Преподобные кто такие: Кто такой преподобный и кто такие святые? История, факты, описание

Разное

Кто такой преподобный и кто такие святые? История, факты, описание

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

  • преподобный Серафим Саровский
  • преподобный Амвросий Оптинский
  • преподобный Сергий Радонежский

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный Силуан Афонский
  • преподобный Паисий Святогорец
  • преподобный Серафим Вырицкий

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики — убиенные преподобные.
  • Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Святые: какие приняты сокращения

Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.

  • ап. — апостол
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
  • вмц. (влкмц.) — великомученица
  • вмч. (влкмч.) — великомученик
  • ев. — евангелист
  • исп. (испов.) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • мч. — мученик
  • мц. — мученица
  • новмч. (новомуч.) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • прав. — праведный
  • прор. — пророк
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прмч. — преподобномученик
  • прмц. — преподобномученица
  • прп. — преподобный
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • св. — святой, святая
  • свт. — святитель
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Преподобный — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

  • Пре­по­доб­ный Cло­варь агио­гра­фи­че­ских тер­ми­нов
  • Лики свя­то­сти
  • Пре­по­доб­ные иноки

Преподо́бный – (осо­бенно сильно, сугубо упо­доб­лен­ный; от др.-греч. ὅσιος, бук­вально: «свя­щен­ный», «чистый, неза­пят­нан­ный», «освя­щен­ный», «святой») –

1) лик свя­то­сти, объ­еди­ня­ю­щий про­сла­вив­шихся в мона­ше­ском подвиге;
2) святой, при­над­ле­жа­щий к этому лику, напр. преп. Сера­фим Саров­ский, преп. Сергий Радо­неж­ский.

Как видно из опре­де­ле­ния, в цер­ков­но­сла­вян­ском и рус­ском, а также в прочих сла­вян­ских языках изна­чаль­ное поня­тие ὅσιος при­об­рело несколько иное зна­че­ние и вид, отлич­ное от ори­ги­нала – в наиме­но­ва­нии «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­ва­ется не только свя­тость как тако­вая, но и особое состо­я­ние свя­того, высо­кая сте­пень упо­доб­ле­ния Богу.

Пре­по­доб­ный как лик святых

Лики свя­то­сти (они же чины свя­то­сти) — это, по сути, клас­си­фи­ка­ция кано­ни­зи­ро­ван­ных святых в зави­си­мо­сти от их жиз­нен­ного пути и духов­ного подвига. С прак­ти­кой раз­ли­че­ния ликов свя­то­сти свя­зано раз­ли­чие форм их почи­та­ния в Церкви. Назвать точное коли­че­ство ликов свя­то­сти не пред­став­ля­ется воз­мож­ным1. В связи с пери­о­ди­че­ским появ­ле­нием в перечне ликов новых чинов святых (напри­мер, ново­му­че­ни­ков) или локаль­ными типами (стра­сто­терп­че­ство) можно пред­по­ло­жить, что такая тен­ден­ция будет про­яв­ляться и в даль­ней­шем.

Так как воз­мож­но­стей снис­кать свя­тость много, то и кате­го­рий (ликов) свя­то­сти также много. Иными сло­вами, поня­тие «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­вает особый путь дости­же­ния свя­то­сти – стрем­ле­ние людей к бого­по­до­бию, к упо­доб­ле­нию Гос­поду Иисусу Христу. Заме­тим, что путём под­ра­жа­ния Спа­си­телю, в особом зна­че­нии, явля­ется мона­ше­ский путь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий, помимо про­чего, сво­бод­ное и осо­знан­ное испол­не­ние опре­де­лен­ных обетов (без­бра­чия (дев­ства) (и Хри­стос не всту­пал в брач­ные отно­ше­ния), послу­ша­ния (Хри­стос был все­цело послу­шен воле Отца), нес­тя­жа­ния (скажем, Сын Чело­ве­че­ский не имел, где голову при­к­ло­нить (Лк. 9:58)). Вот почему опре­де­ле­нием «пре­по­доб­ный» отме­чают достиг­ших свя­то­сти мона­хов, иеро­мо­на­хов, игу­ме­нов, архи­манд­ри­тов и пр. людей мона­ше­ского звания. Чин пре­по­доб­ного один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных чинов святых, усту­па­ю­щий лишь чину муче­ни­ков по коли­че­ству кано­ни­зи­ро­ван­ных (то есть при­знан­ных Цер­ко­вью) святых.

Исто­ри­че­ски появ­ле­ние первых святых, опре­де­ля­е­мых цер­ков­ной тра­ди­цией как пре­по­доб­ных, отно­сится к IV веку и свя­зано с пер­выми мона­хами еги­пет­ских пустынь: прпп. Павлом Фивей­ским, Пахо­мием, Анто­нием и Ила­ри­о­ном Вели­кими.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» (Пс.81:6)»3. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Почему в Вели­ком каноне св. Андрея Крит­ского мы обра­ща­емся к свя­тому сло­вами «Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епи­скопа?

В гре­че­ском языке «святой, пре­по­доб­ный» отра­жа­ется одним словом – «όσιος» [osios]. Хотя, в Вели­ком каноне на гре­че­ском языке эта строка выгля­дит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что бук­вально пере­во­дится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обра­ще­ние через слово «άγιος», т.е. «святой». В других слу­чаях можно встре­тить обра­ще­ние «όσιε του Θεού» [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «пре­по­доб­ный Божий». Еще один пример: в бого­слу­жеб­ных текстах на утрене празд­ника трех свя­ти­те­лей встре­ча­ется тро­парь, в кото­ром к свя­ти­те­лям обра­ща­емся сло­вами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно пере­ве­сти как «святые отцы» или «пре­по­доб­ные отцы». Снова «όσιοι» (множ. число от όσιος).

Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчер­паться лишь обра­ще­нием к гре­че­скому слову, кото­рое можно пере­ве­сти двояко. Этот вопрос более глубок и уходит кор­нями вглубь тра­ди­ции. Обра­тив­шись к ико­но­гра­фии, мы увидим, что св. Андрея Крит­ского изоб­ра­жают иногда в мона­ше­ском обла­че­нии, а не в епи­скоп­ском.

Подоб­ные вопросы можно задать и о св. пре­по­доб­ном Исааке Сирине, епи­скопе Нине­вий­ском, кото­рый в ико­но­гра­фии изоб­ра­жа­ется в епи­скоп­ском обла­че­нии крайне редко. Еще «бла­го­вер­ный княже Алек­сан­дре моли Бога о нас», хотя, святой князь Алек­сандр принял схиму перед смер­тью с именем Алек­сий и на иконах изоб­ра­жа­ется двояко. В данном случае князь изве­стен своим высо­ким подви­гом на кня­же­ском посту, а потому по тра­ди­ции име­нуем его князем бла­го­вер­ным, а не пре­по­доб­ным. Святой Андрей Крит­ский изве­стен своими сочи­не­ни­ями, в осо­бен­но­сти состав­ле­нием пока­ян­ного канона, что скорее отра­жает дух монаха, аскета, пла­чу­щего о грехах своих, нежели иерарха и учи­теля Церкви, как напри­мер, свя­ти­тели Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий и Гри­го­рий Бого­слов.


При­ме­ча­ния:

  • 4. 8 тыс. 0