Православие в беларуси: Официальный портал Белорусской Православной Церкви

Разное

Содержание

История православия в Беларуси | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь

Распространение христианства в западно-русских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. История эта связана со святым апостолом Андреем Первозванного.

В земли Белой Руси — в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Однако решающим фактором стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. После этого христианство приняла высшая знать Полоцка — приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира).

Эта дата и стала началом Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. Духовную жизнь в Белой Руси XII века формировали столпы веры и великие подвижниках Православия, преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и получивший еще при жизни имя «Златослова».

В XII веке Русь постигло величайшее бедствие: нашествие монголо-татарского полчища Батыя «Татарское иго».

Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.

В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.

После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал это для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римо-католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римо-католичество государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.

Однако милость Божия не оставляла православных жителей Белорусских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах реки Свислочь Со времени рокового введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу.

В 1591 году на тайной встрече несколько епископов решили подготовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме..

Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.

В 1632 году Москва выступила войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский (+1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и организовал в Архиерейском доме типографию.

После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 гг.) начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.

В феврале 1839 года в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия в Беларуси состоялось 25 марта 1839 года.

А. Соколовский

Стартовал республиканский молодежный православный проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи / Новости / Патриархия.ru

Главная / Памятные даты

Версия для печати

10 декабря 2022 г. 10:26

9 декабря 2022 года по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина стартовал республиканский молодежный православный патриотический проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи, 1030-летию Православия на белорусских землях и Году исторической памяти.

Проект организован Брестской епархией при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального молодежного отдела, Синодального информационного отдела Белорусского экзархата и Совета по культуре Минской епархии.

Цель проекта — сохранение в обществе исторической памяти, духовно-нравственных и национальных идеалов; формирование у современной молодежи чувства любви к Родине как высшей нравственной ценности, формирование патриотического сознания современной молодежи.

В числе задач конкурса: вовлечение молодежи в творческую деятельность, способствующую осмыслению духовно-нравственных идеалов общества; способствование осознанию молодежью роли Православной Церкви в жизни Республики Беларусь; создание базы презентационных материалов, представляющих практическую ценность для проведения мероприятий патриотической направленности в воскресных школах, молодежных братствах, государственных учебных заведениях; создание условий для проведения тематического Дня православной молодежи.

К участию в проекте приглашаются воспитанники и преподаватели воскресных школ; братчики, духовники, руководители православных молодежных братств; учащиеся и преподаватели государственных учебных заведений; учащиеся и преподаватели государственных учреждений культуры.

Участникам проекта предлагается посмотреть видеоклип «Молюсь за Беларусь», созданный в Брестской епархии. Клип является примерным ориентиром для создания авторских материалов.

Организаторы предлагают  предоставить авторские материалы на тему проекта по следующим номинациям:

  • Авторское стихотворение;
  • Авторская песня;
  • Тематическая презентация;
  • Тематический видеоклип.

Проект пройдет в четыре этапа.

Первый этап: с 9 декабря 2022 года по 25 января 2023 года авторские материалы и заявка направляются участниками проекта на электронный адрес оргкомитета [email protected]; второй этап: до 31 января оргкомитет рассматривает авторские материалы и определяет победителей в каждой номинации; третий этап: до 10 февраля на основе отобранных авторских работ оргкомитет осуществляет подготовку презентационных материалов ко Дню православной молодежи; четвертый этап: в феврале 2023 года проходит награждение участников проекта грамотами, награждение победителей в каждой номинации дипломами и памятными подарками.

Контактный телефон: +375 (29) 582 23 06 (Евгения Михайловна).

Официальный сайт БПЦ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце
Рождественская елка в Государственном Кремлевском дворце
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце
Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя
Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в церемонии вручения премии президента Республики Беларусь «За духовное возрождение»
Митрополит Минский Вениамин и А.Г. Лукашенко посетили Елисаветинский женский монастырь в Минске
В праздник Рождества Христова Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска
Началась международная акция «Вифлеемский огонь — свет мира и дружбы»
При поддержке Патриаршего совета по культуре в Москве открылась выставка, посвященная праведному Феодору Ушакову
В Московской духовной академии прошел конкурс ораторского мастерства
В Дивеевском монастыре вручили награды победителям конкурса «Серафимовский врач — 2022»
В Пятигорске прошла конференция регентов и певчих церковных хоров Северо-Кавказского федерального округа

Другие новости

Настоятель подворья Русской Церкви принял участие в торжествах по случаю 145-летия освобождения Софии
В Твери прошли торжества по случаю 150-летия со дня рождения и 85-летия кончины священномученика Фаддея (Успенского)
В Волгограде прошел Хоровой собор, посвященный 80-летию победы в Сталинградской битве
В Ставрополе прошли торжества, посвященные 10-летию образования Ставропольской митрополии
В Санкт-Петербургской духовной академии прошел общественно-научный форум «Государство и религия: пути диалога»
Стартовал республиканский молодежный православный проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи
В Софии открылась выставка, посвященная 70-летию подворья Русской Православной Церкви
В Москве открылась выставка «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь»
Состоялись торжества по случаю 365-летия учреждения Вятской епархии и 10-летия Вятской митрополии
В десяти регионах России пройдет выставка, посвященная 100-летию подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь

 

Православие на белорусских протестах

Berkley Forum

28 августа 2020 г.

Откройте для себя серию

Беларусь, не имеющая выхода к морю страна в Восточной Европе, стала местом массовых протестов и международного внимания в августе 2020 года после переизбрания президента Александра Г. Лукашенко. Президент Лукашенко, которого последняя администрация Буша прозвала «последним диктатором Европы», сообщил о убедительной победе над лидером оппозиции Светланой Тихановской на выборах, которые многие не считают ни свободными, ни справедливыми. Результаты выборов привели к тому, что сотни тысяч белорусов вышли на улицы в знак протеста, где насилие со стороны полиции и заявления о пытках только усилили напряженность. В ответ на продолжающиеся беспорядки президент Лукашенко обратился за поддержкой к России, давнему близкому союзнику. По мере продолжения протестов религиозные лидеры и религиозные организации, в том числе Православная церковь, могут сыграть важную роль в более широких дебатах о будущем государства и общества в Беларуси.

Белорусская Православная Церковь является крупнейшей религиозной организацией в стране и является экзархатом или епархией Русской Православной Церкви. Митрополит Павел, бывший лидер Белорусской православной церкви, столкнулся с критикой внутри церкви за его тесные отношения с президентом Лукашенко. Митрополит Павел был отстранен от должности в конце августа 2020 года и заменен епископом Борисовско-Марьиногорским Вениамином, гражданином Беларуси. Другие религиозные лидеры, в том числе католический архиепископ Минский Тадеуш Кондрусевич, солидарны с протестующими. Новообразованная экуменическая коалиция различных христианских конфессий в Беларуси также едина в молитве и осуждении политического насилия. Учитывая хрупкий геополитический баланс постсоветской Восточной Европы, необходимы дальнейшие размышления о проблемах и возможностях религиозного активизма и религиозной этики в протестном движении.

На этой неделе форум Беркли задает вопрос: каковы проблемы и возможности религиозного участия в белорусских протестах? Как православная этика, особенно в отношении прав человека и государственной власти, может способствовать нынешнему конфликту? Поучительны ли для Беларуси другие примеры религиозной активности в протестных движениях из постсоветского мира? Если да, то как? Каким образом тесные отношения между Россией и Белорусской Православной Церковью формируют участие православных в решении политических вопросов в стране? Как текущий конфликт может повлиять на будущее православия в стране, а также на ее более широкий религиозный ландшафт?

Давор Джалто

15 сентября 2020 г.

Катя Рихтерс

11 сентября 2020 г.

Альфонс Брюнинг

10 сентября 2020 г.

Василиос Макридес

8 сентября 2020 г.

Алена Альшанская

8 сентября 2020 г.

Регина Элснер

4 сентября 2020 г.

Николай Денисенко

1 сентября 2020 г.

Дмитрий Горьевой

1 сентября 2020 г.

Люциан Леустин

28 августа 2020 г.

Кирилл Говорун

28 августа 2020 г.

Продвижение наследия Дрю Кристиансена

Религия и национализм в глобальной перспективе

Черная вера и черная радикальная традиция

Связанные религии и мировая политика

Родственный межкультурный и межрелигиозный диалог

Родственная политическая теология

Зарегистрируйтесь, чтобы получать больше информации о наших мероприятиях и программах.

Подпишитесь на обновления

Откроется в новом окне

Беларусь — Религия

Беларусь Содержание

До 1917 г. в Белоруссии насчитывалось 2466 религиозных общин, в т.ч.
1650 православных, 127 католиков, 657 евреев, 32 протестанта,
и несколько мусульманских общин. При коммунистах (которые были
официально атеисты), деятельность этих общин жестко
ограниченный. Многие религиозные общины были уничтожены, а их лидеры
сослан или казнен; остальные общины иногда кооптировались
правительство в своих целях, как в попытке привить патриотизм
во время Второй мировой войны.

В 1993 году одно белорусское издание сообщило о количестве религиозных
общины: православные — 787; Римско-католический, 305; пятидесятники,
170; Баптист, 141 год; старообрядец, двадцать шесть лет; адвентисты седьмого дня,
семнадцать; Апостольский христианин, девять лет; униат, восемь; Новоапостольская,
восемь; Муслим, восемь; еврей, семь; и другие, пятнадцать.

Хотя Православная Церковь была опустошена во время Второй мировой войны и
продолжал снижаться до начала 1980-е из-за правительства
политики, она претерпела небольшое оживление с наступлением перестройки
и празднование в 1988 году 1000-летия
Христианство в России. В 1990 году Белоруссия была объявлена ​​экзархатом.
Русской православной церкви, создание Белорусской православной церкви.
В начале 1990-х годов 60 процентов населения считали себя
как православный. При церкви была одна семинария, три монастыря и один
монастырь. Белорусская духовная академия должна была быть открыта в 1995.

Советская политика в отношении Римско-католической церкви была строго
под влиянием признания католиками внешней власти,
папой, как главой церкви, а также тесными историческими связями
церковь в Белоруссии с Польшей. В 1989 году пять официальных римских
католические епархии, существовавшие со времен Второй мировой войны и
без епископа, были реорганизованы в пять епархий (охватывающих 455
приходы) и Минско-Могилевской архиепископии. В начале 1990-е,
цифры для католического населения в Беларуси варьировались от 8 процентов до
20 процентов; по одной оценке, 25 процентов католиков были
этнические поляки. Церковь имела одну семинарию в Беларуси.

Возрождение религии в Беларуси в посткоммунистическую эпоху принесло
о возрождении старого исторического конфликта между православием и
Римский католицизм. Эта религиозная сложность усугубляется двумя
связи конфессий с учреждениями за пределами республики.
Белорусскую православную церковь возглавляет этнический русский, митрополит
Филарет, возглавляющий экзархат Московского Патриархата Русского
Православная Церковь. Римско-католическую архиепископию Беларуси возглавляет
этнический поляк, архиепископ Казимир Свёнтак, имеющий тесные связи с
церковь в Польше. Однако, несмотря на эти связи, архиепископ Свионтак, который
много лет был узником советских лагерей и пастором в Пинске.
лет запретил показ польских национальных символов в католических
церкви Беларуси.

Зарождающиеся белорусские религиозные движения испытывают трудности
утвердить себя в рамках этих двух основных религиозных институтов
из-за исторической практики проповеди на русском языке в
православных храмах и на польском языке в католических храмах. Пытается
внедрить белорусский язык в религиозную жизнь, в том числе
литургии, также не пользовались широким успехом из-за культурного
преобладание русских и поляков в своих церквах, а также
как малое использование белорусского языка в быту.

В определенной степени провозглашение независимости Беларуси в 1991 г.
и закон 1990 г., делающий белорусский официальным языком республики.
породили новое отношение к православным и римо-католикам.
церкви. Некоторые нерелигиозные молодые люди обратились к
Униатская церковь в ответ на сопротивление православных и римлян
католических иерархов к принятию белорусского языка как средства
общение со своей паствой. Однако в целом национальные активисты
не имели большого успеха в попытках вызвать новый интерес к униатскому
Церковь.

Униатская церковь, ответвление которой существовало в Беларуси с 1596 по
1839 г. и насчитывал около трех четвертей населения Беларуси в качестве членов.
когда он был упразднен, считается, что он использовал белорусский язык в своих
литургии и пастырской деятельности. Когда церковь была восстановлена ​​в Беларуси
в начале 1990-х его приверженцы рекламировали его как
«национальная» церковь. Скромный рост униатской церкви был
сопровождается горячими публичными спорами как богословского, так и
политический характер. Потому что изначальная верность униата
Церковь явно относилась к Речи Посполитой,
восстановленная церковь рассматривается некоторыми в Православной церкви в Беларуси
с подозрением, как средство передвижения как Варшавы, так и Ватикана.

До Великой Отечественной войны количество протестантов в Беларуси было довольно
низким по сравнению с другими христианами, но они показали замечательную
рост с тех пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts