Православие когда возникло: 960 лет назад христианство окончательно раскололось на католичество и православие

Разное

960 лет назад христианство окончательно раскололось на католичество и православие

Летом 1054 года начался раскол христианства на католичество и православие: папский престол в Риме и патриарший в Константинополе обменялись анафемами. «Газета.Ru» вспоминает об этом конфликте, поводом для которого стал богословский спор об одном слове из «Символа веры».

17 июля 1054 года переговоры между представителями Восточной и Западной церкви в Константинополе были прерваны. Так начался раскол христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).

Еврейское проклятие по-гречески

Археологи в Иерусалиме обнаружили табличку с проклятиями шести божеств, в том числе четырех греческих…

25 октября 21:35

Христианство стало государственной религией в Римской империи на самом ее закате, в IV веке, при принявшем крещение императоре Константине. Однако затем на некоторое время, при Юлиане II, империя снова стала языческой. Но уже с конца столетия христианство стало безраздельно господствовать на руинах империи. Христианская паства была разделена на пять патриархатов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Именно два последних стали ведущими и самыми значительными с первых веков христианства.

Но церковь не была единой уже в свои ранние века .

Сначала священник Арий проповедовал, что Христос не был одновременно и человеком, и Богом (как предписывает считать догмат о Троице), а был только человеком. Арианство было названо ересью на Первом вселенском соборе в Никее; однако арианские приходы продолжали существовать, хотя в дальнейшем и стали ортодоксально-христианскими.

В VII веке после Халкидонского собора от основной ветви откололись армянская, коптская (распространенная на севере Африки, преимущественно в Египте), эфиопская и сиро-яковитская церкви (ее антиохийский патриарх имеет резиденцию в Дамаске, но большая часть ее верующих живут в Индии) — которые не признали учение о двух естествах Христа, настаивая на том, что у него была только одна — Божественная — природа.

Несмотря на единство церкви от Киевской Руси до севера Испании в начале XI века, между двумя христианскими мирами зрел конфликт.

Западная церковь, опиравшаяся на папский престол в Риме, основывалась на латинском языке; византийский мир использовал греческий. Местные проповедники на востоке — Кирилл и Мефодий — создали новые азбуки для пропаганды христианства среди славян и перевода Библии на местные языки.

Византийский планшет из Крыма

Археологи обнаружили на затонувшем корабле «протоайпад» — деревянный артефакт, который…

22 мая 10:42

Но были и совсем мирские причины для противостояния: Византийская империя видела себя преемницей Римской, однако ее мощь из-за арабского наступления в середине VII века снизилась. Варварские королевства Запада все больше христианизировались, и их правители все чаще обращались к папе как к судье и легитиматору их власти.

Короли и византийские императоры все чаще вступали в конфликты в Средиземноморье, поэтому спор о понимании христианства стал неизбежен.

Главным поводом для конфликта между Римом и Константинополем стал спор о филиокве: в западной церкви в «Символе веры»Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…») было добавлено слово filioque («и сына» с латинского), что означало снисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, что вызвало дополнительные богословские дискуссии. Эта практика в IX веке еще считалось допустимой, но в XI веке христиане западного обряда полностью приняли филиокве. В 1054 году в Константинополь прибыли легаты папы Льва IX, которые после безуспешных переговоров отлучили восточную церковь и патриарха.

Появилась и ответная анафема Синода Константинопольского патриархата, после которой из текста литургии на востоке исчезло упоминание папы .

Так начался раскол церквей, продолжающийся по сей день.

В 1204 году противостояние церквей приобрело еще более жесткий характер: в 1204 году крестоносцы в ходе Четвертого Крестового похода взяли Константинополь и подвергли его разорению. Конечно, в большей степени в этом была заинтересована Венеция, уничтожавшая, таким образом, конкурента на путях средиземноморской торговли с Востоком, но уже тогда отношение к православию у крестоносцев мало чем отличалось от отношения к «ереси»: храмы были осквернены, иконы разбиты.

В середине XIII века тем не менее были предпринята попытка объединения церквей в рамках Лионской унии.

Однако политика здесь победила богословие: византийцы заключали ее в период ослабления своего государства, а затем уния перестала признаваться.

«Богдан, зачем отдал Украину москалям поганым?»

360 лет назад — 27 марта 1654 года — царь Алексей Михайлович подписал «Мартовские…

27 марта 14:51

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

Что означает Православие? Вот откуда взялось это понятие – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Понятие «православие» возникло в греческой среде. Привычное нам русское слово — это буквальный перевод греческого термина «ортодоксия» (ὀρθοδοξία), который включает в себя два корня: «ортос» (ὀρθός) — прямой, правильный, и «докео» (δοκέω) — думаю, считаю. Производными от «докео» выступают слова «докса» (δόξα) — мнение, взгляд, и глагол «доксазо» (δοξάζω) — славить. Таким образом, «православие» означает буквально «правильное славление» или «правильное мнение».

Само это слово появилось в IV веке, в эпоху христологических (т. е. связанных с пониманием личности Иисуса Христа) споров, как реакция на появление ересей — неправильных учений. Еретики ставили под сомнения ключевые положения евангельского богооткровения. Одни — ариане — считали Христа высшим творением Божиим и отказывали Ему в изначальной Божественной природе, единосущности и совечности с Богом Отцом. Другие — несториане — учили, что Христос родился человеком и лишь потом приобрел божественные свойства. Их оппоненты — монофизиты — считали, что во Христе существует только одна Божественная природа. Наконец, монофелиты, признавая наличие в Иисусе Христе двух природ, говорили, что они объединены одной Божественной волей. Церковь же, в соответствии с евангельской истиной и апостольским учением, последовательно исповедовала Христа истинным Богом и истинным Человеком, подобным нам во всем, кроме греха.

Спас Нерукотворный
Источник: icons.pstgu.ru

Существуя в Церкви изначально, это истинное учение получило свое богословское оформление не сразу. В течение нескольких столетий оно постепенно раскрывалось на церковных Соборах, пополнялось более точными формулировками в полемике с еретиками, разъяснялось верующим в проповедях. В какой-то момент, чтобы отличать христиан, придерживающихся истинного апостольского учения, от еретиков и лжеучителей, и появился термин «православие».

Сегодня «православие» объединяет в себе несколько значений. Во-первых, оно имеет догматический или, иными словами, вероучительный смысл и представляет собой чистое, неискаженное, целостное учение христианской Церкви, выраженное в догматах — аксиоматических вероучительных положениях, сформулированных на церковных Соборах. Следующее измерение православия — церковное или экклезиологическое (от греческого ἐϰϰλησία – собрание, церковь). В этом случае под православием понимается сообщество независимых — их еще называют автокефальными — Православных Церквей, в мистическом смысле составляющих единое Тело Христово, возглавляемое Самим Господом и Спасителем. В третьих, православие — это особая духовная практика (ее еще называют аскетика, от греч. ἄσκησις — упражнение), которая ведет человека ко спасению через стяжание благодати Святого Духа. Все эти значения взаимосвязаны и вместе составляют уникальное духовное и культурное богатство Церкви.

История Православной Церкви — Введение в Православие Статьи

Церковь берет свое начало от Иисуса Христа и Святого Духа, а не от учителя-человека или группы, не от кодекса поведения или религиозной философии. Православие считает, что Церковь берет свое начало в Апостольской Общине, сотворенной Иисусом Христом и оживленной Святым Духом. Праздник Пятидесятницы, отмечаемый через пятьдесят дней после Пасхи, знаменует собой «излияние» Святого Духа на апостолов и знаменует собой начало миссии Церкви в мире. Православная Церковь считает, что она сохранила прямое и неразрывная преемственность любви, веры и порядка с Церковью Христовой, рожденной в опыте Пятидесятницы9.0003

Время гонений

Самая ранняя Церковь, описанная в Посланиях и Деяниях Апостолов, не ограничивалась землей Иудейской. Она очень серьезно восприняла повеление Господа нашего идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Слова Христа и событие Его спасительной Смерти и Воскресения были предназначены не только для людей первого века и средиземноморского мира, частью которого они были, но и для людей всех мест и всех веков. Всего через несколько лет после Воскресения в крупных городах Римской империи возникли христианские колонии.

В то время как ранняя Церковь приняла много обращенных из иудаизма и языческих религий, мир, в котором было провозглашено Евангелие, был, по словам св. Павла, «бессердечным и безжалостным». С небольшими промежутками мира Церковь подвергалась гонениям по всей Империи почти триста лет. Вера и любовь, выраженные христианами, рассматривались как угроза религии и политической политике Империи. Тысячи и тысячи христиан были замучены.

Время роста

Начало четвертого века ознаменовало новый этап в развитии Церкви. После столетий жестоких преследований со стороны римских императоров император Рима стал христианином. Это был Константин Великий, который в 313 году даровал христианам свободу вероисповедания. Эдикт был признанием того, что Церковь не только пережила гонения, но и стала значительной силой в Империи. С этого времени между Церковью и Империей установились очень тесные и взаимовыгодные отношения. Мало того, что церковь получила имперскую поддержку, так и пороки, которые были характерны для старой Римской империи, были значительно уменьшены в христианской Византии. Церковь действительно была закваской общества, частью которого она была. IV-X века были значительным периодом внутреннего развития Церкви. Определено авторское содержание Нового Завета. Богослужения получили формальные рамки. Учение христианства было разработано великими пастырями и богословами, известными как «Отцы» Церкви. Это был также период миссионерской деятельности. Среди наиболее важных — евангелизация славян святыми Кириллом и Мефодием. Тем не менее, период не был без борьбы. Византийская империя постоянно была начеку против соседних персов и мусульман. Сама Церковь часто страдала от многих серьезных расколов и ересей. Например, серьезные расколы произошли в 431 и 451 годах. Среди величайших ересей было арианство, которое учило, что Христос не был истинным Богом. Эта ересь преследовала Церковь и почти столетие приносила хаос в Империю.

Основные учения Церкви были провозглашены и защищены Семью Вселенскими Соборами. В эти Синоды, известные по названиям городов, в которых они созывались, входили епископы со всего мира, которые приезжали для утверждения подлинного учения о Воплощении и Святой Троице. Соборы не создавали новых учений, а в определенном месте и времени провозглашали то, во что всегда верила и чему учила Церковь. Соборное и коллегиальное выражение церковной жизни и власти, проявлявшееся на Вселенских Соборах и других синодах ранней Церкви, продолжает оставаться важным аспектом православного христианства.

Вселенские Соборы также санкционировали организацию Церкви вокруг пяти великих церковных центров Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Архиепископы этих городов стали известны как патриархи. Они председательствовали на синоде епископов в определенной области. Поскольку ранняя Церковь не была монолитной, каждый центр имел свой богословский стиль, обычаи и литургические традиции. Тем не менее, все разделяло единство веры. Однако с давних времен первенство чести отдавалось епископу Рима. Второй Вселенский собор (381 г.) предоставил Константинополю почетное положение, заявив: «Епископ Константинополя будет иметь прерогативу чести после епископов Рима, потому что Константинополь — это Новый Рим».

Великий раскол

Великий раскол — название, данное разделению между Западной церковью (Римско-католической) и Восточной церковью (православной), которое произошло в одиннадцатом веке. Отношения между двумя великими традициями Востока и Запада часто были натянутыми, начиная с четвертого века. Тем не менее, единство и гармония сохранялись, несмотря на различия в богословских выражениях, литургических практиках и взглядах властей. Однако к IX веку законные разногласия усилились из-за политических обстоятельств, культурных столкновений, папских притязаний и появления на Западе фразы Filioque в Никейском символе веры. Филиокве утверждает, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. И папские притязания, и Филиокве были решительно отвергнуты Востоком.

Хотя трудно определить точный год раскола, в 1054 году произошел обмен официальными обвинениями, известными как Анафамас. Крестовые походы, и особенно разграбление города Константинополя западными крестоносцами в 1204 году, можно считать последним элементом в процессе отчуждения и углубления недоверия.

Начиная с этого периода Западная Церковь, центром которой был Папа Римский, и Восточная Церковь, центром которой был Константинопольский Патриарх, пошли разными путями. Хотя были попытки восстановить общение в 1274 и 1439 годах, прочного единства достигнуто не было. Хотя политические, культурные и эмоциональные факторы всегда были задействованы, Православная церковь считает, что двумя основными причинами продолжающегося раскола являются претензии папы на универсальную юрисдикцию и непогрешимость, а также значение Filioque.

Почти 500 лет две традиции жили в формальной изоляции друг от друга. Только с начала 1960-х были предприняты шаги по восстановлению нарушенного единства. Наиболее значительным было взаимное снятие анафамов 1054 г. покойным патриархом Афинагором и папой Павлом VI в 19 г.65.

Время борьбы

В 1453 году город Константинополь пал от вторжения мусульман. Со столицей закончилась Византийская империя; и обширные земли Малой Азии попали под власть нехристиан. К великим церковным городам Александрии, Антиохии и Иерусалиму, которые столетиями ранее попали под политический контроль ислама, теперь присоединился Константинополь. По всей Османской империи к христианам относились как к гражданам второго сорта, которые платили высокие налоги и носили характерную одежду. Жизнь Православной Церкви на Балканах и в Малой Азии продолжалась, но с большим принуждением. Тысячи христиан приняли мученическую смерть. Патриархи были свергнуты и убиты. Церкви, монастыри и школы были закрыты и разрушены. Только с освобождением Греции в 1821 году жестокости прекратились. Однако в начале этого века произошла серия жестоких расправ. И даже сегодня христианам отказывают в их основных человеческих правах в некоторых частях Малой Азии.

После заката Византии Церковь на Руси процветала почти 500 лет. Однако с большевистской революцией 1917 года Православие столкнулось с убеждениями и политической политикой воинствующих атеистов. Большинство церквей были закрыты; и была начата политика искоренения христианства из России, страны, пропитанной православием с десятого века. В годы между двумя мировыми войнами православные христиане в России подверглись жестоким и опустошительным гонениям. Только с 1943 произошли ли изменения в государственной политике, позволившие церкви в некоторой степени существовать.

Сегодня во многих странах, которые когда-то были гордостью и славой восточного христианства, Православная Церковь борется с большими препятствиями и гонениями. Замечено, что в последние века мучеников было больше, чем во время великих гонений на раннюю Церковь. И все же, несмотря на несправедливости и унижения, Вера выживает.

Время обновления и примирения

На протяжении последних двухсот лет Православная Церковь в Западном полушарии развивалась как ценное присутствие и отличительное свидетельство. Например, в США православие признано одной из четырех основных религий. У нее более пяти миллионов членов, которые сгруппированы более чем в дюжине церковных юрисдикций. Греческая православная архиепископия, которая является крупнейшей, имеет около 500 приходов и управляет церковными школами, приходскими школами, приютом, колледжем и аспирантурой богословской школы. Многие считают, что Православие в Америке имеет потенциал для истинного обновления, творческого развития и миссионерской деятельности, которая может внести большой вклад в американскую жизнь.

С начала этого века Православная Церковь привержена Экуменическому движению. Это стремление к христианскому единству является самой смелой атакой на разделение с первых веков существования Церкви. Константинопольский Патриархат не только вдохновил движение за единство энцикликой в ​​1920 году, но и был одним из соучредителей Всемирного Совета Церквей в 1948 году. Дело христианского единства было особой заботой покойного и любимого Патриарха. Афинагор. Он много потрудился, чтобы возродить чувство коллегиальности среди различных Православных Церквей, а также начать истинный диалог с Римско-католической церковью. В 19 году68, Патриарх взглянул в будущее и возгласил: Да ниспошлет Господь милосердия как можно скорее нашим святым Восточным и Западным Церквам благодать нового совершения Божественной Евхаристии и нового совместного общения… Общая чаша выступает светоносно. на горизонте церкви.


Сокровища Православия — это серия брошюр, написанных для неправославных, особенно для тех, кто рассматривает возможность вступления в Православную Церковь и желает углубить свое понимание ее веры, богослужения и традиций. Автором брошюр является о. Томас Фицджеральд, преподаватель Богословской школы Греческого колледжа Святого Креста. Заголовки брошюр следующие:

  1. Введение  — Знакомит неправославных с православным христианством.
  2. Дом Божий — Описывает интерьер церковного здания.
  3. Богослужение — Обсуждаются формы и особенности православного богослужения.
  4. Литургия — Описывает значение и совершение Евхаристии.
  5. Таинства — Описывает значение и важность литургической жизни.
  6. Особые службы и благословения  – Описывает не связанные с таинствами службы, которые способствуют духовной жизни.
  7. Учения  — Обрисовывает в общих чертах основные моменты доктрины и основных утверждений веры.
  8. Духовность — Обсуждает значение обожения как цели христианской жизни.
  9. История — Очерки великих эпох Православия.
  10. Церковь — Описывает процедуру вступления в Православную Церковь.

 

Что такое Восточная Православная Церковь? Ее история и верования —

Ниже приводится отрывок из Ортовики истории Восточной Православной Церкви:

Почти две тысячи лет назад Иисус Христос, Сын Божий, пришел на землю и основал Церковь. , через Своих Апостолов и учеников, для спасения человека. В последующие годы апостолы распространяли Церковь и ее учение и основывали множество церквей, объединенных верой, богослужением и причащением Таинств (или, как их называют на Западе, Таинств) Святой Церкви.

Церкви, основанные самими Апостолами, включают Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Римский и Константинопольский патриархаты. Александрийская церковь была основана святым Марком, Антиохийская церковь — Санитом Павлом, Иерусалимская церковь — святыми Петром и Иаковом, Римская церковь — святыми. Петра и Павла и Константинопольской церкви святого Андрея. В более поздние годы благодаря миссионерской деятельности первых церквей были основаны Синайская, Русская, Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская и многие другие церкви.

Каждая церковь всегда имела самостоятельное управление, но, за исключением Римской церкви, которая окончательно отделилась от остальных в 1054 году, едина в вере, учении, апостольском предании, таинствах, литургиях и службах. Вместе они составляют то, что называется «Православной Церковью», что буквально означает «правильное учение» или «правильное поклонение», происходящее от двух греческих слов: ортос, «правильный», и докса, «учение» или «поклонение».

Православная Церковь провозглашает свою прямую преемственность с древнейшими христианскими общинами, основанными в районах Восточного Средиземноморья апостолами Господа Иисуса.

Константин и Константинополь

Судьба христианства в этих областях была определена переносом Константином I в 320 г. н.э. столицы империи из (Старого) Рима в (Новый «Рим») Константинополь. Восемь веков церковной истории, самые важные культурные, интеллектуальные и социальные события в христианской церкви также произошли в этом регионе; например, все вселенские соборы того периода собирались либо в Константинополе, либо вблизи него.

Миссионеры, прибывшие из Константинополя, обращали славян и другие народы Восточной Европы в христианство (Болгария, 864; Россия, 988) и переводили Писание и богослужебные тексты на народные языки, используемые в различных регионах. Таким образом, литургия, традиции и обычаи Константинопольской церкви были приняты всеми и до сих пор представляют собой основные образцы современного Православия.

Великий раскол восточного и западного христианства

События не всегда соответствовали эволюции западного христианства, где епископ Рима, или папа, стал считаться преемником апостола Петра и главой вселенской церкви божественное назначение. Восточные христиане были готовы принять папу только как первого среди патриархов. Эта разница объясняет различные инциденты, переросшие в серьезное отчуждение. Один из самых яростных споров касался пункта о филиокве Никейского символа веры, который западная церковь в одностороннем порядке добавила к исходному тексту.

Раскол шел медленно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts