Рабство законы хаммурапи: Законы Хаммурапи о рабах — Русская историческая библиотека
Содержание
Законы Хаммурапи о рабах — Русская историческая библиотека
Весьма интересно и важно, что в Законах Хаммурапи (см. на нашем сайте краткую и подробную статьи о них, а также краткую биографию Хаммурапи) некоторые остатки правоспособности сохраняют даже рабы. Так, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карается отрезанием уха (§ 205). Таким же образом карается и раб, оспаривающий свое рабское состояние (§ 282). В более ранний период известны судебные процессы, в ходе которых рабы пытались отстаивать свою свободу. Как правило, они их проигрывали. Видимо, и теперь раб мог, по крайней мере теоретически оспаривать свое рабское состояние в суде, но проигрыш процесса уже грозил ему наказанием. Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы. Кроме того, дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (§ 175). Вдова такого раба, если она была свободной, имела право забрать свое приданое и половину совместно нажитого имущества «для своих детей» (§ 176). Вторая половина отходила господину умершего раба. Характерно, что дети в этом случае именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо, не имели и этих скромных привилегий. Наконец, рабыню, родившую своему господину детей, после его смерти полагалось отпустить на свободу вместе с детьми, даже если они не были официально признаны отцом. Если же они были признаны, то имели право на долю в наследстве наряду с детьми от законной супруги (§ 170 – 171). Раб, купленный в чужой стране и приведенный затем в Вавилонию, подлежал отпуску на свободу без выкупа, если выяснялось, что он «сын Страны», т. е. вавилонянин. Так как свободнорожденный вавилонянин в принципе не мог быть обращен навсегда в рабство и тем более продан в другую страну, то здесь, надо полагать, речь идет о жертвах вражеских набегов.
youtube.com/embed/2z4P9zppsDQ» frameborder=»0″>
Законы Хаммурапи. Краткая характеристика
Не раз поднимался вопрос, кто станет покупать за рубежом такого раба себе в убыток? Но вспомним, что при Хаммурапи торговля была подчинена государству и торговые агенты были государственными служащими. Таким образом, очевидно, расходы на выкуп из-за рубежа своих граждан несло государство. Из частных писем нам известно, что таких выкупленных поглощало царское хозяйство. Ср. также § 32, где говорится о том, что выкуп за царского воина, попавшего в плен и не имеющего средств в собственном хозяйстве, должен платить местный храм (при Хаммурапи тоже подчинённый государственному хозяйству) или непосредственно дворец.
По материалам работ В. А. Якобсона.
Назад
Вперёд
- Вы здесь: org/ListItem»>
Законы Хаммурапи о рабах
Древний Восток
Ещё по теме…
Как жилось рабам в древнем Вавилоне? Законы Хаммурапи | Культура
Между тем, если обратиться к законам, регулировавшим отношения с этим общественным классом, можно узнать много неожиданного и даже задаться вопросом: а чему же нас учили в свое время?! Начнем с Вавилона, как мощного централизованного государства.
Но прежде ответим на вопрос: а как вообще люди становились рабами? Во-первых, если попадали в плен на войне, во-вторых, рождаясь от родителей-рабов, в-третьих, в результате долговых обязательств и, наконец, в качестве кары за преступление. Таким образом, социум рабов был довольно пестрым.
А теперь посмотрим, что говорилось о нем в знаменитых законах царя Хаммурапи. В то время рабы являлись, можно сказать, важной частью экономических основ государства, а потому ответственность за причинение кому-то из них вреда предусматривалась серьезная. На первый взгляд, она носит чисто имущественный характер: за убийство раба полагалось отдать другого, за калечение — выплатить половину его рыночной стоимости.
Но с другой стороны, далее говорится, что рабы, принадлежащие не частному лицу, а государству (были и такие), имеют право создавать семью с человеком любого (!) сословия и иметь собственное хозяйство: дом, движимое имущество и финансовые средства, оставлять после себя наследство. Дворцовые же рабы и вовсе отличались от вольнонаемных работников лишь тем, что не имели свободы передвижения.
Кроме того, рабу, оказывается, позволялось законом оспорить свой статус в судебном порядке. Кроме того, он мог освободиться от рабства, если был угнан в другую страну: «Если человек купил в чужой стране раба или рабыню другого человека, а когда он явился в свою страну (державу Хаммурапи), хозяин раба или рабыни опознал своего раба или свою рабыню, то, если это раб и рабыня — дети страны (уроженцы страны Хаммурапи), им должна быть предоставлена свобода безвозмездно».
Удивительные новости из глубины веков, не так ли? Но это еще не все. В Вавилоне были установлены законодательные нормы, защищающие от долгового рабства: ограничение срока отработки долга тремя годами, а также величины процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, и ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Как же объяснить такую позицию государства к людям, которые были, как нам сегодня представляется (или представлялось), рабами? Прежде всего, нужно учесть, что рабство тогда считалось карой богов, но такой, которую можно избыть, искупить. К тому же мудрый царь Хаммурапи строил правовые основы своей державы не на одних карательных мерах, а создавая личную заинтересованность граждан в устоях царства. Предоставление гражданских прав рабам (особенно дворцовым) делало их патриотами государства. Вот так.
Теги:
Вавилон,
государство,
законы,
история,
рабы,
рабовладелец
Код Хаммурапи — LAWS.
com
Что такое Кодекс Хаммурапи?
Кодекс Хаммурапи известен как старейшее собрание кодифицированных законов из когда-либо существовавших. Кодекс, который был записан где-то около 1780 г. до н.э. был создан Хаммурапи, шестым царем Вавилона. Кодекс Хаммурапи распространяется на все аспекты права и включает области, касающиеся заработной платы; уголовное право; и права граждан, даже рабов и женщин.
Законы изложили первый настоящий кодекс цивилизованного общества. Законы помогали поддерживать порядок, создавали последовательность в вынесении наказаний и впервые позволяли гражданам знать, какие действия допустимы в обществе.
Кодекс Хаммурапи был обнаружен в 1901 году нашей эры французскими археологами, работавшими в Персии. Объект имеет форму базальтового столба, известного как стела, высотой около 6 футов. На вершине стелы изображен Хаммурапи, получающий законы от вавилонского бога-солнца Шамаша. Ниже гравюры находятся 42 столбца, описывающие 282 «закона», которым должны были следовать граждане Вавилона, а также правила торговли и наказания за нарушение законов.
Законы
Нет никакого организованного подхода к законам, изложенным в Кодексе Хаммурапи. Кажется, что они разбросаны в произвольном порядке. Кодекс Хаммурапи — это то место, откуда происходит выражение «око за око». Что касается уголовных дел, законы были очень строгими, а наказания — суровыми. В области торговли были установлены руководящие принципы, касающиеся того, как должна происходить торговля и соответствующие цены, которые могут взиматься за определенные товары и услуги. Кодекс можно разделить на 5 типов кодексов, включая: Судебно-процессуальный, Домашний, Рабский, Разное и Торговый.
СУДЕБНОЕ ПРОЦЕДУРЫ
Из текста Кодекса Хаммурапи можно отметить, что в судебных разбирательствах использовалась жесткая форма судебного разбирательства. Кодекс часто упоминает свидетелей, судей и доказательства. Это, безусловно, первая подлинная форма юридической процедуры, которая представляет себя. Некоторые примеры, показывающие масштабы судебной процедуры в кодексе Хаммурапи, включают: казнь ложного обвинителя; идея о том, что лицо должно доказать, что против него совершено преступление; способность судьи исполнять денежные решения; наказания за определенные преступления; сроки для представления доказательств и свидетелей; и, вероятно, самое прогрессивное — наложение штрафов и отстранение от должности судей, пренебрегающих своими обязанностями.
ДОМОХОЗЯЙСТВО
Законы под номерами 128–149 касаются исключительно вопросов мужа и жены. В отличие от правовых доктрин, появившихся намного позже Кодекса Хаммурапи, эти законы демонстрируют удивительное количество усилий, направленных на обеспечение равенства женщин. Например, закон 130 гласит: «Если мужчина надругается над женой другого мужчины, которая никогда не знала мужчину и все еще живет в доме своего отца, и спит с ней, и удивляется, то этот человек должен быть предан смерти, а жена непорочна. ” По сути, закон означает, что если жена мужчины изнасилована, преступник должен быть казнен, но жена не несет ответственности. Это говорит о том, что вавилонская цивилизация относилась к женщинам больше как к гражданам, чем даже современные исламские страны. По закону шариата, который практикуется как светский закон ряда исламских стран, изнасилованная женщина считается преступницей и предается смерти.
РАБСТВО
В Кодексе Хаммурапи есть 10 законов, касающихся исключительно рабства. Их можно рассматривать как более строгую форму законов о беглых рабах, которые были приняты в Соединенных Штатах в разное время до Гражданской войны. Большинство законов, касающихся рабства в Кодексе Хаммурапи, строго касаются возвращения и укрывательства беглых рабов. Наказанием за большинство преступлений, связанных с укрыванием рабов, является смерть, а за возвращение сбежавших рабов предусмотрены определенные награды. 3 закона о рабстве также предусматривают неуплату долгов. Закон 117 строго разрешает лицу, у которого есть долг, взять жену и / или детей должника в качестве рабов в качестве оплаты долга на период в 3 года, после чего долг будет прощен.
ТОРГОВЛЯ
Раздел о торговле — самый обширный из всех законов Кодекса Хаммурапи. Далее законы объясняют поведение представителей всех профессий, включая строителей, судостроителей, врачей и парикмахеров. Этот раздел также помогает понять ценность, которую общество придает различным классам людей. Законы 221-223 прекрасно это объясняют. В этих трех законах изложены гонорары, которые должны быть выплачены врачу за восстановление сломанных костей человека с «больной мягкой частью». Если это гражданин, плата составляет 5 шекелей; свободный человек, 3 шекеля; а если это раб, плата составляет 2 шекеля. Торговая часть Кодекса Хаммурапи также придает вес менталитету «око за око», которым Кодекс так известен. Закон 229говорится, что «если строитель построит кому-нибудь дом и не построит его должным образом, а дом, который он построил, рухнет и убьет хозяина своего, то этот строитель да будет предан смерти». С этим совпадает закон 230, который гласит: «Если он убьет сына владельца, сын этого строителя должен быть предан смерти». Еще один аспект торговых законов в Кодексе Хаммурапи заключается в преобладании идеи реституции. Когда профессионал, которому платят за его услуги, действует небрежно и наносит ущерб имуществу, то в законах отмечается, что этот профессионал несет ответственность за возмещение убытков других.
РАЗНОЕ
Сфера действия других законов касается, прежде всего, подхода «око за око» применительно к наказанию. Есть также несколько законов, касающихся небрежного отношения к правам на воду. К ним относится небрежная эксплуатация плотины, которая приводит к затоплению соседнего имущества. В этих ситуациях обвиняемый вынужден оплатить ремонт и ущерб имуществу другого лица.
комментариев
комментариев
Рабство | Определение, история и факты
рабство
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Абрахам Линкольн
Джон К. Калхун
Бенджамин Ф. Уэйд
Святой Петр Клавер
Дэвид Хантер
- Похожие темы:
- торговля людьми
долговое рабство
подчиненный код
энкомьенда
приправа
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
рабство , состояние, при котором один человек принадлежит другому. Раб считался по закону собственностью или движимым имуществом и был лишен большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.
Нет единого мнения о том, что такое раб или как следует определять институт рабства. Тем не менее среди историков, антропологов, экономистов, социологов и других специалистов, изучающих рабство, существует общее мнение, что для того, чтобы назвать человека рабом, необходимо наличие большинства следующих характеристик. Раб был разновидностью собственности; таким образом, он принадлежал кому-то другому. В одних обществах рабы считались движимым имуществом, в других — недвижимым имуществом, например недвижимостью. Они были объектами закона, а не его субъектами. Таким образом, подобно быку или топору, раб обычно не нес ответственности за то, что он делал. Он не нес личной ответственности за правонарушения или контракты. У раба обычно было мало прав и всегда меньше, чем у его хозяина, но было не так много обществ, в которых он не имел бы абсолютно никаких прав. Как в большинстве обществ существуют ограничения на степень жестокого обращения с животными, так и в большинстве обществ были ограничения на степень жестокого обращения с рабом. Раб был удален из линии натального происхождения. Юридически, а часто и в социальном плане, у него не было родственников. Никто из родственников не мог отстоять его права или отомстить за него. Будучи «аутсайдером», «маргиналом» или «социально мертвым человеком» в обществе, где он был порабощен, его права на участие в принятии политических решений и других социальных действиях были меньше, чем у его владельца. На продукт труда раба мог претендовать кто-то другой, который также часто имел право распоряжаться его физическим воспроизводством.
Рабство было формой зависимого труда, выполняемого не членом семьи. Раб был лишен личной свободы и права географически перемещаться по своему желанию. Скорее всего, его способность делать выбор в отношении рода занятий и сексуальных партнеров, вероятно, будет ограничена. Рабство обычно, но не всегда, было принудительным. Если не все эти характеристики в их наиболее ограничительных формах применимы к рабу, то рабовладельческий режим в этом месте, вероятно, будет охарактеризован как «мягкий»; если бы почти все они были, то его обычно характеризовали бы как «тяжелый».
Рабы создавались разными способами. Вероятно, наиболее частым был захват на войне либо намеренно, как форма поощрения воинов, либо как случайный побочный продукт, как способ избавления от вражеских войск или гражданских лиц. Другие были похищены во время набегов на рабов или пиратских экспедиций. Многие рабы были потомками рабов. Некоторые люди были обращены в рабство в наказание за преступления или долги, других продавали в рабство их родители, другие родственники или даже супруги, иногда для погашения долгов, иногда чтобы избежать голодной смерти. Разновидностью продажи детей было разоблачение, реальное или фиктивное, нежелательных детей, которых затем спасали другие и обращали в рабов. Еще одним источником рабства была самопродажа, совершавшаяся иногда для получения элитного положения, иногда для того, чтобы избежать нищеты.
Рабство существовало во многих обществах прошлого, общие характеристики которых хорошо известны. Это было редкостью среди первобытных народов, таких как общества охотников-собирателей, потому что для процветания рабства необходима социальная дифференциация или стратификация. Также важным был экономический излишек, поскольку рабы часто были предметами потребления, которые сами должны были содержаться, а не производственными активами, которые приносили доход их владельцу. Излишек был также важен в рабовладельческих системах, где владельцы ожидали экономической выгоды от рабовладения.
Обычно должна ощущаться нехватка рабочей силы, иначе маловероятно, что большинство людей станет утруждать себя приобретением или содержанием рабов. Свободная земля и, в более общем смысле, открытые ресурсы часто были предпосылкой рабства; в большинстве случаев, когда не было открытых ресурсов, можно было найти нерабов, которые выполняли бы те же социальные функции с меньшими затратами. Наконец, должны были существовать некоторые централизованные правительственные институты, желающие обеспечить соблюдение законов о рабах, иначе имущественные аспекты рабства, вероятно, были химерическими. Большинство из этих условий должны были присутствовать, чтобы рабство существовало в обществе; если бы они все были, до движения за отмену 19го века охватила большую часть мира, почти наверняка существовало рабство. Хотя рабство существовало почти повсеместно, оно, по-видимому, сыграло особенно важную роль в развитии двух крупнейших мировых цивилизаций — западной (включая Древнюю Грецию и Рим) и исламской.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
На протяжении всей письменной истории существовало два основных типа рабства. Наиболее распространенным было так называемое домашнее, патриархальное или домашнее рабство. Хотя домашние рабы иногда работали вне дома, например, на сенокосе или сборе урожая, их основной функцией была прислуга, которая служила своим владельцам в их домах или где-либо еще, например, на военной службе. Рабы часто были ориентированным на потребление символом статуса для своих владельцев, которые во многих обществах тратили большую часть своего излишка на рабов. Домашние рабы иногда сливались в той или иной степени с семьями своих владельцев, так что мальчики становились приемными сыновьями, а женщины становились наложницами или женами, родившими наследников. Храмовое рабство, государственное рабство и военное рабство были относительно редки и отличались от домашнего рабства, но в очень общих чертах их можно отнести к категории домашних рабов храма или государства.
Другим основным видом рабства было продуктивное рабство. Это было относительно нечасто и происходило в основном в классической афинской Греции и Риме, а также в постколумбовом околокарибском Новом Свете. Он также был обнаружен в Ираке 9-го века, среди индейцев квакиутль на северо-западе Америки и в нескольких районах Африки к югу от Сахары в 19-м веке. Хотя рабы также использовались в домашнем хозяйстве, рабство во всех этих обществах, по-видимому, существовало преимущественно для производства рыночных товаров в шахтах или на плантациях.
Важным теоретическим вопросом является взаимосвязь между производительным рабством и статусом общества как рабского или рабовладельческого общества. В рабовладельческом обществе рабы составляли значительную часть (не менее 20–30 процентов) всего населения, и большая часть энергии этого общества была мобилизована на получение и содержание рабов. Кроме того, институт рабства оказал значительное влияние на такие институты общества, как семья, а также на его социальную мысль, право и экономику. Кажется очевидным, что рабовладельческое общество вполне могло существовать без производительного рабства; известные исторические примеры были сосредоточены в Африке и Азии. Также ясно, что большинство рабовладельческих обществ были сосредоточены в западных (включая Грецию и Рим) и исламских цивилизациях. В рабовладельческом обществе рабы присутствовали, но в меньшем количестве, и они гораздо меньше были в центре внимания общественной энергии.
Рабство было видом зависимого труда, отличавшимся от других форм прежде всего тем, что в любом обществе оно было самым унизительным и самым суровым. Рабство было прототипом отношений, определяемых господством и властью. Но на протяжении столетий человек изобретал и другие формы зависимого труда, кроме рабства, включая крепостничество, кабальный труд и рабство. Термин «крепостное право» используется слишком часто, часто там, где это неуместно (всегда как оскорбительное название). В прошлом крепостной обычно был земледельцем, тогда как, в зависимости от общества, раб мог быть занят почти любым занятием. Канонически крепостное право было зависимым состоянием большей части крестьянства Западной и Центральной Европы со времен упадка Римской империи до эпохи Французской революции. Это включало «второе закрепощение», охватившее центральную и часть восточной Европы в 15-м и 16-м веках. Россия не знала «первого крепостного права»; крепостное право здесь началось постепенно в середине 15 в., завершилось к 1649 г., и длился до 1906 года. Вопрос о том, правильно ли термин «крепостное право» описывает положение крестьянства в других контекстах, является предметом яростных споров. Как бы то ни было, крепостной отличался от раба еще и тем, что он обычно был субъектом закона, т. е. имел некоторые права, тогда как раб, объект закона, имел значительно меньше прав. Более того, крепостной обычно был привязан к земле (наиболее существенным исключением был русский крепостной примерно между 1700 и 1861 годами), тогда как раб всегда был привязан к своему хозяину; т. е. он должен был жить там, где ему велел хозяин, и часто владелец мог продать его в любое время. Крепостной обычно владел своими средствами производства (зерном, скотом, инвентарем), кроме земли, тогда как раб не владел ничем, часто даже одеждой на спине. Право крепостного жениться на имении своего господина часто ограничивалось, но вмешательство хозяина в его репродуктивную и семейную жизнь обычно было гораздо меньше, чем в случае раба. Государство могло призвать крепостных платить налоги, выполнять барщину на дорогах и служить в армии, но рабы обычно освобождались от всех этих повинностей.
Человек стал наемным слугой, заняв деньги, а затем добровольно согласившись отработать долг в течение определенного срока. В некоторых обществах наемные слуги, вероятно, мало чем отличались от долговых рабов (т. е. лиц, изначально неспособных расплатиться по обязательствам и поэтому вынужденных отрабатывать их в установленном законом размере в год). Однако долговые рабы считались преступниками (по сути, ворами) и, следовательно, подвергались более суровому обращению. Возможно, до половины всех белых поселенцев в Северной Америке были наемными слугами, которые соглашались работать на кого-то (покупателя контракта) по прибытии, чтобы заплатить за их проезд. Некоторые наемные слуги утверждали, что с ними обращались хуже, чем с рабами; Экономическая логика ситуации заключалась в том, что рабовладельцы рассматривали своих рабов как долгосрочное вложение, стоимость которого упадет, если с ними плохо обращаться, в то время как краткосрочные (обычно четыре года) наемные слуги могли подвергаться жестокому обращению почти до смерти, потому что их хозяева имели только кратковременный интерес к ним. Практика различалась, но в договорах об облигациях иногда указывалось, что слуги должны быть освобождены с денежной суммой, иногда с участком земли, возможно, даже с супругом, тогда как для освобожденных рабов условия обычно больше зависели от щедрости владельца.
Пеонами называли либо лиц, вынужденных отрабатывать долги, либо преступников. Пеоны, которые были латиноамериканским вариантом долговых рабов, были вынуждены работать на своих кредиторов, чтобы выплатить то, что они должны.