введите действительный 5-значный почтовый индекс или город или штат.
Пожалуйста, заполните это поле.
Служба
Все услуги
аборт
Направления на аборт
Контроль рождаемости
COVID-19вакцина
ВИЧ-услуги
Мужское здоровье
Душевное здоровье
Утренняя таблетка (Экстренная контрацепция)
Тестирование на беременность и услуги
Первая помощь
Тестирование на ЗППП, лечение и вакцины
Трансгендерная гормональная терапия
Женское здоровье
Фильтровать по
Все
Телемедицина
Лично
Пожалуйста, укажите свой возраст и первый день последней менструации для получения более точных вариантов аборта. Ваша информация конфиденциальна и анонимна.
я не уверен
Это поле обязательно к заполнению.
ВОЗРАСТ
Это поле обязательно к заполнению.
Или позвоните по телефону
1-800-230-7526
Каковы преимущества сексуального воздержания и полового акта?
В этом разделе
Воздержание и внешний курс
Насколько эффективны воздержание и экстремизм?
Как я могу говорить о воздержании и внешнем общении?
Каковы преимущества и недостатки воздержания и внебрачных связей?
Воздержание и половая жизнь являются безопасными, эффективными и бесплатными способами предотвращения беременности. Но некоторым людям трудно избегать секса.
Воздержание и прогулки на свежем воздухе имеют много преимуществ.
Как воздержание, так и половая жизнь просты, бесплатны и очень хорошо помогают предотвратить беременность. На самом деле воздержание — единственный 100% эффективный способ избежать беременности. А внешний курс действительно сильно снижает риск.
Есть и другие преимущества воздержания. Люди выбирают воздержание, чтобы:
подождать, пока они не почувствуют себя готовыми к сексуальным отношениям
ждать, чтобы найти подходящего партнера
наслаждаются обществом своего партнера, не вступая в сексуальные отношения
сосредоточиться на учебе, работе или хобби
следуют своим личным, моральным или религиозным убеждениям и ценностям
пережить расставание
исцеление от смерти напарника
следовать советам своего врача во время или после болезни, инфекции или медицинской процедуры
Воздержание может быть способом избежать рисков, связанных с сексом, таких как беременность и ЗППП, до тех пор, пока вы не будете готовы их предотвратить и/или справиться с ними. Воздержание также может помочь вам сосредоточиться на других вещах в вашей жизни, которые важны для вас, таких как друзья, школа, спорт, занятия, развлечения и планирование своего будущего.
Внешний курс тоже имеет свои преимущества. Можно:
позволит вам и вашему партнеру доставить друг другу сексуальное удовольствие, не вызывая беременности. А некоторые виды занятий на открытом воздухе (например, мастурбация или сухое трахание в одежде) также не передают ЗППП.
повысить доверие и близость между партнерами
предотвратить беременность, если у вас нет другого противозачаточного средства
поможет вам лучше понять свое тело (и вашего партнера)
поможет вам узнать, как вам (и вашему партнеру) нравится, когда к вам прикасаются, и что вам нравится
Воздержание и внебрачный секс имеют некоторые недостатки.
В то время как воздержание и половая жизнь являются сверхэффективными способами предотвращения беременности и ЗППП, некоторым людям может быть трудно избегать секса. И если вы планируете воздерживаться, но в конечном итоге занимаетесь вагинальным сексом, беременность может наступить, если вы не используете противозачаточные средства.
Большинство людей рано или поздно вступают в половой контакт с другим человеком. Вот почему всегда полезно иметь запасной план контроля над рождаемостью, например презервативы. И презервативы — единственный метод контроля над рождаемостью, который также помогает защитить вас от ЗППП.
Внешний курс также может иметь некоторые недостатки. Некоторые виды полового акта могут распространять ЗППП — как и все, что связано с прикосновением кожи к коже гениталий или совместным использованием половых жидкостей. А если сперма попадает на вульву или во влагалище во время полового акта, может наступить беременность.
Многим людям трудно избежать вагинального секса, когда они занимаются другими сексуальными действиями. Иногда люди, которые планируют использовать секс для предотвращения беременности, не имеют готового резервного метода контроля над рождаемостью, на всякий случай. Если они увязнут в пылу момента и займутся незащищенным сексом, это может привести к беременности и распространению ЗППП.
Была ли эта страница полезной?
Да
Нет
Помогите нам стать лучше — чем эта информация может быть более полезной?
Как вам помогла эта информация?
Пожалуйста, ответьте ниже.
ты человек? (Извините, мы должны спросить!)
Пожалуйста, не устанавливайте этот флажок, если вы человек.
Ты лучший! Спасибо за ваш отзыв.
Спасибо за отзыв.
Воздержание и половая жизнь
Эффективность 100 %
Стоимость $0
Требуется посвящение
Забирает силу воли
Также защищает от ЗППП
Посмотреть все методы
Воздержание
Грудное вскармливание
Цервикальный колпачок
Презерватив
Диафрагма
ФАМ
женский презерватив
Имплантат
ВМС
Патч
Таблетка
Кольцо
Выстрел
Спермицид
Губка
Стерилизация
Вазэктомия
Вывод
Нам не удалось получить доступ к вашему местоположению.