Равнодушие раскольникова: Равнодушие и отзывчивость. Итоговое сочинение по литературе

Разное

Равнодушие и отзывчивость. Итоговое сочинение по литературе

Итоговое сочинение. Примеры сочинений

Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла. Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям. Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти. Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него. Встреча с Мармеладовым, участие в судьбе пьяной девочки, бредущей по бульвару в центре Петербурга, эпизод с утопленницей – все эти фрагменты романа доказывают нам глубокое сочувствие главного героя к судьбам окружающих его людей, пусть даже и посторонних. Но ведь именно через встречу с Мармеладовым Раскольников знакомится с Сонечкой – девушкой, ставшей его судьбой. Его сочувствие к бедам и страданиям обездоленных людей доказывает его глубокую и сильную натуру. Особенно сильно показана отзывчивость Раскольникова в эпизоде чтения письма матери: когда он узнал о всех бедах и проблемах своей матери и сестры, его лицо исказила страшная «змеившаяся усмешка», пряди волос прилипли к потному лбу! Это ли не показатель неравнодушия к судьбам людей!

Совсем по-другому ведёт себя герой рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Да, он не любил девочку, являющуюся изгоем в классе, ему не нравились её волосы, одежда, её явная беднота, но в глубине души он понимал, что это не повод травить человека. Однако он не пытался противостоять своим одноклассникам, он не пробовал заступиться за девочку, которая была ненавистна всем. Тот поступок, который отделил судьбы учеников девятого класса и Светки-рыжухи, стал для героя отсчётом проявления равнодушия. Друг, который выбросил сумку Светки за борт отплывающего корабля, наверное, никогда не встретил больше в этой жизни рыжую. А вот герой-рассказчик встретил девочку, которую так подло предал, промолчав, не заступившись за неё. Её появление стало тем катализатором совести, который будет напоминать, что равнодушие – душевная подлость!

Жизнь сталкивает всех нас с ситуацией, когда надо сделать выбор, и хорошо, если этот выбор в пользу отзывчивости, способности прийти на помощь другому. Тогда мы имеем право на звание человека.

  • Назад

  • Вперед

Воспитание нравственности через искусство литературного слова

Больше полезных знаний и первокласнику и старшекласнику!


31 Мар

осуществить лишь в социальной среде, в практике доброго общения, духовного единения. В.В. Зеньковский традиционно на первое место ставил воспитательную среду «семейной социальности», которую он характеризовал как «естественную» или «натуральную» соборность. Это первичное соборное единение, как правило, духовно неустойчиво, двойственно. Поэтому в семье так часто проявляется зло. Являясь религиозным педагогом, Зеньковский видел высшее проявление благодатной для нравственного развития человека соборности в православной Церкви, «где человеческая стихия сочетается с божественной, где силою Св. Духа освещается и благодатно восполняется человеческое естество»[2].
-Связь нравственного воспитания с опытом религиозной жизни проводится прямая, можно сказать, жесткая. Следует признать чрезвычайно ценным поиск религиозными мыслителями критериев различения добра и зла на пути свободного развития личности. Это позволило им выйти на идею самосозидания человека.
IV.Беседа по тексту романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В свой роман Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Что же беспокоило автора?
-Автора беспокоила безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для писателя является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Как общество повлияло на судьбу Родиона Раскольникова?
-Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам – «униженным и оскорбленным», — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теория Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление противонравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души.
Достоевский понимает, что «спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет
страдать и чья нравственность выше его собственной.
Кто является спасителем души Раскольникова и почему?

Линзы уплотнительные металлоизделия другие изделия линзы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

БЕСПЛАТНО Учебное пособие-Преступление и наказание Федора Достоевского-Бесплатные заметки Краткий обзор главы Сюжет Синопсис Примечания Отчет о книге-эссе

Получите бесплатный месяц Amazon Prime по запросу!

Получайте деньги за участие в опросах! 5-75 долларов США за опрос

Техасское безопасное вождение онлайн — всего 25 долларов

Услуга выезда на место, Решения для перевозки грузовиков.

Бесплатная аренда видеоигр через Gamefly!


<- Предыдущая страница |
Первая страница
| Следующая страница ->
Бесплатное учебное пособие-Преступление и наказание Федора Достоевского-Бесплатные заметки


Содержание | Сообщение
доска | для печати
Версия | Бэрронс
Книжные заметки

ЧАСТЬ II, ГЛАВА 5

Резюме

Петр Петрович Лужин, жених Дунечки, входит в гости к Раскольникову.
номер. Раскольников относится к нему неуважительно. Лужин рассказывает
Раскольникову, что он нашел помещение для Дунечки и
Пульхерия Александровна в одном доме. Замечания Разумихина
что дом Бакалеева — место дурной славы.

Зосимов и Разумихин продолжают разговор о
убийства. Разумихин сообщает, что Порфирий Петрович, полицейский
детектив, начал допрашивать всех клиентов Алены Ивановны.
Их имена были написаны на бумаге, их обещания были завернуты
в. Он также рассказывает, как убийца взял около 20 рублей на сумму
товара, но не досчитался 1500 рублей наличными, которые хранились в
верхний ящик комода.

Лужин направляет разговор на тему социально-экономического
проблемы в России. Раскольников спрашивает Лужина, действительно ли он радовался
над бедностью Дуни, так как хотел сыграть роль благодетеля.
Лужин утверждает, что мать Раскольникова внушила сыну неверное представление
о нем (Лужине) в ее письме. Раскольников оскорбляет Лужина и грубо
приказывает ему уйти. Лужин бледнеет и уходит. Теперь в состоянии безумия,
Раскольников просит Разумихина и Зосимова оставить его в покое. Зосимов заключает
что что-то тяготит Раскольникова. Он понимает, что Раскольников
равнодушен ко всему, кроме убийства.

Примечания

Лужина, упомянутого в письме Пульхерии Александровны к
Появляется Раскольников. Он выглядит тщеславным и
пижонский, и сатирически описывается как жених, как он выглядит
в красивой одежде. Раскольников не в восторге от Лужина.
внешность. Он еще больше обижается, когда узнает, что Лужин
приобрел дешевую квартиру для своей матери и сестры в месте, которое
считался борделем. Он расспрашивает Лужина о
снисходительно, как он намерен обращаться с Дуней. Лужин
проявляет дурное поведение, возлагая вину на мать Раскольникова.
Лужин явно расстроился, выслушав Раскольникова, и
вынужден уйти.

Разумихин упоминает о расследовании убийств Порфирием.
Раскольников чувствует себя обязанным позже заявиться в полицейский участок, так как его
имя, вероятно, будет на одной из залоговых оберток Алены
Дом Ивановны. Зосимов и Разумихин начинают подозревать, что
Раскольников имеет какое-то отношение к убийствам. Его неподобающий
интерес к убийствам и незаинтересованность в других делах пробуждают их
подозрение.

Содержание | Сообщение
доска | для печати
Версия | Бэрронс
Книжные заметки



<- Предыдущая страница |
Первая страница
| Следующая страница ->
Бесплатное учебное пособие-Преступление и наказание Федора Достоевского-Сюжетный синопсис


Интернет
PinkMonkey


 

Интернет
PinkMonkey. com

Авторские права на все содержимое PinkMonkey.com
Все права защищены. Дальнейшее распространение строго запрещено.

О нас | Реклама
| Контакт
Нас |
Политика конфиденциальности |
Домашняя страница

Эта страница была обновлена ​​в последний раз: 18.10.2019 15:28:27

Смысл в страдании и красоте

В связи с празднованием 200-летия со дня рождения Федора Достоевского я хотел бы вернуться к одному из его самых запоминающихся рассказов. Это история, которая отражает состояние, в котором мы все оказываемся, борясь с самым изначальным из всех грехов: гордыней.

Приговоренный к смертной казни за участие в социалистическом интеллигентском кружке — приговор, смягченный лишь в последний момент, — Достоевский вынес якобы бессмысленные мучения каторжных работ в Сибири, а затем четыре года службы в армии. Именно этот горнил укрепил его понимание греха, покаяния и прощения. Он боролся с пристрастием к азартным играм, которое мешало его финансовому благополучию; и на протяжении всей его жизни смерть прервала его самые близкие отношения: за смертью его матери и отца, когда он был молодым человеком, в последующие годы последовала смерть его первой жены, его любимого брата и двое из его четырех детей .

Однако именно из этих глубоких колодцев страданий Достоевский написал одни из величайших произведений всех времен. Преступление и наказание вызывает такой яростный отклик у очень многих, потому что, кажется, разоблачает изоляцию, страх, отчаяние и грех, которые пронизывают человеческое состояние во все времена. Тем не менее, перед лицом этих реалий смысл обретается в надежде, предлагаемой сострадательной любовью. Потенциально душераздирающие реальности могут быть преобразованы в искупительные страдания. Но этот смысл можно найти только в реальном мире, мире падшем и все еще стремящемся к искуплению.

Теории, популярные в европейских и российских интеллектуальных кругах во времена Достоевского, провозглашали рождение нового человека, который последует зову сирены разумного эгоизма. Этот выдающийся человек, руководствуясь новой этикой, освободится от общепринятых ограничений религии и морали, обычаев и традиций. Он воспарит к прометеевским высотам. Это искушение построить смысл против реальности, построить Вавилонскую башню, ведущую к разрушению.

Возможно, эта гордыня поднимает голову в каждом поколении; но в воображении Достоевского эта идеология близорукой рациональности, которая слишком много смотрит на себя и слишком мало выходит за пределы того, кто смотрит, движет и оживляет главного героя, Раскольникова. Он борется со своим естественным инстинктом милосердия и доброты. На отчаянный крик обезумевшей вдовы Катерины Ивановны: «Что же делать?» он отвечает: «Разбить то, что нужно разбить раз и навсегда, — вот и все; и возьми страдания на себя! . . . Свобода и сила, но главное — сила. Над всей дрожащей плотью и над всей муравьиной кучей! Вот цель!» (314-315).

Но душу Раскольникова терзают нерешительность, сомнения и ненависть к себе. Он застрял между полюсами отвращения и экзальтации: отвращения к его жалкой попытке избежать ограничений моральной реальности и экзальтации собственной смелости. Эти объекты отвращения и экзальтации начинают меняться местами по мере того, как он все больше ощущает себя вошью только для того, чтобы несколько мгновений спустя его естественный инстинкт жертвенной любви оживлял его. Он думал, что сможет заставить замолчать моральные реалии своим «рациональным» актом полезности: убийством омерзительной ростовщицы Алены. Но разум и польза не могут дать ему убедительного оправдания его преступления. Он ненавидит его уродство. Добро тоже прекрасно и сильно притягивает его. С другой стороны, отвращение Раскольникова к своему преступлению свидетельствует о его нравственной испорченности. Этими двумя способами пробуждается его чувство нравственной реальности, направленное к добру и от зла.

На первых страницах Преступление и наказание Достоевский описывает обстановку духовной драмы молодого студента Раскольникова: «Невыносимая вонь кабаков, особенно многочисленных в той части города, и пьяницы, которых он приходил постоянно, несмотря на то, что это был рабочий день, способствовало меланхолическому и отталкивающему тону того, что предстало перед ним» (2). Давящая жара лета и зловоние, порождаемое такой жарой в грязном промышленном городе, пронизывают ветхую, клаустрофобную и душную каморку Раскольникова, где он живет «как паук» (39).7). Мы узнаем, что прошло три года с тех пор, как он в последний раз видел мать и сестру, и четыре месяца с тех пор, как он связался со своим единственным другом Разумихиным. Таким образом, в его жизни в Петербурге нет ничего гражданского или семейного. Он совершенно изолирован из-за физического окружения и расстояния от своей семьи.

Когда приезжают родственники и друзья, эта изоляция становится еще более острой. Он все больше испытывает отвращение в равной мере и к своим внутренним размышлениям, и к внешним реалиям: «. . . чем решительнее принимались [его решения на убийство], тем гротескнее и нелепее они тотчас становились в его глазах» (67). Он периодически возвращается к мысли, что человек — негодяй, и испытывает острую потребность в «квадрате пространства» (153).

В то время как читатель из своих внутренних размышлений делает вывод, что Раскольников совершил свое преступление в соответствии с какой-то философской идеей полезности, все более становится ясно, что его последующее отвращение и вина не являются тем, что должен чувствовать нравственно превосходящий герой. Его убийственный поступок и его последующая борьба за то, чтобы заглушить внутреннее и естественное отвращение к своим гнусным действиям, подкрепляются аргументами этого мнимо превосходящего голоса внутри него.

Однако стальная холодность героического преступника не отражается в бредовой неуверенности в себе и внезапных порывах доброты Раскольникова. Он признается: «Нет, такие люди не такие. настоящий владыка , которому все дозволено, штурмует Тулон, учиняет резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона человек на свой московский поход и отделается каламбуром в Вильно. . . Нет, ясно, такие люди из бронзы, а не из плоти и крови!»

После внезапного и драматического ухода от оживленного разговора о будущих надеждах и мечтах семьи Раскольников навещает девушку, которая зарабатывает деньги для своей отчаянно бедной семьи, работая проституткой. Его беседа с Соней является ключевой, поскольку она ведет к центральному вопросу о страдании и роли Бога в жизни людей. Простое заявление Сони о вере, сформулированное как вопрос «Кем бы я был без Бога?» резонирует с замученным мышлением безбожного Раскольникова. Ее идентичность в Боге, несмотря на ее ужасные обстоятельства, — это именно то, чего не хватает Раскольникову. В этот момент он настаивает на том, чтобы она прочитала ему новозаветную историю воскресения Лазаря. Именно за эту самоотверженную молодую женщину будет теперь цепляться Раскольников, стремясь к признанию, сначала ей, а затем полиции.

В последующем разговоре с Соней это столкновение двух желаний и двух выборов достигает апогея. Поскольку две склонности яростно воюют друг с другом в сердце и уме Раскольникова, его душа борется за обращение, никакое современное терапевтическое вмешательство не может помочь ему избежать этой духовной борьбы. Его попытка создать смысл вопреки реальности дробит его душу. Каждый раз, когда Соня говорит с ним с сочувствием, его душа «смягчается» и приближается к правде, от которой он уклоняется до своего последнего признания: . . . был ли [он] просто дрожащей плотью, или имел ли [он] право…” (399). Это не обращение; тем не менее, он, кажется, решил что-то в конце этой встречи.

После его признания перед Соней ему предлагается новая жизнь, но за ее принятие приходится платить, которую он, возможно, не захочет платить. Его преступление по своей отвратительной и негероической порочности делает издевательством над необыкновенным человеком Раскольникова, осмеливающимся на великие дела. Его идеализм отшатывается от извращенности Свидригайлова, человека, разделяющего приверженность Раскольникова моральному равнодушию. Хотя он объявляет себя мерзким, это заявление исходит не из убеждения в своей греховности, а скорее из осознания того, что он слаб, а не тот выдающийся человек, каким он надеялся быть. Большой вопрос вырисовывается, выберет ли Раскольников путь Свидригайлова или путь Сони.

Обращение Раскольникова дается с большим трудом. Через полтора года после убийства Алены и Лизаветы, через пять месяцев после своего признания, через девять месяцев после прибытия в Сибирь для отбывания восьмилетнего срока Раскольников наконец находит в себе волю взять на себя ответственность за то, кто он есть, отказаться от претензий на свержение власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts