Решение владимира о крещении руси было воспринято: Возникновение государственности у восточных славян. Крещение Руси | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (10 класс) на тему:

Разное

Возникновение государственности у восточных славян. Крещение Руси | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (10 класс) на тему:

Тестовые задания уровня А

I Вариант

1. Зачатки государственности раньше других проявились у

1) древлян              2) кривичей    3) вятичей              4) полян и новгородских словен

2. Военный вождь у восточнославянских племен назывался

1) старейшиной      2) старостой        3) князем             4) дружинником

3. Объединение двух центров древнерусской государственности произошло в

1) 860 г.             2) 862 г.          3) 882 г.        4) 911 г.

4. Первым правителем Древнерусского государства, принявшим христианство, был(-а)

1) Игорь                     2) Ольга                 3) Святослав                  4) Владимир

5. Отряд профессиональных воинов, находившийся на службе князя в постоянной боевой готовности, назывался

1) войско                    2) дружина              3) тысяча                    4) полк

6. Прочтите отрывок из летописи и определите, о каком князе идёт речь.

«Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «мы купцы, идем к грекам… придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал… Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода»… и добавил: «Вот он, сын Рюрика».

1) Владимир                       2) Игорь                       3) Ярополк                    4) Святослав

7. К предпосылкам крещения Руси относится

1) невозможность дальнейшего совершенствования земледелия при сохранении язычества

2) необходимость укрепления положения киевского князя как единого правителя Древней Руси

3) неспособность борьбы языческого русского войска с язычниками-кочевниками

4) невозможность заключения языческой Русью торговых соглашений с Византией

8. Русь крестили священники из

1) Польши                  2) Германии              3) Византии                 4) Рима

9. Крещение Руси относится к

1) 966 г.             2) 980 г.          3) 988 г.        4) 1015 г.

10. Первый русский по национальности киевский митрополит носил имя

1) Анастас    2) Макарий     3) Пимен     4) Иларион

II Вариант

1. Одним из первоначальных центров формирования Древнерусского государства был

1) Смоленск   2) Полоцк   3) Новгород    4) Ростов

2. Теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами, называется

1) славянофильской    2) норманнской      3) западнической      4) антинорманнской

3. В 862 г. в Новгороде стал править

1) Игорь              2) Рюрик       3) Олег       4) Аскольд

4. Первым киевским князем, пославшим своих сыновей в качестве наместников различных территорий Руси, был

1) Святослав        2) Владимир I        3) Ярослав Мудрый        4) Владимир Мономах

5. Наибольшее значение народное вече имело в

1) Переяславле     2) Пскове       3) Суздале          4) Чернигове

6. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о деятельности которого идёт речь.

«Заложил [князь] город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию… И стала при нём вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы [монахи] стали умножаться, и монастыри появляться… И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей…»

1) Олег              2) Святослав             3) Ярослав              4) Игорь        

7. К последствиям крещения Руси не относится

1) рост международного авторитета Руси

2) усиления власти князя

3) начало отставания Руси от Европы

4) рост культурного влияния Византии

8. Решение Владимира о крещении Руси

1) было с радостью воспринято всем населением      

2) вызвало неприятие всего населения

3) вызвало сопротивление части населения Новгорода    

4) вызвало сопротивление населения Киева

9. Главой православной церкви в Древнерусском государстве был киевский

1) патриарх                   2) митрополит                 3) архиепископ               4) епископ

10. Автором «Слова о законе и благодати» был

1) Анастас                   2) Иларион         3) Ярослав Мудрый           4) Владимир Мономах

Тестовые задания уровня B

1. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления.

А) Рюрик                                             Б) Олег Вещий                     В) Ярослав Мудрый                           Г) Игорь Старый

2. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и именами их участников.

СОБЫТИЯ

А) окончательный разгром печенегов

Б) военный разгром хазар

В) объединение Новгорода и Киева

Г) начало правления варягов на Руси

УЧАСТНИКИ

1) Рюрик

2) Олег

3) Ярослав Мудрый

4) Нестор

5) Святослав Игоревич

3. Напишите пропущенное слово.

Установленная княгиней Ольгой норма сбора дани с подвластных племен называлась ____.

4. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к истории Древней Руси. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

1) полюдье       2) дружина       3) погост      4) самодержавие     5) князь

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Событие

Дата

Участник

Призвание варягов в Новгород

_______________ (А)

Рюрик

Объединение Киева и Новгорода

_______________ (Б)

_______________ (В)

__________________ (Г)

907

Олег

__________________ (Д)

988

________________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) крещение Руси

2) 862 г.

3) поход на Константинополь

4) разгром хазар

5) Олег

6) Владимир

7) 882 г.

Тестовые задания уровня C

Прочтите отрывок из летописи и ответьте на вопросы.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

1. О каком событии идет речь в документе? Назовите дату этого события в соответствии с современным летосчислением.

2. Что послужило причиной описанного в документе события? (Укажите не менее двух причин. )

3. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)

4. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о происхождении Древнерусского государства:

  1. Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»).
  2. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества,.

Приведите по два аргумента, подтверждающих каждую из представленных точек зрения.

5. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из

них ОДНОГО и выполните задания.

1) Ярослав Мудрый; 2) Ольга; 3) Святослав; 4) Владимир Святославич.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

ОТВЕТЫ

Тестовые задания уровня А

I Вариант

1. 4

2. 3

3. 3

4. 4

5. 2

6. 2

7. 2

8. 3

9. 3

10. 4

II Вариант

1. 3

2. 2

3. 2

4. 1

5. 2

6. 3

7. 3

8. 3

9. 2

10. 2

Тестовые задания уровня B

1. АБГВ

2.

А

Б

В

Г

3

5

2

1

3. полюдье

4. 4

5.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

7

5

3

1

6

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 14 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

 

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам. .. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Десятинная церковь — церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них — останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938—39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко — именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ — скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко — это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж — Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями — святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира — традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные — те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам — за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него — крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке — свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира — вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор святого равноапостольного князя Владимира находится в Санкт-Петербурге на улице Блохина, 26.

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм, но через два года, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали — в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить пятиглавый собор с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар — огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1940—2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту — архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово — оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах.

В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6.

Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор о праве ПСТГУ на безвозмездное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

На анонсе — Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Источник ru.wikipedia.org

 

Теги: Святой равноапостольный князь Владимир Святой равноапостольный князь Владимир

Крещение Владимира I — WikiSummaries

  • Последнее обновление 11 ноября 2022 г.

Когда киевский князь Владимир через крещение обратился в православие, он связал культурную, экономическую и политическую судьбу Руси с византийским миром.

Краткое изложение события

В 1988 году Русская Православная ЦерковьПравославная Церковь в России отметила тысячелетие со дня своего основания. Ранние источники сообщают, что Владимир, великий князь Киевской Руси, был крещен восточным христианином в 9 г.88, а затем заставил своих подданных креститься в Днепре. Безусловно, христианство проникло в русское общество намного раньше. Русские церковники настаивают на том, что святой Андрей посетил Россию в первом веке, и это событие используется летописцами, чтобы показать апостольское происхождение русского православия. В действительности он, вероятно, никогда не забирался дальше Крыма. [kw]Крещение Владимира I (988 г.)[kw]Владимир I, Крещение (988 г.)Владимира IХристианство;Киевская РусьКиевская Русь;ХристианствоРоссия;988: Крещение Владимира I[1340 ]Правительство и политика;988: Крещение Владимира I[1340]Религия;988: Крещение Владимира I[1340]Владимир IАнна, княгиня Византийской империиВасилий II (958-1025)ИгорьОльга, святительСвятослав I

Христианская церковь св. Илии существовала в Киеве во времена В правление Игоря Игорь и члены его военной свиты были христианами, когда Русь подписала договор с Константинополем в 945 году. Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, святая, бабушка Владимира, даже была крещена христианкой в ​​византийской столице десять лет спустя, хотя языческая вера оставалась религией ее Киевского государства. Было известно, что ряд купцов в Киеве также были христианами, но христианство получило официальный статус только при Владимире.

Родившийся в Киеве около 956 года, Владимир был сыном Малуши (Малфрида), бывшей домработницы его бабушки Ольги, и Святослава ISСвятослава I, великого князя Киевской Руси. Когда последний умер в 972 г., между сыновьями — Ярополком, Олегом и Владимиром — вспыхнули междоусобицы за престолонаследие великокняжеского престола. С войсками викингов появился Владимир и как великий князь заключил новый союз Новгорода и Киева. Для поддержания этой империи требовались общие религиозные узы.

В начале своего царствования Владимир подумывал о принятии нового языческого культа, чтобы объединить царство, связать подвластных и правителей. Он уже создал языческий пантеон богов, используя региональные культы в сочетании с государственным культом Перуна, бога грома и молнии. Он пришел к выводу, что языческий культ может иметь ограниченное применение в международных делах и что современная религия лучше всего способствует территориальной экспансии. Русы были окружены приверженцами новых религий: хазарыхазары приняли иудаизм в 9 в., волжские булгары в начале 10 в. избрали ислам, среди поляков, венгров и других восточноевропейцев распространялось латинское христианство.

Летописцы рассказывают известную историю о посланниках, посланных исследовать различные религии, и о дискуссиях великого князя с каждым из них. Несомненно, есть доля правды в отвращении князя к воздержанию от питья и практике обрезания среди иудеев и мусульман, а также в его особом влечении красоты византийской литургии к красоте римской и его неприязни к исламской литургии. мечети. Тем не менее, кажется, что решающим фактором было установление тесных политических и экономических связей Киева с Константинополем, а также сильное опасение подчинения центральной власти Рима.Религия;Киевская РусьКиевская Русь;религия

Первые правители России (слева вверху справа внизу): Владимир I, Рюрик, Дмитрий Донской, Михаил Романов, Алексей, Иван Великий, Иван Грозный, Федор III, Ярослав Справедливый.

(Ф. Р. Ниглуч)

Был еще один фактор. В январе 988 года Владимир послал телохранителей из шести тысяч воинов-варягов на помощь императору Василию IIВасилию II подавить восстание в его империи. Эта сила была источником знаменитой Варяжской гвардииВаряжская гвардия в Константинополе. Однако, когда Василий колебался в своем обещании отправить свою сестру замуж за Владимира, разгневанный великий князь напал на византийский порт Херсонес (Херсон) в Крыму. Император смилостивился и отправил свою сестру Анну, принцессу Византийской империи, замуж за Владимира в Херсонес с условием, что он станет христианином. Брак как политический инструмент; Византийская империя. за формальное обращение Владимира в христианство в том же году в Херсонесе. Вернувшись в столицу, Владимир приказал протащить статую Перуна по главной улице Киева и бросить через водопад в реку Днепр. Население было повелено к реке для собственного крещения, и такое же повеление было послано во все города Киевского царства.

Решение Владимира о православной вере означало принятие целой культуры, насыщенной художественной традицией иконописи, архитектуры византийского стиля, монашества, религиозного образования, правовых принципов и других моделей мышления. Стоит отметить, что в наследии Византийской империи отсутствовала одна черта, а именно интерес к теологическим спекуляциям. Некоторые современные авторитеты утверждают, что Владимир и Киевская Русь были настолько очарованы красотой православия, что изменение доктринальных формулировок считалось вмешательством в совершенство. Другой современный анализ утверждает, что русские на самом деле были не столько обращены в христианство, сколько наложили неглубокий лоск христианства на языческую основу.

Вопрос о том, насколько сам Владимир изменился в результате обращения в религию, остается спорным. Летописцы часто упоминают о его еженедельных пирах, на которых он приглашал свою свиту и других отобедать при дворе, а слуги раздавали еду беднякам на улицах. Обратите внимание также на его вновь обретенное отвращение к смертной казни и прекращение его гарема. Он продолжал проявлять мало сдержанности в войне, позволяя своим солдатам грабить по своему желанию, хотя это было обычным обычаем того времени.

Некоторые западные элементы присутствуют в религиозной политике Владимира, например, введение им десятины для поддержки его планов строительства собора. Владимир дал Церкви широкую хартию иммунитета от гражданского права и разрешил собственной юрисдикции Церкви включать не только нравственные и богослужебные дела, но и семейные споры и наследства. Такие вопросы больше соответствовали западной, чем греческой практике.

xlink:href=»Киевская_Русь.tif»

alt-version=»no»

position=»float»

xlink:type=»simple»/>

Русские церковники восприняли две центральные черты византийских традиций: сакраментальный и мистический элемент христианства, который лучше всего выражается в почитании икон; и платонический идеал, который подчеркивал Дух как реальность. Это последнее было проиллюстрировано силой монашества в России. В обеих традициях литургия приобрела большое значение с ее иконами, песнопениями и общим духом не от мира сего. Подобно византийскому кесарю, Владимир также взял на себя роль церковного лидера в Киевской Руси.

Византийские традиции иногда смешивались с русскими языческими традициями, в том числе Культом Матери-Земли: Параскевы, когда почитались посевы, реки и леса, когда человек терялся в природе. Эти традиции включали русолки, или истории о женских духах, и склонность к поклонению предкам, проявляющуюся в постоянном использовании отчества. Остались и другие языческие обычаи, такие как битье ладошками, украшение пасхальных яиц и культ Деда Мороза. Подобное смешение христианских и языческих практик имело место и в ранней Римской церкви. Язычество; Киевская Русь

Значение

Русские опровергают выдвигаемые иногда на Западе обвинения в том, что они не были обращены в христианство до Владимира, потому что были слишком дикими, варварскими и неграмотными. Факты свидетельствуют о существовании в Смоленске письменности гораздо более раннего периода. Ученые также обратили внимание на сложный торговый договор между русами и византийцами в 907 году, который, должно быть, содержал сложные формулировки. Дохристианские художественные традиции сохранялись даже в эпоху Андрея Рублева в начале XV века. Объемные светские граффити и деловые дискуссии на стенах храмов Святой Софии в Киеве и в Новгороде начала XI века свидетельствуют о том, что общество того времени не было бесхитростно в этом жанре. Одним словом, решение Владимира стать христианином не положило начало русской цивилизации.

Дополнительная литература

  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Cross, Samuel Hazard and Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor, eds. и транс. Русская Первая Летопись . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1953. Содержит Лаврентьевскую летопись, основную летопись эпохи Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Дьюкс, Пол. История России: Средневековье, Новое, Новое время, около 882-1996 . 3-е изд. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1998. Часть 1 этого исторического исследования представляет средневековую Россию и строительство, а затем разрушение Киева (882-1240). Обширная библиография и указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Федотов, Георгий П. Русское религиозное мышление: киевское христианство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1946. Классическое исследование исторических корней русского православия и его отношений с государством, сделанное писателем, сочетающим ученость с прекрасной прозой.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Феннелл, Джон. История Русской Церкви до 1448 года . New York: Longman, 1995. В этой последней работе уважаемого средневекового ученого подчеркивается степень христианства в Киевской Руси как контекст обращения Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Франклин, Саймон и Джонатан Шепард. Возникновение Руси: 750-1200 . Нью-Йорк: Longman, 1996. В этой книге исследуется средневековое происхождение и развитие славянских народов Восточной Европы с акцентом на скандинавское, византийское и варварское влияние. Включает важную главу о периоде с 960 по 1015 год и роли Владимира в расширении и укреплении структуры власти в Киеве. Карты, обширная библиография, список генеалогий и отличный указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Греков Б. А. «Княжение князя Владимира Святославича». В г. Киевская Русь г. . М.: Иностранные языки, 1959. Наиболее известная работа советского ученого о киевской эпохе русской истории. В нем он утверждает, что язычество уступило христианству, потому что первое было племенной религией, тогда как последнее было по существу ориентировано на класс.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Грюнвальд, Константин Де. «Святой Владимир». В Святых Руси . Нью-Йорк: Macmillan, 1960. Краткий, интеллектуальный отчет о жизни Владимира с использованием многих скандинавских источников, в котором подчеркивается связь Владимира со Скандинавией. Утверждается, что обращение киевлян произошло в 990 году.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Лобачев, Валерий и Владимир Превоторов. Тысячелетие русского христианства . М.: Новости-пресс, 1988. Краткий обзор советской точки зрения на вопрос о русском христианстве.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Висбаден, Германия: Harrassowitz, 2001. В этом гениальном исследовании рассматривается, как Владимира описывали и представляли в России после его смерти. В нем рассматривается, как фигура Владимира в религиозном дискурсе использовалась для поддержки и даже легитимации нескольких правителей России, особенно Ивана Грозного.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Поспеловский Димитрий Васильевич Православная Церковь в истории России . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1998. Включает отдельные главы, посвященные событиям, приведшим к обращению, самому обращению и его политическим последствиям.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Вернадский, Георгий. Киевская Русь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1948. Стандартный отчет об обращении Владимира, сделанный уважаемым ученым, чьи рассуждения о великом князе до сих пор не оспаривались.

Категории: История

Христианизация | Encyclopedia.com

Христианизация — принятие христианства (в его восточно-православной форме) политической элитой раннерусских княжеств и навязывание его остальному населению в конце Х века.

Наиболее влиятельное решение в процессе христианизации было принято Святым Владимиром Святославичем, князем Киевским (годы правления 978–1015), принять христианство и насильно крестить подвластных ему в Днепре. Его обращение традиционно связывают с 988 годом, потому что описание его в Русской Первой летописи записано под этим годом, но источники вместо этого указывают либо на 987, либо на 989 ​​год.

Это решение князя Владимира явилось результатом процесса повышенной активности монахов-миссионеров и священников из Византии среди славян, а также усиления военных, дипломатических и торговых контактов между Русью и Константинополем с середины IX века. Вскоре после того, как мусульманское вторжение лишило империю большей части восточных провинций, Константинопольская церковь начала пытаться уравновесить потери на востоке приобретениями на севере. Такая деятельность привела Византийскую церковь к соперничеству с Римской церковью, которая также принимала активное участие в обращении языческих славянских народов. Доказательства роста торговли между Константинополем и Русью в это время исходят как из Русской первичной летописи, так и из археологических свидетельств, таких как большее количество византийских монет, найденных в ордах русских монет, датируемых примерно 9 г.70 г. и далее (хотя исламские дирхамы и серебряные слитки оставались основным денежным средством обмена на протяжении всего этого периода).

Христианство появилось на Руси до обращения Владимира. Первое найденное свидетельство этому принадлежит Фотию, патриарху Константинопольскому (годы правления 858–867), который упоминает, что в течение нескольких лет после нападения русов на Константинополь в 860 г. некоторые русы обратились в христианство. Кроме того, Феофан Континуат сообщает нам, что архиепископ, присланный Патриархом Игнатием (годы правления 847–858, 867–877), был принят Русью в 876 г. В X веке обращению Владимира предшествовали три знаменательных события. Сначала в 911 августа переговоры в Константинополе о договоре между греками и русами дали греческим церковникам возможность рассказать русским посланникам о христианстве. Во-вторых, договор 944 г. между русами и греками сообщает нам о том, что среди русских послов были и христиане. Наконец, княгиня Ольга, регентша своего сына Святослава, путешествовала из Киева в Константинополь в 950-х годах и обратилась в то время в христианство.

Русская Первичная Летопись традиционно была основным источником информации о решении Владимира обратиться в христианство, но теперь ученые сходятся во мнении, что большая часть сведений, появляющихся в летописи, является более поздним изобретением. Рассказ хроники представляет собой сборник четырех историй обращения, слабо связанных друг с другом. Три из этих историй похожи на истории об обращении предыдущих правителей в других странах и заимствованы из них, и поэтому их можно считать литературными банальностями. Одна из историй, однако, находит независимое подтверждение в других источниках того времени и может дать более достоверную информацию.

В первой истории миссионеры из ислама, иудаизма, западного христианства и восточного христианства прибывают в Киев, чтобы убедить Владимира принять их религию. Наиболее убедительным из этих миссионеров является греческий философ, который экзегетически резюмирует Ветхий и Новый Заветы и показывает князю икону Страшного суда. Но Владимир решает «еще немного подождать». Во втором рассказе Владимир отправляет по десять «добрых и мудрых людей» в каждую из основных соседних религий. Послы больше всего впечатлены тем, что они видят в Константинополе, в частности, возвышенной церковной архитектурой и красотой церковной службы, но Владимир продолжает ждать. В третьем рассказе Владимир захватывает крымский город Херсон, дав обет в случае успеха принять христианство, и требует в жены сестру византийского императора, но так и не обращается. В четвертом рассказе Владимир ослеп в Херсоне. Анна (сестра византийского императора), приехавшая выйти замуж за Владимира, говорит ему, что, когда он будет крещен, у него будет восстановлено зрение; затем он позволяет себе креститься и излечивается от недуга.

Из этих четырех рассказов только третий рассказ о взятии Херсона имеет большое значение для попытки определить события 988–989 гг. В сочетании с современными арабскими, армянскими и византийскими источниками историки могут создать этот контекст для третьего рассказа Первичной хроники: после успешного восстания болгар и их поражения имперской армии в августе 986 г. император Василий II (годы правления 976–1025) 9 сентября.87 в Малой Азии. Владимир в обмен на предоставление шеститысячного войска непосредственно в империю и за действия в Крыму против тех, кто поддержал мятежников, был обещан императором своей сестре Анне в жены при условии, что Владимир примет христианство. Некоторые ученые считают, что именно в этот момент (в 987 г. ) Владимир крестился. Войско Варды Фоки потерпело поражение при Абидосе 13 апреля 989 г., и взятие Владимиром Херсона, скорее всего, произошло после этого события, в конце весны или в начале лета того же года. Если принять утверждение составителя Русской Повести, то обращение Владимира произошло в Херсоне вскоре после приезда Анны. Тогда крещение киевлян в Днепре должно было произойти позже этим летом.

Против даты 989 года выступают три источника. Первая — это Молитва г. Владимиру, г., в которой говорится, что Владимир захватил Херсон на третьем году своего обращения и умер на двадцать восьмом году своего обращения, таким образом датируя свое крещение 987 годом и помещая его предположительно в Киев. Интересно, что Молитва встречается вместе с сочинением Житие Владимира , которое указывает на то, что он крестился только после взятия Херсона. Ни одна из композиций не найдена в рукописной копии ранее пятнадцатого века, и их авторство неизвестно. Второй источник, датирующий обращение Владимира в 9 г. 87 есть Повесть и Страсти и Похвалы святым мученикам Борису и Глебу, в которых, как и в Молитве, говорится, что Владимир скончался на двадцать восьмом году после крещения. Третий источник (или, по крайней мере, три из его девятнадцати сохранившихся рукописных списков), Чтение о житии и убиении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, , приписываемое монаху XI века Нестору, дает дату 987 г. для крещения Владимира. Чтобы разрешить это очевидное противоречие в первоисточниках, некоторые историки предположили, что 987 представляет собой год, когда Владимир начал свой период оглашения, а 989 ​​представляет собой год, когда он был официально крещен.

Статус ранней Русской Церкви, начиная с принятия Владимиром христианства до 1037 года, был вопросом в историографии, составляла ли Русь самостоятельную митрополию (с митрополитом, проживающим либо в Киеве, либо в Переславе) или подчинялась другой митрополии. например, в Охриде, или занимал ли он автономный статус непосредственно под Константинопольским патриархом с архиепископом во главе. Этот вопрос решен в пользу того, чтобы Русь с самого начала имела своего митрополита в Киеве. После быстрого преобразования устоявшиеся языческие ритуалы и обычаи сохранились, особенно в сельской местности, на протяжении веков. Такое остаточное язычество, существующее бок о бок с христианскими обрядами и обычаями, было описано как особое явление, называемое двоеверием («двоеверие»), но нет убедительных свидетельств того, что язычество было здесь более распространено, чем в других областях Евразии, обратившихся в христианство. к христианству так стремительно.

Обращение Руси Владимиром привело к формированию на Руси христианской религиозной культуры, основанной на культуре Восточной Церкви. Это также привело к появлению письменности (включая алфавит, основанный на греческом алфавите), литературы (большая часть которой была переводами с греческого), монашеских общин, искусства и архитектуры в византийском стиле и византийского церковного права. Наряду со скандинавскими, степными и местными славянскими элементами это византийское влияние в значительной степени способствовало культурному, политическому и социальному слиянию, составившему раннерусские княжества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts