Рисунки к сказкам рачева: Картины Рачева Е.М. Иллюстрации к русским сказкам
Содержание
Работы художника Е. Рачева
Страна: | Россия |
Родился: | 8 февраля 1906 г. |
Умер: | 2 июля 1997 г. |
Евгений Михайлович Рачев — заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики.
Родился в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была врачом, а отчим инженером-строителем.
Детство свое он провел в деревне у бабушки, под Томском, в сибирском селе Юдино. Когда Евгению шёл двенадцатый год, в стране произошёл Октябрьский переворот, началась Гражданская война. В 1920 году, спасаясь от голода, он был вынужден в одиночку, добираться из Сибири в Новороссийск, к матери. В то тяжёлое голодное время он учился в мореходной профтехшколе, работал в порту грузчиком и машинистом на лебёдке, потом перешёл в паровозный политехникум. Но всё больше привлекало его искусство: писал стихи, рисовал.
В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни.
В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Молодой художник переехал в столицу и стал активно работать, но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт, ему поручили оформлять фронтовую газету. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная, с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.
Работе с книгами Рачев посвятил всю свою творческую жизнь, более шестидесяти лет, и создал сотни прекрасных рисунков. При этом художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Владимир Обручев «Плутония»; Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки». В 1958–1959 годах специально для выставки «Советская Россия» Рачев подготовил целую серию рисунков к басням И. А. Крылова Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.
В 1973 году Е.М. Рачев стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг: «Терем-теремок», И.А.Крылов «Басни», С.Михалков «Басни».
В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО — IBBY. IBBY один раз в два года присуждает Международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена «детским» авторам — писателям и художникам, а также Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных.
В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий — «Золотой ключик».
Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923 — 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций. Например, когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л.Грибова — то есть Лидия Ивановна Рачева.
Евгений Михайлович Рачев прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году, провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве “Малыш”.
======================================
Источники:
Евгений Михайлович Рачев (оф. сайт)
Томская областная детско-юношеская библиотека.
Правообладателем на использование произведений художника является участник нашего сайта Turkov
© Подготовлено по материалам сети. (Kamima)
Награды и премии:
Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, 1973 | ||
Почётный список Международного совета по детской книге (СССР-Россия) / IBBY Honour List, 1986 // Художник-иллюстратор. за иллюстрации к сборнику «Колосок» (издание 1984 года) |
Официальный сайт: | evgenii-rachev.narod.ru/index.html |
Получено разрешение на публикацию работ художника в информационных целях на сайте FantLab.ru
Художник-иллюстратор Евгений Рачев — «ВО!круг книг» Блог библиотеки им. А.С.Пушкина г.Челябинска
Когда
говорят – рисунки Евгения Рачева, сразу вспоминаются сказки, детство. Его
иллюстрации не спутаешь ни с какими другими. Яркая индивидуальность его
персонажей запоминается на всю жизнь.
Всю
свою творческую жизнь Евгений Михайлович Рачев посвятил Книге. Издано более 250
книг общим тиражом более 75 миллионов экземпляров на 68 языках народов России и
мира.
Конечно,
в его творчестве огромное место занимают русские народные сказки, но он иллюстрировал
и украинские, белорусские, башкирские, таджикские, болгарские, венгерские,
румынские сказки, сказки народов Севера, книги рассказов и сказок о природе и
животных , напр. «Чей нос лучше?» В.Бианки, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Аленушкины
сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Мои звери» Льва Дурова, «Лягушка-путешественница» В.Гаршина,
книги басен и сатирических сказок И. Франко, И. Крылова, С. Михалкова, М.В.
Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и др..
Евгений
Михайлович Рачев — замечательный художник-иллюстратор, график, Народный
художник РФ, Заслуженный деятель искусств РФ.
Родился
Евгений Рачев в 1906 году в Томске, окончил Кубанский художественный техникум,
учился в Киевском художественном институте. Книги начал иллюстрировать в 1929-30 гг, его
заметили и пригласили в самое большое детское издательство страны – Детгиз, в Москву.
С октября 1941 года в ополчении под Москвой, закончил войну в 1945 году, когда вместе
с другими художниками был командирован из армии для праздничного оформления Москвы.
После войны вернулся в Детгиз. С 1960 года Рачев — главный художник детского
издательства «Малыш», где проработал двадцать лет.
Главные
герои его иллюстраций – животные, причем животные, с чертами характеров,
присущих людям. Рачев изучал повадки животных, чтобы потом показать их в книгах.
«Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке —
значит получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете,
что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит у меня получилось, как в
сказках, которые я иллюстрирую».
Самая
популярная среди них – украинская народная сказка «Рукавичка», впервые изданная
в 1951 году. Ее многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с
иллюстрациями Рачева на японском языке — одна из трех самых долго продаваемых
детских книг в Японии.
Большую
помощь Евгению Михайловичу в его творчестве оказывала жена Лидия Ивановна Рачева,
которая часто зарисовывала орнаменты и народные костюмы в музеях, переводила и
пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок. Когда Евгений
Михайлович взялся за иллюстрации к басням Крылова, жена в архивах собрала
материал, который позволил связать сюжеты басен с реальными событиями. Именно
поэтому получились уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и
событиям, которым они были посвящены. В этой книге басни были снабжены
комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые раскрывали читателям
смысл, заложенный в них Иваном Андреевичем Крыловым.
За
иллюстрации к басням И. Крылова в 1961 году Е.М. Рачев получил Серебряную медаль Академии художеств СССР. В 1973 году он
стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг «Терем-теремок»,
И.А.Крылов «Басни», С.Михалков «Басни».
За
иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» в 1986 году Е.М. Рачев
получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе
ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена.
В 1996
году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий
— «Золотой ключик».
Читайте, рассматривайте
книги с рисунками Евгения Рачева!
А вам нравятся иллюстрации Евгения Рачева?
Сказки Эрны Розенштейн для лечения травмы
Сюрреализм работ Розенштейна проистекает из того, что нечто настолько завораживающее может быть кошмарным, телесным, ироничным и загадочным.
Как Эрна Розенштейн создавала сказки, чтобы справиться с травмой
Предоставлено Hauser & Wirth и Foksal Gallery Foundation. Фото: Томас Барратт.
Эрна Розенштейн, Скарбец (Сундук с сокровищами), 1976.
«Как в ее художественном, так и в литературном творчестве невозможно отделить биографию от ее «творчества»» 9.0003
Элисон Джингерас
Большая часть сюрреалистических работ Эрны Розенштейн имеет характер детских книжных иллюстраций — очаровательных, ярких, с перьями — но это только часть. На одной из картин небольшой поезд с пыхтением мчится по унылому пейзажу, из его трубы идет струйка дыма. Там, где над горизонтом должны плыть пухлые кучевые облака, есть — необъяснимо — два улыбающихся бестелесных лица. Сюрреализм работ Розенштейна исходит из того, что что-то такое завораживающее может быть кошмарным, телесным, ироничным и загадочным.
Элисон Гингерас, которая курировала выставку Эрна Розенштейн: Однажды в сказке в Hauser & Wirth (первая в истории монографическая выставка работ Розенштейна за пределами Польши), объясняет, что это качество работ Розенштейна во многих отношениях воплощает путь повествование и, в частности, сказки становятся механизмами преодоления травмы. Гингерас пишет в каталоге выставки: «Как в ее художественном, так и в литературном творчестве невозможно отделить биографию от ее «творчества». Для Розенштейна, пережившего Холокост, «[ее] жизнь — это ее среда».
Предоставлено Hauser & Wirth и Foksal Gallery Foundation.
Эрна Розенштейн, Бардзо рассвете (Из давних времен).
Эрна Розенштейн родилась в 1913 году в Польше в обеспеченной, культурной семье. Ее отец был юристом и судьей, а мать была культурной домохозяйкой, прочно закрепившей их в либеральной польско-еврейской буржуазии. Творческие способности Розенштейн проявлялись с раннего возраста, хотя родители не одобряли ее более радикальных амбиций. Она была коммунистической активисткой и реализовывала свои художественные наклонности, сотрудничая с Краковской группой.
Краковская группа была политически едина с левыми, но художественно разнородна — они черпали вдохновение из целого ряда течений, включая экспрессионизм и кубизм. Что же касается Розенштейна, то ее творчество всегда было проникнуто духом индивидуальности и сложности; она занималась живописью, рисунком и скульптурной сборкой, была активной поэтессой и писательницей. Перед началом Второй мировой войны она побывала в Париже, где нашла вдохновение в Exposition Internationale du Surréalisme (Международная выставка сюрреалистов), 9. 0012, а также в Мюнхен, где она увидела Entartete Kunst , гитлеровскую выставку дегенеративного искусства.
Как объясняет Джингерас, жизнь, карьера и идеологические убеждения Розенштейна неразрывно связаны с политическими потрясениями и травмами двадцатого века. В 1939 году, когда нацисты вторглись в Польшу, семья Розенштейн вернулась во Львов, где Розенштейн продолжала поддерживать своих творческих и политических товарищей, участвуя в антифашистских акциях. В 1941 году нацисты захватили город и создали еврейские гетто. К 19В 42 года семья Розенштейна бежала в Варшаву, надеясь отправиться дальше в сельскую деревню. Ужасно, но во время их попытки побега мужчина, утверждавший, что помогал им, жестоко убил родителей Розенштейна и еще одну женщину, которая путешествовала с ними. Эрна Розенштейн чудом избежала подобной смерти, но не раньше, чем стала свидетельницей травматического события.
Предоставлено Hauser & Wirth и Foksal Gallery Foundation. Фото: Томас Барратт
Эрна Розенштейн, Księga wiecznej pamięci (Книга вечной памяти) , 1995.
Предоставлено Hauser & Wirth и Foksal Gallery Foundation.
Эрна Розенштейн, Помники , 1955 год.
Розенштейн пережил войну и, прожив несколько лет в Париже, вернулся в Польшу. Она вышла замуж за влиятельного интеллектуала Артура Сандауэра и возобновила свою политическую и художественную деятельность. Стоит отметить, что Розенштейн была необычна в своей настойчивости вернуться в Польшу и остаться в ней, это был выбор, которого не сделали многие выжившие. Позже она размышляла: «Я не знаю, могу ли я сказать, что это мое кредо, что «несмотря ни на что следует оставаться здесь», я не знаю, является ли кредо подходящим словом. Но это то, что я чувствовал. Вот что я чувствовал». Она продолжала работать, уверяя, что пишет «из-за эмоций, чувств».
Эти эмоционально мотивированные произведения включали детские книги (например, милую сказку под названием «Маленькая сказка об улитке и его друзьях »), книги ручной работы и переосмысленные найденные предметы, напоминающие работы Мерет Оппенгейм и Марселя Дюшана. В ее литературном и художественном творчестве есть непреодолимое чувство того, что Джингерас называет «обольщением». Когда Гингерас впервые наткнулась на работу Розенштейна в книжном магазине в Варшаве, она вспоминает: «Я была просто очарована». Еще до того, как она прочла что-нибудь о Розенштейне, «Обольщение было чем-то, что я чувствовала нутром. Я был зачарован, и я думаю, что именно это и делает ее работа».
Предоставлено Hauser & Wirth и Foksal Gallery Foundation. Фото: Томас Барратт.
Эрна Розенштейн, Poświata (Послесвечение) , 1968.
Чтобы понять часть этой врожденной магии, Гингерас обратился к теории Бруно Беттельхейма, детского психолога, который писал о взаимосвязи между травмой и сказочным повествованием. Розенштейн обработала свой опыт, сочиняя басни и рисуя свои философские, слегка фантастические произведения. Она неоднократно изображала одни и те же предметы, изображая лица своих родителей с почти фотографическими деталями. Вместо того, чтобы изображать события реалистично, Гингерас предлагает Розенштейну вместо этого «преобразовать эту первичную сцену в сбивающие с толку, часто магически окрашенные фантастические пейзажи».
Конечно, есть определенная трудность в описании отношений между травмой и искусством; Писая о Розенштейне, Джингерасу пришлось использовать целый арсенал клише, связанных с личностью Розенштейна. В каталоге и на выставке Гингерас тщательно обходит миф о художнике sui generis — художнике, вытащенном из безвестности с определенной практикой и стилем. Помимо этого, настаивает Джингерас, «я очень осторожно сказал в своем эссе, что она не примет ярлык феминизма». Как и у других художников того периода, когда коммунизм ставился выше феминизма, «у нее был вполне гуманистический подход. Ее работа была посвящена стойкости человеческого духа».
Стойкость человеческого духа наталкивается на недостаточность мемориализации. Во время нашего интервью Джингерас добавляет: «Я думаю, что многие ее работы, даже поэзия, на самом деле посвящены невозможности мемориала в памятниках, но центральной роли памяти. Пейзажный троп — идеальное средство для решения этой проблемы». Биоморфные, слегка алхимические пейзажи Розенштейна иллюстративны, красочны и полны чудес, как в сказке. Но пейзажи также могут скрывать, по мере того как они перерастают и развиваются за пределы немыслимых ужасов, которые там происходили. Розенштейн подвергает сомнению тишину и невидимость пейзажей так же, как и то, что она на самом деле изображает.
Описывая документальный фильм о Холокосте 1985 года Shoah , критик Ричард Броуди написал, что фильм «свидетельствует о свидетельствовании». Нечто подобное происходит и в творчестве Розенштейна послевоенного периода. Она обрабатывает свои собственные воспоминания, повторяя моменты, которые были очень личными для ее и , изображая их с контролируемого, самомотивированного расстояния. Ее работа — свидетельство. Как очевидец и художник, ее работа, как отмечает Гингерас, исправляет «несоответствие, оставшееся между официальным памятником, человеческой памятью и ходом времени».
Узнайте больше
Об авторе
Сара Бочиккио — писатель и исследователь из Нью-Йорка. Она фокусируется на истории, моде, искусстве и гендере — и на том, где все эти вещи пересекаются.
Подробнее о
художницы
Эрна Розенштейн
Хаузер и Вирт
Холокост
сюрреализм
иллюстрация
художницы
3
Подпишитесь на нашу бесплатную электронную рассылку!
Веб-форма
Ваш адрес электронной почты
Ваша роль Коллекционер/энтузиаст произведений искусстваХудожникArt World ProfessionalAcademic
Country
USAAfghanistanAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua & BarbudaArgentinaArmeniaArubaAscension IslandAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia & HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCanary IslandsCape VerdeCaribbean NetherlandsCayman IslandsCentral African RepublicCeuta & MelillaChadChileChinaChristmas IslandClipperton IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo — BrazzavilleCongo — KinshasaCook IslandsCosta RicaCroatiaCubaCuraçaoCyprusCzechiaCôte d’IvoireDenmarkDiego GarciaDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГуата malaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard & McDonald IslandsHondurasHong Kong SAR ChinaHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao SAR ChinaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Burma)NamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorth KoreaNorth MacedoniaNorwayOmanOutlying OceaniaPakistanPalauPalestinian TerritoriesPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarRomaniaRussiaRwandaRéunionSamoaSan MarinoSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint MaartenSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia & South Sandwich Isla ndsЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаSt. Бартелеми Св. ЕленаСв. Китс и НевисСент. Люсия Св. МартинСт. Пьер и МикелонСв. Винсент и ГренадиныСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирияСан-Томе и ПринсипиТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТристан-да-КуньяТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуСША. Отдалённые островаСША Виргинские островаУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияУругвайУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабвеАландские острова
Я согласен получать сообщения по электронной почте
Разговор с Уильямом Кентриджем
Основа искусства Уильяма…
Подумайте об этом, прежде чем покупать ожерелье из древней монеты или ювелирное украшение
Существует множество опасений и проблем, связанных с использованием подлинного древнего…
Мел Кендрик о наблюдении вещей in Things
Название выставки скульптора Мела Кендрика «Видеть вещи в вещах» в…
SCAD в Design Miami/
Встречайте вдохновляющее сотрудничество в области дизайна.
SCAD сотрудничает…
9 учетных записей коренных народов, на которые стоит подписаться в Instagram
В этот список входят художники, группы и галереи коренных народов со всего…
Музей
Переосмысление коллекции Музея искусств Северной Каролины
Жизнь и коллекция Изабеллы Стюарт Гарднер
Вольфганг Тильманс: Смотреть без страха
Дизайн
10 художественных костюмов на Хэллоуин
Самое старое здание в Нью-Йорке
Кто изобрел эмодзи? Краткая история
Покраска
Сцены с Бостонской международной выставки изобразительных искусств 2022 года
Леон Голуб: динамика силы
Густав Климт и боевой дух женщины в стиле модерн
Антиквариат
Научный музей Вагнера: шаг в 1855 год с современными курсами
Как работает отмывание денег в мире искусства
Кабинет редкостей и колониализма
Современное искусство
Алия Аль Фарси: женщина, стоящая за крупнейшей частной художественной галереей Омана
Предпандемическое корональное стекло: может ли искусство развиваться автономно?
Процветание в Атлантике: Эйприл Бей и ее спекулятивный футуризм
Чертеж
Искусство футбола: изображение любимого вида спорта Америки
Рисунки Эндрю Уайета о его собственных похоронах
«Грохот орнамента» Центра рисования раскрывает нашу общую человечность
Женщины-художницы
Раскрытие сестер Ван Гог
Выдающиеся художественные аукционы, которые стоит посмотреть осенью 2022 года
Поп-арт: 6 художников помимо Энди Уорхола
Черные художники
Мощная смена ролей в «Военных слухах» Кехинде Уайли
Ретроспектива Коулскотта «Искусство и раса имеет значение» — обязательный к просмотру
Выставка, посвященная очень влиятельному художнику Баркли Л.