Религиозный фанатизм это: Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом
Содержание
Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом
Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.
Слепая вера
– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?
– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.
Бауыржан Ахметов / Фото из личного архива
– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?
– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера. Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.
Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.
Читайте также: Проповедь на улице как метод вербовки в деструктивные культы. Как защититься?
– Как становятся религиозными фанатиками?
– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему. Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.
Виды фанатизма:
- Расовый.
- Националистический (шовинизм).
- Политический (фашизм, тоталитаризм).
- Религиозный (религиозная нетерпимость).
- Обрядовый – приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям.
- Пуританство – строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращённая в самоцель.
- Прозелитизм – привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами.
- Религиозная экспансия – стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.
Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.
– Быть может, вы можете назвать цифры?
– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.
Операция «Жусан»
– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?
– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации. Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.
Читайте также: Теракты и религиозный экстремизм. Какую цену платит общество?
– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?
– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.
Фанатики зачастую становятся жертвами тех, кто их «понимает» / Фото depositphotos.com
– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?
– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.
– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?
– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.
– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?
– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.
– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?
– Сейчас мы видим большое количество псевдорелигиозных лекторов, блогеров, которые являются популярными в своих кругах, в том числе и в Казахстане. Оборот денег там такой же, как в наркоторговле и торговле оружием. К слову, иногда для пущего убеждения деятели сект вводят своих адептов в определённый религиозный экстаз, для этого используется приём наркотических средств.
– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?
– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.
Читайте также: Где получить правильное исламское образование. Советы эксперта
В первую очередь я бы хотел призвать всех родителей к тому, чтобы они с самого детства знали об интересах своего ребёнка: кто является его кумиром. Задайте вопрос: почему кумиром не является его собственная мама или папа, а какой-то незнакомый человек? Это, наверное, самое главное.
И напоследок отмечу, что на данный момент юридически зарегистрировать любую организацию в Казахстане гораздо сложнее, чем в 1990-2000 годах. Тогда было достаточно около 4-10 человек, чтобы юридически существовать как религиозная организация. Это и есть меры, которые принимает государство, чтобы предупредить распространение религиозного фанатизма в Казахстане.
Фанатизм (религиозный)
- Раздел «Искажения христианства»
- Фанатизм Толковый словарь В.И. Даля
- Зачем каждое воскресенье ходить в храм свящ. Даниил Сысоев
- О фанатизме архимандрит Рафаил (Карелин)
- Об атеистическом фанатизме С. Л. Худиев
- Необходимо стоять выше пристрастия хотя бы и к своей вере, – увлечения дело фанатиков сщисп. Сильвестр (Ольшевский)
***
Фанати́зм — ревность не по разуму (Рим.10:2), в основе которой — вера без любви и рассуждения. В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла (Рим.10:2).
Архимандрит Рафаил (Карелин): «Слово “фанатик” теперь стало употребляться где и как попало. На самом деле, фанатик – медиум ложной идеи, которую он принимает без рассуждения и оценки через разгоряченное воображение и веру в самого себя. Фанатизм – это притязание на особую нравственную элитарность и нежелание понять другого».
Термин религиозный фанатизм, наряду с прямым смыслом, часто используется:
- нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
- атеистами для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.
Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?
иеромонах Иов (Гумеров)
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3‑й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар. 18:26,28).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).
Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).
Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…
Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено (Кол.4:6) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе).
Православие.ру
Религиозный фанатизм
игумен Игнатий (Душеин)
Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.
Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?
Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в Церковь и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.
Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.
Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.
Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.
Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.
Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?
Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.
Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.
Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” 1.
Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.
Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” 3. А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.
Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.
Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.
Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров 4.
Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами 5. Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.
Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследование старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами, а Восточными Патриархами.
Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.
Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.
“Вы – соль земли 6”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.
Примечания:
1. В этом смысле марксизм-ленинизм, с его идеей “перманентной революции” – один из ярчайших примеров фанатизма и нетерпимости в мировой истории.
2. По точному замечанию Ф.М. Достоевского.
3. Еф.6:12.
4. Яркий пример – деятельность анабаптистов в Германии.
5. Чего не скажешь о последних. За время османского ига в Греции, Болгарии и Армении нередки были случаи откровенного геноцида по отношению к коренному населению.
6. Мф.5:13.
Разница между верой и фанатизмом
Фанатизм проявляется во всем мире. Даже Европа не знает передышки от этого бедствия, которое мы видели летом 2016 года — от террористических актов в Брюсселе 22 марта до нападения с применением мачете в Бельгии 6 августа. И тенденция сохраняется до настоящего времени. Эта волна фанатизма вызывает определенные вопросы у всех верующих. Они гордятся силой своих религиозных убеждений, но таковы и фанатики. Что же тогда отличает верующего человека от фанатика?
Этот вопрос становится особенно актуальным в контексте терроризма, поскольку аналогичный вопрос можно было бы задать и о терроризме. Государство применяет насильственную силу для борьбы с терроризмом, но террорист также применяет насильственную силу против государства. Так в чем же разница между ними? Все мы чувствуем себя неловко с уравнением такого рода, но мы должны ясно думать об этом вопросе, чтобы ясно чувствовать его. В стране государство имеет монополию на применение насильственной силы, которая контролируется демократически избранным правительством. Такой моральный и юридический надзор отсутствует в случае фанатика, и поэтому кажущееся равенство вводит в заблуждение.
Разница между верой и фанатизмом сходна. Фанатизм возникает из-за того, что человек ослеплен интенсивностью сияния собственной религиозной традиции, слишком близко подойдя к ней, вместо того, чтобы видеть весь мир преображенным в ее свете. Верующий также близок к своей традиции, но живет во свете, а не во тьме. В отличие от фанатика, человек веры понимает, что вера, почти по определению, есть вера в невидимое, и что, когда мы говорим, что верим в Бога, мы также признаем, что не можем в действительности познать Бога всего. Некоторые даже сказали бы, что мы вообще не можем познать Бога, но мы можем ослабить эту позицию и сказать, что мы можем познать Бога в некотором роде. Но большинство, даже самые верные, признают, что мы можем знать Бога только тогда, когда можем относиться к Богу, а не к Богу как к Богу, не к Богу как к самому себе, самому себе или самому себе. Тут же у нас есть встроенная преграда, которая не дает честной и глубокой вере выродиться в фанатизм, потому что фанатизм предполагает знание того, что такое Бог. Странно, что иногда религии склонны полагать, что у них есть монополия на Бога, и здесь проявляется фанатизм. Но если они исследуют концепции Бога в своих собственных традициях, они обнаружат, что традиции настаивают на том, что человек не может полностью познать Бога.
Позвольте мне уточнить этот момент на примере из ислама, поскольку некоторые представители этой традиции были связаны со многими террористическими актами в последнее время. Фанатичный член этой традиции стремится заполучить неверных, но для того, чтобы определить кого-то как неверного, нам нужно знать, кто является истинным мусульманином. В этот момент решающее значение приобретает принципиальное различие в исламе между юридической и теологической идентичностью мусульманина. Согласно исламскому закону, любое лицо, которое добросовестно читает исламское исповедание веры в присутствии свидетелей, должно быть признано мусульманином, и ему не может быть отказано в доступе к собранию мусульман. Он или она может не соблюдать все обязанности мусульманина, такие как выполнение пяти ежедневных молитв, но это означает только то, что человек не является хорошим мусульманином, и не может означать, что он не является мусульманином. Таким образом, в то время как различие между мусульманином и неверующим довольно ясно с юридической точки зрения, богословское понимание того, кто является мусульманином, гораздо более тонкое. Истинно верующий человек или нет, известно только Богу, и только он и он сам действительно знает, является ли он истинно верующим или нет, в присутствии Бога в Судный день. Можно видеть, как легко упасть в пропасть между этими двумя пониманиями.
Возможно, нужно провести различие между правдой и уверенностью. Часто, когда мы думаем, что ищем истину, на самом деле мы ищем уверенности. Если это так, то да, есть большой потенциал для фанатизма в вере, если мы приходим к заключению и чувствуем, что оно абсолютно достоверно. Но подлинный искатель истины понимает, что мы сами не можем знать все окончательно, за исключением, может быть, вывода, что «Бог есть». Правда, здесь присутствует дискомфорт. Но если мы можем жить с этим — а всякая истинная вера признает, что мы должны это делать, — тогда у нас есть встроенная защита от фанатизма, в самой вере.
В этом контексте важное значение приобретает еще одно различие. Верующий человек или фанатик также зависит от нашего отношения к другим верующим. Если мы уверены, что люди других вероисповеданий осуждены, и придерживаемся «законной» концепции своей идентичности, то мы не можем купить нашу духовность. Если же мы осознаем, что такой суд может выносить только Бог, а не просто люди, то нам, как людям веры, может быть легче понять, что есть и другие люди, такие же люди веры, как и мы. И что, если мы отказываем им в их праве на веру, то в некотором смысле мы ставим под сомнение нашу собственную веру или, по крайней мере, нашу человечность. На самом деле, когда вы становитесь фанатиком, то в некотором смысле вместо того, чтобы поклоняться Богу, вы начинаете играть в Бога. Таким образом, как и всякая другая страсть, даже религиозная или нравственная страсть может ослепить человека.
Автор — профессор Биркса сравнительного религиоведения Университета Макгилла в Монреале, Канада. Он также связан с университетом Наланда в Индии. Высказанные мнения являются личными.
Разница между верой и фанатизмом сходна. Фанатизм возникает из-за того, что человек ослеплен интенсивностью сияния собственной религиозной традиции, слишком близко подойдя к ней, вместо того, чтобы видеть весь мир преображенным в ее свете. Верующий также близок к своей традиции, но живет во свете, а не во тьме. В отличие от фанатика, человек веры понимает, что вера, почти по определению, есть вера в невидимое, и что, когда мы говорим, что верим в Бога, мы также признаем, что не можем в действительности познать Бога всего. Некоторые даже сказали бы, что мы вообще не можем познать Бога, но мы можем ослабить эту позицию и сказать, что мы можем познать Бога в некотором роде.
Последние новости
Если вы преданы религии, вы религиозный фанатик?
Вы когда-нибудь встречали фанатика? Словарь определяет фанатика как человека с чрезмерным рвением или навязчивым энтузиазмом. Кто-нибудь из ваших знакомых приходит на ум?
Во-первых, прежде чем вы начнете составлять список, давайте уточним термин. Психолог религии Тону Лехцаар определил фанатизм как:
… преследование или защита чего-то крайним и страстным образом, выходящим за рамки нормального. Религиозный фанатизм определяется слепой верой, преследованием инакомыслия и отсутствием реальности…
Наверное, все мы знаем несколько фанатичных фанатов — спортивных команд, звезд эстрады или актеров кино и телевидения. Полностью преданные людям или организациям, которых они боготворят, эти суперфанаты живут своей жизнью с рабским чувством обожания и преданности. А как же религиозные фанатики? Если вы примете определение Лехцаара, вы сможете распознать религиозный фанатизм по слепой вере — безоговорочной, некритической и безусловной вере, которая ведет к отсутствию реальности.
Один из наших читателей здесь, на BahaiTeachings.org, некоторое время назад задал вопрос, связанный с фанатизмом: «Правильно ли не жить жизнью, посвященной религии?»
В нашей современной культуре мы часто думаем о любом приверженце религии как о фанатике или, по крайней мере, о каком-то «религиозном психе». Вряд ли кто-то хочет, чтобы его так называли — или так думали. На самом деле, некоторые считают людей, которые посвящают себя религиозному учению, неуравновешенными или даже безумными.
Вера Бахаи с момента своего возникновения запрещает любые формы фанатизма — религиозного, расового, национального и т. д.:
В вопросах религии строго запрещены любые формы фанатизма, ненависти, разногласий и вражды. – Бахаулла, Скиния Единства , с.
Религиозный фанатизм и ненависть — это пожирающий мир огонь, чье насилие никто не может потушить. – Бахаулла, Послание Сыну Волка , с. 13.
Когда Абдул-Баха впервые путешествовал по Европе, он описал миссию Бахауллы как «превращение невежественного фанатизма во всеобщую любовь». народы к его ветвям и люди к его листьям, почкам и плодам.
Его миссия заключалась в том, чтобы сменить невежественный фанатизм на Вселенскую любовь, утвердить в умах Своих последователей основу единства человечества и осуществить на практике равенство человечества. Он заявил, что все люди равны перед милостью и щедростью Бога. – Абдул-Баха, Абдул-Баха в Лондоне , с. 36.
В Северной Америке он провозгласил тот же призыв — против всех форм фанатизма. Он сказал, что учение бахаи решительно настроено против тех ужасных последствий, которые фанатики приносят обществу:
Должны ли мы оставаться погрязшими в нашем фанатизме и цепляться за наши предрассудки? Уместно ли, чтобы мы все еще были связаны и ограничены древними баснями и суевериями прошлого, были ограничены устаревшими верованиями и невежеством темных веков, вели религиозные войны, сражались и проливали кровь, сторонились друг друга и предавали анафеме? Это становится? Не лучше ли нам быть любящими и внимательными друг к другу? Разве не предпочтительнее наслаждаться общением и единством, присоединяться к гимнам хвалы Всевышнему Богу и превозносить всех Его Пророков в духе принятия и истинного видения? Тогда действительно этот мир станет раем, и наступит обещанный День Божий. – Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира , с. 369.
Новый религиозный принцип состоит в том, что предубеждение и фанатизм — будь то сектантский, конфессиональный, патриотический или политический — разрушительны для основы человеческой солидарности; поэтому человек должен освободиться от таких уз, чтобы могло проявиться единство мира человечества. – Абдул-Баха, Провозглашение Всеобщего Мира , с. 455.
Этот новый религиозный принцип, примером которого является Вера Бахаи, призывает все человечество сопротивляться фанатизму:
Стремись высоко, выбирай благородные цели; как долго эта летаргия, как долго эта небрежность! Отчаяние, как здесь, так и в будущем, это все, что вы получите от потакания своим слабостям; мерзость и нищета — вот все, что вы пожнете от фанатизма, от веры в глупцов и безмозглых. – Абдул-Баха, Тайна Божественной Цивилизации , с. 105.
Итак, отвечая нашему дорогому читателю, да, учения бахаи говорят, что жизнь, посвященная только религии и слепой вере, может привести к фанатизму. Однако учения бахаи также говорят, что истинно религиозная жизнь, в которой человек живет с умеренностью, любовью и добротой, может привести к миру, согласию и единству:
Да будут неведомы фанатизм и религиозный фанатизм, все человечество вступит в узы братства, души сойдутся в совершенном согласии, народы земли наконец водрузят знамя истины, и религии мира войдут в божественный храм единства, ибо основы небесных религий — одна реальность. Реальность неделима; он не допускает множественности. Все святые Богоявления провозглашали и распространяли одну и ту же реальность. Они призвали человечество к самой реальности, а реальность одна. Облака и туманы подражаний затмили Солнце Истины. Мы должны оставить эти подражания, разогнать эти облака и туманы и освободить Солнце от тьмы суеверия. Тогда Солнце Истины воссияет во всей своей славе; тогда все жители мира объединятся, религии будут едины, секты и конфессии примирятся, все народности сольются в признании одного Отцовства, и все степени человечества соберутся под кровом одной скинии, под тем же знаменем.