Православие в финляндии: Финляндская Православная церковь — Suomen ortodoksinen kirkko

Разное

Православие в Финляндии: «Господь спасает при любых обстоятельствах»

30 ноября 1939 года началась Советско-финская или, как её еще называют, Зимняя война. Во время боевых действий православные, спасаясь от наступления большевиков, уходили вглубь территории Финляндии. Там они строили новые храмы и монастыри. Накануне 85-летия со дня начала Зимней войны мы бедуем с архимандритом Сергием (Райаполви), настоятелем Спасо-Преображенского Ново-Валаамского монастыря.

Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?

– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков.

Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря.

Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.

По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.

Архимандрит Сергий (Райаполви)

Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60-ти лет?

– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, – нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие промысла Божьего.

Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и т. д. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.

Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?

– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по промыслу Господню, служить спасению многих.

Спасо-Преображенский собор Ново-Валаамского монастыря

Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?

– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране, около 70%.

Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризация. Она очень сильна: все больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви.

Но у нее свои трудности. Например, все громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».

А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?

– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?

Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии.

Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог.

Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1 – 2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь.

Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.

Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.

– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.

Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?

– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А церковь в России, я имею в виду церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные монастырские владения, земные богатства земной церкви…

Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви…Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение. Не уверен, но боюсь, что сейчас церковь в России повторяет старую ошибку.

По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?

– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.

Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?

– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.

Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?

– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят на Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие.

Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом, курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране.

Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.

Монастырская часовня

Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?

– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.

Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?

– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть, оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение.

И Церковь делает так. Если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.

Не убыточно?

– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.

С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.

Финляндская Церковь живет по григорианскому календарю, не так ли?

– Да. Финляндская Православная Церковь придерживается григорианского календаря и новой пасхалии. Переход на новый стиль благословил в 1923 г. В своем Томосе Вселенский патриарх Мелетий IV, а автономию ей даровал святой Патриарх Московский и Всея Руси Тихон раньше – в 1921-м году.

«Календарная» особенность Финляндской церкви заключается в западной пасхалии. Это связано с тем, что большинство населения Финляндии – лютеране и много смешанных браков. Ради того, чтобы не вносить духовный и культурный диссонанс в общество и в семьи, Православная Церковь Финляндии празднует Пасху и переходящие праздники вместе с Лютеранской церковью.

По григорианскому календарю, насколько я знаю, живут и некоторые общины Московского патриархата в Западной Европе. Для нас в новом стиле есть хорошая возможность для проповеди: вся Финляндия с огромным вниманием следит за тем, как отмечают Рождество Христово или Пасху ее православные жители. Сравнивают, восторгаются, интересуются. И, как следствие, некоторые открывают для себя Христа.

Финская суровая меланхолия

Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?

– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!

Беседовал Петр ДАВЫДОВ

Фото автора

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

История Православия в Финляндии

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

Проповедь христианской веры восточного обряда в Карелии началась уже в X веке благодаря самоотверженным трудам новгородского духовенства и торговым сношениям карел с русскими. Русский церковный историк П. В. Знаменский пишет, что карелы и ижорцы — финские племена — “стали креститься еще со времен святого Владимира <…> начало такого влияния на инородцев принадлежит Новгороду”1.

По свидетельству Лаврентьевской летописи, отец святого Александра Невского новгородский князь Ярослав Всеволодович направил в 1227 году из Новгорода священников-миссионеров, которые крестили “множество корел, мало не все люди”2. Данный факт массового крещения местного населения возможно объяснить тем, что карелы были уже знакомы с истинами христианской веры благодаря своим соседям-новгородцам.

В последующие столетия среди различных финских племен миссионерскими трудами занимались иноки Валаамского (с XII в.), Коневского (с XIV в.), Соловецкого (с XV в.) и Печенгского (с XVI в.) монастырей. К середине XVI века финская земля в церковном отношении представляла цветущую область со многими монастырями и приходами. Первоначально эти общины входили в Новгородскую епархию3, а в 1775 году вместе с последней вошли в состав Санкт-Петербургской митрополии.

С XVII в., времени подчинения Карелии Швецией, стали предприниматься настойчивые попытки обращения карел в лютеранство. Не желая изменить вере своих отцов — Православию, большинство населения покинуло родные края и переселилось на восток, в русскую Карелию.

