Распад христианской церкви: 7 фактов о расколе христианства на православие и католичество
Содержание
7 фактов о расколе христианства на православие и католичество
Архив rb.ru
15 февраля 2016
Архив rb.ru
15 февраля 2016
В минувшую пятницу в аэропорту Гаваны произошло долгожданное событие: папа Римский Франциск и патриарх Кирилл побеседовали, подписали совместную декларацию, заявили о необходимости остановить гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке и выразили надежду, что их встреча вдохновит христиан всего мира на молитву о полном единстве Церквей. Поскольку католики и православные молятся одному богу, почитают одни и те же священные книги и верят, по сути, в одно и то же, RB.ru решил разобраться, в чем важнейшие различия религиозных течений, а также когда и почему произошло разделение. Занимательные факты — в нашем кратком ликбезе о православии и католичестве.
Читать по теме: Названы самые религиозные страны мира
a katz / Shutterstock.com
1. Раскол христианской церкви произошел в 1054 году. Церковь разделилась на Римско-Католическую на Западе (центр в Риме) и Православную на Востоке (центр в Константинополе). Причинами стали, среди прочего, разногласия по догматическим, каноническим, литургическим и дисциплинарным вопросам.
2. В процессе раскола католики, среди прочего, обвиняли православных в том, что они продают дар Божий, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы и позволяют браки служителям алтаря. Православные же обвинили католиков в том, что те, например, постятся в субботу и позволяют своим епископам носить на пальцах рук перстни.
3. Список всех вопросов, по которым не могут примириться православные и католики, займет несколько страниц, поэтому приведем только несколько примеров.
— Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество — наоборот.
«Благовещение», Леонардо да Винчи
— У католиков есть специальные закрытые помещения для исповеди, православные же исповедуются на виду у всех прихожан.
— Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда — слева направо.
— Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов.
— Великий пост у православных и католиков начинается в разные дни: у первых — в чистый понедельник, у вторых — в пепельную среду. Рождественский пост имеет разную продолжительность.
— Католики считают церковный брак нерасторжимым (впрочем, в случае обнаружения некоторых фактов он может быть признан недействительным). С точки зрения православных, в случае измены церковный брак считается разрушенным, и невиновная сторона может вступить в новый брак, не совершая греха.
— В православии отсутствует аналог католического института кардиналов.
Кардинал Ришельё, портрет работы Филиппа де Шампеня
— В католицизме есть учение об индульгенциях. В современном православии такая практика отсутствует.
4. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм — ересь.
5. И Православная, и Римско-Католическая церкви приписывают титул «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви» исключительно себе.
6. В XX веке был сделан важный шаг в преодолении разделения вследствие раскола: в 1965 году папа Павел VI и Вселенский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы.
7. Папа Римский Франциск и патриарх Кирилл могли встретиться еще два года назад, но тогда встречу отменили из-за событий на Украине. Состоявшаяся встреча глав церквей стала бы первой в истории после «Великого раскола» 1054 года.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
1
Названы самые религиозные страны мира
2
Какими будут религии будущего?
3
Как религиозность основателей компаний влияет на бизнес
ВОЗМОЖНОСТИ
27 ноября 2022
5G SmartTech 2022
27 ноября 2022
RuCode 6. 0
28 ноября 2022
Студенческий агротех-акселератор
Все ВОЗМОЖНОСТИ
Новости
Владимир Путин и Алексей Кудрин согласовали план раздела «Яндекса» — The Bell
Новости
Олег Тиньков принял решение отказаться от российского гражданства
Новости
Спрос на покупку автомастерских в России вырос в пять раз
Новости
Крупная утечка в WhatsApp – на продажу выставлены данные более 500 млн пользователей
Истории
Подборка: 10 самых популярных ИИ-генераторов изображений
Запад расходится с Востоком – Weekend – Коммерсантъ
За те годы, что прошли с момента легализации христианства Константином Великим до начала второго тысячелетия, церкви Римской было, вообще-то, не привыкать быть в расколе с Константинопольской. Если сложить все сроки, в течение которых два предстоятеля, восточный и западный, отказывались от церковного общения между собой, то к XI веку набегает в общей сложности 250 лет. И ничего — как-то примирялись. Ничто не указывало на то, что скандальный инцидент, случившийся в Константинополе летом 1054 года, будет трагичнее, нежели прошлые размолвки. Но длинная, не на одно столетие растянувшаяся череда последовавших событий привела к тому, что православие и католичество именно с этой даты стали отсчитывать свое раздельное существование — в котором горьких упреков, дискуссий, обвинений, ненависти, клеветы и войн побольше, чем попыток примириться
справка
По традиции датой разделения единого христианства на православную и католическую ветви считается 1054 год, когда папские посланники в Константинополе во главе с кардиналом Гумбертом, епископом Сильва-Кандидским, и патриарх Михаил Кируларий обменялись взаимными отлучениями от церкви. В действительности это было лишь эпизодом постепенно нараставших противоречий доктринального, обрядового, культурного и политического толка. Многие из них не утратили своей остроты и до сих пор, несмотря на то что анафемы 1054 года объявили отмененными в 1964 году папа римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор.
Эжен Делакруа. «Вступление крестоносцев в Константинополь», 1840
Фото: Musee du Louvre
Эжен Делакруа. «Вступление крестоносцев в Константинополь», 1840
Фото: Musee du Louvre
В лето Господне 1054, в 16 день июля, папские посланцы во главе с кардиналом Гумбертом, явившись на литургию в цареградской Св. Софии, неожиданно вышли к алтарю и произнесли энергичную речь: кто, мол, упорно противится вере святой Римской апостольской церкви, да будет анафема, маранафа. Так пишет сам Гумберт; возможно, что гласное объявление анафемы он добавил для красного словца, но жест депутации и без того был красноречив: грамоту с анафематствованиями они положили прямо на престол храма. После чего покинули собор, демонстративно отряся прах от ног своих и воскликнув:
— Видит и судит Бог!
Через четыре дня спешно собранный собор под водительством Константинопольского патриарха Михаила Кирулария ответил симметрично. И тоже не скупился в своей отлучительной грамоте на красноречие: «Мужи нечестивые и гнусные… люди, извергнутые тьмою (ибо происходят они из западных пределов), в благочестивый сей и богохранимый город явившись… неистовствуя, словно молния, или землетрясение, или изобильный град, или, если выразиться более уместно, лесной дикий вепрь, дерзают посягнуть на правый разум инаковостью догматов…»
И что же? Разве наутро после этого английский рыбак и русский бортник, французский ткач и малоазийский пахарь немедля узнали — и всею душой ощутили — что теперь уж все, теперь они друг другу как язычник и мытарь? Разве латинские храмы на Афоне и в Константинополе, греческие монастыри в Италии автоматически превратились в «синагоги сатаны» все до единого?
Предыдущая фотография
Обряд отлучения от церкви. Миниатюра из Omne Bonum Джеймса ле Палмера, XIV век
Александр Эсс. «Встреча Готфрида Бульонского с императором Алексеем I Комнином», 1879
Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера, 1470-е
Следующая фотография
1
/
3
Обряд отлучения от церкви. Миниатюра из Omne Bonum Джеймса ле Палмера, XIV век
Александр Эсс. «Встреча Готфрида Бульонского с императором Алексеем I Комнином», 1879
Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера, 1470-е
Нет, конечно. На обратном пути в Рим Гумберт, как говорят, заехал в Киев, где его принимали с честью, а в ответ принимавшие не услышали ни намека на то, что отныне место им с сатаною и ангелами его. Рюриковичи как заключали династические браки с «латынянами», правившими в Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Скандинавии, так и продолжали это делать; к примеру, Евпраксия, внучка Ярослава Мудрого, умершего в том же 1054-м, стала в 1080-е женой императора Священной Римской империи Генриха IV. Ровно в то же время ушлые апулийские папежники-купцы похитили из византийской Ликии мощи Николая Чудотворца и перевезли их к себе в Бари — и на Руси в честь этого парадоксальным образом почти немедленно установился праздник (9/22 мая, тот самый «Никола вешний»). Собственно, и Первый крестовый поход (1096–1099) вообще-то был затеян как благородная помощь восточным братьям-христианам против сельджуков, и только очистив запад Малой Азии от турок, крестоносное воинство двинулось на Иерусалим.
Но вернемся в 1054-й. Самое существенное в июльском инциденте состоит в том, что под взаимным отлучением оказалась отнюдь не вся церковная полнота, западная и восточная, вплоть до старцев и младенцев. Вовсе нет, да и момент для такого был бы малоподходящий. Посольство от папы Льва IX к императору Константину Мономаху прибыло вообще-то по поводу военного союза: наступление норманнов на юг Италии грозило как тамошним византийским владениям, так и папе, который в конце концов даже оказался в норманнском плену.
Так что на самом деле Михаил Кируларий и его восточные епископы отлучили только кардинала Гумберта вместе с его присными. Гумберт же, соответственно, только Кирулария и его сторонников — да и эта анафема не могла иметь никакой силы, потому что к середине июля папа Лев IX уже три месяца как лежал в могиле.
Фоновый конфликт при всем том, безусловно, был — но и его при желании можно увидеть как конфликт не церквей, а личных воль.
цитата
«Всех этих истериков, которым является Богоматерь и кормит их своими сосцами; всех этих истеричек, у которых при явлении Христа сладостный огонь проходит по всему телу и, между прочим, сокращается маточная мускулатура; весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма — можно, конечно, только анафематствовать, вместе с Filioque, лежащим у католиков в основе каждого догмата и в основе их внутреннего устроения и молитвенной практики»
Алексей Лосев. «Очерки античного символизма и мифологии»
С одной стороны — Михаил Кируларий, властный и амбициозный патриарх при императоре Константине IX; последний, как пишет Михаил Пселл, «передал другим попечение о казне, право суда и заботы о войске, а своим жребием избрал жизнь, полную удовольствий и радостей». Не со всей имперской верхушкой несговорчивый патриарх находил общий язык, но престиж своего сана ревностно старался оберегать; церковные владыки Александрии, Антиохии, Иерусалима давно были под сарацинской властью и никак не могли оспорить «вселенский» статус своего цареградского собрата. Вот римские папы — те могли. В принципе, вялый обмен протестами по поводу принятого Константинопольским архиепископом титула «вселенский патриарх» продолжался уже очень давно и нерезультативно, но к 1050-м положение обострилось. В греческих храмах Италии, переходивших под контроль Рима, стали насильственно насаждать латинский обряд. Хотя до сих пор западную богослужебную практику никто сколько-нибудь основательно не критиковал (а уж тем более не анафематствовал), Кируларий ответил закрытием латинских храмов в Константинополе. А потом велел архиепископу Льву Охридскому составить послание, в котором обличались великие и страшные заблуждения латинян — мол, бреют лица, запрещают священникам вступать в брак, постятся в субботу, служат на опресноках, едят удавленину, епископы их носят перстни и так далее.
С другой стороны — Лев IX, правивший в переломное для судеб папства время. Только-только забылась развеселая пора «порнократии», когда судьбой Святого Престола распоряжались развратные римские аристократки, дарившие тиару своим любовникам и детям от них. Уже прокатилась по Европе Клюнийская реформа — инициированное ревностными бенедиктинцами движение за чистоту церковных рядов и строгость нравов духовенства. Не за горами была великая война папства со светской властью за право инвеституры, то есть назначения епископов и аббатов. В этих условиях папе тоже надо было всеми силами бороться за свой престиж и за свои прерогативы — а потому на враждебные выпады Константинополя Лев IX никак не мог смотреть со снисхождением. «Вот уже почти 1020 лет прошло с тех пор, как пострадал Спаситель, и неужели вы думаете, что только теперь от вас Римская церковь должна учиться, как совершать евхаристию?» — возмущенно писал он Кируларию и добавлял к известным аргументам о первенстве апостола Петра и его преемников фантастический фейк из печально известных «Лжеисидоровых декреталий»: Константин-де Великий вручил римскому понтифику верховенство над всей церковью (и власть над западной половиной империи тоже). А заодно мелочно перечислял случаи, когда на патриаршем престоле Константинополя сидели ересиархи, святокупцы, евнухи и «даже женщина».
В любых учебниках по так называемому обличительному богословию вы прочтете, что оснований розни между православием и католичеством два: во-первых, властолюбие пап, а во-вторых — учение о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына (Filioque), и отсюда, мол, все прочие помрачения. Однако справедливость требует признать, что первенство римской кафедры издревле признавали иерархи Востока, особенно когда им это было так или иначе выгодно: по-восточному льстивых посланий в Рим за первую тысячу лет христианства было отправлено столько, что как было не увериться во вселенском единстве на сей счет. Что до Filioque, то тут многие восточные отцы веками не видели повода для обвинений в ереси, а иные (как Максим Исповедник) и защищали латинян, говоря, что их «и от Сына» на самом деле означает вполне ортодоксальное «через Сына». И уж точно не был вопрос об исхождении Св. Духа главным в полемике XI века — по поводу употребления на литургии квасного либо пресного хлеба явно истрачено тогда больше чернил.
Ученость XIX столетия, вдохновленная общеромантическим почтением к народному духу, часто выводила православно-католическую распрю из противоречия национальных темпераментов. Римлянин деловит, ценит сухую юридическую правду и рассудочную логику, но одержим идеей политического могущества. Эллин, наоборот, весь в отвлеченных идеях, весь в мистике, об универсализме у него представления самые странные, практическое государственное строительство дается ему не очень хорошо, а к «варварам» он не может не относиться с пренебрежением.
Это даже по-своему правдоподобно, насколько могут быть правдоподобны общие рассуждения о национальном характере, но настоящая причина состояла в другом. Ей был Кесарь, принцип верховной светской власти.
цитата
«[Нельзя] ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целоваться, ни есть или пить с ними из одной посуды, ни пищу их принимать. Тем же, кто у нас просит, Бога ради, есть или пить, дать, но в их посуде; если же не будет у них посуды, то в своей дать, а потом, вымыв ее, помолиться. Все это потому, что неправильна вера их, и нечисто они живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу, едят черепах и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и хвост бобров»
Феодосий Печерский. «Слово о вере христианской и латинской»
В промыслительности Римской империи христиане были убеждены даже и до Константина Великого. Не случайно же повеление Августа сделать перепись по всей вселенной привело к тому, что Сын Давидов, как и было предсказано, родился в Вифлееме. Знаменитая византийская стихира на праздник Рождества (IX век) даже риторически уравнивала основание империи и пришествие в мир Бога: «Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей — и с Твоим вочеловечением от Чистой идольское многобожие упразднилось. Под единым царством мирским оказались страны — и во единое владычество Божества уверовали народы».
Что уж говорить о времени после Миланского эдикта и принятия церкви под государственную опеку. Человек Средневековья верил в имперскую идею не менее истово, чем в Троицу. Казалось, что без этого царства земного, без этого вселенского владыки мирское существование человечества и невозможно. Что это владычество продлится до конца времен, когда, по слову апостола, будет «взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7) — под «удерживающим» разумели именно римского императора.
Да, Западная Римская империя пала — но Восточная-то осталась, и жители ее, даже забросив латынь, упорно продолжали называть себя «ромеями», римлянами. Папам было трудно: модель соработничества между церковью и империей требовала, чтобы они сносились с василевсами с церемонной почтительностью. Но правители Византии были самовластны, на порицания и увещевания из Рима реагировали не слишком внимательно, а иногда (пока на это были силы) волюнтаристски вмешивались в папские дела силой. И притом все реже применяли силу тогда, когда папам она была действительно нужна — когда нужна была поддержка против очередных нагрянувших в Италию варваров.
Папство терпело, терпело — и в конце концов сотворило своего собственного кесаря, короновав Карла Великого в Рождество 800 года и воссоздав тем самым Западную Римскую империю. С той поры римская оптика непоправимо поменялась, и «император греков» с его подданными из трудных, но драгоценных партнеров по диалогу превратились в досадных и чванливых смутьянов.
Византийцам в каком-то смысле было проще. Дела в империи могли идти плохо или хорошо, но непомерный авторитет императорской власти оставлял восточным патриархам роль послушных «потаковников», которых, если что, можно было сменить в мгновение ока. Василевс собирает соборы, издает указы по вероучительным вопросам, и наиболее вероятная неприятность на церковном фронте для него может быть одна: очередной папа пришлет из Рима гневную протестацию — и к ней, чего доброго, прислушаются. А уж после 800 года Восток и вовсе махнул на папство рукой. Прежде 1054 года Константинополь не раз пытался договориться с Римом о разделе церковных полномочий: мы не вмешиваемся в ваши дела на Западе, вы не оспариваете верховенство нашего патриарха. Не получилось.
Сложность была в том, что древние времена единства в вере психологически были и остаются для обеих сторон очень важны, и на том единстве обе выстраивали свою позицию в дальнейших спорах. В святцах православной церкви не случайно значатся римские папы Климент I, Лев I, Григорий I, Мартин I. В римском Сан-Пьетро берниниевскую «Кафедру святого Петра» не случайно поддерживают не только Амвросий Миланский и Блаженный Августин, но и Афанасий Александрийский с Иоанном Златоустом. Констатировать, что такой-то отпал от правой веры,— значит точно назвать, когда и как произошел акт отпадения, это как с грехом Адама или бунтом Денницы. Латиняне и греки со временем написали целые тома, демонстрируя, как-де исподволь их оппоненты укреплялись в зловерии и подходили к схизме. Но так и эдак получалось, что сильно углубляться в поисках рокового момента в историю нехорошо: многие учения или практики, которые теперь оказались под градом анафем, мирно существовали в те дораскольные времена, когда все, казалось, было хорошо, благополучно и правоверно.
Так и вышло, что ретроспективно датой великого и трагического раскола стали для удобства считать именно 1054-й. И попробуй объясни, что в тот год на самом деле ничего катастрофичного не произошло, всем вольным и невольным жертвам этого раскола — десяткам тысяч «франков», истребленных в латинских кварталах Константинополя в 1182-м, бесчисленным грекам-«схизматикам», которых вырезали крестоносцы во время Четвертого крестового похода, сербам, сгинувшим в концлагерях Независимого государства Хорватия, или украинцам-униатам, безжалостно «воссоединенным с православием» при Николае I и при Сталине.
Христианство рушится | Джеймс Хаут
Джеймс А. Хаут
Социологи поражены быстрым распадом христианства в Америке. Это потрясающая культурная трансформация, подтвержденная десятками опросов и исследований.
Опрос Gallup показал, что менее половины американцев (47 процентов) в настоящее время принадлежат к церкви, мечети или храму — по сравнению с 70 процентами в начале 21 века. Сегодня более половины американцев не имеют церкви.
«Основные» протестантские вероисповедания с высокими шпилями — когда-то столп респектабельности WASP — пострадали больше всего, упав так сильно, что их окрестили «плоским» протестантизмом. Затем последовали возрожденные церкви. С 2006 года южные баптисты потеряли два миллиона членов. не верю, что Бог существует». Вождь Джордж Барна называет уничтожение церкви « самый быстрый и радикальный культурный переворот, который когда-либо переживала наша нация. ”
В отчете от 8 июня Аризонского христианского университета, где находится Барна, его выводы цитируются следующим образом:
«Количество взрослых американцев, которые относятся к категории «не следует», за последнее десятилетие увеличилось почти на 90 005, утроилось на 90 006, увеличившись до 34 процентов в 2021 году. существование Бога…
«Не далее как 1980, более 90 процентов американцев утверждали, что они христиане. С тех пор наблюдается неуклонный спад… К 2010 году трое из четырех американцев утверждали, что они христиане, а в настоящее время чуть менее двух из трех заявляют то же самое».
Добавлен отчет ACU:
«Вера в существование Бога как всезнающего и всемогущего создателя вселенной, который до сих пор правит миром: снизилась с 86 процентов в 1991 году до 46 процентов в 2021 году».
«Вера в то, что Библия является точным и надежным словом Бога: семьдесят процентов в 1991; 41 процент в 2021 году».
«Процент взрослых латиноамериканцев в США, присоединившихся к католической церкви, сократился вдвое, с 59 до 28 процентов, за последние тридцать лет. И эти бывшие испаноязычные католики не перетекают в протестантские церкви, а вообще покидают христианские учреждения».
Я впечатлен откровенностью Барны и Аризоны Кристиан. Вместо того, чтобы пытаться обелить разорительные результаты опроса, они признают «стремительный упадок христианства и снижение доверия к религии по всей стране».
Поскольку я прогрессивный либерал, это теологическое цунами дает мне политическую надежду: белые евангелисты, которые доминируют в Республиканской партии — избрали Рональда Рейгана, Джорджа Буша-младшего и Дональда Трампа — сократились до четырнадцати процентов населения. Их способность влиять на выборы может и дальше ослабевать.
Тем временем Америка становится более честной. Искренние люди не утверждают, что знают сверхъестественные вещи, которых никто не может знать. Они отвергают магические заявления религии, которые не имеют никаких доказательств.
Религиовед Том Райнер предсказывает: «В 2021 году конфессии начнут свой резкий спад». Я надеюсь, что он прав.
(Хоут является почетным редактором крупнейшей газеты Западной Вирджинии, The Charleston Gazette-Mail , и старшим редактором журнала Free Inquiry . )
ВАШИНГТОН, округ Колумбия. Членство американцев в молитвенных домах в прошлом году продолжало снижаться, впервые опустившись ниже 50% за восьмидесятилетнюю тенденцию Gallup. В 2020 году 47% американцев заявили, что принадлежат к церкви, синагоге или мечети, по сравнению с 50% в 2018 году и 70% в 1999 году.
Линейный график. Членство в церкви в США составляло 73% в 1937, когда Гэллап впервые измерил его. Он оставался около 70% до 2000 года, прежде чем начал снижаться, до 61% в 2010 году и 47% в 2020 году. начало неуклонного снижения примерно на рубеже 21 -го -го века.
Поскольку на этой неделе многие американцы празднуют Пасху и Песах, Gallup обновляет анализ 2019 года, в котором изучается снижение числа членов церкви за последние 20 лет.
Гэллап два раза в год задает американцам серию вопросов об их религиозных взглядах и обычаях. Следующий анализ сокращения членства в церкви основан на трехлетних совокупных показателях за 1998–2000 годы (когда членство в церкви составляло в среднем 69%), 2008–2010 годы (62%) и 2018–2020 годы (49%). Агрегаты позволяют получить надежные оценки по подгруппам, при этом каждый трехлетний период состоит из данных более чем 6000 взрослых жителей США.
Снижение членства, связанное с увеличением отсутствия религиозной принадлежности
Сокращение числа членов церкви в первую очередь связано с увеличением числа американцев, не выражающих никаких религиозных предпочтений. За последние два десятилетия процент американцев, не отождествляющих себя ни с какой религией, вырос с 8% в 1998-2000 годах до 13% в 2008-2010 годах и 21% за последние три года.
Как и следовало ожидать, маловероятно, что американцы без религиозных предпочтений принадлежат к церкви, синагоге или мечети, хотя небольшая часть — 4% по данным за 2018–2020 годы — говорят, что они это делают. Эта цифра снизилась с 10% между 1998 и 2000.
Учитывая почти идеальное соответствие между отсутствием религиозных предпочтений и принадлежностью к церкви, 13-процентное увеличение числа лиц, не принадлежащих к религии, с 1998 по 2000 год, по-видимому, составляет более половины 20-процентных точки снижения членства в церкви за то же время.
Большую часть оставшейся части падения можно отнести к сокращению формального членства в церкви среди американцев, которые до имеют религиозные предпочтения. В период с 1998 по 2000 год в среднем 73% религиозных американцев принадлежали к церкви, синагоге или мечети. За последние три года средний показатель упал до 60%.
Линейный график. Изменения в членстве в церкви среди американцев, выражающих религиозные предпочтения или принадлежность. В период с 1998 по 2000 год 73% религиозных американцев были членами церкви, синагоги или мечети. В период с 2008 по 2010 год этот показатель упал до 70%, а в период с 2018 по 2020 год — до 60%. Взрослые американцы, родившиеся до 19 лет46 — принадлежат к церкви, по сравнению с 58% бэби-бумеров, 50% представителей поколения X и 36% миллениалов. Ограниченные данные Gallup о членстве в церкви среди части поколения Z, достигшей совершеннолетия, до сих пор показывают уровень членства в церкви, аналогичный таковому для миллениалов.
Таким образом, снижение членства в церкви, по-видимому, в значительной степени связано с изменением численности населения: представители старшего поколения, которые, вероятно, были бы членами церкви, были заменены во взрослом населении США людьми из более молодого поколения, которые с меньшей вероятностью будут принадлежать к ней. Это изменение становится все более очевидным в последние десятилетия, потому что миллениалы и поколение Z дальше от традиционалистов по членству в церкви (примерно на 30 пунктов ниже), чем бэби-бумеры и поколение X (8 и 16 баллов соответственно). Кроме того, с каждым годом молодые поколения составляют все большую часть всего взрослого населения США.
Тем не менее, воспроизводство населения не объясняет полностью сокращение числа членов церкви, поскольку количество взрослых в старших поколениях уменьшилось примерно на двузначное число по сравнению с двумя десятилетиями ранее. Членство в церкви сократилось еще больше, на 15 пунктов, за последнее десятилетие среди миллениалов.
Изменения в членстве в церкви по поколениям с течением времени
1998-2000 | 2008-2010 | 2018-2020 | Изменение с 1998-2000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
% | % | % | шт. оч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Традиционалисты (род. до 1946 г.) | 77 | 73 | 66 | pts.»> -11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бэби-бумеры (1946-1964 г.р.) | 67 | 63 | 58 | -9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поколение X (1965-1980 г.р.) | 62 | 57 | 50 | -12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миллениалы (1981-1996 г.р.) | н/д | 51 | 36 | н/д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. Учитывая, что опросы Gallup основаны на взрослом населении США старше 18 лет, период 1980–2000 гг. включал лишь небольшую часть поколения миллениалов, а период 2018–2020 гг. Поколение Z (рожденные после 19 лет).96). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гэллап |
Две основные тенденции, приводящие к сокращению числа членов церкви, — увеличение числа взрослых, не имеющих религиозных предпочтений, и снижение уровня членства в церкви среди людей, исповедующих религию, — проявляются в каждом поколении с течением времени.
С начала века почти удвоилась доля традиционалистов (с 4% до 7%), бэби-бумеров (с 7% до 13%) и представителей поколения X (с 11% до 20%). никакой религиозной принадлежности.
Линейный график. Изменения доли лиц, не идентифицирующих религиозную принадлежность, по поколениям. В каждом поколении взрослых американцев увеличивается доля поколения без религиозных предпочтений.
В настоящее время 31% миллениалов не имеют религиозной принадлежности, по сравнению с 22% десять лет назад. Точно так же 33% представителей поколения Z, достигших совершеннолетия, не имеют религиозных предпочтений.
Кроме того, в каждом поколении наблюдается снижение числа членов церкви среди тех, кто исповедует определенную религию. Это снижение составило от шести до восьми пунктов за последние два десятилетия для традиционалистов, бэби-бумеров и поколения X, которые отождествляют себя с религиозной верой. Всего за последние 10 лет доля религиозных миллениалов, являющихся членами церкви, снизилась с 63% до 50%.
Линейный график. Изменения в церковной принадлежности среди лиц с религиозной принадлежностью по поколениям. Количество членов церкви снизилось на семь пунктов, с 79% в 1998-2000 годах до 72% в настоящее время, среди традиционалистов с религиозными предпочтениями. За тот же период произошло снижение на шесть пунктов, с 71% до 65%, членства в церкви среди бэби-бумеров с религиозными предпочтениями. Членство в церкви среди представителей поколения X с религиозными предпочтениями снизилось на восемь пунктов, с 68% до 60%. А с 2008-2010 годов среди миллениалов с религиозными предпочтениями произошло снижение на 13 пунктов, с 63% до 50%.
Снижение членства в церкви наблюдается во всех основных подгруппах
Как и следовало ожидать, учитывая общее снижение членства в церкви на 20 пунктов, данные Gallup показывают снижение среди всех основных подгрупп населения США за пределами возраста, с некоторыми различиями в размер этого снижения.
Среди религиозных групп снижение членства более заметно среди католиков (снижение на 18 пунктов, с 76% до 58%), чем среди протестантов (снижение на девять пунктов, с 73% до 64%). Это отражает исторические изменения в посещаемости церкви, которые Гэллап задокументировал среди католиков, с резким снижением посещаемости среди католиков, но не среди протестантов. У Гэллапа нет достаточных данных для анализа тенденций других религиозных конфессий.
Помимо протестантов, сокращение членства в церкви пропорционально меньше среди политических консерваторов, республиканцев, взрослых, состоящих в браке, и выпускников колледжей. Эти группы, как правило, имеют один из самых высоких показателей членства в церкви, наряду с жителями Юга и черными взрослыми неиспаноязычного происхождения.
За последние два десятилетия сокращение членства в церкви было более значительным среди жителей Востока и демократов. Тем не менее, независимые политические деятели имеют более низкий уровень членства в церкви, чем демократы.
Изменения в членстве в церкви по демографическим подгруппам
1998-2000 | 2008-2010 | 2018-2020 | Изменение, 1998-2000 гг. на 2018-2020 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
% | % | % | шт. оч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мужчины | 64 | 58 | 46 | pts.»> -18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Женщины | 73 | 65 | 53 | -20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белые взрослые неиспаноязычного происхождения | 68 | 62 | 52 | -16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черные взрослые неиспаноязычного происхождения | 78 | 70 | 59 | -19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпускник колледжа | 68 | 65 | 54 | pts.»> -14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не выпускник колледжа | 69 | 60 | 47 | -22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Женат | 71 | 68 | 58 | -13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не замужем | 64 | 55 | 42 | -22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республиканский | 77 | 75 | 65 | pts.»> -12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Независимый | 59 | 51 | 41 | -18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демократ | 71 | 60 | 46 | -25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консервативный | 78 | 73 | 64 | -14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеренная | 66 | 59 | 45 | pts.»> -21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Либерал | 56 | 46 | 35 | -21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восток | 69 | 58 | 44 | -25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний Запад | 72 | 66 | 54 | -18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юг | 74 | 70 | 58 | pts.»> -16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запад | 57 | 51 | 38 | -19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
протестантский | 73 | 72 | 64 | -9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Католик | 76 | 73 | 58 | -18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гэллап |
Меньшее снижение, наблюдаемое среди консерваторов и других подгрупп, в значительной степени объясняется более скромными изменениями среди старшего поколения в этих группах. Например, консерваторы в старшем поколении показали снижение членства в церкви на 5-13 пунктов с 19 века.98-2000, по сравнению с изменением на 20 пунктов среди всех взрослых в США. Тем не менее влияние поколения очевидно, поскольку членство в церкви ниже в каждом молодом поколении консерваторов, чем в каждом старшем поколении: 51% консервативных миллениалов, 64% консервативных представителей поколения X, 70% консервативных бэби-бумеров и 71% консервативных традиционалистов в 2018-2020 гг. принадлежат к церкви.
Членство в латиноамериканской церкви
Членство в церкви среди латиноамериканцев в 2018-2020 гг. составляло 37%, что является одним из самых низких показателей среди всех основных подгрупп. Анализ изменений во времени членства в церкви взрослых латиноамериканцев осложняется изменением методологии Гэллапа, которая включает проведение интервью на испанском языке во все опросы, начиная с 2011 года. Уровень членства в церкви значительно ниже среди латиноамериканских респондентов, опрошенных на испанском языке, чем среди латиноамериканских респондентов, опрошенных в Английский. Таким образом, сравнение нынешнего латиноамериканского членства в церкви с прошлым было бы преувеличением упадка на основании сравнения латиноамериканцев со смешанным языком сегодня с англоязычными латиноамериканцами в одиночку в более ранний период.
Последствия
США остаются религиозной страной, где более семи из десяти принадлежат к той или иной организованной религии. Однако гораздо меньше, сейчас менее половины, имеют официальное членство в конкретном молитвенном доме. Хотя возможно, что часть спада, наблюдавшегося в 2020 году, была временной и связана с пандемией коронавируса, дальнейшее снижение в ближайшие десятилетия кажется неизбежным, учитывая гораздо более низкий уровень религиозности и членства в церкви среди молодого поколения взрослых по сравнению с более старшим поколением.
Церкви сильны ровно настолько, насколько сильны их члены, и для продолжения своей деятельности они зависят от своих членов в плане финансовой поддержки и обслуживания.