Равноапостольная царица елена житие: Равноапостольная Еле́на Константинопольская, царица
Содержание
Равноапостольная Еле́на Константинопольская, царица
Дни памяти
3 июня
19 марта
– Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей
8 мая
– Собор Синайских преподобных
Житие
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная царица Елена
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование «равноапостольный», а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.
См. также: «Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Случайный тест
Житие святой Елены Константинопольской царицы читать и слушать онлайн с видео
Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.
Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.
В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.
Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.
Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел поражение.
На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.
С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.
Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.
Вот как рассказывает об этом ее житие:
Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.
Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.
Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в храме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.
Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.
Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.
Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.
Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.
Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.
После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.
Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.
com/embed/E87FhIil9tc» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>
Святая Елена, Мать равноапостольного императора Константина
Память 21 мая
) в Малой Азии родителям со скромным достатком. Она вышла замуж за Констанция Хлора, и их сын Константин родился в 274 году. Констанций развелся с ней в 294 году, чтобы реализовать свои политические амбиции, женившись на женщине знатного происхождения. Став императором, Константин оказал своей матери большой почет и уважение, даровав ей императорский титул «Августа».
После того как святой Константин стал единоличным правителем Западной Римской империи, в 313 году он издал Миланский эдикт, который гарантировал христианам религиозную терпимость. Святая Елена, которая была христианкой, могла повлиять на его решение. В 323 году, когда он стал единоличным правителем всей Римской империи, он распространил положения Миланского эдикта на восточную половину империи. После трехсот лет гонений христиане наконец-то смогли исповедовать свою веру без страха.
Император глубоко почитал победоносное Знамение Креста Господня и хотел найти настоящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Он отправил свою мать Елену в Иерусалим, передав ей письмо к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.
Хотя Святая Елена была уже на склоне лет, она с энтузиазмом взялась за выполнение задания. В поисках Животворящего Креста она расспрашивала и христиан, и иудеев, но поиски ее остались безрезультатными. Однако в 326 году ее направили к пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест был захоронен в храме Венеры. Святая Елена приказала разрушить языческий капище. После молитвы землю начали копать. Вскоре была обнаружена Гробница Господня. Недалеко от него находились три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господне.
Для определения креста, на котором был распят Спаситель, святой Макарий попеременно прикасался крестами к трупу. Когда к умершему прикасался Животворящий Крест Господень, тело оживало. Увидев воскрешение мертвых, все убедились, что Животворящий Крест обретен.
При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо – тяжелобольная женщина под сенью Животворящего Креста мгновенно исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
Огромными толпами приходили христиане поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария воздвигнуть Крест, чтобы даже далекие могли благоговейно созерцать его. Патриарх и другие духовные деятели воздвигли Святой Крест, и народ, говоря: «Господи, помилуй», благоговейно преклонялся перед Честным Древом.
Находясь в Иерусалиме, святая Елена совершала множество добрых дел, в том числе раздавала деньги бедным. Она также повелела, чтобы все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, были освобождены от всяких следов язычества, и велела устроить церкви в каждом из этих мест. Святая Елена отдала Животворящий Крест Патриарху на хранение, а часть дерева и гвоздей увезла обратно в Константинополь.
Святая Елена продолжала путешествие по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более восьмидесяти храмов – в Вифлееме на родине Христа; на Елеонской горе, где Господь вознесся на небо; и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Богородица.
Император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив также под его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Храм был построен примерно за десять лет.
Святая Елена не дожила до освящения этого храма. Она вошла в Вечное Царство в 327 году. Однако освящение храма состоялось 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, было установлено праздничное празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста.
Православная Церковь отмечает 6 марта Обретение Честного Креста и Честных Гвоздей Святой Императрицей Еленой. «Равноапостольный».
Тропарь (Глас 8) –
Твой раб Константин, Господи и Человеколюбец Единолюбивый,
Видел Креста на Небесах образ,
И подобно Павлу, не получив зова от человеков ,
Но яко Апостол среди правителей, поставленных Твоей рукой над царственным градом,
Он молитвами Богородицы мир вечный сохранил.
Кондак (Глас 3) –
Со своей матерью Еленой Константин ныне являет честный Крест: Позор неверным,
Оружие православных христиан против врагов их,
Ибо явлено нам, как великое и страшное знамение в борьбе!
С разрешения Православной Церкви в Америке (www. oca.org)
биография, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена
Среди обширного пантеона христианских святых одними из самых почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились такой великой чести за то, что поставлены в один ряд с апостолами – ближайшими учениками и последователями Христа.
Служанка, родившая императора
Полное имя королевы Елены — Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что она родилась в середине III века в городе Дрепань, что в Малой Азии, но точная дата ее рождения не установлена. Детство будущей царицы прошло очень скромно — она служила на конной станции, принадлежавшей отцу. Там в числе других путешественников она познакомилась со своим будущим мужем Констанцием Хлором, впоследствии ставшим римским императором.
Плодом их любви стал сын, родившийся 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно длинное имя — Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребенок вошел как император Константин Великий, по заповеди которого христианство стало официальной религией римского государства.
Императорская корона, принесшая Риму свободу вероисповедания
Когда сыну едва исполнилось пятнадцать, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций был довольно ветреной супругой и расстался с ней, отдав предпочтение юной падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это часто бывает, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревьер (современный немецкий город Трир), а Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.
В 306 году произошло важное событие — умер император, и его преемником стал Константин, провозглашенный многотысячным римским войском. Известно, что одним из первых его действий было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращение всяких гонений на религиозной почве. Благодаря этому после трех веков гонений из катакомб наконец-то вышло христианство.
Золотой час Елены
Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни с большим уважением относилась к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама крестилась, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августовской», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье, расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией пап.
Уже в конце своих дней святая равноапостольная Елена совершила главное дело своей жизни — паломническую поездку в Иерусалим, где произвела раскопки непосредственно на самой Голгофе. Его целью было, по возможности, найти материальные свидетельства событий, происходивших там три века назад.
Ответ на вопрос, что побудило женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и других святынь, подсказывает Священное Предание. В ней рассказывается, как в ночном видении святая Елена услышала голос, повелевающий ей идти в Иерусалим и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру найденные на нем бесценные сокровища . Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для выполнения столь важной миссии.
Непростая задача
Как гласит легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что столь долгое время место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно принесенных туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей одному старому еврею удалось узнать точное местонахождение Голгофы. После этого святая равноапостольная Елена приказала раскопки.
Когда были сняты верхние слои земли и обнажилась вершина горы, ни один крест не предстал перед глазами присутствующих, так как, как известно, вместе с Христом в день казни были распяты два разбойника . Стояла непростая задача — определить, кого из них Иисус принял на страдания.
Проверка святыни на истину
То, что последовало позже, стало еще одним подтверждением мудрости, которой обладала королева Елена. Когда все в полном недоумении ожидали ее решения, перед местом раскопок прошел траурный процесс, перед которым пронесли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трех крестов обладает Божественной силой, Елена попросила своих родственников остановиться и велела слугам поочередно прикасаться к мертвому телу каждым из трех крестов. Как только очередь дошла до того, что было истинной святыней, и на него была возложена рука умершего, она тут же воскресла, вызвав всеобщую радость и ликование.
Обретение Гроба Господня
Помимо Животворящего Креста Господня святая равноапостольная Елена, по преданию, нашла четыре гвоздя, которыми было пригвождено тело Спасителя и та же табличка — титло, на которой Понтий Пилат собственноручно начертал «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Она также обнаружила пещеру, в которой было положено тело Иисуса, снятое с креста. Именно благодаря творениям святой Елены христиане всего мира сегодня могут воочию увидеть, как свет Благодатного огня, сходящего по случаю Пасхи, появляется в окне куваклии, воздвигнутой над Гробом Господним.
В ознаменование этого великого события установлен праздник «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Ежегодно 27 сентября Православная Церковь отмечает годовщину дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.
Завершение великой миссии
Найдя Животворящий Крест, Императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещенную в серебряные раки, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, который воздал ее существенная помощь во время раскопок. Другая часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим ее сына. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.
Завершив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав несколько монастырей, существующих до сих пор. Самый известный из них – Ставровуни на Кипре. В дар этим монастырям она оставила частицы святынь, найденных ею в Иерусалиме.
Судьба мощей Святой Елены
Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата ее смерти, как и место захоронения, не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где владела богатым имением, по другим — в Риме. Некоторые историки утверждают, что ее останки были перевезены в Палестину.
Вообще история, связанная с ее реликвиями, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил ее тело в усыпальницу, сделанную для себя, уступив место матери и собственному саркофагу. Затем есть сведения, что мощи были перевезены во Францию, где несколько столетий хранились в Шампани, а оттуда попали в Париж во времена Парижской Коммуны, где до сих пор хранятся в Сен-ле-Сен- церковь Жиля.
Святые равноапостольные
За выдающиеся заслуги в распространении христианства Константин и Елена были причислены к числу равноапостольных. Следует отметить, что за всю мировую историю христианства этой чести были удостоены всего пять женщин. Ее почитание на Востоке началось вскоре после ее смерти, а в Западной церкви установилось не ранее IX века. Сегодня Православная Церковь чтит память Животворящего Креста Господня 19 марта.. Кроме того, 3 июня в храмах вспоминают равноапостольных Константина и Елену.
Посмертное почитание матери и сына
Эти святые, стяжавшие свою немеркнущую славу, стали одними из самых почитаемых в христианском мире. Имя равноапостольной Елены носит один из пределов храма Гроба Господня, воздвигнутого крестоносцами в середине XII в., где ее раскопали в 326 г. Кроме того, на разных континентах построены в ее честь и в честь ее сына много храмов. Один из них – храм равноапостольных Константина и Елены был воздвигнут в Коканде, но после Октябрьской революции и установления Советской власти в республиках Средней Азии навсегда закрыт.