Православие в беларуси: Официальный портал Белорусской Православной Церкви
Содержание
История православия в Беларуси | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь
Распространение христианства в западно-русских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. История эта связана со святым апостолом Андреем Первозванного.
В земли Белой Руси — в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Однако решающим фактором стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. После этого христианство приняла высшая знать Полоцка — приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира).
Эта дата и стала началом Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. Духовную жизнь в Белой Руси XII века формировали столпы веры и великие подвижниках Православия, преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и получивший еще при жизни имя «Златослова».
В XII веке Русь постигло величайшее бедствие: нашествие монголо-татарского полчища Батыя «Татарское иго».
Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.
В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.
После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал это для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.
В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римо-католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римо-католичество государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.
Однако милость Божия не оставляла православных жителей Белорусских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах реки Свислочь Со времени рокового введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу.
В 1591 году на тайной встрече несколько епископов решили подготовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.
6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме..
Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.
В 1632 году Москва выступила войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский (+1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и организовал в Архиерейском доме типографию.
После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 гг.) начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.
В феврале 1839 года в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия в Беларуси состоялось 25 марта 1839 года.
А. Соколовский
Стартовал республиканский молодежный православный проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи / Новости / Патриархия.ru
Главная / Памятные даты
Версия для печати
10 декабря 2022 г. 10:26
9 декабря 2022 года по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина стартовал республиканский молодежный православный патриотический проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи, 1030-летию Православия на белорусских землях и Году исторической памяти.
Проект организован Брестской епархией при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального молодежного отдела, Синодального информационного отдела Белорусского экзархата и Совета по культуре Минской епархии.
Цель проекта — сохранение в обществе исторической памяти, духовно-нравственных и национальных идеалов; формирование у современной молодежи чувства любви к Родине как высшей нравственной ценности, формирование патриотического сознания современной молодежи.
В числе задач конкурса: вовлечение молодежи в творческую деятельность, способствующую осмыслению духовно-нравственных идеалов общества; способствование осознанию молодежью роли Православной Церкви в жизни Республики Беларусь; создание базы презентационных материалов, представляющих практическую ценность для проведения мероприятий патриотической направленности в воскресных школах, молодежных братствах, государственных учебных заведениях; создание условий для проведения тематического Дня православной молодежи.
К участию в проекте приглашаются воспитанники и преподаватели воскресных школ; братчики, духовники, руководители православных молодежных братств; учащиеся и преподаватели государственных учебных заведений; учащиеся и преподаватели государственных учреждений культуры.
Участникам проекта предлагается посмотреть видеоклип «Молюсь за Беларусь», созданный в Брестской епархии. Клип является примерным ориентиром для создания авторских материалов.
Организаторы предлагают предоставить авторские материалы на тему проекта по следующим номинациям:
- Авторское стихотворение;
- Авторская песня;
- Тематическая презентация;
- Тематический видеоклип.
Проект пройдет в четыре этапа.
Первый этап: с 9 декабря 2022 года по 25 января 2023 года авторские материалы и заявка направляются участниками проекта на электронный адрес оргкомитета [email protected]; второй этап: до 31 января оргкомитет рассматривает авторские материалы и определяет победителей в каждой номинации; третий этап: до 10 февраля на основе отобранных авторских работ оргкомитет осуществляет подготовку презентационных материалов ко Дню православной молодежи; четвертый этап: в феврале 2023 года проходит награждение участников проекта грамотами, награждение победителей в каждой номинации дипломами и памятными подарками.
Контактный телефон: +375 (29) 582 23 06 (Евгения Михайловна).
Официальный сайт БПЦ/Патриархия.ru
Материалы по теме
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце
Рождественская елка в Государственном Кремлевском дворце
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя
Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в церемонии вручения премии президента Республики Беларусь «За духовное возрождение»
Митрополит Минский Вениамин и А.Г. Лукашенко посетили Елисаветинский женский монастырь в Минске
В праздник Рождества Христова Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска
Началась международная акция «Вифлеемский огонь — свет мира и дружбы»
При поддержке Патриаршего совета по культуре в Москве открылась выставка, посвященная праведному Феодору Ушакову
В Московской духовной академии прошел конкурс ораторского мастерства
В Дивеевском монастыре вручили награды победителям конкурса «Серафимовский врач — 2022»
В Пятигорске прошла конференция регентов и певчих церковных хоров Северо-Кавказского федерального округа
Другие новости
Настоятель подворья Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 145-летия освобождения Софии
В Твери прошли торжества по случаю 150-летия со дня рождения и 85-летия кончины священномученика Фаддея (Успенского)
В Волгограде прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию победы в Сталинградской битве
В Ставрополе прошли торжества, посвященные 10-летию образования Ставропольской митрополии
В Санкт-Петербургской духовной академии прошел общественно-научный форум «Государство и религия: пути диалога»
Стартовал республиканский молодежный православный проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи
В Софии открылась выставка, посвященная 70-летию подворья Русской Православной Церкви
В Москве открылась выставка «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь»
Состоялись торжества по случаю 365-летия учреждения Вятской епархии и 10-летия Вятской митрополии
В десяти регионах России пройдет выставка, посвященная 100-летию подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь
Православие на белорусских протестах
Berkley Forum
28 августа 2020 г.
Откройте для себя серию
Беларусь, не имеющая выхода к морю страна в Восточной Европе, стала местом массовых протестов и международного внимания в августе 2020 года после переизбрания президента Александра Г. Лукашенко. Президент Лукашенко, которого последняя администрация Буша прозвала «последним диктатором Европы», сообщил о убедительной победе над лидером оппозиции Светланой Тихановской на выборах, которые многие не считают ни свободными, ни справедливыми. Результаты выборов привели к тому, что сотни тысяч белорусов вышли на улицы в знак протеста, где насилие со стороны полиции и заявления о пытках только усилили напряженность. В ответ на продолжающиеся беспорядки президент Лукашенко обратился за поддержкой к России, давнему близкому союзнику. По мере продолжения протестов религиозные лидеры и религиозные организации, в том числе Православная церковь, могут сыграть важную роль в более широких дебатах о будущем государства и общества в Беларуси.
Белорусская Православная Церковь является крупнейшей религиозной организацией в стране и является экзархатом или епархией Русской Православной Церкви. Митрополит Павел, бывший лидер Белорусской православной церкви, столкнулся с критикой внутри церкви за его тесные отношения с президентом Лукашенко. Митрополит Павел был отстранен от должности в конце августа 2020 года и заменен епископом Борисовско-Марьиногорским Вениамином, гражданином Беларуси. Другие религиозные лидеры, в том числе католический архиепископ Минский Тадеуш Кондрусевич, солидарны с протестующими. Новообразованная экуменическая коалиция различных христианских конфессий в Беларуси также едина в молитве и осуждении политического насилия. Учитывая хрупкий геополитический баланс постсоветской Восточной Европы, необходимы дальнейшие размышления о проблемах и возможностях религиозного активизма и религиозной этики в протестном движении.
На этой неделе форум Беркли задает вопрос: каковы проблемы и возможности религиозного участия в белорусских протестах? Как православная этика, особенно в отношении прав человека и государственной власти, может способствовать нынешнему конфликту? Поучительны ли для Беларуси другие примеры религиозной активности в протестных движениях из постсоветского мира? Если да, то как? Каким образом тесные отношения между Россией и Белорусской Православной Церковью формируют участие православных в решении политических вопросов в стране? Как текущий конфликт может повлиять на будущее православия в стране, а также на ее более широкий религиозный ландшафт?
Давор Джалто
15 сентября 2020 г.
Катя Рихтерс
11 сентября 2020 г.
Альфонс Брюнинг
10 сентября 2020 г.
Василиос Макридес
8 сентября 2020 г.
Алена Альшанская
8 сентября 2020 г.
Регина Элснер
4 сентября 2020 г.
Николай Денисенко
1 сентября 2020 г.
Дмитрий Горьевой
1 сентября 2020 г.
Люциан Леустин
28 августа 2020 г.
Кирилл Говорун
28 августа 2020 г.
Продвижение наследия Дрю Кристиансена
Религия и национализм в глобальной перспективе
Черная вера и черная радикальная традиция
Связанные религии и мировая политика
Родственный межкультурный и межрелигиозный диалог
Родственная политическая теология
Зарегистрируйтесь, чтобы получать больше информации о наших мероприятиях и программах.
Подпишитесь на обновления
Откроется в новом окне
Беларусь Содержание До 1917 г. в Белоруссии насчитывалось 2466 религиозных общин, в т.ч. В 1993 году одно белорусское издание сообщило о количестве религиозных Хотя Православная Церковь была опустошена во время Второй мировой войны и Советская политика в отношении Римско-католической церкви была строго Возрождение религии в Беларуси в посткоммунистическую эпоху принесло Зарождающиеся белорусские религиозные движения испытывают трудности В определенной степени провозглашение независимости Беларуси в 1991 г. Униатская церковь, ответвление которой существовало в Беларуси с 1596 по До Великой Отечественной войны количество протестантов в Беларуси было довольно |