Равноапостольная царица елена житие: Равноапостольная Еле́на Константинопольская, царица

Разное

Равноапостольная Еле́на Константинопольская, царица

Дни памяти

3 июня

19 марта

 – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей

8 мая

 – Собор Синайских преподобных

Житие

Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная царица Елена

Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние «рав­ноап­о­столь­ный», а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­беж­дай». Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тию, ко­то­рая и бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин «Еди­но­сущ­ный От­цу», на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Мож­но удив­лять­ся глу­бо­ко­му цер­ков­но­му со­зна­нию и чув­ству свя­то­го Кон­стан­ти­на, вы­де­лив­ше­му опре­де­ле­ние «Еди­но­сущ­ный», слы­шан­ное им в пре­ни­ях Со­бо­ра, и пред­ло­жив­ше­му вне­сти это опре­де­ле­ние в Сим­вол ве­ры.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це. 

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на и свя­той ма­те­ри его Еле­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Случайный тест

Житие святой Елены Константинопольской царицы читать и слушать онлайн с видео

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.

Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.

Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел поражение.

На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывает об этом ее житие:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в храме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.
Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.

Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.

Святая Елена, Мать равноапостольного императора Константина

Память 21 мая

) в Малой Азии родителям со скромным достатком. Она вышла замуж за Констанция Хлора, и их сын Константин родился в 274 году. Констанций развелся с ней в 294 году, чтобы реализовать свои политические амбиции, женившись на женщине знатного происхождения. Став императором, Константин оказал своей матери большой почет и уважение, даровав ей императорский титул «Августа».

После того как святой Константин стал единоличным правителем Западной Римской империи, в 313 году он издал Миланский эдикт, который гарантировал христианам религиозную терпимость. Святая Елена, которая была христианкой, могла повлиять на его решение. В 323 году, когда он стал единоличным правителем всей Римской империи, он распространил положения Миланского эдикта на восточную половину империи. После трехсот лет гонений христиане наконец-то смогли исповедовать свою веру без страха.

Император глубоко почитал победоносное Знамение Креста Господня и хотел найти настоящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Он отправил свою мать Елену в Иерусалим, передав ей письмо к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.

Хотя Святая Елена была уже на склоне лет, она с энтузиазмом взялась за выполнение задания. В поисках Животворящего Креста она расспрашивала и христиан, и иудеев, но поиски ее остались безрезультатными. Однако в 326 году ее направили к пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест был захоронен в храме Венеры. Святая Елена приказала разрушить языческий капище. После молитвы землю начали копать. Вскоре была обнаружена Гробница Господня. Недалеко от него находились три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господне.

Для определения креста, на котором был распят Спаситель, святой Макарий попеременно прикасался крестами к трупу. Когда к умершему прикасался Животворящий Крест Господень, тело оживало. Увидев воскрешение мертвых, все убедились, что Животворящий Крест обретен.

При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо – тяжелобольная женщина под сенью Животворящего Креста мгновенно исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.

Огромными толпами приходили христиане поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария воздвигнуть Крест, чтобы даже далекие могли благоговейно созерцать его. Патриарх и другие духовные деятели воздвигли Святой Крест, и народ, говоря: «Господи, помилуй», благоговейно преклонялся перед Честным Древом.

Находясь в Иерусалиме, святая Елена совершала множество добрых дел, в том числе раздавала деньги бедным. Она также повелела, чтобы все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, были освобождены от всяких следов язычества, и велела устроить церкви в каждом из этих мест. Святая Елена отдала Животворящий Крест Патриарху на хранение, а часть дерева и гвоздей увезла обратно в Константинополь.

Святая Елена продолжала путешествие по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более восьмидесяти храмов – в Вифлееме на родине Христа; на Елеонской горе, где Господь вознесся на небо; и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Богородица.

Император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив также под его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Храм был построен примерно за десять лет.

Святая Елена не дожила до освящения этого храма. Она вошла в Вечное Царство в 327 году. Однако освящение храма состоялось 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, было установлено праздничное празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

Православная Церковь отмечает 6 марта Обретение Честного Креста и Честных Гвоздей Святой Императрицей Еленой. «Равноапостольный».

Тропарь (Глас 8) –

Твой раб Константин, Господи и Человеколюбец Единолюбивый,
Видел Креста на Небесах образ,
И подобно Павлу, не получив зова от человеков ,
Но яко Апостол среди правителей, поставленных Твоей рукой над царственным градом,
Он молитвами Богородицы мир вечный сохранил.

Кондак (Глас 3) –

Со своей матерью Еленой Константин ныне являет честный Крест: Позор неверным,
Оружие православных христиан против врагов их,
Ибо явлено нам, как великое и страшное знамение в борьбе!

С разрешения Православной Церкви в Америке (www. oca.org)

биография, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена

Среди обширного пантеона христианских святых одними из самых почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились такой великой чести за то, что поставлены в один ряд с апостолами – ближайшими учениками и последователями Христа.

Служанка, родившая императора

Полное имя королевы Елены — Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что она родилась в середине III века в городе Дрепань, что в Малой Азии, но точная дата ее рождения не установлена. Детство будущей царицы прошло очень скромно — она служила на конной станции, принадлежавшей отцу. Там в числе других путешественников она познакомилась со своим будущим мужем Констанцием Хлором, впоследствии ставшим римским императором.

Плодом их любви стал сын, родившийся 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно длинное имя — Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребенок вошел как император Константин Великий, по заповеди которого христианство стало официальной религией римского государства.

Императорская корона, принесшая Риму свободу вероисповедания

Когда сыну едва исполнилось пятнадцать, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций был довольно ветреной супругой и расстался с ней, отдав предпочтение юной падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это часто бывает, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревьер (современный немецкий город Трир), а Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

В 306 году произошло важное событие — умер император, и его преемником стал Константин, провозглашенный многотысячным римским войском. Известно, что одним из первых его действий было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращение всяких гонений на религиозной почве. Благодаря этому после трех веков гонений из катакомб наконец-то вышло христианство.

Золотой час Елены

Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни с большим уважением относилась к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама крестилась, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августовской», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье, расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией пап.

Уже в конце своих дней святая равноапостольная Елена совершила главное дело своей жизни — паломническую поездку в Иерусалим, где произвела раскопки непосредственно на самой Голгофе. Его целью было, по возможности, найти материальные свидетельства событий, происходивших там три века назад.

Ответ на вопрос, что побудило женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и других святынь, подсказывает Священное Предание. В ней рассказывается, как в ночном видении святая Елена услышала голос, повелевающий ей идти в Иерусалим и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру найденные на нем бесценные сокровища . Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для выполнения столь важной миссии.

Непростая задача

Как гласит легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что столь долгое время место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно принесенных туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей одному старому еврею удалось узнать точное местонахождение Голгофы. После этого святая равноапостольная Елена приказала раскопки.

Когда были сняты верхние слои земли и обнажилась вершина горы, ни один крест не предстал перед глазами присутствующих, так как, как известно, вместе с Христом в день казни были распяты два разбойника . Стояла непростая задача — определить, кого из них Иисус принял на страдания.

Проверка святыни на истину

То, что последовало позже, стало еще одним подтверждением мудрости, которой обладала королева Елена. Когда все в полном недоумении ожидали ее решения, перед местом раскопок прошел траурный процесс, перед которым пронесли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трех крестов обладает Божественной силой, Елена попросила своих родственников остановиться и велела слугам поочередно прикасаться к мертвому телу каждым из трех крестов. Как только очередь дошла до того, что было истинной святыней, и на него была возложена рука умершего, она тут же воскресла, вызвав всеобщую радость и ликование.

Обретение Гроба Господня

Помимо Животворящего Креста Господня святая равноапостольная Елена, по преданию, нашла четыре гвоздя, которыми было пригвождено тело Спасителя и та же табличка — титло, на которой Понтий Пилат собственноручно начертал «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Она также обнаружила пещеру, в которой было положено тело Иисуса, снятое с креста. Именно благодаря творениям святой Елены христиане всего мира сегодня могут воочию увидеть, как свет Благодатного огня, сходящего по случаю Пасхи, появляется в окне куваклии, воздвигнутой над Гробом Господним.

В ознаменование этого великого события установлен праздник «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Ежегодно 27 сентября Православная Церковь отмечает годовщину дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.

Завершение великой миссии

Найдя Животворящий Крест, Императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещенную в серебряные раки, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, который воздал ее существенная помощь во время раскопок. Другая часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим ее сына. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

Завершив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав несколько монастырей, существующих до сих пор. Самый известный из них – Ставровуни на Кипре. В дар этим монастырям она оставила частицы святынь, найденных ею в Иерусалиме.

Судьба мощей Святой Елены

Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата ее смерти, как и место захоронения, не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где владела богатым имением, по другим — в Риме. Некоторые историки утверждают, что ее останки были перевезены в Палестину.

Вообще история, связанная с ее реликвиями, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил ее тело в усыпальницу, сделанную для себя, уступив место матери и собственному саркофагу. Затем есть сведения, что мощи были перевезены во Францию, где несколько столетий хранились в Шампани, а оттуда попали в Париж во времена Парижской Коммуны, где до сих пор хранятся в Сен-ле-Сен- церковь Жиля.

Святые равноапостольные

За выдающиеся заслуги в распространении христианства Константин и Елена были причислены к числу равноапостольных. Следует отметить, что за всю мировую историю христианства этой чести были удостоены всего пять женщин. Ее почитание на Востоке началось вскоре после ее смерти, а в Западной церкви установилось не ранее IX века. Сегодня Православная Церковь чтит память Животворящего Креста Господня 19 марта.. Кроме того, 3 июня в храмах вспоминают равноапостольных Константина и Елену.

Посмертное почитание матери и сына

Эти святые, стяжавшие свою немеркнущую славу, стали одними из самых почитаемых в христианском мире. Имя равноапостольной Елены носит один из пределов храма Гроба Господня, воздвигнутого крестоносцами в середине XII в., где ее раскопали в 326 г. Кроме того, на разных континентах построены в ее честь и в честь ее сына много храмов. Один из них – храм равноапостольных Константина и Елены был воздвигнут в Коканде, но после Октябрьской революции и установления Советской власти в республиках Средней Азии навсегда закрыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts