Пророк плачущий: Библия: Иеремия плачущий пророк | Изучение Библии

Разное

Библия: Иеремия плачущий пророк | Изучение Библии

Содержание

  • 1 Иеремия плачущий пророк
    • 1.1 Последняя Божья попытка спасти Иерусалим
    • 1.2 Внутреннее положение
    • 1.3 Международная обстановка
    • 1.4 Проповедь Иеремии
    • 1.5 Смелость Иеремии
    • 1.6 Иудейские цари, современники Иеремии
    • 1.7 Перечень событий во время Иеремии
    • 1.8 Пророки, современники Иеремии
    • 1.9 Хронология Книги Иеремии
  • 2 Источники

Иеремия плачущий пророк

Иеремия [евр. Йирмейя, Ийрмейяху]. Значение имени спорно; предположительно «Яхве возвысит».

Иеремия (евр. «возвышенный Господом») — второй из четырех великих пророков Ветхого Завета — был сыном священника Хелкии из Анафофа.

Автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии».

Еще совсем молодым он был призван Богом на пророческое служение; это произошло в 13-й год правления царя Иосии (627 г. до Р.Х.) (Иер 1:1-10).

Его пророческое служение продолжалась при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, правление которых отмечено многими смутами и войнами.

Все это время (вплоть до своей смерти ок. 580 г. до Р.Х.) Иеремия неустанно призывал народ к покаянию.

Краткая хронология:

  • пророк в Иудейском царстве => Иер 1:1-3
  • призван Господом => Иер 1:4-19
  • оплакал Иосию в песне плачевной => 2Пар 35:25
  • его жизни угрожала опасность из-за пророчеств => Иер 11:18-23 ; Иер 26:1-16
  • посажен в колоду => Иер 20:1-3
  • противоборство с Ананией => Иер 28:1-17
  • написал свиток, который царь сжег => Иер 36:1-26
  • снова написал свиток => Иер 36:27-32
  • заключен в темницу; Седекия спросил его совета => Иер 37:1-21
  • обвинен в предательстве и брошен в яму => Иер 38:1-13
  • Седекия снова спросил его совета => Иер 38:14-27
  • купил поле непосредственно перед разрушением Иерусалима => Иер 32:1-15
  • отведен вместе с другими в Египет => Иер 43:1-7

Иеремию все знают как плачущего пророка. Существует даже такой термин «иеремиада» для обозначения горестных жалоб и сетований.

Исследователь Библии Ричард Фридман предположил, что Иеремия является одним из авторов Второзакония. Основным аргументом является сходство языка.

Второзаконие и книга Иеремии используют одни и те же устойчивые выражения. Например, выражение «воинство небесное» (4:19, 17:3; Иер. 8:2, 19:13), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (10:16; Иер. 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (4:20; Иер. 11:4), «всем сердцем и всей душой» (4:29, 10:12, 11:13, 13:3; Иер. 32:41). Есть и другие признаки.

В продолжение изучения Библии на тему: «Библия: религия ножа и бумаги«, предлагаю Вашему вниманию сжатую информацию по жизни и времени, когда пророчествовал Иеремия.

Материал полезен тем, что кратко знакомит с одним из печальных отрывков истории Израильского народа.

Последняя Божья попытка спасти Иерусалим

  • Иеремия жил сто лет после Исаии.
  • Исаия сберег Иерусалим от Ассирии.
  • Иеремия старался спасти Иерусалим от Вавилона, но не смог.
  • Иеремия был призван в пророки в 626 г. до Р.Х.
  • Иерусалим был частично разрушен в 606 г. до Р.Х., еще более развален в 597 г. и окончательно сожжен в 586 г. до Р.Х.

Иеремия жил в эти ужасные сорок лет упадка монархии и смертельной агонии народа.

Он был убит горем, смотря как Бог применял последние попытки спасти святой город, который был фанатически привязан к идолам.

Еслы бы народ покаялся в своих грехах, Господь спас бы их от Вавилона.

И так, как во время служения Исаии угрожала Иерусалиму Ассирия, так во время служения Иеремии угрозой был Вавилон.

Внутреннее положение

Северное царство и значительная часть Иудеи уже пали. Они потерпели поражение за поражением и остался только Иерусалим.

Несмотря на постоянные предупреждения пророков, они погружались все ниже и ниже в идолопоклонство и беззаконие. Час окончательного падения приближался.

Международная обстановка

Борьба за мировое верховенство началась с трех сторон: со стороны Ассирии, Вавилона и Египта.

Ассирия, расположенная в Северо — Евфратской долине, со своей столицей Ниневией, правила миром 300 лет, а теперь начала терять свою мощь. Вавилон, в Южно — Евфратской долине, начал сильно укрепляться. Египет, расположенный в долине Нила, 1000 лет до этого был мировой державой, затем ослабел, а теперь опять становился сильным.

В половине служения Иеремии Вавилон победил своих противников в этой борьбе. Он покорил Ассирию в 607 г. до Р.Х. и спустя два года разбил Египет в Карчемисской битве (605 г. до Р.Х.) и 70 лет правил миром, в те 70 лет Израильского пленения.

Проповедь Иеремии

Двадцать лет до исхода этой борьбы, с самого начала, Иеремия настоятельно говорил, что Вавилон будет победителем. В своих постоянных и скорбных предупреждениях о согрешениях Иуды, пророк высказывает следующее:

  • Иуда будет побежден Вавилоном.
  • Если Иуда отступит от своего беззакония, у Бога найдутся способы спасения Иуды от разрушения Вавилоном.
  • Позже, когда всякая надежда на покаяния Иуды исчезла, если даже по политическим соображениям Иуда подчинится Вавилону, Бог сохранит его.
  • Иуда восстанет после своего поражения и будет править миром.
  • Вавилон, победитель Иуды, сам будет побежден и больше никогда не восстанет.

Смелость Иеремии

Иеремия неотступно советовал Иерусалиму подчиниться вавилонскому царю, по этой причине враги Иеремии обвиняли его в измене.

Навуходоносор вознаградил Иеремию за эти советы своему народу сохранением его жизни и даровал ему почетное место при вавилонском дворце.

9 Человек по имени Навузардан был командиром телохранителей. Он взял всех, кто остался в Иерусалиме, в плен и отвёл в Вавилон. И всех, кто сдался раньше, тоже забрал в плен и отвёл в Вавилон.
10 Но Навузардан оставил нескольких бедных людей Иудеи, которые ничего не имели. И он раздал им поля и виноградники.
11 Но Навуходоносор дал Навузардану и приказ об Иеремии:
12 «Найди Иеремию и позаботься о нём, не причиняй ему вреда и дай всё, что он попросит».
13 И Навузардан, командир телохранителей, и Навузазван, главный евнух, и Нергал-Шарцер, знатный властитель, и другие начальники в армии вавилонской послали за Иеремией.
(Иер.39:9-13)

Но Иеремия не перестал усиленно говорить о том, что царь Вавилона совершил гнустное преступление, уничтожая Божий народ и за это Вавилон, в свое время, будет опустошен и останется таким навсегда (см. главы 50,51).

Библия: Иеремия плачущий пророк

Иудейские цари, современники Иеремии

  • Манассия (697-642 до Р.Х.). Царствовал 55 лет. Весьма нечестивый (см. 2 Пар. 33). Иеремия родился во время царствованияя Манассии.
  • Амон (641-640 до Р.Х.). Царствовал 2 года. Долгое и нечестивое царствование его отца Манассии предрешило падение Иуды.
  • Иосия (639-608 до Р.Х.). Царствовал 31 год. Благочестивый царь. Произвел большие реформы. Иеремия начал свое пророческое служение на 13 году царствования Иосии. Реформы Поспи были наружными, а в сердце своем народ оставался преданным идолам.
  • Иоахаз (608 до Р.Х.). Был на престоле всего 3 месяца. Уведен в Египет.
  • Иоаким (608-597 до Р.Х.). Царствовал И лет. Открытый идолопоклонник. Явно противился Богу и был большим врагом Иеремии.
  • Нехония (597 до Р.Х.). Царствовал 3 месяца. Уведен в плен Навуходоносором.
  • Седекия (597-586 до Р.Х.). Царствовал 11 лет. Был в дружественном отношении с Иеремией, слаб в правлении государством, будучи под сильным влиянием лукавых людей.

Перечень событий во время Иеремии

  • 629 до Р.Х. Иосия начал свои реформы. (см. 2 Пар. 34.).
  • 626 до Р.Х. Призвание Иеремии на служение.
  • 626 до Р.Х. Набег Скифов. (см. Иеремии 4.).
  • 621 до Р.Х. Обнаружение книги закона. Великая реформация Иосии. (4 Царств 22,23.).
  • 608 до Р.Х. Смерть Иосии у Мегиддо от руки египтян.
  • 607 до Р.Х. Ниневия разрушена Вавилоном. (Возможно в 612 до Р.Х.).
  • 606 до Р..Х. Вавилон покорил Иуду. Первое пленение.
  • 605 до Р.Х. Битва у Кархемиса. Вавилон разбил Египет.
  • 597 до Р.Х. Пленение Иехонии.
  • 593 до Р.Х. Седекия посещает Вавилон.
  • 586 до Р.Х. Иерусалим сожжен огнен. Временное прекращение царства Давида.

Пророки, современники Иеремии

Иеремия был ведущим пророком в кругу других пророков во время разрушения Иерусалима.

  • Его сотрудник, священник Иезекниль, моложе его годами, проповедовал в Вавилоне среди пленных ту же самую проповедь, которую Иеремия возвещал в Иерусалиме.
  • Пророк Даниил был царского происхождения. Он пророчествовал во дворце Навуходоносора.
  • Аввакум и Софония помагали Иеремии в Иерусалиме.
  • Наум в это же самое время предсказал падение Ниневии.
  • Авдия в это же время предсказал разрушение Едома.

Хронология Книги Иеремии

Некоторые пророчества Иеремии относятся к определенному времени, некоторые из них не обозначены временем.

Обозначенные временем следующие:

  • во время Иосии: 1:2; 3:6;
  • во время Иоакима: 22:7; 25:1; 26:1; 35:1; 45:1;
  • во время Седекии: 21:1; 24:1,8; 27:3,12; 28:1; 29:3; 32:1; 34:2; 37:1; 38:5; 39:1; 49:34; 51:9;
  • в Египте: 43:7,8; 44:1.

Из этого видно, что книга не составлена в хронологическом порядке. Некоторые позднейшие пророчества записаны в начале книги, а более ранние — позже.

Пророчества эти передавались устно и, возможно, были повторяемы годами позже перед тем, как Иеремия записал их.

Составление пророческой книги было большим и громоздким делом. Писали в то время на пергаменте из овечьей или козьей кожи и длинные свитки свертывались на деревянные ролики. Возможно, что это была одна из причин неорганизованности книги Иеремии.

Записав событие или разговор, пророк мог припомнить более ранние события, которые он записывал опять, не указывая времени их происшествия, лишь бы заполнить место в свитке.

Источники

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Библейский словарь Брокгауза
  3. Википедия — Иеремия
  4. Справочник Г.Геллея
  5. Тематический словарь NIV (c) Zondervan/IBS
  6. Истина Сегодня. Журнал — Иеремия. Уроки.

ИЕРЕМИИ — Плачущий пророк » Библиотека soteria.ru

Откроем книгу пророка Иеремии, 1-ю главу, с первого стиха, читаем: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой». Вот у нас информация – с кем имеем дело, кто эти вести пророческие будет нам передавать – Иеремия, сын Хелкии, из священников, из рода священников. Жил он в Анафофе – это пригород Иерусалима, 5 километров от Иерусалима. Во-первых, он был священником, он потомственным был служителем. Значит, он вырос в семье священников. Его родители были священниками, и деды были священниками, прадеды тоже были священниками.

А что это значит? Он знал служение изнутри. Он знал состояние народа не издалека, в общем. Он там жил. Он слышал, может быть, от родителей, а что-то видел сам, что происходило в рядах священников. И мы немного знаем, что тогда происходило.«К которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце. И было ко мне слово Господне».

Тоже, обозначено время его пророчествования, от и до, во дни каких царей. И если мы хотим увидеть полную картину, то надо посмотреть историю, почитать эти летописи названных царей, и тогда мы увидим, это было уже время перед самым Вавилонским пленением. Что тогда происходило? Были еще попытки реформ каких-то, были хорошие цари. Но народ уже настолько далеко ушел от Господа за время правления нечестивых царей. Хотя бы вспомнить правление Манассии, который больше всех правил.

Подумайте, что вам это говорит о Боге? Что Господь терпит нечестивого царя дольше, чем праведных. Дольше Манассии никто не правил. Были попытки что-то исправить. Но что можно исправить после пятидесяти двух — летнего правления нечестивцев. Люди уже давно привыкли поклоняться идолам. Как это все искоренить?

«И было ко мне слово Господне» — вот что Господь говорит Иеремии – «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Вы видите, Господь знает все наперед. И Он планирует, и некоторых людей он предвидит и готовит для особой миссии. Иеремию – тоже. Знаете, для какой миссии?«А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «Я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их». Кого их «не бойся»? К кому он пойдет, к каким людям? В первую очередь, кого он будет обличать? Не просто народ – царей, пророков и священников. А кто это? Кто они? – помазанники: пророки, священники, цари. Господь избирал разных людей, в разное время, для разных целей. Не каждому такая честь выпадали. Если это можно честью назвать, как Иеремии. Вы почитайте о его жизни, и вы увидите, честь какая выпала на его долю.

«И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами». Для чего? Послушайте для чего, интересно! : «чтобы искоренять – что искоренять? — разорить, губить, разрушать». Как вам это нравится? Господь не только созидает. К сожалению, приходится тут, и громить что-то. А что? И кто это будет делать? Вот, Иеремия будет делать – губить, разрушать, а потом созидать и насаждать».

«И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?». Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь»; А что это за видение, что вам напоминает? – Аарона; жезл, помните, расцветший? И тут что он видит?: «Вижу тот жезл». Господь ему показывает видение, первым долгом, знаете для чего? Кем он был? – он был священником, он был потомком Аарона. Что ему Господь говорит? Потому что перед этим Иеремия говорит: «Господи, я молод; и вообще-то, время такое; может быть, мне чем-то другим заняться».

Было, вообще-то, хорошо быть священником в то время, и пророками. Только надо было быть хорошими священниками и хорошими пророками. Если вы почитаете о тех временах – о, интересная история в 3-й книге Царств записана. Но вы дома почитаете — работу пророков узнаете, что значило тогда быть пророками. И вы увидите из этой истории, 22-я глава 3-й книги Царств, прочитаете, что значило быть пророками, и как надо было быть пророками, чтобы хорошо жить.

Главное, надо было внимательно следить за царем, и говорить то, что ему нравится. Он хочет идти воевать — в 22-й главе 3-й книги Царств это так красочно описано — видишь, что он хочет воевать, иди, скажи ему: «что Господь благословит тебя, и ты победишь». Иди, скажи от имени Господа, и он скажет: «Отлично, я тебя ставлю над всеми пророками, и ты будешь главным». Главное, вот на эту волну попасть, и все будет хорошо. То, что удобно; предугадай, что хочется царю, то ему говори, и будет все хорошо.Смутное было время. Именно потому Господь и готовил уже Вавилонян, потому что пророки — ну, что пророки? Вот, они пророки. Один, например, в той главе, в 22-й, пошел, сделал себе рога, одел. И не просто он пришел, сообщить царю, «что ты победишь», а говорит: «видишь рога? Вот, сими избодаешь Сириян до истребления».

Иеремия с этим столкнется. Вы увидите таких пророков. В книге пророка Иеремии, 28-я глава, подобный пророк. Конечно, он живет лучше, чем Иеремия, потому что знает, что и когда и кому говорить. 28-я глава: «В то же год, — в начале царствования Седекии, царя иудейского, — в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, пророк из Гаваона, говорил мне в доме Господнем, пред глазами священников и всего народа, и сказал: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: сокрушу ярмо царя Вавилонского; Через два года Я возвращу на место сие все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь Вавилонский, взял из сего места, и перенес их в Вавилон».

Это уже было после того, как сосуды были взяты. Понимаете? И этот пророк приходит, все еще продолжает пророчествовать. Потому что Иеремия предсказывал: «сдавайтесь». Вы понимаете, что это значило? Иудеям говорят: «сдавайтесь Вавилонянам». Иудеи говорят: «Ты что пророчествуешь? Как? Надо стоять за Господа Бога нашего, и Господь будет поборать за нас». Пророки тут подкрепляют своими пророчествами устремления царей. И вот, один из них, говорит: «Ничего, Вавилоняне забрали эти сосуды. Через два года — я говорю от имени Господня — сокрушу ярмо Вавилонское и верну сосуды».

«И сказал Иеремия пророк пророку Анании перед глазами священников и перед глазами всего народа, стоявшего в доме Господнем, — И сказал Иеремия пророк: да будет так, да сотворит сие господь! Да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес о возвращении из Вавилона сосудов дома Господня и всех пленников на место сие». Пусть будет. «Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе и вслух всего народа: пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка. Тогда пророк Анания взял ярмо с выи Иеремии пророка» — а Иеремия пришел с ярмом и говорил: «вот, так вас поведет в Вавилон. Вы будете как животные для него».

А Анания говорит: сокрушу это ярмо». И теперь Анания перед глазами всего народа ярмо с выи ( с шеи ) Иеремии и ломает его, и говорит: «Так говорит Господь: сокрушу ярмо». Представляете, представление?И Иеремия пошел. Написано: и пошел Иеремия без ярма уже. Как вам нравится? Дуэль двух пророков. Кто, кажется, победил? Анания продемонстрировал, как Господь будет освобождать народ. Иеремия ушел. «И было слово Господне к Иеремии после того, как пророк Анания сокрушил ярмо с выи пророка Иеремии: Иди и скажи Анании: так говорит Господь: ты сокрушил ярмо деревянное – и сделаешь вместо него ярмо железное. Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтоб они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему, и даже зверей полевых Я отдал ему».

Ну, вот один из фрагментов, как Иеремии предстояло совершать служение, в каких обстоятельствах. Анания, конечно же, был почитаем. Иеремия, конечно же, был пренебрегаем царями. Это мягко сказано. Его пророчества никто не слушал. Однажды Иеремия не только произносил, он записывал. То, что он записал — но, почему он записывал? — потому что не слушали, потому что ему не давали произносить эти пророчества. А почему не давали? Потому что неудобно было. И что он делал? А он записывал. Он дает своему помощнику, он несет царю, чтобы читать. Царь что делает? Там – целая глава. Царь берет: «Ну, читай. Давай. А теперь то, что прочитал, отрежь. Отрезал?». – «Да». – «Давай его сюда». И демонстративно — в огонь. И так всю книгу пророка Иеремии. Представляете?

Что делает Иеремия? «Ничего, запишу еще одну копию». Записывает опять. Вот, в таких обстоятельствах пророку приходилось совершать служение. Но, Господь ему сказал: ты должен, и ты никуда отсюда не уйдешь. Интересно, Господь распорядился. Разные пророки в это время были. Вы знаете, что в это время пророчествовал Иезекииль. Где он был в это время? Он был в Вавилоне. В это же время был Даниил, Богом охраняем, Бог давал ему откровения, какие-то лично, какие-то через царя Вавилонского. И Даниил при дворе царя сообщал Божью волю. Иеремия в то же время совершал свое служение в Иерусалиме.

В одно и то же время, в разных условиях, разные Божьи пророки совершали служение. Господь использовал разных людей и в разных обстоятельствах. Если вы сравните условия служения Иеремии с условиями Иезекииля или Даниила, вы увидите огромную разницу. Тот часто бывал вторым после царя, и пользовался уважением. Не так Иеремия. Он говорил, казалось, в пустоту. Казалось, это все не имело смысла. Но, Господь ему сказал: «Говори, говори, записывай. Когда не дают говорить, записывай. Когда сжигают то, что ты записал, ходи, ходи перед ними. Это тоже пророчество».И вот Господь Иеремии: «Купи пояс». А что это значит? Пояс не просто был часть одежды, пояс служил и украшением. И по поясу можно было узнать, какой человек перед вами – богатый, бедный, знатный, вельможа, царь или простой человек. У царей украшались драгоценными камнями. Ну, простые люди, они просто веревкой обвязывали себя для удобства. Пояс о чем-то говорил. Господь говорит: «Купи хороший пояс». Да это как галстук. Это не одежда, это, своего рода, украшение. Ну, и по галстуку можно оценить человека. Так тогда пояс. Господь говорит: «Купи пояс и иди». Знаете, как далеко Господь отправил Иеремию? – за 500 километров где-то. И это не самолетом, и даже не поездом, и даже не на осле.

Наверное, это было время, когда его никто не слушал в Иерусалиме. «Иди теперь». А это же не просто путешествие. А что это было? Он идет, день закончился. Что он будет делать? Где-то отдыхает. Знаете, как тогда путешествовали? Караваны отправлялись в далекий путь, останавливались у костра. Рассказывали истории. Там встречались. Это интересно, вообще на востоке – это традиция, это целый ритуал на востоке: остановиться, узнать новости.

А как тогда передавались новости? Вот таким образом – путешественники приносили информацию о событиях в мире. Не было телевидения, не было газет. Вот эта информация – это новости. Иеремия прошел дневной участок пути, остановился с кем-то из людей. Его спрашивают: «Ты куда идешь?». — «А ты куда идешь?». Ну, и друг другу рассказывают. Иеремия что рассказывает? – «Я пояс несу». — «Куда несешь?» – «Господь мне сказал, пояс надо спрятать у реки Евфрат». – «Интересно!» — задание интересное, да? – «И зачем?!» — «Не знаю, Господь так сказал».

Отнес туда. Это в 13-й главе записано, 4-й стих: «Встань, пойди к Евфрату и спрячь его там, в расселине скалы. Я пошел и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь». Ну, скоро мы прочитали это, а не так скоро это делается. Так? Два стиха всего – «я пошел и спрятал». Если не видеть этих расстояний – 500 км пройти пешком – сколько людей узнал. Как правило, торговцы ходили, и они передавали истории, которые узнавали по пути. Вот так распространялась вот эта проповедь Иеремии, наглядная проповедь.

Прошло время. Много времени прошло, написано: «По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату — опять путешествие, опять давай туда». Зачем? Часто бывают такие обстоятельства в жизни, что мы не знаем, зачем это нужно. Только потом проходит время, и мы обнаруживаем: «Вот, зачем это нужно было».Мы не знаем. Господь иногда так сводит людей, так стечение обстоятельств организовывает. У Него есть план. Мы не всегда знаем, зачем это нужно было. Кажется, какой смысл? Но, Господь говорит через время: «Иди опять». Он опять этот же путь проделывает. Приходит. Помните, где он спрятал пояс? – в расселине скалы. А теперь что он делает? «И я пришел к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его». Понимаете, сколько времени прошло? — Ему уже выкапывать пришлось, заросло все. Выкопал пояс из того места, где спрятал его; «и вот пояс был испорчен, ни к чему стал негоден». А был хороший.

Вы представляете, первое путешествие Иеремии, если там он встречал людей и рассказывал о своей миссии? Представьте себе, через время, возможно, он кого-то из тех же людей встретил, уже с поясом испорченным временем. «О, старый знакомый! Ты опять; куда теперь». На этот раз куда идешь, и с каким поручением? Ну, у каждого какая-то, кажется, более серьезная задача, да? Каждый работает – ладан, смирну, чем они торговали? Как правило, это был путь из Вавилона в Египет. Это торговый путь через Палестину. Помните, так Иосифа продали?

Если сравнить занятие Иеремии с занятием этих людей, то любой скажет: «Я делом занимаюсь. У меня хоть какой-то смысл в моей работе, можно ощутить – там продал, там купил. А ты? Вообще-то, интересная у тебя миссия. Пророк, да? Чей пророк». – «Господень пророк». – «Чем занимаешься?» — «Пояс несу». – «А теперь». – «А теперь обратно несу». – «Ну-ка, покажи». Представляете себе? Он достает пояс, драгоценность, которую он несет за 500 км. «Ну, и что это значит, ты можешь объяснить?» — «Да, теперь уже могу. Господь мне объяснил, что это значит. Слушайте, что это значит: Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды» – пояс. Иуда ходил – самый красивый пояс у него был. «так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Видите пояс? Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов». Понимаете, чем занимался Иеремия? Это не просто были пророчества и вести, которые он проповедовал.

Знаете, главная проповедь Иеремии в чем заключалась? Ну, она по-разному тут, в разных словах выражена в книге пророка Иеремии. Но, наверное, один из таких ярких и емких изложений вести, которую проповедовал Иеремия, мы находим в 7-й главе, в 4-м стихе: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Это то, что проповедовал Иеремия. Слышите, а что это значит? Кто говорил так: «Храм Господень, здесь храм Господень?».О чем проповедовал Иеремия? — «Вавилоняне придут, Господь уже распорядился, осталось время времени. И тут камня на камне не останется». Что в ответ? – «это ересь, Иеремия проповедует ересь, такого быть не может. Господь, Он может нас наказать. Да. Но, храм Его никогда не будет разрушен. И потому в безопасности тот, кто будет в храме».

Что это значит? Понимаете, что за этими словами скрывается? Иеремия не только проповедовал о том, что Вавилоняне придут, а и объяснял, почему они придут, за что они придут. Он не просто говорил о том, что они будут уведены в Вавилон, в рабство, а объяснял за какие грехи. И что надо исправить, и что надо изменить. Хотя Иеремия говорил: «знаете, уже мы дошли до такого этапа в нашем беззаконии, что Господь не будет отменять. Это точно – мы уйдем в плен. Вавилоняне возьмут этот город и разрушат его. Это определено. Но, если хотите, чтобы это было менее болезненно, не сопротивляйтесь».

В другой главе Иеремия говорит: «Те, кто ушел в Вавилон, стройте домы, насаждайте виноградники, устраивайтесь, не торопитесь – это надолго». Вот с чем он и столкнулся, с этим ложным пророком, который говорит: «Да, не надолго. Два года – и они вернутся, и сосуды вернут». Иеремия говорит: « Нет, передайте мое послание тем, кто туда ушел в плен. Вернутся дети через 70 лет» — он говорит — « так что не рассчитывайте на скорое возвращение».

А эти в ответ – аргумент: «Храм Господень, не может такого быть». И таким образом, выставляли Иеремию за ложного пророка. Иеремия говорит: «Не надейтесь и не успокаивайте себя этими словами. Потому что вы понимаете, в чем дело? Вы решили, что можно спрятаться в храме, и творить там беззаконие. Вы решили, что можно назваться пророком, и делать что хотите. Вы решили, что можно назваться первосвященником, и все хорошо. Вы должны и быть, соответствовать тому, кем называетесь. Вы думаете, что можно сказать: мы народ Божий, и значит, ничего с нами не случится».

Конечно, Господь очень переживает о своем народе. Иеремия это говорил, что Он выведет, что Он спасет, что Он любит Иакова, что Он избавит его и сохранит остаток. Но, что это значит? И чего Он ожидает от этого остатка? Господь действительно нас любит, но это не значит, что можно спрятаться в этой церкви. А то, что будет в сердце, и что я буду говорить, и что я буду творить – не имеет значения. Имеет! Вот это весть Иеремии. Конечно же, пророки, которые хорошо там устроились, и цари им покровительствовали, им это не нравилось. Пророки выступали против Иеремии. И они изучали Священное Писание, находили места, которые доказывали, что Иеремия неправду говорит. И поэтому Иеремии трудно приходилось совершать свое служение. Когда мы подходим, где-то, ко второй части книги, мы обнаруживаем его в темнице, потом в зловонной яме. Вот где его место – так решили, так решил царь, так решили пророки, так решили священники : «Вот твое место, там, чтоб ты больше не пророчествовал нам, и чтоб не смущал народ, и чтобы не говорил, в каком мы состоянии находимся. Надо говорить только то, что нравится, чтоб нам приятно было».

Ему совершенно не выгодно такую весть проповедовать. Единственное объяснение, почему он продолжает, потому что это – истина. Потому что это то, что Господь ему повелел проповедовать. И он не смотрел ни на обстоятельства, ни на людей, ни на царей. Для него единственным авторитетом оставался Господь. Все доктрины, которые воздвигали в то время пророки и священники о том, что мы в безопасности, потому что мы в церкви Божией, ничего не значат. Почему? По той же причине, о которой говорил Исайя пророк: «Вы говорите: храм, вы говорите: жертвы, Мне это уже порядком надоело. Я ненавижу это» — говорит Господь.

Только теперь через Иеремию Он говорит в других словах и в других образах, но то же самое: «Вы надеетесь на жертвы» — говорит Исайя, «вы надеетесь на храм» — говорит Иеремия. А надеяться надо на Господа и повиноваться Ему нужно. Господь всеми средствами хочет донести до нас вечную истину – это вечная истина, если хотите. Это вечное евангелие, если хотите. Это трехангельская весть, если хотите. Что это значит? — «Бойся Бога». Слышите трехангельскую весть: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу»? А Екклесиаст что пишет? — «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» — это не то же самое? «И поклонитесь сотворившему небо и землю» — это не то же самое?

А Иеремия что говорит? « Что вы надеетесь на эти камни . Убойтесь Бога и повинуйтесь Ему. Он сейчас повелевает вам идти в Вавилон. Повинуйтесь Ему. Но наступит день, когда вы услышите другую весть, следующую: «Пал Вавилон». Это будет следующая весть.

Знаете, трехангельская весть не появилась в книге Откровения вдруг. Трехангельская весть, она уже давно звучит через века, потому что проблемы те же, потому что пороки те же, потому что у беззакония та же природа, такой же характер. Потому что отец – один, отец всякой неправды и всякой лжи. Вот, потому Господь одну и ту же весть проповедовал во все века: «Убойтесь Бога, воздайте Ему славу».

Проходит время. Сбылось то, что Иеремия предсказывал. На его глазах те пророки, которые с ним соперничали в слове, были посрамлены. Вавилоняне пришли, сделали то, о чем говорил Иеремия: разрушили Иерусалим, храм сожгли — остались груды развалин, — увели всех в плен. Что вы думаете, кого увели? Всех увели, но некоторые остались. Оставили они простых людей, бедных, несчастных. И кого еще оставили? Иеремию тоже. Ну, а какой он был? — в яме, зачем его туда вести. Они взяли Вавилоняне кого? Знатных – Даниила, Седраха, Мисаха и Авденаго. Но, это раньше было. Осталась эта горстка людей. Господь предвидел, Он оставил Своего пророка здесь, с ними. Там есть Даниил, там есть Иезекииль. А тут? Он любит этих людей тоже, Иеремию оставляет здесь.

Но эти люди, вы думаете, поняли что-то? Приходят к Иеремии и говорят: «Спроси у Господа, что нам дальше делать – в этой разрухе жить или, может быть, в Египет податься? Все-таки, Египет – еще сильная держава, может, мы там спасемся?». Иеремия говорит: «Хорошо, я спрошу у Господа, что делать?». Они говорят: «Спроси, спроси, мы сделаем все, что скажет Господь, ты вопроси у Господа». Десять дней проходят. Иеремия говорит: «Господь мне ответил. И вот что он мне ответил: «не ходите в Египет, оставайтесь здесь. Пойдете в Египет, погибнете все, здесь оставайтесь, здесь безопасно». Что они говорят? «Мы пойдем, и ты пойдешь с нами». Вы понимаете? Берут его насильно, Иеремию, и ведут его в Египет. Поселяются в Египте. И он продолжает им проповедовать. Говорит: «Придут сюда Вавилоняне. Спасутся только те, кто сбегут отсюда».

Хорошее время. Хотели бы быть на месте Иеремии? Как вам нравится миссия пророка? Представляете себе, Господь говорит: «А Я предвидел, ты подходящая кандидатура для такой миссии, ты хорошо справишься с этим». Вы заметили, что заканчивается книга Иеремии разрушением Иерусалима и храма. Но в Египет они ушли позже. Тут, книга Иеремии, как и многие книги Священного Писания, не в хронологическом порядке написана. Потому что это проповедь. Чем заканчивается?

В девятый день, четвертого месяца пролом в стене сделали Вавилоняне, и всё. Что это значило? И до сих пор этот день помнят. И у этой стены вспоминают плачущего пророка Иеремию. Стена плача — у них есть. И в десятый день, пятого месяца сожгли храм, и увели из Иерусалима всех жителей его. Остались то тут, то там – маленькие группки людей среди развалин.

И после этого следует маленькая книга того же пророка «Плач Иеремии». Знаете, зачем «плач Иеремии» нужна? Господь научил нас смеяться, Господь научил нас жить, праздновать субботу, строить стену, строить храм, воспитывать детей, чему еще не научил? Плакать надо научиться. Вы видели, как плачут дети в магазине, например, видели? Вы знаете, мама всегда хорошо чувствует, как это он плачет. Он еще маленький, в кроватке, он ходить не может, говорить не может, а плачет. И мама знает, надо идти к нему, или, может быть обойдется. Потому что иногда он плачет, и в этом плаче — «мне плохо, и ты в этом виноват». Вот что значит.

Иногда так люди плачут – и взрослые и дети: «мне плохо, и виноват ты, и все виноваты, мне очень плохо».

Бывает плач другой — «мне плохо, я ничего знать не хочу, и, вообще, больше ничего не хочу, и жить больше не хочу».

Есть еще один вид плача – «мне плохо, не знаю, кто виноват, но иду к Тебе».

Заметили разницу? Господь хотел бы научить нас и плакать, потому что, как сказал Екклесиаст, «всему свое время – время строить, а разрушать». Вот, Иеремия и занимался разрушением, чтобы потом построить. «Время собирать камни, и время разбрасывать камни, время радоваться, а время и плакать». И вы знаете, Господь может прославиться как в нашей радости, так и в нашей печали тоже. И если вы посмотрите в Священном Писании, многие плакали. Иногда этот плач был оскорблением для Бога, а иногда этот плач был приятным благоуханием для Бога.

И часто тот, кто плакал, получал благословение. Бог хотел бы нас чему-то и в печали научить. Понимаете, что произошло, когда они вернулись из плена. Они уже многому научились во дни Ездры и Неемии. Они, когда восстанавливали эти стены разрушенные здесь, собирали камни . И когда, помните, посвящали храм, радовались. А некоторые – написано — и плакали. И тема этого плача была такой: «Господи, мы виноваты, нам плохо, но мы вернулись к Тебе. Мы пришли к этим стенам, потому что, куда нам идти. Мы не смеем, глаза к небу поднять, потому что знаем, в чем причина. Мы знаем конкретно, в чем причина. Мы полистали нашу историю, посчитали нашу родословную, мы посмотрели на наших детей, мы послушали наши речи, и мы поняли, в чем причина. Тут многое нужно восстановить. Восстановить поколения — родословные, восстановить стены — камни собрать. Восстановить богословие – субботу. Восстановить семьи наши – жен, детей отправить. Нам столько нужно отремонтировать, кроме храма. Когда мы берем эти камни и кладем на положенное место, мы не можем не думать: что, а мы-то не на месте. Мы собираем все, что разрушено с годами, ком к горлу подкатывает. Но, что нам сказать, Господи? Мы виноваты. И мы пришли к Тебе».И когда мы научимся правильно плакать, тогда мы научимся и радоваться правильно и смеяться. Потому мудрый Соломон написал, что «вообще-то, надо бы сначала в дом печали» – больше пользы. И тогда радость ваша будет совершенна.

Вот об этом пророчества плачущего пророка. Книга Иеремии – это жизнь, где вы не видели его слез. А книга «Плач » — это руководство к действию, пока, к сожалению, на этой земле. Гораздо приятнее плакать, понимая, где ошибку допустил, чем плакать и обвинять всех и всё вокруг.

Почему Иеремию называют «плачущим пророком»?

Заявления о славе:  Некоторые говорили, что Иисус был Иеремией, воскресшим из мертвых (Матфея 16:14).   В Книге Иеремии больше слов, чем в любой другой книге Библии.   Иеремия описал богодухновенность Писания гораздо более подробно, чем любой другой пророк.

Иеремия больше говорил о покаянии (обращении от греха к Богу), чем другие пророки. Иеремия также написал Плач и, возможно, написал другие произведения (4 Царств; Псалтирь).

Его часто называют «плачущим пророком». Он часто впадал в уныние, не видел видимых плодов после десятилетий служения и (почти, но) никогда не сдавался.

Иеремия никогда не имел радости и утешения в браке. Иеремия предсказал вавилонский плен и его продолжительность, 70 лет (Иеремия 25:11-12; Иеремия 29:10).

Актуальность Иеремии

Как и тысячи новобранцев, Иеремия был призван на службу, где непрекращающиеся вражеские атаки были почти гарантированы. Но, в отличие от других воинов, Господь заверил Иеремию, что он выживет.

Господь завербовал юного Иеремию на всю жизнь. Его единственная миссия? Провозглашать весть Господа без страха.

Конечно же, те, кто не хотел слышать Божью истину, неоднократно и со всех сторон нападали на Иеремию. На протяжении многих лет его сограждане раздували слухи и надеялись увидеть, как он сгорит.

Враги Иеремии заключили его в тюрьму, выпороли, заковали в колодки и готовились к казни. Позже они бросили его в грязную цистерну и оставили умирать. Даже бывшие друзья стремились отомстить человеку из Анафота.

Каждый раз Господь спасал Иеремию, но не всегда до того, как он получал шрамы. Его враги определенно не могли убить его, но могли ранить. Обещание Господа о защите не исключало возможности испытать сильную боль.

Не раз у Иеремии возникало искушение повесить шляпу пророка и пойти домой. Он мучился из-за процветания нечестивых, в то время как сам мучился.

Он чувствовал себя таким несчастным, что пожалел, что вообще родился. Он оплакивал саморазрушительный бунт своего народа против Бога и взывал к Господу из-за своей неизлечимой раны.

Как и Иеремии, нам обещаны гонения (Иоанна 15:18-21; 2 Тимофею 3:12). Подобно ему, мы также можем держаться за обещание о защищающем присутствии Господа (Матфея 28:20; Иоанна 16:33).

И мы можем быть уверены, что, хотя боль и проблемы неизбежны, они не могут помешать нам исполнить волю Бога в этом поколении (Римлянам 8:35-39).

Книга Иеремии

Этот второй из четырех «главных» ветхозаветных пророков призывает читателей вернуться к Господу.

Тема возвращения или возвращения повторяется у Иеремии почти 50 раз. Пророк призывает своих сограждан в Иудейском царстве покаяться и вернуться к Господу, пока не стало слишком поздно.

Господь призывает Иеремию пророчествовать, когда он еще совсем юноша (глава 1). Прошло более века с тех пор, как Исайя начал пророчествовать. Израильское царство пало три поколения назад.

Теперь, говорит Господь, настала очередь Иуды из-за ее гордыни, идолопоклонства и угнетения бедных. Более 40 лет Иеремия предупреждает о грядущем суде над Иудой (главы 2-38), но практически никто не внимает его предупреждениям покаяться.

Как и было предсказано, Иудейское царство окончательно сокрушено (глава 39). Уцелевший остаток отказывается покаяться и продолжает бунтовать против Господа (главы 40-44).

Ближе к концу книги Иеремия включает краткое предупреждение своему помощнику Варуху (глава 45) и ряд пророчеств против других народов (главы 46-51).

Историческое приложение (глава 52) добавляет дополнительные подробности о полном разрушении столицы Иудеи, Иерусалима.

Писание о Иеремии

Если вы собираетесь прочитать только три главы Библии о призвании и пророческом служении Иеремии, выделите 10 минут и прочитайте Иеремию 1 и Иеремию 32-33. Или выделите три минуты и прочитайте начало истории, Иеремия 1.

Большая часть истории Иеремии рассказана в самой Книге Иеремии. Его призвание и гонения были сильными, запоминающимися и более автобиографичными, чем у любого другого пророка.

Более того, его пророчества о вавилонском пленении и его продолжительности, а также о Новом Завете продолжают цитироваться ежедневно 2500 лет спустя.

Он также хорошо известен тем, что купил участок земли в знак того, что еврейский народ вернется и будет жить на этой земле 70 лет спустя.

Это не все, что мы читаем о Иеремии. Имя Иеремии появляется во 2 Паралипоменон 35:25, где говорится: «Иеремия сочинил плачи по Иосии, и до сего дня все певцы и певцы поминают Иосию в плачах. Это стало традицией в Израиле и записано в Плачах».

Его имя также встречается во 2 Паралипоменон 36:12, где говорится, что последний царь Иудеи, Седекия, «делал зло в очах Господа Бога своего и не смирился пред Иеремией пророком, который говорил слово Господин.»

Его имя снова появляется во 2 Паралипоменон 36:21, где говорится: «Земля [Иуды] наслаждалась субботним отдыхом; во все время запустения своего он покоился, пока не исполнились семьдесят лет во исполнение слова Господня, изреченного через Иеремию».

Более того, во 2 Паралипоменон 36:22 и Ездры 1:1 говорится: «В первый год царствования Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного через Иеремию, Господь тронул сердце Кира, царя из Персии, чтобы объявить об этом во всем своем царстве, а также изложить его в письменной форме».

Имя Иеремии снова встречается в Даниила 9:2, где говорится: «В первый год царствования его [Дария] я, Даниил, понял из Писаний, по слову Господа, данному Иеремии пророку, что запустение Иерусалима продлится семьдесят лет».

Цитаты и намеки на писания Иеремии неоднократно встречаются в Новом Завете. Иеремия 6:16 говорит: «И вы найдете покой душам вашим», что Иисус повторяет в Матфея 11:29.

Иеремия 7:11 говорит: «Неужели этот дом, который называется Моим именем, сделался вертепом разбойников», что Иисус повторяет в Матфея 21:13, Марка 11:17 и Луки 19:46.

Иеремия 9:23-24 говорит: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим; а хвалящийся да хвалится тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь». Павел повторяет эти стихи в 1 Коринфянам 1:31 и 1 Коринфянам 10:17.

В Иеремии 31:15 говорится: «Рахиль плачет о детях своих; Она отказывается утешаться за детей своих, потому что их больше нет», что дословно цитируется в Матфея 2:17-18.

Иеремия 31:31-34 подробно говорит о Новом Завете, который повторяется как в Евреям 8:8-12, так и в Евреям 10:16-17.

Для дальнейшего чтения:

Краткое изложение Книги Иеремии

Имеет ли значение Иеремия 29:11 для нас сегодня?

Кто такие пророки в Библии? Существуют ли пророки сегодня?

Кем были главные и второстепенные пророки в Библии?

Что имел в виду Иисус, говоря, что у нас будут проблемы в этом мире?

Как определить мессианские пророчества в Ветхом Завете?

Насколько важно (или даже возможно) понимание Библии?

Фото предоставлено © iStock/Getty Images Plus/KatarzynaBialasiewicz


книги и библейские проекты покойного Дэвида Сэнфорда были опубликованы Zondervan, Tyndale, Thomas Nelson, Doubleday, Barbour и Amazon. Его последняя книга « Карта жизни для мужчин » была опубликована одновременно с книгой его жены Рене «9».0104 Карта жизни для женщин .

Плачущий пророк: размышления о Иеремии 31:27-34

Джон К. Холберт он мог оплакивать убитых из своего народа (9:1). Именно эта черта глубокого сочувствия к тем, кого он постоянно наказывает, отличает его от других его пророческих братьев и сестер. (Да, действительно есть сестра-пророчица Олда, с которой советуется царь и которая подтверждает подлинность свитка, найденного в иерусалимском храме, 4 Царств 22:14.) Эта глубокая связь, которую Иеремия поддерживает со своим народом приводит его к поразительным признаниям личного горя, муки и ярости в его так называемых «признаниях», обжигающих портретах того, каково это — сорок лет выполнять работу Божью и получать взамен немногим больше, чем осуждение и ненависть от тем, к кому он был послан, чтобы объявить о требованиях этого Бога. Иеремия совсем не похож на Амоса, который ругается во имя Бога, но почти не проявляет личного участия в этом процессе.

Но в огромном собрании пророческих оракулов, составляющих пятьдесят две главы свидетельства Иеремии, можно найти нечто большее, чем просто слезы, больше, чем откровенные признания в боли, и больше, чем убеждения в злодеяниях Иуды. Можно также найти поразительные обещания надежды, надежды, основанной не только на возможности человеческого покаяния, но и на удивительной благодати Божией. Такой отрывок 31:27-34.

Конечно, стихи 31-34 являются знаковыми в списках библейских отрывков. Сам язык этого обетованного «нового завета» дал название тому, что мы называем Новым Заветом. Но прежде чем мы обратимся к некоторым чудесам этого раздела, давайте сначала посмотрим на небольшой отрывок, предшествующий ему, стихи 27-30. Здесь Иеремия прямо вспоминает материал из своего вступительного призыва в качестве пророка. Вспоминая ужасный отрывок полного запустения из 4:19-28 — где улетели птицы, цветущая земля превратилась в пустыню, а города лежат в безлюдных пустошах (вы помните, что этот отрывок был ветхозаветным лекционным отрывком в воскресенье после 11 сентября?) — теперь Иеремия слышит, как Бог что-то говорит достаточно разный. В этой опустошенной земле Бог теперь «посеет людей и животных», вновь заселив место, опустевшее из-за человеческого отвержения Бога (см. 4:22). И, наконец, Иеремия может объявить последнее слово Бога, данное ему при его первоначальном призыве. Когда Бог призвал его, он получил шестиступенчатую задачу: «искоренить и разрушить», «разрушить и разрушить» и «созидать и насаждать». Он провел большую часть своей пророческой карьеры, объявляя первые четыре требования, но теперь может обратиться к последним двум. Глаголы идентичны во всех шести падежах.

Кроме того, Бог объявляет, что божественная задача по-прежнему состоит в том, чтобы «наблюдать». Этот глагол также появляется в каламбурном оракуле 1:11-13, где Иеремию просят посмотреть на ветку миндального дерева ( shaqed на иврите) и говорят, что значение этого shaqed теперь shaqed , «наблюдаю». Бог по-прежнему наблюдает за Израилем, но теперь «созидает и насаждает». В знак этого божественного наблюдения Израилю больше не придется страдать из-за грехов своих предков; их всех теперь будут судить только по их собственному поведению. Знаменитая пословица («Родители ели кислый виноград, а у детей оскомина на зубах») к Израилю уже не относится.

И это правда, потому что Бог собирается заключить с ними новый завет. Этот завет будет разорван как для дома Израиля, так и для дома Иуды. Такой язык исторически является анахронизмом, поскольку прежний «дом Израиля» не существовал более 100 лет ко времени Иеремии. Ясно, что оракул пытается быть всеобъемлющим, говоря о каждом израильтянине, призывающем имя ЯХВЕ, своего Бога. Этот завет не будет простым повторением ветхого завета, основанного на акте освобождения из Египта (ст. 32), потому что они нарушили этот завет. И Израиль разорвал эту древнюю связь, несмотря на то, что Бог был их «мужем», говорится в NRSV; слово baal, , что также может означать «хозяин» или «господин». И, конечно же, это имя ханаанского бога бури, к которому Израиль часто обращался за помощью на протяжении всей своей истории. Иеремия говорит, что только ЯХВЕ — это баал Израиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts