Православные ученые россии: Чем занимаются православные ученые и как им помогает Путин · Город 812
Содержание
Чем занимаются православные ученые и как им помогает Путин · Город 812
Православная наука идет вперед даже быстрее технического прогресса. Православные ученые сделали много чудесных открытий. Например, доказали, что молитва убивает микробов. Священное Писание содержит код экономической теории, к которой мы скоро перейдем. Открыли новый способ коптить мускусную утку. Как верой науку поверяют? – изучал «Город 812».
Президент благословил
Организации православных ученых сегодня появляются по всей стране. Петербург – один из первых городов, где еще в 2003 году образовался Союз православных ученых. Но сегодня центр православной науки сместился в село Отрадное Воронежской области. Там в Храме Покрова пресвятой Богородицы в прошлом году встречал Рождество Владимир Путин. Там же расположена штаб-квартира крупнейшего в России межрегионального Объединения православных ученых (ОПУ), имеющего отделения во многих городах страны и 10 филиалов за рубежом, включая Грецию, Болгарию, Германию. Среди членов объединения более полутысячи человек, из них 130 докторов наук.
Объединение православных ученых часто проводит научные конференции. У него есть собственные СМИ – печатные, электронные и радио. В «Вестнике православных ученых» публикуются научные статьи участников объединения. Среди затронутых в публикациях тем есть, например, такие. «Миссионерская деятельность словесника при подготовке к ЕГЭ», «Свобода журналистики и необходимость государственного регулирования в отношении СМИ», «Коммунальная сфера России: инновационные проекты, их реализация и оценка экономических последствий», «Установка для получения копченой мускусной утки с применением избыточного давления».
Температура повышенная
На счету ОПУ уже несколько реализованных проектов. Один из них называется «Изучение жизнеспособности цветов белой лилии от чудотворной иконы Панагия-Крини» (Греция). Дело вот в чем: на острове Кефалония, что неподалеку от горы Афон, каждый год в день Успения Богородицы происходит чудо. На засохших стеблях белых лилий, положенных в киот иконы пять месяцев назад (по случаю предыдущего церковного праздника), распускаются свежие цветы. Чтобы доказать, что чудо существует, православные ученые доставили два экземпляра этих чудесных растений (Lilium candidum L) в Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина (г. Апатиты), где их исследовал кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии и биохимии сада-института А.Н. Кизеев. Изучив лилии с помощью микроскопического, физиологического и метода спектроскопии отражения, ученый выдал заключение, что живая часть растения находится на засохшем стебле. Следовательно, чудо – есть.
Члены ОПУ провели первый в мире эксперимент по измерению температуры Благодатного Огня в Иерусалиме. Глава ОПУ протоиерей Геннадий Заридзе, биолог по образованию, пишет об этом исследовании в «Вестнике православных ученых» за июнь 2016 года.
«Меня отправили на Страстной неделе в Иерусалим на схождение Благодатного Огня в составе официальной делегации от Российской федерации. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ее традиционно возглавил Владимир Иванович Якунин… Со мной был пирометр – инфракрасный термометр VT 303… Благодатный Огонь сошел… быстро… После того, как мне посчастливилось трижды умыться неопаляющим Святым Огнем, была проведена серия замеров температуры пламени Благодатного Огня с использованием серебряной пластины. Лазерный луч прибора многократно направлялся на нагреваемую Святым Огнем серебряную пластинку толщиной 1 мм, шириной 5 мм и длиной 200 мм. Средняя температура была 42 градуса по Цельсию, через 15 минут Благодатный Огонь приобрел температуру 320 градусов по Цельсию. Это еще раз доказывает скептикам, что чудо Благодатного Огня нарушает законы нашей Вселенной. Холодная плазма появляется и несколько минут существует в условиях нашей земной атмосферы (что с научной точки зрения невозможно), потом через 10–15 минут она получает дополнительную энергию и становится обычным горячим огнем, нарушая закон сохранения энергии», – написал в научном отчете православный ученый Заридзе.
Сейчас ОПУ начинает новый научный проект, связанный с чудесным превращением змей в теплокровных гадов. Чудо происходит на том же греческом острове Кефалония, где оживают лилии. Такая концентрация чудес, вероятно, связана с близостью святого Афона. В праздник Успения Пресвятой Богородицы ядовитые змеи со всего острова сползаются на место бывшего монастыря, но никого не кусают. И в этот момент, по словам очевидцев, они становятся теплокровными. ОПУ ищет авторитетного ученого- серпентолога, который мог бы выехать на место чуда, измерить температуру змей и научно обосновать происходящее.
Бред и мракобесие
В Петербурге у Объединения православных ученых есть филиал, куда вошли участники петербургского Союза православных ученых. Одним из самых ярких научных открытий петербургских исследователей стали новые свойства молитвы. Инженер-электрофизик из НИИ промышленной и морской медицины Ангелина Малаховская доказала, что «Отче наш» и крестное знамение убивают микробов.
Для эксперимента была взята вода, загрязненная кишечной палочкой и золотистым стафилококком. Молитву читали и верующие и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом в сто раз. Ученые утверждают, что открыли новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего (молитвы) преобразовывать структуру воды. Так, оптическая плотность водопроводной воды, осеняемой крестным знамением обычным верующим, повышалась почти в 1,5 раза. А при освящении священником – почти в 2,5 раза. Ни при каких других сложениях пальцев рук и пассов над водой не удавалось добиться подобных результатов. Исследования велись почти десять лет. По результатам была выпущена монография, снят фильм.
Правда, Комиссия по борьбе с лженаукой РАН неоднократно характеризовала подобные «православные открытия» как антинаучные, предостерегая от усиливающегося напора мракобесия. В частности, глава комиссии академик РАН Эдуард Кругляков (ныне покойный) назвал работу православной ученой Ангелины Малаховской, изучившей влияние молитвы на микробов, бредом. Так же, кстати, как и другое ее исследование – о дезинфицирующем воздействии колокольного звона.
На фото: Владимир Путин в храме Покрова пресвятой Богородицы в селе Отрадное, ставшем мировым центром православной науки
Священное писание как основа прорывных технологий
О том, как использовать Слово Божье в современных методах научных исследований, «Городу 812» рассказал православный ученый – профессор Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук Сергей Дятлов.
– Много в Петербурге православных ученых?
– Если человек православный и ученый, то он, по идее, православный ученый. Но если человек не православный, тогда он не может называть себя православным. Православный ученый – это верующий ученый. Поэтому есть ученые верующие – значит, православные. Конечно, их много.
– Чем занимаются православные ученые?
– Я экономист. У нас есть еще доктор биологических наук Слезин Валерий Борисович. Он работал в Петербургском НИПИ имени Бехтерева, сейчас на пенсии. Он открыл четвертое состояние сознания – молитвенное. Потом была Ангелина Молоховская (умерла), которая исследовала воздействие крестного знамения на свойства воды. Я являлся ее консультантом. И другие.
– Вы как православный экономист сделали какие-нибудь открытия в своей области?
– У меня вышел целый ряд публикаций, посвященных православным основам русской экономики, государственности и права, и одна монография – «Христианство и Ислам об экономике».
– Какая основная мысль монографии?
– В монографии мы развиваем положение (которое обосновали еще в 2003 году) «методология Священного Писания как основа общенаучных методов исследования». Мы считаем, что в Священном Писании изложена эта методология – в закодированном виде. Она, эта методология, универсальна, и в ее основе лежит информационный императив.
– Не могли бы вы попроще объяснить?
– Конечно! Основой разнообразных социально-экономических явлений является информация в своих определенных количественных и качественных характеристиках. Но информация в рамках разных теоретических концепций имеет разные, скажем так, сущностные атрибутивные свойства. Мы развиваем свою теорию информации, субфункциональную теорию информации, которая является основой информационной парадигмы развития общества, которое идет на смену старой индустриальной, линейной парадигме и которое сейчас начинает развертываться в целую систему понятий – и современной науки, и понятий, которые отражаются в прорывных научных открытиях, которые сейчас делаются…
– А Священное Писание при чем тут?
– Священное Писание содержит в себе универсальную методологию, на которой базируется вся научная методология. Потому что сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог. И Бог сотворил словом. А что такое слово? Это определенная информационная структура, сутью которой является информационная функция. Конечные главы нашей работы посвящены изложению духовно-нравственных основ экономики, государственности и права России. Мировоззренческим и научно-концептуальным основанием является именно православие. Солнце дает жизнь, и православие – тоже. Это та энергия, которая позволяет вам сейчас меня слушать, мыслить, жить. Это та энергия, которую Бог вдунул в вас во время творения вас как личности. Этот субфункциональный принцип бытия и есть дар Божий. Когда этот дух из вас выходит, вы превращаетесь в набор химических элементов… Наша работа – это серьезная научная монография на 400 страниц.
– Если во мне нет веры, я – набор химических элементов?
– Потенциально каждый человек обладает способностью верить. Почитайте Священное Писание, там все сказано.
– А если я принадлежу к другой религии, не к православию?
– Это уже другая система координат. Я не специалист в других конфессиях. Я изучаю нашу святоотеческую традицию.
– Что вы в вузе преподаете? Ваше православное мировоззрение помогает или мешает учить студентов?
– Я много предметов преподаю: экономику, экономическую теорию, теорию информационного общества, теорию информационной экономики. Как человек законопослушный, я прежде всего выполняю установки Минобрнауки. Если в том курсе, который я читаю, есть соответствующий раздел – о нравственных и духовных аспектах экономики – я, естественно, их затрагиваю.
Елена Роткевич
15 УЧЕНЫХ-ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ И МОНАХОВ
15 УЧЕНЫХ-ЕПИСКОПОВ, СВЯЩЕННИКОВ И МОНАХОВ
Алексей Мигальников
45075
Вопреки распространенному мнению о противостоянии Церкви и науки, в мире — большое количество верующих ученых. О 15 из них — священниках и монахах, которые внесли значительный вклад в разные области науки, наш рассказ.
Существует ошибочное мнение, что Церковь против образования и науки. Сформировано оно вследствие существующего стереотипа, который говорит о том, что вера и наука несовместимы, так как настоящий ученый может доверять только фактам, а верующий — не способен к объективному мышлению. Также распространен стереотип о том, что люди верят в Бога в силу своей необразованности, наивности и неспособности критически мыслить.
На самом деле это не так. С давних времен крупнейшие библиотеки и первые университеты возникали зачастую при монастырях. Миссионеры вместе с проповедью о Христе несли просвещаемым народам и грамоту: так, святые Кирилл и Мефодий разработали первую азбуку для славянских народов. Первая типография Ивана Федорова была создана с благословения митрополита московского Макария, а сам Иван Федоров принадлежал к ближайшему окружению Макария и был человеком ученым и глубоко верующим. А сколько было и остается в мире ученых-христиан, которые занимаются естественными науками?
Примечательно и то, что многие замечательные научные открытия и изобретения принадлежат христианским священникам и монахам. Эти люди понимали, что, занимаясь наукой, мы познаем творение Божие, апознавая творение, можно приблизиться к познанию Творца, подобно тому, как, узнавая назначение и свойства глиняного кувшина, мы узнаем замысел и идею его создателя, гончара. В этой статье мы расскажем вам о пятнадцати ученых-священнослужителях и монахах. Но, безусловно, подобных примеров в истории было гораздо больше…
Ученые-католики
Уильям Оккам — монах-францисканец, сформулировавший знаменитый принцип логики, известный как «Бритва Оккама»
Уильям Оккам1. Уильям Оккам (1285-1347)
Английский философ, монах францисканского ордена.
Один из величайших логиков всех времен. Отец современной эпистемологии — науки о знании. Развил принцип мышления, получивший название «бритва Оккама». Он формулируется следующим образом: «Не следует умножать сущности без необходимости». Этот принцип означает, что если нужно объяснить какое-то явление, то чем меньше новых понятий, фактов и логических шагов мы для этого используем, тем лучше.
2. Николай Кузанский (1401-1464)
Католический кардинал Николай Кузанский изобрел рассеивающую линзу для очков
Николай КузанскийКрупнейший немецкий мыслитель XV века, учёный-энциклопедист, математик, католический кардинал.
В сфере астрономии одним первых высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра ни на Земле, ни на Солнце, а также о том, что все светила движутся и состоят из веществ, сходных с земными (а не из «вечного эфира», как считали последователи Аристотеля). Вероятно, космологические труды Николая Кузанского повлияли на взгляды Коперника и Галилея. Он написал математические трактаты «О квадратуре круга» и «О соизмерении прямого и кривого», то есть о спрямлении окружности. Работая в сфере оптики, изобрёл рассеивающую линзу для очков.
3. Филипп Маттеус Ган (1739—1790)Филипп Маттеус Ган
Немецкий изобретатель и священник.
Изучал теологию в Тюбингенском университете, а также увлекался математикой и механикой. Разработал машину, воспроизводящую движение небесных тел, что принесло ему широкую известность в Германии. Интересовался трудами математика Лейбница и вслед за ним одним из первых в мире изобрел счетную машину.
После работ над счетной машиной вернулся к вычислительной технике. Разрабатывал новые часовые механизмы и астрономические приборы.
4. Грегор Мендель (1822—1884)
Грегор Мендель — настоятель аббатства, начавший свои исследования по генетике в монастырском садув
Грегор МендельАвстрийский биолог и ботаник, автор математических законов генетики, и в то же время — священник, а впоследствии настоятель Августинского аббатства Святого Томаша в Старе Брно (Чехия).
Начал свои исследования в саду при монастыре. Ему удалось сформулировать основные законы, объясняющие, каким образом живые организмы наследуют внешние признаки своих родителей. В наши дни три закона Менделя изучают в средней школе.
В 1868 году Менделя избрали аббатом Старобрненского монастыря, и он перестал заниматься биологическими исследованиями. Только в начале XX века ученые-генетики заново открыли законы, которые за три десятилетия до них уже вывел Мендель.
5. Жорж Леметр (1894—1966)
Жорж Леметр — бельгийский астроном и священник, который впервые сформулировал «теорию Большого взрыва»
Жорж ЛеметрБельгийский астроном и математик, католический священник.
Леметр — герой Первой Мировой войны, награжден Военным Крестом. После войны он изучал в университете математику, физику, астрономию и теологию. В 1923 уже в сане аббата продолжил образование в Кембридже, а позже занимался астрономией в Гарварде (США). В 1960 Леметра избрали президентом Папской академии наук.
Основной научный вклад Леметр внес в астрофизику и космологию. Он первым сформулировал теорию расширяющейся Вселенной и ее зарождения из «первоначального атома». Позже теория была названа «Большим взрывом», и под этим названием известна в науке сегодня.
Православные ученые
6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский (1877-1961)
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) внес огромный вклад в развитие регионарной анестезии, а его учебником по гнойной хирургии пользуются до сих пор
Замечательный русский хирург, доктор медицинских наук, профессор. И при этом — епископ Русской Православной Церкви.Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ СимферопольскийВ России его времени многие даже несложные операции заканчивались смертью пациента из-за неправильного применения анестезии. Хирург Войно-Ясенецкий одним из первых развил регионарную, или проводниковую, анестезию. Впоследствии она стала одним из основных методов анестезии.
Епископ-хирург провел сотни сложнейших операций на глазах. Зафиксированы случаи, когда благодаря его операциям и помощи Божией зрение обретали люди, слепые от рождения. Он продвинул мировую науку в области гнойной хирургии. Его книга «Очерки гнойной хирургии» в 1946 году в СССР получила сталинскую премию I степени (несмотря на то, что была написана действующим православным епископом). О своей жизни и служении сам святитель Лука рассказал в автобиографии «Как я полюбил страдание».
7. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942)
А.А.Ухтомский — иеромонах в миру, открывший принцип доминанты в работе человеческого мозга
Алексей Алексеевич УхтомскийРусский и советский физиолог, академик Академии наук СССР, создатель учения о доминанте, иеромонах.
Ухтомский был иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 года, на котором было восстановлено патриаршество. Активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами.
В 1920 году Ухтомский был арестован чекистами и отправлен в особое отделение ВЧК на Лубянке, где находился до января 1921 года. Интересно, что в тюрьме он читал сокамерникам лекции по физиологии. Однако уже вскоре ученый-монах был выпущен на свободу и возглавил кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета.
Основной вклад Ухтомского в науку — разработанный им принцип доминанты как новое учение о работе мозга. Эта теория помогает объяснить фундаментальные аспекты поведения человека и психических процессов. За эти работы в 1932 году Алексей Алексеевич награждён Ленинской премией.
Во время войны Ухтомский оказался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. За неделю до голодной смерти он продолжал заниматься наукой и подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», прочитать который уже не успел.
8. Павел Александрович Флоренский (1882-1937)
Расстрелянный в 1937 году священник Павел Флоренский даже в лагерях сделал более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара
Павел Александрович ФлоренскийРусский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 году принял священство.
В двадцатых годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). Одновременно работал в Комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой Лавры. В 1924 году выпустил большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что в тридцатые годы сыграло роковую роль в судьбе Флоренского. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть.
В нечеловеческих условиях лагерей Флоренский продолжал научные исследования. Так родилась книга «Вечная мерзлота и строительство на ней», и было сделано более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара в Соловецком лагере. В 1937 году Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.
9. Алексей Федорович Лосев (1893-1988)
Крупный исследователь античности и эпохи Возрождения А.Ф.Лосев вместе с женой тайно принял монашеский постриг
Всемирно известный философ и филолог, деятель советской культуры. В монашестве — Андроник.
В 1929 года вместе с женой тайно принял монашество. Супруги Лосевы в постриге были наречены Андроником и Афанасией. Лосев до самой смерти носил монашескую скуфью.
Он отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм, за что был арестован и приговорён к 10-ти годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение.
Лосев — один из крупнейших исследователей античности и эпохи Возрождения. Переводил труды Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Год за годом и том за томом выходили новые книги Лосева по античной эстетике. В его библиографии — более 800 произведений.
10. Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999)
Игуменья Серафима (Чёрная) — один из разработчиков космического скафандра, она также изобрела технологию латексного производства
Советский учёный-химик, инженер, монахиня. В миру — Варвара Васильевна Чёрная. Настоятельница московского Новодевичьего монастыря в 1994—1999 годах.
С детства была воспитана в православной вере. В годы Великой Отечественной войны работала заместитель главного инженера Московского завода «Каучук». Позже занималась научными разработками в Институте резиновой промышленности, где была заместителем директора в течение 16 лет. Участвовала в разработке космических скафандров. Основала новую отрасль резинового производства — латексную технологию. Эта технология применяется при разработке защитных средств из латекса, а также латексных шаров-пилотов для зондирования атмосферы. При участии Варвары Черной создан скафандр для Юрия Гагарина, в котором он полетел в космос.
В 1994 приняла Варвара Черная монашеский постриг. Она стала первой настоятельницей Новодевичьего монастыря после его возвращения Церкви. При ней были отреставрированы храмы монастыря и воссоздано их внутреннее убранство, введен монашеский устав, возрождены иконописная и золотошвейная мастерские.
Игуменья Серафима внесла значительный вклад в сооружение храма-памятника Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово. Именно там, на Бутовском полигоне, в числе тысяч расстрелянных священников был убит и её дед, митрополит Серафим (Чичагов). В 1997 году он был прославлен в лике новомучеников Русской Православной Церкви.
Наши современники
Теперь мы познакомим вас с некоторыми из наших современников, посвятивших себя священническому служению и одновременно внесших весомый вклад в развитие науки. Эти люди каждым днем своей жизни доказывают не только возможность совмещения науки и религии, но и удивительную гармоничность, полноту такой жизни и служения.
11. Александр Иванович Половинкин (родился 8 марта 1937)
А.И.Половинкин — доктор технических наук, до рукоположения руководивший Волгоградским политехническим институтом
Александр Иванович ПоловинкинСвященник Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Христова Волгоградской епархии, а также первый проректор Царицынского православного университета.
Доктор технических наук, профессор. С 1983 по 1988 год А. И. Половинкин руководил Волгоградским политехническим институтом в должности ректора. Большое внимание уделял компьютеризации учебной и научной работы, результатом чего стало создание мощного по тем временам вычислительного центра, началось широкое применение персональных компьютеров.
Наиболее широко известной работой Александра Ивановича Половинкина стала его неоднократно переизданная книга «Основы инженерного творчества». Символичны его награды, которыми отмечены его заслуги как ученого и как священнослужителя: орден «Знак Почета» и орден преподобного Сергия Радонежского.
12. Александр Ильич Борисов (родился 13 октября 1939)
По благословению духовника, протоиерея Александра Меня, закончил Московскую Духовную Академию советский ученый-биолог А.И.Борисов
Советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, священник Русской Православной Церкви.
Работал в Лаборатории радиационной генетики Института биофизики Академии наук СССР. Защитил диссертацию по генетике с присуждением учёной степени кандидата биологических наук.
По благословению своего духовника отца Александра Меня оставил научную работу и окончил Московскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию. Долгое время не мог быть рукоположен в сан священника из-за противодействия властей.
В 1989 году рукоположение, наконец, стало возможным, и таинство состоялось. В 1991 году отец Александр был назначен настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В этот приход перешла значительная часть духовных детей погибшего протоиерея Александра Меня.
13. Монахиня Анувия (Виноградова)
Н.М.Виноградова, археолог, востоковед с мировым именем, приняла монашеский постриг с именем Анувия в 2010 году
Монахиня Анувия (Виноградова)Историк, археолог, учёный с мировым именем. Действующий старший научный сотрудник Российской академии наук, член-корреспондент Немецкого археологического института.
Монахиня Анувия (в миру — Наталия Матвеевна Виноградова) много лет работала в Институте востоковедения Российской академии наук, ездила в археологические экспедиции в Таджикистан. Защитила диссертацию, написала несколько монографий об археологических памятниках Таджикистана и более 100 научных статей.
В 2010 году Виноградова приняла монашеский постриг с именем Анувия. Вот уже много лет она совмещает монашество и науку.
Основное послушание монахини Анувии в монастыре — организация строительно-реставрационных работ. Матушка Анувия — казначея Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве, еще со времен иночества активно участвует в его возрождении, за что удостоена и церковных, и светских наград.
14. Протоиерей Кирилл Копейкин (родился 7 июня 1959)
«Разум – это дар Божий, грех отказываться от него», — протоиерей Кирилл Копейкин, кандидат физико-математических наук
Протоиерей Кирилл КопейкинКандидат богословия и кандидат физико-математических наук, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ.
Закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом аспирантуру, защитил диссертацию, работал в особом конструкторском бюро «Интеграл» при университете.
По окончании С.-Петербургской Духовной семинарии рукоположен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном во диакона, 6 июня 1993 года рукоположен митрополитом Иоанном во иерея.
Отец Кирилл пишет, что наука и религия не противоречат друг другу:
«Посмотрите Священное Писание. Апостол Павел говорит, что наше служение Богу есть служение разумное (Рим.12:1)… Разум – это дар Божий, грех отказываться от него. Другое дело, что всё не сводится к одному только разуму. Самое неожиданное, с чем мы сталкиваемся, когда в нашем исследовании мира доходим до фундаментального уровня, до квантомеханических объектов, это то, что объекты похожи, скорее, на нечто психическое, чем на физическое».
15. Сергей Владимирович Кривовичев (родился в 1972 году)
«Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию», — доктор геолого-минералогических наук, диакон Сергей Кривовичев
Сергей Владимирович КривовичевГеолог, ученый, доктор геолого-минералогических наук, диакон.
Сергей Кривовичев закончил геологический факультет СПбГУ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности доцента, ныне — профессор и заведующий кафедрой.
Награжден медалью для молодых ученых Российского минералогического общества, медалью для молодых ученых Российской академии наук, медалью Европейского минералогического союза.
Автор более 200 статей в отечественных и международных научных журналах, соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России. В его честь назван новый минерал кривовичевит. Специалист в области рентгеноструктурного анализа, автор более 400 структурных расшифровок.
В 2004 году рукоположен в сан диакона. О своей жизни и работе Сергей Владимирович говорит: «Мы расшифровываем кристаллические структуры соединений, внутреннее положение атомов, — по сути, открываем новую реальность. Мы заглядываем туда, куда никто никогда не заглядывал. И когда ты это видишь, ты уже не мыслишь себя без этой спрятанной красоты. Такая работа дает интеллектуальную и духовную радость.
Как говорил академик Н. Н. Боголюбов, не бывает неверующих физиков. Научная работа подразумевает очень тонкую духовную интуицию. Ведь, в итоге, наука построена не на рациональности, а на созерцании».
Эти слова нашего современника, одного из самых молодых профессоров России (профессором отец Сергий стал в возрасте 35 лет), счастливого отца шестерых детей — лучший ответ на вопрос о совместимости науки и веры.
Подобных ученых мужей в истории — гораздо больше. По этим ссылкам Вы можете познакомиться с их трудами, открытиями, биографиями. Также будем рады, если вы поделитесь интересной информацией в комментариях.
Список христиан, занимавшихся наукой.
Список священников-ученых западной церкви.
Наука и религия не совместимы?
Материал подготовил семинарист III курса Алексей Мигальников
Новости по теме
«СВЯЩЕННИК — ВРАЧ, А НЕ ВОЛШЕБНИК» Митрополит Лимасольский Афанасий отвечает на вопросы будущих пастырей (+ФОТО)
Митрополит Лимасольский Афанасий
О старце Паисии и проповеди Христа в современном мире, о послушании, монашестве и браке, об истинной Церкви и ее предназначении…
«ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО СТАТЬ БЕЗДУХОВНЫМ»
Игумен Амвросий Коньков
В системе духовного образования менять нужно многое, человеческая мысль должна развиваться. Но главное, чтобы духовное образование не стало бездуховным. Нельзя подменять духовность интеллектуальностью. Мы не имеем права потерять свое лицо в современном мире. «Соль имейте в себе. Если соль станет не соленой, что с ней делать?» (ср.: Мк. 9: 50) – спрашивал Христос Своих учеников. А ответ придется держать каждому из нас перед Спасителем еще здесь, на земле.
«ДЛЯ ПАСТЫРЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ДУХОВНО ЗРЕЛЫМ, ГОТОВЫМ ИДТИ К БОГУ, УКАЗЫВАЯ ПУТЬ ДРУГИМ»
Протоиерей Алексий Круглик
Курс «Практическое руководство для пастыря» был включен в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель.
Комментарии (11) добавить
Татьяна
01.2019″>09.01.2019
Ответить
Татьяна
Ответить
Всеволод
Комментарий от Виктория
Ответить
Виктория
Ответить
Надежда
Ответить
Евгений
Ответить
Helen-Alice
Ответить
Рудольф
10.2016″>25.10.2016
Ответить
Людмила
Ответить
Марина
Ответить
Alex
Ответить
проповедуют
православных ученых | Фордхэм
Центр православных христианских исследований в сотрудничестве с Департаментом религиозного образования Греческой Православной Архиепископии Америки и по благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Элпидофора рад представить выпуск 2022 года серии докладчиков: Православные ученые проповедуют.
Каждую неделю до Пасхи разные православные ученые будут выпускать новое 10-минутное видео. Эта серия предоставляет православным ученым платформу для размышлений о духовных темах литургического календаря каждого воскресенья, опираясь при этом на свой опыт. Серия предлагает пространство, где православные христиане и все, кто интересуется православной духовностью, могут столкнуться с глубиной и богатством традиции через вдохновляющие, богословски обоснованные проповеди уважаемых и разнообразных православных ученых.
Каждое видео будет еженедельно публиковаться на канале Центра на YouTube (video.fordhamorthodoxy.org), а также будет архивироваться на веб-сайте GOARCH DRE (religioused.goarch.org). Не забудьте подписаться, чтобы получать немедленные обновления новых видео.
Текущая серия (2022)
Воскресенье мытаря и фарисея : Дэвид Бентли Харт, Православный богослов и писатель
Воскресенье блудного сына0014
Воскресенье Страшного Суда : Отделение Лори, Университет Айовы
Воскресенье Прощения : Донна Ризк Асдуриан, Православное женское служение
Воскресенье Православия
Воскресенье Православия2 9000 Раду Бордейану , Университет Дюкен
Воскресенье св. Григория Паламы : Маркус Плестед, Университет Маркетта
Воскресенье Святого Креста : о. Богдан Букур, Свято-Владимирская семинария
Воскресенье Св. Иоанна Климакус : Патриция Фанн Бутенфф, Axia Women
Воскресенье Святой Марии Египет : Гейл Волошак, Северный Университет
Предыдущая серия (2021)
Sund Мытарь и фарисей: Fr. Стефанос Алексопулос, Католический университет Америки
Воскресенье блудного сына: Сестра Васса Ларин, Ведущий, «Кофе со сеньором Вассой»
Воскресенье Страшного Суда: Fr. John Behr, Абердинский университет
Прощеное воскресенье: Аристотель Папаниколау, Fordham University
Воскресенье Православия: Fr. John Chryssavgis, Греческая православная архиепископия Америки
Воскресенье св. Григория Паламы: Eugenia Constantinou, University of San Diego
Воскресенье Святого Креста: John Fotopoulos, Колледж Святой Марии0014
Воскресенье св. Иоанна Лествичника: Джеймс Скедрос, Греческий колледж Греческая православная богословская школа Святого Креста
Воскресенье св. Марии Египетской: Надя Кизенко, Palm 9 0110 Albany Тева Регуле, Президент Православного богословского общества Америки
Страстная пятница: Павел Гаврилюк, Университет Св. Фомы
Пасха: Эшли Пурпура, Университет Пердью
Вознесение: Елена Кретикос Феодоропулос, Сербская православная богословская школа св. Саввы
Пятидесятница : о. Стелиос Муксурис, Византийская католическая семинария
Советские корни нового русского православного мира | Разговор с титулом VIII Summer Scholar Кэтрин Дэвид
Изображение предоставлено
Кэтрин Дэвид
В: Расскажите о своем прошлом и о том, что привело вас в Центр Уилсона.
Мой опыт связан с историей запутанных отношений России и Украины, с особым интересом к тому, как религиозные связи между двумя странами бросают вызов и укрепляют идеи империи. Хотя по образованию я историк, с момента аннексии Крыма в 2014 году меня стало интересовать, как связать исторически обоснованные исследования с актуальными и текущими политическими дебатами. Установив эти связи, я хотел приехать в Институт Кеннана, чтобы сформировать свое исследование таким образом, чтобы сделать мои выводы актуальными как для академической, так и для политической аудитории. Я предложил свой исследовательский проект в Центре Уилсона до февральского вторжения России в Украину, и продолжающаяся война только сделала исследования в регионе, которые могут быть доступны для более широкой аудитории, еще более актуальными.
В: Над каким проектом вы работаете в Центре?
В Wilson Center я работаю над своим текущим книжным проектом One Ukraine, Under God , в котором исследуется, как официально атеистическое советское государство мобилизовало религиозные институты и духовные связи, чтобы претендовать на людей и территорию в Украине во время и после Вторая мировая война. Во время моего исследовательского гранта мое внимание сосредоточено на последней главе книги «Украина и Русский мир: советские корни нового русского православного мира», которая связывает упущенные события советского периода с современной ситуацией в России и Украине. Идея «Русского мира», или русского православного мира, восходит к воображаемой эпохе единства русских, украинцев и белорусов, основанной на наследии всех этих народов, прослеживающих свое православие до средневекового Киева. может быть в Киеве, именно сегодняшняя Москва провозглашает себя наследницей этого наследия, домом для Московского Патриархата Православной Церкви и столицей Российского государства, институтов, которые работают вместе, чтобы скрепить Русский мир. можно проследить до имперской России, но я утверждаю, что то, как Кремль использует эту идею сегодня, является отражением того, как идеи религиозной и национальной принадлежности формировались советским опытом. е.
Одной из самых плодотворных, хотя и невероятно тревожных, архивных коллекций, которые я изучаю в Центре Уилсона, является коллекция восточноукраинских газет в Библиотеке Конгресса. Это сборник газет, выпущенных властями Донецкой и Луганской «народных республик» на востоке Украины, начиная с 2014 года, когда поддерживаемое Россией сепаратистское движение взяло под свой контроль эти территории. Чтение этих документов дало мне представление о нарративах, используемых для оправдания контроля со стороны поддерживаемых Россией сепаратистов, и позволило провести содержательные сравнения между этими идеями и идеями, которые использовались советскими властями для установления контроля над Украиной во время Второй мировой войны. Эти документы также демонстрируют, как кажущиеся второстепенными идеи, появившиеся в этих публикациях, теперь стали основной темой для разговоров Кремля. Во всех случаях воображаемый «Русский мир» и представление о России и Украине, связанных религиозными узами, проходят как сквозная линия.
В: Как вы заинтересовались своей текущей темой исследования?
Мой интерес к Украине начался как часть более широкого интереса к религиозной жизни в России и Восточной Европе. Я впервые посетил Украину в качестве стипендиата Фулбрайта, проведя 2012-2013 годы в Одессе, проводя исследования местной еврейской общины. Для этого проекта меня интересовало то, что я видел как парадоксы в представлениях людей о принадлежности. Казалось, что каждый человек, с которым я разговаривал, по-разному понимал, как язык, на котором они говорят, религию, которую они исповедуют, и город, в котором они живут, вписываются в то, будут ли они идентифицировать себя как украинцев. Чем больше меня интересовали эти вопросы применительно к евреям и Одесской области, тем больше мне хотелось исследовать, как эти вопросы разыгрывались в других местах Украины и в различных религиозных общинах. Благодаря этому интересу я начал работу над докторской диссертацией в рамках проекта, изучающего Западную Украину и роль религиозных институтов и, в конечном счете, советского государства в попытке сформировать то, как местное население видит себя. Я пришел к выводу, что советские политики изо всех сил пытались понять различные способы, которыми религиозная и национальная принадлежность пересекались и не пересекались, как это делал я, когда впервые приехал в Украину в качестве стипендиата программы Фулбрайта.
В: Почему вы считаете, что ваше исследование важно для широкой аудитории?
Война на Украине привела к тому, что региону стало уделяться гораздо больше внимания со стороны более широкой аудитории, которая может не иметь большого опыта в этом регионе. Для большей части этой аудитории эта война, казалось, возникла из ниоткуда. И хотя стремительность вторжения и жестокость оккупации во многих отношениях остаются шокирующими, есть важные исторические прецеденты, которые являются ключом к пониманию этой войны, в частности идеи, которые мобилизуют не только Путина, но и широкие слои населения России. для оправдания вторжения. Что не ново в февральском вторжении, так это роль, которую как религиозные институты, так и религиозные идеи сыграли в претензиях России к Украине. Понимание того, как эти идеи использовались в прошлом, помогает нам понять, почему они так сильно находят отклик в настоящем.
В: Какой аспект вашего исследования является самым сложным?
Изучение религиозной принадлежности сложно. Насколько мы можем найти архивные данные и данные опросов о том, как люди идентифицируют себя, или статистику о том, сколько церквей было закрыто репрессивным государством, то, как люди и сообщества видят свои собственные религиозные практики, чрезвычайно разнообразны. Чтобы привести соответствующий пример, многие украинцы сегодня посещают церкви, связанные с Московским Патриархатом Русской Православной Церкви. Для некоторых наблюдателей это указывает на политическую поддержку российского влияния в Украине. Но в беседах с этими посетителями или духовенством, которое служит этим конгрегациям, становится ясно, что их отношение к своей поместной церкви не обязательно многое говорит об их отношении к российской политике. С другой стороны, война в Украине заставила многих верующих задуматься о том, есть ли место для их различных представлений о принадлежности во времена такого насилия и раскола. Только за месяцы с февраля 2022 года мы стали свидетелями беспрецедентных изменений в религиозном ландшафте Украины, и еще неизвестно, какими будут последствия этого.