Православие жена и муж: О повиновении в браке / Православие.Ru
Содержание
Роли мужа и жены в православной семье
Может ли гармонично жить семья, в которой один из супругов любит побыть в кругу семьи, а другому интересны новые люди, новая информация?
Такая семья не сможет жить гармонично, потому что одному интересно одно, другому ‒ другое, и будут возникать семейные конфликты. Однажды ко мне пришел мужчина и говорит: «Я прожил с женой 30 лет, но больше я с ней жить не буду, хочу разводиться. Я человек верующий, но я так больше не могу. Я нашел себе женщину ‒ она со мной везде ездит. Я на рыбалку ‒ и она на рыбалку, я за грибами ‒ и она за грибами, я люблю лес и не могу без леса: я за клюквой ‒ и она за клюквой… А жену о чем ни попрошу, она все принимает в штыки, я просто замучился. А та живет моими интересами». Я пригласил его жену на разговор. Она пришла, я спрашиваю: «Тебе что, сложно оторваться от дома и поехать в лес за грибами? Что, это много сил требует?» Она отвечает: «Я не хочу, устала и не хочу». Я говорю: «Потеряешь брак». В результате он развелся с ней. Таких примеров можно привести много.
Но наш вопрос надо немного переформулировать. Не «один из супругов», а жена должна подчиняться интересам мужа. Как это ни неприятно слышать девушкам, но жена должна жить интересами мужа, так устроено, таков духовный закон. Если жена не живет интересами мужа, то возникают трудности, дисгармония в семье и брак распадается.
Бывает, женщина жалуется: «Да мне десять лет не нужна эта дача и эти помидоры». Но муж любит эти помидоры, и ты вынуждена их поливать и ездить с ним на дачу: он там умиротворяется. И если женщина принимает интересы мужа, между ними сохраняются хорошие отношения.
У каждого свое: один мужчина рыбку поймает и радуется целый день, что он ее добыл для семьи. Другой насобирает ягод, грибов… Жена должна учиться жить интересами мужа и поддерживать их всегда. Многие думают: Сейчас понапрягаюсь, а дальше все пойдет автоматом». Автоматом не пойдет. Как только у супругов оказываются разные интересы, возникают конфликты. Почему мужья изменяют женам и уходят в другие семьи? Потому что возникает дисгармония в семейных отношениях.
А если жена в силу обстоятельств не может подчиняться интересам мужа по уважительным причинам? Если он хочет развлекаться, а она не может это делать, и не один день, а какое-то продолжительное время?
Это все равно будет вносить дисгармонию в брак. Такая жена имеет оправдание в семье, потому что у нее уважительная причина, например, она учится или работает. В этом случае муж должен немножечко подключить голову, потому что нужно так все выстраивать, чтобы их свободное время и интересы совпадали, т.е. это процесс обоюдный. Я пока про жену говорил, но процесс обоюдный, муж тоже должен к общности стремиться. Но если он подстраивается под жену, а она чего-то не хочет все равно, то это уже приобретает другую окраску. Бывает, жена меняет работу (или выбирает), совершенно не взвешивая, как это может отразиться на семейных взаимоотношениях. Не думает, сможет ли она жить интересами мужа и все ли будет получаться. Если при выборе работы жена не учитывает семейных интересов, то она сама как бы закладывает мину замедленного действия под свой брак. Она выбрала то, что ей нравится, но создает неудобства для семейной жизни. В результате муж будет жить своей жизнью, а жена ‒ своей, потому что обстоятельства будут ее закручивать так, что, подчиняясь им, она уже не сможет, жить интересами мужа.
А если жена беременная и потому не может ходить развлекаться? Например, в какие-то дни она плохо себя чувствует… Почему она должна подчиняться мужу и быть заинтересована в его делах? В таких ситуациях разве не должен муж идти навстречу? Как найти компромисс? Жена должна всегда отпускать мужа, чтобы не спровоцировать конфликты в семье?
Компромисс здесь должен быть обоюдный. Жена должна отпускать мужа, если видит, что он не дорос до того, чтобы жертвовать своими интересами. Ей придется это делать, потому что иначе в семье будут конфликты, ссоры, скандалы и отношения ухудшатся. Очень важно жене проявлять женскую мудрость, а не бить в лоб: например, когда мужу куда-то хочется пойти, сказать: «Я себя плохо чувствую, и мне было бы очень приятно, что бы ты сегодня со мной погулял. Конечно, если у тебя не получается, то не надо… Но если сможешь, погуляй со мной на свежем воздухе или просто побудь со мной, пожалуйста, мне так нездоровится…»
Некоторые жены, и мужья тоже, думают, что если они что-то не высказали, то вторая сторона настолько догадлива, что обязательно догадается. Это большая ошибка молодых супругов и даже супругов со стажем. Конечно, на определенной стадии брака муж и жена начинают друг друга понимать без слов, иногда даже говорят одновременно одно и то же, не сговариваясь. Т.е. люди начинают жить душа в душу, действительно становятся два в плоть едину. Но даже в этом случае все равно ошибка, если муж или жена ждет, что вторая половина о чем-то обязательно догадается. Бывает, супруг или супруга ходит, мнется: «Я себя плохо чувствую, а он не понимает… Мне невесело, неужели он не догадается? Почему он не догадывается?.. Ну когда же ты догадаешься, в конце концов? Не понимаешь ничего? Ну, и иди куда хочешь тогда…» Так себя накручивать нельзя. Нужно, конечно, в деликатной форме, донести до супруга, что у вас проблема, что вам нужна помощь, что вы хотите, чтобы ваша половинка вошла в ваше положение. Высказав свои просьбы, вы получите совершенно адекватную реакцию. Но не стоит 30 раз повторять: «Я себя плохо чувствую, я себя плохо чувствую…» ‒ это изводит. Если сказала и видишь сопротивление, надо отпустить.
Семейная жизнь ‒ процесс обоюдных компромиссов, но жена должна учиться жить интересами мужа.
А если муж живет интересами жены, и ему казалось, что это и его интересы? Они ему все равно навязаны?
Идеальный вариант ‒ когда муж и жена живут взаимными интересами, мужу интересны интересы жены, а жене ‒ интересы мужа. Но, поскольку семья, ‒ все-таки система патриархальная, она строится на принципе единоначалия и муж является патриархом семьи, главой. Потому, какие бы изменения в семье ни происходили, жена вынуждена подчиняться. Муж едет в командировку ‒ она вынуждена с этим смиряться, его отправляют на новое место службы ‒ она с ним вынуждена ехать на место службы, ему приходится недосыпать, вставать рано на учения ‒ и ей приходится вставать рано, он приходит чуть живой от усталости и бухается в сапогах на кровать ‒ ей приходится стаскивать с него сапоги. Вот что значит жить интересами мужа. Когда хочется отдохнуть, а он говорит: «Давай пойдем туда. Я понимаю, что тебе хочется сходить в театр, но давай мы сегодня обойдемся без всяких сборищ, я просто хочу побыть с тобой или сходить с тобой на природу». В этом случае приходится что-то в себе переламывать, но идти мужу навстречу. Т.е. жена начинает жить жизнью мужа. Безусловно, в нормальной семье и муж живет интересами жены, каждый старается, чтобы другому было хорошо. Это нормальное явление, но все равно мужской приоритет в христианской семье должен сохраняться.
Как себя вести, чтобы муж чувствовал себя главой семьи?
Муж должен не чувствовать себя главой, он должен стать главой семьи. От женщины для этого требуется очень много. Сейчас, к сожалению, сложность в том, что очень много неполных семей. Одна моя знакомая рассказывала, что пригласила в гости молодых людей, студентов, пришло 7 пар, все парни с девушками. В процессе разговоров выяснилось, что все ребята ‒ из неполных семей. Но есть и другие примеры. Многие из тех, кто приезжают к нам учиться в вузах из Сибири и других регионов, из многодетных благополучных семей.
Однако неполных семей все равно много. И конечно, мальчику, который вырос в семье без отца, чрезвычайно сложно стать главой семьи. Если жена ему не поможет, подножку подставит, то он никогда не вырастет главой семьи и так и будет, что называется, за женой. Каждый супруг должен на себя брать ответственность, выполнять свои функции. С мужем из неполной семьи жене, возможно, придется выполнять и свои функции, и мужские, это нарушит ее нормальное семейное состояние.
Существуют ли правила поведения между супругами и другими людьми, когда семья появляется в обществе других людей?
Муж должен быть рядом с женой, жена ‒ рядом с мужем. С другими людьми муж не должен забывать, что с ним жена, а жена ‒ что у нее есть муж. Они не должны друг другу подавать никакие поводы для соблазна, ревности. Не должно быть момента унижения. Жена должна проявлять уважение к своему мужу, а муж не должен унижать свою жену; он должен уважительно к ней относиться, чтобы она себя не чувствовала изгоем. Целостность семьи должна сохраняться, когда супруги оказываются в обществе. Особенно ‒ если это общество малознакомых людей.
Прот. Сергий Филимонов
Источник: «Дом милосердия»
Муж, жена и дети: богословие и целостность семьи
Семейная тема была и продолжает оставаться одной из наиболее острых и обсуждаемых в современном мире. Проблематика этой темы невероятно обширна, но можно с уверенностью отметить, что соотношение семьи и христианских ценностей по-прежнему является ее заметной составляющей. Можно даже сказать, что христианская вера в наши дни сталкивается с беспрецедентным вызовом по отношению к своим традиционным семейным представлениям со стороны разных слоев светского общества и даже ряда деноминаций, позиционирующих себя частью христианского мира. В свою очередь, реакция на этот вызов призвана, как мне кажется, стать началом нового погружения в семейную тему со стороны православных христиан России и лечь в основу той области богословия, которую я бы обозначил как «богословие семьи».
В первую очередь хотелось бы поговорить о целостности семьи и того, что под этим понимается. Нередко можно столкнуться с определенным и устоявшимся представлением о распределении семейных ролей между мужем, женой и, иногда, их родителями. Причем распределение это достаточно похожим образом происходит как в пространстве воцерковленной семьи, так и в неверующей. К чему же оно сводится? Очень условно его можно обозначить в качестве «патриархата» или доминирующей роли мужа. Чаще всего подобные отношения складываются в семьях, где муж является основным кормильцем семьи, а жена временно или постоянно занимается хозяйством и детьми. Мужская позиция в таком случае сводится к тому, что задача мужчины – зарабатывать, а женщины – заниматься хозяйственно-бытовыми вопросами и воспитанием ребенка.
Проблема же заключается в том, что в подобных отношениях женщина фактически работает круглосуточно и без выходных, а мужчина лишь определенное количество часов в сутки и те редкие дни, когда он все-таки вынужден, например, погулять с детьми или сделать что-нибудь по дому. Еще более сложной для женщины является ситуация, когда один или более детей находятся в младенческом возрасте. Мне не раз приходилось сталкиваться с таким убежденным мужским мнением, что после работы можно несколько часов, а то и весь вечер, отдохнуть, полежать, посмотреть телевизор и т.п. В семьях побогаче некоторые мужья практикуют, своего рода, «откуп»: нанимают няню, дарят дорогие подарки или дают время и средства на салон красоты. Подобный «откуп» по сути слабо влияет на атмосферу в семье, потому как определенный эмоциональный разрыв и отсутствие соработничества в семье получает своего рода легитимность и утверждается в качестве нормы.
Некоторые мужчины устраняются даже от самых важных хозяйственных и детских тем: «Что ты лезешь ко мне со своими бабскими вопросами? Какого хочешь цвета, такого и покупай обои!». Нередко мужчинам неинтересно в какие секции или школы будет ходить ребенок, как обстоят у него дела в учебных и развивающих заведениях, какие лекарства можно принимать детям, когда они болеют. Эти и многие вопросы отдаются на откуп супруге, на которую ложится еще большая эмоциональная нагрузка и ответственность за состояние семьи.
В случае, если жена на каком-то этапе устает от подобных семейных отношений и пытается их изменить, то, в зависимости от религиозности или ее отсутствия в семье, она может услышать такие, достаточно манипулятивные аргументы: «Я зарабатываю на хлеб», «я содержу тебя и детей», «Задача мужчины – зарабатывать, а не заниматься детьми», «ты что, не слышала слова Господа о том, что муж в поте лица должен зарабатывать, а жена спасается чадородием?», «муж – глава семьи, не нужно со мной спорить или требовать от меня участия в женских делах» и т.п.
Приведенные выше аргументы не выдерживают никакой критики – ведь предлагаемое в таком случае распределение семейных ролей является весьма неравномерным. Да, пока дети маленькие, именно мама чаще всего вынуждена уйти с обычной работы и заниматься домохозяйством. Но это не делает женщину нахлебницей и содержанкой. Скорее, наоборот, мама ребенка принимает на длительный срок на себя роль работника без отдыха и выходных. Ведь хозяйство и дети – это работа, и работа, требующая огромной ответственности, а также эмоциональных, физических и духовных сил. Одному человеку круглосуточно нести на себе эту ношу невероятно сложно. Кажется, чего сложного погулять с ребенком? Но с момента, когда он начинает ходить, необходимо постоянно сохранять внимание: там удержать, там подхватить, туда не пускать, в другом месте подстраховать и т.д. А еще нужно одеть, раздеть, умыть… И все это очень часто сопровождается детскими капризами, плохим настроением, традиционной детской нелюбовью к манипуляциям с одеждой. Если ребенок пока еще не ходит, то значительное количество времени он проводит на руках, что естественным образом поглощает физические силы. В некоторых семьях практикуется приучение ребенка к тому, что на руки его не возьмут, но с точки зрения многих детских психологов – это может нанести вред, т. к. для ребенка жизненно необходимо чувствовать руки родителей, их любовь и чувство защищенности.
Можно представить себе ночное время, когда, казалось бы, очень важно выспаться и набраться сил. Однако маленький ребенок, особенно при грудном вскармливании, часто требует кушать, что вынуждает женщину постоянно находиться в состоянии недосыпа. Когда болит животик или режутся зубы, ночью приходится вставать и подкачивать ребенка. Если мужчина устраняется от этого под предлогом того, что утром на работу, то что делать в таком случае матери, которой утром нужно будет кормить, одевать, выходить гулять, носить на руках, опять кормить и т.д.
Jean Massard «La mére bienaimée (The Well-Loved Mother)»( 1775)
Источник: National Gallery of Art
А теперь представьте себе, какого женщине слышать в ответ на просьбу о помощи, что ее и так здесь содержат. Мне кажется, многие мамы с удовольствием пошли бы на работу и переложили бы детей на отцов или кого-нибудь еще, но естественное материнское чувство говорит о необходимости находиться рядом с этими маленькими, но требующими очень многих сил существами. Хотя все чаще встречаются ситуации, когда детишек, иногда без явной финансовой необходимости, как можно раньше стараются отдать в детские сады или на присмотр няням, а мамы возвращаются на свою работу. По моим наблюдениям, порой это происходит именно по той причине, что женщина просто-напросто устает от хозяйства и детей или хочет почувствовать свою финансовую самостоятельность в том случае, когда мужья не понимают, что зарабатываемые ими средства – не меньший труд и заслуга их жен, занимающихся домашним хозяйством.
Все вышеизложенное написано не для того, чтобы покритиковать безличную массу мужчин, придерживающихся подобных взглядов, а затем, чтобы задуматься о такой нечасто обсуждаемой в христианской среде теме, как духовно-эмоциональное состояние женщины и матери. Ребенок – очень радостное событие в семье, но одновременно невероятно поглощающее время, силы и эмоции существо. Именно на женщину круглосуточно ложится основная часть этой нагрузки, что всесторонне сказывается на ее состоянии. Очень часто можно услышать от мам детей дошкольного возраста о срывах и психозах. Они плачут, винят себя, считают себя плохими матерями и все равно не могу ничего с собой сделать. Нужно понять, что это происходит с ними не потому, что они действительно какие-то не такие или плохие матери, а потому, что эмоциональный и физический ресурс человека истощается и выливается в подобные срывы.
Исправить это можно, в первую очередь, помощью и соработничеством мужа. Даже няни и бабушки – это немного не то, потому как именно между супругами формируется эмоционально-духовная связь, призванная с годами только укрепляться. Если на месте мужа постоянно будет находиться кто-то другой, то потом не стоит удивляться тому, что между супругами незаметно произойдет отдаление друг от друга, потеря доверия и близости. Женщина будет чувствовать себя незащищенной именно потому, что рядом с ней в трудностях будет не ее любимый муж, а кто-то из родственников или в принципе неблизкий человек. Совместное же преодоление жизненных испытаний, а рождение ребенка – несомненно испытание, является естественным христианским призывом к супругам, которое ложится кирпичиком в фундамент человеческих отношений, формирующихся после заключения брака.
Иногда я слышал от мужчин достаточно самоуверенную позицию: «А что такого сидеть с ребенком? Вот я как-то оставался с ним на пару дней. Ничего страшного». Не рассуждая об искренности подобных высказываний, можно заметить, что пара дней или даже неделя действительно является вполне терпимым сроком. Часто дети совершенно по-другому себя ведут, когда оказываются на какой-то срок не с мамой, а, например, с папой или бабушкой. Но эмоциональная усталость накапливается на более длинных дистанциях
С моей точки зрения, как отца двух маленьких детей, самое сложное время – это не целый день на работе, а когда сутки наполнены, так сказать, полным погружением в семью. Понимаю я это не в самом процессе дня, а уже перед сном. Каким бы сложным ни был рабочий день, когда дети уложены спать, у меня почти всегда есть силы на оставшиеся дела: подготовка к занятиям в семинарии, написание статьи, диссертации или просто обсуждение последних новостей за чашкой чая. Если же день был «семейным», то по его окончании практически всегда я способен делать только одно – спать. Из этого на заре своего отцовства мне пришло понимание одной простой истины – маме ребенка и моей жене невероятно трудно, так как у нее нет возможности отвлечься на что-то другое, на иную деятельность или работу. Для любой мамы большим и почти недостижимым отдохновением являются, казалось бы, самые обыкновенные вещи: сходить спокойно в душ, попить чай, посидеть немного в социальных сетях, спокойно поесть, поспать, не вставая каждый час. И вот именно в этом и требуется семейное соработничество.
Мужчина, возвращающийся с работы, должен думать не о своем праве на отдых и свободное время, а о том, что его любимая жена этого времени практически не имеет в принципе. И, если он пойдет теперь заниматься своими делами, то у нее такой возможности ближайшие годы не будет. Если он действительно дорожит своей женой и любит ее, то для него естественным должно быть желание помочь своей любимой, переживание за то, как она справляется и чувствует себя.
Еще более парадоксальной бывает мужская претензия к женщине за то, что она что-то не успевает по дому или, например, не так красиво выглядит. Не стоит недооценивать эти проблемы, ведь именно с них порой начинается семейный разрыв. Для женщины, которая и так еле-еле справляется с домашними делами, да еще и не очень получающей помощь от своего супруга, претензия к ее трудам является серьезной провокацией. Нужно учитывать также специфику каждого отдельного человека: одна женщина может и с тремя детьми успеть наготовить, убрать и намыть, другой же из чисто эмоционально-психических предпосылок может быть трудно все это всего с одним ребенком – и это будет не ее вина.
То же самое и с внешним видом женщины. Очень легко требовать ухоженности и красоты, но если мама еле успевает справляться с домашними делами и ребенком, а муж практически не принимает в этом участия, то о какой красоте может быть речь? А последствия этих претензий очень серьезные: у женщины постепенно формируется комплекс, мужчина же может постепенно потерять к супруге интерес, что потенциально может привести к другим искушениям и разбить семью.
Наконец, важнейшей темой являются отношения между отцом и ребенком. Как бы ни было тяжело приходящему с работы мужчине, но его внимание и любовь к детям – духовная потребность обеих сторон. Дети инстинктивно движутся к папам, т.к. их участие в детской жизни заметно реже, а для ребенка, повторюсь, это естественная потребность. Но и для самого отца, даже если он этого пока не понимает, ребенок является частью духовного развития, без которой семейная и личностная жизнь станут неполноценными.
Mary Cassatt «The Bare-Footed Child» (1898)
Источник: Detroit Institute of Arts
Изнутри же православного социума нельзя пройти мимо, как мне кажется, искаженного представления о «патриархате» и в целом роли мужчины в семье, с которыми иногда приходится сталкиваться. Некоторые православные семьи начинают копировать представления о семье, которые преподносятся в качестве унифицированного и единственно верного образца. Причем представления эти достаточно архаичны и основаны на условном «Домострое». Здесь нужно понимать, что проблема не в том или ином семейном типаже, который не может быть изначально плохим или хорошим. То же самое противопоставление между архаичной семьей и современными реалиями практически невозможно со сравнительно-оценочной точки зрения. Христианская весть универсальна по своей сути, но внешние обстоятельства и условия жизни претерпевают изменения, что, естественным образом, сказывается и на христианской жизни. Благая весть призвана удивительным образом воплотиться и в современной семье через соработничество, взаимопомощь, победу над эгоизмом в пользу семьи. В ней есть и своя аскеза (смирение, прощение, преодоление обид и др.) и своя педагогика (духовное воспитание детей). Все это составляет для меня целую область богословия семьи, которой сейчас как никогда важно уделять пристальное внимание. Причем интерес к ней полностью соответствует взглядам на богословие как нераздельное сочетание теории и практики, мысли и воплощения.
Что же является на мой взгляд ошибочным? Когда средневековый тип отношений и семейных ролей пытаются искусственным образом перенести на современные условия. Как уже было сказано, сами по себе эти отношения и роли не являются плохими, но насколько внешние обстоятельства жизни им сейчас соответствуют? Для меня ответ не кажется очевидным. Взять ту же роль мужчины и мужа. Некоторые православные сводят ее к работе и условному главенству, как праву требовать исполнения своего мнения без права жены возражать или отказать. Ссылки на Священно Писание в таком случае обычно традиционны и касаются повиновения жены и главенства мужа над женою, о которых говорится в послании апостола Павла к ефесянам (Еф. 5:22-33). Нередко мужчины в православных семьях повторяют тип поведения, изложенный выше, и, если сталкиваются с сопротивлением, используют слова Писания в качестве оправдания своего образа жизни.
Однако, на мой взгляд, богословие семьи несколько глубже вырванных из исторического и текстуального контекста слов. Взять то же самое главенство и повиновение. В Писании говорится, что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». То есть, роль мужа состоит не в простом главенстве, а в уподоблении Христу и Спасителю. Мне не раз приходилось задавать вопрос некоторым мужчинам, насколько часто они видели от Христа требование повиноваться Ему по отношению к апостолам на страницах Священного Писания? Или Христос, наоборот, хотел не слепого повиновения, а осознания спасительности предлагаемого им пути со стороны учеников. Потому Христос раз за разом растолковывал, повторял, объяснял апостолом суть сказанным им слов. Но даже столкнувшись с непониманием, будучи оставленным и брошенным, Он не прибегнул к насилию над волей, но взял Крест и пошел на смерть ради своих учеников. Насколько часто мужья, требуя повиновения со стороны жен, могут с уверенностью сказать о спасительности предлагаемого ими пути? Если такой уверенности нет, то не лучше обсудить и прийти к общему решению? Кто из мужей, говоря о своем главенстве, поступает как Христос и не щеголяет своим главенством, но жертвует собой ради супруги, столкнувшись с непониманием?
Якопо Пальма Младший «Омовение ног» (1592)
Источник: «Артхив»
Богословие семьи, как и любое другое богословие, должно уходить из области сухого цитирования и, тем более, манипуляции цитатами и находить формы практического воплощения, которые будут соответствовать общим социальным реалиям и конкретным жизненным условиям каждой отдельной семьи. Христианство называет семью малой Церковью, но Церковь предполагает единство и целостность организма. Если какая-та часть этого организма будет начинать страдать, будь то жена, находящаяся без поддержки, ребенок, недополучающий любви и внимания родителей, или муж, оказавшийся на периферии жизни супруги, страдать и болеть будет весь организм. Христианская же вера и Церковь призваны быть лечебницей человеческих душ и, в том числе, семьи как конкретного своего воплощения. Потому, проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи – это проблемы, от которых мы, христиане, не можем устраниться, так как они являются и в нашей жизни. Поиск же ответов и решений должен выходить за границы архаичных жизненных условий, которые далеко не всегда соответствуют реальным ситуациям и обстоятельствам современности.
Православная вера — Том IV — Духовность — Сексуальность, брак и семья — Брак
Том IV — Духовность
Сексуальность, брак и семья
Брак является частью жизни человека на этой земле, созданной Богом.
Свадьба в Кане
Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью (Быт. 2.24, ср. Мф. 19.5–6).
Бог создал мужчину и женщину, чтобы мужчина и женщина жили вместе в браке как одна плоть. Этот союз должен быть разорван без всякой земной причины.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Они сказали Иисусу: «Почему же Моисей повелел одной дать свидетельство о разводе и оставить ее?»
Он сказал им: по жестокосердию вашему Моисей позволил вам разводиться с женами вашими, но с самого начала не было так. А Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».
Ученики сказали ему: «Если так обстоит дело с мужчиной со своей женой, то не следует жениться».
Но он сказал им: «Не все люди могут принять это наставление, но только те, кому оно дано. Ибо есть скопцы, которые были таковыми от рождения, и есть скопцы, которых люди сделали скопцами, и есть скопцы, которые сделали себя скопцами ради Царствия Небесного. Кто может это принять, тот да получит» (Мф 19:6–12).
Человеческий брак существует по воле Божией на земле как сотворенное выражение любви Божией к человеку и как участие человека в творческой любви Божией. Союз мужчины и женщины в брачной общине используется в Библии как образ верной любви Бога к Израилю и жертвенной любви Христа к Церкви (ср. Ис 54, Иер 3, Иез 16, Ос).
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ибо муж есть глава жены, как Христос есть глава церкви, Своего тела и Сам есть ее Спаситель. Как церковь повинуется Христу, так и жены пусть во всем подчиняются своим мужьям. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, чтобы представить Себе Церковь в великолепии, без пятна и порока. или что-либо подобное, чтобы она была свята и непорочна. Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела. Кто любит свою жену, тот любит себя. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и лелеет ее, как Христос церковь, потому что мы члены тела Его. По этой причине оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одно. Это великая тайна, и я понимаю, что это означает Христа и церковь; однако каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, и пусть жена видит, что она уважает своего мужа (Еф. 5.22–33).
В этих словах св. Павла, читаемых на таинстве венчания в Церкви, заключена вся программа духовной жизни в брачной общине. Муж должен любить свою жену до самой смерти, как Христос любит Церковь. И жена должна быть полностью отдана мужу во всем, как Церковь отдана Христу. Союз в любви должен быть совершенным, тотальным, совершенным, прочным и длиться вечно. В этом союзе половой акт любви является мистической печатью полного союза в любви; акт, посредством которого оба разума, сердца, души и тела соединяются в Господе.
По духовному учению Православной Церкви брак, а значит и половой акт любви совершается совершенным только во Христе и Церкви. Это не значит, что у всех тех, кто «венчается в церкви», идеальный брак. Таинство не является механическим или магическим. Его реальность и дары могут быть отвергнуты и осквернены, приняты к осуждению и суду, как Святое Причастие и все таинства веры. Однако это означает, что когда пара венчается в Церкви Христовой, возможность совершенства их брака наиболее полно дается Богом.
Когда мужчина и женщина искренне любят друг друга, они, естественно, желают, чтобы их любовь была совершенной. Они хотят, чтобы их отношения были наполнены всей добродетелью и каждым плодом Духа. Они хотят, чтобы она выражалась и исполнялась еще более совершенно. Они хотят, чтобы это длилось вечно. Те, кто не желает такого совершенства для своей любви, на самом деле не любят.
Когда мужчина и женщина имеют такую любовь, они могут найти ее осуществление только во Христе. Он делает это возможным; никто и ничто другое не может этого сделать. Итак, для тех, кто любит истинно, спасителем и исполнителем их любви является Христос. Он дает всякую добродетель и всякий плод Духа. Он позволяет им стать еще более совершенными. Он позволяет им жить и любить вечно в Царстве Божьем. Брак во Христе не заканчивается грехом; оно не разделяется смертью. Оно исполняется и совершенствуется в Царстве Небесном. Именно по этой причине, и только по этой причине, те, кто ищет истинной любви и совершенства в браке, приходят в Церковь, чтобы обвенчаться во Христе.
Истинно христианский и духовный брак – это тот, в котором пребывает настоящая любовь. В брачной общине истинная любовь выражается в полном единстве пары во всем, что они есть, что имеют и что делают. Это любовь каждого, живущего полностью на благо другого, любовь эротического союза в полном единстве разума, сердца и плоти; любовь совершенной дружбы (см. «Бог есть Любовь» выше).
В таком сообществе любви половой акт является выражением всего этого. Он был создан для этой цели Богом. Это сокровенный акт, который обретает полную радость, когда его совершенствуют те, кто полностью предан и предан друг другу во всем, во всех отношениях, навсегда. Именно по этой священной и божественной причине половой акт не может совершаться случайно или беспорядочно ради собственного духовного или телесного удовольствия. Это акт любовного самопожертвования в вечной верности. Только когда это совершается таким образом, оно приносит божественное удовлетворение и бесконечный восторг влюбленным, которые его разыгрывают.
Сексуальная неудовлетворенность в браке практически никогда не бывает просто телесной или биологической проблемой. Это почти без исключения результат какого-то дефекта ума, сердца и души. По сути, это недостаток самой любви. Ибо когда каждый думает только о благе другого, желая полного духовного и телесного союза в совершенной дружбе, половой акт всегда приносит наибольшее удовлетворение. Когда это отсутствует, а центральным является что-то другое, удовлетворение какой-то недостойной страсти тела или ума, тогда все потеряно, и извращение любви приносит в союз печаль и смерть.
Обычно половой акт в браке приводит к рождению детей. Церемония бракосочетания в Церкви молится о «целомудрии, о непорочном ложе, о рождении детей и о всяком земном благе, которое они, в свою очередь, могут дать нуждающимся». Однако половой акт любви не ограничивается только рождением детей. Он существует и для союза в любви, и для взаимного назидания и радости тех, кто состоит в браке. Если бы это было не так, то апостол Павел не давал бы следующего совета:
. . . у каждого мужчины должна быть своя жена, а у каждой жены — свой муж. Муж должен предоставить жене ее супружеские права, а также и жене мужу. Ибо не жена владычествует над своим телом, но муж; также и муж не владычествует над своим телом, но жена. Не отказывайтесь друг от друга, разве только по соглашению на время, чтобы вы могли посвятить себя молитве; но потом опять сходитесь, чтобы сатана не искушал вас каждого воздержанием (1 Кор. 7.2–5).
Апостол не говорит, что супружеская пара должна разлучаться и соединяться только с намерением родить ребенка. Он скорее говорит, что они должны оставаться вместе, отделяясь «по соглашению на время», и это с целью посвятить себя «молитве». Слова «по соглашению» занимают центральное место в этом совете, ибо каждый должен жить тотально, как принадлежащий другому.
Сексуальность в чистом браке чиста. Ибо, как говорит апостол в другом контексте:
Для чистых все чисто, но для испорченных и неверных нет ничего чистого; их разум и совесть испорчены. Они заявляют, что знают Бога, но своими делами отрекаются от Него; они гнусны, непокорны, неспособны ни на какое доброе дело (Тит. 1.15–16).
Есть те, чьи браки нечисты, потому что они испорчены и неверны, не годны ни к какому доброму делу. Хотя они женаты и сексуальность, как говорится, «законна», тем не менее она безбожна и нечиста. Тот факт, что пара состоит в «законном» или даже «таинственном» браке, не делает их супружескую жизнь чистой и свободной от греховной страсти, извращения и похоти. Только те, кто действительно живет духовной жизнью в подлинной любви и преданности, имеют святую и чистую сексуальную жизнь, взаимно удовлетворяющую и наполняющую и угодную Богу. Это гарантировано, когда духовная жизнь во Христе и в Церкви. Но, как сказал святой Иоанн Златоуст, даже языческие браки святы и чисты, когда присутствует истинная любовь и супруги вечно отданы друг другу в бесконечной верности и взаимной преданности. Ибо где такая любовь, там и присутствие Бога.
Предыдущий
Сексуальность
Том IV — Духовность:
Сексуальность, брак и семья
Следующий
Семья
Том IV — Духовность:
Сексуальность, брак и семья
Православный брак | Веб-сайт Русской православной церкви
Источник: www.roca.org
Православие – это образ жизни, а не просто то, что мы делаем воскресным утром и быстро забываем, выходя из церкви. Образ жизни – это совокупность привычек и взглядов, идей и действий: стиль жизни, образ жизни. Для нас, православных, христианство – хлеб насущный. Как рыба в воде, мы должны плыть в нашей Вере. Как последователи Христа, мы полностью руководствуемся Христом и Его Церковью, а не стандартами сегодняшнего мира. Наиболее ясно это кажется, когда мы посещаем монастырь, где обстановка, атмосфера, средоточие жизни – все четко и нарочито православное.
Большинство из нас, православных христиан, не живут в монастырях; мы женаты; у нас есть дома, дети, работа. Среди многих состоящих в браке православных бытует ошибочное мнение, что их следование за Христом не требует такого посвящения, которое требуется от православного монашества. Но, конечно, все христиане, монашествующие или нет, одинаково призваны Христом к покаянию и вечному спасению. Нет «классов» православных – все равны и все должны быть последователями Христа, независимо от их положения в Церкви.
Однако нам, немонашествующим христианам, очень трудно вести православный образ жизни изо дня в день и из года в год, потому что мы постоянно подвергаемся воздействию и живем в обществе, которое не только не является христианским, но даже раз и все чаще враждебно относились к православным христианским верованиям. Но это не должно нас обескураживать, ибо Сам Христос понял эту ситуацию, когда сказал: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16).
Огромным оплотом силы православных мирян в наших условиях является брак и семейная жизнь, состояние, благословленное Богом для спасения каждого отдельного члена семьи. Чтобы полностью понять это, мы должны взглянуть на доктринальные основы брака, содержащиеся в Писании и Священном Предании, которые являются постоянной совестью Церкви.
Взгляды на брак в Ветхом и Новом Заветах
Когда мы смотрим на практику брака, семейной жизни и размножения человеческого рода, как это описано в Ветхом Завете, мы немедленно осознаем тот факт, что великие акцент делался на продолжении еврейской расы. У нас есть бесконечные генеалогические древа, данные нам в Ветхом Завете. Но брак был не единственным способом продолжения рода в то время. Дети также рождались благодаря обычаю сожительства и практике женитьбы мужчины на вдове своего брата, даже если у него уже была жена. Мы читаем, например, что у Соломона «было семьсот жен, принцесс и триста наложниц», а в Ветхом Завете говорится, что царь Давид «взял еще наложниц и жен из Иерусалима после того, как пришел из Хеврона; и родились у него еще сыновья и дочери». У многих великих персонажей Ветхого Завета было несколько жен и наложниц. Этот акцент на увековечивании расы кажется нам чрезмерным, а методы для этого кажутся почти причудливыми. Однако первопричиной всех этих спариваний было не удовлетворение похоти, а стремление к потомству. Во времена Ветхого Завета Бог никоим образом не одобрял сексуальную распущенность, как и в наше время. Но во времена Ветхого Завета Бог начал открывать человеку, каковы были Его ожидания. Постепенно мы видим, что Бог осудил полигамные браки, наложниц и обычай жениться на вдове брата. Он начал смещать акцент брака с продолжения рода на более высокий, духовный уровень. Наконец, Бог ясно показал Свои намерения в том, как Он поступал с людьми, вовлеченными в недозволенный секс. Нам, считающим себя такими «культурными», «образованными» и «искушенными», действия Бога могут показаться очень суровыми. Но Он пытался показать, что высшим источником жизни является Он, а не физический союз мужчины и женщины. А где Бог, там может быть только святость и тайна. То, что порождает и увековечивает жизнь, не может быть ничем иным, как загадкой. А святость и тайну надо оберегать, оберегать и оберегать от богохульства, нечистоты и непочтительности. То, как Бог относился к половым проступкам и извращениям в Ветхом Завете, очень ясно показывает, что брак — это чрезвычайно чудесная и святая тайна, настолько святая и таинственная, что любой вид половых проступков является мерзостью в глазах Бога и должен быть избегать любой ценой. Но сексуальные аспекты брака будут рассмотрены позже.
С пришествием Христа главной целью брака больше не было воспроизводство людей и увековечение семейной линии, хотя деторождение по-прежнему считалось важной частью брака. Но Христос пришел в мир и принес с Собой доказательство и гарантию воскресения мертвых, тем самым дав христианскому браку новую первостепенную цель – достижение вечной жизни мужем, женой и всеми детьми.
Брачная служба в Православной Церкви начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.» Это восклицание подчеркивает серьезность брака, а также цель брака. По церковным канонам те православные христиане, которые вступают в брак вне Церкви, лишаются таинств Церкви. Некоторые люди находят это шокирующим; они считают, что Церковь слишком сурова. Но вопрос в том, что придает законность браку? С духовной точки зрения, что придает смысл браку? В отличие от свадебных церемоний в большинстве неправославных церквей, брак в Православной церкви не является договором — юридическим соглашением с обменом клятвами или обещаниями — между двумя людьми. Брак — это создание двумя людьми миниатюрной церкви, семейной церкви, в которой люди могут поклоняться истинному Богу и бороться за спасение своих душ. Это также семейная церковь, которая находится в послушании Церкви Христовой. Как говорит св. Василий Великий, жениться естественно, но должно быть более чем естественно; это должно быть ярмо, которое несут два человека под Церковью.
Таким образом, мы видим, что в новозаветные времена фокус брака сместился с основной цели рождения детей на главную цель предоставить людям возможность спасти свою душу. Сама свадебная церемония наполнена богатой символикой, которая делает весь этот аспект брака очень понятным.
Обязанности мужа
Муж – глава жены…
Мы знаем, что каждая организация, каждое учреждение – будь то церковь, приход, монастырь или, в мире, банк , корпорация, школа – обязательно должен быть руководитель, лидер. То же самое относится и к удачному браку, ибо семья тоже является единицей, духовной и физической организацией. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию, лидером в браке является муж. Опять же, слова святого Павла: Муж есть глава жены… Он есть вождь. Он представляет принцип авторитета в семье. Подобно тому, как священник является духовным руководителем прихода, ответственным перед Богом за прихожан и, таким образом, духовным авторитетом в приходе, так и муж является священником в своей семье, ответственным за установление тональности семейной жизни.
Это не значит, что он выше своей жены. В глазах Христа все равны; нет ни мужчины, ни женщины. По сути, брак — это партнерство равных. Не заблуждайтесь: в Православии нет места никакому шовинизму. Кроме того, статус главы не дает мужу какой-либо диктаторской, тиранической, деспотической или абсолютной власти над женой и детьми. Но, как и в случае с любой важной должностью, на эту должность накладываются определенные обязанности, и они очень тяжелые, очень трудные, но также и очень сложные и потенциально творческие. Писание говорит нам, что муж должен любить свою жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:25). Большинство мужей-христиан имеют слабое представление о том, что такое любовь. В мире «любовь» обычно относится к физической любви или сентиментальной, романтической любви. Это не имеет ничего общего с христианской концепцией любви. Вспомните слова Христа, обращенные к Его последователям: «Нет большей любви, как если он положит душу свою за друга своего». Таким образом, с христианской точки зрения любовь означает жертву и самоотречение. Муж должен проявлять к своей жене столько же заботы, заботы, заботы, внимания, уважения и предосторожности, сколько Христос проявляет к Церкви. Внимательность мужа могла распространиться даже на саму смерть. Ибо как Христос был предан смерти за Свою любовь к Церкви, так и православный муж-христианин должен отдать все, даже жизнь, если нужно, за жену. Опять же, святой Павел говорит: муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви… Мы знаем, каким главой был Христос: Он умывал ноги Своим ученикам. По словам нашего Спасителя, быть главой, быть первым, значит служить – быть первым в том, чтобы давать любовь, давать понимание, давать терпение, обеспечивать свою семью защитой. Именно таким руководителем или главой призван быть муж. А когда он такой руководитель, то он настоящий мужчина, истинный человек, верный своей божественной природе.
Мудрая жена будет поощрять своего мужа быть таким мужчиной; она не будет пытаться сама занять позицию авторитета. Психологи говорят нам, что гнев, который женщина испытывает к мужчине, который позволил ей взять на себя руководство семьей, является самым глубоким гневом из всех возможных. И теперь мы обнаруживаем, что многие случаи правонарушений и даже психических заболеваний происходят из семей, где отец перестал быть лидером, источником сострадания, любви и защиты.
Обязанность мужа дарить любовь своей жене и семье не позволяет ему запугивать свою жену. Он не должен обращаться со своей женой как с наемной служанкой, как поступают многие мужчины. Вот что говорит об этом святитель Иоанн Златоуст:
«Слугу ведь, пожалуй, можно связать страхом; нет, даже не для него, потому что он скоро покинет вас. Но спутницу жизни, мать своих детей, основу всякой радости, не следует связывать страхом и угрозами, но любовью и добрым нравом. Ибо что это за союз, когда жена трепещет перед своим мужем? И какое удовольствие будет иметь муж, если он будет жить со своей женой, как с рабом? Да, хотя ты и терпишь все из-за нее, не ругай ее; ибо и Христос не сделал этого с Церковью».
Мужчины, мужья, настоящая любовь к нам начинается, когда мы отдаем себя другим. Мы впервые начинаем по-настоящему любить — в христианском смысле — когда впервые отдаем. Однажды муж пожаловался святителю Иоанну Златоусту, что жена его не любит. Святой ответил; «Иди домой и люби ее». — Но ты не понимаешь, — сказал муж. «Как я могу любить ее, если она не любит меня?» — Иди домой и люби ее, — повторил святой. И он был прав. Там, где нет любви, надо положить немного любви, и мы ее найдем.
Часто мужья жалуются священнику, что жена их не любит. Затем священник обнаруживает, что муж вовсе не собирается из кожи вон лезть, чтобы дарить любовь; он просто сидит и ждет, чтобы его полюбили, как какой-то идол, ожидающий, чтобы ему служили и поклонялись. Такому мужу нужно открыть, что единственный способ получить прочную любовь в браке — это отдать ее, ибо в жизни мы обычно получаем то, что отдаем: отдавая ненависть, мы получаем ненависть; но если мы отдаем любовь, мы получаем ее взамен.
Отцы Церкви говорят нам, что мужья-христиане должны любить своих жен больше, чем свою мирскую работу, ибо нет большего успеха, чем счастливый дом, и никакой другой успех, которого мы, мужчины, достигаем в жизни, не будет иметь смысла, если мы потерпим неудачу в дом. Наши семьи достойны лучшего. Сегодня слишком много нас, мужчин, которые лучше всех чувствуют себя в мире, а хуже всего дома. По этой причине отцы церкви советуют нам как можно больше ценить общество наших жен и больше желать быть с ними дома, чем на базаре. Мужья и будущие мужья, примем к сердцу слова француза двадцатого века Андре Моруа: «Я связываю себя на всю жизнь; я выбрал; отныне моей целью будет не искать того, кто угодит мне, а угодить тому, кого я выбрал…»
Обязанности жены
Святой Павел говорит: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Как Церковь повинуется Христу, так и жены пусть подчиняются своим мужьям во всем . (Еф. 5:22, 24)
Современное общество, особенно здесь, в Америке, и особенно в средствах массовой информации – кино, телевидении, журналах, книгах – презирает дух послушания. Вместо этого нас на каждом шагу призывают «делать свое дело», заботиться о «номер один», удовлетворять все наши прихоти и желания. Но православный брак, как мы сказали, не является частью светского или мирского общества. Его цели и цели общества не просто расходятся; они диаметрально противоположны. Цель христианского брака — вечная жизнь на небесах с Иисусом Христом; цель мирского общества — удовольствие, наслаждение здесь и сейчас, и особенно потакание своим слабостям и своеволие.
Но через Писание и Предание было открыто, что послушание на самом деле является катализатором христианского совершенства, то есть послушание, покорность действительно помогает ускорить процесс борьбы за обретение добродетели в нашей жизни. С другой стороны, своеволие сильно усиливает страсть гордыни и в конце концов отдаляет человека от христианского образа мыслей и жизни. Митрополит Антоний Храповицкий пишет:
«Если хочешь быть добрым, умным человеком, а не глупой овцой, а просто еще одним членом стада, то не соглашайся с гибнущими духовно и физически современниками твоими; иди не путем своеволия, а путем послушания. Только тогда ты будешь личностью. Тогда, может быть… ты один… сохранишь свою веру и свое сердце неогрубленными, честную душу, ты не будешь битым и буревестником, как флюгер, как большинство наших современников».
Сам Христос является совершеннейшим примером послушания, ибо именно через Его послушание воле Своего Отца Он пошел на страдания и смерть ради нас и привел нас от греха к свободе и спасению.
Все мы хоть раз сталкивались с примерами семей, где жена «носит штаны». И что мы обычно подразумеваем под этим грубым выражением? Мы имеем в виду, что жена взяла на себя руководящую роль в семье и попыталась стать главой мужа. Это может произойти из-за того, что муж очень слаб — или, возможно, слишком эгоистичен и озабочен, чтобы взять на себя свои надлежащие обязанности; или это может быть потому, что у самой жены есть духовная или эмоциональная проблема, которая заставляет ее желать власти и власти. В таких случаях женщина часто имеет напористый и агрессивный характер, что проявляется и во внесемейных отношениях. Такой жене не хватает самых основных женских качеств — мягкости, скромности ума и доброты. В такой ситуации у членов семьи возникают только чувства отчаяния, разочарования, недовольства и даже гнева. Первое, что должен сделать священник, консультируя мужа и жену, попавших в такую ситуацию, — попытаться убедить мужа начать брать на себя подлинную руководящую роль в своей семье, а также каким-то образом убедить жену отказаться от части полномочий, которые не принадлежат ей по праву.
Следует сказать, что эти роли не исключительны: бывают случаи, когда жене уместно проявить силу, а мужу — быть послушным жене. В наиболее зрелых, высокоразвитых и духовных браках отношения мужчины и женщины перерастают в отношения взаимного послушания.
Признаки удачного брака
Опыт подсказывает нам, что два человека вступают в брак и сразу начинают понимать, насколько они разные. Дело в том, что мы даже не начинаем познавать себя, пока не поженимся. Мы живем слишком близко к себе. Действительно, нужен кто-то еще, чтобы помочь нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Одним из дополнительных преимуществ хорошего брака является наличие встроенного психиатра: хорошего супруга, который заботится о том, чтобы слушать без платы за это! Мы знаем, что многие эмоциональные болезни являются результатом того, что на человека давит какое-то внутреннее бремя, которое он никогда не мог по-настоящему разделить с кем-то другим. В хорошем браке муж и жена делят друг с другом свое бремя, и это деление безоговорочно, без необходимости беспокоиться о том, как отреагирует другой человек, без необходимости поддерживать фронт.
Брак — это не миссионерское предприятие! В ней достаточно своих проблем и трудностей и без того, чтобы каждый партнер пытался основательно изменить и переделать другого. Одна из самых распространенных и серьезных иллюзий молодых женатых состоит в том, что они женятся на ком-то, надеясь и ожидая изменить этого человека.
Истинная любовь никому себя не навязывает и не заставляет меняться; это вызывает рост. Как? Во-первых, принимая супруга таким, какой он есть. Когда мы женимся, мы не подписываемся на изменение другого человека; мы просто соглашаемся любить его таким, какой он есть. Лучшее, что может сделать муж, чтобы изменить жене или наоборот, — это измениться самому, исправить свои ошибки — в соответствии с наставлениями Христа Своим последователям.
Мы думаем о неверности в браке, когда один из супругов совершает прелюбодеяние. Дело в том, что мы можем быть нелояльными и неверными так же основательно, ставя бизнес, или родителей, или хобби, или кого-то еще выше своего супруга. Это тоже нелояльность. И кто не готов поставить свою супругу выше карьеры, выше родителей, выше друзей, выше отдыха, тот не готов к браку — и такой брак рухнет. Брак для взрослых, а не для детей.
Если вы проденете первую пуговицу в первое отверстие вашего костюма, все остальные пуговицы встанут на свои места. Но если первую пуговицу поместить во второе отверстие, ничего не получится. Речь идет о том, чтобы ставить самые важные дела на первое место, правильно расставлять приоритеты. Так же и в браке. Мужья, если вы ставите своих жен на первое место — и жены, если вы ставите на первое место своих мужей — все остальное встанет на свои места в брачных отношениях.
Есть много характеристик успешного брака, но, на мой взгляд, три наиболее важные из них:
1. Похвала. Брак не может состояться, если нет похвалы. Каждому в жизни нужно чувствовать, что кто-то его ценит. И ничто не может убить любовь быстрее, чем постоянная критика. Когда мы, мужья и жены, хвалим друг друга — как в мелочах, так и в больших количествах, — мы также говорим друг другу: я люблю тебя; Я дорожу тобой. Похвала способствует хорошему браку. И это та характеристика, которой больше всего не хватает в современных браках.
2. Прощение. Прощение необходимо для счастливого брака. Когда пары спрашивают меня: «Как вы думаете, сможет ли наш брак сохраниться?» я всегда отвечаю: «Да, если вы готовы простить друг друга». И это прощение не должно быть сразу после большого кризиса в семье. Это должно быть каждый божий день. В удачном браке муж и жена постоянно просят друг у друга прощения. Когда мы этого не делаем, раны не заживают. Мы растем друг от друга. Мы охладеваем друг к другу и не получаем тех благословений, которые Бог ниспосылает мужьям и женам, взаимно прощающим друг друга.
3. Время. Успешный брак требует времени. Это не происходит в одночасье. Он должен расти. Это долгий и трудный процесс; как и все хорошее в жизни, оно приходит через значительные усилия и борьбу. Те из вас, кто еще не женат или находится на пороге брака, должны помнить: мы живем в обществе мгновенного удовлетворения — мы хотим то, что хотим, когда хотим, и когда есть сейчас. И это нетерпение с нашей стороны очень пагубно сказалось на браках, даже в Православной Церкви. Если у нас нет терпения друг к другу и мы не готовы потратить много лет на создание успешного брака, тогда наш брак обречен.
Брак не настолько хорош, чтобы его нельзя было улучшить, и брак не настолько плох, чтобы его нельзя было улучшить — при условии, что вовлеченные в него лица желают возрастать вместе по благодати Божией к зрелости Христа, Который пришел «не для того, чтобы быть служил, но служить».