Псков храм: Псков: Церкви и соборы Псков: просмотреть Церкви и соборы (10)

Разное

Содержание

Топ 30 — храмы Пскова

Псков отличает большое количество древних храмов, отдельные из которых построены еще до татаро-монгольского нашествия. Это уникальные памятники архитектуры, которые за редким исключением, внесены в федеральный список объектов культурного значения. 7 июля 2019 года многие псковские храмы занесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Псковская школа церковного зодчества сформировалась отдельно от московской. Это связано с тем, что долгое время существовала независимая псковская республика. Поэтому церкви имеют характерные отличительные черты – постройка из белого известняка местного происхождения, одноглавая конструкция, вмурованные «голосники». Именно эта уникальность позволяет в полной мере ощутить атмосферу древнего Пскова, посетив его храмы.

Список самых известных и популярных храмов города.

Свято-Троицкий собор

Это кафедральный собор Псковской епархии, выстроенный в 1699 году. Собор в нынешнем виде – четвертый по счету, который был выстроен на этом месте. Первый Свято-Троицкий собор появился еще во времена княгини Ольги в X веке. Здание выполнено в традициях московской архитектуры XVIII века. В храме хранятся почитаемые в православии иконы и святыни, включая часть Покрова Божией Матери. В подклети собора похоронен Никита Салос, который, по преданию, спас город от войск Ивана Грозного.

Адрес: г. Псков, ул. Кремль, 2/1

Сайт: www.soborpskov.ru

Читайте также: 45 главных достопримечательностей Пскова.

Храм Святого Александра Невского

Воинский храм, построенный в начале XX века. Внесен в перечень объектов культурного наследия регионального значения. После революции в здании находились Дом офицеров и Военно-медицинский склад. Сейчас храм реставрирован, а в 2008 году на колокольню помещены новые колокола, каждый из которых весом около тонны.

Адрес: г. Псков, ул. Мирная, 1

Сайт: pskov.pobeda.ru

Храм святителя Василия Великого

Церковь построена в 1413-1415 годах. Это уникальное здание, которое в архитектурном плане представляет собой смесь из новгородской, псковской и московской школ зодчества. Храм охраняется государством, как объект культурного наследия федерального значения. В нем находится почитаемая в православии как чудотворная, Тихвинская икона Божией Матери.

Адрес: г. Псков, проспект Октябрьский, 5

Сайт: hramnagorke.ru

Собор Иоанна Предтечи

Это старинный храм, построенный еще в XIII веке. Он входит в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО, и федеральный список архитектурных памятников. Собор – один из немногих сохранившихся примеров домонгольского зодчества. В течение нескольких веков собор служил усыпальницей для псковских княгинь. Возле храма находится обзорная площадка, откуда открывается вид на Псковский Кремль.

Адрес: г. Псков, ул. Максима Горького, 1 А

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь представляет собой памятник архитектуры федерального значения. Постройка датируется XV-XVI веком, и представляет собой яркий пример храмов псковской архитектурной школы. Название храма связано с «проломом» крепостной стены во время осады Пскова войсками Стефана Батория. В 2019 году церковь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, ул. Свердлова, 1

Cайт: hramotproloma.org.ru

Церковь Успения с Парома

Этот храм упоминается в летописи еще в 1444 году, но перестроен в том виде, в котором существует сейчас, в 1524 году. Её отдельно стоящая звонница сохранилась лишь в немногих храмах этого периода постройки. В советский период церковь была взята под охрану государства, как уникальный архитектурный памятник. Храм внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и перечень архитектурных объектов федерального значения.

Адрес: г. Псков, Рижский проспект, 3

Сайт: vk.com/hram.uspeniya.s.paromenia

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца

Это также один из старинных храмов псковской архитектурной школы – заложен храм в 1339 году. Из-за шатровой конструкции упоминается как «церковь Михаила Архангела с белой башней». Приставка «с Городца» – отсылка к части города, где расположен храм. Ранее там находился участок, огороженный крепостными стенами – «Городец».

Адрес: г. Псков, ул. Советская, 18

Сайт: vk.com/hramarhangelov

Церковь Богоявления с Запсковья

Впервые храм упоминается в летописи в 1397 года, но в том виде, в котором он дошел до наших дней, он построен в 1495-1496 годах. Его отличает четырехпролетная звонница – одна из немногих сохранившихся отдельно стоящих храмовых звонниц. В 2019 году церковь внесена в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО, как пример храма псковской архитектурной школы.

Адрес: г. Псков, ул. Герцена, 7

Храм Успения Пресвятой Богородицы с Полонища

Первоначально этот храм был построен в XV веке, но в XIX веке отреставрирован на средства А. Шишковой – бабушки известного декабриста М. А. Назимова. С тех пор архитектурный облик церкви получил черты позднего классицизма. Бело-лазурная гамма, в которой оформлен храм, придает ему изящество и легкость. Рядом расположена отдельностоящая колокольня. В 2002 году на неё были помещены новые колокола.

Адрес: г. Псков, ул. Георгиевская, 3 А

Сайт: vk.com/club168106192

Церковь Ильи Пророка Мокрого

Храм строился как монастырский, для Ильинского монастыря. В конце XVIII века он был перестроен, а еще позже пристроена двухъярусная колокольня. Название «церковь Ильи Мокрого» произошло от того, что в Пскове находится две Ильинских церкви. В храме Ильи Пророка Сухого, который не сохранился до наших дней, молились о теплой и сухой погоде. А в храме Ильи Мокрого просили о дожде в засушливое лето.

Адрес: г. Псков, ул. Волкова, 9 А

Церковь Николы со Усохи

Храм заложен в 1535 году на месте высохшего болота – отсюда произошло название «с Усохи». Ранее это был второй по высоте псковский храм после Свято-Троицкого собора. Однако, из-за роста культурного слоя, церковь «просела» в землю. Церковь входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и перечень культурных объектов федерального значения.

Адрес: г. Псков, ул. Советская, 19

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Это один из старейших российских храмов. Он построен в 1 половине XII века по примеру византийских церквей. Изнутри храм расписан высокохудожественными фресками, которые занимают всю площадь от пола до подкупольного пространства. Авторы фресок, предположительно, выходцы из Греции и Византии. Частично фрески восстановлены владимирскими иконописцами. 7 июля 2019 года храм внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, Мирожская набережная, 2

Сайт: mirozhsky-monastery.ru

Церковь Петра и Павла с Буя

Храм первоначально построен в 1373 году, но в нынешнем виде возведен только в XVI веке. Однако, старые стеновые росписи и двухъярусная колокольня до наших дней не дошли. По преданию, в годы Северной войны церковь посещал Пётр I, и даже читал «Апостола» на клиросе. С 1960 года здание охраняется государством как уникальный архитектурный памятник. Сейчас в нем проходят реставрационные работы.

Адрес: г. Псков, ул. Карла Маркса, 2

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Храм заложен в 2008 году. Строительство предполагалось закончить к 2010 году, так как открытие церкви должно было быть приурочено к 500-летию вхождения Псковского княжества в единое русское государство. Но поскольку проект многократно переделывался, храм был освящен только в 2012 году. Резной дубовый иконостас церкви сделан вручную. Его высота составляет 7 метров.

Адрес: г. Псков, Ленинградское шоссе, 24 В/1

Сайт: vk.com/club25346480

Церковь Георгия со Взвоза

Церковь построена в 1494 году, в период существования независимой псковской республики, и хранит в себе традиции псковской архитектурной школы. Особо примечателен барабан храма, украшенный изразцами с изображениями людей, мифологических зверей, и птиц. Название «со Взвоза» произошло от Взвозских ворот, возле которых был построен храм. Здание охраняется ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, ул. Георгиевская, 1

Сайт: vk.com/georgysovzvozapskov

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Каменный храм был заложен в 1462 году, но еще раньше на его месте существовал другой, разрушенный при пожаре. Отдельно стоявшая звонница не сохранилась. Уникальные изразцы, которыми была украшена церковь, были выломаны во время оккупации в годы Великой Отечественной войны. Тогда же погиб и резной иконостас. Храм находится под охраной государства, сейчас идут работы по его реставрации.

Адрес: г. Псков, ул. Л. Поземского, 7

Церковь Старое Вознесение

Первое упоминание деревянного храма на месте каменной Старовознесенской церкви относится к 1420 году. Но после этого храм неоднократно перестраивался. Он служил традиционным местом встречи знатных гостей города со 2 половины XV века. Церковь взята под охрану государства в 1960 году, и в 1960-1969 годах отреставрирована с сохранением особенностей псковского зодчества. Сейчас она входит в список памятников архитектуры федерального и мирового значения.

Адрес: г. Псков, ул. Советская, 64 А

Сайт: vk.com/starovoznesenie

Церковь Жен-мироносиц

Каменный храм построен в 1546 году. До наших дней не дошли ни отдельностоящая звонница, ни пристроенная к нему часовня. От первоначального здания осталась только выступающая часть (абсида) со встроенными «голосниками» – так назывались вмурованные сосуды, которые служили для усиления звука в храме. Восстановлен храм в 1950-е годы Здание охраняется государством и ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, ул. Коммунальная, 25 А

Сайт: vk.com/club62230046

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены

Согласно надписи на одной из старейших храмовых икон, церковь построена в конце XVII века. По преданию, иконостас был перенесен сюда из Никитской церкви, и сделал это князь Довмонт, который в православии причислен к лику святых. Позже, в XIX веке была сооружена двухъярусная звонница. Храм обращает на себя внимание оформлением в белых, голубых и зеленых тонах, что создает ощущение легкости и покоя.

Адрес: г. Псков, ул. Красногорская, 26

Церковь Варлаама Хутынского на Званице

Храм входит в федеральный список архитектурных памятников. Каменная церковь на месте ранее стоявшей деревянной возведена в конце XV- начале XVI века. Сейчас храм восстановлен после длительного запустения. На колокольню подняты колокола общим весом около 900 кг. Семь колоколов отлиты в честь семьи Николая II – на них выгравированы имена членов царской семьи.

Адрес: г. Псков, ул. Леона Поземского, 53

Церковь Николая Явленного от Торга

В современном виде храм возведен в 1676 году. Планировка несет в себе редкое для русских храмов явление – главы церкви расположены не традиционно по углам, а ориентированы по сторонам света. После революции 1917 года в храме размещался склад, и, судя по найденным останкам, помещение церкви было местом расстрелов. С 2000 года церковь реставрируется, и внесена в список архитектурных памятников Российской Федерации.

Адрес: г. Псков, ул. Некрасова, 35

Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы

Деревянная церковь во имя св. Анастасии была возведена в 1487 году, как «обетный» храм во время одной из свирепствовавших в Пскове эпидемий. По преданию, стройка заняла всего один день. В XVI веке на её месте уже была построена каменная церковь. Храм представляет собой яркий пример псковского храмового зодчества. В 1960 году он внесен в список архитектурных объектов, охраняемых государством.

Адрес: г. Псков, Октябрьский проспект, 9

Сайт: anastasia-psk.ru

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Этот храм известен в первую очередь своими фресками. Уникальная стеновая роспись –единственный сохранившийся пример псковской художественной школы и древнерусской монументальной живописи. Собор построен в 1313 году, после долгого перерыва в русском церковном зодчестве, которое было вызвано татаро-монгольским нашествием. Внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: г. Псков, ул. Снятная Гора, 1

Сайт: snetogor.ru

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Церковь построена в 1494 году. До наших дней не дошла её звонница – она была перестроена, и превращена в шатровую колокольню в XIX веке. Облик храма отличается свободным пространством внутри – отсутствуют внутренние столбы-опоры, и обилием света. В советский период храм был отдан под кузницу. Сейчас он охраняется государством как культурный объект федерального значения.

Адрес: г. Псков, ул. Детская, 3

Церковь Преподобного Алексея

Впервые храм упоминается в XVI веке. Тогда это была деревянная церковь Алексеевского монастыря. Каменное здание выстроено в 1688 году. Облик храма типичен для псковской архитектурной школы – одноглавая церковь без внутренних столбов. Над входом расположена колокольня, пристроенная в XVIII веке. С 1994 года храм снова действует после долгого запустения.

Адрес: г. Псков, ул. Советская, 100

Церковь Воскресения Христова со Стадища

Это памятник архитектуры XVI века федерального значения. Изначально храм строился для Воскресенского монастыря, но позже стал обычной приходской церковью. В планировке есть нетипичное для псковского зодчества явление – подвесные арки. По городской легенде, под зданием проходит один из подземных ходов Пскова. Храм реставрирован в начале XXI века.

Адрес: г. Псков, ул. Набат, 4 А

Сайт: vk.com/hram.voskresenia

Церковь Сергия с Залужья

Название храма произошло от местности, где он расположен – «лужищем» называли болото. Строилась церковь для Сергиевского монастыря в XVI веке. Храм сильно обветшал еще к XIX веку – тогда ставился вопрос о его сносе. В годы Великой Отечественной войны была утрачена «глава» храма. Сейчас здание находится под охраной государства, как объект культурного наследия федерального значения. Храм реставрирован, в нем ведутся службы.

Адрес: г. Псков, ул. Свердлова, 42 А

Сайт: vk.com/sergiyszaluzhya

Церковь Николы от Каменной ограды

Это старообрядческий храм Поморского согласия, выстроенный в XVI веке. Храм многократно разрушался из-за его расположения вне городских стен. Но основные черты его облика сохранялись и после перестроек – это небольшой храм безстолпного типа. В церкви хранятся иконы старинной работы, и старообрядческие литые кресты XIX века.

Адрес: г. Псков, ул. Розы Люксембург, 17 А

Церковь Новое Вознесение

Храм построен в 1373-1375 годах, но в более поздние периоды перестроен так, что от старинного здания сохранились лишь звонница и притвор. Художник и реставратор Игорь Грабарь высоко оценивал конструкцию звонницы, говоря об изумительной стройности её пропорций. Сейчас в храме проводятся работы по реконструкции, и хранятся фонды псковского музея-заповедника.

Адрес: г. Псков, ул. Некрасова, 20

Церковь Образская с Жабьей лавицы

Название храма произошло от прозвища небольшого болота, рядом с которым он находился. Первое упоминание церкви относится к XVI веку. Сейчас храм взят под охрану государством, как памятник федерального значения. Во внутреннем убранстве выделяется храмовый пол – он выполнен из керамических изразцов различных форм и оттенков. Пол не имеет аналогов среди зданий данного периода.

Адрес: г. Псков, ул. Первомайская, 27

Город «тысячи церквей» — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Церковь Николы на городище. Труворово городище, shutterstock.com © Автор: ppl
Спасо-Елеазаровский монастырь, shutterstock.com © Автор: Vladimir V. Shatin
Панорама Успенского Псково-Печерского монастыря, shutterstock.com © Автор: SviatlouSS

7 июля 2019 года на проходящей в Баку 43-й сессии Комитета Всемирного наследия храмы города Пскова внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уютный старинный Псков — один из древнейших городов России. По легенде, его основала княгиня Ольга. Объезжая свои владения, она остановилась на берегу реки Великой и увидела чудесное явление: три небесных луча пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Княгиня решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии».

В письменных источниках Псков впервые упоминается в 903 году, но, по мнению ученых, поселение на этом месте существовало гораздо раньше. Археологи считают, что реальный возраст Пскова — 1500–2000 лет.

История города уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков — это город-защитник, древний форпост северо-­западных рубежей Руси. Он не раз спасал страну от вражеских нашествий и часто становился местом сражений, но был взят лишь однажды — в XX столетии, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Псковская феодальная республика была одной из самых влиятельных в Древней Руси, столица же земель стала одним из духовных центров государства. В Средние века Псков называли городом «тысячи церквей», из которых в наши дни сохранилось лишь сорок. Самые древние из них расположены в историческом центре, на берегу реки Великой. Уникальность этих храмов позволяет говорить об особой «псковской архитектурной школе», возникшей под влиянием византийских и новгородских традиций и достигшей расцвета в XV–XVI веках.

Лаконичные и сдержанные, приземистые и небольшие церкви Пскова всегда строились из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборска и Порхова. Плиты обтесывались, скреплялись известковым раствором, затем им же обмазывались и белились, что подчеркивало неровности кладки. Псковские мастера использовали очень скромный набор декоративных приемов и архитектурных элементов. В итоге отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям: аскетичный внешний вид, кубический объем, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунец и поребрик. Простые формы псковских церквей сохраняют торжественность и строгую монументальность архитектурно-художественного облика.

Псковская школа архитектуры оказала значительное влияние на обширные территории российского государства: ее стилистические и декоративные характеристики широко использовались в XV–XVI веках. В это время псковские зодчие работали по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске. Повлияли псковские традиции и на развитие отечественной архитектуры в конце XIX — начале XX веков. Архитекторы, работавшие в «псевдорусском стиле», брали за основу именно приемы мастеров Пскова.

Десять церквей древнего города, вошедшие в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, иллюстрируют все приемы местного зодчества, демонстрируют целостность исторических этапов развития псковской архитектурной школы, начиная с момента ее формирования в XII веке и до периода ее расцвета в XV–XVI столетиях.

По материалам Института культурного и природного наследия им.  Д.С.Лихачева


Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, XII век

Собор — представитель особого типа княжеского патронального храма, созданный в период правления князя Всеволода-Гавриила. Исторически собор женского монастыря связан с аристократическими династиями древнерусского периода (усыпальница преподобной Евпраксии, жен псковских князей, XIII века) и с царствующим домом России в XVII–XIX веков.

Общая композиция интерьера построена в широком и свободном ритме храма зального типа. В западной стене, на уровне хоров, устроены три ниши — молельни, в нижнем ярусе северной и южной стен находятся три аркосолия, в которых погребены принявшие монашество псковские княгини XIII–XIV веков и другие именитые насельницы монастыря.

Архитектура собора Иоанна Предтечи отличается от новгородских прототипов уменьшенным масштабом, изменением пропорций и нерегулярностью плановой схемы. В этой свободе от прямого повторения и в восприятии многообразия форм заложены основы псковской школы зодчества следующих столетий. Однако типологически собор был обречен оставаться уникальным, единственным в Пскове храмом княжеского круга, что делает его исключительным свидетельством исчезнувшей культурной традиции.


Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, XII век

Датирован 1137–1142 годами.

Интерьер собора принадлежит к ярко выраженному византийскому типу крестовокупольного храма с крестообразной композицией основного объема и пониженными угловыми компартиментами. В интерьере широкие сводчатые перекрытия с пониженными подпружными арками на импостах несут крупный световой барабан, завершенный куполом. Центрическое зальное пространство храма формируется подкупольным квадратом. Открытость интерьера — главная особенность собора.

Собор хорошо сохранил аутентичный, первоначальный облик и серьезным переделкам не подвергался.

Мирожские росписи являются ансамблем, который определил пути развития древнерусской монументальной живописи домонгольского периода.

Именно этот собор характеризуется самостоятельным стилем, отличным от новгородского, и именно он стал «задавать тон» псковской архитектуре.


Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы, XIV век

Росписи собора являются самым крупным и важным памятником псковской живописи XIV века. Они исполнены в эпоху становления самосознания псковичей, переживающих начальный период формирования собственного государства. Иконографическая программа росписи является ценнейшим историческим документом, свидетельствующим об активной духовной жизни города и о сложившихся политических и богословских концепциях, обосновывающих идею независимости Пскова.

Росписи отражают два потока культуры: традиционной и новой, характерный стилистической самостоятельностью и самобытностью складывающейся в Пскове художественной школы.

В целом, храм представляет собой копию Преображенского собора Мирожского монастыря. Такой образец прямого копирования — это новшество для древнерусской архитектуры.

Именно в этом соборе наиболее полно для псковской и новгородской архитектуры удалось воплотить византийский идеал храма.


Церковь Покрова от Пролома, XV–XVI века

Церковь вошла в историю древнерусской литературы в связи с преданиями и хрониками об осаде Пскова в 1581 году. В «Повести о прихождении польского короля Стефана Батория» упоминается чудесное видение монаха Покровского монастыря старца Дорофея о посещении церкви Богородицей и сонмом святых, благодаря защите которых Псков был спасен. В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов — защитников Пскова.

Церковь уникальна не только в масштабе Пскова, но и в масштабе Новгорода, из архитектуры которого Псков многое позаимствовал.


Церковь Богоявления со звонницей, XV век

Летописи относят основание церкви к 1496 году. Это канонический для псковского зодчества одноглавый трехапсидный храм с двумя симметричными одноапсидными одноглавыми приделами с галереями, объединенными с запада общим притвором, и примыкающей к северо-западному углу пятипролетной звонницей, поставленной на мощную палату.

Глава луковичной формы и фасады придельных храмов — северный, во имя трех святителей, и южный, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, — реставрировались в 2008 году. Церковь сохранила аутентичную ценность.

Впервые в псковской архитектуре интерьер церкви получил симметричную относительно продольной оси композицию. В фасадных решениях использовались разнообразные новшества. Столбы церкви не противостоят массе, а концентрируют ее усилия. Круглые формы делают столбы визуально меньше — и это уникальное явление для Пскова, ведь до сих пор такого эффекта добиться не получалось. Помимо всего прочего это первый в Пскове пример возведения столбов звона на особом, отдельном от храма, здании.


Храм Василия на Горке, XV век

Датируется 1413 годом.

Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах. При этом она сохранила аутентичность и уникальные черты.

Высокое подцерковье, благодаря которому храм, поставленный к тому же на горе, был сильно поднят вверх, вход в притвор по крыльцу (не сохранившемуся до нашего времени), алтарная часть с тремя закругленными апсидами, постановка придела, несколько выдвинутого к востоку от четверика, часовня-усыпальница, предельно отработанные приемы отделки барабана, апсид и других частей храма, доведенные до классического совершенства, — все эти особенности характерны для псковской церковной архитектуры XVI века и не встречаются в памятниках, с достоверностью датируемых XV веком (даже второй половиной его).

Таким образом, храм представляет собой причудливое сочетание архитектурных традиций Пскова, относящихся к разным эпохам.


Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV век

Основана в 1339 году.

Несмотря на то, что церковь пострадала от времени и внешних воздействий и дошла до нас в измененном виде, многие ее ключевые элементы остались оригинальными и уникальными.

В этом храме псковичами были применены ступенчатые своды — знаковый элемент псковской архитектуры.

Интересны своды южного придела — один из ранних примеров самостоятельного технического творчества псковских каменщиков.


Церковь Николы на Усохе, XVI век

Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года.

В XIV веке это был второй по величине храм Пскова. После неоднократных пожаров церковь была разрушена, и в XVI столетии отстроена заново. В течение веков храм неоднократно переделывался, однако смог сохранить свою аутентичность. В 1780 году рядом с церковью возвели колокольню. К алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимая свеча», под которой расположено помещение с захоронениями. Подобный тип часовни-усыпальницы — один из двух сохранившихся примеров культовой постройки подобного типа.


Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, XV–XVII века

Датируется  XV веком.

Известно, что в 1507 году в результате пожара и взрыва порохового запаса церковь была повреждена, а затем отреставрирована. Алтарная часть церкви наиболее хорошо сохранилась. В 1960-х годах отреставрирована кровля.

Церковь имеет уникальные черты — на апсиде помещено пять декоративных арок. Этот архитектурный прием не имеет аналогов в Пскове — обычно таких арок делалось четыре или три. Смешение архитектурных стилей разных эпох еще раз свидетельствует о том, что храм, скорее всего, был капитально переделан в начале XVI века.


Церковь Георгия со Взвоза, XV век

Датирована 1494 годом.

Церковь выдерживает все классические для псковской архитектуры соотношения и является отличным образцом псковской архитектурной школы. Отчетливо видно вертикальное построение церкви. Композиция и конструкции церкви Георгия традиционны, но ее ценность в том, с какими необычными чистотой и точностью они воплощены.

Зрительно представляется возможным оценить идеальную кратность и соразмерность пространств и ритмов. При этом снаружи эта церковь кажется легче и изящнее по сравнению с другими псковскими церквями, а в ее архитектуре прослеживается художественное начало.

церквей Псковского архитектурного училища — Карты

настроить фильтр

Список
Церкви Псковской архитектурной школы

  • Описание
  • Карты
  • Документы
  • Галерея
  • Индикаторы
Несколько локаций (10)

ID Имя и местонахождение Государство-участник Координаты Свойство Буферная зона
1523-001 Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1240 г. Российская Федерация N57 49 33,3
E28 19 4,8
0,73 га

387 га
1523-002 Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Спасо-Преображенский собор, XII в. Российская Федерация N57 48 23,6
Е28 19 43,2
14,4 га

1523-003 Церковь Архангела Михаила с колокольней, 14 век. Российская Федерация N57 49 5,69
E28 20 2,18
0,55 га

1523-004 Церковь Покрова от Проломы (у пролома в стене), 15-16 вв. Российская Федерация N57 48 19,28
E28 20 2,58
0,14 га

1523-005 Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (у моста) остатки звонницы, ворот, ограды 15-17 вв. Российская Федерация N57 49 23,69
E28 20 1,48
0,14 га

1523-006 Церковь Георгия со Взвоза (Святого Георгия у спуска реки), 1494 Российская Федерация N57 48 35,97
E28 19 56,88
0,22 га

1523-007 Богоявленская церковь с колокольней, 1489 г. Российская Федерация N57 49 22,38
E28 20 19,46
0,24 га

1523-008 Церковь Николы со Усохи (Святого Николая с сухого места), 16 век. Российская Федерация N57 48 55,91
E28 20 3,58
0,25 га

1523-009 Церковь Василия на горке (Святого Василия Великого на горе), 15 век Российская Федерация N57 48 55,1
E28 20 8,88
0,2 га

1523-010 Ансамбль Снетогорского монастыря: Собор Рождества Богородицы, XVI в. Российская Федерация N57 50 6,28
E28 15 47,18
2,45 га

248,6 га

Загрузка объектов всемирного наследия в различных форматах (RSS/XML/KML)

Карты
Дата Титул
2019

Церкви Псковской архитектурной школы — Карты памятников архитектуры

Блаженный Довмонт (Тимофей), князь Псковский

Святой князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшенский), был родом из Литвы и сначала был язычником. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, вынужден был бежать из Литвы и с 300 семьями прибыл в Псков. Псковская земля стала его второй страной.

Здесь, по выражению Летописца, «духнула на него благодать Божия», когда он принял святое Крещение с именем Тимофей и получил великие дары Господни. Через год псковичи избрали его своим князем за храбрость и истинные христианские добродетели. В течение тридцати трех лет он правил городом и был единственным князем в истории Пскова, который умер, прожив так долго в мире и согласии с псковским вечем.

Он был справедлив и строг в стремлении к справедливости для других, щедро раздавал милостыню, принимал бедных и странников, соблюдал церковные праздники, был покровителем церквей и монастырей, основал монастырь в честь Рождества Христова. Пресвятой Богородицы.

После женитьбы на дочери великого князя Димитрия, внука святого Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским княжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Первостепенное значение князя Довмонта как военачальника и государственного деятеля состоит в том, что он долгие годы защищал северо-западные пределы Русского царства от враждебных набегов.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы под Раковором, где русские войска одержали победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждым сражением святой Довмонт входил в церковь, клал свой меч у ступеней святого алтаря и получал благословение от священника, который препоясывал ему свой меч.

Святой Довмонт сделал Псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная стена, построенная святым князем у Крома в конце тринадцатого века, была названа Довмонтовой, а территория, окруженная стеной, доныне именуется Довмонтовой. городок.

Еще одним благочестивым делом был «Дом Святой Троицы» святого защитника. В благодарность Господу, во имя Которого он невредимым одержал победу, святой князь Довмонт устроил церковь у Псковского кремля в честь праздника, в который он одержал победу. Другие жители Пскова тоже строили там храмы во исполнение обетов. Территория современного Довмонтова города была полностью покрыта церквями (первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтове городе в 1574 году).

Свою окончательную победу отважный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Велика, где с небольшой ротой разгромил большое германское войско. Тем временем ливонские рыцари неожиданно вторглись в предместья Пскова, захватили Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко убивая жителей. Убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа и семнадцать монахов, а также преподобного Василия, игумена Мурожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, чтобы собрать большое войско, пошел с дружинами своими на врага и изгнал кощунственных осквернителей из пределов Русской земли.

Через несколько месяцев святой князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летописец повествует, что «была тогда великая печаль в Плескове о мужчинах и женщинах и малых детях из-за их доброго господина, благоверного князя Тимофея». Псковичи помнили, как святой князь заботился о них в мирное время, а когда городу грозила опасность, как он вел их в бой, говоря: «Добрые псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот мне брат. Стой крепко за Святую Троицу!»

Вскоре после смерти Принца его стали почитать как святого заступника перед Богом, охраняющего землю от врагов и напастей. Святой князь не раз защищал Псков после своей смерти. В 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьми мой могильный покров, пронеси его трижды по городу с крестом, и не бойся ».

Псковитяне выполнили его указание и немцы ушли из города. После этого чудесного избавления от врагов была составлена ​​служба святому князю. Вместе с мощами святителя сохранился его боевой меч (ныне меч находится в Псковском музее). После этого меч вручался псковским князьям при возведении их на княжеский престол.

На чудотворной Мурожской иконе Божией Матери (память 24 сентября) изображены святой князь Довмонт-Тимофей и его супруга, будущая схимонахиня Марфа (память 8 ноября): «Ты благословила пречистого образа Твоя икона, Богородица, изображающая образ неуклонного заступника нашего князя Довмонта и его благочестивой супруги» (Служение святому князю Довмонту-Тимофею).

Когда Божия Матерь явилась старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года, святой князь Довмонт-Тимофей был в числе святых, сопровождавших Небесную Покровительницу Пскова (сопутствующее известие о Псковской Покровской иконе Божией Матери находится под 1 октября).

Мощи святого князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском соборе Живоначальной Троицы.

Святые князья Всеволод и Довмонт не раз помогали русским войскам в защите западных рубежей страны. Затем настал час, когда они были посланы Вождем Небесных Сонмов встать на защиту восточных границ.

В 1640 году великое народное движение на восток, «встреча солнца», привело к тому, что русские землепроходцы достигли устья Амура и Тихого океана. На этих рубежах Русь граничила с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославившаяся чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (память 9 марта).) и героической «обороны Албазина» (1685-1686).

Летом 1679 года, во время Апостольского поста, Гавриил Флоров с отрядом казаков выступил из Албазина на разведку долины реки Зеи. В течение трех лет казаки несли дозорную службу на Зее, обходя окрестные селения. Они привели тунгусских переселенцев под власть России, устроили зимовья и частокол.

Однажды всадники-казаки встретили двух мужчин на белых конях, одетых в доспехи и вооруженных луками и мечами. Это были святые Всеволод и Довмонт. Беседуя с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предсказали вскоре после этого приближение китайских войск к Амуру. Они говорили, что битва будет трудной, но предсказывали окончательный триумф русского оружия. «Вновь придут китайцы и вступят в великую битву, и мы поможем русскому народу в этой борьбе. Китайцы не будут беспокоить город».

Несколько раз в течение 1684-1686 годов китайская орда продвигалась к Албазину, но города не взяла. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских враг был бессилен против православной крепости.

«Сказание о чудесах святых князей Всеволода и Довмонта» написано Гавриилом Флоровым в Якутске 23 октября 1689 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts