Протоиерей и иерей отличие: Иерей и протоиерей — в чем различие? – Православный журнал «Фома»

Разное

в чем разница и отличия в православии, кто главнее и выше, сходства

Интерес к христианству в современном обществе растет с высокой скоростью. Уже не найти некрещеных младенцев, многие пары венчаются в церкви, люди ходят на службы и к причастию. Поэтому часто возникает вопрос о служителях церкви, например, в чем разница между протоиереем и иереем, кто из них старше по чину, есть ли сходство между этими должностями священнослужителей.

Содержание

Обозначение титулов

Все чины Православной церкви делятся на белое и черное духовенство. Белое имеет возможность вступать в брак и может занимать высокие посты. Черное — это монахи, отказавшиеся от мирской жизни, не имеющие семьи и детей.

Иерей и протоиерей относятся к белому духовенству. В православии иерей – это младший сан священника, получаемый после окончания семинарии. Протоиерей — это священник более высокого ранга, имеющий стаж служения или заслуги перед РПЦ.

Иерей

С греческого языка переводится, как «жрец». Он может:

  • совершать таинства и богослужения;
  • нести христианское учение прихожанам;
  • причащать верующих.

Раньше более ходовым было название «поп» (от греческого «папос» – отец). Иерей сегодня является главой православного прихода или общины.

Протоиерей

Этот сан получается священником в награду за духовные заслуги. Это следующая ступень в православной иерархии, которую может занять священник.

Кто старше по чину?

Протоиерей выше по статусу и по положению. Сан позволяет стать настоятелем храма, он главнее иерея. Получить звание можно по прошествии 5 лет после получения наперсного креста (носится поверх одежды), через 10 лет после служения иереем, после назначения на руководящую церковную должность либо после 25-летнего служения в должности иерея.

Отличие между иереем и протоиереем

Протоиереи занимают должность настоятеля храма, к ним прихожане обращаются: «Ваше Высокопреподобие». Подчиняются епископу. Сан иерея ниже, обращение к нему отличается, принято обращаться «Ваше преподобие». Разница между ними в том, что протоиерей может претендовать на более высокую должность, как правило, это более опытный и пожилой священнослужитель.

Есть ли схожие черты

Священники относятся к белому духовенству, могут иметь семью и детей. Их обоих можно называть «батюшками» или обращаться по имени, например, «отец Алексий». При обращении используют старославянское звучание имени.

Наглядные примеры

Наиболее известным протоиереем РПЦ был недавно почивший Всеволод Чаплин, занимавший должность Председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московской Патриархии.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Высшей наградой для обладателей этого сана является митра, Валерий Захаров — настоятель Свято-Никольского собора, Алмаатинской епархии, имеет подобное отличие.

Сравнительная таблица

Вырасти выше настоятеля и занять высокое положение в РПЦ представители белого духовенства не могут, для этого нужно стать монахом.

ИерейПротоиерей
Значение санаС греческого языка переводится, как «жрец» или «священник».В переводе означает «первосвященник», это старший священнослужитель.
Уровень ответственности в РПЦПроведение церковных служб, свершение 6 из 7 таинств (не могут посвящать в священнослужители).Проведение церковных служб, свершение 6 из 7 таинств (не могут посвящать в священнослужители). Являются обычно настоятелями храмов, подчиняются епископу.

В одном храме может служить несколько протоиереев.

Выводы

Священнослужители имеют саны и должности, хотя прихожане зовут их привычным словом «батюшка». Конечно, монашествующее духовенство стоит выше в церковной иерархии, но священники на самых низких должностях значительно ближе к прихожанам, им доверяют и искренне любят верующие.

Сан

Иерар­хи­че­ское свя­щен­ство – бо­го­уста­нов­лен­ный ин­сти­тут. От на­ча­ла Цер­ковь зна­ет три сте­пе­ни иерар­хи­че­ско­го слу­же­ния: диа­кон­скую, свя­щен­ни­че­скую и епи­скоп­скую.

Епи­ско­пы – пре­ем­ни­ки апо­сто­лов, име­ю­щие чрез чре­ду по­свя­ще­ний (ру­ко­по­ло­же­ний) бла­го­дат­ную связь с ни­ми. Это ар­хи­пас­ты­ри и выс­шие учи­те­ли сво­их Церк­вей. По уче­нию св. Иоан­на Да­мас­ки­на, им вру­че­на Цер­ковь. Епи­ско­пы из­би­ра­ют­ся ис­клю­чи­тель­но из мо­на­хов.

Они по­лу­ча­ют выс­шую сте­пень бла­го­да­ти. Епи­ско­пы на­зы­ва­ют­ся еще ар­хи­ере­я­ми, т.е. на­чаль­ни­ка­ми иере­ев (свя­щен­ни­ков). Епи­ско­пы мо­гут со­вер­шать все Та­ин­ства и все цер­ков­ные служ­бы. Это зна­чит, что епи­ско­пам при­над­ле­жит пра­во не толь­ко со­вер­шать обыч­ное бо­го­слу­же­ние, но и по­свя­щать (ру­ко­по­ла­гать) в свя­щен­но­слу­жи­те­ли, а рав­но освя­щать ми­ро и ан­ти­мин­сы, что не да­но свя­щен­ни­кам.

По сте­пе­ни свя­щен­ства все епи­ско­пы меж­ду со­бою рав­ны, но ста­рей­шие и наи­бо­лее за­слу­жен­ные из епи­ско­пов на­зы­ва­ют­ся ар­хи­епи­ско­па­ми, сто­лич­ные же епи­ско­пы на­зы­ва­ют­ся мит­ро­по­ли­та­ми, так как сто­ли­ца на­зы­ва­ет­ся по-гре­че­ски мит­ро­по­ли­ей. Епи­ско­пы древ­них сто­лиц, как то: Иеру­са­ли­ма, Кон­стан­ти­но­по­ля (Ца­рь­гра­да), Ри­ма, Алек­сан­дрии, Ан­тио­хии, а с XVI в. и рус­ской сто­ли­цы — Моск­вы — на­зы­ва­ют­ся пат­ри­ар­ха­ми.

В по­мощь епи­ско­пу ино­гда да­ет­ся дру­гой епи­скоп, ко­то­рый в та­ком слу­чае на­зы­ва­ет­ся ви­ка­ри­ем, т.е. на­мест­ни­ком.

Свя­щен­ни­ки, а по-гре­че­ски иереи или пре­сви­те­ры, со­став­ля­ют вто­рой свя­щен­ный чин по­сле епи­ско­па. Свя­щен­ни­ки мо­гут со­вер­шать с бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па все та­ин­ства и цер­ков­ные служ­бы, кро­ме тех, ко­то­рые по­ло­же­но со­вер­шать толь­ко епи­ско­пу, т. е. та­ин­ства свя­щен­ства и освя­ще­ния ми­ра и ан­ти­мин­сов.

Хри­сти­ан­ская об­щи­на, под­чи­нен­ная ве­де­нию свя­щен­ни­ка, на­зы­ва­ет­ся его при­хо­дом.

Бо­лее до­стой­ным и за­слу­жен­ным свя­щен­ни­кам да­ет­ся зва­ние про­то­и­е­рея, т.е. глав­но­го иерея, или пер­вен­ству­ю­ще­го свя­щен­ни­ка, а глав­но­му меж­ду ни­ми — зва­ние про­то­пре­сви­те­ра.

Ес­ли свя­щен­ник яв­ля­ет­ся в то же вре­мя мо­на­хом, то он на­зы­ва­ет­ся иеро­мо­на­хом, т.е. свя­щен­но­мо­на­хом. Иеро­мо­на­хам, по на­зна­че­нии их на­сто­я­те­ля­ми мо­на­сты­рей, а ино­гда и не­за­ви­си­мо от это­го, как по­чет­ное от­ли­чие, да­ет­ся зва­ние игу­ме­на или бо­лее вы­со­кое зва­ние ар­хи­манд­ри­та. Осо­бен­но до­стой­ные из ар­хи­манд­ри­тов из­би­ра­ют­ся в епи­ско­пы.

Диа­ко­ны со­став­ля­ют тре­тий, низ­ший, свя­щен­ный чин. Диа­кон — сло­во гре­че­ское и озна­ча­ет “слу­жи­тель”. Диа­ко­ны слу­жат епи­ско­пу или свя­щен­ни­ку при бо­го­слу­же­нии и со­вер­ше­нии та­инств, но са­ми со­вер­шать их не мо­гут. Уча­стие диа­ко­на в бо­го­слу­же­нии не обя­за­тель­но, а по­то­му во мно­гих церк­вах служ­ба про­ис­хо­дит без диа­ко­на. Не­ко­то­рые диа­ко­ны удо­ста­и­ва­ют­ся зва­ния про­то­ди­а­ко­на, т.е. пер­во­ди­а­ко­на. Мо­нах, по­лу­чив­ший сан диа­ко­на, на­зы­ва­ет­ся иеро­ди­а­ко­ном, а стар­ший иеро­ди­а­кон — ар­хи­ди­а­ко­ном.

Кро­ме трех свя­щен­ных чи­нов, в церк­ви су­ще­ству­ют еще низ­шие слу­жеб­ные долж­но­сти: ипо­ди­а­ко­ны, пса­лом­щи­ки (устар. дьяч­ки) и по­но­ма­ри. Они, при­над­ле­жа к чис­лу цер­ков­но­слу­жи­те­лей, по­став­ля­ют­ся на свою долж­ность не че­рез та­ин­ство Свя­щен­ства, а толь­ко по ар­хи­ерей­ско­му бла­го­сло­ве­нию.
Ипо­ди­а­ко­ны участ­ву­ют толь­ко в ар­хи­ерей­ском слу­же­нии. Они об­ла­ча­ют ар­хи­ерея в свя­щен­ные одеж­ды, дер­жат све­тиль­ни­ки (три­ки­рий и ди­ки­рий) и по­да­ют их ар­хи­ерею для бла­го­сло­ве­ния ими мо­ля­щих­ся.
Пса­лом­щи­ки име­ют сво­ей обя­зан­но­стью чи­тать и петь как при бо­го­слу­же­нии в хра­ме на кли­ро­се, так и при со­вер­ше­нии свя­щен­ни­ком ду­хов­ных треб в до­мах при­хо­жан.
По­но­ма­ри име­ют сво­ей обя­зан­но­стью со­зы­вать ве­ру­ю­щих к бо­го­слу­же­нию ко­ло­коль­ным зво­ном, воз­жи­гать све­чи в хра­ме, по­да­вать ка­ди­ло, по­мо­гать пса­лом­щи­кам в чте­нии и пе­нии и так да­лее.
Диаконисы – в восточной церкви IV–VIII вв. особый разряд женщин, вдов и девиц, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении Церковных Таинств.

Мо­на­ше­ство

Тем, кто стре­мит­ся все­ми си­ла­ми спа­стись, Цер­ковь пред­ла­га­ет осо­бые сред­ства к по­бе­де над сво­и­ми стра­стя­ми. Эти сред­ства со­сто­ят в при­ня­тии и ис­пол­не­нии обе­тов, ко­то­рые за­по­ве­да­ны в Еван­ге­лии са­мим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и Его свя­ты­ми апо­сто­ла­ми: дев­ство, не­с­тя­жа­ние (доб­ро­воль­ная ни­ще­та) и по­слу­ша­ние.  По­свя­тив­шие се­бя ис­пол­не­нию этих обе­тов на­зы­ва­ют­ся мо­на­ха­ми (от греч. «мо­нахóс» – оди­но­кий, от­шель­ник), или ино­ка­ми.

Мо­на­ше­ство име­ет три сте­пе­ни. Трех­лет­ний искýс, или сте­пень по­слуш­ни­ка, слу­жит вступ­ле­ни­ем в мо­на­ше­скую жизнь, что­бы же­ла­ю­щие ее ис­пы­та­ли преж­де свои си­лы и лишь по­сле то­го про­из­но­си­ли не­воз­врат­ные обе­ты.

По­слуш­ни­ка, или ина­че но­во­на­чаль­но­го, об­ле­ка­ют с уста­нов­лен­ны­ми мо­лит­ва­ми не в пол­ное оде­я­ние ино­ка, а лишь в ря­су и ка­ми­лав­ку, и по­то­му эта сте­пень на­зы­ва­ет­ся так­же ря­со­фо­ром, то есть но­ше­ни­ем ря­сы, дабы в ожи­да­нии при­ня­тия мо­на­ше­ских обе­тов по­слуш­ник утвер­ждал­ся на из­бран­ном пу­ти.

Соб­ствен­но ино­че­ство раз­де­ля­ет­ся на две сте­пе­ни: ма­лый ан­гель­ский об­раз и ве­ли­кий ан­гель­ский об­раз, или схи­ма. По­свя­ще­ние се­бя ино­че­ским обе­там име­ну­ет­ся по­стри­же­ни­ем.

Ма­лая схи­ма, или ман­тий­ное мо­на­ше­ство. При­ни­мая по­стриг и обе­ты ма­лой схи­мы, че­ло­век пол­но­стью от­ре­ка­ет­ся от мир­ской жиз­ни и ста­но­вит­ся мо­на­хом (от гре­че­ско­го сло­ва μοναχός — оди­ноч­ный). 

По­стри­же­ние в ве­ли­кую схи­му, при­ня­тие ве­ли­ко­го ан­гель­ско­го об­ра­за (греч. – «туо мéга ан­ге­ликóн схи΄ма», ве­ли­кая схи­ма) – это со­вер­шен­ней­шее от­чуж­де­ние от ми­ра для со­еди­не­ния со Хри­стом (Флп.1:23).

 

Об­ще­при­ня­тые со­кра­ще­ния.

Со­кра­ще­ние мно­же­ствен­но­го чис­ла тер­ми­на об­ра­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, от со­кра­ще­ния един­ствен­но­го чис­ла пу­тём удво­е­ния по­след­ней бук­вы. При­мер: еп. — епи­скоп, епп. — епи­ско­пы.


  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм.  — архимандриты
  • диак. — диакон
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • имп. — император

  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • патр. — патриарх
  • пресвит. — пресвитер
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • свящ. (вне календаря) — священник
  • схим.  — схимонах
 

Священник vs Протоиерей — В чем разница?

Определение

священник | протоиерей |

Как существительные разница между

священник и протоиерей

заключается в том, что священник является религиозным священнослужителем, который обучен совершать службы или жертвоприношения в церкви или храме, в то время как протоиерей ( восточная православная церковь ) высший чин, присваиваемый женатому священнику.

Как глагол

священник

для посвящения в священники.

Другие сравнения: в чем разница?

Rank vs Archpriest

Married vs Archpriest

Honorific vs Archpriest

Title vs Archpriest

Specific vs Archpriest

Function vs Archpriest

Highpriest vs Archpriest

wiktionary.org/wiki/priest»>

English

Noun

( существительное )

  • Религиозный священник, обученный совершать службы или жертвоприношения в церкви или храме.
  • * , раздел=10
  • , title= Зеркало и лампа
    , пассаж=Было приятно урвать короткую передышку и очутиться в гостиной священника. Слушать здесь было так же приятно, как говорить; просто смотреть было приятно. Молодые священники здесь жили в рясах и биреттах; лица их были прекрасны и кротки, но действительно сильны, как лицо священника; и в общении с ним и его женой они казались братьями.}}

  • Тупой инструмент, используемый для быстрого оглушения и умерщвления рыбы.
  • (мормонизм) Высшая должность в священстве Аароновом.
  • Производные термины

    * первосвященник
    * священство
    * жрица
    * священство
    * жрец-царь
    * поповский

    Координатные термины

    * имам, гуру, раввин, сангха

    См.

    также

    * архиепископ
    * архимандрит
    * епископ
    * брат
    * духовенство
    * священнослужитель
    * священнослужитель
    * декан
    * отец
    * монах
    * Монсеньор
    * монахиня
    * прелат
    * викарий

    Ссылки

    * ‘>цитирование
    * Смарт, Аластер Благополучие рыбы при сборе урожая: убей меня мягко
    * Сравнение распространенных методов убоя выращиваемой рыбы Инновации в области морепродуктов.

    Глагол

    ( en глагол )

  • Рукоположить в священники.
  • Анаграммы

    *
    *
    *
    *
    *

    Английский

    Существительное

    ( существительное )

  • ( Восточная Православная Церковь ) Высшее звание, присваиваемое женатому священнику.
  • ( Римско-католическая церковь ) Почетный титул, применяемый к священнику, выполняющему определенную функцию.
  • в кембриджском словаре английского языка

    Примеры протоиерея

    протоиерея

    Сойдя со своего мула, протоиерей взобрался туда, где скрывались беглецы.

    Из проекта Гутенберг