Праздник православный 3 октября: по церковному и народному календарю
Содержание
Какой церковный праздник 3 октября и что нельзя делать
Православные верующие 3 октября почитают память великомученика Евстафия Римского.
Великомученик Евстафий Римский
Евстафий был выдающимся римским полководцем и жил в I веке во времена правления императора Траяна. До крещения он носил имя Плакида.
Однако слава и богатство выдающегося военачальника не сделали его бесчувственным к чужому горю. Всегда отличался милосердием и добротой к людям, помогая всем бедствующим и страждущим.
По преданию, Плакида принял христианство после того, как стал свидетелем чуда, которое с ним произошло во время охоты. Воевода увлекся преследованием оленя, как вдруг между рогами животного он увидел сияющий крест с распятым на нем Спасителем, и голос: «За что ты гонишь меня, того, кто желает твоего спасения».
Вернувшись домой, мужчина крестился вместе с женой и двумя детьми. Вместе со святым Крещением приняли они и новые имена: Плакида был наречен Евстафием, супруга — Феопистией, сыновья — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).
Вскоре на Евстафия Римского обрушились бедствия: воры расхитили его богатство, умерли все его слуги и пал весь скот, супруга попала в руки разбойников, одного из сыновей схватил лев, другого — волк. Но он смиренно переносил все невзгоды. Император Траян тем временем начал войну. Он вспомнил полководца и призвал его в Рим.
Во время дальнего похода военачальник узнал в двух своих солдатах потерянных сыновей, а в одном из селений нашел жену, захваченную много лет назад разбойниками. Война закончилась победой. С почестями и славой вернулся Евстафий в Рим.
Император пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением. Но Евстафий отказался поклониться языческим богам. Разгневанный император разжаловал прославленного полководца. Вся семья святого Евстафия Римского была предана мученической смерти, пишет utro.ru.
Астафий Ветряк — традиции 3 октября
На Руси обычно 3 октября выдавался ветреным, поэтому святого Астафия (переделанное на русский манер имя Евстафий) прозвали Ветряком. По ветру крестьяне предсказывали погоду на ближайшее время и судили о характере зимы. Если на Астафия Ветряка дул ветер с севера, то это — к стуже. С юга — к потеплению. Западный— сулил осадки, а восточный — теплую и солнечную погоду.
Существовало поверье, что ветер, поднявшийся на Астафия Ветряка, может срывать не только листву, но и способен «сдуть» красоту с лиц молодых женщин. Обезвредить ветер можно было специальным ритуалом. Накануне возле порога дома в землю втыкали осиновый прут. Хозяйка дома утром выходила на улицу, брала подготовленную веточку и хлестала ей по дороге, бросая зерно и читая особые слова. Считалось, что после этого обряда ветер не принесет никому вреда.
В этот период начиналась работа на ветряных мельницах, и крестьяне перемалывали зерно свежего урожая. Именно 3 октября отмечался праздник мельников. Ведь именно ветер крутит лопасти и позволяет делать работу быстро. Еще 3 октября начинали сплавлять хлеб по воде. Ведь паруса раздувались, а реки еще не были скованы льдом.
Мужчины в праздник Астафия удобряли землю навозом. Считалось, что эта работа является гарантией хорошего урожая на следующий год.
Что можно делать 3 октября
Необходимо проветривать всю одежду на улице, подставить ее под последние солнечные лучи или прокалить на морозе, в зависимости от погоды.
Жилище нужно окуривать можжевельником, зверобоем или полынью от нечисти.
Окна и зеркала надо вымыть раствором со святой водой, а вечером зажечь дома свечу.
На Астафия Ветряка стоит прислушаться к своему организму. Если ощущается напряжение в шее, значит на ней висят лишние обязанности, пока сменить работу или цель в жизни. Дискомфорт в спине означает, что требуется больше отдыха. Если усталость в ногах, то следует сменить образ жизни на более активный. Чувствуется зажатость рук — пора сделать то, о чем давно мечтали.
Что нельзя делать 3 октября
- Если вы брали у кого-то «взаймы» кухонную утварь — сковороду, кастрюлю, тарелку или даже чашку, то пустой возвращать ее нельзя. В противном случае в вашей посуде также будет пусто. Это же относится и к сумкам.
- На Астафия Ветряка после мытья рук нельзя стряхивать воду, руки нужно вытирать, чтобы не наплодить чертей. Данный запрет связан с давней легендой, когда черт, который упал с неба и остался в одиночестве, попросил войско у Бога. Тогда Господь посоветовал ему опустить руки воду и стряхнуть — будет столько чертей, сколько образовалось брызг.
- 3 октября категорически не стоит сажать за стол 13 человек. Лучше позвать соседей или еще кого-то. Как и другие поверья, это связано с числом 13 и переносит нас к библейскому сюжету тайной вечери, где тринадцатым человеком был Иуда.
- Как правило 3 октября совершается много обманов, люди грешат, а в мир подкидывают иллюзии. Поэтому Астафий Ветряк энергетически очень тяжелый.
- Не дарите людям подарков и не принимайте их сами, не выясняйте отношения и не затевайте ссор.
Приметы на Астафия Ветряка
- На улице 3 октября сыро и туманно, а в воздухе летает много белой длинной паутины — осень будет благоприятной, а снег выпадет не скоро.
- Шишки на елке низко растут — к ранним морозам, высоко — настоящие холода ударят в конце зимы.
- На Астафия Ветряка сухая погода за окном — зимой будет мало снега.
- Лист с клена и березы опадает не чисто — зима ожидается суровая.
3 Октября 2022 года — Православный Церковный календарь
понедельник
Старый стиль
20 сентября
понедельник
Новый стиль
Еф.1:22 — 2:3 (зач. 219). Лк.3:19-22 (зач. 10). Мчч.: Ин.15:17 — 16:2 ** (зач. 52). Вмч.: Еф.6:10-17 (зач. 233). Лк.21:12-19 (зач. 106). ** Евангельское чтение мчч. Михаила и Феодора читается, если им совершается служба. Апостольские чтения мучеников и великомученика совпадают.
Евангелие и Апостол дня
Цитата дня из Библии
Библия за год
Богослужения
Великомученику Евстафию Плакиде и иже с ним
Тропарь великомученику Евстафию Плакиде и иже с ним, глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. / Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Великомученику Евстафию Плакиде
Кондак великомученику Евстафию Плакиде, глас 2
Стра́сти Христо́вы я́ве подража́в/ и Сего́ испи́в усе́рдно ча́шу,/ о́бщник, Евста́фие, и сла́вы снасле́дник был еси́,/ от Сама́го всех Бо́га// прие́мля с высоты́ боже́ственное оставле́ние.
Перевод:
Страданиям Христовым открыто подражав и Его чашу испив усердно, ты был участником и наследником славы Самого Бога всех, принимая с Небес божественное прощение.
Молитва великомученику Евстафию Плакиде
О, пресла́вный, святы́й и многострада́льный великому́чениче Христо́в Евста́фие! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, святу́ю па́мять твою́ пра́зднующих. Испроси́ на́м у Го́спода многомо́щными моли́твами твои́ми благода́ть, я́же ко спасе́нию, и все́х грехо́в, соде́янных на́ми, проще́ние, земли́ благопло́дие, ми́ру ми́рное устрое́ние и от лю́тых диа́вольских ко́зней свобожде́ние, христиа́нскую кончи́ну жития́ на́шего и немяте́жное чрез возду́шныя мыта́рства к небеси́ прехожде́ние, ты́ бо прия́л еси́ благода́ть сию́ от Го́спода, е́же моли́тися за ны́, и а́ще восхо́щеши по́мощи на́м, почита́ющим свяще́нную па́мять твою́, вся́ мо́жеши сотвори́ти. Не пре́зри у́бо на́с, недосто́йных, страстоте́рпче святы́й, и испроси́ от Го́спода вся́ блага́я и поле́зная душа́м на́шим, я́ко да и мы́ сподо́бимся сла́вити и воспева́ти всесвято́е и великоле́пое и́мя Его́ во преми́рном Ца́рствии Небе́снем, иде́же е́сть все́х святы́х жили́ще, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору
Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 8
Тро́ичнаго Божества́ осия́нием просвети́вся,/ страстоте́рпче вели́кий кня́же Михаи́ле,/ с прему́дрым боля́рином ти Фео́дором,/ самозва́нна к по́двигом устреми́стася,/ сквозе́ огнь не идо́ста,/ кусту́ же и и́долом не поклони́стася, но оплева́ста/ и нечести́ваго царя́ обличи́ста,/ Христа́ же Еди́наго от Тро́ицы Бо́га Су́ща испове́даста./ И того́ ра́ди крове́й свои́х струя́ми обагри́стася, сла́вная./ Те́мже и венца́ от Него́ побе́дная прия́ста,/ и нас свы́ше назира́ета,/ мо́лим вас, святы́я, моли́те Того́,/ я́ко да ва́шими моли́твами изба́вит нас от вся́ких обстоя́щих ны зол/ и пода́ст нам вся блага́я,// и́же Един Сый прославля́емый во святы́х Свои́х.
Перевод:
Бога Троицы сиянием просветившись, мученик великий князь Михаил, с премудрым боярином твоим Феодором, по своей воле на подвиг устремились, через огонь не пошли, кусту и идолам не поклонились, но их отвергли и нечестивого хана обличили, Христа же — Одного из Лиц Троицы — исповедали как Сущего Бога. Потому и обагрились потоками крови своей, прославляемые. Потому и венцы победы от Него получили, и за нами свыше наблюдаете, молим вас, святые, молите Его, чтобы по молитвам вашим Он избавил нас от всяких наступающих бедствий и подал нам все благое, как Единственный Сущий, прославляемый во святых Своих.
Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 4
Жизнь ва́шу му́ченически соверши́вше,/ испове́дания венцы́ укра́сившеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле прему́дре с до́блим Фео́дором,/ моли́те Христа́ Бо́га/ сохрани́ти оте́чество ва́ше/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Перевод:
Жизнь вашу мученически окончив, украсившись мученическими венцами, вы поднялись на Небеса, Михаил премудрый с храбрым Феодором, молите Христа Бога сохранить отечество ваше, город и людей, по великой Его милости.
Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3
Блаже́ннии апо́столом равноче́стнии,/ прия́ли есте́ вене́ц от Христа́,/ зане́же того́ досто́йни,/ Михаи́ле богому́дре и Фео́доре ди́вне,/ мир ми́рови испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:
Блаженные и почитаемые наравне с апостолами, вы получили венцы от Христа, поскольку достойны этого, Богомудрый Михаил и удивительный Феодор, мир испросите миру и душам нашим великую милость.
Кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 5
Со́лнца мы́сленнаго пра́веднаго — Христа́/ озари́вся сия́нием, пребога́те Михаи́ле,/ ви́димому со́лнцу не поклони́лся еси́/ и тва́ри па́че Творца́ не послужи́л еси́/ и нече́стие обузда́л еси́,/ я́рости царя́ не убоя́вся/ и кро́ве свое́й обагре́нием/ Христо́ви предста́л еси́, ра́дуяся. / И ны́не в пренесе́нии моще́й твои́х/ нас свы́ше назира́й и Христа́ Бо́га моли́,/ мо́лимся я́ко спасти́ся нам/ и Правосла́вию непоколеби́му пребы́ти,/ Оте́честву на́шему соблюсти́ся во всем/ моли́твами твои́ми, свя́те,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Перевод:
Солнца духовного праведного — Христа щедро озарившись сиянием, Михаил, видимому солнцу не поклонился ты и твари, больше чем Творцу, не послужил, и нечестие обуздал ты, не побоявшись ярости хана и, обагрившись кровью, предстал ты Христу, радуясь. И сейчас, в день памяти перенесения мощей твоих, за нами свыше наблюдай и Христа Бога моли, молимся, о спасении нашем и о том, чтобы Православию пребывать непоколебимым, отечеству нашему сохраниться во всем по молитвам твоим, святой, по великой Его милости.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 8
Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву я́ко преходя́щую оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле, с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.
Перевод:
Царство земное посчитав ничем, славу как временную ты оставил, по своей воле устремился на подвиг, Троицу проповедал ты перед нечестивым мучителем, мученик Михаил, с храбрым Феодором, Царю Сил предстоя, молите сохранить невредимым отечество ваше, город и людей, да вас непрестанно почитаем.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 2
Вы́шних и́щуще, ни́жняя оста́вили есте́,/ колесни́цу на Небеса́ кровь свою́ сотвори́ли есте́,/ тем собесе́дницы первому́чеником бы́сте,/ Михаи́ле и Фео́доре,// с ни́миже Христа́ Бо́га моля́ще непреста́нно за вся ны.
Перевод:
В поисках Небесного вы оставили земное, соделав свою мученическую кровь колесницей, возводящей на Небеса, потому стали равными первомученикам, Михаил и Феодор, с ними же Христа Бога молите непрестанно обо всех нас.
Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3
Я́ко свети́ла, в Руси́ возсия́вше,/ муче́ния луча́ми сла́вными отрази́сте,/ страстоте́рпцы сла́внии, Михаи́ле и Фео́доре,/ тем вопия́сте:// ничто́же нас отлучи́т от любве́ Христо́вы.
Перевод:
Как светила, просияв на Руси, мучения лучами славы вы отразили, мученики прославляемые, Михаил и Феодор, потому взывали: «Ничто не отлучит нас от любви Христовой» (Рим.8:39).
Преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому
Тропарь преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому, глас 8
От ю́ности возлюби́л Христа́ всем се́рдцем, преподо́бне,/ сла́ву земну́ю я́ко преходя́щу оста́вил еси́,/ и ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в/ ли́ку и́нок ра́достно приче́лся еси́,/ и труды́ мно́гими град Бря́нск, а́ки со́лнце пресве́тло, озари́л еси́:/ тем быв Тро́ицы украше́ние,// моли́, кня́же Оле́же, Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
С юности возлюбил Христа всем сердцем, преподобный, славу земную, как временную, ты оставил, и царство земное посчитав ничем, радостно принял монашество и многими трудами город Брянск, как яркое солнце, озарил ты, потому стал украшением Троицы, моли, князь Олег, Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому, глас 4
Уподо́бился еси́ плодоно́сней ле́торасли/ от ко́рене честна́го,/ Оле́же благоро́дне,/ и́стину возлюби́в и нетле́нный Христо́в живо́т./ Те́мже моли́твою, бде́нием и поще́нием/ свети́льник вели́кий быв твои́м ученико́м,// просвети́, блаже́нне, оте́чество твое́ и спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Уподобился ты плодоносной ветви из почитаемого корня, Олег благородный, истину возлюбив и нетленную жизнь во Христе. Потому молитвой, бдением и пощением ты стал великим светильником для своих учеников, просвети, блаженный, отечество твое и спаси души наши.
Молитва преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому
О, преподо́бне о́тче, благове́рне кня́же Оле́же, уго́дниче Христо́в усе́рдный, моли́твенниче ко Го́споду те́плый, защи́тниче в беда́х и уте́шителю в печа́лех неуста́нный! Воззри́, преблаже́нне, ми́лостиво на град твой и виждь ча́да твоя́, смире́нно ти припа́дающия и служи́ти тебе́ хотя́щия. Не отве́ргни тре́бующия твоея́ по́мощи, но я́ко благоде́тель и хода́тай, моли́ при́сно Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да благослови́т страну́ Росси́йскую, в ми́ре и благове́рии ю́ сохраня́я, гра́ды умножа́я, достоя́ние Свое́ соблюда́я. Вознеси́, богоно́сне о́тче наш, сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных раб твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во святе́й Правосла́вней Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и любве́, благоче́стие непоколеби́мо, любому́дрие христопосле́довательно, да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующая просвети́ти, заблу́ждшия наста́вити, отпа́дшия обрати́ти и привлещи́. Изря́днее же, да вся ча́да Це́ркве Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, по́хотей плотски́х, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жеских. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, моля́щихся тебе́, но помози́ нам ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бед, напа́стей и скорбе́й в сей жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м, и та́ко на земли́ богоуго́дно пожи́вше, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому
Ублажа́ем тя, благове́рне кня́же Оле́же, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Собору Брянских святых
Тропарь Собору Брянских святых, глас 4
Дне́сь ра́достно лику́ет/ земля́ Бря́нская,/ прославля́ющи ча́да своя́,/ Бо́гу угоди́вшая:/ святи́тели и па́стыри,/ преподо́бныя отцы́ и ма́тери,/ благове́рныя кня́зи,/ му́ченики и испове́дники;/ к ни́м же с любо́вию воззове́м:/ о собо́ре святы́й/ и по́лче Боже́ственный,/ моли́твами и предста́тельством/ зе́млю на́шу сохраня́йте,/ е́йже есте́ наде́жда// и утвержде́ние.
Перевод:
Сегодня радостно торжествует земля Брянская, прославляя чад своих, Богу угодивших: святителей и пастырей, преподобных отцов и матерей, благоверных князей, мучеников и исповедников, к ним же с любовью воззовем: «О собрание святых и воинство божественное, молитвами и защитой землю нашу сохраняйте, для которой вы надежда и сила».
Кондак Собору Брянских святых, глас 2
Засту́пницы те́плии Брянския земли́,/ святи́и сро́дницы на́ши,/ ку́пно со Пресвято́ю Богоро́дицею/ и все́ми святы́ми/ Престо́лу Бо́жию ны́не предстоя́ще,/ моли́те Христа́ Бо́га/ ми́р Оте́честву на́шему дарова́ти,/ Правосла́вие утверди́ти,/ е́реси и раско́лы разори́ти,/ и душа́м на́шим// вся́ ко спасе́нию поле́зная испроси́те.
Перевод:
Защитники ревностные Брянской земли, святые соотечественники наши, вместе с Пресвятой Богородицей и всеми святыми Престолу Божию сейчас предстоя, молите Христа Бога мир отечеству нашему даровать, православие утвердить, ереси и расколы разрушить, и душам нашим все полезное для спасения испросите.
В понедельник, Небесным чинам бесплотным
Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Перевод:
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Показать все
Скрыть переводы
Случайный тест
Жития всех святых, памяти которых 3 октября
Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский
Святой Дионисий первоначально жил в городе Афинах. Там он вырос и получил классическое греческое образование. Затем он отправился в Египет, где изучал астрономию в городе Гелиополе. Именно в Гелиополе он вместе со своим другом Аполлофоном стал свидетелем солнечного затмения, произошедшего в момент распятия Господа Иисуса Христа. «Или ныне страдает Творец всего мира, или этому зримому миру приходит конец», — сказал Дионисий. По возвращении в Афины из Египта он был избран членом Совета Ареопага (афинский верховный суд).
Когда святой апостол Павел проповедовал на месте на горе Ареса (Деян. 17:16-34), Дионисий принял его спасительное воззвание и стал христианином. Три года святой Дионисий оставался сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Позже апостол Павел избрал его епископом города Афин. А в 57 году святой Дионисий присутствовал при упокоении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Богородицы святой Дионисий путешествовал из Афин в Иерусалим, чтобы встретить Ее. Он писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего другого, исполненного такой Божественной силы и благодати. Никто не может полностью понять то, что я видел. Признаюсь перед Богом: когда я был с Иоанном, просиявшим среди апостолов, как солнце на небе, когда я предстал перед ликом Пресвятой Девы, я испытал неизреченное ощущение. Передо мной сияло какое-то божественное сияние, которое пронзало мой дух. Я воспринял благоухание неописуемых ароматов и исполнился такого восторга, что изнемогало само тело мое, и дух мой с трудом переносил эти знаки и знаки вечного величия и небесной силы. Благодать от нее переполняла мое сердце и потрясала самый мой дух. Если бы я не имел в виду твоего наставления, я бы принял Ее за самого Бога. Невозможно устоять перед большим блаженством, чем то, что я видел».
После кончины апостола Павла святитель Дионисий хотел продолжить свое дело и поэтому отправился проповедовать на Запад в сопровождении пресвитера Рустика и диакона Елевферия. Многих они обратили ко Христу в Риме, потом в Германии, потом в Испании. В Галлии во время гонения на христиан со стороны языческих властей все трое исповедников были схвачены и брошены в тюрьму. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию с ангелами Господними. Утром мученики были обезглавлены. По древнему преданию, святой Дионисий поднял свою голову, прошел с ней в храм и пал там замертво. Мощи святого захоронила благочестивая женщина по имени Катулла.
Большое значение для Православной Церкви имеют писания святителя Дионисия Ареопагита. До наших дней сохранились четыре его книги:
О Небесной Иерархии
О Церковной Иерархии
Об Именах Божиих
О Мистическом Богословии
Кроме того, имеется десять писем разным людям.
Книга «О небесных иерархиях» была написана фактически в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней он говорит о христианском учении об ангельском мире. Ангельская (или Небесно-Небесная) иерархия включает девять ангельских чинов:
Seraphim
Cherubim
Thrones
Dominions
Powers
Власти
КРЯЗИ
Архингелы
Ангелы
Счет о синасиях бодильсовых полномочий. Богоустановленной Ангельской Иерархии есть восхождение к благочестию через очищение, просвещение и совершенствование. Высшие чины являются носителями божественного света и божественной жизни для низших чинов. И не только разумные бестелесные ангельские сонмы включены в духовную светоносную иерархию, но и род человеческий, заново созданный и освящённый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия «О церковных иерархиях» является продолжением его книги «О небесных иерархиях». Церковь Христова, как и ангельские чины, в своем вселенском служении стоит на основании священнических начал, установленных Богом.
В земном мире для чад Церкви Божественная благодать неизреченно нисходит в святых Таинствах Церкви, духовных по природе, хотя и чувственно воспринимаемых по форме. Немногие, даже среди святых подвижников, могли узреть своими земными очами огненное видение Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии не обретается светоносная спасительная благодать Божия, ни божественное ведение, ни обожение (обожение).
Книга «Об именах Бога» разъясняет путь божественного знания через последовательность Божественных имен.
В книге святого Дионисия «О мистическом богословии» также изложено учение о божественном знании. Богословие Православной Церкви полностью основано на опыте богопознания. Для того чтобы познать Бога, необходимо быть в близости к Нему, в какой-то мере приблизиться к Нему, чтобы достичь богообщения и обожения (обожения). Это состояние достигается через молитву. Не потому, что молитва сама по себе приближает нас к непостижимому Богу, а потому, что чистота сердца в истинной молитве приближает нас к Богу.
Письменные труды святителя Дионисия Ареопагита имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви, а также для позднесредневекового западного богословия. На протяжении почти четырех столетий, до начала шестого века, сочинения этого святого Отца Церкви сохранялись в малоизвестной рукописной традиции, прежде всего богословами Александрийской Церкви. Понятия этих сочинений были известны и использовались Климентом Александрийским, Оригеном, Дионисием Великим, выдающимися деятелями катехизической школы в Александрии, а также святителем Григорием Богословом. Святитель Дионисий Александрийский написал святителю Григорию Богослову Толкование на «Ареопагит». Общецерковное признание творения святителя Дионисия Ареопагита получили в VI-VII веках.
Особенно актуальны Толкования святого Максима Исповедника (память 21 января). (примечание перевода: хотя многие ученые предполагают, что «Ареопагитум» на самом деле был написан анонимным деятелем шестого века, который использовал распространенный древний прием благочестивого заимствования прославленного имени, это никоим образом не умаляет глубокого богословского значения произведений. )
В Русской Православной Церкви учение святителя Дионисия Ареопагита о духовных началах и обожении впервые было известно через писания святителя Иоанна Дамаскина (память 4 декабря). Первый славянский перевод «Ареопагита» был сделан на Афоне около 1371 года монахом Исайей. Его копии получили широкое распространение в России. Многие из них сохранились до наших дней в исторических рукописных собраниях, среди которых пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежащая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (память 16 сентября), написанная им самим.
По одному преданию, убит в Лютеции (древнее название Парижа, Франция) в 96 году во время гонения при римском императоре Дометиане (81-96). Сегодня большинство ученых и богословов считают, что святой Дионисий Ареопагит не умер в Галлии, и что святой Дионисий (или Денис) Парижский — это другой святой с тем же именем.
Святитель Димитрий Ростовский говорит, что священномученик Дионисий был обезглавлен в Афинах и что на его могиле были совершены многие чудеса.
Мученики Рустик пресвитер и Елевферий диакон
Святые Рустик и Елевферий были учениками святого Дионисия Ареопагита. Претерпели мученическую смерть в Афинах во время гонения императора Домициана (81-96).
Преподобный Дионисий Печерский затворник
Святитель Дионисий, пустынник Киево-Печерский, Дальних пещер, называемый Схепа, кратко упоминается в Киево-Печерском Патерике. В 1463 году во время пасхальной утрени Дионисий обходил каждение мощей угодников Божиих, погребенных в Киевских пещерах. Когда преподобный воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня великий день! Христос воскрес!» их ответ прогремел, как гром: «Воистину Воскрес!»
С того самого дня святой Дионисий жил затворником и после многих трудов почил о Господе. Чудо с участием святого Дионисия упоминается в 8-й песне канона Киево-Печерским святым. Память его совершается также 28 августа и во второе воскресенье Великого поста.
Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский, Палестина
Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587-596), прославился борьбой с евтихийской ересью, а также благодатными дарами проницательности и чудотворения. Он родился в египетском городе Фивы и еще юношей провел долгое время в Фиваидской пустыне со своим дядей, который был аскетом.
Император, узнавший о святой жизни Иоанна, решил поставить его епископом города Кесарии. Но святитель, жаждая уединения, оставил кафедру и удалился в пустыню Хозеву (между Иерусалимом и Иерихоном), где подвизался до конца жизни.
Однажды, направляясь в гости к какой-то братии, он встретил на дороге женщину. Она умоляла его следовать за ней в ее дом, чтобы он мог благословить его и освятить его своими молитвами. Однако, как только они вошли в дом, подлая женщина заперла дверь и сняла с себя всю свою одежду, и попыталась соблазнить святого, чтобы он согрешил с ней. Он открыл дверь и убежал с места.
.
После этого он совершил множество чудес, пока не почил в Господе. Говорят, что всякий раз, когда он служил Божественную литургию, он видел небесный свет в алтаре.
Преподобный Исихий Горохоривский
Преподобный Исихий Молчаливый Хоривский, жил в шестом веке в одном из монастырей на горе Хориве и сначала был не очень усердным монахом. Исихий скончался после тяжелой болезни, но чудесным действием Божественного Промысла через час вернулся к жизни. После этого святитель уединился в своей келье затворником и двенадцать лет пребывал в полном уединении. Он не беседовал ни с кем из братии, а предавался пению псалмов и покаянному плачу. Перед смертью блаженный Исихий сказал собравшимся монахам: «Простите меня, братия. Тот, кто приобретает память о смерти, не может грешить».
Святые исихасты (молчащие) — духовные потомки святого Исихия. Эти подвижники посвящают себя созерцанию Бога и непрестанной сердечной молитве.
Святой Дамарис Афинский
Святая Дамарис была первой афинянкой, уверовавшей во Христа через проповедь апостола Павла. Она упоминается в Деяниях 17:34: «Некоторые люди присоединились к нему и уверовали; среди которых были и Дионисий Ареопагит, и женщина, именем Дамарис, и другие с ними».
Имя Дамарис («телка») не греческое, а может быть эллинизированной формой еврейского имени Фамар («пальма»). Имя Фамарь встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете (Бытие 38:6 и Матфея 1:3). Из ее имени можно сделать вывод, что святая Дамарис не была гречанкой по национальности, но, возможно, она была еврейкой, переехавшей в Афины.
После того, как святой Павел покинул Верию и посетил Афины в 52 году нашей эры, святой Дамарис имел возможность услышать, как он проповедует христианство афинянам на Ареопаге. Лишь несколько человек приняли весть святого Павла, но святой Дамарис был одним из них. Мы ничего не знаем наверняка о ее дальнейшей жизни. Некоторые предполагают, что она происходила из богатой еврейской семьи, занимавшей видное место в обществе, но документальных подтверждений этому нет. Нет также конкретных доказательств мнения некоторых святоотеческих писателей и святителя Димитрия Ростовского о том, что она была замужем за святым Дионисием Ареопагитом, или что они были крещены святым Павлом вместе с двумя сыновьями и всей их семьей. .
Государственные праздники в Греции 2022-2026
Непереходящие праздники
Не установленные законом праздники выделены серым цветом.
Date | Holiday | |
---|---|---|
Jan. 1st | New Year’s Day | |
Jan. 6th | Epiphany | |
Jan. 30th | Three Holy Hierarchs | |
March 25th | День независимости | |
1 мая | День труда | |
15 августа | День предположения | |
. | Dec. 24th | Christmas Eve |
Dec. 25th | Christmas Day | |
Dec. 26th | Boxing Day | |
Dec. 31st | New Year’s Eve |
Moving Holidays in Greece
Holiday | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Carnival Monday / Beginning of Lent | March 7th | Feb. 27 | 18 марта | 3 марта | 23 февраля | |
Пепельная среда | 9 марта | 1 марта 20 | марта0119 March 5th | Feb. 25th | ||
Good Friday | April 22nd | April 14th | May 3rd | April 18th | April 10th | |
Easter Sunday (orthodox) | April 24th | April 16 -е | 5 мая | 20 апреля | 12 апреля | |
Пасхальный понедельник (ортодоксальный) | 25 апреля | 17 апреля | мая 6 -го | апреля 21ST | .0120 | April 13th |
Mother’s Day | May 8th | May 14th | May 12th | May 11th | May 10th | |
Ascension of Christ | June 2nd | May 25th | June 13th | 29 мая | 21 мая | |
Уайт воскресенье | 12 июня | 4 июня | 23 июня | июня 80120 | мая 310120 | мая 310120 |
мая 310120 | мая 310120 | мая 310120 | мая 310120
Греция и юлианский календарь На сегодняшний день преобладающей религией греков, также названной в конституции, является ортодоксальное христианство. Таким образом, как и во всех других христианских странах, большинство религиозных праздников отмечаются в день, зависящий от Пасхи. Сама Пасха приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Культ Солнца на РождествоГелиос был богом солнца в Древней Греции. |