Православие в Финляндии стало возрождаться лишь в XIX веке, после подписания в 1809 году Фридрихсгамского мирного договора, по которому великое Княжество Финляндское до реки Торнео, с Аландскими островами вошло в состав Российской Империи. На финском языке стали совершаться богослужения, издавалась православная литература.

Православные приходы в Финляндии находились в то время в ведении Санкт-Петербургского митрополита, руководившего ими через Выборгское духовное правление.

В 1892 году была учреждена Финляндская и Выборгская православная епархия. Святейший Синод Русской Православной Церкви вынес при этом такое определение: “По обширности Санкт-Петербургской епархии и по значительной в ней численности православного населения, храмов Божиих, учебных заведений и служащего духовенства, неизбежно встречаются неудобства и затруднения в управлении православными приходами Финляндии, особливо же в благоуспешном течении дел, касающихся священнослужителей, и мероприятий к вящему укреплению в православном населении Финляндии истин православной веры Христовой. Для устранения таковых неудобств и затруднений и в целях ближайшего архипастырского воздействия на православных чад Церкви Христовой в Финляндии Синод полагает: взамен существующего ныне в Санкт-Петербургской епархии первого викариатства учредить в Финляндии самостоятельную архиерейскую кафедру на следующих основаниях: 1) в состав учреждаемой епархии включить все находящиеся в Финляндии православные приходы и монастыри; 2) епархиальному архиерею сей епархии именоваться Финляндским и Выборгским и местопребывание иметь в г. Выборге; 3) содержание Финляндского архиерея, его свиты, архиерейского дома, кафедрального собора и Финляндской духовной консистории определить штатами, которые внести, особо от сего, на утверждение, в установленном порядке; 4) с открытием Финляндской духовной консистории существующее в г. Выборге Духовное правление закрыть и дела оного передать в Консисторию”4. На учрежденную кафедру был назначен с возведением в сан архиепископа ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский)5. За время его управления Финляндской епархией (1892–1898 гг.) были открыты несколько новых храмов, школ, основана Линтульская женская обитель, учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (учреждено в 1885 году) стало ежемесячно издавать на финском языке журнал “Aamun Koitto” (“Утренняя заря”) и на русском “Рождественские” и “Пасхальные” листки. Выдающимся архипастырем Финляндской и Выборгской епархии длительное время (с 1905 по 1917 гг. ) был Высокопреосвященный Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (†1944). С целью лучшего ознакомления с жизнью вверенной ему епархии он посещал приходы и сам расспрашивал финляндское духовенство о его нуждах. Его заботами при кафедральном соборе в г. Выборге была организована специальная миссия, целью которой было распространение и утверждение Православия среди карел.

После октябрьского переворота 1917 г. Финляндии была предоставлена независимость. Вскоре после провозглашения независимости возник и так называемый финляндский церковный вопрос. Политическая недоброжелательность государственной власти Финляндии 20-х гг. ко всему русскому и преобладание в стране инославных исповеданий определили движение за отторжение православной Финляндско-Выборг­ской епархии от юрисдикции Московского Патриархата.

В 1918 году был составлен “Основной статут Финляндской Православной Церкви”, который ставил Православную Церковь в Финляндии в положение официальной национальной Церкви меньшинства. В 1919 году Церковный Собор в г. Сердоболе (ныне Сортавала) вынес решение о переходе к автокефальному состоянию и для создания необходимых условий обратился к Святейшему Патриарху Тихону с ходатайством об автономии, которая рассматривалась как переходная ступень к автокефалии.

Грамотой Святейшего Патриарха Тихона от 29 января (11 февраля) 1921 г. Финляндской епархии, именовавшейся уже Финляндской Православной Церковью, была предоставлена автономия. Однако под давлением государственной власти Финляндии часть духовенства предприняла усилия, направленные на полное отделение Финляндской Церкви от Матери — Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Воспользовавшись временным устранением Святейшего Патриарха Тихона от церковных дел, шовинистически настроенная часть Церковного Управления спешно выработала проект нового, автокефального устройства. В ноябре 1922 года проект был подан правительству на рассмотрение. Согласно этому проекту, вопреки опыту церковной жизни, для введения в жизнь нового положения не требовалось благословения Матери-Церкви, но предлагалось обратиться за утверждением к Константинопольскому Патриарху.

В конце мая 1922 года от духовенства Финляндской Православной Церкви была направлена в Стамбул специальная делегация. Вопреки церковным канонам, Священный Синод Константинопольской Церкви счел себя правомочным рассмотреть прошение делегации. Грамотой Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 июня 1923 г. Финляндской Церкви (вопреки ожиданиям членов делегации) была предоставлена автономия, ибо оснований для автокефалии, как заявлялось в решении Священного Синода, усмотрено не было. Вскоре после этого Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндской Церкви заявил о принятии новой юрисдикции. Одновременно было решено ввести в церковно-богослужебную практику григорианский календарь с западной пасхалией. О происшедших изменениях Святейший Патриарх Тихон был извещен Посланием Церковного Управления от 10 октября 1923 г.

28 ноября 1923 г. последовал Указ Священного Синода Русской Православной Церкви Финляндскому Церковному Правлению, в котором сообщалось, что “так как Святейший Патриарх Тихон вступил в правление Российской Православной Церковью, то причина, по которой Константинопольский Патриарх считал нужным временно подчинить Финляндскую Церковь своей юрисдикции, ныне отпадает, и Финляндская Церковь должна возвратиться под ведение Патриарха Всероссийского. Посему предложить Преосвященному Архиепископу Финляндскому, обсудив положение дела со своим Церковным Советом, выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение”6. Данное предложение Высшей Церковной власти Матери-Церкви было отклонено Церковным Управлением Финляндской Церкви. Безуспешным оказалось и обращение по этому вопросу 24 сентября 1927 г. к финляндским церковным деятелям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Стра­го­род­ского). Надеясь облегчить путь к возвращению, митрополит Сергий считал, что между Русской и Финляндской Церквами произошел только разрыв отношений, “что может быть упразднено простым примирением”7.

После смены юрисдикции первым Предстоятелем Автономной Финляндской Православной Церкви был избран архиепископ Серафим (Лукьянов). Но уже в начале 1924 года за несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке он был отстранен от управления Церковью, а на его место в 1925 году был поставлен викарный епископ Карельский Герман (Аав)8 с новым титулом “Архиепис­коп Карельский и всей Финляндии”.

Большие потери понесла Финляндская Архиепископия во время второй мировой войны. Только в 1949 году государство изыскало необходимые средства на ремонт и строительство храмов, часовен, жилых домов для духовенства.

В первые послевоенные дни многие в Финляндии стали вспоминать о Матери — Русской Православной Церкви. На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начали поступать прошения о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Валаамские иноки, оказавшиеся в годы войны на территории Финляндии, ходатайствовали о скорейшем возвращении на родину.

Высшие церковные власти Финляндии в вопросе воссоединения с Матерью-Церковью в тот период избрали выжидательную позицию. Так, в ответ на письмо Святейшего Патриарха Алексия I от 8 мая 1945 г., в котором были высказаны мысли о возвращении Финляндской Архиепископии в юрисдикцию Московского Патриархата, архиепископ Герман (Аав) 14 июня 1946 г. сообщал, что “отход Финляндской Православной Церкви от Русской Церкви произошел вследствие тогдашних исторических обстоятельств, неблагоприятно сложившихся для нормальных отношений между Матерью и Дочерью <…> Факт перехода Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского Патриарха, как и все коренные изменения в организации нашей Церкви <…> был проведен через две инстанции: Поместный Собор и Государственный Совет. Переход нашей Церкви обратно должен совершиться тем же порядком”9. Далее архиепископ Герман заявлял, что вопроса о возвращении Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата не следует поднимать до улучшения отношений между нашими странами.

Осенью 1945 года с целью выяснения положения иноков Валаамского монастыря, ходатайствовавших о принятии их в ведение Московского Патриархата, а также для беседы с архиепископом Германом о возвращении Финляндской Архиепископии в лоно Матери — Русской Православной Церкви, Финляндию посетила делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. За две недели пребывания в Финляндии были воссоединены с Матерью-Церковью иноки Валаамского монастыря (благодаря этому среди братии прекратилось продолжавшееся более двадцати лет разделение на “старостильников” и “новостильников” и был восстановлен юлианский календарный стиль), вошли в юрисдикцию Московского Патриархата две, так называемые, “евлогианские” общины (быв­шая Выборгская и Гельсингфорсская). Братия Коневского монастыря была воссоединена с Русской Православной Церковью в октябре 1945 года игуменом Валаамского монастыря Харитоном. Обе монашеские общины — Валаамская и Коневская были оставлены в зависимости от Финляндской Архиепископии по вопросам административным и экономическим. В результате бесед митрополита Григория с архиепископом Германом и епископом Гельсингфорским Александром (†1969) последние дали заверение, что в ближайшее время будут приняты меры к возможному воссоединению с Московским Патриархатом. В мае 1948 года митрополит Григорий по поручению Святейшего Патриарха Алексия I вновь обратился с письмом к архиепископу Герману по тому же вопросу.

На состоявшемся в 1955 году Церковном Соборе было решено оставить Православную Финляндскую Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Собор определил также считать церковным центром Финляндской Православной Церкви г. Куопио.

30 апреля 1957 года Русская Православная Церковь, движимая братской любовью и всепрощением, предала “забвению все канонические споры, имевшие место между Финляндской Православной Церковью и Русской Православной Церковью”, и признала status quo Финляндской Автономной Православной Церкви, состоящей в Константинопольском Патриархате10.

В августе 1960 года, после ухода на покой по болезни архиепископа Германа (Аава) (†1961), очередной Собор Финляндской Церкви избрал викарного епископа Павла (Олмари) на кафедру Архиепископа Карельского и всей Финляндии11. За годы его управления Финляндской Архиепископией между епископатом и духовенством России и Финляндии были установлены поистине братские и добрососедские отношения.

После ухода на покой архиепископа Павла (Олмари), Церковный Собор Финляндской Архиепископии избрал своим предстоятелем митрополита Иоанна (Ринне), вошедшего в церковную историю непосредственным участием в организации церковного раскола на территории Эстонии. В августе 2001 года архиепископ Иоанн заявил о своем намерении уйти в отставку, в связи с чем на очередном Соборе в октябре месяце 2001 г. предстоятелем был избран митрополит Лев (Макконен).

В настоящее время в Финляндской Архиепископии (Константино­поль­ского Патриархата) насчитывается около 60 тысяч верующих (боль­шую часть из которых составляют русскоязычные верующие, переехавшие в последние годы на постоянное место жительства в Финляндию, а также православные ингерманланцы из республик бывшего Советского Союза).

Архиепископия поделена на три епархии: Карельскую с центром в г. Куопио, Гельсингфорсскую — с центром в г. Хельсинки и Оулусскую с центром в г. Оулу. Имеется также викариатство с центром в г. Йоенсуу. В Архиепископии насчитывается около 50 храмовых зданий и более 60 часовен.

Для решения текущих церковных вопросов каждые пять лет созывается Церковный Собор, состоящий из 32 членов — 16 клириков и 16 мирян. Исполнительным органом является Церковное Управление, состоящее из епископов, секретаря-юриста и двух членов (священника и мирянина), избираемых на Церковном Соборе.

Архиепископия является второй государственной церковью Финляндии и пользуется материальной поддержкой государства. На государственные средства содержатся епископы, Церковное Управление, духовенство и ряд малоимущих приходов. За счет государства финансируется преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях.

С 1969 года в г. Куопио — резиденции Архиепископа — действует Православный церковный центр. В здании Центра располагается храм во имя апостола Иоанна Богослова, рабочие помещения Архиепископа, канцелярия, библиотека, насчитывающая около 6 тыс. томов, и церковный музей. Духовное богатство библиотеки и музея составляют рукописи, иконы, драгоценная церковная утварь, облачения, вывезенные из Валаамского и Коневского монастырей.

С сентября 1961 года в Хельсинском Университете при богословском факультете было открыто отделение православного богословия, первоначальной целью которого было “ознакомление обучающихся на факультете студентов, будущих лютеранских пасторов, с учением Православия, с жизнью и деятельностью Православной Церкви, а также создание предпосылок для студентов прочих факультетов университета и для финских и иностранных исследователей, в том числе православных, для научной работы в области Православия”12.

В Архиепископии действуют двухгодичные курсы псаломщиков. Имеется также ряд духовно-просветительских организаций: Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (с 1885 г. ), Союз православной молодежи (с 1943 г.), Союз православных студентов (с 1948 г.), Союз православных учителей и Союз православных священников.

Ежегодно издается Православный церковный календарь. Имеется ряд периодических изданий, среди которых — “Aamun Koitto” (“Утрен­няя заря”) — официальный орган Архиепископии, выходящий два раза в месяц.

Ново-Валаамский монастырь, основанный в 1939 г. теми валаамскими и коневскими монахами, которые перебрались в Финляндию, является единственным мужским монастырем в Архиепископии. В 1977 году в монастыре воздвигнут новый Спасо-Преображенский храм.

В Линтульском женском монастыре, также основанном некогда переехавшими в Финляндию русскими монахинями, в настоящее время насчитывается около 10 сестер, занятых в основном сельским хозяйством и изготовлением церковных облачений.

Особенно почитаются в Финляндии святые просветители карелов преподобные Сергий и Герман Валаамские († ок. 1353), Арсений Коневский (†1447), Трифон Печенгский (†1583) и Александр Свирский (†1533).

**Редакция выражает благодарность сотруднику ОВЦС иеромонаху Никите (Добронравову) за предоставленный материал и помощь в написании статьи.

1Знаменский П. В. История Русской Церкви: учебное руководство. СПб., 1996. С. 14.

2ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 449.

3С 1595 до 1763 г. (с перерывами в 1617–1685 и 1690–1708 гг.) существовало Карельское викариатство Новгородской епархии.

4Церковный Вестник. 1892. № 45. Ноябрь. С. 715–716.

5Позднее митрополит Санкт-Петербургский (†1912).

6Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в первой половине XX столетия (Кандидатское сочинение). М., 1951. С. 64–65.

7Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 9 марта 1939 г. Архив ОВЦС МП.

8Архиепископ Герман (Аав) родился в 1878 г. в Эстонии. Окончил Рижское духовное училище и Семинарию. Служил на приходах Эстонской епархии. В 1923 г. Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) хиротонисан во епископа Сортавальского, викария Архиепископа Финляндского. С 1925 г. — Архиепископ Карельский и всея Финляндии.

9Переписка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Архиепископом Карельским и всея Финляндии Германом за 1946 г. Архив ОВЦС МП.

10Журнал Московской Патриархии. 1957. № 6. С. 12.

11Архиепископ Павел (в миру Георгий Гусев, в Финляндии принял фамилию Олмари) родился 28 августа 1914 г. в Санкт-Петербурге. Окончил Сердобольскую Духовную семинарию. В 1937 г. принял монашеский постриг в Валаамском монастыре и в 1938 г. там же рукоположен во иеромонаха. В 1940–1941 гг. служил военным священником. В 1941–1945 гг. был преподавателем и священником для православных солдат. С 1945 по 1955 гг. был главным редактором журнала “Aamun Koitto”. В 1955 г. хиротонисан в сан епископа.

12Письмо проф. Кауко Пиринена от 21 ноября 1961 г. Архив ОВЦС МП.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

Григорианский календарь — ПравославнаяВики

Из ПравославнойВики

(Перенаправлено из Григорианского календаря)

Перейти к: навигация, поиск

Эта статья или раздел должны быть Господствующая халкидонская православная точка зрения. Конкретные рекомендации по его православию можно найти на странице обсуждения . Вы можете помочь Православной Вики, отредактировав ее .

Григорианский календарь — это календарь, используемый в настоящее время в большинстве стран.

Содержание

  • 1 История
  • 2 апреля День дурака
  • 3 Использование в православной церкви
  • 4 Источник
  • 5 Артикул
  • 6 См. также

История

Современный календарь начал свое существование в христианскую эру, в 526 году, начатом папой Иоанном I. Хронолог папы Дионисий Эксигуус продолжал работать над календарем, особенно в отношении Пасхи.

В средние века были обнаружены некоторые проблемы с использованием юлианского календаря: в каждом столетии было на три-четыре дня больше. В шестнадцатом веке ошибка выросла до 10 дней. Поэтому в 1582 году было решено, что календарь нуждается в реформе. Папа Григорий XIII постановил, что за 4 октября следует сразу 15 октября. Кроме того, он решил, что все високосные дни полных вековых лет, которые не делятся на 400, будут опущены. Таким образом, 1900 год не был високосным, 2000 год был високосным, а 2100 год високосным не будет.

Средняя продолжительность года по григорианскому календарю составляет 365,2425 дня. Разница с настоящим тропическим годом (365,2422) настолько мала, что в очень и очень отдаленном будущем потребуется новая реформация.

Над григорианским календарем работали калабрийский врач Алоизий Лилий, а также папский уполномоченный К. Клавиус, прежде чем он стал использоваться в наши дни.

Новый календарь вводился очень медленно:

  • Англия и колонии (Северная Америка) в 1752 г.;
  • Германия (в целом) в 1776 г.;
  • Швеция 1823 г.; и
  • Россия в 1918 году.
  • В Нидерландах календарь начинался на разных этапах, в разных провинциях.

День дурака

Историческая запись не совсем ясна, но кажется, что день дурака был прямым результатом смены календаря.
Она началась в 1582 году во Франции. До этого года новый год праздновали восемь дней, начиная с 25 марта. Кульминацией празднования было 1 апреля. С реформой календаря при Карле IX был введен григорианский календарь, а день Нового года был перенесен на 1 января. .

Однако связь была такой, какой она была в те дни, когда новости передавались пешком, и многие люди не получали новости в течение нескольких лет. Другие, более упрямая толпа, отказались принять новый календарь и продолжали праздновать новый год 1 апреля. Эти отсталые люди были заклеймены населением как «дураки». Они подвергались некоторым насмешкам, их часто отправляли с «дурацкими поручениями» или становились предметом других розыгрышей.

Это преследование со временем превратилось в традицию розыгрыша в первый день апреля. Традиция в конечном итоге распространилась на Англию и Шотландию в восемнадцатом веке. Позже он был завезен в американские колонии англичанами и французами.

Использование в православной церкви

Некоторые православные церкви следуют григорианскому календарю, даже для расчета Пасхи. К ним относятся Финляндская церковь [1] , Эстонская церковь Вселенского Патриархата и некоторые части Церкви Чешских земель и Словакии.

Источник

  • Для рубрики «День смеха»: День смеха

Ссылка

См. также

  • Пересмотренный юлианский календарь

Финляндская Православная Церковь | Всемирный совет церквей

(Suomen ortodoksinen kirkko)
Православие было принесено в восточную Финляндию купцами и монахами-миссионерами около тысячи лет назад. Первым признанным учреждением был Валаамский монастырь на Ладожском озере, основанный византийским монахом Сергием и его карельским учеником Германом в XII веке. Православная приходская жизнь в Финляндии бурлила уже в средние века. Православные приходы образовали отдельную епархию в Русской Церкви с 189 г.3. Когда Финляндия обрела независимость в 1917 году, православное население по-прежнему проживало в основном в провинции Карелия, хотя в городах западной и южной Финляндии было несколько приходов. В новой Финляндской республике положение и права Православной церкви были определены и урегулированы правительственным указом в 1918 году. Православная церковь получила тот же статус, что и преобладающая лютеранская церковь Финляндии, и, таким образом, она представляет собой вторую национальную церковь Финляндии. страна. В 1923 году Финляндская Православная Церковь уточнила свой канонический статус и стала автономной церковью в составе Вселенского Константинопольского Патриархата. Церковь пользуется высокой степенью независимости. Епископы избираются общим собранием, в которое входят епископы и представители духовенства и мирян. Только избрание нового архиепископа должно быть подтверждено Константинополем.

Вторая мировая война имела тяжелые последствия. Из православных, проживавших в восточной части страны, которая тогда была оккупирована Советским Союзом, 75 процентов были вынуждены переселиться в другие части Финляндии. Церковь потеряла большую часть своего имущества, в том числе исторические места четырех монастырей. К счастью, национальное правительство предоставило специальную финансовую поддержку для строительства более 50 церковных зданий и домов священников по всей стране.

В богослужебной жизни используется повседневный финский язык и современный перевод Библии. Печатается много книг для литургического использования и религиозных нужд. Продолжается перевод богослужебных текстов и адаптация византийских и русских мелодий на финский язык. В области религиозного искусства церковь вносит важный вклад в национальную религиозную культуру. Иконопись выработала особый финский стиль. В стране несколько сотен действующих иконописцев, многие из них лютеране. Богословские исследования и исследования в основном проводятся на православном отделении Университета Йоэнсуу, где готовят православных пастырей, учителей и канторов. Студенты получают пятилетнюю степень магистра богословия перед тем, как стать священником. Студенты проживают в пансионе (семинарии), где участвуют в регулярных богослужениях и получают пастырские консультации во время учебы.

Нововалаамский монастырь превратился в национальный центр паломничества. Сейчас там 12 монахов и послушников. Его духовную и культурную миссию и свидетельство поддерживают мирская академия, центр обновления икон, библиотека и конференц-залы. Рядом находится монастырь Линтула с 15 монахинями. Церковь поддерживает Александрийский Патриархат в православной миссионерской деятельности в Кении и Уганде. В связи с этим был создан ряд школ и детских садов.

Православие сегодня является популярной частью национальной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts