Представление апостола и евангелиста иоанна богослова: Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Справка

Разное

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Справка

https://ria.ru/20101009/264355099.html

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Справка

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Справка — РИА Новости, 12.08.2010

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Справка

9 октября (26 сентября по старому стилю) Православная Церковь празднует день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

2010-10-09T09:30

2010-10-09T09:30

2010-08-12T11:15

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/264355099.jpg?1281597332

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2010

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, справки

Общество, Религия, Справки

9 октября (26 сентября по старому стилю) Православная  Церковь празднует день памяти (преставление) апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Сын рыбака Зеведея ‑ Иоанн был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии Мессии ‑ Христа. Он  занимает особое место в ряду избранных учеников Иисуса Христа. Иоанн был одним из трех учеников, которых Иисус особенно приблизил к Себе. Он любил Иоанна за его кротость и незлобие, за чистоту и девственное целомудрие. Все, что совершил Иисус особенно важного, ‑ происходило в присутствии Иоанна. Святой Иоанн Богослов был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Иоанн сопровождал Христа в сад Гефсиманский, где Господь молился в последние минуты пред Своим страданием; вместе с Богоматерью святой Иоанн был рядом с Иисусом во время Его крестных страданий. Святому Иоанну Иисус доверил заботы о своей матери. И Иоанн в точности исполнил божественное завещание, он взял к себе в дом Пресвятую Богородицу и заботился о Ней до самого Ее Успения.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция) и другие города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. При императоре Домициане святого апостола подвергли жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимым. Император сослал его на остров Патмос, где святой Иоанн удостоился великого Откровения о судьбах Церкви, которое изложил в Апокалипсисе.

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Ефес, где написал одно из четырех Евангелий. Им также написаны три соборных послания и Откровение (Апокалипсис) ‑ таинственное, символическое изложение грядущих судеб мира и Церкви.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет, намного пережив всех остальных очевидцев Господа и долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Он скончался естественной смертью, единственный из апостолов, принявших насильственную смерть от гонителей.

Обстоятельства смерти апостола Иоанна оказались необычными и даже загадочными. Перед смертью он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. На следующий день, когда раскопали его могилу, она оказалась пустой.

Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, но останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста.

Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй) раз, что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет».

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Святой Апостол Иоанн Богослов: житие и тайна преставления

Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.

Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.

В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.

Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Петр и Павел, хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе.

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова.

Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла.

Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).

Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.

В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

Иоанн же начал проповедовать веру во Христа в Ефесе и дру­гих ма­ло­азий­ских го­ро­дах. Со своим учеником Прохором он собирался пересечь море, когда случилась страшная буря. Иоанн остался в воде, а всех остальных выбросило на сушу. Прохор страшно горевал о своем учителе. Но на четырнадцатый день волны выбросили Иоанна на берег живым, несмотря на то, что он пробыл все это время в пучине волн. Так Господь явил Свое чудо. Несмотря на то, что служение Иоанна Богослова сопровождалось еще многими чудесами, император Нерон начал гонения на христиан. Апостола Иоанна судили в Риме. Привести в исполнение смертную казнь мучителям так и не удалось. Иоанн остался жив, выпив чашу с ядом, пройдя через кипящие котлы.

Свя­той апо­стол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя учение Христа, и скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Когда настало его время отойти ко Господу, апостол Иоанн попросил своих учеников вырыть ему могилу за пределами Ефеса и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Кондак 1

Избранный Господем от мрежей рыбарских на проповедь Евангелия и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли единаго истиннаго Человеколюбца, Егоже ты приискренне возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства и зовущих ти:

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Икос 1

Ангельских сил и всякия твари Творца, Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу и явльшагося на земли спасения нашего ради, узрев ходяща при мори Галилейстем и взывающа тя со братом твоим, Иоанне блаженне, в звание апостольства, оставль мрежи рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, любве ради ко Христу отца по плоти оставивый; радуйся, Христом Небеснаго Отца обретый.

Радуйся, мир и вся его прелести презревый; радуйся, небесная благая в воздаяние получивый.

Радуйся, плоть духу совершенно поработивый; радуйся, дух твой Сладчайшему твоему Учителю Иисусу покоривый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 2

Видя Христос Господь непорочную чистоту твоего сердца, плотскими сластьми не омраченную, суди тебе достойна быти зрения таинственных откровений, яко да, проницая во глубину богословия, возможеши проповедати тое во услышание всего мира. Сего ради «сын громов» от Господа наречен был еси и Тому возопил еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом истиннаго богопознания озаряя твою душу, шествовал еси вослед Благаго Учителя твоего, поучаяся из уст Его исходящей премудрости, и совершеннаго ради твоего незлобия и девственнаго целомудрия был еси возлюблен Христом Господем твоим. Услыши убо ны, воспевающия ти сице:

Радуйся, незлобия рачителю; радуйся, девства и чистоты хранителю.

Радуйся, любве к Богу и ближним учителю; радуйся, добрых нравов наставниче.

Радуйся, смиренномудрия зерцало; радуйся, Божественныя благодати светило.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 3

Силу Божества Христова, сокрытую под облаком немощнаго человеческаго естества, познал еси явно, егда Господь наш, воскрешая дщерь Иаирову и последи преображаяся на Фаворе, сподоби тя со инема двема ученикома свидетеля быти таковых преславных чудес. Уведев же, яко Христос есть Бог истинный, из глубины сердца твоего воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велие дерзновение к возлюбившему тя Христу Сыну Божию, возлегл еси на персех Его при совершении Тайныя Вечери, и егда прорицаше Господь о предателе Своем, тогда един ты дерзнул еси вопросити о имени его. Сего ради вопием ти:

Радуйся, возлюбленный Христов учениче; радуйся, присный Его друже.

Радуйся, невозбранно на персех Господних возлежавый; радуйся, дерзновенно о имени предающаго вопросивый.

Радуйся, паче иных ко Христу ближайший; радуйся, словеса Господня, якоже сокровище многоценное, слагавый в сердце своем.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 4

Буря ярости и злобнаго неистовства жестокосердых и неблагодарных иудеев, егда воста на Христа Сына Божия, тогда вси ученицы Его, страхом объяти бывше, бежаша; но ты, любовь крепльшую к Нему имея, даже до Креста и смерти не отступил еси от Него, на вся муки Христовы взирая и соболезнуя сердцем Деве Матери Божией, плачущей и рыдающей. Удивляяся же крайнему милосердию и долготерпению Божию, взывал еси к Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.

Икос 4

Вися на Кресте пригвожденный за грехи наша Спас мира и видев тя и Матерь Свою предстоящия, сына тя Преблагословенней Деве Богородице вдал есть, глаголя Ей: «Жено, се сын Твой, — и тебе паки: — Се Мати твоя». Мы же, дивящеся любви Христове, на тебе явленней, воспеваем сице:

Радуйся, сын Божия Матере быти сподобивыйся; радуйся, того ради наипаче ко Христу, яко некиим духовным родством, присвоивыйся.

Радуйся, Матери Божией достойно послуживый; радуйся, Сию, якоже матерь свою, во всякой чести у себя имевый.

Радуйся, и во Успении честное и святое Ея тело ко гробу проводивый; радуйся, со блистающеюся райскою ветвию, Архангелом Гавриилом принесенною, одру Ея предшедый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси во Асии, отшед в ню на проповедание слова Божия, якоже жребием указася тебе. Но на пути твоем попусти Господь быти тебе ввержену в море: благодать же Божия, всегда с тобою пребывающая, сохрани тя в водах морских жива, и по четыренадесятих днех повеле волне морстей, да воспенившися извержет тя на брег. Егда же узре сия ученик твой Прохор, уже много плакавый о кончине твоей, велиим гласом воззва чудодействующему Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ефесстии жителие преславное чудо, тобою сотворенное, егда отрока Домна, умерщвленнаго от беса, молитвою твоею воскресил еси, воспеша велегласно силу Бога, тобою им проповеданнаго, и избавльшеся от гнуснаго идолослужения, взываху тебе сице:

Радуйся, истиннаго Бога служителю; радуйся, бесов прогонителю.

Радуйся, мертвецы силою Христовою оживляяй; радуйся, тою жизнь и здравие людем возвращаяй.

Радуйся, помраченныя умом к Свету Истины призываяй; радуйся, правыя веры просвещением к добродетели наставляяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 6

Проповедник богоносный слова Божия во Ефесе был еси, и, усердствуя о распространении благодати евангельския, утверждал еси твое учение знаменьми великими и чудесами, капище же Артемидино единою молитвою низпровергл еси, да зряще сие, язычницы познают Единаго Бога, Емуже мы вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во Ефесе, якоже солнце, свет веры Христовы, тобою проповеданныя, егда злочестивый Дометиан воздвиже гонение на христианы; тогда и тебе, яко усерднаго исповедника имене Христова, посла епарх в Рим связана, идеже и претерпел еси страшная мучения. Тех ради благочестно возглашаем ти сицевая:

Радуйся, Христова ради исповедания биенный; радуйся, чашу смертоноснаго яда невредно испивый.

Радуйся, в котле елеа кипящаго не сваривыйся; радуйся, силою Христовою в лютых мучениих цел сохранивыйся.

Радуйся, твоим невреждением кесаря, мучащаго тя, устрашивый; радуйся, сим же народ о величествии Бога, от христиан почитаемаго, уверивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 7

Егда узре мучитель, яко и лютейшия муки, яже от него претерпел еси, не возмогоша умертвити тебе, тогда, возмнев тя безсмертна быти, во остров Патмос на изгнание осуждает. Ты же, повинуяся Промыслу Божию, тако благоволившему, благодарственно воспевал еси Богу, вся во благое устрояющему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая чудеса показал еси язычником, ища обратити их ко спасительной вере Христове, егда плывущу ти во изгнание твое, повелением твоим отрока утопшаго море на корабль жива изверже, буря укротися, вода сланая в сладкую претворися, воин от чревнаго недуга исцелися, и по пришествии твоем в Патмос, бес пытливый, будущая прорицавый, из одержимаго им изгнася. Тогда вси зрящии таковая дивная знамения, тобою совершаемая, прихождаху к познанию Триипостаснаго Бога и крещахуся. Мы же тя ублажаем тако:

Радуйся, морю и бури повелеваяй; радуйся, сатанинския духи от человек изгоняяй.

Радуйся, болезни единым словом исцеляяй; радуйся, всем в нуждах помощь подаваяй.

Радуйся, чудесы твоими идолопоклонники удививый; радуйся, учением твоим неверныя во истенней вере утвердивый.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 8

Странно бе видети жрецем Аполлоновым, яко храм бога их и вся бывшия в нем идолы ты единым словом на землю низпровергл еси. Чудящеся убо о сем и ярящеся на таковое твое дерзновение, идоша к волхву некоему, велию силу от сатаны в себе имевшему, просяще его, да отмстит безчестие бога их; он же, слеп сый душею, не ведая силы, в тебе обитающия, покушашеся привидении различными тебе устрашити и на тя народ подвигнути: обаче сам окаянный погрузися в море и тамо погибе, безсильным бывшим бесом спасти его, ты бо воспретил еси им именем Иисуса Христа Сына Божия, Егоже прослави народ, чудесе свидетель, воспев: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен быв любве Божественныя, явился еси вместилище даров Святаго Духа: будущая прорицал еси, отстоящая, яко близ сущая, возвещал еси, недужныя исцелял еси, жене игемона на острове Патмосе, в болезни рождения страждущей, едва на праг дому ея вступив, облегчение даровал еси. Приими убо от нас, грешных, похвалы сицевыя:

Радуйся, благодати Божия вместилище; радуйся, Духа Святаго обиталище.

Радуйся, реко чудоточная цельбоносныя в болезнех силы; радуйся, источниче наставлений, приводящих к познанию правыя веры.

Радуйся, коварства лукаваго сатаны обличаяй; радуйся, верныя от козней его защищаяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 9

Всякое беззаконие истребляя ревностно от среды людей, к нимже послан был еси, обличил еси прельщение идолопоклонников, иже почитаху беса, во образе волка превелика людем являвшагося, и многия от них к вере Христове привел еси: таже капище Вакхово молитвою твоею разрушил еси, и волхва Нукиана вкупе с домашними его к покаянию чудесы твоими обратил еси. Тии же, от греха ко спасению обратившеся, немолчно взываху Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мудрости человеческия не возможет изрещи, ниже ум плотскаго человека постигнути, яже ты возвестил еси нам о безначальнем бытии Триипостаснаго Бога: подобно бо Моисею, во громех и блистаниих на горе приял еси от Бога тайну богословия и возгласил еси миру, яко в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное и всему сущему виновное, имущее Свет Жизни, Егоже тьма не может объяти. Озаряеми таковым облистанием света Божественныя Истины, почитаем тя яко таинника Безначальныя Троицы и воспеваем тя яко Богослова совершеннейшаго:

Радуйся, орле, воспаривый до самаго огнеобразнаго Престола Божия; радуйся, трубо, возвестившая миру Предвечнаго и Безначальнаго Бога.

Радуйся, человечество и Божество Христово нам изъясняяй; радуйся, дивная словеса и наставления Господня во Евангелии твоем нам возвещаяй.

Радуйся, любви делом и истиною нас научаяй; радуйся, пребывающим в любви пребывание в них Бога обещаваяй.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 10

Спасти хотя души человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа Сына Божия, имети совесть незазорну и любити друг друга, да возмогут не токмо зде, но и в селениих праведных воспети лепотно Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стены Горняго Иерусалима узрев во откровении, возвестил еси нам, яже тамо видел еси и яже имут быти до скончания мира, сказуя нам сие иносказательными словесы, яже может разумети только ум, имеяй мудрость. Удивляющеся таковому дару пророчествия, тебе от Бога дарованному, воспеваем тя сице:

Радуйся, познанием Сущаго и Иже бе и Грядущаго превозшедый естество человеческое; радуйся, вместилище таинств, невместимых человеческим умом, бывый.

Радуйся, неизреченная Божия откровения узревый; радуйся, сия верным преподавый.

Радуйся, радости святых еще в жизни сей познавый; радуйся, оными ныне в преизбыточествии наслаждаяйся.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 11

Пение благодарственное принесе тебе, святый Апостоле Иоанне, христианин, иже в нищету пришед и не имый чим воздати своим заимодавцем, во отчаяние впаде и искаше сам себе умертвити; ты же, проповедник любве ко ближним сый, желая избавити того от временныя и вечныя смерти, крестным знамением сено во злато претворил еси и сие тому вручил еси, да сим златом и долги отдаст заимодавцем, и дом свой пропитает, Богу же, тобою его облагодетельствовавшему, да поет: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная душа твоя, достигши в меру возраста совершеннаго, познала есть приближение времене, егда подобает тленному наследити нетление и смертному обещанное безсмертие. Скончавая убо земное житие твое, повелел еси учеником твоим землею покрыти до верха тело твое; слышавше же о сем, сущии во граде братия приидоша ко гробу твоему и, откопавше, ничтоже в нем обретоша. Темже познавше, яко изменение твое сотворися не обычным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако:

Радуйся, орле, обновивый юность твою приближением к Солнцу Славы Божия; радуйся, таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго.

Радуйся, по обетованию Благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов; радуйся, творяй на том суд и правду посреде людей Божиих Израиля.

Радуйся, наслаждаяйся лицезрением Сладчайшаго Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и Воскресения возлегл еси; радуйся, от Его милосердия ходатайствуяй нам вся благая.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 12

Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показуя сим чудом, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непрестанно сердцем и усты во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды твоя во апостольстве и чудеса и исцеления, яже источал еси и источаеши благодатию Духа Святаго, в тебе обитаюшаго, восхваляем Бога, даровавшаго нам таковаго путеводителя, наставляющаго нас на путь спасения и милосердующаго о немощех наших. Приими убо от нас, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

Радуйся, благовестниче веры Христовы усерднейший; радуйся, учителю Церкве Христовы изряднейший.

Радуйся, богословов начало и основание; радуйся, Божественных Таин возвестителю.

Радуйся, девствующих образе и целомудрия правило; радуйся, всех верных, ко твоему заступлению прибегающих, скорый помощниче и покровителю.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Кондак 13

О преславный и всехвальный Апостоле и Евангелисте, наперсниче Христов возлюбленный Иоанне! Твоим всесильным ходатайством ко Всеблагому твоему Учителю и нашему Владыце и Господу испроси нам вся благая временная и вечная и христианскую кончину жития нашего, да с тобою и со ангельскими лики в селении праведных воспоем Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельских сил…» и 1-й кондак «Избранный Господем от мрежей рыбарских…».

Апостол Иоанн Богослов

О великий Апостоле, Евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Читать онлайн «Откровения Иоанна Богослова» в нашей православной электронной библиотеке:

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Тропарь и кондак

Святой, славный Всехвальный Апостол и Евангелист, Дева и Возлюбленный Друг Христов, Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, дочери святого Иосифа Обручника. Он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Его Апостолов одновременно со своим старшим братом Иаковом. Это произошло на Геннисаретском озере (то есть Галилейском море). Оставив отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол Иоанн не расставался с Господом и был одним из трех апостолов, особенно близких к Нему. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскресении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на горе Фавор.

Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и положил голову Ему на грудь. Он также спросил имя предателя Спасителя. Апостол Иоанн последовал за Господом, когда Его вели связанного из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каифы. Он был там во дворе Первосвященника во время допросов своего Учителя и решительно следовал за ним по пути на Голгофу, скорбя всем сердцем.

У подножия Креста он стоял с Богоматерью и слышал обращенные к Ней с Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой». Тогда Господь сказал ему: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19:26-27). С этого момента апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн отправился в Ефес и другие города Малой Азии для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они сели на корабль, который потерпел крушение во время страшной бури. Все путники были выброшены на сушу, и только апостол Иоанн остался в морской пучине. Горько заплакал Прохор, лишившись своего духовника и наставника, и один отправился в Ефес.

На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волны выбросили на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь четырнадцать дней сохранял живым в море. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась такими многочисленными и великими чудесами, что число верующих увеличивалось с каждым днем.

В это время начались гонения на христиан при императоре Нероне (56-68). Апостола Иоанна взяли на суд в Рим. Святой Иоанн был приговорен к смерти за исповедание веры в Господа Иисуса Христа, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил чашу смертоносного яда, но остался жив. Позже он вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который его бросили по приказу мучителя.

После этого апостола Иоанна отправили в заточение на остров Патмос, где он провел много лет. Продолжая путь к месту ссылки, святой Иоанн сотворил много чудес. На острове Патмос его проповедь и чудеса привлекали к нему всех жителей острова, и он просвещал их светом Евангелия. Он изгнал многих бесов из языческих капищ и исцелил великое множество больных.

Колдуны с бесовскими силами проявили большую неприязнь к проповеди святого апостола. Особенно напугал он главного волхва их всех, по имени Кинопс, который хвастался, что погубит апостола. Но великий Иоанн, по благодати Божией, действовавшей через него, разрушил все бесовские ухищрения, к которым прибегал Кинопс, и надменный волхв сгинул в пучине морской.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную высоту, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы святого Иоанна земля тряслась и гремел гром. Прохор в испуге упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и велел записать то, что он собирался сказать. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8), возвестил Дух Божий через апостола Иоанна. Так около 67 года была написана Книга Откровения, известная также как «Апокалипсис», святого апостола Иоанна Богослова. В этой Книге были предсказания бедствий Церкви и конца мира.

После продолжительного изгнания апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил свою деятельность, наставляя христиан остерегаться лжеучителей и их ошибочных учений. В 95 году апостол Иоанн написал свое Евангелие в Ефесе. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и тем самым исполнять заповеди Христа. Церковь называет святого Иоанна «апостолом любви», так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.

В своих трех Посланиях святой Иоанн говорит о значении любви к Богу и к ближнему. Уже в старости он узнал о юноше, который уклонился от истинного пути, чтобы последовать за предводителем разбойничьей шайки, и вышел святой Иоанн в пустыню искать его. Увидев святого старца, виновный попытался скрыться, но апостол Иоанн побежал за ним и умолял его остановиться. Он обещал взять грехи юноши на себя, лишь бы тот раскаялся и не навлек на свою душу погибели. Потрясенный сильной любовью святого старца, юноша действительно раскаялся и изменил свою жизнь.

Святой Иоанн скончался, когда ему было больше ста лет. Он намного пережил других очевидцев Господа и долгое время оставался единственным оставшимся очевидцем земной жизни Спасителя.

Когда пришло время отъезда апостола Иоанна, он вышел за пределы города Ефеса с семьями своих учеников. Он велел им приготовить ему крестообразную могилу, в которой он и лежал, сказав своим ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики со слезами на глазах целовали своего любимого учителя, но, не желая ослушаться, исполнили его приказание. Они покрыли лицо святого тканью и зарыли могилу. Узнав об этом, другие ученики святителя Иоанна пришли к месту его погребения. Когда вскрыли могилу, оказалось, что она пуста.

Каждый год из гроба святого апостола Иоанна 8 мая выходил мелкий прах, который верующие собирали и им исцелялись от болезней. Поэтому Церковь также празднует память святого апостола Иоанна Богослова 8 мая. Пожар. И именно этим Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел, символ высоких высот его богословской мысли, является иконографическим символом евангелиста Иоанна Богослова. Наименование «Богослов» даровано Святой Церковью только святителю Иоанну из ближайших учеников и апостолов Христовых, как провидцу таинственных Судов Божиих.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Господь Иисус Христос возлюбил всех
Его ученики, но Он особенно любил Иоанна, который был младшим из
апостолов, и который был невинным, и чистым юношей, пылающим беспредельным
любовь к своему Учителю. Иоанн был тем апостолом, о котором Евангелие говорит:
ученик, которого любил Иисус». Воля Господа заключалась в том, чтобы он дольше сиял
чем все остальные апостолы на горизонте апостольского века; он почил в
начало второго века.

Святой Иоанн происходил из Вифсаиды, г.
бедная деревня в Галилее. Он был сыном рыбака Зеведея и Саломеи.
В то время как он и его семья тяжело работали, чтобы заработать на жизнь, Джон, которому было 22 года
возраста, всегда был озабочен изучением Священного Писания. Он тратил любые
в свободное время он читал Законы и Пророков и посещал Школу
храм Соломона в Иерусалиме, где Слово Божие еще больше обогатило его.

Его жажда Истины,
однако не был полностью погашен. Слова пророка Исайи: «…вот,
дева зачнет во чреве и родит сына, и ты будешь
назови ему имя Эммануил» (Исаия 7:14) взволновало его душу, и он жаждал
отвечать. Именно на этом этапе старший и мудрый Андрей (Первозванный)
велел ему сопровождать его к берегу Иордана, чтобы послушать пророка
в пустыне. Его проповеди были полны огня, когда он прямо говорил с книжниками
и фарисеи, и как он готовил своих слушателей к приходу большего
Пророк.

Таким образом, Иоанн и Андрей стали
ученики Святого Иоанна, Пророка, Предтечи Христа, также известного как Иоанн
Креститель. Сердца этих простых рыбаков забились, когда они услышали
громоподобный голос Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
руку!» (Мф 3:2). Молодой Иоанн был так очарован этим пророком, что спросил его:
если Он был Мессией, но Креститель ответил: «Я крещу водой, но
среди вас стоит Тот, у которого я недостоин развязать ремешок от сандалии» (Иоанн
1:26-27).

Это было из-за отношений Джона
со святым Иоанном Крестителем, что в тот благословенный день он встретил Человека, который
пришел креститься в водах Иордана: «Вот Агнец Божий, Который
берет на себя грех мира!» (Иоанна 1:29). Когда юный Джон услышал
слова Крестителя и посмотрел в глаза Иисуса, он остался безмолвным и
признал, что перед ним был Мессия. Иоанн и Андрей последовали за Иисусом и
спросил Его, где он живет. Ответ Господа был: «Иди и смотри». Это было с
эти слова о том, что Иоанн стал одним из двенадцати и, в конце концов, возлюбленным
ученик.

Джон внимательно следил за
по стопам Господа, никогда не отступая от Него и внимая каждому Его слову.
Он стал надежным другом, верным последователем, которому впоследствии было даровано
множество божественных откровений. Иоанн был свидетелем первого чуда Господа в Кане, он
смотрел, как Господь выгоняет торговцев из храма, он сопровождал Его в
Самарии и дивился вместе с самаритянкой словам своего рабби,
«…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Иоанн
4:14). Он был свидетелем исцеления сына вельможи и расслабленного,
его вера укрепилась, когда он увидел, как Господь накормил пять тысяч человек
пять хлебов и две рыбы, он увидел, что Господь есть Владыка всей природы
когда Он ходил по воде и принял в свое сердце мистическое богословие
Евхаристия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я
воскресит его в последний день» (Иоанна 6:54).

Иоанн был свидетелем чудес
Господа и слышал притчи Его; он также был свидетелем гордости в сердцах
фарисеи и их попытка положить конец служению его Учителя.
Хотя он много раз слышал, как Господь говорил о Своей смерти и Воскресении,
не было, пока Господь не взял его, Петра и Иакова на вершину горы Фавор, которая
их вера укрепилась. Именно здесь юный ученик стал свидетелем
то, что было с ним все время, Нетварный Свет Божий, свет, который должен был
дай ему силу и веру следовать за Господом до самой Голгофы.

По возвращении в Иерусалим,
Иоанн был свидетелем последнего чуда Господа в Его служении, воскресения
Лазаря, и дивился реакции масс, когда Господь смиренно, но торжествующе
вошли в Иерусалим.

На Тайной Вечере Господней,
Иоанн сел рядом со своим Учителем, прислонился к Его груди и почувствовал беспокойство Господа.
дух, потому что один из них предаст Его. Он услышал, как он положил голову на
Господь, новая заповедь: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Господь еще раз попросил Иоанна, Петра и Иакова сопровождать Его в Саду
Гефсимании, пока Он молился, но их одолел сон, и они проснулись только для
стать свидетелями предательства и ареста их Учителя. Именно с этого момента
сила и вера одного из младших учеников, Иоанна, явно
проявляется. Иоанн оставался с Господом во время Его ареста и испытаний, и он
с тяжелым сердцем последовал за Ним на Голгофу. Он держал руку Матери
Бога и пытался дать ей силы, поскольку она была свидетельницей страданий и
Распятие ее сына. Он услышал слова, которые можно было доверить только
возлюбленный ученик: «Се, Мать Твоя». Он бежал с поспешностью ранним утром
воскресенья, и пришел первый ко гробу и увидел, что он пуст. Он сохранил свое
обещание Господу и заботился о Своей Матери до Ее Успения. Он стал
Апостол Господень, проповедующий и крестящий во имя Святого
Троица.

Во времена Воскресения
объявлено, Иоанн опередил Петра и первым пришел ко гробу. Это он первый нагнулся
вниз и увидел пелены лежащие на земле (Иоанна 20:5-6). Он видел Христа
после Своего Воскресения и получил поручение с другими учениками проповедовать
Евангелие во всем мире. Он присутствовал и при Вознесении Господнем в
небо и получил Святого Духа в виде языков огня
с другими учениками в день Пятидесятницы (Деяния 1-2). Он оставался
последним из них всех в Иерусалиме, в обществе Девы Марии, которую он
служил до времени ее Успения.

Когда пришло время расставаться с
друг другу проповедовать во всех странах мира, Апостолы тянули жребий
чтобы сказать, куда каждый должен идти. Иоанну выпало проповедовать Евангелие в Азии
Минора, который был полон идолопоклонства и целиком отдан язычеству. Святой
Джон был очень расстроен, узнав, куда ему идти, потому что он еще не знал
научился полностью полагаться на непобедимую силу Бога. Чтобы очистить его от
эту человеческую слабость, Бог подверг его испытанию ветром и волнами на сорок дней
прежде чем он достиг своей цели.

Он направился в Эфес,
место, где люди имели большую преданность богине Артемиде, которая была
Богиня охоты, диких зверей, пустыни, деторождения и девственности, и
устраивать праздники в ее честь. На одном из них Джон взобрался на холм, где
стояла большая статуя богини, чтобы обратиться к толпе. Язычники
пришли в ярость, увидев его там, и пытались побить его камнями, но все камни не попали
их знак и ударил статую, которая превратилась в щебень. Однако
язычники, слепые к знамениям Божественного Промысла и глухие к словам св.
Джон сделал вторую попытку побить его камнями. На этот раз камни снова повернулись
сами идолопоклонники и земля, трепещущая от молитвы апостола,
внезапно поглотил более двухсот из них. Люди, которые выжили
наконец пришли в себя. Они умоляли Иоанна ходатайствовать перед Богом, чтобы разобраться
милостиво с ними и вернуть к жизни тех, кто погиб. Итак, на
по молитве святого Иоанна, все эти люди вышли из недр земли,
поклонялись апостолу и крестились.

Во время второго преследования
Христиане Святой Иоанн был отправлен в Рим, чтобы предстать перед тогдашним императором.
Домициан. Его пытали и бросили в чан с кипящим маслом, из которого он вышел
вперед невредимым. Император, потерпев неудачу в своих тщетных попытках
вред нашему великому святому, сослал его в ссылку на остров Патмос. На
путешествии туда с Прохором, Иоанн показал милость Божию к человеку,
излечение от дизентерии солдат, сопровождавших их. Как только они прибыли,
он освободил Аполлонида, сына местного сановника Мирона, от нечистого духа.
Это чудо, сопровождаемое словом Иоанна, привело весь дом Мирона в
к вере во Христа и крещению; а чуть позже губернатор острова
тоже крестился.

Также на Патмосе Иоанн
написал книгу Нового Завета, известную как Апокалипсис, также известную как Книга
Откровение. Иоанн увидел Христа, имевшего вид юноши, чье «лицо
был подобен солнцу, сияющему во всей своей силе». Успокаивая Джона, который «упал на
ноги, как мертвые», Господь сказал: «Не бойся; Я Первый и Последний; я
ам Тот, Кто Жив и был мертв; и вот, я жив во веки веков и имею
ключи Смерти и Ада. Напиши то, что ты видел, и то, что
что есть, и что будет после сего» (Откровение 1:17 и далее). Затем
в последующих откровениях Иоанну было показано, что произойдет в конце времен:
собирание силы беззакония, пришествие антихриста, его война
против верующих и его последней борьбы против Христа, который, в конце концов,
бросит его навеки в ад с дьяволом и его ангелами. Это также
дал ему увидеть в своем видении насильственные потрясения, которые произойдут в
мира, огненный конец всех вещей и окончательное торжество Сына
человек, всеобщее Воскресение и Страшный суд.

После смерти императора
Святой Иоанн вернулся в Ефес, где написал свое Евангелие и три своих
Католические послания. Основная мысль его посланий была — христиане должны учиться
любить: «Будем любить друг друга, ибо любовь от Бога; и всякий,
любит от Бога и знает Бога… Кто не любит, тот не знает Бога, ибо
Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:7-8).

«…любовь совершенна
среди нас в этом: чтобы иметь смелость в Судный день; потому что как
Он такой, как и мы в этом мире. В любви нет страха; но идеальная любовь
изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Но тот, кто боится, не был
совершенным в любви. Мы любим Его, потому что Он первым возлюбил нас. Если кто-то скажет, что я
любит Бога, а брата своего ненавидит, он лжец; ибо он не любит своего брата
Кого видел, как может любить Бога, Которого не видел? И это
заповедь мы имеем от Него; что тот, кто любит Бога, должен любить своего брата
также» (1 Иоанна 4:17-21).

О последующем служении
апостола Иоанна, традиция сохранила замечательные сведения, показывающие
до какой степени его сердце было наполнено любовью. Во время посещения одного из азиатских
малых церквей, Иоанн заметил среди своих слушателей юношу, отличавшегося
сам с необыкновенными дарами, а юношу поручил попечению епископа
как особая палата. Позже этот юноша связался с сомнительными друзьями,
стал развратником и главарем шайки бандитов. Услышав об этом от
епископа, Иоанн пошел в горы, где разоряли разбойники, и он
был схвачен и доставлен к начальнику.

Увидев апостола, юноша
смутился и начал убегать. Иоанн преследовал его и с прикосновением
слова любви ободряли его. Он, наконец, привел его в церковь, поделился с ним
подвиги покаяния и не успокоился, пока полностью не примирил его
с Церковью. В последние годы своей жизни апостол проповедовал только
одна заповедь: Дети, любите друг друга. Его ученики спросили: «Почему ты
повторяетесь?» Апостол Иоанн ответил: «Это самое главное
заповедь. Если ты исполнишь его, то исполнишь и все Христово
заповеди».

Эта любовь превратится в огненный
усердие, когда апостол встречал лжепророков, развращающих верных и
лишил их вечного спасения. В одном общественном здании он встретил фальшивого
пророк Керинф, отрицавший Божество Господа Иисуса Христа. «Позволять
пойдем скорее, — сказал апостол своему ученику, — я боюсь этого
вокруг нас может рухнуть здание.»

Этот апостол был полностью пронизан
любовью к ближнему. Его ревность о спасении тех, кто был
уж не знал преград. И кротость, смирение и доброта этого
великий апостол были так удивительны и трогательны, что казались не человеком, а
воплощение ангела. Вся его жизнь была жизнью любви. В глубокой старости, когда
его физическая сила иссякла, так что он мог передвигаться только с
трудности, он тем не менее продолжал, с помощью своих учеников,
посещайте христианские собрания, уча и назидая паству.

Святой апостол и евангелист
Иоанн скончался в 105 году нашей эры, превзойдя девяностолетний возраст. Он был
похоронен в Эфесе, где его могила стала местом паломничества христиан
желая преклониться перед святыми останками «ученика, которого Иисус
любимый.»

Почему святой Иоанн Богослов
также известный как Богослов? Это почетное звание присвоено Церковью
небольшое количество значительных богословов из-за их важного богословского
работы и учения. Вот почему святой Иоанн изображен в византийском
иконографической традиции как крылатый орел, потому что его Евангелие как бы парит над
орлиные крылья.

Богословы, провозглашенные
Православной Церкви являются апостолы и евангелисты Иоанн, Григорий Богослов и
Святитель Симеон Новый Богослов. Об этом рассказал Вселенский патриарх Варфоломей.
что «в этом скупом использовании титула «богослов» обнаруживается священный трепет перед
которой Церковь подходит к вопросам, касающимся Бога». Св. Нилос утверждает, что
теолог – это тот, кто молится. Богословы – это те люди, которые «переживают
очищающая, особенно просветляющая и обожествляющая энергия Бога».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts