Религиозный фанатизм это: Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом

Разное

Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.

Слепая вера

– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?

– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.


Бауыржан Ахметов / Фото из личного архива


– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?

– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера. Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.

Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.

Читайте также: Проповедь на улице как метод вербовки в деструктивные культы. Как защититься?

– Как становятся религиозными фанатиками?

– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему. Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.

Виды фанатизма:

  1. Расовый.
  2. Националистический (шовинизм).
  3. Политический (фашизм, тоталитаризм).
  4. Религиозный (религиозная нетерпимость).
  5. Обрядовый – приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям.
  6. Пуританство – строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращённая в самоцель.
  7. Прозелитизм – привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами.
  8. Религиозная экспансия – стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.

– Быть может, вы можете назвать цифры?

– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.

Операция «Жусан»

– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?

– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации. Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.

Читайте также: Теракты и религиозный экстремизм. Какую цену платит общество?

– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?

– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.


Фанатики зачастую становятся жертвами тех, кто их «понимает» / Фото depositphotos.com


– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?

– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.

– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?

– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.

– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?

– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.

– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?

– Сейчас мы видим большое количество псевдорелигиозных лекторов, блогеров, которые являются популярными в своих кругах, в том числе и в Казахстане. Оборот денег там такой же, как в наркоторговле и торговле оружием. К слову, иногда для пущего убеждения деятели сект вводят своих адептов в определённый религиозный экстаз, для этого используется приём наркотических средств.

– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?

– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.

Читайте также: Где получить правильное исламское образование. Советы эксперта

В первую очередь я бы хотел призвать всех родителей к тому, чтобы они с самого детства знали об интересах своего ребёнка: кто является его кумиром. Задайте вопрос: почему кумиром не является его собственная мама или папа, а какой-то незнакомый человек? Это, наверное, самое главное.

И напоследок отмечу, что на данный момент юридически зарегистрировать любую организацию в Казахстане гораздо сложнее, чем в 1990-2000 годах. Тогда было достаточно около 4-10 человек, чтобы юридически существовать как религиозная организация. Это и есть меры, которые принимает государство, чтобы предупредить распространение религиозного фанатизма в Казахстане.

Фанатизм (религиозный)

  • Раздел «Иска­же­ния хри­сти­ан­ства»
  • Фана­тизм Тол­ко­вый сло­варь В.И. Даля
  • Зачем каждое вос­кре­се­нье ходить в храм свящ. Даниил Сысоев
  • О фана­тизме архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин)
  • Об ате­и­сти­че­ском фана­тизме С. Л. Худиев
  • Необ­хо­димо стоять выше при­стра­стия хотя бы и к своей вере, – увле­че­ния дело фана­ти­ков сщисп. Силь­вестр (Оль­шев­ский)

***

Фанати́зм — рев­ность не по разуму (Рим.10:2), в основе кото­рой — вера без любви и рас­суж­де­ния. В пат­ри­стике в этом смысле обычно упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, осно­ван­ное на словах Апо­стола Павла (Рим.10:2).

Архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин): «Слово “фана­тик” теперь стало упо­треб­ляться где и как попало. На самом деле, фана­тик – медиум ложной идеи, кото­рую он при­ни­мает без рас­суж­де­ния и оценки через раз­го­ря­чен­ное вооб­ра­же­ние и веру в самого себя. Фана­тизм – это при­тя­за­ние на особую нрав­ствен­ную эли­тар­ность и неже­ла­ние понять дру­гого».

Термин рели­ги­оз­ный фана­тизм, наряду с прямым смыс­лом, часто исполь­зу­ется:

  • нецер­ков­ными людьми для осуж­де­ния хри­стиан, кото­рые ответ­ственно отно­сятся к вере, прак­ти­че­ски выра­жают её в своей жизни.
  • ате­и­стами для про­па­ганды без­бо­жия. При этом дела­ется акцент на пре­ступ­ле­ния, совер­шен­ные под зна­ме­нами рели­гии. Контр­ар­гу­мента здесь два: 1) фана­тизм про­ти­во­ре­чит запо­ве­дям Христа; 2) ате­и­сти­че­ский фана­тизм (в России, Фран­ции, Испа­нии, Мек­сике…) привёл к зна­чи­тельно бо́льшим жерт­вам, чем рели­ги­оз­ный.

Что такое фана­тизм? Кого можно назвать фана­ти­ком?

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Фана­ти­ками (лат. fanaticus – исступ­лен­ный; свя­зано с корнем fanum – капище) в древ­но­сти назы­вали слу­жи­те­лей язы­че­ских куль­тов, дей­ствия кото­рых часто сопро­вож­да­лись про­яв­ле­нием неистов­ства. В 3‑й книге Царств содер­жится рас­сказ, как жрецы Ваала отправ­ляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, кото­рый дан был им, и при­го­то­вили, и при­зы­вали имя Ваала от утра до полу­дня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И ска­кали они у жерт­вен­ника, кото­рый сде­лали. И стали они кри­чать гром­ким голо­сом, и кололи себя по своему обык­но­ве­нию ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар. 18:26,28).

Святые отцы не при­ме­няли к хри­сти­а­нам этот термин, как гене­ти­че­ски чуждый нача­лам хри­сти­ан­ской веры и име­ю­щий опре­де­лен­ную семан­ти­че­скую обу­слов­лен­ность. Раз­лич­ным укло­не­ниям от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры они всегда давали точные назва­ния. Часто в пат­ри­стике упо­треб­ля­ется выра­же­ние рев­ность не по разуму, нера­зум­ная рев­ность. «О всяком деле, если дела­ешь оное без раз­мыш­ле­ния и иссле­до­ва­ния, знай, что оно суетно, хотя и бла­го­при­лично, потому что Бог вме­няет правду по рас­су­ди­тель­но­сти, а не по дей­ство­ва­нию нерас­су­ди­тель­ному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. Слово 89. О вреде нера­зум­ной рев­но­сти, при­кры­ва­ю­щейся личи­ною рев­но­сти Боже­ствен­ной, и о помощи, какая бывает от кро­то­сти и других нрав­ствен­ных качеств).

При­чины рев­но­сти не по разуму бывают разные: гор­дость, тще­сла­вие, само­мне­ние. Особо опасно такое нера­зум­ное рвение, когда ее питает демон­ская лесть: «Так, иного научает он жестоко изну­рять тело свое постом, биче­ва­нием, спа­нием на голой земле и дру­гими подоб­ными озлоб­ле­ни­ями плоти для того, чтобы он или впал в гор­дыню, воз­меч­тав, что вели­кие совер­шает дела» (Преп. Нико­дим Свя­то­го­рец. Неви­ди­мая брань. Гл. 44).

Святые отцы пишут также о раз­ру­ши­тель­ных послед­ствиях подоб­ных укло­не­ний от здо­ро­вой хри­сти­ан­ской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир при­но­сит. И рев­ность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем состра­да­тельна, даже и к тем, кои нару­шают правду. Посему ура­зу­ме­ете, что раз­жи­гав­шая вас лютость рети­вая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и рас­па­лил его так неесте­ственно…» (Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Письма к разным лицам о пред­ме­тах веры).

Слово фана­тизм стало активно при­ме­няться с XIX века людьми неве­ру­ю­щими и либе­рально настро­ен­ными хри­сти­а­нами, отпав­шими от мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции, против тех, чья рели­ги­оз­ность не огра­ни­чи­ва­ется холод­ным испол­не­нием обря­дов. В 20 веке в ате­и­сти­че­ском лек­си­коне оно стало одно из самых упо­тре­би­тель­ных поня­тий. Неопре­де­лен­ное и рас­плыв­ча­тое по смыслу, оно ока­за­лось очень удоб­ным в эпоху мас­со­вого неве­рия для осуж­де­ния всякой рели­ги­оз­ной актив­но­сти, не укла­ды­ва­ю­щейся в рамки при­выч­ного созна­ния. Стоит чело­веку, кото­рый три-четыре раза в год захо­дит в храм (полу­чить кре­щен­скую воду, освя­тить кулич и поста­вить свечку, когда на работе непри­ят­ность), начать посе­щать цер­ковь каждый месяц, зна­ко­мые начи­нают гово­рить, что он стал фана­ти­ком…

Свя­щен­ное Писа­ние научает нас с вели­кой ответ­ствен­но­стью отно­сится к слову. «Не оди­на­ко­вое слово ска­жешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближ­него твоего. Потому и ска­зано: слово ваше да бывает всегда во бла­го­дати, солию рас­тво­рено (Кол.4:6) (Св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский. Моя жизнь во Христе).

Православие.ру

Рели­ги­оз­ный фана­тизм

игумен Игна­тий (Душеин)

Рели­ги­оз­ный фана­тизм. Еще недавно это поня­тие ассо­ци­и­ро­ва­лось лишь со школь­ным курсом исто­рии времен СССР. Но что-то изме­ни­лось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь сло­вами “экс­тре­мизм”, “фана­тизм”, “фун­да­мен­та­лизм” пест­рят все газеты, а каждый второй поли­тик гово­рит о “тер­пи­мо­сти” и “толе­рант­но­сти”.

Однако очень часто одни и те же поня­тия для разных людей могут озна­чать совсем разные вещи. Что же такое рели­ги­оз­ный фана­тизм?

Для нере­ли­ги­оз­ного чело­века про­яв­ле­нием рели­ги­оз­ного фана­тизма может казаться любое про­яв­ле­ние рели­ги­оз­но­сти вообще. Пошел в Цер­ковь и стал соблю­дать посты – фана­тик; гово­рит о том, что аборты – грех – экс­тре­мист; ну а если помя­нул добрым словом Цар­скую Россию – то просто вели­ко­дер­жав­ный шови­нист.

Таким обра­зом, для людей нецер­ков­ных поня­тия “веру­ю­щий” и “фана­тик” прак­ти­че­ски тож­де­ственны. Напро­тив, для пра­во­слав­ного чело­века обви­не­ние в фана­тизме звучит по мень­шей мере оскор­би­тельно.

Что озна­чает само слово “фана­тизм”? “Фана­ти­кос” – с латин­ского пере­во­дится как “исступ­лен­ный”. Вос­пи­тан­ные на запад­ных филь­мах совре­мен­ные рос­си­яне именно такими и пред­став­ляют веру­ю­щих – нетер­пи­мыми, исступ­лен­ными, запо­стив­ши­мися, с горя­щими от нездо­ро­вого экс­таза гла­зами.

Однако подоб­ное состо­я­ние с точки зрения пра­во­слав­ной аске­тики может оце­ни­ваться только отри­ца­тельно. Пра­во­сла­вие – вообще рели­гия трез­во­сти. Трез­во­сти духов­ной. Оно не зовет чело­века к воз­вы­шен­ным духов­ным состо­я­ниям, не при­гла­шает взле­тать с помо­щью вооб­ра­же­ния или эмоций в заоб­лач­ные дали для обще­ния с ангель­скими чинами и ликами святых угод­ни­ков. Напро­тив, от таких “поле­тов” оно кате­го­ри­че­ски предо­сте­ре­гает.

Пра­во­сла­вие всего лишь пред­ла­гает чело­веку трезво, без розо­вых очков взгля­нуть на себя. При­смот­реться вни­ма­тельно к тому, что внутри, в сердце. Уви­деть то, что там реально про­ис­хо­дит.

Фана­тизм совер­шенно чужд, про­ти­во­есте­стве­нен нор­маль­ной пра­во­слав­ной духов­но­сти. В Пра­во­сла­вии есть поня­тие о “рев­но­сти по Боге”. Пример людей, про­лив­ших свою кровь за веру – муче­ни­ков – всегда был и оста­ется славой и похва­лой Церкви. Не есть ли это про­яв­ле­ния фана­тизма?

Ведь во всех наро­дах и во все вре­мена про­слав­ля­лись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближ­него. Да и вообще, если у чело­века в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это озна­чает лишь то, что он еще не воз­вы­сился над уров­нем только живот­ного состо­я­ния.

Вопрос в другом: чело­век сам готов уме­реть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь хри­сти­а­нин и видит гра­ницу между готов­но­стью к само­по­жерт­во­ва­нию и фана­тиз­мом.

Для хри­сти­а­нина непри­ем­лема сама мысль о наси­лии над чужой сво­бо­дой. Это орга­ни­че­ски выте­кает из хри­сти­ан­ского учения о Боге: Бог Сам по отно­ше­нию к людям не допус­кает со Своей сто­роны ника­кого наси­лия. Хри­сти­а­нин будет защи­щать свою сво­боду, в том числе и с ору­жием, но он нико­гда не будет пося­гать на сво­боду дру­гого. Фана­тизм же как раз и стре­мится путем наси­лия утвер­дить во всем мире свои “истины” 1.

Фана­тизм рав­но­ду­шен к духов­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века, его цели нахо­дятся в этом, “земном” изме­ре­нии. Совсем не то в Пра­во­сла­вии. Духов­ная жизнь пра­во­слав­ного чело­века вся направ­лена внутрь себя. Хри­сти­а­нин все свои про­блемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” 2, и там, в глу­бине сер­деч­ной, под зава­лами грехов и стра­стей скрыто то сокро­вище – Цар­ство Божие – ценнее кото­рого нет ничего в мире. В этом глав­ное отли­чие “рели­ги­оз­ного рвения”, “духов­ной рев­но­сти” от фана­тизма.

Это не озна­чает, что все про­ис­хо­дя­щее вокруг абсо­лютно не бес­по­коит пра­во­слав­ных. Просто глав­ный фронт борьбы за спа­се­ние души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апо­стол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” 3. А духи злобы не угро­жают нам авто­ма­тами или “поя­сами шахи­дов”, они вры­ва­ются в наши сердца вместе с гневом, нена­ви­стью, гор­до­стью, похо­тью, алч­но­стью, дру­гими стра­стями.

Там, где теря­ется пра­виль­ный вектор духов­ной брани, и начи­на­ется борьба не с духами злобы, не с соб­ствен­ными стра­стями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и воз­можно воз­ник­но­ве­ние рели­ги­оз­ного фана­тизма.

Воз­можны ли такие явле­ния в Хри­сти­ан­стве? При нор­маль­ной духов­ной жизни – нет. При ее иска­же­нии – да. Именно поэтому исто­ри­че­ские при­меры рели­ги­оз­ного фана­тизма мы нахо­дим не только в иных рели­гиях, но и во многих хри­сти­ан­ских сооб­ще­ствах, отпав­ших от пол­ноты Пра­во­слав­ной Церкви.

Ислам, заро­див­шись в Аравии, огнем и мечем поко­рил пол мира. Като­ли­цизм пытался утвер­дить свое гос­под­ство с помо­щью кре­сто­вых похо­дов. Про­те­станты, коло­ни­зи­руя Аме­рику, осу­ществ­ляли гено­цид тузем­ного насе­ле­ния. Раз­лич­ные секты часто устра­и­вали кро­ва­вые рас­правы над теми, кто не спешил искать спа­се­ния души у их лиде­ров 4.

Для Пра­во­сла­вия же наобо­рот харак­терно тер­пи­мое отно­ше­ние к людям другой веры. Твердо наста­и­вая на том, что именно Пра­во­слав­ная Цер­ковь обла­дает пол­но­той Истины, Пра­во­сла­вие не при­зы­вает уни­что­жать тех, кто так не счи­тает. Пра­во­слав­ная Россия за тысячу лет осво­ила огром­ные тер­ри­то­рии, но нигде не пылали костры с языч­ни­ками, буд­ди­стами или мусуль­ма­нами 5. Многие народы обра­ти­лись в Пра­во­слав­ную веру, но всегда силой про­по­веди, а не силой оружия. Те же народы, кото­рые вошли в состав Рос­сий­ской импе­рии со своими веро­ва­ни­ями, нико­гда не при­тес­ня­лись по рели­ги­оз­ному при­знаку. Более того, из казны Пра­во­слав­ной Импе­рии стро­и­лись мечети, содер­жа­лись ламы и муллы.

Когда хотят обви­нить пра­во­слав­ных в фана­тизме, то обычно вспо­ми­нают ста­ро­об­ряд­че­ский раскол XVII-го века. Дей­стви­тельно, тра­ги­че­ские собы­тия, свя­зан­ные с рас­ко­лом, про­изо­шли не без вины высших иерар­хов. Но можно ли рас­смат­ри­вать ста­ро­об­ряд­че­ский раскол как явле­ние орга­ни­че­ски харак­тер­ное для Пра­во­сла­вия? Скорее наобо­рот. Отсут­ствие эле­мен­тар­ного духов­ного обра­зо­ва­ния у народа, излиш­нее обря­до­ве­рие, при­стра­стие к мерт­вой букве и к пре­да­ниям чело­ве­че­ским – все это иска­же­ния, а не нор­маль­ное состо­я­ние Церкви. А ведь именно это послу­жило при­чи­ной рас­кола. Репрес­сии против ста­ро­об­ряд­цев осу­ществ­ляло пра­ви­тель­ство, а не Цер­ковь. Доста­точно вспом­нить, что про­то­попа Авва­кума каз­нили тогда, когда сам пат­ри­арх Никон уже был низ­ло­жен и сослан. Пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ства было вопро­сом акту­аль­ным для госу­дар­ства, и именно под его дав­ле­нием цер­ков­ная иерар­хия их оправ­ды­вала. Цер­ков­ные же пре­ще­ния на рас­коль­ни­ков были нало­жены не Рос­сий­скими епи­ско­пами, а Восточ­ными Пат­ри­ар­хами.

Как уже было ска­зано, фана­тизм для Пра­во­сла­вия не харак­те­рен вообще. Он воз­ни­кает в резуль­тате непра­виль­ной духов­ной жизни. В сектах же, где о пра­виль­ной духов­ной жизни не может быть и речи, для фана­тизма самая пита­тель­ная среда. Не ушли еще из памяти газо­вые атаки адеп­тов “АУМ Син­рике”, воин­ствен­ные при­зывы “Белых бра­тьев”, регу­лярно появ­ля­ются в прессе сооб­ще­ния о пре­ступ­ле­ниях сата­ни­стов.

Только пра­виль­ные духов­ные ори­ен­тиры, пра­виль­ная духов­ная жизнь, могут убе­речь чело­века от фана­тизма. И Пра­во­слав­ная Цер­ковь пред­ла­гает сред­ства, спо­соб­ные убе­речь обще­ство от опас­но­сти эска­ла­ции рели­ги­оз­ного экс­тре­мизма.

“Вы – соль земли 6”, – сказал Гос­подь апо­сто­лам, пер­во­на­чально состав­ляв­шим Цер­ковь. Цер­ковь – соль земли. Что такое соль? Первый из извест­ных людям кон­сер­ван­тов. То, что пре­пят­ствует гни­е­нию. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явствен­нее запах тления. Без Церкви мир про­тух­нет, рас­тлится в своих без­за­ко­ниях. Одно из след­ствий духов­ного гни­е­ния – фана­тизм, и только Цер­ковь может без ОМОНа и Спец­наза про­ти­во­сто­ять ему.


При­ме­ча­ния:

1. В этом смысле марк­сизм-лени­низм, с его идеей “пер­ма­нент­ной рево­лю­ции” – один из ярчай­ших при­ме­ров фана­тизма и нетер­пи­мо­сти в миро­вой исто­рии.

2. По точ­ному заме­ча­нию Ф.М. Досто­ев­ского.

3. Еф.6:12.

4. Яркий пример – дея­тель­ность ана­бап­ти­стов в Гер­ма­нии.

5. Чего не ска­жешь о послед­них. За время осман­ского ига в Греции, Бол­га­рии и Арме­нии нередки были случаи откро­вен­ного гено­цида по отно­ше­нию к корен­ному насе­ле­нию.

6. Мф.5:13.

Разница между верой и фанатизмом

Фанатизм проявляется во всем мире. Даже Европа не знает передышки от этого бедствия, которое мы видели летом 2016 года — от террористических актов в Брюсселе 22 марта до нападения с применением мачете в Бельгии 6 августа. И тенденция сохраняется до настоящего времени. Эта волна фанатизма вызывает определенные вопросы у всех верующих. Они гордятся силой своих религиозных убеждений, но таковы и фанатики. Что же тогда отличает верующего человека от фанатика?

Этот вопрос становится особенно актуальным в контексте терроризма, поскольку аналогичный вопрос можно было бы задать и о терроризме. Государство применяет насильственную силу для борьбы с терроризмом, но террорист также применяет насильственную силу против государства. Так в чем же разница между ними? Все мы чувствуем себя неловко с уравнением такого рода, но мы должны ясно думать об этом вопросе, чтобы ясно чувствовать его. В стране государство имеет монополию на применение насильственной силы, которая контролируется демократически избранным правительством. Такой моральный и юридический надзор отсутствует в случае фанатика, и поэтому кажущееся равенство вводит в заблуждение.

Разница между верой и фанатизмом сходна. Фанатизм возникает из-за того, что человек ослеплен интенсивностью сияния собственной религиозной традиции, слишком близко подойдя к ней, вместо того, чтобы видеть весь мир преображенным в ее свете. Верующий также близок к своей традиции, но живет во свете, а не во тьме. В отличие от фанатика, человек веры понимает, что вера, почти по определению, есть вера в невидимое, и что, когда мы говорим, что верим в Бога, мы также признаем, что не можем в действительности познать Бога всего. Некоторые даже сказали бы, что мы вообще не можем познать Бога, но мы можем ослабить эту позицию и сказать, что мы можем познать Бога в некотором роде. Но большинство, даже самые верные, признают, что мы можем знать Бога только тогда, когда можем относиться к Богу, а не к Богу как к Богу, не к Богу как к самому себе, самому себе или самому себе. Тут же у нас есть встроенная преграда, которая не дает честной и глубокой вере выродиться в фанатизм, потому что фанатизм предполагает знание того, что такое Бог. Странно, что иногда религии склонны полагать, что у них есть монополия на Бога, и здесь проявляется фанатизм. Но если они исследуют концепции Бога в своих собственных традициях, они обнаружат, что традиции настаивают на том, что человек не может полностью познать Бога.

Позвольте мне уточнить этот момент на примере из ислама, поскольку некоторые представители этой традиции были связаны со многими террористическими актами в последнее время. Фанатичный член этой традиции стремится заполучить неверных, но для того, чтобы определить кого-то как неверного, нам нужно знать, кто является истинным мусульманином. В этот момент решающее значение приобретает принципиальное различие в исламе между юридической и теологической идентичностью мусульманина. Согласно исламскому закону, любое лицо, которое добросовестно читает исламское исповедание веры в присутствии свидетелей, должно быть признано мусульманином, и ему не может быть отказано в доступе к собранию мусульман. Он или она может не соблюдать все обязанности мусульманина, такие как выполнение пяти ежедневных молитв, но это означает только то, что человек не является хорошим мусульманином, и не может означать, что он не является мусульманином. Таким образом, в то время как различие между мусульманином и неверующим довольно ясно с юридической точки зрения, богословское понимание того, кто является мусульманином, гораздо более тонкое. Истинно верующий человек или нет, известно только Богу, и только он и он сам действительно знает, является ли он истинно верующим или нет, в присутствии Бога в Судный день. Можно видеть, как легко упасть в пропасть между этими двумя пониманиями.

Возможно, нужно провести различие между правдой и уверенностью. Часто, когда мы думаем, что ищем истину, на самом деле мы ищем уверенности. Если это так, то да, есть большой потенциал для фанатизма в вере, если мы приходим к заключению и чувствуем, что оно абсолютно достоверно. Но подлинный искатель истины понимает, что мы сами не можем знать все окончательно, за исключением, может быть, вывода, что «Бог есть». Правда, здесь присутствует дискомфорт. Но если мы можем жить с этим — а всякая истинная вера признает, что мы должны это делать, — тогда у нас есть встроенная защита от фанатизма, в самой вере.

В этом контексте важное значение приобретает еще одно различие. Верующий человек или фанатик также зависит от нашего отношения к другим верующим. Если мы уверены, что люди других вероисповеданий осуждены, и придерживаемся «законной» концепции своей идентичности, то мы не можем купить нашу духовность. Если же мы осознаем, что такой суд может выносить только Бог, а не просто люди, то нам, как людям веры, может быть легче понять, что есть и другие люди, такие же люди веры, как и мы. И что, если мы отказываем им в их праве на веру, то в некотором смысле мы ставим под сомнение нашу собственную веру или, по крайней мере, нашу человечность. На самом деле, когда вы становитесь фанатиком, то в некотором смысле вместо того, чтобы поклоняться Богу, вы начинаете играть в Бога. Таким образом, как и всякая другая страсть, даже религиозная или нравственная страсть может ослепить человека.

Автор — профессор Биркса сравнительного религиоведения Университета Макгилла в Монреале, Канада. Он также связан с университетом Наланда в Индии. Высказанные мнения являются личными.

Разница между верой и фанатизмом сходна. Фанатизм возникает из-за того, что человек ослеплен интенсивностью сияния собственной религиозной традиции, слишком близко подойдя к ней, вместо того, чтобы видеть весь мир преображенным в ее свете. Верующий также близок к своей традиции, но живет во свете, а не во тьме. В отличие от фанатика, человек веры понимает, что вера, почти по определению, есть вера в невидимое, и что, когда мы говорим, что верим в Бога, мы также признаем, что не можем в действительности познать Бога всего. Некоторые даже сказали бы, что мы вообще не можем познать Бога, но мы можем ослабить эту позицию и сказать, что мы можем познать Бога в некотором роде.

Последние новости

Если вы преданы религии, вы религиозный фанатик?

Вы когда-нибудь встречали фанатика? Словарь определяет фанатика как человека с чрезмерным рвением или навязчивым энтузиазмом. Кто-нибудь из ваших знакомых приходит на ум?

Во-первых, прежде чем вы начнете составлять список, давайте уточним термин. Психолог религии Тону Лехцаар определил фанатизм как:

… преследование или защита чего-то крайним и страстным образом, выходящим за рамки нормального. Религиозный фанатизм определяется слепой верой, преследованием инакомыслия и отсутствием реальности…

Наверное, все мы знаем несколько фанатичных фанатов — спортивных команд, звезд эстрады или актеров кино и телевидения. Полностью преданные людям или организациям, которых они боготворят, эти суперфанаты живут своей жизнью с рабским чувством обожания и преданности. А как же религиозные фанатики? Если вы примете определение Лехцаара, вы сможете распознать религиозный фанатизм по слепой вере — безоговорочной, некритической и безусловной вере, которая ведет к отсутствию реальности.

Один из наших читателей здесь, на BahaiTeachings.org, некоторое время назад задал вопрос, связанный с фанатизмом: «Правильно ли не жить жизнью, посвященной религии?»

В нашей современной культуре мы часто думаем о любом приверженце религии как о фанатике или, по крайней мере, о каком-то «религиозном психе». Вряд ли кто-то хочет, чтобы его так называли — или так думали. На самом деле, некоторые считают людей, которые посвящают себя религиозному учению, неуравновешенными или даже безумными.

Вера Бахаи с момента своего возникновения запрещает любые формы фанатизма — религиозного, расового, национального и т. д.:

В вопросах религии строго запрещены любые формы фанатизма, ненависти, разногласий и вражды. – Бахаулла, Скиния Единства , с.

Религиозный фанатизм и ненависть — это пожирающий мир огонь, чье насилие никто не может потушить. – Бахаулла, Послание Сыну Волка , с. 13.

Когда Абдул-Баха впервые путешествовал по Европе, он описал миссию Бахауллы как «превращение невежественного фанатизма во всеобщую любовь». народы к его ветвям и люди к его листьям, почкам и плодам.

Его миссия заключалась в том, чтобы сменить невежественный фанатизм на Вселенскую любовь, утвердить в умах Своих последователей основу единства человечества и осуществить на практике равенство человечества. Он заявил, что все люди равны перед милостью и щедростью Бога. – Абдул-Баха, Абдул-Баха в Лондоне , с. 36.

В Северной Америке он провозгласил тот же призыв — против всех форм фанатизма. Он сказал, что учение бахаи решительно настроено против тех ужасных последствий, которые фанатики приносят обществу:

Должны ли мы оставаться погрязшими в нашем фанатизме и цепляться за наши предрассудки? Уместно ли, чтобы мы все еще были связаны и ограничены древними баснями и суевериями прошлого, были ограничены устаревшими верованиями и невежеством темных веков, вели религиозные войны, сражались и проливали кровь, сторонились друг друга и предавали анафеме? Это становится? Не лучше ли нам быть любящими и внимательными друг к другу? Разве не предпочтительнее наслаждаться общением и единством, присоединяться к гимнам хвалы Всевышнему Богу и превозносить всех Его Пророков в духе принятия и истинного видения? Тогда действительно этот мир станет раем, и наступит обещанный День Божий. – Абдул-Баха, Провозглашение всеобщего мира , с. 369.

Новый религиозный принцип состоит в том, что предубеждение и фанатизм — будь то сектантский, конфессиональный, патриотический или политический — разрушительны для основы человеческой солидарности; поэтому человек должен освободиться от таких уз, чтобы могло проявиться единство мира человечества. – Абдул-Баха, Провозглашение Всеобщего Мира , с. 455.

Этот новый религиозный принцип, примером которого является Вера Бахаи, призывает все человечество сопротивляться фанатизму:

Стремись высоко, выбирай благородные цели; как долго эта летаргия, как долго эта небрежность! Отчаяние, как здесь, так и в будущем, это все, что вы получите от потакания своим слабостям; мерзость и нищета — вот все, что вы пожнете от фанатизма, от веры в глупцов и безмозглых. – Абдул-Баха, Тайна Божественной Цивилизации , с. 105.

Итак, отвечая нашему дорогому читателю, да, учения бахаи говорят, что жизнь, посвященная только религии и слепой вере, может привести к фанатизму. Однако учения бахаи также говорят, что истинно религиозная жизнь, в которой человек живет с умеренностью, любовью и добротой, может привести к миру, согласию и единству:

Да будут неведомы фанатизм и религиозный фанатизм, все человечество вступит в узы братства, души сойдутся в совершенном согласии, народы земли наконец водрузят знамя истины, и религии мира войдут в божественный храм единства, ибо основы небесных религий — одна реальность. Реальность неделима; он не допускает множественности. Все святые Богоявления провозглашали и распространяли одну и ту же реальность. Они призвали человечество к самой реальности, а реальность одна. Облака и туманы подражаний затмили Солнце Истины. Мы должны оставить эти подражания, разогнать эти облака и туманы и освободить Солнце от тьмы суеверия. Тогда Солнце Истины воссияет во всей своей славе; тогда все жители мира объединятся, религии будут едины, секты и конфессии примирятся, все народности сольются в признании одного Отцовства, и все степени человечества соберутся под кровом одной скинии, под тем же знаменем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts