Православие и беременность: Беременным канон не писан — Милосердие.ru
Содержание
Беременным канон не писан — Милосердие.ru
Рембрандт, «Саския в образе Флоры» (1634)
Сначала помочь, потом воспитывать
На нашем сайте мы уже говорили о том, что каждая десятая беременность в России – «несовершеннолетняя». В трудном положении оказывается не только сама забеременевшая девочка-подросток, но и вся ее семья. Как принять то, что уже случилось, и не потонуть во взаимных обвинениях? Комментирует священник Максим Первозванский:
– В Православной церкви есть традиция: когда женщина беременеет, то на время, пока она носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, как бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие. Если женщина живет в блуде, во время беременности ей позволено причащаться. Она выполняет свое главное женское предназначение, она вынашивает ребенка. После родов, если выяснится, что она так замуж и не выходит и продолжает жить в грехе блуда, ее снова отлучат от Причастия. Но во время беременности она – как бы вне канона.
Такова общепринятая церковная практика. Так Церковь проявляет свое отношение к человеку, хотя и согрешившему, но нуждающемуся в помощи, заботе и поддержке. А в нашем-то случае человек совсем юный, неразумный, он не в наказании нуждается, а во вразумлении.
Рождение ребенка – это всегда чудо и всегда подарок. Поэтому беременной девочке-подростку, пришедшей ко мне на разговор, я бы в первую очередь сказал: ты беременна? Поздравляю! А дальше стал бы с ней беседовать, разбираться с обстоятельствами. Что с ее душой, ее жизнью, как у нее в семье, что думают родители, что за парень – отец будущего ребенка, как он настроен и т.д. Понятно, что беседовать с такой девочкой нужно много, это не просто одноразовая духовная помощь, а длительное сопровождение, цель которого – пробуждение самосознания человека, его адекватного отношения к тому, что с ним случилось, личной ответственности.
И здесь священнику важно быть знакомым с возрастной психологией, особенностями психологии подростка, потому что в 13-15 лет человек ни физиологически, ни психологически еще не взрослый. Он многого может не постигать, не чувствовать просто в силу возраста, поэтому обращение, например, в формате долженствования – «понимаешь, ты должен», может быть безуспешным. Здесь нужны свои психологические ключи и подходы.
Необходимо учитывать и медицинскую составляющую. У беременной женщины в естественном детородном возрасте резко меняется гормональный фон, идет мощная перестройка организма. Она более психически уязвима, хрупка, ее реакции – физические, психические, ментальные, могут быть замедленны, просто перейти в другой, свой ритм. А тем более, если все это происходит с 13-летней девочкой, организм которой пусть биологически и способен, но все же в полноте не адаптирован к беременности.
Если ребенок пришел к священнику, значит, он хоть в какой-то степени, даже неосознанно, но верует. Ну или не убежденный атеист. И тогда, конечно, надо молиться, молиться вместе с ним, молиться за него, его самого расположить к молитве. Ведь доводы разума в стрессовой ситуации могут просто не доходить, и тогда молитва может стать единственной спасительной возможностью просветить ум и сердце, согреть душу, дать ей надежду.
Конечно, важно, как сама девушка настроена и что она чувствует. Бывает, что забеременевшую девочку-подростка просто-таки распирает от ее нового взрослого состояния, она в восторге и гордится тем, что с ней происходит. В таком случае надо слегка остудить горячую голову.
Если же она в унынии, отчаянии и растерянности, то ее нужно поддержать. И предложить разные варианты помощи, решения ее ситуации.
Если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, значит, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт
Все беременные женщины, вне зависимости от возраста, особенно если беременность «кризисная», больше всего нуждаются в максимальном дружелюбии и солидарности. Иначе они легко впадают в отчаяние, или же у них возникают защитные реакции вроде агрессии. Очень важно создать атмосферу общего решения общей проблемы.
Идет на аборт? Не запрещать
Напомню, что для православных вопрос абортов не обсуждается. Единственное исключение – ситуация, если высока угроза жизни матери при абсолютной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.
Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости делать аборт. И здесь мой опыт таков: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – просто потому, что она своя, а иная точка зрения – чужая. Вместо конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.
В таких ситуациях всегда есть некий запас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево стоят, если за ними не стоят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как об стенку горох, а с девочкой, которая готова думать о своем будущем.
В подобном обсуждении взрослым очень важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет большой победой.
Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник или ее родители, на ее стороне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.
Как родителям сменить гнев на милость?
Разгневанным и расстроенным родителям, для которых беременность дочери – удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12-13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсолютно ничего «невозможного» с их дочерью не произошло.
Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он видит в этом некий смысл, пусть даже он от нас пока скрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока юная мама не вырастет и не встанет на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 лет назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.
В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых двух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социально и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от них зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных детей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденьких мам.
Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не станут досаждать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.
Говоря об усыновлении, я имею в виду именно юридическую сторону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя юная мама. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать мамой – бабушку. А если юная родительница сама хочет быть мамой и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители вполне могут предоставить ей такую возможность, помогая и поддерживая.
Загубленная жизнь или шанс на воскресение?
Когда я слышу причитания на тему: вот, жизнь загубила, теперь ни института, ни мужа, ни работы приличной, мне так и хочется сказать: поаккуратнее с прогнозами! Может быть, для этой девочки такой поворот событий будет только полезен. Убережет от чего-то, научит жить по-взрослому, серьезнее, ответственней.
Но не только для девочки, а и для всей семьи это может быть шансом увидеть: а насколько мы – семья? Насколько мы близки? Знаем ли о том, что друг с другом происходит, жалеем ли друг друга, понимаем ли друг друга? Любим ли мы друг друга? Или жизнь каждого из нас идет сама по себе, хоть мы и живем в одной квартире? Я сейчас не говорю о так называемой неблагополучной семье, где дети очевидно заброшены. Я говорю о вполне, на вид, «благополучной» семье, где видимым образом все «в порядке», но что на самом дела – большой вопрос.
Конечно, по-человечески понятно, что вначале самое страшно лезет в голову, но не поддавайтесь! Бывает, что ребенок, даже нежданный, во всех пробуждает только лучшее, сплачивает, примиряет. Это может произойти не сразу, а со временем. А если помогать с новорожденным согласятся бабушка и дедушка, братья и сестры, то дочь, если захочет, сможет и школу закончить, и колледж, даже вуз.
А что касается замужества – это вообще не зависит от того, есть ребенок или нет ребенка. Отсутствие малыша – не гарантия, что девушка выйдет замуж. Сколько мы видим прекрасных девочек, умниц-красавиц, с квартирами и машинами, которые рвутся в брак, но у них не получается. И наоборот: женщины выходят замуж с двумя, даже тремя детьми, вовсе не обладая при этом ни выдающейся внешностью, ни какими-то серьезными материальными активами. Поэтому в корне неверно становится на роль провидца и ставить крест на будущей личной жизни юной мамы, стращая ее одиночеством.
Мнение психолога о подростковой беременности читайте здесь
Беременность — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Беременность Азбука воспитания
- Беременность и роды Азбука здоровья
- Календарь и калькулятор беременности
- Можно ли ходить на кладбище беременной?
- Молитвы во время беременности
- Беременность и суеверия
Бере́менность не является препятствием для посещения храма, молитвы, участия в Церковных Таинствах (Крещения, Покаяния, Св. Причащения, Брака, Соборования). В это время женщине рекомендуется как можно чаще освящать себя и ребёнка в Таинстве Святого Причащения.
Беременная женщина может быть восприемницей (крёстной) и свидетелем при Таинстве Брака (совсем не обязательно держать венцы, в идеале они должны быть на головах венчающихся).
Как и всем христианам, беременным следует пить по утрам святую воду и вкушать просфору.
Участвовать в богослужениях можно сидя (желательно только встать при чтении Евангелия). На последних сроках беременности лучше всего брать с собой близкого человека для поддержки и сопровождения и не стесняться обращаться за помощью к другим прихожанам.
Гастрономическая составляющая постов для беременных значительно послабляется; её меру необходимо определить в личной беседе со священником.
Если беременной прописан постельный режим, то следует приглашать священника для Исповеди и Св. Причащения.
Возможно ли беременной принять Святое Крещение?
6 канон Неокесарийского собора отвечает на этот вопрос: «О беременной: её должно просветить крещением когда она хочет, ибо рождающая не имеет в этом никакого общения с рождаемым, потому что каждый из них обнаруживает свое произволение при исповедании».
О беременности
протоиерей Дионисий Свечников
Беременность – один из самых важных и волнительных периодов в жизни женщины. Маленький человечек, растущий под сердцем, вносит свои коррективы в жизнь матери. Гормональные изменения, происходящие в организме женщины во время беременности, преподносят много сюрпризов – токсикоз, неустойчивое эмоциональное состояние, желание каких-то особых продуктов и т.д. И если с этим всем будущей маме помогает справляться медицина, то с вопросами духовной жизни порой возникают некоторые заминки. Виной этому странные и глупые суеверия, устанавливающие некие ограничения для беременной женщины. Так что же можно и чего нельзя будущей маме? Какие особенности духовной жизни предписаны беременным?
В храм ходить надо!
Если говорить кратко, то беременность не ограничивает духовную жизни женщины, не является препятствием для посещения храма, молитвы, участия в Церковных Таинствах (Крещения, Покаяния, Святого Причащения, Брака, Соборования). В то же время, беременность протекает по-разному, и некие коррективы могут зависеть от общего состояния женщины. Беременным, как физически немощным, можно участвовать в богослужениях сидя, вставая лишь в определенные моменты, например, при чтении Евангелия. На последних сроках беременности лучше всего брать с собой близкого человека для поддержки и сопровождения, и не стесняться обращаться за помощью к другим прихожанам.
Беременной женщине рекомендуется как можно чаще освящать себя и ребёнка в Таинстве Святого Причащения. Конечно, Причастие – это не витамины и не оберег для мамы и ребенка. Нельзя воспринимать Причастие, и в целом посещение храма, как некую духовную практику, «чтобы все хорошо было и ребеночек здоровый родился». И пусть интернет пестрит рекомендациями ходить в храм, чтобы «заряжаться положительной энергией», по возможности ладаном дышать, маслом освященным мазаться и просить батюшку окропить святой водой, для православной христианки такой подход совершенно недопустим. Такое потребительское отношение к храму и Таинствам бессмысленно и даже кощунственно. Храм – это не «место силы» для релаксации, а Бог – не джин из лампы, исполнитель желаний.
Для православной христианки регулярное участие в богослужении, Причастие в воскресные и праздничные дни – обычное дело, которое стоит, по возможности, продолжить и во время беременности. Несомненно, необходимо учитывая физическое состояние будущей мамы. Если будет затруднительно находиться в храме в воскресные и праздничные дни, когда бывает большое скопление народа, то стоит посещать храм на буднях, дабы совершенно не оставлять участия в Таинствах. В целом, беременной стоит причащаться так часто, насколько это возможно.
Беременная женщина может быть восприемницей (крёстной), конечно, не забывая, какую ответственность это налагает на нее. Необходимо рассчитать свои силы так, чтобы хватало внимания и своему новорожденному ребенку и крестнику. Также она может быть свидетельницей на венчании. Технически в некоторых случаях это может быть затруднительно, т.к. во многих храмах есть традиция держать венцы над головами брачующихся. На самом деле это совсем не обязательно, в идеале они должны быть на головах венчающихся. Стоит обговорить этот момент заранее со священником, который будет венчать.
Если по каким-то причинам будущая мама сама еще не вступила в церковный брак со своим супругом, то, не смотря на интересное положение, стоит освятить брак в Таинстве венчания, чтобы ребенок родился в благословленном браке. Правда, не всегда это бывает возможным, когда супруг неверующий или не воцерковленный. Поэтому этот вопрос непременно стоит обсудить с духовником.
Если женщина только пришла к вере в момент беременности и еще не была крещена в Православной Церкви, то, вне всякого сомнения, стоит, не откладывая, прибегнуть к Таинству Крещения. После этого она сможет приступать к другим Таинствам.
Что делать дома?
Как и в храме, дома никаких духовных ограничений для беременной женщины нет. Домашнее молитвенное правило с наступлением беременности принципиально ничем не отличается от молитвенного правила до нее. Всё так же читаются утренние и вечерние молитвы, последование ко Святому Причащению. Если затруднительно молиться стоя, то нужно делать это сидя, а если прописан постельный режим – лежа. Главное – не оставлять молитву и молиться в любой ситуации. Непременно нужно добавить к правилу молитвы, читаемые во время беременности. Их можно найти в специальном разделе нашего сайта.
Читать и изучать Священное Писание также можно продолжить в привычном режиме. В целом, беременность – как раз то время, когда можно посвятить достаточно времени чтению духовной литературы. С рождением малыша времени на это будет катастрофически не хватать.
Как и всем христианам, беременным стоит пить по утрам святую воду и вкушать просфору.
Если беременной прописан постельный режим, то следует приглашать священника для исповеди и Причастия. Возможно, нелишним будет и Соборование, но это лучше обсудить со священником.
О постах
Гастрономическая составляющая постов для беременных значительно послабляется, а иногда, по состоянию здоровья, телесный пост и вовсе может быть отменен. В этом вопросе будущая мама должна прислушиваться к советам врачей, памятуя о том, что наиважнейшей ее задачей является рождение здорового ребенка, а не обуздание своей плоти. Постов в жизни матери и ребенка будет еще много, а беременность – это тот самый момент, когда закладывается фундамент развития ребенка, поэтому к вопросам правильного питания во время беременности должно относиться с особым вниманием. И если врачи, учитывая состояние матери и ребенка, настаивают на употреблении скоромной пищи, то кушать надо. При этом необходимо понимать, что пост – это не диета, которую можно просто отменить и назначить другую – для беременных. Пост имеет и духовную составляющую, которая включает в себя обуздание языка, помыслов, действий. И в этом женщина может вполне преуспеть, даже если придется существенно послабить или вовсе отменить телесный пост.
Очень многое зависит от предыдущего опыта поста и духовного развития в целом. Многие воцерковленные женщины даже во время беременности продолжают поститься почти по уставу, допуская лишь некоторые послабления. И дети при этом рождаются вполне здоровыми. Этому, конечно, есть вполне логичное научное объяснение – ребенок питается от организма матери, получая от него все необходимое, если даже оно не поступает с пищей. Но очевидно, что ресурсы женского организма не бесконечны и должны восполняться правильной пищей. В противном случае здоровье матери может быть подорвано.
Главное, чего стоит избегать – формализма. Все должно быть со здоровым рассуждением. Если необходимо вкушать скоромное, то не стоит устраивать праздник живота, ссылаясь при этом на рекомендации врачей. В таком случае стоит воспринимать скоромную пищу как некое лекарство. Поститься телесно просто ради поста, пренебрегая необходимым для нормального развития ребенка в утробе, тоже не стоит, поскольку так не только теряется сама его суть как времени воздержания и обуздания себя, но и может быть нанесен вред ребенку. Пост – не самоцель и для здорового человека, тем паче он не является самоцелью для беременной женщины.
Для воцерковленной женщины будет правильным и вполне логичным послабить телесный пост, обсудив это с духовником и получив его благословение. При этом стоит избегать «утверждения списка допустимых продуктов» духовником, дабы не впадать в фарисейство. К тому же с течением беременности потребности организма и рекомендации врачей могут неоднократно меняться, а бегать каждый раз за новыми благословениями может быть затруднительно. Поэтому наилучшим вариантом будет получить благословение на посильный пост и не мучить себя и священника составлением списка разрешенных продуктов.
Можно ли пойти на кладбище?
Вопреки расхожему суеверию, посещать кладбище можно. Также беременная может участвовать в отпевании, похоронах, поминках и т.д. Если, конечно, все это не вызывает у нее плохо контролируемую истерику и другие негативные эмоциональные всплески, которые случаются при смерти близкого человека. Это может отрицательно сказаться на ребенке, а из-за сильных переживаний порой даже случаются выкидыши. Поэтому подходить к этому вопросу стоит с осторожностью, но при этом не поддаваться суевериям.
Цитаты о беременности
«Женщина во время беременности должна быть мирной, читать Евангелие, молиться, творить Иисусову молитву. Так освящается и ребенок. Воспитание чада начинается уже с этого времени. Нужно быть внимательным, чтобы ничем не расстраивать беременную».
прп. Паисий Святогорец
«Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь. Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».
прп. Порфирий Кавсокаливит
«Благополучие младенца в материнском чреве требует особой осторожности в первые и последние два месяца беременности. Требование о воздержании от близости на протяжении всего срока беременности, исходящее из поведения животных, необоснованно: нормы животного мира для человека неприемлемы. Попытки регламентировать интимную жизнь супругов (кроме явного членовредительства и насилия) не могут быть признаны православными. Этим характерен иудейский Талмуд и родственные ему схоластические заблуждения римо-папизма, отчасти просочившиеся в Церковь в XVII–XIX столетиях. То, что происходит за дверью супружеской спальни, остается личным делом супругов; священник на исповеди должен касаться этого предмета с подчеркнутой рассудительностью и тактом. Конкретную линию поведения супруги (совместно или по отдельности, возможно с участием священника на исповеди) должны выработать, исходя из конкретной ситуации – как медицинских требований, так и климата в семье, эмоционального и духовного состояния каждого из них и их брачного союза в целом».
иеромонах Макарий (Маркиш)
Беременность и новорожденные | Греческая Православная Церковь Святых Петра и Павла
Беременность
Один из величайших даров, данных нам Богом, – это стать Его сотворцами. Когда муж и жена готовы и на то воля Бога, плод их любви рождает жизнь — другого человека — младенца. С момента зачатия мы чтим эту жизнь заботой и заботой. Помимо физической и эмоциональной поддержки пара и ребенок нуждаются в духовной поддержке прежде всего через молитву. Пожалуйста, сообщите священнику о своей беременности, чтобы он мог включить вас и вашего будущего ребенка в подготовительные молитвы (проскомидии) перед Божественной литургией. Беременным женщинам рекомендуется посещать богослужения и причащаться.
Некоторым парам может быть трудно забеременеть. Существует несколько методов лечения беременности. Однако не все они соответствуют православному этическому учению. Пожалуйста, обратитесь к священнику за руководством и специальными молитвами для зачатия ребенка. Противозачаточные средства общеприняты среди православных, за исключением случаев, когда они прерывают плод после зачатия, например «таблетка».
Рождение
По милости Божией скоро придет время родиться вашему малышу. Среди всех волнений не забудьте позвонить священнику, когда ребенок родится. Он может прийти и навестить вас в больнице или дома, чтобы вознести особые молитвы за мать и ребенка. В случае выкидыша к вам может прийти священник для консультации и произнести специальные молитвы об исцелении.
Имянаречение
Одной из затерянных в древности красивых традиций является наречение ребенка на восьмой день после рождения. Эта практика была основана на еврейском обряде, который Сам Иисус испытал со Своими родителями (как записано в Луки 2:21). Недавно священники и родители возродили этот молебен. Для удобства это можно сделать с родильными молитвами или в другое время. Большое внимание и внимание должно быть уделено тому, чтобы назвать вашего ребенка. Присвоение ему имени святого – благородная традиция. Это соединяет их с духовным покровителем, который будет молиться за них, а также дает конкретный пример христианской жизни. Некоторые семьи называют детей именами бабушек и дедушек. Некоторые не назовут своего ребенка до крещения. У других крестные родители называют ребенка. Хотя это тоже благородно, в церковных канонах нет основания для этих практик. Некоторым детям дают фамилию и имя святого. Это вполне приемлемо.
40 День Воцерковления
На сороковой день после рождения мать и дитя приглашаются в церковный храм на молебен о воссоединении матери и объединении ребенка в верующую общину. Эта практика также основана на древнем еврейском обряде и испытана Иисусом и Его матерью Марией (записано в Луки 2:22-40). Много лет назад матери требовалось почти шесть недель, чтобы оправиться от родов. Это время также было потрачено на общение с новорожденным ребенком. Мать и ребенок не выезжали за пределы дома, пока оба не окрепли. Первым делом они пошли в храм/церковь. Сегодня мама может выздороветь гораздо быстрее. Если она в состоянии, ей рекомендуется посещать церковные службы, но она должна воздерживаться от причастия до окончания 40-дневного воцерковления. Это 10-минутное обслуживание должно быть запланировано заранее либо в воскресенье, либо в будний день ближе к 40-му дню. Пожалуйста, проконсультируйтесь со своим священником для получения более подробной информации.
Усыновление
Независимо от того, способны ли родители зачать собственных детей, усыновление является приемлемой и благородной практикой для православных христиан. Существует служба усыновления для родителей и детей, о которой можно молиться в частном порядке или публично, в зависимости от пожеланий семьи.
Выкидыш или мертворождение
Прискорбный случай выкидыша может вызвать много горя и эмоций у родителей, особенно у матери ребенка. Можно вызвать священника для духовного утешения и чтения специальной молитвы за родителей и умершего ребенка. Если возможно, следует позаботиться о погребении останков ребенка. Матери по-прежнему рекомендуется приходить в храм на 40-дневное воцерковление, чтобы она могла с молитвой воссоединиться с общиной веры.
Кризисная беременность
Ребенок — это подарок Бога мужу и жене, и его следует принимать с большой заботой и благодарностью. Незамужним мужчинам и женщинам не следует прелюбодействовать (прелюдии и половые сношения), поскольку это однозначно осуждается в Моисеевом законе и посланиях св. Павла. Однако, если женщина неожиданно забеременеет, в это время и отец, и мать должны взять на себя ответственность за воспитание и заботу о своем ребенке. Аборт, преднамеренные и преднамеренные действия, направленные на то, чтобы положить конец жизни младенца в утробе матери, является греховным и неправильным. Православная церковь всегда осуждала эту практику. Если существуют обстоятельства, затрудняющие вынашивание ребенка до срока, священник и многочисленные агентства готовы помочь матери.
РАЗУМНЫЙ СОВЕТ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН — Пост для беременной
Перейти к содержимому
Предыдущий Следующий
Посмотреть увеличенное изображение
Пост для беременной / Пост при сопротивлении членов семьи.
Пост — это то, что должно быть сделано сердцем так же, как и желудком. Кормящая или беременная женщина не должна соблюдать строгий пост. Она должна поститься согласно Духу. Это нетрудно сделать. Если вам нужно мясо, то поджарьте на сковороде котлету для гамбургера, без соли и перца, как лекарство для вашего тела. Если вы вышли из дома и взяли гамбургер, не берите его с вашими любимыми начинками. Если вы едите сыр, то не ешьте пиццу, которая представляет собой сыр на стероидах. Если вы едите йогурт, ешьте простой йогурт, а не ароматизаторы, которые вы обычно любите есть. Если едите рыбу, ешьте простую рыбу, а не форель альмандиновую. Есть сотни способов поститься духом.
Беременная или кормящая мать ест продукты, в которых нуждается ее организм, чтобы она могла кормить детей, которых она любит и за которых несет ответственность. Она также может показать свою любовь к Богу, употребляя продукты, в которых нуждается ее тело, и считая их скорее лекарством, чем пищей.
Все, что я сказал выше, безусловно, применимо, когда женщина ест одна. Когда она одна, она сама себе хозяйка и может есть все, что хочет. Иногда ее семейная динамика требует приспособления, когда она не ест одна.
Когда нам трудно следовать советам, это происходит по двум причинам. Либо совет просит нас сделать что-то, что выходит за рамки наших возможностей, либо из-за нашей гордости мы не хотим следовать совету. Христианин должен быть осторожен, пытаясь различить разницу.
Есть духовные отцы, которые говорят духовным чадам делать вещи нелепые и невозможные – например, есть мужчины, которые настолько глупы, что говорят супружеской паре воздерживаться от половых отношений из-за их представления о половых отношениях. Это разрушило многие браки. Кстати, здесь действует правило, что тело жены принадлежит твоему мужу, а тело мужа принадлежит жене.