Произведения древнерусское искусство: Древнерусская живопись — Виртуальный Pусский музей

Разное

Древнерусская живопись — Виртуальный Pусский музей

Расширенный поиск по коллекциям
Раздел коллекции

Древнерусская живопись

Древнерусское прикладное искусство

Живопись

Рисунок и акварель

Гравюра

Скульптура

Декоративно-прикладное искусство

Народное искусство

Живопись XVIII века — первой половины XIX века

Живопись второй половины XIX века — XX века

Скульптура XVIII — начала XX веков

Скульптура XX века

Период

Древнерусское искусство

Конец XVII – XVIII век

Первая половина XIX века

Вторая половина XIX века

Конец XIX – начало XX века

Первая половина XX века

Вторая половина XX – XXI вв.

Жанры и сюжеты

Абстракция

Аллегория

Анималистика

Батальный жанр

Библейский сюжет

Бытовой жанр

Иллюстрация

Интерьер

Исторический сюжет

Карикатура

Мифологический сюжет

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Театральная декорация

Все произведения

Период:

Все
ВсеДревнерусское искусствоXVII векXVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX века


Всего: 165

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Шедевры

Период:

Все
ВсеДревнерусское искусство


Всего: 34

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания)
по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Рекомендуем

История коллекции

Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Государственного Русского музея наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве принадлежит одно из главных мест. Его собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ веков. Возникновение собрания относится ко времени основания Русского музея — к 1898 г. Первые иконы поступили в музей из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей Христианских древностей. В их числе были иконы из частных собраний известных собирателей древностей — М. П. Погодина и П. И. Севастьянова.

Показать полный текст

Скрыть полный текст

Впоследствии собрание музея быстро пополнялось за счет поступлений из монастырей и частных коллекций. Особое значение имело пожертвование Покровским монастырем города Суздаля 46 икон, большинство из которых хранилось в ризнице монастыря и представляло собой вклады монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам. Большую роль в дальнейшей судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П.Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон.

Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных в Русском музее, позволили создать здесь своеобразный музей в музее — «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II», которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было простым выражением уважения императору. Николай II принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений или принося их в дар, нередко, в качестве «лица, пожелавшего остаться неизвестным». Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.

После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства. Благодаря энтузиазму и усилиям музейных сотрудников в фондах Русского музея стали сосредотачиваться произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей. Среди них были иконы из крупнейшего монастыря русского Севера: основанного в XIV в. — Кирилло-Белозерского, а также Александро-Свирского, Соловецкого, и других монастырей.

После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по нескольку раз в год. Расцвет экспедиционной деятельности приходится на 1960-е годы. В эти годы в музей были привезены сотни икон XIV-XIX столетий. Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко-культурную ценность.

Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров.

Самая древняя икона коллекции — прославленный «Ангел Златые власы«, созданный на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV — первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой представить путь развития русской иконописи за почти семь веков ее истории.

Кроме икон русских мастеров в музее хранится небольшая коллекция византийской и поствизантийской живописи, а также фрагменты стенописей из древнерусских храмов, уникальное собрание факсимильных копий фресок, рукописные и старопечатные книги.

Медиатека

Год создания: 2022 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 36:22

Фильм рассказывает об истории, традициях, современных принципах и технологиях реставрации станковой древнерусской живописи в Русском музее.

Год создания: 2020 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:10:08

Лекция посвящена теме иконографии Воскресения Христова в восточнохристианском искусстве.

Новинка

Год создания: 2020 | Виртуальный тур | Язык: русский

Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года. 

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 46:58

Лекция, посвященная проблеме света в искусстве, входит в авторский цикл Светланы Бирюковой — искусствоведа, заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея».

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:29:49

Данная лекция из цикла «Осень русского средневековья», приуроченного к открытию одноименной выставки древнерусского искусства XVII века в Русском музее, проходившей в 2019 году.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:55:50

Лекция Светланы Михайловны Новаковской-Бухман, кандидата наук, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена особенностям развития русского декоративного искусства второй половины XVII века.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:17:01

Лекция Ольги Витальевны Клюкановой, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена русскому декоративному искусству второй половины XVII века.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:05:45

Лекция Полины Вадимовна Западалова, кандидата наук, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства,  посвящена иконописному творчеству мастеров Оружейной палаты.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:35:01

Изменениям в развитии иконописи и ювелирного искусства в первой половине – середине XVII века посвящена лекция Ирины Александровны Шалиной.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:32:59

Лекция посвящена вопросу иконографии Рождества.

Год создания: 2018 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 57:47

Лекция Светланы Владимировны Бирюковой, заведующей отделом Центр мультимедиа Русского музея, посвящена роли света в русском искусстве. Она была прочитана для педагогов и родителей, занимающихся с детьми по игровой компьютерной программе «Светлячки».

Год создания: 2017 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:42:32

Лекция Ирины Шалиной, кандидата искусствоведения, ведущего научного специалиста Государственного Русского музея, посвящена одноименной выставке Русского музея, которая проходила в апреле–августе 2017 года. На ней были представлены произведения древнерусского искусства из коллекции Русского музея и других собраний. Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины — середины XVI столетия как цельное художественное явление впервые стала предметом специального выставочного проекта.

Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык: русский

Данная программа дает представление о формировании и развитии иконографии святых праведников, начиная с первых русских святых — князей-мучеников Бориса и Глеба и заканчивая преподобным Серафимом Саровским, канонизированным в 1903 году.

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея. 

Год создания: 2008 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский, английский, испанский | Продолжительность: 26:00

Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси. 

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о формировании коллекции древнерусского искусства Русского музея. Она сложилась благодаря усилиям таких коллекционеров как Н. П. Лихачев, М. П. Погодин, В. А. Прохоров, Н. В. Перцев.

Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:44

Фильм посвящен Святому Николаю Мирликийскому — покровителю мореплавателей, защитнику обездоленных и невинно осужденных. Со времени принятия христианства на Руси Николай Чудотворец пользовался особым почитанием во всех слоях русского общества. Этому свидетельство многочисленные храмы, выстроенные в его честь, произведения изобразительного искусства — иконы, памятники деревянной резьбы и скульптуры, образки из разных материалов, лицевое шитье.

Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:42

Фильм посвящен выставке Русского музея «Святой Николай Мирликийский». Директор Русского музея В. А. Гусев расскажет зрителям об истории экспонатов, представленных на выставке, среди которых демонстрируются произведения древнерусской иконописи, скульптуры и шитья, предметы личного благочестия и храмового убранства, иконописные прориси, созданные в XII—XX веках.

Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

В двух залах анфилады второго этажа, Выходящей на Невский проспект открыта выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». На ней представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея, связанные со знаменитым в истории России родом Строгановых. 

Год создания: 2006 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями.

Год создания: 2006 | Мультимедийный фильм | Язык: русский, испанский | Продолжительность: 27:00

Фильм рассказывает об иконографических типах изображений одного из самых почитаемых святых на Руси – святом Николае Мирликийском. Представлены произведения древнерусской иконы разных школ, деревянная скульптура, шитье, мелкая пластика.

Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа рассказывает о религиозной жизни дореволюционного Петербурга и об истории Петербургских церквей. Основная часть посвящена храмам Петербурга и разделена по периодам правления от Петра I до Николая II. Фотографии храмов сопровождаются биографиями архитекторов и художников.

Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Виртуальная экскурсия | Язык: русский

Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.

Год создания: 2004 | Мультимедийный фильм | Язык: русский

Фильм на основе четырех шедевров коллекции Русского музея рассказывает о художественных связях между искусством разных эпох – древнерусским и началом XX века.

Год создания: 2001 | Видеофильм | В двух частях | Язык: русский | Продолжительность: 52:00

На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия — дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций. 

Год создания: 2001 | Интерактивная программа | Язык: русский

В программе представлено около 400 произведений (иконы, живопись XVIII-XX веков, графика, народное искусство). Экспонаты сопровождаются аннотациями, биографическими справками об авторе. Возможен поиск произведений искусства по евангельским сюжетам или по видам искусства.

Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, финский | Продолжительность: 60:00

Документальный видеофильм рассказывает об истории строительства дворца и создании коллекции русского изобразительного искусства Государственного Русского музея. Показаны лучшие полотна экспозиции.

Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский | Продолжительность: 50:00

Фильм рассказывает об истории рода Строгановых, представителей одной из самых известных фамилий России, тесно связанных с историей государства, покровителей искусств и собирателей.

Год создания: 1998 | Интерактивная программа | Язык: русский, английский

Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.

Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре

Русский музей. Рождество. Специальная праздничная программа

П. В. Западалова

18 декабря 2020

Онлайн-лекция «Иконография Воскресения Христова»

П. В. Западалова

17 апреля 2020

Иконография Рождества

П. В. Западалова

24 декабря 2019

Прикладное искусство Руси на выставке «Осень русского Средневековья»

О. В. Клюканова, С.М. Новаковская-Бухман

30 апреля 2019

Русский Север в истории древнерусского искусства

И. А. Антропова

23 апреля 2019

Ярославская иконописная школа

09 апреля 2019

Лекция «Иконы мастеров Оружейной палаты»

П. В. Западалова

04 апреля 2019

Между старым и новым: иконопись первой половины – середины XVII века

И. А. Шалина

30 марта 2019

Лекция «Осень русского Средневековья». Выставка искусства XVII века в Русском музее

П. В. Западалова

26 марта 2019

«Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония)»

16 ноября 2017

Лекция «Амвон в цифрах. Символика образов»

О. В. Клюканова

27 июня 2017

Лекция «Искусство Великого Новгорода эпохи Святителя Макария»

И.А. Шалина

13 июня 2017

Поделиться

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

Древнерусское искусство | Муромский историко-художественный музей

Ознакомится с собранием икон подробнее можно здесь.

Коллекция древнерусского (церковного) искусства: иконы, деревянная скульптура, произведения лицевого и орнаментального шитья, серебряные изделия, мелкая пластика составляют наиболее ценную и цельную часть собрания музея.

Муром – один из самых древних городов России. Иконы и прикладное искусство XIII – XVII веков дают представление о высоком уровне культуры древнерусского города. Произведения церковного искусства XVIII – XX веков характеризуют устойчивые традиции православного Мурома. Собрание икон и древнерусского прикладного искусства в основном сложилось в первые годы советской власти при закрытии многочисленных храмов и монастырей. В музей поступило далеко не все. Множество произведений в то время было утрачено, некоторые оказались в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Все же наиболее ценные предметы церковного искусства стали экспонатами Муромского музея.

Коллекция древнерусского искусства в музее не столь велика, если сравнивать ее с собраниями многих древнерусских городов, где хранятся десятки тысяч произведений. В Муроме она не насчитывает и двух тысяч единиц хранения (икон XIV – начала XX века – триста; серебряных предметов XVI – начала XX века – семьсот; предметов деревянной культовой скульптуры и резьбы XVII – XIX веков – сто пятьдесят; предметов лицевого и орнаментального шитья, церковных облачений XVI – начала XX века – триста; меднолитой пластики XII – XIX веков – триста). Однако муромское собрание древнерусского искусства является одним из самых значимых и своеобразных в Центральной России. В нем гармонично соседствуют иконы, предметы прикладного искусства столичных и местных мастеров XIV – XIX веков. В последние годы оно все более привлекает внимание исследователей.

Самая древняя и ценная икона в собрании музея – «Николай Чудотворец» XIV века. Замечательный образ до революции находился в церкви Николы Мокрого и считался чудотворным. Это одно из самых ранних произведений искусства Древней Руси классического периода. Он написан мощно и свободно. Лик святого поражает суровой выразительностью. В эпоху Дионисия получило особое распространение почитание изображения Богоматери Одигитрии. Мастер написал замечательную икону Богоматери Одигитрии для монастыря в Ферапонтове. Она отличается от обычных изображений тем, что правая рука Девы Марии сложена в благословляющем жесте. Подобная по типу икона – «Богоматерь Одигитрия» конца XV(?) – второй половины XVI века происходит из муромской Николозарядской церкви. Она начинает целый ряд икон Богоматери Одигитрии XVI века в Муроме. Эти образы величественны и аристократичны. Реставраторы «раскрыли» великолепную икону «Богоматерь Одигитрия Смоленская» середины XVI века. Небесная Владычица торжественно предстает в сиянии гладкого золотого фона. Прекрасно сохранился слой авторской живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев.

«Открытие» реставраторами иконы «Богоматерь Одигитрия Шуйская» середины XVI века стало сенсацией. Она живо и непосредственно написана местным мастером, привлекает наивностью в подаче образов и ярким многоцветным колоритом.

Сохранилось довольно большое количество муромских икон XVII века. Среди них наиболее интересны и необычны житийные иконы местных святых, на которых в среднике представлены их образы, а в клеймах подробно «рассказываются» события из их жизни. Своеобразной эмблемой города Мурома стала большая икона «Петр и Феврония в житии» конца XVI – начала XVII века. Она отличается редкой иконографией и необычна по форме (вытянута по горизонтали). Икона помещалась над гробницей святых в Муромском соборе Рождества Богородицы. Вместо традиционного образа святых в середине иконы дано изображение муромского кремля с рекой Окой на переднем плане, в которой плавают огромные рыбины. Внутри кремля изображены палаты сложной архитектуры и ключевые сцены «Повести», традиционное изображение святых заменено маленькой их иконой на фасаде муромского пятиглавого собора, в алтаре которого показаны лежащие в «едином» гробу Петр и Феврония. Вокруг средника сорок клейм, со сценами жития. Икона отличается ярким, теплым колоритом. Четки и звучны краски средника, где особенно выделяются светло-охристые стены кремля с множеством черных проемов бойниц; красные, розовые, коричневые, зеленые строения собора и палат; синяя река в пологих берегах из красно-коричневых скалистых «горок». Клейма зрительно сливаются в общую пеструю картину. В целом это произведение производит необычно яркое впечатление, создает праздничное настроение. Муром представлен здесь как идеальный древнерусский град, особое святое место, напоминающее небесный Иерусалим. Иконописец сумел показать то самое представление не о реальном, а о сказочном граде Муроме, что отражено в местных повестях и преданиях.

Вторая икона «Петр и Феврония в житии» 1618 года была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века», также для Муромского Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике – Петр и Феврония в молении Спасу. Вокруг тридцать два клейма со сценами жития. Это произведение вызывает чувство умиротворения, погружает в мир самоуглубленных образов. Ее колорит не столь ярок, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Преобладают белые, красные, черные, зеленые, желтые и розовые цвета. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны, композиции клейм построены просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Герои изображены в своеобразной динамике, словно застыли в одно мгновение. Ритмично повторяющиеся архитектурные детали, позы и жесты персонажей, красочные тона создают определенный строй, созвучный музыке.Автор этой иконы уделил главное внимание не сказочным и бытовым подробностям, а показу добродетельной жизни и чудесам муромских святых, их церковному прославлению.

Третья икона «Муромские святые с житием Петра и Февронии» 1669 года недавно «раскрыта» реставраторами и засияла яркими красками. Она была исполнена в Муроме по заказу муромского посадского человека «Сидора Матвеева сына Лопатина» для Георгиевской церкви. В центре изображены все известные городские чудотворцы: Константин, Михаил и Федор, Петр, Феврония и Иулияния Лазаревская, а житийные клеймы посвящены житию только Петра и Февронии. Видимо, заказчик иконы хотел получить сразу два почитаемых образа на одной доске, ему хотелось воздать почитание не только самым популярным муромским святым, но не забыть и о других местных угодниках. Вокруг средника – сорок мелких клейм, которые по сюжетам совпадают с клеймами первой иконы. Кроме этих мелких сцен здесь вверху дано еще одно большое клеймо с изображением муромского сказочного кремля. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии.

Немногие муромские иконы XVII в. имеют подписи иконописцев, что является очень ценным, так как большинство памятников иконописи безымянны. Среди них замечательная икона «Богоматери Владимирская Волоколамская» 1612 года, созданная мастером Рославовым для Крестовоздвиженской церкви Мурома. Это произведение отличает редкая деталь – живописное изображение драгоценной короны на голове Девы Марии. Известный изограф оружейной палаты Афанасий Рязанцев исполнил другую икону Богоматери Владимирской 1692 года для Благовещенского монастыря. Среди многочисленных «списков» (так называли в древности копии) с этой знаменитой византийской иконы XII в. муромский «список» кисти Афанасия Рязанцева признан одним из лучших.

Несколько произведений подписаны известным муромским изографом Александром Казанцевым. Вместе с ним работал и его младший брат Федор, позже сын Петр. Династия Казанцевых трудилась в Муроме на протяжении всего XVII века и первой трети XVIII века. Иконы мастерской А. И. Казанцева всегда узнаваемы. Это произведения внушительного размера, со сложными композициями, особой цветовой гаммой, где преобладают зеленые и красные тона. Они могли быть созданы человеком «книжной» культуры. Очевидно, Александр Иванович Казанцев был широко образован, знал образцы живописи и графики западной Европы, а также был хорошо знаком с работами русских изографов Оружейной Палаты Кремля. Он умело использовал эти знания и выработал свою особую неповторимую манеру иконописания. В его работах сочетаются как новые приемы письма, так и стремление к более древним традициям, на которых он был воспитан в родном городе.

В настоящее время известно шесть подписных произведений Александра Ивановича Казанцева. В экспозиции находится великолепное произведение «Царь Царем» 1690 года. На нижнем поле – подпись автора: «Писана сия Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 (1690) писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». На ней представлен величественный образ Иисуса Христа в великолепных красных с золотом одеждах и царской короне. Правая его рука сложена в благословляющем жесте, от левого плеча спускается меч. Произведение иллюстрирует «Апокалипсис». Уникальным произведением мастера можно назвать грандиозную житийную подписную икону с восьмидесятью клеймами «Константин, Михаил и Федор в житии» 1714 года. Из подробной надписи следует, что А. И. Казанцев писал ее вместе «с сыном своим Петром». Для своего времени это произведение несколько архаично, к этому иконописец стремился сознательно, видимо, повторяя более древнюю икону. В среднике фронтально предстоит три муромских князя Святой Троице, а в клеймах неторопливо повествуется «история града Мурома». Каждое из них индивидуально, информативно насыщенно. Здесь и Ангел-Хранитель града Мурома, припадающий ко Господу, здесь и чудо от иконы Муромской Богоматери, и сам царь Иван Грозный у мощей святых.

Муром, хотя и не сравним с такими центрами русского серебряного дела как Нижний Новгород, Кострома или Ярославль, все же среди постоянных работников кремлевских мастерских были в XVII веке и мастера, приехавшие из Мурома. Имена муромских серебряников XVII века встречаются и в Описи 1636/37 годов. Имя одного из муромских серебряников – Логина – известно из надписи на напрестольном кресте 1638 года. «Лета 7146 (1638) сотворенъ сей крестъ в Спасов монастырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логин». Видимо, и при Спасском монастыре жили мастера, работавшие «на монастырь». Косвенным подтверждением изготовления серебряных вещей в Муроме является и надпись на кадиле 1651 года, где сказано, что оно изготовлено для собора Рождества Богородицы «в церковном серебре», т. е. из материала, предоставленного мастеру заказчиком – протопопом Василием.

В Муромском музее хранится целая группа серебряных предметов XVII века, заказчиками которых были члены двух муромских купеческих кланов – Цветновых и Черкасовых. Эти произведения, изготовленные для Троицкого и Воскресенского монастырей, отличаются характерной орнаментовкой, своеобразными формами и особой манерой выполнения чекана, которая несвойственна работам мастеров других городов. Наиболее своеобразными по форме и исполнению являются два кадила 1637 и 1648 гг. со сложными шестигранными шатрами на верхних чашах. Высокой техникой и богатством отделки отличаются оклад Евангелия 1648 года и напрестольный крест 1647 года, видимо, работ одного и того же мастера. Великолепные серебряные водосвятные чаши с оригинальным чеканным орнаментом 1648 и 1654 годов, традиционной формы литургический прибор (потир, дискос, звездица, тарели) 1650 года и другие серебряные предметы.

Искусство и архитектура России

 

Русский
Искусство и архитектура


 

 

Из икон и главок
супрематизму и сталинскому барокко, русское искусство и архитектура кажутся многим посетителям
России, чтобы быть довольно запутанным набором экзотических форм и чуждой чувствительности. Без
какое-либо ощущение богатых традиций русской культуры, понимание
огромное художественное богатство становится игрой исторического анекдота — «церковь, где
такой-то укрылся от того, как-его-там, или от бессмысленного набора эстетических
безделушки — «Мне больше всего нравятся голубые купола». На самом деле русское искусство и архитектура
не так трудно понять, как думают многие, и, зная хотя бы немного
Немного о том, почему они так выглядят и что они означают, оживляет культуру и
личности всей страны.

Иконки

Традиция иконописи была
унаследованное русскими от Византии, где оно началось как ответвление мозаики и
фресковая традиция ранневизантийских церквей. В течение 8-9 вв.
споры об иконоборчестве в православной церкви поставили под вопрос, является ли религиозная
изображения были законной практикой или кощунственным идолопоклонством. Хотя использование изображений
не был запрещен, он дал толчок к глубокому пониманию разницы между искусством
предназначены для изображения действительности, а искусство предназначено для духовного созерцания. Эта разница
это одна из причин того, что художественный стиль икон может казаться таким неизменным. Определенный
виды равновесия и гармонии утвердились как отражения божественного, и как таковые
они требовали тщательного воспроизведения и тонкой утонченности, а не поразительной новизны.
Хотя эта философия привела к сравнительно медленной эволюции стиля, икона
живопись значительно эволюционировала на протяжении веков. В частности, в 14 в.
иконопись на Руси приобрела гораздо большую степень субъективизма и личного
выражение. Наиболее заметной фигурой в этом изменении был Андрей Рублев, произведения которого можно
можно увидеть как в Третьяковской галерее в Москве, так и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В отличие от изобразительной традиции, которой жители Запада стали
к которой привыкла русская иконописная традиция, заключается не в изображении физического
пространство или внешний вид. Иконы – это изображения, предназначенные для помощи в созерцательной молитве, и в этом
в том смысле, что они больше озабочены передачей медитативной гармонии, чем изложением
реалистичная сцена. Вместо того, чтобы оценивать фигуру на значке, оценивая ее искажение
уровень, посмотрите, как расположены и уравновешены линии, составляющие фигуру,
как они перемещают ваш взгляд вокруг. Если вы чувствуете, что цифры немного
преследует, это хорошо. Они были нарисованы не для того, чтобы быть очаровательными, а для того, чтобы вдохновлять на размышления и
самоанализ. Если вы чувствуете, что должны стоять и ценить каждую икону, которую видите,
вы не собираетесь наслаждаться ни одним из них. Вместо этого постарайтесь уделить немного больше времени просто
один или два, не рассматривая их каждую деталь, а просто наслаждаясь несколькими минутами размышлений
пока твой глаз идет своим путем.

Лучшие коллекции икон можно найти в
Третьяковская галерея и Русский музей, хотя, конечно, многие русские церкви
сохранили или восстановили свои традиционные произведения.

Великий Эксперимент

Рост влияния европейской культуры в России в период
XVII и XVIII века приблизили русское искусство к привычным традициям
западная живопись. Только в конце 19го века, что следующая большая группа
возникли своеобразные русские художественные стили, развившиеся в связи с либеральным
Силы социальной реформы. Это современное движение приняло множество различных направлений почти с самого
своего начала, и было бы невозможно описать их все. Однако даже очень
общее знакомство с их общими идеями и интересами делает их работу гораздо более
доступный.

Современное искусство с самого начала
движение было связано с разрывом с классической традицией и созданием новой
вид искусства, тесно связанный с повседневной жизнью русского общества. Это
возродился интерес к традиционным русским формам искусства, включая как декоративное,
народное творчество и, конечно же, иконопись. Из декоративно-прикладного искусства оно получило признание
мощь абстрактных геометрических узоров — линии, формы и цвета использовались для
создавать ритмы и энергетические формы, не обязательно для изображения объектов или реальных пространств.
Переосмысление иконописи помогло художникам лучше осознать силу плоского,
двухмерная визуальная перспектива. Другими словами, они поняли, что могут лечить
холст как холст, а не пытаться создать впечатление, будто это окно
в пространство.

С конца девятнадцатого века примерно до 1910 г.
движение современного искусства по-прежнему больше всего интересовалось традиционными аспектами русской
жизнь — религия и деревенская жизнь были так же влиятельны, как и жизнь больших городов. В качестве
силы социальных реформ стали более тесно связаны с растущим населением
промышленные рабочие, художники русского авангарда все больше обращались к фабричным и
бешеный темп городской жизни для вдохновения. Яркие цвета, упрощенные и четкие
угловатые формы, а акцент на освободительной энергии современного мира стал
основу для новых и все более абстрактных композиций. кубофутуризм, лучизм и
Супрематизм был самым важным из стилей и школ, возникших в этот период.
время. Среди их наиболее выдающихся художников были Казимир Малевич, Владимир Татлин, Михаил
Ларионов и Анна Гончарова.

После революции 1917 года русский авангард совершил скачок
на службу новому большевистскому режиму. Казалось, это обещало именно такой перерыв
в новый мир и сметая старое, ради которого они трудились в искусстве
годы. Они выпускали политические плакаты, устраивали уличные представления и ярмарки и, в большинстве случаев,
в частности, осуществил оформление крупнейших общественных пространств страны к юбилейному
торжества революции. Подхваченный акцентом нового режима на важности
промышленной мощи, они стали привносить в композицию чувство рациональности и
технологическая направленность промышленных работ и дизайна. Конструктивизм, как известен этот стиль,
продолжал развиваться до конца 1920-х годов, когда консерватизм сталинского государства
отказался от авангарда в пользу советского реализма. Многие выдающиеся художники
более ранние школы играли центральную роль в конструктивизме, особенно Татлин. Другой
известные художники конструктивизма включают Александра Родченко, Варвару
Степанова и Любовь Попова.

Отвергнутый сталинским правительством и забытый в
на западе русский авангард только недавно получил заслуженное внимание.
Русский музей в Санкт-Петербурге обладает самой прекрасной коллекцией своих произведений.

Архитектура

На протяжении большей части своей истории русский
архитектура была преимущественно религиозной. Церкви на протяжении веков были единственным
здания должны быть построены из камня, и сегодня это почти единственные здания, которые
осталось от своего древнего прошлого. Основные элементы русского церковного убранства сложились достаточно
раннее, примерно в XI в. План, как правило, представляет собой греческий крест (все четыре
руки равны), а стены высокие и относительно свободны от отверстий. Крутой
крыши (шатровые крыши) и множество куполов покрывают строение. Характерный лук
купол впервые появился в Новгороде на соборе Святой Софии, в одиннадцатом
век. В интерьере главной особенностью является иконостас, алтарная ширма, на которой
церковные иконы расположены иерархически.

Центры средневековой церковной архитектуры последовали за
смещение господства городов старой Руси — от Киева к Новгороду и Пскову, и, от
конец 15 века, Москва. С образованием единого Российского государства под
Ивана III, в России стала появляться иноземная архитектура. Первый экземпляр такого
Зарубежным произведением является великий московский Успенский собор, завершенный в 1479 году болонцами.
архитектор Аритотель Фиораванти. Собор на самом деле представляет собой замечательный синтез
традиционные русские архитектурные стили, хотя классические пропорции характеризуют его как
произведение итальянского Возрождения. Русская традиция пережила короткий период
возродилось влияние при Иване IV (Грозном), при котором легендарный собор
собора Василия Блаженного. В целом, однако, Цари начали выравниваться
все чаще с европейскими архитектурными стилями. Отличным примером этого сдвига был Петр
Великий, спроектировавший Петербург в соответствии с господствующим европейским замыслом. Его
преемники продолжили эту модель, наняв итальянского архитектора Растрелли для производства
рококо Зимний дворец и Смольный собор. При Екатерине Великой было установлено рококо
не говоря уже о неоклассицизме, завершающем полностью европейскую топографию Санкт-Петербурга.

В девятнадцатом веке новый интерес к
возникли традиционные русские формы. Подобно связанному с ним движению в изобразительном искусстве, это
Возрождение старых стилей участвовало в создании авангардного движения в
начало двадцатого века. В течение короткого периода после революции 1917 года авангард
Конструктивистское движение получило достаточно влияния для проектирования крупных зданий. Ленина
Мавзолей, спроектированный в 1924 году Алексеем Щусевым, является самым примечательным из немногих сохранившихся
Конструктивистские постройки. К концу 1920-х годов авангард оказался отвергнутым
Все более консервативное государство Сталина. Отходя от модернизма, сталинской эпохи
архитектуру лучше всего иллюстрируют семь почти неразличимых
«свадебный торт» небоскребов, возвышающихся над горизонтом города.

В последние годы распад советского государства
Возрождение интереса к традиционной русской культуре привело к новой оценке
более скромная народная архитектура. Несколько оставшихся примеров традиционных деревянных
архитектуры, как, например, экспонаты архитектурного музея под открытым небом в Костроме,
входят в число самых ценных архитектурных памятников России.


История

The Gazeteer

Транспорт

Туристические бюро

Искусство и архитектура

Деятельность

Путешествия
Советы


Copyright (c) 1996-2005 interKnowledge Corp. Все права
сдержанный.

Русское искусство.

Справочник коллекционера

Группа ведущих экспертов обсуждает ключевые фигуры русского искусства прошлого века и более — Малевича, Фаберже, Овчинникова, Дейнеку, Врубеля и других, иллюстрированные лотами, выставленными на Christie’s

В 2017 году исполняется столетие русской революции, положившей конец более чем 300-летнему царскому правлению и приведшей к возникновению Советского Союза. Сразу после этого потенциал радикального художественного новаторства в России казался безграничным, но это было ненадолго.

В мире искусства столетняя годовщина — это момент, когда можно оценить траекторию развития русского искусства с начала 20-го века до наших дней. В преддверии распродажи Russian Art  , которая состоится в Лондоне 5 июня, мы попросили пять ведущих специалистов по русскому искусству из музеев и галерей по всему миру рассказать нам об их любимых русских художниках; каких русских мастеров, по их мнению, упустили из виду; и их обязательные к посещению места для просмотра русского искусства в Москве и за ее пределами.

По вашему мнению, какой русский художник является или был наиболее недооценен?

Алла Розенфельд, куратор отдела русского и европейского искусства, The Mead Art Museum, Amherst College , USA: ‘Олег Васильев (1931-2013) был центральной фигурой нонконформистского поколения советских художников это появилось в первые годы после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Хотя работы Васильева включены в некоторые из крупнейших музейных коллекций мира, его имя до сих пор малоизвестно в критическом мейнстриме сегодняшнего глобального мира искусства. Васильев иммигрировал в Соединенные Штаты после распада Советского Союза. Его творчество тесно связано с творчеством его более известных друзей и коллег-художников Эрика Булатова и Ильи Кабакова. Как красноречиво заметил Булатов, Васильев связывал прошлое с будущим, объединяя реалистические 19русское искусство ХХ века и формальные авангардные эксперименты 1920-х годов с концептуальным искусством, получившим известность в Москве в конце 1960-х и 1970-х годах. В Соединенных Штатах ряд его картин можно увидеть в коллекции нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж в Художественном музее Зиммерли в Университете Рутгерса. Исключительной серией этого художника является «Дом с мезонином » (1991), в которой зафиксирован весь спектр творчества Васильева (Художественный музей Мида, Амхерстский колледж)».0008

Зельфира Трегулова, генеральный директор, Государственная Третьяковская галерея, Москва : «Я считаю, что русское искусство вообще недооценено. Это касается всех периодов его развития. Рынок просто отхватил десяток имен, которые хорошо продаются из огромного наследия и что не всегда является реальным мерилом значимости творчества этого художника в истории искусства. Художники первой половины XIX века постоянно недооцениваются; например, такая фигура, как Александр Иванов. Рыночные цены на отдельные произведения Серова не компенсируют общей недооценки его творчества. Врубель, Дейнека; таких примеров много».

Антон Белов, директор, Музей современного искусства «Гараж» : «Кроме Ильи Кабакова, все русские художники недооценены. Учитывая слабый рынок российского искусства, это идеальное время для покупки ключевых работ современных художников и художников-нонконформистов 1960-х».

Дмитрий Плавинский (1937-2012), Церковь . Масло, акрил и карандаш на панели, 33¾ x 21½ дюйма (86 x 54,7 см). Этот лот был выставлен на аукционе «Русское искусство» 5 июня 2017 года на аукционе Christie’s в Лондоне и продан за 25 000 фунтов стерлингов 9.0008

Гвидо Трепса, исполнительный директор, Музей Николая Рериха , Нью-Йорк: «Варвара Степанова, жена Александра Родченко, была столь же талантлива и влиятельна, как и любой из ее коллег-конструктивистов. Ее работа с плакатами, типографикой, текстилем и театром до сих пор оставляет след в современном графическом дизайне. От ее андрогинных спортивных костюмов до макетов в литературном художественном журнале LEF — ее междисциплинарный подход заслуживает большего авторитета среди авангардной элиты».

Варвара Степанова (1894–1958), «Три фигуры», 1921 год. Продана 24 июня 2004 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 41 825 фунтов стерлингов.

Анн Дюма, куратор, Королевская академия художеств : «Для меня Александр Дейнека — самый важный и интересный русский художник советского периода, но малоизвестный на Западе. У нас есть девять его работ на выставке Королевской академии9.0112 Революция: русское искусство 1917-1932 , включая, вероятно, его самую известную картину, Оборона Петрограда (1928) и Строительство новых мастерских (1928), Текстильщики (1927) и Гонка (1932 г.).

«Хотя мощный образный стиль Дейнеки удовлетворял потребность советской власти в доступном для понимания массам искусстве, он отнюдь не просто следовал реалистической формуле. Он опирался на широкий спектр влияний, таких как авангардное конструктивистское искусство, кино, фотомонтаж и реклама, которые он блестяще объединил в своих весьма оригинальных картинах».0008

Блюдо из хрусталя en plein в серебряной оправе и перегородчатой ​​эмали с клеймом Хлебникова Императорской Грамотой, Москва 1908-1917. 13¼ дюйма (33,6 см) в длину. Эта работа была выставлена ​​на продажу на аукционе «Русское искусство» 5 июня 2017 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 35 000 фунтов стерлингов

.

Вильфрид Зейслер, куратор отдела русского искусства и искусства XIX века, Hillwood Estate, Museum & Gardens : «Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство, русское искусство и его взаимодействие с западным искусством. На выставках и аукционах русского искусства часто представлены украшения Фаберже, Овчинникова и Хлебникова. Эти фирмы были крупными предприятиями, которыми управляли успешные предприниматели. Однако меня всегда восхищали творения небольших ателье, которые работали более традиционным способом с мастером во главе мастерской, окруженным несколькими рабочими и учениками.

Впечатляющий серебряный ковш и ковш с драгоценными камнями. Клеймо К. Фаберже Императорским ордером, Москва, 1899-1908 гг. Ковш высотой 13⅝ дюйма (34,6 см); ковш длиной 10¼ дюйма (26 см). Этот лот был выставлен на аукционе «Русское искусство» 5 июня 2017 года на аукционе Christie’s в Лондоне и продан за 87 500 фунтов стерлингов

.

Презентационный портсигар из двухцветного золота, украшенный драгоценными камнями, марки Андрея Брагина, Санкт-Петербург, ок. 19 г.09. Продано за 8 750 фунтов стерлингов 26 ноября 2012 года на аукционе Christie’s в Лондоне.

Что вы считаете величайшим произведением русского искусства и почему?

Антон Белов: «Конечно, это Малевич Черный квадрат . Не спорю: в 20-м веке не было более важной работы, не было более важного художника. Ни одна страна не произвела ничего более важного. Это икона 20 века, и даже сегодня она определяет тенденции развития искусства» 9.0008

Павел Николаевич Филонов, Бегство в Египет (Беженцы) , 1918. Холст, масло. Носилки: 28⅛ x 35⅛ дюйма; 71,4 х 89,2 см. Художественный музей Мида в Амхерст-колледже; Дар Томаса П. Уитни (выпуск 1937 г.)

Алла Розенфельд: «Конечно, есть много замечательных произведений русского искусства. Одной из таких работ является Бегство в Египет ( Беженцы ) (1918?) Павла Филонова (1883-1941), в собрании Художественного музея Мида. По словам профессора Джона Э. Боулта, эта работа — одна из трех известных картин этого известного художника в Соединенных Штатах. Филонов предпочитал не продавать свои произведения при жизни.

‘Бегство в Египет, библейская история о религиозных гонениях и политической эмиграции, которая вдохновляла художника, должно быть, казалась особенно актуальной во время Первой мировой войны.  Это увлекательное полотно он создал в соответствии со своей художественной теорией, которую он назвал Аналитической Искусство. Этот метод стремился вовлечь в художественную практику видимые и невидимые явления природы» 9.0008

Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Автопортрет. Уголь на бумаге. 15 х 11¾ дюймов (38 х 30 см). С эскизом настоящего портрета на обороте. Эта работа была выставлена ​​на аукцион «Русское искусство» 5 июня 2017 года на Christie’s в Лондоне и продана за 75 000 фунтов стерлингов

.

Анн Дюма : «Существует так много работ, которые могут претендовать на эту награду, поэтому я просто упомяну одну из моих самых любимых: Малевича Красная площадь . В Королевской академии мы показываем его на вершине нашей реконструкции выставки Малевича 1932 года. Мне это нравится, потому что это так смело. В 1915 году это было необычайно смело — свести сущность картины к одному квадрату. По иронии судьбы, пожалуй, Малевич назвал ее «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» .

«Эта работа и, возможно, еще более известная модель «Черный квадрат» стали высшим воплощением формы и цвета. Для Малевича эти чисто абстрактные произведения имели духовное измерение. В некотором смысле они были современной интерпретацией традиционной русской иконы».

Казимир Малевич (1878-1935)

Зельфира Трегулова:  ‘ Троица Андрея Рублева . Опять же, в объяснениях нет нужды».

Вильфрид Цейслер: «Может это прозвучит банально, но я искренне интересуюсь творчеством Михаила Врубеля. Я могу часами наблюдать за «Бесами» Врубеля в Третьяковской галерее или в Государственном Русском музее. Его 1894 гипсовая голова Демона в ГРМ — одна из моих любимых.

«Мне также нравится керамика, которую он создал — их глазурь и цвета просто прекрасны. Мой интерес к Врубелю привел меня в Киев, куда я ездил смотреть его росписи в Кирилловской церкви, особенно Врубелевскую Мадонну . У этюда головы для этой работы, которая сейчас находится в Третьяковской галерее, самые завораживающие глаза, которые я когда-либо видел».

Михаил Врубель (1856-1910), 90 112 Весна. продан за 205 875 фунтов стерлингов 3 июня 2013 года на аукционе Christie’s в Лондоне.

Какой музей или галерею вы бы посоветовали посетить новичку в русском искусстве и почему?

Зельфира Трегулова: «Третьяковская галерея и Русский музей. Нет необходимости объяснять, почему. Это два сборника, где каждый может понять, что такое русский художественный гений».

Маргарита Пушк ина, Учредитель, Cosmoscow : «Однозначно рекомендую Государственную Третьяковскую галерею в Москве — передовой музей русского искусства. «Старая» галерея в Лаврушинском переулке — отличное место для просмотра работ гениального Андрея Рублева. В «новом» пространстве на Крымском Валу собрана не менее впечатляющая коллекция шедевров авангарда и современного искусства».

Анн Дюма:  ‘Для тех, кто интересуется русским авангардом начала 20-го века или конструктивистским и супрематическим искусством, посещение выдающейся коллекции Джорджа Костаки в Музее современного искусства в Салониках, Греция стоит»

Алла Розенфельд: В Соединенных Штатах я бы посоветовал посетить следующие художественные музеи с впечатляющими коллекциями русского искусства: Художественный музей Зиммерли в Университете Рутгерса в Нью-Джерси, в котором собрана самая важная коллекция нонконформистского искусства бывшего Советский Союз; Музей русского искусства в Миннеаполисе, Миннесота, специализирующийся на советском реалистическом искусстве; Музей Хиллвуда в Вашингтоне, округ Колумбия, где представлены предметы русского декоративно-прикладного искусства; Музей Университета Дьюка, в котором собрана значительная коллекция московского концептуализма; и Художественный музей Мида в Амхерст-колледже, уделяющий особое внимание современному русскому искусству начала двадцатого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts