Рогнеда владимир: История Владимира и Рогнеды

Разное

История Владимира и Рогнеды

Главная — Художники — Мифология и живопись

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000)

Знатное происхождение, могущественное положение и богатства отца, яркая внешность, неистребимое жизнелюбие и страстность великолепной Рогнеды — все, казалось, сулило ей любовь, преклонение, обожание, счастье. Но эти упования рухнули в одночасье. Вовлечённая бурных событий, прекрасная и гордая Рогнеда стала жертвой непримиримого политического столкновения и мужского соперничества двух родных братьев — Ярополка и Владимира Святославичей.

В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю».

Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» — чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер». И означает оно «владелец рога», то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения ее в Западную Двину.

Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало por: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» — Рогнеда.

Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами — владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» — торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси.

Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Святославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду.

Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Перед своим последним дунайским походом Святослав дал ему стол в Киеве, среднему сыну Олегу выделил древлянскую землю со стольным городом Овручем, а младшего его сына Владимира, по совету Добрыни, выпросили себе новгородцы.

Через несколько лет после смерти отца между старшими братьями Святославичами началась борьба, в результате которой Олег погиб во время взятия киевлянами города Овруча.

Когда весть об этом пришла в Новгород, Добрыня, чтобы спасти своего юного племянника, четырнадцатилетнего княжича Владимира, бежал с ним за море.

Но уже через два года возмужавший Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной, прогнал из города посадников Ярополка, объявив, что будет вести борьбу за великое княжение. Тогда же, прослышав о необычайной красоте дочери полоцкого князя Рогнеде, он решил отбить у Ярополка невесту. Тем более что по принятому в то время обычаю многоженства Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке, расстриженной православной монахине.

Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: «Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка».

Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава. Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги — Малуша. А по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и покорности. Как истинная славянка, Рогнеда знала об этом не понаслышке.

Глубоко оскорбился таким ответом молодой князь Владимир, а еще больше его дядя и наставник Добрыня, родной брат той самой Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней». Кроме того, Добрыня рассудил, что этот ответ был произнесен не без влияния отца. А значит, в предстоящей борьбе Рогволод поддержит своего будущего зятя Ярополка.

Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке.

После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда сочеталась с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.

Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда, его первая «водимая», то есть «законная», жена получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежал ему. Богатое приданное!

А что же Рогнеда? Через девять месяцев после столь печально начавшегося супружества с Владимиром она родила сына-первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.

О страданиях Рогнеды, о нежных, сердечных отношениях матери и сына проникновенно поведал в своей поэме «Рогнеда» К. Рылеев:

…Как месяц утренний, бледна,
Рогнеда в горести глубокой
Сидела с сыном у окна
В светлице ясной и высокой.
Oт вздохов под фатой у ней
Младые перси трепетали,
И из потупленных очей,
Как жемчуг, слезы упадали.
Глядел невинный Изяслав
На мать умильными очами,
И, к персям матери припав,
Он обвивал ее руками.
«Родимая! — твердил он ей,
Ты все печальна, ты все вянешь:
Когда же будешь веселей,
Когда грустить ты перестанешь?
О! полно: плакать и вздыхать,
Твои мне слезы видеть больно,
Начнешь ты только горевать,
Встоскуюсь вдруг и я невольно.
Ты б лучше рассказала мне
Деянья деда Рогволода.
Как он сражался на войне,
И о любви к нему народа».

Любящая мать, целиком посвятившая себя воспитанию юного княжича Изяслава, Рогнеда волновалась о его будущей судьбе. Она была первой, но отнюдь не единственной женой Владимира. Погубив своего родного брата Ярополка, Владимир сделал его бывшую супругу-гречанку своей женой-наложницей. Изяслав был еще младенцем, когда от этой прежней монахини-гречанки родился другой сын Владимира — Святополк. Тот самый «Святополк Окаянный», по приказу которого впоследствии будут убиты братья-князья Борис и Глеб.

Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило чашу терпения Рогнеды.

Однажды Владимир охотился в дубраве на берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и сына Изяслава. Когда гонец сообщил княгине об этом, она пришла в негодование:

— «Итак, он вспомнил о жене…
Но не желание свиданья…
О нет! влечет его ко мне-
Одна лишь близость расстоянья!»

Когда после богатого пира утомленный охотой Владимир крепко заснул, Рогнеда решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского ложа, зажгла свечу, сняла со стены тяжелый меч и занесла его над Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и, выхватив у нее меч, вскричал:

— «На что дерзнула в исступленьи?..
Но долг супруги, но любовь?..»

Прекрасная Рогнеда, стойко перенесшая столько злосчастий и страданий, без страха отвечала разгневанному мужу:

— «Любовь! к кому?.. к тебе, губитель?..
Забыл, во мне чья льется кровь,
Забыл ты, кем убит родитель?

Ты, ты, тиран его сразил!
Горя преступною любовью,
Ты жениха меня лишил
И братнею облился кровью!
Испепелив мой край родной,
Рекою ты кровь в нем пролил всюду
И Полоцк, дивный красотой,
Преобратил развалин в груду.
Но недовольный… местью злой
К бессильной пленнице пылая,
Ты брак свой совершил со мной
При зареве родного края!
Повлек меня в престольный град;
Тебе я сына даровала. ..
И что ж?.. еще презренья хлад
В очах тирана прочитала!..

Владимир промолчал. Да и что мог он ответить на справедливые упреки Рогнеды?! По языческим законам славян того времени, покушение на убийство мужа каралось смертью виновной. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь.

Владимир велел Рогнеде надеть свадебную княжескую одежду, сесть на богато убранную постель в своей горнице и ждать его. Рогнеда знала, что ее ждет неминуемая смерть, что на утренней заре роскошное брачное ложе станет для нее плахой, на которой беспощадный Владимир пронзит ее своим мечом.

Без боязни и без слез ждала мужественная Рогнеда назначенной супругом казни. Казалось, все слезы она уже выплакала! Одно-единственное чувство теплилось в ее груди: она желала хотя бы еще раз увидеть юного Изяслава.

Тайком пробралась она к сыну. И только здесь, у постели сына, невольно разбудив его бурны ми поцелуями и объятиями, Рогнеда не выдержала и разрыдалась.

Встревоженному, горячо любящему мать и рано повзрослевшему княжичу Изяславу она поведала, что через несколько часов он осиротеет.

Когда с первыми лучами багровой зари Владимир вошел с мечом в руке к Рогнеде, его встретил четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь гневному родителю, Изяслав сказал ему:
«Отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь — убей, жестокий, мать при сыне!»

И грозный Владимир, увидев сына и услышав его речь, не посмел осуществить то, что ему повелевал языческий закон. Ошеломленный, он растерянно произнес: «А кто же знал, что ты здесь?!» Бросил меч и приказал позвать бояр, чтобы спросить их совета. А бояре посоветовали Владимиру не убивать жену, простить ее ради сына-малютки и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогволода.

Владимир так и поступил. Смилостивившись над Рогнедой, «воздвигнул ей отчину», «устрои город и нарече имя городу тому Изяславль» — по имени их первого с Рогнедой сына.

Многие биографы великого князя киевского Владимира Святославича не без оснований усматривают в столкновении с княгиней Рогнедой и его исходе проявление глубокого и благотворного нравственного переворота, совершившегося в его душе еще до принятия христианства. В молодом князе, до случая с Рогнедой неукоснительно следовавшего языческим обычаям в том, что касалось мести, насилия, захвата «трофейных» жен и наложниц, произошла перемена. Защищая свою женскую гордость, человеческое достоинство, Рогнеда отказывалась жить по привычным для своего времени нормам и побуждала к этому своего мужа.

Готовая заплатить жизнью за свое достоинство и права своего ребенка, она пробудила в нем совесть, подвигла его на искания нравственных законов.

Княгиня оценила и милосердие, и благородство Владимира, сохранившего ей жизнь, вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная отныне в будущности своего сына Изяслава, Рогнеда примирилась с мужем. Более того, она снова оказалась в почете как великая киевская княгиня, верная супруга и заботливая мать. В последующие годы у Рогнеды и Владимира родились еще три сына и две дочери, среди которых были будущий великий князь Ярослав Мудрый.

Счастливая мать, Рогнеда не догадывалась, что впереди ее ждут новые горести.

В 989 году Владимир, приняв христианство, обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр, кого пожелаешь».

Замечателен ответ Рогнеды Рогволодовны, который она велела передать Владимиру: «Я — природная княжна, ею была, ею и останусь… А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою».

Печальная судьба прекрасной славянки Рогнеды вызывала сочувствие. За горести, слезы и страдания современники прозвали ее «Гориславой». Умерла Рогнеда на рубеже двух тысячелетий, в 1000 году.

Письменные источники не сохранили сведений о том, где она похоронена.

Великая княгиня Рогнеда Рогволодовна воспитала замечательных детей, любящих, преданных, умных, образованных.

Старший сын Рогнеды Рогволодовны, Изяслав Владимирович, впоследствии стал родоначальником новой династии полоцких князей. Летописи характеризуют Изяслава Владимировича как мудрого и просвещенного правителя.

Его внук, полоцкий князь Всеслав. Брячиславич, за военное искусство, находчивость и отвагу был прозван «Чародеем». Его полная приключений жизнь нашла отражение в песнях, легендах и сказаниях. «Вещему» и «храброму» князю Всеславу посвятил немало строк автор «Слова о полку Игореве».

Родной внучкой Всеслава Брячиславича была преподобная Евфросиния Полоцкая, стараниями которой древнерусское искусство обогатилось непревзойденными шедеврами.

Из двенадцати сыновей Владимира Святославича не кто иной, как младший сын Рогнеды; Рогволодовны, Ярослав Владимирович Мудрый, стал великим киевским князем и продолжателем сей последующей династии Рюриковичей.

Один из самых образованных правителей своего времени, Ярослав Мудрый был прекрасным семьянином, нежно любящим упругом, братом и отцом. Ярослав Мудрый высоко ценил достоинства своей жены Ирины-Ингигерды, дочери шведского ороля Олафа, которая занималась не только воспитанием детей, но и вникала во все государственные дела, создавая особую культурную и духовную атмосферу при дворе своего мужа, великого князя киевского.

Ярослав Мудрый заботился о прекраснм образовании и «поучении книжнем» не одних лишь сыной, но и дочерей. Чрезвычайно взыскательно относился он и претендентам на руку каждой из них. Три его дочери — Еливета, Анна и Анастасия — стали первыми коронованными ссиянками.

Верный супруг, отрицательно относившийся к многоженству, Ярослав Владимирович Мудрый никогда не забывал печальной участи, постигшей в свое время его мать Рогнеду Рогволодовну. Составитель «Русской Правды», он юридически закрепил право женщин на проявление собственной воли при выборе супруга.

Так, в статьях Устава князя Ярослава Владимировича предполагалось наказание родителей, не считавшихся со свободной волей невесты в делах замужества не только в тех драматических ситуациях, когда девушки совершали самоубийство из-за брака поневоле, но и в тех случаях, «аще девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять».

Такого гуманного отношения к женшине, как в русском праве, не знало в Xl веке законодательство ни одной европейской страны.

Яркий образ прекрасной и сильной славянки Рогнеды не померк со временем. В Тверской и Лаврентьевской летописях под 1128 годом есть ее жизнеописание, которое звучит как легенда. Возвышая личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее несомненным достоинствам: безграничной преданности родному краю, женской гордости, супружеской верности, самозабвенной материнской любви.

Незаурядная судьба и личность Рогнеды вдохновляла художников, музыкантов и поэтов. Живописцы А. Лосенко и Н. Грибков создали замечательные полотна: «Владимир и Рогнеда» и «Ревность Рогнеды». Композитор А. Серов написал оперу «Рогнеда». С огромным успехом она прошла на сцене Мариинского театра в 1865 году. 0 Рогнеде писали свои поэмы и стихи К. Рылеев, Т. Шевченко, Я. Купала.

(М.Ганичева, «Самые знаменитые красавицы России», «Вече», Москва, 2001г)

 

биография, семейная жизнь и правление

Среди библейских персонажей упоминаются женщины-еврейки, лишившие жизни спящих мужчин во блага своего народа. Широко известна история Юдифь, отрезавшая во сне голову ассирийскому полководцу Олофрену, осаждавшему ее родной город Вестилуе.

Есть упоминание об Иаиль, забившей кол в голову сонному ханаанскому полководцу Сисару, скрывающемуся после поражения в войне с евреями. На славянской земле была похожая история. Знатная женщина пыталась убить сонного князя – своего супруга, отомстив за кровную обиду. Имя этой женщины – Рогнеда.

Содержание

  • В Полоцке
  • Сватовство «по-хорошему»
  • В жены «по-плохому»
  • В Киеве
  • Христианский этап в жизни Рогнеды
  • Интересные факты из жизни Рогнеды
  • Частые вопросы о жизни Рогнеды
  • Интересное видео

В Полоцке

Детство юной княжны происходило в древнем Полоцке. В исторической литературе есть упоминание о том, что отец Рогнеды, князь Полоцкий Рогволод, имел корни скандинавского (варяжского) происхождения. Косвенным подтверждением этого факта являются древнескандинавские имена: мужское – «Рагнвальд» (от слова «regin» – высшая сила, боги) и женское «Регнхильд». На славянской земле слова трансформировались в Рогволод и Рогнеда.

Помимо девочки, в семье подрастали два брата. К 16 годам девушка расцвела. Слава о красоте и уме полочанки распространилась далеко за пределами княжества. Выражаясь современным языком, можно сказать, что в Полоцке были более демократические порядки, чем в прилегающих землях. Женщина не была бесправной вещью.

К ней было уважительное отношение, ее мнение принималось во внимание. В дальнейшем это обстоятельство сыграло роковую роль в жизни княжны. Многие родовитые женихи мечтали видеть умную и красивую девушку своей женой.

Легенда о сватовстве князя Владимира к полочанке Рогнеде

Сватовство «по-хорошему»

Шансы, большие, чем у других взять в жены Рогнеду, были у сватавшегося киевского правителя Ярополка Святославовича. В конкурсе женихов решил принять участие и родной брат Ярополка – новгородский князь Владимир.

В языческие времена обыденным явлением были княжеские гаремы с многочисленными наложницами. В них попадали красивые девушки и военная добыча – пленницы из знатных родов. Одной из таких девушек была дочь древлянского князя Малуша. Захваченная в военном походе юная княжна стала наложницей и будущей матерью Владимира.

В 976 году Владимир Святославович прибыл в Полоцк с богатыми подарками просить руку Рогнеды. В других землях мнение невесты никого не интересовало. Все решали родители. В Полоцке главное слово оставалось за невестой.

В ответ на притязания Владимира Рогнеда проявила высокомерие, отказав князю по причине того, что его мать была фактически рабыней. Рогволод согласился с мнением дочери, хотя заключение брака принесло бы Полоцкому княжеству существенную политическую выгоду. Разгневанный новгородский правитель уехал ни с чем.

Юбилейная монета с изображением Рогнеды и Рогволода

В жены «по-плохому»

В 977 году обострились отношения между родными братьями-князьями Киевских, Новгородских и Древлянских земель. Полоцкое княжество приняло сторону Киева. В 978 году новгородец Владимир захватил Полоцк. Гордая Рогнеда была изнасилована на глазах у родителей. После надругательства над дочерью были убиты Рогволод и его жена. Захватчики не пощадили и братьев полочанки.

В Киеве

В этом же году произошла схватка за киевский престол. Владимир обманом выманил родного брата Ярополка на переговоры и дал команду убить его. Так ставшая сиротой полоцкая княжна оказалась на берегу Днепра и получила новое имя Горислава. Женщина стала второй из шести официальных жен Владимира.

Жена князя Владимира Рогнеда не встревала в вопросы политики, не пыталась влиять на решения своего супруга. Главным занятием стало рождение и воспитание потомков князя. Княжна была хорошей матерью. Дети любили ее.

Захват Рогнеды в плен

Хорошее воспитание дало возможность некоторым из сыновей полочанки войти в историю. Ярослав известен под именем «Мудрый», Изяслав стал родоначальником старшей ветви Рюриковичей.

В сердце Рогнеды никогда не утихала боль, причиненная Владимиром. В 987 году, в одну из ночей княгиня решила отомстить за смерть родных и разрушенный Полоцк. Рогнеда подошла к Владимиру и занесла над спавшим супругом кинжал. Судьбе было угодно оставить князя в живых. Он внезапно проснулся и сумел перехватить разящую руку.

За содеянное был только один вариант наказания – смерть. Владимир решил сам привести приговор в исполнение. Он приказал жене красиво одеться и ожидать его прихода. Вскоре на пороге появился князь с обнаженным мечом. До развязки оставались мгновения, когда перед отцом встал 12-летний сын Изяславль.

В руках мальчишка держал готовый к бою маленький, но настоящий меч. Владимир не смог лишить Рогнеду жизни в присутствии общего сына и покинул дом. На следующий день князь собрал бояр и поведал о случившемся. Мудрые люди посоветовали не убивать княжну, а отправить в родные земли.

Владимир проявил благородство и согласился с их мнением. Местом проживания гордой полочанки стало названное в честь смелого сына поселение Изяславль на берегу реки Свислочь. В настоящее время город называется Заславлем. Расположен в 12 км северо-западнее Минска.

Сын Рогнеды защищает ее от мужа Владимира

Рогнеда так никогда и не побывала в Полоцке, городе, где прошли ее лучшие годы. Возрождать город матери довелось Изяславлю.

Христианский этап в жизни Рогнеды

Обстановка тех лет не отличалась стабильностью. Обычным явлением были вооруженные конфликты с соседями. В это время за пределами Руси в решении государственных дел все большую роль играло духовенство. Владимир решил следовать «мировым тенденциям». Рассмотрев варианты религий, киевский князь остановил свой выбор на православном христианстве.

Новая религия исключала многоженство. Для укрепления союза с Византией Владимир в 989 году женился на царице Анне с берегов Босфора и принял христианство. Чтобы подсластить горечь обиды женщине, узнавшей, что она перестала быть законной женой, Владимир предложил Рогнеде выйти замуж за любого из бояр на ее выбор.

И в этот раз гордая княжна выбрала свой путь. К этому времени Рогнеда также приняла христианство и отвергла предложение Владимира. Она заявила, что была и останется княжной, не пойдет замуж за боярина, а станет невестой Христа.

Так у Рогнеды, а затем Гориславы появилось третье имя Анастасия. С ним связан этап жизни женщины, отданный служению Богу. Есть мнение, что для бывшей жены князя Владимира в Изяславле был построен женский монастырь, однако документального подтверждения этого факта обнаружить не удалось.

В городе установлен памятник гордой княжне и смелому сыну, закрывающему спину матери

Интересные факты из жизни Рогнеды

  • Рогнеда была изнасилована на глазах у родителей по совету наставника Владимира, родного брата матери – Добрыни. Таким образом, Добрыня отомстил за уязвленное самолюбие во время сватовства. Он не смог простить упоминание рабского статуса своей родной сестры и матери Владимира.
  • Рогнеда-Горислава оказала большое влияние на формирование мировоззрения сына Ярослава. Судьба матери отразилась в Уставе (Законе) князя Ярослава, прозванного в народе «Мудрым». Устав запрещал не только насильно выдавать девиц замуж, но и препятствовать их желанию заключать браки по любви.

Частые вопросы о жизни Рогнеды

Где захоронена легендарная княжна?

Точное место нельзя назвать с абсолютной уверенностью. Большинство историков придерживается точки зрения А.М. Сементовского-Курило, обнаружившего в 1886 году у деревни Черница (12 км от Заславля) богатое захоронение. Некоторые элементы богатого убранства позволили ему предположить, что именно там Рогнеда завершила свой земной путь.

Как сложилась судьба дочерей Рогнеды?

Удивительно, но жизненный путь дочерей повторил судьбу матери. Польский король Болеслав Храбрый сватался к Предславе, но получил отказ. В 1018 году Болеслав разбил войско князя Ярослава и вступил в Киев. На правах победителя он силой взял в жены Предславу и в качестве наложниц увел в Польшу ее сестер.

Рогнеда Полоцкая — Покоренная невеста

(общественное достояние)

О большинстве супругов великих княгинь Киевских написано очень мало. Одна из них, о которой у нас есть больше биографических сведений, — это Рогнеда Полоцкая, главная языческая жена Владимира Великого.

Ранняя жизнь и предыстория

Рогнеда, вероятно, родилась в начале 960-х годов. Ее отцом был Рогволод, первый задокументированный князь Полоцкий (современная Беларусь). Имя ее матери неизвестно. Раньше Полоцк упоминался в составе Киевской Руси, но иногда оказывается, что он был полностью независим от киевских князей. Рогволод описывается как приехавший «из-за моря» в 9 г.0009 Основная хроника . Считается, что он скандинавского происхождения. Не исключено, что Рогволод мог быть уроженцем Полоцка, но иметь варяжское происхождение. Иногда считают, что он принадлежал к семье Инглингов — полулегендарной семье, правившей ранней Швецией.

Брак по принуждению

В 977 году Рогнеда была обручена с Ярополком, великим князем киевским. Около 978 года Владимир, брат Ярополка, сообщил Рогволоду, что желает жениться на его дочери. Когда Рогнеде сказали, что Владимир хочет на ней жениться, она сказала: «Я не сниму сапоги с холопского сына, а хочу Ярополка». Это была ссылка на Малушу, мать Владимира, которая, как полагают, была рабыней. Невеста, снимающая сапоги с мужа, была, по-видимому, в то время свадебным обычаем на Руси. Вернулись к нему послы Владимира и рассказали ему все, что говорила Рогнеда. Владимир был в ярости от этого оскорбления, собрал большое войско и напал на Полоцк. Войско Владимира успешно взяло город.

Вскоре после взятия Полоцка Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах у ее родителей. Затем он приказал убить родителей и двух братьев Рогнеды и насильно выдать Рогнеду за него замуж. Говорили, что все это он сделал в отместку за оскорбление Рогнеды в его адрес по совету своего дяди по материнской линии Добрыни. Одна легенда гласит, что вскоре после свадьбы Рогнеду переименовали в Гориславу.

Княгиня Киевская

Рогнеда была не единственной женой Владимира. Как языческий правитель, он мог иметь более одной жены одновременно. К тому времени, когда он женился на Рогнеде, у него была другая жена, известная как Аллогия или Олава, которая, как полагают, была скандинавского или чешского происхождения, и она родила ему сына Вышеслава. 9 июня78 или 980 г. Ярополк был убит по приказу Владимира. Владимир тогда стал новым великим князем Киевским, и он взял вдову Ярополка как другую жену или наложницу. Вскоре после этого она родила сына по имени Святополк, который мог быть как Ярополком, так и Владимиром. Считается, что во время языческого правления Владимира у него было от пяти до семи жен и гарем из 800 женщин. Рогнеда, кажется, была его главной или высокопоставленной женой. Первичная летопись называет ее законной женой Владимира.

Вскоре после женитьбы Владимир устроил Рогнеде резиденцию на берегу реки Лыбидь под Киевом. Этот район теперь известен как Предславино и, как полагают, был назван в честь одной из дочерей Рогнеды. Рогнеда, похоже, проводила здесь большую часть своего времени. Владимир и Рогнеда, кажется, в основном жили отдельно, но они продолжали бы часто видеться, и она была женой, которая подарила ему больше всего детей. В течение следующих десяти лет у Рогнеды и Владимира родилось шестеро или семеро детей:

  1. Изяслав, князь Полоцкий (ок. 979-1001) Унаследовал земли матери.
  2. Мстислав, вероятно, умер в детстве. У Владимира был сын с таким же именем, доживший до совершеннолетия, но, вероятно, от другой жены.
  3. Ярослав, великий князь киевский (ок. 980-1054) Стал великим князем киевским в 1019 году.
  4. Всеволод, князь Волынский (ок. 984-1013)
  5. Предислава (ок. 983 г. — после 1013/1040 г.) Стала наложницей, но не женой Болеслава I из Польши.
  6. Премислава, предположительно вышла замуж за венгерского принца Владислава Лысого, герцога Ниитры.
  7. Мстислава, еще одна возможная дочь. Она была захвачена с некоторыми из своих сестер Болеславом из Польши в 1018 году, освобождена в 1025 году.

Месть Рогнеды

Около 987 года Рогнеда решила отомстить за свою семью в одну из ночей, когда Владимир гостил у нее. По преданию, однажды ночью, когда Владимир спал, Рогнеда попыталась ударить его кинжалом, но от суматохи Владимир проснулся и в последний момент отразил удар. За этот поступок Владимир подумывал о казни Рогнеды.

Владимир приказал Рогнеде одеться получше и заставил ее ждать в комнате. Затем он вошел в комнату, и Рогнеда закричала. Услышав ее крики, их малолетний сын Изяслав вбежал в комнату с мечом в руке и указал на Владимира. Принц не мог убить Рогнеду на глазах их сына. Вместо этого он созвал совет своих бойцов, чтобы решить судьбу Рогнеды. Они сказали Владимиру не убивать ее ради детей, а отправить обратно в Полоцк.

Через некоторое время Рогнеда вернулась в Полоцк с Изяславом. Точный год расставания Рогнеды и Владимира неизвестен. Некоторые считают, что это произошло вскоре после этого; другие считают, что это произошло в 988 или 989 г., вскоре после того, как Владимир обратился в христианство, снова женился и отказался от всех своих предыдущих жен.

После обращения

Одна легенда гласит, что после развода Рогнеды и Владимира он предложил найти ей нового мужа. Он сказал ей, что она может выбрать любого мужчину из его бойцов. Рогнеда, однако, ответила, что, выйдя замуж за принца, она не хочет мужчину более низкого ранга, а вместо этого предпочитает быть монахиней.

Примерно в это же время Рогнеда приняла христианство. Также примерно в это же время ее старший сын Изяслав был назван князем Полоцким. Рогнеда жила с ним в Полоцке и правила как его регентша. Согласно легенде, Рогнеда со временем сменила имя на Анастасию и стала монахиней. Некоторые считают, что это произошло вскоре после ее развода; другие считают, что это произошло только около 997 г., когда Изяслав достиг совершеннолетия и Рогнеда отошла от регентства.

Рогнеда считается основателем одного из первых монастырей на Руси, около Полоцка. Считается, что после того, как она стала монахиней, она провела последние годы своей жизни в своем монастыре. Рогнеде приписывают помощь в распространении христианства в белорусском регионе. Согласно Первичной хронике , Рогнеда умерла в 1000 году. Место ее захоронения неизвестно, но считается, что это был ее монастырь. Изяслав пережил мать всего примерно на год. Потомки Изяслава будут править территорией, которая станет Беларусью в течение следующих трех столетий.

Источники:

Русская Первичная Летопись: Лаврентьевский Текст

«Рогнеда Рогволодовна-Великая княгиня Киевская» на oboznik.ru

«Мать Ярослава Мудрого- княгиня Рогнеда»

Нравится:

Нравится Загрузка…

Владимир и Рогнеда или Крещение Руси Картина Николая Дудченко

Владимир и Рогнеда или Крещение Руси Картина Николая Дудченко | Саатчи Арт

ПОСМОТРЕТЬ В МОЕЙ КОМНАТЕ

Оригинал

Репродукции

Николай Дудченко

Украина

Saatchi Art стенды с нашим сообществом художников в Украине. При покупке этого принта 100% прибыли пойдет непосредственно художнику.

Доступные распечатки Open Edition:

info-circle

Выберите материал

info-circle

Бумага для изобразительного искусства

Бумага для изобразительного искусства

Холст

Выберите размер

12 x 8 дюймов (40 долларов США)

12 x 8 дюймов (40 долларов США)

24 x 16 дюймов (85 долларов США)

Добавить рамку

информационный круг

Белый (80 долларов)

Черный (80 долларов)

Белый (80 долларов)

Натуральное дерево ($80)

Без рамки

120 долларов США

Добавить в корзину

30-дневная гарантия возврата денег

О картине

Картина была написана трижды. Два варианта находятся в частных коллекциях. Третий вариант был передан экс-президенту страны В.Ющенко. Фильм получил полное признание в ближнем зарубежье. Она попала в анналы России. Признан Православной Церковью России. Он используется в научных и исторических статьях и журналах. К сожалению, в Украине картина экспонировалась только один раз к празднованию 1020-летия крещения Руси. Даю фотографии. Почему его не признают в Украине догадаться несложно. Я украинский художник и считаю, что Украина по праву наследница Киевской Руси. Не исключено, что я возьму четвертый вариант этой работы…

Детали и размеры

Печать:Жикле на бумаге для изобразительного искусства

Размер:12 Ш x 8 В x 0,1 Г в

Рамка:Белая

Доставка и возврат

3 9 рабочих дней для внутренних отправлений, 10-14 рабочих дней для международных отправлений.

Меня зовут Николай Дудченко, псевдоним Колаксай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы