Православный календарь на 2020 год на каждый день сегодня: Православный Церковный календарь — 3 Ноября 2022 года

Разное

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Предыдущий день

Четверг 21-й седмицы по Пятидесятнице

(Кол.1:24–29; Лк.9:49–56)

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 49 — 56:

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 1, стихи 24 — 29:

24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,

25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,

27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,

28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;

29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 9:49-56) Лк.9:49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иоанн же, вступая в разговор, сказал: «Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему». Какая последовательность между словами Иоанна и словами Господа? Очень близкая. Поскольку Господь сказал, что «кто из вас меньше всех, тот будет велик», то Иоанн начал бояться, не худо ли они поступили, когда властно и гордо запретили тому человеку. Ибо запрещение кому-нибудь чего-нибудь обнаруживает в запрещающем не меньшего, но думающего о себе несколько более чем о том, кому он запрещает. Итак, Иоанн побоялся того, не гордо ли он поступил, запретив тому человеку.

Почему же ученики запретили этому человеку? Не по зависти, но потому, что считали его недостойным творить чудеса, так как он не получал вместе с ними благодати чудотворения, не был, как они, послан на то от Господа и вовсе не следовал за Иисусом. Что же Господь?

Лк.9:50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Оставьте, – говорит, – его делать это; ибо и он сокрушает силу сатаны. Поскольку же он не препятствует вам в деле проповеди, не действует за одно с диаволом – значит он за вас. Ибо кто не против Бога, тот за Бога, подобно как тот – с диаволом, кто не собирает с Богом.

Подивись, пожалуй, и силе имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми. Таким же образом и чрез священников, хотя бы они были и недостойны, благодать действует, и все освящаются, хотя бы священник был и не чист.

Лк.9:51. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

Что означают слова: «Когда же приближались дни взятия Его»? То означают, что настало время, в которое нужно было уже Ему претерпеть за нас спасительное страдание и потом вознестись на небо и совосесть с Богом и Отцом.

Когда наступило время страдания Его и взятия от мира, Он рассудил не ходить уже то туда, то сюда, но взойти в Иерусалим. Выражение: «восхотел идти» (по церковно-славянски – «утверди лице Свое») то и означает, что Он определил, решил, положил твердое намерение идти в Иерусалим.

Лк.9:52. и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

Лк.9:53. но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Лк.9:54. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Лк.9:55. Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

Лк.9:56. ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Посылает «вестников пред лицом Своим», чтобы они приготовили какой-нибудь прием для Него. Хотя Он знал, что самаряне не примут Его, однако ж, послал вестников, чтобы отнять у самарян всякое извинение, чтобы впоследствии они не могли сказать, что мы приняли бы Его, если б Он послал кого-нибудь перед Собой. Поступил Он так вместе и для пользы учеников Своих, а именно: чтобы они, когда увидят Его на Кресте в оскорблении, не соблазнились, но из настоящего случая научились, что как теперь Он незлобиво перенес презрение от самарян и даже самим ученикам воспретил возбуждать в Нем гнев на обидчиков, так и тогда терпит распятие не потому, будто бы Он бессилен, но потому, что долготерпелив. Полезно это для учеников и в том отношении, что Господь собственным примером научает их быть незлобивыми. Ибо они, взирая на Илию, дважды истребившего огнем по пятидесяти человек с их начальниками, и будучи еще несовершенны, возбуждали Господа на мщение обидевшим Его. Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, а напротив, научил их переносить обиды с кротостью.

Что означают слова: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим»? Не то ли ими говорится, что не приняли Его потому, что Он вознамерился пойти в Иерусалим? И если так будем понимать, что самаряне не приняли Господа потому, что Он вознамерился пойти в Иерусалим, то непринявшие Его не оказываются ли невиновными? Можно сказать, что евангелист говорит так: не приняли Его, и Он не вошел в Самарию; потом как бы кто спросил: почему же не приняли Его против воли и Он не вошел; неужели потому, что Он был бессилен или не мог войти, хотя бы они и не желали? В разрешение сего евангелист и говорит: не потому не вошел Господь, будто бы для Него не было это возможно, но потому, что Он Сам не желал войти туда, но вознамерился идти прямо в Иерусалим. Ибо если б не было у Господа такого намерения, то Он вошел бы в селение самарян и в том случае, когда они не желали бы сего.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

  Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси* Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа»… (Лк.9:55) Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, «пошел в другую весь*» (Лк.9:55–56), предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалость и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный – и довольно.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ

(Лк. 9:49–56)

Протоиерей Александр Шаргунов

«Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами», — говорят ученики Господу. «Не запрещайте, — отвечает Господь, — ибо кто не против вас, тот за вас». Чрезвычайно важно понять, что речь в таких случаях всегда идет не о безразличии к человеку, а о любви к нему. Не о толерантности, исходящей из равнодушия к истине, а о том, что Бог долготерпелив и многомилостив, и «всем человекам хочет спастись и в познание истины придти» (1Тим. 2:4). И мы должны быть терпеливыми по отношению к тому, кто не ходит с нами, — не потому что нам все равно, что происходит с ним, а потому что мы смотрим на этого человека глазами Христовой любви. «Не как на врага, которого надо уничтожить, — по слову блаженного Августина, — а на как заблуждающегося друга, которого надо спасти».

Упоминание об этом человеке перекликается с тем, что встречают посланные в Самарию впереди Господа ученики на пути Его в Иерусалим. «Там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Иначе говоря, — хочешь ли, мы устраним все преграды? Хочешь ли, мы сделаем так, что они будут жестоко наказаны за то, что не приняли Тебя? Хочешь ли, силой, священной силой (как это будет во времена «крестовых походов»!) мы подавим всякое сопротивление и устроим так, чтобы Ты мог остановиться в этом селении? Нет сомнения, что Ты должен остановиться там, где Ты хочешь. И пусть будут сожжены противящиеся Тебе.

Таким образом, прибытие в селение самарянское — момент настоящего кризиса, когда вестники Господа должны узнать, какой вести они носители. Господь идет в Иерусалим, в город, где Он будет «взят от мира». Есть еще время избрать другой путь или просто повернуть назад. Господь отказывается от этого. В Иерусалиме наступит час, ради которого Он пришел в мир. Здесь Он предаст Себя в полноте любовью воле Отца Небесного. Смысл Его пришествия — в Иерусалиме. Ни в каком другом месте. И Он восходит туда твердой поступью. Никто и ничто не остановит Его. Тем, кто хочет следовать за Ним, но ставит Ему условия, Он отвечает словом, которое не оставляет места для обсуждения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие». «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

Исполненный бескомпромиссности и любви, Господь зовет нас к такому же мужеству. Никто не может идти вслед Ему, не научившись этому. Каждый, кто хочет быть христианином, должен восходить в Иерусалим. То, с чего начиналась история Церкви, повторяется в конце ее. Мы уже давно не живем в христианском мире. Наши соседи редко разделяют с нами наши религиозные убеждения. В некогда православной стране утверждается равенство каких угодно верований и религий. Что касается православия, оно часто оттесняется многоликими искажениями его, а чаще всего — полным безразличием к нему большинства. Как никогда, от нас требуется твердая бескомпромиссность и мужественная верность фундаментальным ценностям Христова Евангелия. Слово, с которым апостол Павел обращается к верующим Коринфа, — обращено к нам. «Бодрствуйте, стойте в вере, — говорит он, — будьте мужественны, тверды», даже если вокруг вас возрастает число отступников. Мы не должны уступать никаким искушениям, а исполняться надежды, устремляясь к грядущему. Жить под водительством Духа, Который укреплял Господа Иисуса Христа в Его восхождении в Иерусалим. Наступило время, когда мы призываемся явить, что есть подлинное христианство. Иначе говоря, мужество мыслить и жить по-другому, чем мир, потому что мы — христиане. Не стать рабами его переменчивых мод и идеологий. Устоять в Христовой любви, как устояла в ней наша Церковь среди огненных испытаний минувшего века, не заразившись ненавистью к гонителям.

Но чтобы иметь эту крестную Христову любовь, мы должны, прежде всего, научиться у апостолов ревности о правде и славе Божией, неравнодушию к тому, что совершается в мире, — к поруганию Христа, к отвержению Его, во всецелом предании себя воле Его. «Хочешь ли, мы скажем», — говорят апостолы. И это значит: «Не так, как мы хотим, а как Ты хочешь, Господи. Да будет воля Твоя!» Нам надо приобщиться хотя бы в малой степени Крестным Страданиям Господа, где Он явил Свою любовь до конца. Тогда у нас откроются глаза, и мы увидим Христа, идущего на страдания и принимающего смерть не только ради тех, кто знает Его, но и ради тех, кто еще не знает Его и, может быть, даже отвергает Его.

Пусть у каждого из нас лицо будет ясным и твердым, как сказано в Евангелии, в хранении истины. Лицо идущего во Иерусалим. В Иерусалим земной, где совершаются до конца истории сражения ради того, чтобы наибольшее число людей могло покаяться и придти ко Господу. И в Иерусалим Небесный к Пречистому лику любви Христовой, обращенного всегда к Церкви Его святой, ко всему роду человеческому.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Представьте себе ситуацию. Человек на протяжении долгих лет ухаживает за своим престарелым родственником. Покупает ему продукты, наводит порядок в квартире, выводит на прогулку. Вобщем, тратит на него большую часть своего времени, денег и душевных сил. Вдруг родственник умирает, не оставив завещания. Поскольку вы опекун, по логике, все наследство должно перейти вам. И тут, откуда ни возьмись, в самый последний момент появляется родня, которая также претендует, ни много ни мало, на добрую половину наследства. Справедливо? По букве закона, наверное, да. По-человечески, обидно, и вас гложет чувство, что с вами поступили несправедливо, а эти люди, которые прикрылась именем вашего почившего родственника, поступают подлецы. Вот именно с таким чувством апостолы запрещают человеку, который не ходил с ними, изгонять бесов именем Иисуса Христа. Они видят в нем выскочку и конкурента. В глазах учеников, которые думают, что их учитель вот-вот станет царем в Иерусалиме, он пытается занять место, которое в будущем царстве Мессии принадлежит кому-то из них. Это значит, что кто-то из них лишится своей части наследства. Это несправедливо, ведь именно они ходят со Христом и делят с Ним все тяготы Его странствований. Похожие чувства одолевают учеников и по пути в Иерусалим, когда их не пускают в селения самарян. Иаков и Иоанн даже призывают Христа использовать Его сверхъестественную силу и наказать обидчиков, которые не оказали им гостеприимства. Им горько, ведь они беззащитные путники, а с ними поступили так несправедливо.

Однако и в первом и во втором случае, Христос, отказывается восстановить такую, казалось бы, очевидную правду. Более того, он упрекает учеников в том, что их требования не имеют ничего общего с духом Евангелия. Оказывается Он пришел не для того, чтобы наказывать грешников и беззаконников, не для того, чтобы восстановить справедливость. Он пришел для того, чтобы дать всякому человеку шанс и силы сделать это самостоятельно. О чем же идет речь?

Как вы думаете, если собрать вместе всех злодеев, посадить их на огромный корабль, вывезти на необитаемый остров, поставить по периметру этого острова ангелов, решит это проблему несправедливости в мире? Если в добавок к этому накормить всех людей, дать им достойную зарплату, ликвидировать очереди, сделать медицину и образование качественными и бесплатными, в общем создать внешне идеальное общество, это поможет искоренить зло? Мы знаем, что подобных попыток в истории человечества было множество. Ни одна из них успехом не увенчалась. Ведь посмотрев на свою жизнь, каждый, наверное, согласится, что любая несправедливость, любое зло, в конечном счете, своими корнями уходит в человеческое сердце. Именно там рождаются дурные впечатления и помыслы, которые потом становятся реальными делами. А потому ни демонстрации, ни забастовки, ни революции, ни даже огонь с неба  не помогут окончательно искоренить в этом мире несправедливость. Это всего лишь жалкие средства на время подавить симптомы. Зло как жило в сердце человека, так и останется там жить. И вопрос времени, когда его ростки пробьются и принесут горький плод в обществе внешне благополучных и обеспеченных людей.

Поэтому Христос никогда не призывал, например, к восстанию против Рима. Хотя многие именно этого от Него ожидали. Его призыв намного глобальнее: хочешь справедливости, начни с себя самого, вырви зло из своего сердца. А я дам тебе для этого все силы и возможности. И тогда вокруг тебя в этом мире возникнет пусть маленький, но вполне реальный островок правды, порядка и мира. Один из подвижников Русской Церкви, прп. Серафим Саровский, так перефразировал слова Спасителя: «приобрети мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Путь реального переустройства мира – путь изменения собственного сердца. Ведь именно через такого человека, душа которого очищена от зла и страстей, начинает действовать в этой жизни Сам Бог.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О тех, кто с нами, и кто против нас

(Лк.9:49–56)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды один из учеников сказал Иисусу Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что не ходит с нами». Но Господь сказал ему: «не запрещайте, ибо, кто не против вас, тот за вас». Этот отрывок часто приводят в доказательство, что вовсе не обязательно быть в едином стаде, в единой видимой Церкви.

Но ведь ученики в то время были еще плотскими, поэтому и Господь говорил с ними как с плотскими. Когда Святой Дух сойдет на них, то наставит на всякую правду: научит и как разрешать, и как связывать, и как присоединять к Церкви, и как отлучать от нее. Научит и как определять: кто в Церкви, а кто вне ее. В Деяниях Апостолов говорится, например, о некоем Аполлосе, который «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил о Господе», но не вполне правильно (Деян.18:24-28). Когда же ему «точнее объяснили … путь Господень», он смиренно внял наставлениям. И через это выяснилось, что он «не против вас».

Но в общении с сектантами видим совсем другое. Видим слепоту ко всем аргументам. Они боятся взять в руки книгу по церковной истории. Они не хотят знать фактов участия Божией Матери и святых Ангелов в жизни людей. Разговоры с ними мгновенно превращаются в споры. В их учебных заведениях идет прямое натаскивание против Церкви, без конца повторяются обвинения, которые уже давно и многократно объяснены в церковной литературе. Приходилось слышать от них такие сладкие слова, что, дескать, просто все люди разные: одни хотят молиться в храме, другие – на травке почитать слово Божие. Но в своих собраниях они проповедуют, что Православная Церковь и есть тот самый зверь, в которого древний дракон, то есть диавол вдохнул свой дух (Откр. 13).

Невозможно быть просто не с нами. Чтобы удержаться на плаву, им надо активно быть против нас. Они обязательно должны прямо или косвенно нападать на нас, потому что им надо объяснить, почему, вопреки словам Апостола, что «едина вера» (Еф.4:5), – у них все же своя, иная вера, которой всего сотня-другая, а то и десяток-другой, лет.

Слово Божие учит: «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Духовный человек не будет желать, «чтобы огонь сошел с неба и истребил» всякого, кто не ходит за нами или не принимает нас. Он подойдет с любовью и кротостью, как Акила и Прискилла к Аполлосу. Он внимательно распросит о вере, изложит свою веру. И оттого, отвергнут ли с гордостью его слова, или со вниманием выслушают, будет ясно: с нами здесь или против нас. А дальше тоже по слову Божьему: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10-11).

Церковный календарь. 3 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 3 ноября

Читаем Апостол. 3 ноября

Благая часть. 2 ноября

Мульткалендарь. 3 ноября. Преподобный Иларион Великий

Мульткалендарь. 3 ноября. Преподобный Иларион схимник Печерский

День ангела. 3 ноября

Этот день в истории. 3 ноября

Православный календарь с праздниками на 2022 год

Жизнь православного христианина размерена календарем, в котором каждый день посвящен тому или иному празднику, святому, событию церковной или Священной истории. Перед вами — православный календарь важнейших праздников на 2022 год

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

НАТАЛЬЯ ВАРСЕГОВА

Журналист КП

Церковные православные праздники разделяют на великие, средние и малые. Великие же, в свою очередь, также подразделяются на три группы. Во-первых, это Святая Пасха, праздник праздников для всех христиан всего мира; Пасха, показывающая нам, что Христос воистину воскрес, явив тем самым непреложное торжество Православия. Во-вторых и в-третьих, это праздники двунадесятые, непереходящие и переходящие.

Двунадесятые праздники — это годичный цикл из 12-ти («двунадесять») торжеств, часть из которых всегда отмечают в одни и те же даты (непереходящие), а другая часть зависит от дня празднования Пасхи.

По иной классификации эти праздники делятся на Господские и Богородичные.

Календарь великих православных праздников в 2022 году

Фото: pravoslavie.ru

Календарь православных постов в 2022 год

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.

Сплошные седмицы — недели, в которых нет постов в среду и в пятницу — в 2022 году:

Дни особого поминовения усопших в 2022 году

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 6 февраля
  • Суббота мясопустная — 26 февраля
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста — 19 марта
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста — 26 марта
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста — 2 апреля
  • Поминовение усопших воинов — 9 мая
  • Радоница — 3 мая
  • Суббота Троицкая — 11 июня
  • Суббота Димитриевская — 5 ноября

«Как День Победы»

И для примера приведем цитату протоиерея Игоря Фомина, который объясняет, с каким светским праздником можно сравнить двунадесятое торжество:

— День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла, — считает отец Игорь. — Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 Мая. День Победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название — «День Победы», — все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Когда человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру.

Рождество Пресвятой Богородицы

По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна были людьми весьма благочестивыми. Жили они в достатке, но не кичились им, а за все благодарили Бога и раздавали милостыню. Одно огорчало Иоакима и Анну — они были бездетны, хоть и в годах. Окружающие судили их: якобы бесплодие — это наказание за какие-то страшные грехи. Как-то раз Иоаким принес дары в храм, но был жестоко высмеян присутствующими. «Как ты можешь, мол, приходить сюда, если ты бесплоден».

Иоаким настолько был огорчен, что ушел в пустыню, где беспрестанно молился и постился. Анна же оставалась в доме и тоже молилась, искренне считая себя виновницей их бездетности.

И когда в сердцах обоих супругов от горя не осталось ни капли гордыни и тщеславия, Господь явил им Свою милость. Ангел Божий явился сначала Анне, а потом и Иоакиму, сказав, что их молитвы услышаны и они родят ребенка, которого будет славить весь мир.

Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево, /
радость возвести всей вселенней: /
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
и разрушив клятву, даде благословение, /
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Благовещение святому Иоакиму. Мозаика. 1100 г. , монастырь Успения Божией Матери, Дафни, Греция

Это интересно

Рождество Пресвятой Богородицы: когда и как правильно отмечать

В сентябре православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы — первый праздник в новом церковном году

          Подробнее

          Воздвижение креста Господня

          Иерусалим. 326 год от Рождества Христова. В этом году византийская царица Елена, будучи в преклонном возрасте, но абсолютно ясном уме, отправилась в Палестину, чтобы найти место захоронения Креста Господня, на котором он был распят. Стоит ли говорить, что сия реликвия и по сей день имеет величайшую ценность у христиан.

          Что любопытно, царице удалось отыскать одного пожилого человека, который указал на некую заваленную мусором пещеру под языческим храмом. Очевидно, спустя 293 года в тех местах люди из уст в уста передавали друг другу историю страшного распятия Христа и чтили его святость. Елена велела раскопать пещеру и обнаружила там три креста, а рядом табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Какой из этих крестов — Христов?

          Сильна была вера царицы и сопровождающего ее патриарха Макария. Они стали прикладывать эти кресты к болящей женщине, в надежде, что Господь явит чудо исцеления через животворящую силу Своего Креста. Так и произошло. Болящие исцелялись, мертвые воскресали.

          Когда от сомнений не осталось и следа, патриарх Макарий трижды поднял (воздвиг) Крест на возвышении, а народ, прознавший о Великом Чуде, кланялся святыне.

          Тропарь праздника:

          Спаси, Господи, люди Твоя /
          и благослови достояние Твое, /
          победы православным христианом на сопротивныя даруя /
          и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

          Это интересно

          Воздвижение Креста Господня: как правильно поститься, праздновать и соблюдать приметы

          В сентябре православные христиане отмечают праздник Воздвижения Креста Господня

                  Подробнее

                  Введение во храм Пресвятой Богородицы

                  Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм. Так они выполнили обет, который дали Богу, молясь о том, чтобы Он дал им ребенка.

                  Этот день был особенным в жизни маленькой девочки. В доме Иоакима собрались многочисленные родственники, друзья, соседи. Все дружно наблюдали за тем, как родители облачают дитё в нарядные одежды. После вся с песнями и зажженными свечами устремились к храму.

                  В святой обители трехлетнюю девочку ждали священники во главе с первосвященником. Ребенку предстояло взойти по 15-ти высоким ступеням. По легенде, Мария легко взобралась на них, словно ей помогал сам Господь. К удивлению присутствующих, первосвященник взял малышку за руку и ввел ее самое святое место в храме, так и называемое Святое святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника и только раз в году.

                  По свидетельству историка Иосифа Флавия, Дева Мария, скорее всего, жила в одном из помещений, предназначенных для благочестивых дев, рукодельничала и молилась Богу. Но в то же время свидетельств, как росла девочка, не осталось. В Евангелии одно из первых упоминаний Богородицы связано с явлением Ей Архангела Гавриила. Но это уже совсем другая история.

                  Тропарь праздника:

                  Днесь благоволения Божия предображение /
                  и человеков спасения проповедание /
                  в храме Божии ясно Дева является /
                  и Христа всем предвозвещает. /
                  Той и мы велегласно возопиим: /
                  радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

                  Это интересно

                  10 приложений для верующих

                  Специальные программы для смартфонов и компьютеров помогут прослушать Библию на разных языках, выучить молитвы, иметь под рукой календарь православных праздников и постов

                  Подробнее

                  Рождество Христово

                  Об этом празднике написано очень много. Но суть его проста — Христос родился.

                  Кто такой Христос? Сын Божий. Зачем Он родился? Мир спасти. В этих двух словах и кроется весь смысл праздника.

                  На протяжении всего Ветхого Завета пророки говорят о том, что со временем должен явиться Мессия (Спаситель). «Не оскудеет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему — покорность народов» (Быт. 49:10). Примиритель — это Христос, который должен искупить людской грех и примирить человека с Богом. Но по сути эту истину понимали лишь пророки. В большинстве своем евреи ждали Мессию для избавления от римского ига. И когда Христос был арестован и осужден, народ кричал «распни Его», разочаровавшись в том, что Он не оправдал их земных ожиданий.

                  Тропарь праздника:

                  Рождество Твоё, Христе Боже наш, /
                  возсия мирови свет разума: /
                  в нем бо звездам служащий, /
                  звездою учахуся, /
                  Тебе кланятися Солнцу правды, /
                  и Тебе ведети с высоты Востока: /
                  Господи, слава Тебе.

                  Рождество Христово, фреска. Каппадокия

                  Это интересно

                  Рождество Христово в России

                  Было время, когда этот праздник считался у нас любимейшим, а были периоды его забвения. А что теперь? Об этом читайте в нашем материале про Рождество Христово в России

                  Подробнее

                  Крещение Господне (Богоявление)

                  В Евангелии от Марка об этом событии говорится так: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9-11).

                  Но зачем крестился Иисус Христос? Ведь Он же и есть Бог. И вот тут вспомним, что праздник сей именуется еще и как Богоявление. В Евангелии говорится о том, как во время Крещения Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, а с небес прозвучал голос Бога Отца. В этот момент всем присутствующим явилась Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В понимании христианина это есть великое чудо, которое приближает нас к Самому Богу.

                  Тропарь праздника:

                  Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/
                  троическое явися поклонение, /
                  Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
                  возлюбленного Тя Сына именуя, /
                  и Дух в виде голубине, /
                  извествоваше словесе утверждение. /
                  Явлейся Христе Боже, /
                  и мир просвещей, слава Тебе.

                  Это интересно

                  Крещение Господне: традиции и история праздника

                  Чтобы не заболеть после купание на Крещение господне, нужно как следует подготовиться. «Комсомольская правда» рассказывает о празднике и дает советы

                    Подробнее

                    Сретение Господне

                    Это один из самых лиричных двунадесятых праздников. Наверное, не зря он вдохновил поэта Иосифа Бродского на написание прекрасного стихотворения «Сретение». В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. И Богородица, согласно ветхозаветной традиции, принесла Младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

                    И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча Младенца со старцем Симеоном, который очень ждал этого события. Когда-то он переводил ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий и вдруг прочел: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Не Дева, а жена, подумал старец и хотел было так и написать, но ангел Божий остановил его, сказав, что отныне Симеон будет жить, пока не увидит Сына Господня.

                    Праведный Симеон жил очень долго. Возможно, он даже устал от земного существования, но безропотно ждал исполнения воли Божией. И когда он воспринял Младенца из рук Марии, то произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».

                    Тропарь праздника:

                    Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

                    Сретение Господне. Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана

                    Это интересно

                    Сретение Господне

                    15 февраля православные отмечают один из самых лиричных праздников — Сретение Господне

                    Подробнее

                    Благовещение Пресвятой Богородицы

                    В Иерусалимском храме Дева Мария жила и воспитывалась до 14 лет. Далее у нее был выбор — выйти замуж или вернуться в отчий дом. Мария не хотела ни того, ни другого. Священники обручили ее с 80-летним Иосифом, который взял на себя обет хранить Ее девство. Будучи обрученной, Мария жила при храме. И в один день ей явился Архангел Гавриил и принес благую весть: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…, и Царству Его не будет конца».

                    Мария спросила Архангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

                    «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», — ответил Гавриил. Тогда Мария сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

                    Тропарь празднику:

                    Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

                    Это интересно

                    Благовещение: история и традиции праздника

                    Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. «Комсомолка» рассказывает, когда и как отмечают Благовещение — один из главных праздников в христианстве

                      Подробнее

                      Преображение Господне

                      Событие, произошедшее на горе Фавор, — еще одно свидетельство Божественной сущности Иисуса Христа. В один день Господь позвал троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна — подняться на гору Фавор. Он не сказал им, для чего, но они послушно пошли вслед за Ним. На вершине Господь вдруг преобразился. Его одежды сделались настолько ярко белыми, что вряд ли на земле можно найти аналог этого цвета. Ученики сильно растерялись, но они были еще больше ошеломлены, когда увидели рядом с Христом пророков Моисея и Илию. И они беседовали с Ним! Святое Писание не передает нам суть этой беседы, но через слова Петра мы чувствуем, какая в этот момент на горе Фавор была благодать. «Господи! Хорошо нам здесь быть, — воскликнул Петр. — Если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки)». Но и это еще было не все. Облако осенило их и раздался оттуда голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте».

                      Господь открыл Себя избранным ученикам и показал, что через преображение души можно воссоединиться с Богом.

                      Тропарь празднику:

                      Преобразился еси на горе, Христе Боже, /
                      показавый учеником Твоим славу Твою, /
                      якоже можаху: /
                      да возсияет и нам грешным /
                      свет Твой присносущный, /
                      молитвами Богородицы, /
                      Светодавче, слава Тебе.

                      Успение Пресвятой Богородицы

                      Об окончании земной жизни Богородице возвестил Архангел Гавриил, сказав, что через три дня Господь возьмет ее к Себе. Перед кончиной Дева Мария очень хотела увидеть всех апостолов, чтобы успеть проститься с ними. К тому времени она жила в Эфесе, а ученики Христовы проповедовали по всему миру слово Божие.

                      Господь явил Ей чудо: Богородица предала душу Господу в окружении апостолов и под ангельское пение. Лишь апостол Фома промыслительно опоздал к Успению. К моменту его прибытия, ученики уже погребли тело Богородицы в пещере, но ради Фомы решили отодвинуть камень от гроба.

                      Отвалив камень, они увидели, что тела Девы Марии там нет, а значит, она была вознесена Богом на Небо. Смерть Богородицы называется Успением, потому что она словно уснула и проснулась в вечной жизни, чтобы быть нашей Заступницей перед Богом.

                      Тропарь праздника:

                      В рождестве девство сохранила еси, /
                      во успении мира не оставила еси, Богородице: /
                      преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, /
                      и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

                      Это интересно

                      Успение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника

                      Когда отмечают Успение Богородицы и о чем вспоминают верующие в этот день

                        Подробнее

                        Вход Господень в Иерусалим

                        В Иерусалим Христос вошел, сидя на осле. С этого праздника начинается Страстная Седмица — дни особых страданий Господа. Народ встречает Христа как Царя-освободителя, Он и только Он, по их разумению, должен принести долгожданную свободу от римского ига. Но именно в Святом Граде Христос выпьет Чашу Своих мучений до дна. Его предадут, оплюют и распнут на кресте вместе с самыми отпетыми разбойниками. А пока толпы людей держат в руках пальмовые ветви (вайи) и кричат: «Осанна в Вышних! Благословен Грядый во имя Господне!». Пройдет всего несколько дней и они же, не узрев в нем Царя земного, будут кричать: «Распни Его!».

                        Тропарь праздника:

                        Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

                        Вознесение Господне

                        Суть этого праздника не всегда понятна и ясна. Это не Рождество или Пасха. На 40-ой день после Своего Воскресения Господь покинул землю и вознесся на Небо. 40 дней он еще находился рядом со Своими учениками, и вдруг оставил их одних. Казалось, бы, апостолы должны были печалиться, а они тихо радовались. Радовались тому, что Своим Вознесением Господь указал им Царство Небесное. Именно туда должен стремиться попасть каждый последователь учения Христова, вслед за Своим Учителем. В этот день, по словам святых отцов, Господь соединил небесное и земное. Он во плоти вознесся в обитель Бога Отца. Туда, где и он должен находиться.

                        Тропарь праздника:

                        Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, /
                        радость сотворивый учеником /
                        обетованием Святаго Духа, /
                        извещенным им бывшим благословением, /
                        яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

                        Это интересно

                        Вознесение Господне: история и традиции праздника

                        Вознесение Господне — важный день для всех верующих. «Комсомолка» рассказывает, когда отмечают Вознесение Господне и как правильно провести этот день

                        Подробнее

                        Святая Троица

                        Святую Троицу еще именуют праздником Пятидесятницы (ветхозаветный праздник, установленный в память о даровании Богом Синайских заповедей). Спустя 50 дней после Пасхи апостолы собрались в Иерусалиме. Они находились в доме, когда с неба вдруг раздался сильный шум и в воздухе появились огненные языки. Ученики и Дева Мария начали молиться. Языки пламени останавливались на каждом из молящихся. Так все находившиеся внутри дома исполнились Духа Святого. Они заговорили на языках, которых прежде не знали. Они получили особую благодать от Бога, чтобы проповедовать слово Божие по всей земле. Вскоре ученики разошлись по разным странам, рассказывая о Христе.

                        Тропарь праздника:

                        Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

                        Это интересно

                        Троица: история и традиции праздника

                        «Комсомолка» решила рассказать все самое интересное о празднике, символизирующем триединство Бога

                        Подробнее

                        Православный церковный календарь

                        ноября

                        2022

                        Как роза, растущая среди шипов, так был этот великий святой, родившийся от родителей-язычников в деревне Табата близ Газы в Палестине. Родители отправили его учиться в Александрию, где одаренный юноша быстро усвоил как светскую ученость, так и духовную мудрость. Познав Христа Господа и приняв крещение, он всем сердцем пожелал служить Господу. С этим желанием Иларион посетил преподобного Антония Великого в пустыне и стал его учеником. Затем он вернулся на родину и подвизался под Маиумой, недалеко от Газы. Демоны пытались устрашить его разными ужасами, но он молитвой к Богу и крестным знамением преодолел их всех и прогнал. Вокруг него собралось множество жаждущих духовной жизни, и святой Иларион стал для Палестины тем, чем был святой Антоний для Египта. Божественный учитель, строгий подвижник, чудесный чудотворец, Иларион почитался не только христианами, но и язычниками. Он же, боясь похвал людских и восклицая сквозь слезы: «Горе мне, ибо получаю я награду в этой жизни!», бежал с места на место только для того, чтобы скрыться от людей и остаться наедине со своей душой и Бог. Поэтому он поселился и жил какое-то время в Египте, Сицилии, Далмации и, наконец, на Кипре, где его жизнь, полная тяжелого труда, подошла к концу примерно в 372 году, когда ему исполнилось восемьдесят лет. Чудотворные мощи Илариона были перенесены Иезекиилем, одним из его учеников, в Палестину и положены в основанной им обители9.0042

                        Подробнее…

                        Он родился от именитых и набожных родителей. Его бездетная мать долго молила Бога дать ей ребенка и, когда она была на молитве, явилась ей Пресвятая Богородица и утешила ее словами: «Не плачь; у тебя родится сын, и он многих приведет к свету истины». Когда Илариону было всего три года, в его устах постоянно звучал гимн: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф». , в восемнадцатилетнем возрасте принял монашество и основал монастырь на основании правления святителя Пахомия.В 1134 году был рукоположен во епископа Меглинского Евстафием, архиепископом Трновским.Преподобный Иларион почти всю жизнь вел борьбу с богомилами и армянских еретиков, но своей духовной ученостью и несравненной святостью всех их посрамил и многих привел в Православие, мирно ушел в покой и отошел в Царство Господне в 1164 г.

                        Подробнее…

                        Родился в Крисополисе в Македонии, был взят турками у матери, вдовы, и брошен в тюрьму вместе с одним из своих братьев. Они были чудесным образом освобождены из заточения Пресвятой Богородицей и взяты в монастырь в Неаполе в Малой Азии. Позже их мать нашла своих сыновей монахами, а сама стала монахиней. Филофей отправился на Святую Гору, где жил сначала в монастыре Дионисия, а потом в дебрях. Чудесный подвижник и великий победитель бесовских сил, он мирно упокоился в возрасте восьмидесяти четырех лет. Он оставил указание не хоронить его, а бросить тело в лес на растерзание птицам и диким зверям. Позже рыбак увидел ночью в лесу большой свет и, замерзнув, пошел у него погреться, думая, что это костер. Но свет исходил от чудотворных мощей преподобного Филофея.

                        Подробнее…

                        Святые мученики Дасий, Гай и Зотик приняли мученическую кончину в 303 году, при императоре Диоклитиане (284-305), за разрушение идольского капища. После истязаний мучеников утопили в море.

                        Подробнее…

                        Преподобные Виссарион (Сарай), иеромонах (1745 г.), и Софроний Чорарский, монах (ок. 1765 г.), исповедники, и св. Румыния

                        Подробнее…

                        Святой Иоанн был из Монембасии на Пелопоннесе. В то время регион находился под турецким игом и подвергался частым набегам албанцев, которые захватывали христиан для продажи в рабство. Во время одного из таких нападений отец Иоанна был убит, а мальчик и его мать были взяты в плен в Ларису, где их продали турку из Фессалоники. Этот человек, у которого не было сына, хотел усыновить Иоанна и сделать его мусульманином. Но ничто не могло переубедить пятнадцатилетнего юношу: заманчивые обещания, угрозы побоями, колдовство, которым жена турка заставила его лишиться целомудрия, — все было напрасно. Иоанн оставался недвижим, как скала, и предпочитал голодать целыми днями, чем нарушать церковные посты. Турок пришел в ярость из-за того, что ему не удалось одолеть своего молодого раба, и вонзил меч ему в живот. Два дня мучился Иоанн, прежде чем отошел в обитель блаженных.

                        Подробнее …

                        Читать подробности …

                        Читать подробнее …

                        . …

                        Подробнее…

                        Подробнее…

                        Преподобные Феофил и Иаков (Иаков) Монашенские подвизались на острове Омуче (память 12 июня). В 139 году6 в Псковской епархии на реке Омуче, недалеко от города Порхова, святители Феофил и Иаков устроили пустынный монастырь в честь Успения-Успения Пресвятой Богородицы. Их кончина произошла позже, примерно в 1412 году.

                        Ноябрь 2022
                        Вс Mon Tue Wed Thu Fri Sut
                            1
                        fast-free
                        2
                        oil
                        3
                        fast -free
                        4
                        oil
                        5
                        fast-free
                        6
                        fast-free
                        7
                        fast-free
                        8
                        fast-free
                        9
                        oil
                        10
                        fast-free
                        11
                        oil
                        12
                        fast-free
                        13
                        Fast Fast
                        14
                        Fast Free
                        15
                        Fast Free
                        16
                        . 0150
                        fast-free
                        18
                        oil
                        19
                        fast-free
                        20
                        fast-free
                        21
                        fast-free
                        22
                        fast-free
                        23
                        oil
                        24
                        fast-free
                        25
                        oil
                        26
                        fast-free
                        27
                        fast-free
                        28
                        oil
                        29
                        oil
                        30
                        oil
                             

                        If You понравилась наша работа и усилия, тогда, пожалуйста, рассмотрите возможность сделать пожертвование:

                        Фазы Луны для
                        ноябрь,
                        2022
                        (Сербия)

                        01 ноября 2022 года, первая четверть
                        08 ноября 2022 года, полнолуние
                        16 ноября 2022 года, третья четверть
                        23 ноября 2022 года, новолуние
                        30 ноября 2022 года, первая четверть

                         

                        Календарь Православных Святых – Православная Церковь Всех Святых

                        Ноябрь 2022 г. =>

                        1

                        св. Косма и Дамиан Св. Феодота мученики Иоанн и Иаков

                        2
                        БЫСТРО

                        св. Ациндин и Пегасий св. Афтоний и Элпидефор Св. Маркиан Кипрский

                        3

                        Мученик Акепсима Дост. Поэмен ЗографСв. Снадулья

                        4
                        БЫСТРО

                        Вен. Иоанникий Великомученики Никандр и Ерма

                        5

                        св. Галактеон и Эпистемида Св. Григорий АлександрийскийАпостол Патроб (70 лет)

                        6

                        Св. Павел Исповедник Дост. Люк ТауроменVen. Варлаам Хутынский

                        7

                        33 мученика Мелитины Дост. Лазарь ЧудотворецДв. Зосима

                        8

                        Собор архангелов Михаила, Гавриила и всех воинств небесных

                        9
                        БЫСТРО

                        мучеников Онисифора и Порфирия свв. Евфимий и Неофит

                        10

                        Апостолы Эраст, Олимп, Иродиан, Сосипатр, Кварт и Тертий (из 70)

                        11
                        БЫСТРО

                        Великомученик Меннамученики Виктор и Винкентмученица Стефанида

                        12

                        Святой Иоанн МилостивыйVen. Нил Поспешник св. Иоанн, юродивый за Христа

                        13

                        Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский мученик Антонин

                        14

                        Апостол Филипп (из 12) Император Юстиниан и его жена Феодора

                        15
                        ВИНО/МАСЛО

                        св. Гурия, Самона и Авива, исповедников св. Деметрий Фракийский

                        16
                        ВИНО/МАСЛО

                        Апостол и евангелист Матфей св. Фульвиан, принц Эфиопии

                        г.

                        17
                        ВИНО/МАСЛО

                        Святитель Григорий ЧудотворецСв. Лазарь, иконописец, мученик Гаврон, Грузинский

                        18
                        БЫСТРО

                        Мученики Платон, Роман и ВарулаМученик Закхей диакон

                        19
                        РЫБЫ

                        Пророк Авдиймученик Варлааммученик Илиодор

                        20
                        РЫБЫ

                        Предварительный вход EntryVen.

                        Добавить комментарий

                        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                        Related Posts

                        Разное

                        Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

                        Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

                        Как читать Библию

                        Ветхий Завет

                        Новый Завет

                        Текст Библии, цитаты и толкования

                        Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

                        Разное

                        Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

                        Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

                        5 мест и ещё 6 неподалёку

                        храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
                        мы