Православие и беременность: Беременным канон не писан — Милосердие.ru

Разное

Беременным канон не писан — Милосердие.ru

Рембрандт, «Саския в образе Флоры» (1634)

Сначала помочь, потом воспитывать

На нашем сайте мы уже говорили о том, что каждая десятая беременность в России – «несовершеннолетняя». В трудном положении оказывается не только сама забеременевшая девочка-подросток, но и вся ее семья. Как принять то, что уже случилось, и не потонуть во взаимных обвинениях? Комментирует священник Максим Первозванский:

– В Православной церкви есть традиция: когда женщина беременеет, то на время, пока она носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, как бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие. Если женщина живет в блуде, во время беременности ей позволено причащаться. Она выполняет свое главное женское предназначение, она вынашивает ребенка. После родов, если выяснится, что она так замуж и не выходит и продолжает жить в грехе блуда, ее снова отлучат от Причастия. Но во время беременности она – как бы вне канона.

Такова общепринятая церковная практика. Так Церковь проявляет свое отношение к человеку, хотя и согрешившему, но нуждающемуся в помощи, заботе и поддержке. А в нашем-то случае человек совсем юный, неразумный, он не в наказании нуждается, а во вразумлении.

Рождение ребенка – это всегда чудо и всегда подарок. Поэтому беременной девочке-подростку, пришедшей ко мне на разговор, я бы в первую очередь сказал: ты беременна? Поздравляю! А дальше стал бы с ней беседовать, разбираться с обстоятельствами. Что с ее душой, ее жизнью, как у нее в семье, что думают родители, что за парень – отец будущего ребенка, как он настроен и т.д. Понятно, что беседовать с такой девочкой нужно много, это не просто одноразовая духовная помощь, а длительное сопровождение, цель которого – пробуждение самосознания человека, его адекватного отношения к тому, что с ним случилось, личной ответственности.

И здесь священнику важно быть знакомым с возрастной психологией, особенностями психологии подростка, потому что в 13-15 лет человек ни физиологически, ни психологически еще не взрослый. Он многого может не постигать, не чувствовать просто в силу возраста, поэтому обращение, например, в формате долженствования – «понимаешь, ты должен», может быть безуспешным. Здесь нужны свои психологические ключи и подходы.

Необходимо учитывать и медицинскую составляющую. У беременной женщины в естественном детородном возрасте резко меняется гормональный фон, идет мощная перестройка организма. Она более психически уязвима, хрупка, ее реакции – физические, психические, ментальные, могут быть замедленны, просто перейти в другой, свой ритм. А тем более, если все это происходит с 13-летней девочкой, организм которой пусть биологически и способен, но все же в полноте не адаптирован к беременности.

Если ребенок пришел к священнику, значит, он хоть в какой-то степени, даже неосознанно, но верует. Ну или не убежденный атеист. И тогда, конечно, надо молиться, молиться вместе с ним, молиться за него, его самого расположить к молитве. Ведь доводы разума в стрессовой ситуации могут просто не доходить, и тогда молитва может стать единственной спасительной возможностью просветить ум и сердце, согреть душу, дать ей надежду.

Конечно, важно, как сама девушка настроена и что она чувствует. Бывает, что забеременевшую девочку-подростка просто-таки распирает от ее нового взрослого состояния, она в восторге и гордится тем, что с ней происходит. В таком случае надо слегка остудить горячую голову.

Если же она в унынии, отчаянии и растерянности, то ее нужно поддержать. И предложить разные варианты помощи, решения ее ситуации.

Если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, значит, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт

Все беременные женщины, вне зависимости от возраста, особенно если беременность «кризисная», больше всего нуждаются в максимальном дружелюбии и солидарности. Иначе они легко впадают в отчаяние, или же у них возникают защитные реакции вроде агрессии. Очень важно создать атмосферу общего решения общей проблемы.

Идет на аборт? Не запрещать

Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение – ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.

Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.

В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.

В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.

Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.

Как родителям сменить гнев на милость?

Разгневанным и  расстроенным родителям, для которых беременность дочери – удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12-13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсолютно ничего «невозможного» с их дочерью не произошло.

Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока юная мама не вырастет и не встанет на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 лет назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.

В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых двух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социально и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от них зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных детей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденьких мам.

Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не станут досаждать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.

Говоря об усыновлении, я имею в виду именно юридическую сторону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя юная мама. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать мамой – бабушку. А если юная родительница сама хочет быть мамой и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители вполне могут предоставить ей такую возможность, помогая и поддерживая.

Загубленная жизнь или шанс на воскресение?

Когда я слышу причитания на тему: вот, жизнь загубила, теперь ни института, ни мужа, ни работы приличной, мне так и хочется сказать: поаккуратнее с прогнозами! Может быть, для этой девочки такой поворот событий будет только полезен. Убережет от чего-то, научит жить по-взрослому, серьезнее, ответственней.

Но не только для девочки, а и для всей семьи это может быть шансом увидеть: а насколько мы – семья? Насколько мы близки? Знаем ли о том, что друг с другом происходит, жалеем ли друг друга, понимаем ли друг друга? Любим ли мы друг друга? Или жизнь каждого из нас идет сама по себе, хоть мы и живем в одной квартире? Я сейчас не говорю о так называемой неблагополучной семье, где дети очевидно заброшены. Я говорю о вполне, на вид, «благополучной» семье, где видимым образом все «в порядке», но что на самом дела – большой вопрос.

Конечно, по-человечески понятно, что вначале самое страшно лезет в голову, но не поддавайтесь! Бывает, что ребенок, даже нежданный, во всех пробуждает только лучшее, сплачивает, примиряет. Это может произойти не сразу, а со временем. А если помогать с новорожденным согласятся бабушка и дедушка, братья и сестры, то дочь, если захочет, сможет и школу закончить, и колледж, даже вуз.

А что касается замужества – это вообще не зависит от того, есть ребенок или нет ребенка. Отсутствие малыша – не гарантия, что девушка выйдет замуж. Сколько мы видим прекрасных девочек, умниц-красавиц, с квартирами и машинами, которые рвутся в брак, но у них не получается. И наоборот: женщины выходят замуж с двумя, даже тремя детьми, вовсе не обладая при этом ни выдающейся внешностью, ни какими-то серьезными материальными активами. Поэтому в корне неверно становится на роль провидца и ставить крест на будущей личной жизни юной мамы, стращая ее одиночеством.

Мнение психолога о подростковой беременности читайте здесь

 

Беременность — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Бере­мен­ность Азбука вос­пи­та­ния
  • Бере­мен­ность и роды Азбука здо­ро­вья
  • Кален­дарь и каль­ку­ля­тор бере­мен­но­сти
  • Можно ли ходить на клад­бище бере­мен­ной?
  • Молитвы во время бере­мен­но­сти
  • Бере­мен­ность и суе­ве­рия

Бере́менность не явля­ется пре­пят­ствием для посе­ще­ния храма, молитвы, уча­стия в Цер­ков­ных Таин­ствах (Кре­ще­ния, Пока­я­ния, Св. При­ча­ще­ния,  Брака, Собо­ро­ва­ния). В это время жен­щине реко­мен­ду­ется как можно чаще освя­щать себя и ребёнка в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния.

Бере­мен­ная жен­щина может быть вос­при­ем­ни­цей (крёст­ной) и сви­де­те­лем при Таин­стве Брака (совсем не обя­за­тельно дер­жать венцы, в идеале они должны быть на голо­вах вен­ча­ю­щихся).

Как и всем хри­сти­а­нам, бере­мен­ным сле­дует пить по утрам святую воду и вку­шать просфору.

Участ­во­вать в бого­слу­же­ниях можно сидя (жела­тельно только встать при чтении Еван­ге­лия). На послед­них сроках бере­мен­но­сти лучше всего брать с собой близ­кого чело­века для под­держки и сопро­вож­де­ния и не стес­няться обра­щаться за помо­щью к другим при­хо­жа­нам.

Гастро­но­ми­че­ская состав­ля­ю­щая постов для бере­мен­ных зна­чи­тельно послаб­ля­ется; её меру необ­хо­димо опре­де­лить в личной беседе со свя­щен­ни­ком.

Если бере­мен­ной про­пи­сан постель­ный режим, то сле­дует при­гла­шать свя­щен­ника для Испо­веди и Св. При­ча­ще­ния.

Воз­можно ли бере­мен­ной при­нять Святое Кре­ще­ние?

6 канон Неоке­са­рий­ского собора отве­чает на этот вопрос: «О бере­мен­ной: её должно про­све­тить кре­ще­нием когда она хочет, ибо рож­да­ю­щая не имеет в этом ника­кого обще­ния с рож­да­е­мым, потому что каждый из них обна­ру­жи­вает свое про­из­во­ле­ние при испо­ве­да­нии».

О бере­мен­но­сти

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

Бере­мен­ность – один из самых важных и вол­ни­тель­ных пери­о­дов в жизни жен­щины. Малень­кий чело­ве­чек, рас­ту­щий под серд­цем, вносит свои кор­рек­тивы в жизнь матери. Гор­мо­наль­ные изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в орга­низме жен­щины во время бере­мен­но­сти, пре­под­но­сят много сюр­при­зов – ток­си­коз, неустой­чи­вое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, жела­ние каких-то особых про­дук­тов и т.д. И если с этим всем буду­щей маме помо­гает справ­ляться меди­цина, то с вопро­сами духов­ной жизни порой воз­ни­кают неко­то­рые заминки. Виной этому стран­ные и глупые суе­ве­рия, уста­нав­ли­ва­ю­щие некие огра­ни­че­ния для бере­мен­ной жен­щины. Так что же можно и чего нельзя буду­щей маме? Какие осо­бен­но­сти духов­ной жизни пред­пи­саны бере­мен­ным?

В храм ходить надо!

Если гово­рить кратко, то бере­мен­ность не огра­ни­чи­вает духов­ную жизни жен­щины, не явля­ется пре­пят­ствием для посе­ще­ния храма, молитвы, уча­стия в Цер­ков­ных Таин­ствах (Кре­ще­ния, Пока­я­ния, Свя­того При­ча­ще­ния,  Брака, Собо­ро­ва­ния). В то же время, бере­мен­ность про­те­кает по-раз­ному, и некие кор­рек­тивы могут зави­сеть от общего состо­я­ния жен­щины. Бере­мен­ным, как физи­че­ски немощ­ным, можно участ­во­вать в бого­слу­же­ниях сидя, вста­вая лишь в опре­де­лен­ные моменты, напри­мер, при чтении Еван­ге­лия. На послед­них сроках бере­мен­но­сти лучше всего брать с собой близ­кого чело­века для под­держки и сопро­вож­де­ния, и не стес­няться обра­щаться за помо­щью к другим при­хо­жа­нам.

Бере­мен­ной жен­щине реко­мен­ду­ется как можно чаще освя­щать себя и ребёнка в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния. Конечно, При­ча­стие – это не вита­мины и не оберег для мамы и ребенка. Нельзя вос­при­ни­мать При­ча­стие, и в целом посе­ще­ние храма, как некую духов­ную прак­тику, «чтобы все хорошо было и ребе­но­чек здо­ро­вый родился». И пусть интер­нет пест­рит реко­мен­да­ци­ями ходить в храм, чтобы «заря­жаться поло­жи­тель­ной энер­гией», по воз­мож­но­сти лада­ном дышать, маслом освя­щен­ным мазаться и про­сить батюшку окро­пить святой водой, для пра­во­слав­ной хри­сти­анки такой подход совер­шенно недо­пу­стим. Такое потре­би­тель­ское отно­ше­ние к храму и Таин­ствам бес­смыс­ленно и даже кощун­ственно. Храм – это не «место силы» для релак­са­ции, а Бог – не джин из лампы, испол­ни­тель жела­ний.

Для пра­во­слав­ной хри­сти­анки регу­ляр­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, При­ча­стие в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни – обыч­ное дело, кото­рое стоит, по воз­мож­но­сти, про­дол­жить и во время бере­мен­но­сти. Несо­мненно, необ­хо­димо учи­ты­вая физи­че­ское состо­я­ние буду­щей мамы. Если будет затруд­ни­тельно нахо­диться в храме в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, когда бывает боль­шое скоп­ле­ние народа, то стоит посе­щать храм на буднях, дабы совер­шенно не остав­лять уча­стия в Таин­ствах. В целом, бере­мен­ной стоит при­ча­щаться так часто, насколько это воз­можно.

Бере­мен­ная жен­щина может быть вос­при­ем­ни­цей (крёст­ной), конечно, не забы­вая, какую ответ­ствен­ность это нала­гает на нее. Необ­хо­димо рас­счи­тать свои силы так, чтобы хва­тало вни­ма­ния и своему ново­рож­ден­ному ребенку и крест­нику. Также она может быть сви­де­тель­ни­цей на вен­ча­нии. Тех­ни­че­ски в неко­то­рых слу­чаях это может быть затруд­ни­тельно, т.к. во многих храмах есть тра­ди­ция дер­жать венцы над голо­вами бра­чу­ю­щихся. На самом деле это совсем не обя­за­тельно, в идеале они должны быть на голо­вах вен­ча­ю­щихся. Стоит обго­во­рить этот момент зара­нее со свя­щен­ни­ком, кото­рый будет вен­чать.

Если по каким-то при­чи­нам буду­щая мама сама еще не всту­пила в цер­ков­ный брак со своим супру­гом, то, не смотря на инте­рес­ное поло­же­ние, стоит освя­тить брак в Таин­стве вен­ча­ния, чтобы ребе­нок родился в бла­го­слов­лен­ном браке. Правда, не всегда это бывает воз­мож­ным, когда супруг неве­ру­ю­щий или не воцер­ко­в­лен­ный. Поэтому этот вопрос непре­менно стоит обсу­дить с духов­ни­ком.

Если  жен­щина только пришла к вере в момент бере­мен­но­сти и еще не была кре­щена в Пра­во­слав­ной Церкви, то, вне вся­кого сомне­ния, стоит, не откла­ды­вая, при­бег­нуть к Таин­ству Кре­ще­ния. После этого она сможет при­сту­пать к другим Таин­ствам.

Что делать дома?

Как и в храме, дома ника­ких духов­ных огра­ни­че­ний для бере­мен­ной жен­щины нет. Домаш­нее молит­вен­ное пра­вило с наступ­ле­нием бере­мен­но­сти прин­ци­пи­ально ничем не отли­ча­ется от молит­вен­ного пра­вила до нее. Всё так же чита­ются утрен­ние и вечер­ние молитвы, после­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию. Если затруд­ни­тельно молиться стоя, то нужно делать это сидя, а если про­пи­сан постель­ный режим – лежа. Глав­ное – не остав­лять молитву и молиться в любой ситу­а­ции. Непре­менно нужно доба­вить к пра­вилу молитвы, чита­е­мые во время бере­мен­но­сти. Их можно найти в спе­ци­аль­ном раз­деле нашего сайта.

Читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние также можно про­дол­жить в при­выч­ном режиме. В целом, бере­мен­ность – как раз то время, когда можно посвя­тить доста­точно вре­мени чтению духов­ной лите­ра­туры. С рож­де­нием малыша вре­мени на это будет ката­стро­фи­че­ски не хва­тать.

Как и всем хри­сти­а­нам, бере­мен­ным стоит пить по утрам святую воду и вку­шать просфору.

Если бере­мен­ной про­пи­сан постель­ный режим, то сле­дует при­гла­шать свя­щен­ника для испо­веди и При­ча­стия. Воз­можно, нелиш­ним будет и Собо­ро­ва­ние, но это лучше обсу­дить со свя­щен­ни­ком.

О постах

Гастро­но­ми­че­ская состав­ля­ю­щая постов для бере­мен­ных зна­чи­тельно послаб­ля­ется, а иногда, по состо­я­нию здо­ро­вья, телес­ный пост и вовсе может быть отме­нен. В этом вопросе буду­щая мама должна при­слу­ши­ваться к сове­там врачей, памя­туя о том, что наи­важ­ней­шей ее зада­чей явля­ется рож­де­ние здо­ро­вого ребенка, а не обуз­да­ние своей плоти. Постов в жизни матери и ребенка будет еще много, а бере­мен­ность – это тот самый момент, когда закла­ды­ва­ется фун­да­мент раз­ви­тия ребенка, поэтому к вопро­сам пра­виль­ного пита­ния во время бере­мен­но­сти должно отно­ситься с особым вни­ма­нием. И если врачи, учи­ты­вая состо­я­ние матери и ребенка, наста­и­вают на упо­треб­ле­нии ско­ром­ной пищи, то кушать надо. При этом необ­хо­димо пони­мать, что пост – это не диета, кото­рую можно просто отме­нить и назна­чить другую – для бере­мен­ных. Пост имеет и духов­ную состав­ля­ю­щую, кото­рая вклю­чает в себя обуз­да­ние языка, помыс­лов, дей­ствий. И в этом жен­щина может вполне пре­успеть, даже если при­дется суще­ственно посла­бить или вовсе отме­нить телес­ный пост.

Очень многое зави­сит от преды­ду­щего опыта поста и духов­ного раз­ви­тия в целом. Многие воцер­ко­в­лен­ные жен­щины даже во время бере­мен­но­сти про­дол­жают поститься почти по уставу, допус­кая лишь неко­то­рые послаб­ле­ния. И дети при этом рож­да­ются вполне здо­ро­выми. Этому, конечно, есть вполне логич­ное науч­ное объ­яс­не­ние – ребе­нок пита­ется от орга­низма матери, полу­чая от него все необ­хо­ди­мое, если даже оно не посту­пает с пищей. Но оче­видно, что ресурсы жен­ского орга­низма не бес­ко­нечны и должны вос­пол­няться пра­виль­ной пищей. В про­тив­ном случае здо­ро­вье матери может быть подо­рвано.

Глав­ное, чего стоит избе­гать – фор­ма­лизма. Все должно быть со здо­ро­вым рас­суж­де­нием. Если необ­хо­димо вку­шать ско­ром­ное, то не стоит устра­и­вать празд­ник живота, ссы­ла­ясь при этом на реко­мен­да­ции врачей. В таком случае стоит вос­при­ни­мать ско­ром­ную пищу как некое лекар­ство. Поститься телесно просто ради поста, пре­не­бре­гая необ­хо­ди­мым для нор­маль­ного раз­ви­тия ребенка в утробе, тоже не стоит, поскольку так не только теря­ется сама его суть как вре­мени воз­дер­жа­ния и обуз­да­ния себя, но и может быть нане­сен вред ребенку. Пост – не само­цель и для здо­ро­вого чело­века, тем паче он не явля­ется само­це­лью для бере­мен­ной жен­щины.

Для воцер­ко­в­лен­ной жен­щины будет пра­виль­ным и вполне логич­ным посла­бить телес­ный пост, обсу­див это с духов­ни­ком и полу­чив его бла­го­сло­ве­ние. При этом стоит избе­гать «утвер­жде­ния списка допу­сти­мых про­дук­тов» духов­ни­ком, дабы не впа­дать в фари­сей­ство. К тому же с тече­нием бере­мен­но­сти потреб­но­сти орга­низма и реко­мен­да­ции врачей могут неод­но­кратно меняться, а бегать каждый раз за новыми бла­го­сло­ве­ни­ями может быть затруд­ни­тельно. Поэтому наи­луч­шим вари­ан­том будет полу­чить бла­го­сло­ве­ние на посиль­ный пост и не мучить себя и свя­щен­ника состав­ле­нием списка раз­ре­шен­ных про­дук­тов.

Можно ли пойти на клад­бище?

Вопреки рас­хо­жему суе­ве­рию, посе­щать клад­бище можно. Также бере­мен­ная может участ­во­вать в отпе­ва­нии, похо­ро­нах, помин­ках и т.д. Если, конечно, все это не вызы­вает у нее плохо кон­тро­ли­ру­е­мую исте­рику и другие нега­тив­ные эмо­ци­о­наль­ные всплески, кото­рые слу­ча­ются при смерти близ­кого чело­века. Это может отри­ца­тельно ска­заться на ребенке, а из-за силь­ных пере­жи­ва­ний порой даже слу­ча­ются выки­дыши. Поэтому под­хо­дить к этому вопросу стоит с осто­рож­но­стью, но при этом не под­да­ваться суе­ве­риям.

Цитаты о бере­мен­но­сти

«Жен­щина во время бере­мен­но­сти должна быть мирной, читать Еван­ге­лие, молиться, тво­рить Иису­сову молитву. Так освя­ща­ется и ребе­нок. Вос­пи­та­ние чада начи­на­ется уже с этого вре­мени. Нужно быть вни­ма­тель­ным, чтобы ничем не рас­стра­и­вать бере­мен­ную».
прп. Паисий Свя­то­го­рец

«Матери должны с любо­вью молиться о своих детях. Ребе­нок, как уже родив­шийся, так и нахо­дя­щийся еще во чреве, чув­ствует недо­ста­ток мате­рин­ской любви, нер­воз­ность матери, ее гнев, нена­висть и полу­чает травмы, послед­ствия кото­рых будет ощу­щать всю свою жизнь. Святые чув­ства матери и ее святая жизнь освя­щают мла­денца с самого момента его зача­тия. Все, что я только что сказал, надо хорошо пом­нить не только мате­рям, но и буду­щим отцам тоже».
прп. Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит

«Бла­го­по­лу­чие мла­денца в мате­рин­ском чреве тре­бует особой осто­рож­но­сти в первые и послед­ние два месяца бере­мен­но­сти. Тре­бо­ва­ние о воз­дер­жа­нии от бли­зо­сти на про­тя­же­нии всего срока бере­мен­но­сти, исхо­дя­щее из пове­де­ния живот­ных, необос­но­ванно: нормы живот­ного мира для чело­века непри­ем­лемы. Попытки регла­мен­ти­ро­вать интим­ную жизнь супру­гов (кроме явного чле­но­вре­ди­тель­ства и наси­лия) не могут быть при­знаны пра­во­слав­ными. Этим харак­те­рен иудей­ский Талмуд и род­ствен­ные ему схо­ла­сти­че­ские заблуж­де­ния римо-папизма, отча­сти про­со­чив­ши­еся в Цер­ковь в XVII–XIX сто­ле­тиях. То, что про­ис­хо­дит за дверью супру­же­ской спальни, оста­ется личным делом супру­гов; свя­щен­ник на испо­веди должен касаться этого пред­мета с под­черк­ну­той рас­су­ди­тель­но­стью и тактом. Кон­крет­ную линию пове­де­ния супруги (сов­местно или по отдель­но­сти, воз­можно с уча­стием свя­щен­ника на испо­веди) должны выра­бо­тать, исходя из кон­крет­ной ситу­а­ции – как меди­цин­ских тре­бо­ва­ний, так и кли­мата в семье, эмо­ци­о­наль­ного и духов­ного состо­я­ния каж­дого из них и их брач­ного союза в целом».
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

Беременность и новорожденные | Греческая Православная Церковь Святых Петра и Павла

Беременность

Один из величайших даров, данных нам Богом, – это стать Его сотворцами. Когда муж и жена готовы и на то воля Бога, плод их любви рождает жизнь — другого человека — младенца. С момента зачатия мы чтим эту жизнь заботой и заботой. Помимо физической и эмоциональной поддержки пара и ребенок нуждаются в духовной поддержке прежде всего через молитву. Пожалуйста, сообщите священнику о своей беременности, чтобы он мог включить вас и вашего будущего ребенка в подготовительные молитвы (проскомидии) перед Божественной литургией. Беременным женщинам рекомендуется посещать богослужения и причащаться.

Некоторым парам может быть трудно забеременеть. Существует несколько методов лечения беременности. Однако не все они соответствуют православному этическому учению. Пожалуйста, обратитесь к священнику за руководством и специальными молитвами для зачатия ребенка. Противозачаточные средства общеприняты среди православных, за исключением случаев, когда они прерывают плод после зачатия, например «таблетка».

Рождение

По милости Божией скоро придет время родиться вашему малышу. Среди всех волнений не забудьте позвонить священнику, когда ребенок родится. Он может прийти и навестить вас в больнице или дома, чтобы вознести особые молитвы за мать и ребенка. В случае выкидыша к вам может прийти священник для консультации и произнести специальные молитвы об исцелении.

Имянаречение

Одной из затерянных в древности красивых традиций является наречение ребенка на восьмой день после рождения. Эта практика была основана на еврейском обряде, который Сам Иисус испытал со Своими родителями (как записано в Луки 2:21). Недавно священники и родители возродили этот молебен. Для удобства это можно сделать с родильными молитвами или в другое время. Большое внимание и внимание должно быть уделено тому, чтобы назвать вашего ребенка. Присвоение ему имени святого – благородная традиция. Это соединяет их с духовным покровителем, который будет молиться за них, а также дает конкретный пример христианской жизни. Некоторые семьи называют детей именами бабушек и дедушек. Некоторые не назовут своего ребенка до крещения. У других крестные родители называют ребенка. Хотя это тоже благородно, в церковных канонах нет основания для этих практик. Некоторым детям дают фамилию и имя святого. Это вполне приемлемо.

40 День Воцерковления

На сороковой день после рождения мать и дитя приглашаются в церковный храм на молебен о воссоединении матери и объединении ребенка в верующую общину. Эта практика также основана на древнем еврейском обряде и испытана Иисусом и Его матерью Марией (записано в Луки 2:22-40). Много лет назад матери требовалось почти шесть недель, чтобы оправиться от родов. Это время также было потрачено на общение с новорожденным ребенком. Мать и ребенок не выезжали за пределы дома, пока оба не окрепли. Первым делом они пошли в храм/церковь. Сегодня мама может выздороветь гораздо быстрее. Если она в состоянии, ей рекомендуется посещать церковные службы, но она должна воздерживаться от причастия до окончания 40-дневного воцерковления. Это 10-минутное обслуживание должно быть запланировано заранее либо в воскресенье, либо в будний день ближе к 40-му дню. Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим священником для получения более подробной информации.

Усыновление

Независимо от того, способны ли родители зачать собственных детей, усыновление является приемлемой и благородной практикой для православных христиан. Существует служба усыновления для родителей и детей, о которой можно молиться в частном порядке или публично, в зависимости от пожеланий семьи.

Выкидыш или мертворождение

Прискорбный случай выкидыша может вызвать много горя и эмоций у родителей, особенно у матери ребенка. Можно вызвать священника для духовного утешения и чтения специальной молитвы за родителей и умершего ребенка. Если возможно, следует позаботиться о погребении останков ребенка. Матери по-прежнему рекомендуется приходить в храм на 40-дневное воцерковление, чтобы она могла с молитвой воссоединиться с общиной веры.

Кризисная беременность

Ребенок — это подарок Бога мужу и жене, и его следует принимать с большой заботой и благодарностью. Незамужним мужчинам и женщинам не следует прелюбодействовать (прелюдии и половые сношения), поскольку это однозначно осуждается в Моисеевом законе и посланиях св. Павла. Однако, если женщина неожиданно забеременеет, в это время и отец, и мать должны взять на себя ответственность за воспитание и заботу о своем ребенке. Аборт, преднамеренные и преднамеренные действия, направленные на то, чтобы положить конец жизни младенца в утробе матери, является греховным и неправильным. Православная церковь всегда осуждала эту практику. Если существуют обстоятельства, затрудняющие вынашивание ребенка до срока, священник и многочисленные агентства готовы помочь матери.

РАЗУМНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН — Пост для беременной

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение

Пост для беременной / Пост при сопротивлении членов семьи.

Пост — это то, что должно быть сделано сердцем так же, как и желудком. Кормящая или беременная женщина не должна соблюдать строгий пост. Она должна поститься согласно Духу. Это нетрудно сделать. Если вам нужно мясо, то поджарьте на сковороде котлету для гамбургера, без соли и перца, как лекарство для вашего тела. Если вы вышли из дома и взяли гамбургер, не берите его с вашими любимыми начинками. Если вы едите сыр, то не ешьте пиццу, которая представляет собой сыр на стероидах. Если вы едите йогурт, ешьте простой йогурт, а не ароматизаторы, которые вы обычно любите есть. Если едите рыбу, ешьте простую рыбу, а не форель альмандиновую. Есть сотни способов поститься духом.

Беременная или кормящая мать ест продукты, в которых нуждается ее организм, чтобы она могла кормить детей, которых она любит и за которых несет ответственность. Она также может показать свою любовь к Богу, употребляя продукты, в которых нуждается ее тело, и считая их скорее лекарством, чем пищей.

Все, что я сказал выше, безусловно, применимо, когда женщина ест одна. Когда она одна, она сама себе хозяйка и может есть все, что хочет. Иногда ее семейная динамика требует приспособления, когда она не ест одна.

Когда нам трудно следовать советам, это происходит по двум причинам. Либо совет просит нас сделать что-то, что выходит за рамки наших возможностей, либо из-за нашей гордости мы не хотим следовать совету. Христианин должен быть осторожен, пытаясь различить разницу.

Есть духовные отцы, которые говорят духовным чадам делать вещи нелепые и невозможные – например, есть мужчины, которые настолько глупы, что говорят супружеской паре воздерживаться от половых отношений из-за их представления о половых отношениях. Это разрушило многие браки. Кстати, здесь действует правило, что тело жены принадлежит твоему мужу, а тело мужа принадлежит жене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы