Притча о богатом и лазаре: Притча о богаче и Лазаре / Православие.Ru
Содержание
3. Притча о богатом и Лазаре, Евангельские притчи
прот. Виктор Потапов
Евангельские притчи
Притча о блудном сынеПритча о брачном пире
Скачать
epub
fb2
Притча о богатом и Лазаре даёт нам пример крайне неразумного использования материальных благ и приоткрывает завесу над некоторыми тайнами загробной участи человека. Эту притчу мы встречаем в Евангелии от Луки:
«Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 19–31).
С первого прочтения этой притчи не совсем ясно за что богач попал в ад. За то ли, что он был в жизни богат? Мы знаем из Евангелия, что богатство, хотя бывает соблазнительным и далеко не всегда полезным для духовной жизни, но всё же не все богатые были осуждены. Богатый сборщик податей Закхей, несмотря на своё богатство, тем не менее всем своим семейством был спасён (Лк. 19: 1–19). Мы помним про богатство Иосифа Аримафейского, ученика Христова, в гробнице которого был погребён Спаситель (Мф. 27: 57–60). Также один из «начальников» и вождей израильского народа фарисей Никодим вряд ли был бедным человеком. Это он ведь принёс для помазания тела Иисуса Христа сто литров дорогих ароматных масел (Ин. 19: 39). Мы помним, что один молодой богатый юноша не был осуждён Христом за своё богатство, по-видимому, не мешавшее ему оставаться верующим, благочестивым человеком, от юности сохранять все заповеди Божий, а узнавши о Христе, прийти и поклониться Ему как Учителю. Христос вовсе не осудил жизненного пути богатого юноши, но указал ему на путь совершеннейший.
Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не войдут в него люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог, а богатство их спасёт (Мк. 10: 24), люди, которые из богатства делают кумира и идола (маммона).
В Библии мы знаем примеры праведников, которые были очень богатыми людьми: праведный Иосиф, сын Израиля, владел в Египте огромными сокровищами фараона, одевался по-царски (Быт. 4: 40–45) и был вторым человеком в государстве. Праведный Иов, непорочный и богобоязненный, был очень богат: у него было 7.000 голов мелкого скота, 3.000 верблюдов, 500 пар волов и 5.000 ослиц и весьма много слуг (Иов. 1: 3).
В истории христианской Церкви было канонизировано много царей и королей – помазанников на царство, владевших как собственностью всеми богатствами их страны, и это не помешало некоторым из них стать святыми. В России и Америке были и есть миллионеры, делавшие много добра и раздававшие свои огромные богатства на благотворительность.
Но все-таки за что попал в ад богач разбираемой нами притчи? В Евангелии не говорится о том, что он был злым, жестоким, развратным, безбожным и нечестивым. Сказано лишь, что он был богат и очень хорошо одевался. Как и ветхозаветный богач Иосиф, придворный фараона, он одевался в тонкую драгоценную одежду виссон (Быт. 40: 42). В притче говорится, что «богач каждый день пиршествовал блистательно», устраивая званные обеды. Вообще, в своей жизни он получил всё доброе, что только можно было получить. Но разве достаточно человеку быть богатым, чтобы быть осуждённым на вечные адские муки? Этого, пожалуй, так же не- достаточно, как недостаточно быть нищим или бродягой, чтобы попасть в Царство Небесное за свою нищету, за своё незавидное социальное положение. Не знаем ли мы нищих, которые были злыми, жестокими, ненавидящими всех и вся, лентяями, не желавшими работать и трудиться? Неужели же только за своё нищенство они будут награждены, несмотря на свои грехи, а богатые будут наказаны только за своё богатство? Нет! Нельзя на основании притчи о богатом и Лазаре строить материалистическую теорию о мировом равновесии в духе социальной уравниловки и справедливости.
В проблеме о богатстве евангелист Марк раскрывает нам, в чём суть дела и говорит, что многие богатые осуждаются не за богатство, а за своё упование на него: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10: 23). Опасна для человека чрезмерная сытость, пресыщенность, самодовольство. И именно это, а не что-нибудь другое и внешнее плохо. Плохи не деньги сами по себе, а отношение к ним. Плохо быть ограниченным, самодовольным и успокоенным. И, наоборот, хорошо быть всегда недовольным собой, всегда алчущим и жаждущим Правды. Хорошо быть всегда нищим духом и просить непрестанно подаяния у Христа. Всякое пресыщение балует человека, делает его успокоенным, бестревожным, самомнительным балованем, мнящим о себе, что ему больше ничего и не нужно, мнящим о себе, что у него всё уже есть и не только ничто, но и никто ему не нужен – ни человек, ни Бог. Именно такое самодовольное, безмятежное и сытое состояние опасно для человека, для его обращения ко Христу, будь он богатым или бедным. Мы никогда не должны быть спокойны, а всегда должны искать и спрашивать, всегда жаждать и нуждаться, всегда сознавать себя нищими, не самостоятельными, но зависящими от Бога.
Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь. Ап. Павел говорит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (по-гречески «уничижаем не бывает»). Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6: 7). Каждый человек сам приготовляет себе свою загробную участь. Если он будет пребывать в воле Бога, т.е. творить Его заповеди, повелевающие любовь к Богу и к ближнему, будет каяться, когда в чём-нибудь преступит эти заповеди, если будет питать свою душу церковными таинствами, если будет пребывать в молитвенном общении с Господом, то про такого можно сказать, что он «сеет в дух». Такой человек ещё в этой жизни начинает общение с духовным миром, становится как бы его гражданином. После смерти такой человек вступает в лучший мир и наслаждается его благами, так как во временной своей жизни успел стяжать в себе способность ими наслаждаться.
Подлинная вера начинается с покаяния – только с покаяния, т.е. с сознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – говорит и Предтеча, и Христос (Мф. 3: 2; 4: 17). Царство Божие не только начинается, но и продолжается и поддерживается только покаянием, сознанием своей ограниченности, греховности и духовной нищеты. Постоянная молитва христианина заключается в кратких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Без этой молитвы христианин не может жить и духовно умирает. Сознание своей греховности, бедности и беспомощности делает христианина достойным учеником Спасителя, достойным членом Церкви Христовой, несмотря на грешную природу, в которой он рождён.
Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную, а за сознание своей нищеты духовной, за то, что в этом смысле он слушался, по-видимому, Моисея и Пророков (Лк. 16: 29). А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство, не ощущал потребности в помощи Божией.
Если человек будет только переходить от одного увеселения к другому, от одного плотского наслаждения к другому, как это делал богач, который «пиршествовал блистательно», то он сделает свою душу неспособной ни к какому духовному ощущению. И это даже в том случае, если он не будет совершать больших грехов. Это видно из примера богача. Он настолько очерствел душой, что не оказал никакого сострадания Лазарю, который лежал у его ворот и которого он постоянно видел. Душа богача сделалась неспособной к любви к ближнему.
Что может такой человек ожидать в загробном мире? К общению с Богом он неспособен. Бог есть любовь, и общаться с Ним можно только посредством любви, богач же этой любви не имеет. Общаться с духами праведников он тоже неспособен, так как не стяжал подобия с ними, не имеет с ними ничего общего. «Между ним и праведниками, – читаем мы в притче, – пропасть великая утвердилась». Богач не может наслаждаться благами Небесного Царства, так как его душа неспособна к духовным ощущениям. Такой поневоле будут пребывать в отлучении от Бога и от мира праведников, пребывать в кромешной, т.е. во внешней тьме. Страсти, которые богач успел накопить при жизни, будут его жечь вечным огнём. Совесть, веления которой он постоянно преступал, сделается для него червем неусыпающим, который будет грызть его. Виноват в этом он сам. Бог постоянно предупреждал его. Но он не внял этим предупреждениям. Он сам вверг себя в адскую бездну.
Из притчи о богатом и Лазаре обычно делают вывод, что мучение грешников будет бесконечным. Само мучение изображается в виде огня жгучего, но не сжигающего. Но огонь, дым и всякие другие ужасы являются извращенным представлением об адских мучениях. В самом деле, согласно учению св. Отцов Церкви, сущность адского мучения заключается не в физических страданиях, а в отдалённости от Бога и в отсутствии духовного умиления. Умиление возможно только при условии полного и искреннего раскаяния. Поэтому мучение было бы бесконечным, если бы невозможно было бы покаяние. Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся русский богослов XX столетия, указывает на то, что хотя в Евангелии не раз говорится о вечной муке, но это выражение не есть синоним бесконечности. По мысли митр. Антония, это выражение можно понимать и как характеристику неутолимости мучения в общем смысле, но в Слове Божием нет определенных указаний на бесконечность страданий всех грешников и на то, что судьба их не может измениться. Слова Авраама о пропасти между праведниками и грешниками в потустороннем мире, которую нельзя перейти, не говорят о неизменяемости положения грешников. Да, нельзя перейти эту пропасть, не изменяясь, но это ещё не говорит о невозможности изменения.
Приведу еще несколько мыслей митрополита Антония о загробной судьбе человека, вытекающих из сегодняшней притчи:
«Притча о богаче и Лазаре даёт нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу. Во-первых, мы видим, что Авраам в раю услышал богатого, и следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы. Эта их беседа указывает на то, что и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, т.к. самое страшное это не само страдание, а безнадёжное сознание бесконечности страданий. Этого безнадёжного сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на что-то лучшее.
Во-вторых, богач начинает жалеть своих родных братьев. Это показывает, что в нём пробудилось добрые чувства, что он начал каяться и надеется на их покаяние. Это значит, что в загробной жизни возможно некоторое изменение настроения человека, т.к. начавшееся покаяние может уже перейти к полному раскаянию и тогда умилению.
Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше, на земле, и теперь, в аду, но не понимает справедливости положения. Но всё же он начал жалеть своих братьев, что очень важно для дальнейшего развития души.
Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить возможность надежды, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Надо также допустить надежду, что, пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно ожесточилась, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному, и тогда душа может ожить для духовного умиления и спасения».
Будем молиться, чтобы Господь вселил в нас потребность, алчбу и жажду питаться божественными соками, исходящими от Лозы-Христа, подающимися нам за Трапезой Господней, за Св. Евхаристией.
Будем молиться, чтобы в сознании нашем мы до конца обнищали и стали бы нищими духом, как Лазарь, и чтобы мы, подобно нищим, стоящим на паперти храмов, непрестанно протягивали руку и просили бы подаяния у Христа, Который и Сам, по слову ап. Павла, «будучи богат, обнищал нас ради, дабы мы обогатились Его нищетой» (2Кор. 8: 9).
Притча о блудном сынеПритча о брачном пире
Притча о богаче и Лазаре: как не угодить в ад? — Владимир Басенков
Владимир Басенков,
7 ноября 2021, 09:56 — REGNUM
Pravoslavie. ru
В это воскресенье в храмах за богослужением читается следующий отрывок из Евангелия: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19−31).
Притча о богаче и Лазаре
Pravoslavie.ru
Богач из притчи, конечно, «отрывался» по полной и брал от жизни все. Мы все сегодня так хотим, измученные ковидом, ограничениями, ростом цен, «тревожными слухами» из новостей и тоннами информации, загнанные, как лошади, и постепенно превращающиеся в живых андроидов. Пассивный доход, теплый климат Израиля, приятные собутыльники, богатый стол каждый день — и никаких забот. Так жил богач, в то время как у него под окнами мучился больной Лазарь, нищий, бомж, калека, для которого существование представляло картину, противоположную будням второго героя притчи. Больной ежедневно сражался за свое существование, собирался с силами, чтобы хоть не отчаяться в конец, наслаждаясь лишь крошками со стола богача.
Где справедливость? Кажется, богач должен был выйти однажды к Лазарю, оплатить ему лечение, взять несчастного в свой дом, привести в порядок и посадить за стол. Лазарю было что рассказать этому обласканному жизнью контингенту, каждодневно устаивавшему веселые попойки в доме состоятельного товарища. Он мог открыть им настоящую правду жизни. Каково это, страдать от бессилия, одиночества, безысходности, равнодушия окружающих, боли, даже собак, лизавших гноящиеся струпья Лазаря. Он мог стать прекрасным проповедником этих застолий, а богач был способен применить свои деньги на один лишь «желудок», но выступить в качестве продюсера этого несчастного человека, дать ему шанс и показать, что сделать мир лучше — реально. Правда, все пошло именно так, как и бывает в жизни.
Хендрик Тербрюгген. Богач и Лазарь. 1625
Мы часто ищем справедливости в этой жизни, у каждого из нас она своя, но в целом мы интуитивно чувствуем, что страдание — это не нормальное для человека состояние и все скорби выступают некоторого рода «нагрузкой», за которую мы однажды получим вознаграждение. Душа человека — христианка по своей сути, потому что те добродетели, которые открыл нам Спаситель, заложены в каждом из нас. Вопрос в том, насколько мы решаемся их в себе раскрыть. Образ Божий, аккуратно спрятанный в наших душах, есть ответ на вопрос о том, что такое хорошо и какими мы должны быть. Важный момент — какими должны быть не сегодня или завтра, а всегда. Всегда — это не в течение 50, 70 или 100 лет, а вечно. Жизнь — как игра, в которой мы прокачиваем определенные навыки. А потом игра заканчивается, локации сворачиваются в улитку и мы остаемся с тем багажом, что успели собрать. Вот тут торжествует подлинная справедливость: каждый оказывается навечно с тем капиталом, который заработал. Речь, конечно, не о банковском счете, а о капитале человечности.
Богач мог наслаждаться жизнью всякий день (хотя, скорее всего, он лишь затыкал как мог попойками и пирами зияющую в сердце пустоту), но его эгоизм сыграл с ним злую шутку: после смерти он внезапно для самого себя оказывается в аду. Ад — это духовное отражение той реальности, которой человек в земной жизни себя окружал. «Бери от жизни все» без отдачи — отдашь все после смерти. Он просит помощи отца Авраама, патриарха и праведника, но тот лишь разводит руками: «Извини, парень, мы в разных реальностях; ты находишься среди тех, кто привык лишь услаждать свой эгоизм и безразмерную жажду потребления. А мы здесь собрались с теми, кто умел делиться и мог протянуть руку помощи; впрочем, чему ты удивляешься? Ты ведь никогда не замечал таких, как мы, пока опрокидывал очередной кубок с вином на очередной пирушке…».
Бедный Лазарь у ворот дома богача. XVIII в. Фрагмент
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Мы искренне негодуем, когда видим беспредел «хозяев жизни» и нуворишей, искренне надеясь, что справедливость восторжествует однажды, а их безнаказанность, презрение к окружающим, равнодушие к проблемам людей вокруг и жадность будут наказаны. Будут, Судом Высшей Инстанции. Вернее, они сами наказывают себя своим образом жизни, хотя пока еще думают, что это, наоборот, форма рая. Притча о богаче и Лазаре как раз для них.
Она не о том, что состоятельные люди стройными колоннами маршируют в ад согласно христианскому учению. Деньги не удаляют нас от Бога и не приближают к Нему. Все дело в том, как мы распоряжаемся своей жизнью. Богач мог не одного Лазаря, а всех несчастных с окрестностей собрать у себя дома, вылечить, накормить, трудоустроить, дать путевку в жизнь. И был бы он прославлен и среди людей, и среди святых. Все же просто. Спаситель сказал: что «вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Чему мы должны научиться из истории о богаче и Лазаре в Луки 16?
ГлавнаяКонтент-указательКниги БиблииЛук Богач и Лазарь
Вопрос
Ответ
Луки 16:19-31 содержит рассказ об очень богатом человеке, который жил в роскоши. Однако за воротами дома этого богача лежал крайне бедный человек по имени Лазарь, который просто надеялся «есть то, что падало со стола богача» (ст. 21). Богач был совершенно равнодушен к судьбе Лазаря, не проявляя к нему никакой любви, сочувствия или сострадания. В конце концов, они оба умерли. Лазарь попал в рай, а богач в ад. Обратившись к «отцу Аврааму» на небесах, богач просил, чтобы послали Лазаря охладить его язык каплей воды, чтобы уменьшить его «агонию в этом огне». Богач также попросил Авраама отправить Лазаря обратно на землю, чтобы предупредить его братьев о покаянии, чтобы они никогда не присоединились к нему в аду. Оба запроса были отклонены. Авраам сказал богачу, что если его братья не верят в Писание, то они не поверят и посланнику, даже если он придет прямо с небес.
Есть некоторый вопрос, является ли эта история правдой, рассказом из реальной жизни или притчей, поскольку имена двух ее персонажей (что делает ее уникальной среди притч). Притча это или нет, однако из этого отрывка мы можем многое узнать:
Прежде всего, Иисус учит здесь, что рай и ад — это реальные, буквальные места. К сожалению, многие проповедники избегают таких неудобных тем, как ад. Некоторые даже учат «универсализму» — вере в то, что все попадают в рай. Однако Христос много говорил об аде, как и Павел, Петр, Иоанн, Иуда и автор Послания к Евреям. В Библии ясно сказано, что каждый человек, когда-либо живший, проведет вечность либо в раю, либо в аду. Подобно богатому человеку в этой истории, многие сегодня самодовольны в своей убежденности в том, что с их душой все в порядке, и многие услышат, как наш Спаситель скажет им обратное, когда они умрут (от Матфея 7:23).
Эта история также показывает, что как только мы пересекаем вечный горизонт, все. Шансов больше нет. Переход к нашему вечному состоянию происходит в момент нашей смерти (2 Коринфянам 5:8; Луки 23:43; Филиппийцам 1:23). Когда верующие умирают, они сразу же попадают в сознательное общение и радость небес. Когда неверующие умирают, они сразу же попадают в сознательную боль, страдания и мучения ада. Обратите внимание, что богатый человек не просил своих братьев помолиться за его освобождение от какой-то промежуточной стадии чистилища, тем самым ускорив его путешествие на небеса. Он знал, что попал в ад, и знал почему. Вот почему его просьбы заключались лишь в том, чтобы утешить его и предупредить его братьев. Он знал, что спасения нет. Он был навеки отделен от Бога, и Авраам ясно дал ему понять, что нет никакой надежды когда-либо смягчить его боль, страдания или печаль. Те, кто в аду, прекрасно помнят упущенные возможности и свое неприятие Евангелия.
Как и многие в наши дни, верящие в «евангелие процветания», богатый человек ошибочно рассматривал свои материальные богатства как свидетельство Божьей любви и благословения. Точно так же он считал, что бедные и обездоленные, такие как Лазарь, были прокляты Богом. Тем не менее, как увещевал апостол Иаков: «Вы жили на земле в роскоши и потворстве своим желаниям. вы откормились в день заклания» (Иакова 5:5). Богатства не только не приводят человека на небеса, но и обладают силой отделить человека от Бога так, как это могут сделать немногие другие вещи. Богатство обманчиво (Марка 4:19).). Конечно, очень богатые не могут попасть на небеса (многие герои Библии были богаты), но Писание ясно говорит, что это очень трудно (Матфея 19:23-24; Марка 10:23-25; Луки 18:24). -25).
Истинные последователи Христа не будут равнодушны к судьбе бедных, как богатый человек в этой истории. Бог любит бедных и обижается, когда Его дети пренебрегают ими (Притчи 17:5; 22:9, 22–23; 29:7; 31:8–9). На самом деле те, кто проявляет милосердие к бедным, на самом деле служат лично Христу (Матфея 25:35-40). Христиан узнают по плодам, которые они приносят. Пребывание Святого Духа в наших сердцах, безусловно, повлияет на то, как мы живем и что делаем.
Слова Авраама в стихах 29 и 31, относящиеся к «Моисею и пророкам» (Писание), подтверждают, что понимание открытого Слова Божьего имеет силу превратить неверие в веру (Евреям 4:12; Иакова 1:18; 1 Петра 1). :23). Кроме того, знание Писания помогает нам понять, что Божьи дети, такие как Лазарь, могут страдать на этой земле — страдание — одно из многих трагических последствий жизни в грешном и падшем мире.
Библия говорит, что наша земная жизнь — это «туман, который появляется на малое время, а потом исчезает» (Иакова 4:14). Наше земное пребывание чрезвычайно кратко. Возможно, величайший урок, который можно извлечь из этой истории, заключается в том, что когда смерть стучится в нашу дверь, имеет значение только одно: наши отношения с Иисусом Христом . «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матфея 16:26; Марка 8:36). Вечную жизнь можно найти только во Христе. «Бог дал нам вечную жизнь, и эта жизнь в Его Сыне. Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоанна 5:11-12). Правда в том, что если мы хотим жить отдельно от Бога во время нашего пребывания на земле, Он также исполнит наше желание вечности. Как метко сказал один пастор: «Если вы сядете в поезд неверия, вам придется проделать весь путь до места назначения».
Вопросы о Луке
Что мы должны узнать из истории о богаче и Лазаре в Луки 16?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Богач и Лазарь — притча?
Он использовался для порицания богатых, защиты спасения бедностью, обучения загробной жизни, осуждения довоенного рабства и даже продвижения избирательного права женщин. История Иисуса в Луки 16:19–31, безусловно, вызывает ряд вопросов. Можно ли увидеть рай из ада? Имеет ли значение богатство разницу между ними? Знают ли те, кто на небесах, о страданиях тех, кто в аду? Это притча или реальная история?
Учетная запись уникальна для Евангелия от Луки и, кроме того, имеет несколько других эксклюзивных функций. Как мы должны интерпретировать его и чему он может научить нас сегодня?
Реклама на ТГК
Притча или нет?
Во-первых, это притча или рассказ об исторических личностях? Некоторые представители средневековой церкви и Реформации считали, что это рассказ о реальных людях, а не притча. Кальвин, например, подумал так, потому что в нем есть имя (Лазарь) — чего нет ни в одной притче.
Наблюдение Кальвина верно, но трудно не заметить тот факт, что Лука вводит эту историю так же, как и четыре предшествующие ей притчи, в том числе о знаменитом блудном сыне. Все они вводятся обобщающей формулой «некий (женщина) мужчина. . . (Луки 15:3, 15:8, 15:11; 16:1). Кроме того, есть веская причина, по которой имя бедного человека и почему это Лазарь.
Да какая разница, притча это или нет? Я так не думаю, и Кальвин тоже. Мы согласны с тем, что главная проблема заключается в понимании «учения, которое оно содержит». Трудность, конечно же, как указывает Клайн Снодграсс, заключается в том, что «не существует формулы для определения того, является ли элемент [притчи] богословски значимым». Наилучший подход — использовать в качестве ориентира непосредственный контекст притчи и богословие, взятое из всей Библии. Отец церкви Тертуллиан писал:
Мы, однако, не принимаем притчи как источники учения, а принимаем учение как норму для толкования притч. Поэтому мы не пытаемся все перекрутить так, чтобы это соответствовало нашему собственному объяснению, стремясь избежать всякой нестыковки. Почему «сотня» овец? а почему, собственно, «десять» драхм? а что означает эта «метла»? Что ж, когда он [Иисус] хотел показать, как Богу приятно спасение одного грешника, он должен был упомянуть некую числовую величину, по которой можно было бы назвать человека «погибшим».
Контекст
Эта притча заканчивается без каких-либо обобщающих объяснений от Иисуса, как мы находим, скажем, у доброго самаритянина. Но помощь не за горами. Непосредственно перед этой притчей Иисус рассказывает другую притчу о богатстве (Луки 16:1–13), а в промежутке между ними (16:14–18) Иисус упрекает фарисеев в любви к деньгам, возвышает себя в самооправдании и игнорирует авторитет Ветхого Завета. Все три темы вплетены в притчу о богаче и Лазаре. У нас есть любовь богатого человека к деньгам, его самомнение даже в Аиде и его неприятие божественного откровения. В отличие от них появляются другие темы.
Персонажи
Ангелы, пять братьев, Моисей и пророки играют второстепенные роли, как и Авраам. Главные герои, конечно, Лазарь и богач. Хотя предание назвало этого человека «Ныряющим» (латинское слово, означающее «богатый человек»), в оригинале у него нет имени. Он представлен как тот, кто буквально носит свое богатство на рукаве («одет в порфиру и виссон») и не испытывает ни малейшей боли от голода («он «пировал изобилие каждый день»).
Далее идет бедный Лазарь, человек, покрытый язвами, который сидит у ворот богача, по-видимому, достаточно близко, чтобы он мог видеть пищу, которую он не может есть, но достаточно далеко, чтобы богач мог спокойно игнорировать его.
Богатый человек явно игнорирует нужду на пороге своего дома. Только собаки видят потребность. Их облизывания, которые, кажется, приносят облегчение, служат горьким контрастом с богатым человеком, чей собственный язык скоро станет местом большой нужды. Кальвин спрашивает:
Что может быть чудовищнее, чем видеть, как собаки берут на себя ответственность за человека, на которого его сосед не обращает внимания; и, более того, видеть даже крошки хлеба, в которых отказывают умирающему от голода человеку, в то время как собаки служат ему своими языками, чтобы исцелить его язвы ?
Последствия
На этом контрасты не заканчиваются. После смерти Лазарь оказывается у «недра» Авраама, что, вероятно, является указанием на небесный пир (ср. Ин. 13:23). Для любого еврея того времени такое расположение сидений было бы знаком высшей чести. А как же богач? Несмотря на благословение своего большого богатства, он попадает в Аид, где его мучают. Трудно сказать, отличается ли этот ад от ада (или геенны). Это определенно не то место, где он хочет быть.
Из этого удивительного поворота событий некоторые делают вывод, что притча учит, что бедные попадают в рай, а богатые — в ад. Проблема с таким взглядом, как уже давно заметил Августин, состоит в том, что бедный Лазарь склоняется на сторону богатого Авраама. Если только богатство определяет нашу судьбу, то Авраам должен быть в Аиде вместе с богачом.
Вместо этого причина их судьбы находится в другом месте. Имя «Лазарь», вероятно, является эллинизированной версией сокращенной формы имени Элиэзер, что означает «Бог помогает» (ср. Быт. 15:2). Дело в том, что глубокая физическая потребность Лазаря сделала его гораздо более чувствительным к более глубокой духовной потребности. Тем временем богатый человек невольно приговаривает себя к аду, используя личное имя Лазаря (Луки 16:24). Если он знает его сейчас, то должен был знать и тогда.
Хуже того, он продолжает обращаться с Лазарем как с нижестоящим, отказываясь обращаться к нему напрямую и имея наглость просить, чтобы Лазарь утолил его жажду — как раз то, что он не сделал бы для Лазаря. Ответ Авраама в Луки 16:25 подражает учению Иисуса в другом месте: мера, которую мы используем, чтобы судить других, будет применена и к нам (Мф. 7:2). Здесь сходятся первые две темы: любовь богатого человека к деньгам расцвела в черствое, самооправдательное пренебрежение нуждами других. Его недостаток милосердия находит свое жалкое эхо в неполученном милосердии.
Но на этом история не заканчивается. Если богач не успокоится, возможно, его семью можно будет пощадить. Это кажется альтруизмом, но богач все еще просит прислать Лазаря. Более того, он настаивает на определении условий, которыми они будут предупреждены. Моисея и пророков недостаточно; только воскресение сделает.
Ответ Авраама только подкрепляет его обвинение. Если они не будут слушать Моисея и пророков, они не будут слушать ничего. Это третья тема, которая восходит к Луки 16:16. Бог дал людям закон и пророков, и они более чем свидетельствовали о том, чего ожидает Бог. Проблема не в сообщении; это со зрителями.
Это помогает объяснить причину фиксированной пропасти (Луки 16:26). Эта пропасть не устранена, потому что Бог лелеет космическую обиду; это установлено правосудием Божьим и упрямством неблагодатного человеческого сердца. Богатый человек слишком осознает свои собственные страдания. Чего он не может видеть — потому что он этого не увидит, — так это того, что он является причиной этого. Он не признает, что все его богатства не приближают его к порогу рая, как привели его к собственному порогу, чтобы помочь бедному Лазарю. Его величайшая потребность состоит в том, чтобы признать свою величайшую нужду, а этого он не сделает. Страдания Аида никак не притупили его чувство собственной важности. В этом глубоком смысле мы можем говорить о божественном суде Божием как о самостоятельный -наложенный. Не потому, что Бог стыдится этого, а потому, что мы полностью этого заслуживаем.
Помогающий Бог
Самый важный урок, которому учит эта притча, — предупреждение о деньгах. Богатство окаменело в сердце богача. Хотя богатство не всегда имеет такой эффект, кто может отрицать, что это часто происходит? Как многие поняли, либо мы будем владеть своими деньгами, либо они будут владеть нами. Вы не можете служить Богу и деньгам, как сказал Иисус несколькими стихами ранее (Луки 16:13).
Так что настоящим испытанием никогда не может быть простая сумма в долларах. Должно быть, это наша чувствительность к бедности и боли, которые мы находим вокруг себя. Сердце, не желающее помогать другим — потому что это может быть рискованно, или они могут этого не заслуживать, или это может стоить нам слишком дорого, — это сердце, не желающее признать отчаянную помощь, в которой мы сами нуждаемся от Бога.