Религия древнего человека: Религиозные верования — урок. История, 5 класс.

Разное

Содержание

Верования традиционные





Верования традиционные

РЕЛИГИИ МИРА




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ



Верования традиционные


ВЕРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫЕ (первобытные верования, ранние формы религии,
родоплеменные культы), характерные для первобытной эпохи представления,
отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ,
управляющих процессами и явлениями материального мира. Основные формы Верований
традиционных: анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков, шаманизм,
полидемонизм, нагуализм, магия (ведовство, колдовство), аниматизм, зоолатрия,
различные промысловые и аграрные культы.

Анимизм — вера в существование духов и душ как сверхъестественных образов,
управляющих всеми явлениями и процессами материального мира (иногда под термином
«анимизм» объединяются все первобытные верования). Анимистические образы — это
духи умерших предков, души людей, животных и растений, духи природных явлений и
стихий (грома, ветра), духи болезней и т.д. Душа, как правило, связывается с
каким-либо отдельным существом или предметом. Дух же действует самостоятельно и
независимо. Души и духи могут быть зооморфными и фитоморфными, но часто и
антропоморфными существами. Они всегда наделяются сознанием, волей и другими
человеческими свойствами. Душа человека воплощена в важнейших процессах
жизнедеятельности организма (дыхание) или в его органах (голова, сердце).
Допускается возможность перевоплощения душ. Для анимизма характерно
противопоставление видимого и невидимого (потустороннего) миров, живого и
мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого.
Анимизм часто отождествляют с полидемонизмом, для которого характерна вера в
многочисленных духов (в отличие от политеизма — веры в существование множества
богов), т.е. сверхъестественных образов, ещё не приобретших «божественной»
специфики. Отличается анимизм и от аниматизма — веры во всеобщую одушевлённость
природы и конкретных её явлений, но не персонифицированную.

Фетишизм — поклонение неодушевлённым предметам и явлениям природы, к-рым
приписываются сверхъестественные свойства и которые превращаются вследствие
этого в объекты поклонения. Широко распространено представление о фетише как
временном вместилище духа, действующего через него. С фетишизмом и анимизмом
тесно связан нагуализ м — развитая форма культа личных духов-покровителей.

Культ предков — поклонение душам или духам умерших предков (прародителей).
Предки рассматриваются как хранители земли и гаранты благосостояния своего рода
(семьи, племени), считается, что они постоянно присутствуют среди живых и
оказывают воздействие на повседневную жизнь каждого конкретного человека и всего
социального коллектива. С дифференциацией общества по социальному признаку
происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ
вождей и старейшин. Различают культы предков семейно-родовой, общеплеменной и
общенародный (культ правителей). Культ предков тесно связан с погребальным
культом и похоронными обрядами, в нём напластовались представления о личных и
семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти,
элементы тотемизма и фетишизма. Культ предков широко распространён у народов
Тропической Африки, занимает видное место в политеистических религиях древних
греков, римлян, индийцев и славян, является важным элементом конфуцианства и
синтоизма. На базе культа предков в античных обществах возник культ героев, в
христианстве и исламе — культ святых.

Тотемизм основан на представлении о сверхъестественном родстве между
определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом — мифическим предком.
Тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже — явления
природы и неодушевлённые предметы. Тотем считался родственником (отцом, старшим
братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и
благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило,
членами социальной общности, носящей имя тотема, запрещалось его убивать и
употреблять в пищу (кроме ритуалов), не разрешалось вступать в брак между собой.
Зафиксированы также индивидуальный, половой и другие виды тотемизма. Известны
магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса
и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера в возможность
постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода.
Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом тотема,
может привести к гибели его живого двойника. Лучше всего тотемизм изучен у
аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки, у которых он составляет основу
традиционного мировоззрения.

Зоолатрия (теротеизм, анимализм, культ животных) — почитание животных, тесно
связанное по происхождению с тотемизмом и промысловыми культами.

В.Л. Попов.

Общая численность приверженцев племенных верований во всём мире составила в
1996 — 103 млн. чел. (менее 2% всего населения). Подавляющее большинство из них
живёт в Африке и Азии — соответственно 70 млн. (9% населения) и 30 млн. (ок. 1%
населения). В Америке сторонники традиционных верований насчитывают несколько
более 1 млн. чел., в Австралии и Океании — 108 тыс. чел.

В Африке значительные группы при-верженцев племенных верований имеются в
Нигерии (8,6 млн. , или 10% населения страны), Мозамбике (6,3 млн., или 40%), ЮАР
(6,2 млн., или 18%), на Мадагаскаре (5,3 млн., или 45%), в Кот-д’Ивуаре (3,8
млн., или 30%), Танзании (3,6 млн., или 13%), Зимбабве (3,2 млн., или 33%), Гане
(3 млн., или 20%), Буркина-Фасо (3 млн., или 33%), Эфиопии (2,7 млн., или 6%),
Бенине (2,6 млн., или 55%), Кении (2,5 млн., или 10%), Судане (2,5 млн., или
10%), Сьерра-Леоне (2 млн., или 48%), Замбии (1,9 млн., или 23%), Анголе (1,4
млн., или 14%), Камеруне (1,3 млн., или 12%), Либерии (1,3 млн., или 49%), Того
(1,2 млн., или 36%), Уганде (1,1 млн., или 6%), Чаде (1,1 млн., или 19%), Мали
(1 млн., или 11%), Демократической Республике Конго (ок. 1 млн., или 3%), Гвинее
(0,9 млн., или 12%), Руанде (0,7 млн., или 10%), Нигере (0,6 млн., или 9%),
Ботсване (0,5 млн., или 37%), Гвинее-Бисау (0,5 млн., или 48%), Бурунди (0,4
млн., или 7%), ЦАР (0,4 млн., или 12%), Малави (0,4 млн., или 4%), Сенегале (0,3
млн. , или 4%), Республике Конго (0,2 млн., или 10%), Свазиленде (0,1 млн., или
18%), Лесото (0,1 млн., или 6%).

В Азии — в Китае и Индии — абсолютная численность приверженцев традиционных
верований велика, однако доля их в общем населении невысока (соответственно 27
млн., или 2,4%, и 12 млн., или 1,5%). В Китае это представители некоторых
национальных меньшинств, в Индии — часть верующих среди т.н. зарегистрированных
племён. Заметные группы образуют сторонники племенных верований также во
Вьетнаме (2 млн., или 3% населения), Индонезии (1,8 млн., или 1%), Лаосе (1,3
млн., или 33%), Мьянме (0,5 млн., или 1,1%), на Филиппинах (0,4 млн., или 0,7%),
в Малайзии (0,4 млн., или 2,4%), Камбодже (0,2 млн., или 2,7%).

Из американских стран только Боливия имеет в своём населении сравнительно
высокую долю приверженцев племенных верований (1,1 млн., или 15% населения).
Заметные группы сторонников Верований традиционных есть также в Перу (0,2 млн. ,
или 1% населения), Чили (0,2 млн., или 1,4%) и Колумбии (0,2 млн., или 0,5%). Во
всех странах Америки традиционные культы распространены в подавляющем
большинстве случаев среди индейцев.

П.И. Пучков.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 700-701.


 

 

 


 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

10 древних религий, которые по-прежнему существуют сегодня

Зороастризм — древнейшая монотеистическая религия. /фото: diplomatter.ru

С течением времени изменялись убеждения и верования людей, и многим древним религиям пришлось приспосабливаться к новому миру, чтобы выжить. Сегодня некоторые системы верования настолько далеко ушли от своих истоков, что порой не имеют ничего общего с тем, чем они были вначале. Но тем не менее, последователей у древних религий и сегодня достаточно много.

1. Асатруарфелагид

Церковь Тора и Одина./фото: listverse.com

Исландия
Церковь под названием «Асатруарфелагид» объединяет последователей, поклоняющихся Тору и Одину. Сегодня у церкви около 2400 адептов, которые даже открыли свой собственный храм возле Рейкьявика. В нем священники северной религии проводят церемонии свадеб, похорон и древние ритуалы, которые лишь немногим отличаются от ритуалов викингов (естественно, они не приносят в жертву детей, как их предки). Новая религия имеет мало общего с порочными языческими верованиями, которые вдохновили ее. Для последователей Асатруарфелагид она скорее свидетельствует о продолжении культурных традиций, а не о вере в древние мифы.

2. Зороастризм

Древнейшая монотеистическая религия./фото: ru.onlyimage.com

Иран
Зороастризм восходит к VI веку до нашей эры и он был назван первой монотеистической религией на Земле. Эта вера никогда не была полностью уничтожена, хотя она, конечно, не столь сильна, как это было раньше. Зороастрийцы не верят в евангелизацию или склонение других в свою веру, поэтому количество последователей этой религии постоянно уменьшается. Сегодня осталось только 190 000 зороастрийцев, большинство из них в Индии и Иране. Они до сих пор проводят древние ритуалы и делают все возможное, чтобы сохранить уникальный погребальный обряд — небесное погребение.

Зороастрийцы верят, что они не должны загрязнять землю мертвыми телами. Вместо этого они относят трупы на вершины специальных погребальных башен, где их съедают грифы. Однако, сегодня осталась только одна погребальная башня в мире, расположенная в Йезде, Иран. Поэтому тела зороастрийцев, которых хоронят согласно обычаев их веры, зачастую везут через всю страну.

3. Ту Эр Шен

Китайский бог гомосексуализма./фото: terraoko.com

Китай
Согласно легендам, Ту Эр Шен начал свою жизнь как смертный человек по имени Ху Тяньбао, который влюбился в чиновника. Ху Тяньбао слишком боялся признаться об этом объекту своей страсти и вместо этого тайно подсматривал за голым чиновником через дырку в стене его ванной. Когда его поймали с поличным, разъяренный чиновник избил Ху Тяньбао до смерти. Месяц спустя Ху Тяньбао явился другому человеку во сне в виде кролика и заявил, что стал богом любителей однополой любви и нуждается в том, чтобы смертные люди построили ему святыню.

Вскоре это превратилось в целую религию, посвященную Ту Эр Шену, пока китайское правительство не запретило ее, объявив «распущенным культом». Сегодня даосский священник пытается возродить религию Ту Эр Шена и построил храм богу-кролику гомосексуализма. Там он проводит гей-свадьбы и призывает людей молиться за то, чтобы бог помог им в любви.

4. Марийцы

Язычники России./фото: listverse.com

Россия
Марийцы — русская этническая группа, которая издавна исповедует языство. Природа, по их мнению, является мощным источником добра, который работает, чтобы помочь человечеству, до тех пор, как человечество не вредит природе. Когда христианство стало основной религией, марийцам запретили исповедовать из старую веру, но некоторые из них постоянно продолжали проводить ритуалы под покровом ночи. С момента распада Советского Союза марийцы наконец смогли следовать своей вере в открытую. Сегодня есть представители этой народности, в основном в сельской местности, которые до сих пор практикуют старые ритуалы, которые уже частично изменились под влиянием христианских традиций.

5. Возвращение эллинов

Последователи греческих богов./фото: listverse.com

Греция
С 1996 года группа людей, объединившаяся в сообщество «Возвращение эллинов», пытается возродить веру в греческих богов. Движение было начато профессором философии по имени Трифон Олимпиос. Сегодня он собрал целый ряд последователей и проводит древние греческие фестивали. Одним из них является фестиваль Прометея, посвященный празднованию того, как Прометей подарил огонь человечеству.

6. Науа

Последние ацтеки./фото: listverse.com

Мексика
Одна из уцелевших групп ацтеков, которая называется науа, представляет собой смесь множества различных племен и верований коренных народов. Некоторые из этих людей до сих пор используют традиционные методы целительства, излечивая свои болезни травами, окуриваниями, а иногда даже кровью принесенных в жертву цыплят. Они также до сих пор практикуют некоторые из ритуалов. В ходе одного из них (танца воздушных гимнастов) пять человек поднимаются на очень высокий столб, где привязываются веревками. Один остается на верхушке столба и играет на барабане и тростниковой флейте, в то время как другие спрыгивают вниз и вращаются на веревках вокруг столба, делая 52 оборота, что символизирует 52-летний цикл древнего ацтекского календаря.

7. Ромува

Религия, которая существовала в тайне 1000 лет./фото: listverse.com

Литва
Тысячу лет назад в современной Литве жили народности балтов, которые поклонялись огню, как чему-то священному и вечному. Эти племена строили убежища на самых высоких холмах, где их жрецы хранили вечно пылающий огонь. В каждом доме также внутри священного очага поддерживали всегда горящий огонь. Эта религия вернулась в 1967 году, в то время как Литва была при советской власти и была названа «Движением Ромува». Хотя при СССР пытались искоренить это движение «возвращения литовцев к своим истокам», когда Союз распался, Ромува снова распространилась и сегодня даже признается в качестве «нетрадиционной религии» в Литве.

8. Тенгрианство

Религия Чингисхана./фото: pl.com.ua

Центральная Азия
Самым известным тенгрианцем был, вероятно, Чингисхан, который остался верен своим принципам и предоставил свободу религии по всей своей империи. Сегодня последователи используют эту религию, чтобы «вернуться к прошлому своей страны». Тенгрианство было возрождено сегодня как способ создания национальной идентичности и сопротивления влиянию глобализации. Но его последователи часто одновременно практикуют другие религии.

9. Новый Рим

Современный римский пантеон./фото: listverse.com

Италия
В 1960-е годы в Италии появилось движение, называющее себя «римским традиционалистским движением», которое хотело вернуть традиции своих римских предков, в том числе культ Юпитера. Усилия по возвращению древней веры приняли много различных форм. По всему миру появились организации с различными идеологиями, которые все объединяла одна цель — вернуть римских богов. В Соединенных Штатах такой организацией является группа под названием «Новый Рим». Она отмечает древние римские праздники и может похвастаться тем, что старается придерживаться при этом историзма, насколько это возможно.

10. Кеметизм

Фараоны Гарлема. /фото: listverse.com

США
Египетские боги возвращаются там, где этого можно было ожидать в последнюю очередь — в Гарлеме. Религия, которая называется кеметизм, была названа в честь древнего названия Египта (Кемет), и у нее уже есть тысячи последователей. Эти люди проводят древние церемонии, одетые в традиционные египетские одежды. У них есть правила, регламентирующие, какую одежду можно носить на каждый день недели. У них даже есть своя школа, в которой учат идеологии кеметизма.

И в продолжение познавательно-религиозной темы рассказ пол 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Нравится

Доисторическая религия | Каменный век, палеолит, мезолит, неолит и факты

Мегалитический монумент Ньюгрейндж в Ирландии

Смотреть все медиа

Похожие темы:
мегалит
курган
жертвоприношение северного оленя
галерея могила
кость оракула

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

доисторическая религия , верования и обряды народов каменного века.

Общая характеристика

Погребальные обычаи и культы умерших

Древнейшие известные захоронения можно отнести к периоду среднего палеолита. Трупы в сопровождении каменных орудий и частей животных клали в ямы в земле и иногда трупы особо оберегали. В некоторых случаях находки создают впечатление, что за мертвых нужно было «держаться». Означало ли это, что о умерших нужно заботиться с любовью или что их возвращения следует опасаться, в любом случае это подразумевает веру в жизнь после смерти в той или иной форме. Но нет необходимости делать вывод о вере в отдельные души; скорее, это могло также указывать на концепцию «живого трупа».

Начиная с периода верхнего палеолита, погребения содержат более богатый инвентарь; однако из этого нельзя сделать вывод, что религиозные представления изменились. То же самое относится и к принятию других погребальных практик, как, например, вторичные захоронения, при которых телам сначала давали полностью разложиться, а затем закапывали кости, или при сжигании тел (очевидно в эпоху неолита). Из этих фактов невозможно сделать вывод о существовании определенной веры в души; также невозможно определить появление таких концепций на основании археологических свидетельств. Даже увеличение количества находок погребального инвентаря, иногда включающего и другие человеческие останки, свидетельствует не об изменении религиозных представлений, а об увеличении потребностей умерших в потустороннем мире, т. е. потребностей после смерти, которые зависят от экономического и социального положения. в жизни. Аналогии с недавними (примитивными) явлениями показывают, что невозможно связать отдельные погребальные обычаи с определенными представлениями о потустороннем или с какими-либо другими религиозными представлениями. Помимо захоронения всего тела, важно расположение отдельных частей тела, особенно черепа. Ритуальное отложение черепов подтверждено для эпохи среднего палеолита. Однако с еще более ранних периодов в пределах одного участка находили отдельные или множественные человеческие черепа и длинные кости (например, связанные с пекинским человеком). Нет необходимости интерпретировать эти находки как следы охоты за головами или развитые культы черепов, поскольку даже сегодня некоторые простые общества охотников и собирателей имеют обычай сохранять такие части трупов в течение длительного периода времени и даже носить их с собой на теле. Такая же практика наблюдалась и в верхнем палеолите и даже в более поздние периоды, но невозможно сделать вывод о развитом культе предков непосредственно из таких длительных связей живых с мертвыми.

Иная ситуация с находками из постоянных поселений земледельцев, в отличие от постоянно кочующих охотников-собирателей. Доказательства практики культа предков, относящиеся к 7-му тысячелетию до н. черепа, сохранившиеся у современных земледельческих народов Южной Азии и Океании. Развитый культ черепа обычно связан с почитанием предков. Важной темой культов предков является вера в связь умерших с плодородием земли их потомков.

Особого внимания заслуживают мегалитические (огромные каменные) могилы, которые появляются в различных районах начиная с эпохи неолита. Вполне вероятно, что в этой практике также существовала жизненно важная верная связь между живыми и мертвыми, и что иногда с такими могилами были связаны священные места и места сбора. Практика строителей мегалитов, вероятно, в значительной степени коренилась в представлениях о мертвых и в культах предков, которым их камни придавали особую прочность и монументальную форму. Сложнее объяснить отдельные возвышающиеся камни (менгиры), которые, конечно, могли быть символом или местопребыванием предков, особенно там, где есть признаки того, что они были вылеплены в виде человека. Однако было бы ошибкой искать единую интерпретацию всех мегалитических памятников или даже говорить об отдельной мегалитической религии. Мегалитические памятники скорее следует понимать как комплекс грандиозных проявлений идей, которые вполне могли быть разнообразными, но среди которых культ мертвых, тем не менее, играл важную роль.

В находках, относящихся к периоду палеолита, части человеческих тел, а также кости других животных находят разбросанными по археологическим слоям, иногда они сломаны или обуглены. Это часто принимается за свидетельство каннибализма, но столь же вероятны и другие интерпретации (например, действие животных-падальщиков [таких как гиены], выбрасывающих кости на поверхность и, таким образом, вызывающих их сжигание более поздними пожарами в том же месте). ). Безусловно, находки позволяют интерпретировать каннибализм; однако они не обязательно или по существу требуют этого, а скорее допускают такое объяснение, если исходить из предварительного убеждения, что каннибализм уже существовал в то время. От этой устаревшей концепции, которой до сих пор придерживаются некоторые ученые, т. е. что каннибализм есть сугубо «примитивное» явление и, следовательно, очень древнее, следует отказаться. Этнологические исследования ясно показывают, что каннибализм проявляется почти исключительно в обычаях земледельческих народов, т. е. на более поздней культурной стадии, и, по-видимому, существенно связан с религиозными или магическими представлениями, в которых большую роль играют культурные растения. Даже если бы палеолитический каннибализм существовал в больших масштабах, его нельзя было бы объяснить с помощью понятий, возникших на культурной стадии, столь иначе структурированной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Ситуация в более поздние периоды, особенно в неолите, иная. Здесь вместо отдельных частей человеческих скелетов, разбросанных по поселению, изредка находят человеческие останки вместе с остатками пищевых продуктов в ямах или в норах и тоннелях, служивших местами жертвоприношений. Особенно там, где человеческие черепа были вскрыты, а полые кости расколоты, интерпретация каннибализма неизбежна. Поскольку эта предполагаемая практика имела место в сфере аграрных культур, более уместно провести сравнение с современным каннибализмом, смысл которого обычно заключается в приобретении сил и других качеств жертвы.

Доисторическая религия | Каменный век, палеолит, мезолит, неолит и факты

Мегалитический монумент Ньюгрейндж в Ирландии

Смотреть все медиа

Похожие темы:
мегалит
курган
жертвоприношение северного оленя
галерея могила
кость оракула

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

доисторическая религия , верования и обряды народов каменного века.

Общая характеристика

Погребальные обычаи и культы умерших

Древнейшие известные захоронения можно отнести к периоду среднего палеолита. Трупы в сопровождении каменных орудий и частей животных клали в ямы в земле и иногда трупы особо оберегали. В некоторых случаях находки создают впечатление, что за мертвых нужно было «держаться». Означало ли это, что о умерших нужно заботиться с любовью или что их возвращения следует опасаться, в любом случае это подразумевает веру в жизнь после смерти в той или иной форме. Но нет необходимости делать вывод о вере в отдельные души; скорее, это могло также указывать на концепцию «живого трупа».

Начиная с периода верхнего палеолита, погребения содержат более богатый инвентарь; однако из этого нельзя сделать вывод, что религиозные представления изменились. То же самое относится и к принятию других погребальных практик, как, например, вторичные захоронения, при которых телам сначала давали полностью разложиться, а затем закапывали кости, или при сжигании тел (очевидно в эпоху неолита). Из этих фактов невозможно сделать вывод о существовании определенной веры в души; также невозможно определить появление таких концепций на основании археологических свидетельств. Даже увеличение количества находок погребального инвентаря, иногда включающего и другие человеческие останки, свидетельствует не об изменении религиозных представлений, а об увеличении потребностей умерших в потустороннем мире, т. е. потребностей после смерти, которые зависят от экономического и социального положения. в жизни. Аналогии с недавними (примитивными) явлениями показывают, что невозможно связать отдельные погребальные обычаи с определенными представлениями о потустороннем или с какими-либо другими религиозными представлениями. Помимо захоронения всего тела, важно расположение отдельных частей тела, особенно черепа. Ритуальное отложение черепов подтверждено для эпохи среднего палеолита. Однако с еще более ранних периодов в пределах одного участка находили отдельные или множественные человеческие черепа и длинные кости (например, связанные с пекинским человеком). Нет необходимости интерпретировать эти находки как следы охоты за головами или развитые культы черепов, поскольку даже сегодня некоторые простые общества охотников и собирателей имеют обычай сохранять такие части трупов в течение длительного периода времени и даже носить их с собой на теле. Такая же практика наблюдалась и в верхнем палеолите и даже в более поздние периоды, но невозможно сделать вывод о развитом культе предков непосредственно из таких длительных связей живых с мертвыми.

Иная ситуация с находками из постоянных поселений земледельцев, в отличие от постоянно кочующих охотников-собирателей. Доказательства практики культа предков, относящиеся к 7-му тысячелетию до н. черепа, сохранившиеся у современных земледельческих народов Южной Азии и Океании. Развитый культ черепа обычно связан с почитанием предков. Важной темой культов предков является вера в связь умерших с плодородием земли их потомков.

Особого внимания заслуживают мегалитические (огромные каменные) могилы, которые появляются в различных районах начиная с эпохи неолита. Вполне вероятно, что в этой практике также существовала жизненно важная верная связь между живыми и мертвыми, и что иногда с такими могилами были связаны священные места и места сбора. Практика строителей мегалитов, вероятно, в значительной степени коренилась в представлениях о мертвых и в культах предков, которым их камни придавали особую прочность и монументальную форму. Сложнее объяснить отдельные возвышающиеся камни (менгиры), которые, конечно, могли быть символом или местопребыванием предков, особенно там, где есть признаки того, что они были вылеплены в виде человека. Однако было бы ошибкой искать единую интерпретацию всех мегалитических памятников или даже говорить об отдельной мегалитической религии. Мегалитические памятники скорее следует понимать как комплекс грандиозных проявлений идей, которые вполне могли быть разнообразными, но среди которых культ мертвых, тем не менее, играл важную роль.

В находках, относящихся к периоду палеолита, части человеческих тел, а также кости других животных находят разбросанными по археологическим слоям, иногда они сломаны или обуглены. Это часто принимается за свидетельство каннибализма, но столь же вероятны и другие интерпретации (например, действие животных-падальщиков [таких как гиены], выбрасывающих кости на поверхность и, таким образом, вызывающих их сжигание более поздними пожарами в том же месте). ). Безусловно, находки позволяют интерпретировать каннибализм; однако они не обязательно или по существу требуют этого, а скорее допускают такое объяснение, если исходить из предварительного убеждения, что каннибализм уже существовал в то время. От этой устаревшей концепции, которой до сих пор придерживаются некоторые ученые, т. е. что каннибализм есть сугубо «примитивное» явление и, следовательно, очень древнее, следует отказаться. Этнологические исследования ясно показывают, что каннибализм проявляется почти исключительно в обычаях земледельческих народов, т. е. на более поздней культурной стадии, и, по-видимому, существенно связан с религиозными или магическими представлениями, в которых большую роль играют культурные растения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts