Руководство к изучению посланий святого апостола павла и апокалипсиса: Руководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса
Содержание
Руководство к изучению Посланий Святого Апостола Павла и Апокалипсиса
Скачать
epub
fb2
Аудио
Московская духовная семинария.Сектор заочного обучения. Учебное пособие для студентов 4 класса. Сергиев Посад. 2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АПОСТОЛЕ ПАВЛЕ
1.1. Жизненный путь св. ап. Павла до начала его миссионерской деятельности
1.2. Миссионерская деятельность апостола Павла. Первое путешествие св. ап. Павла (Деян.13:4–14:27) (45–46 год по Р.Х.)
1.3. Апостольский Собор (Деян.15:1–29). 51 год
1.4. Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян.15:36–18, 22). 52–64 гг.
1.5. Третье миссионерское путешествие св. ап. Павла (Деян.18:23–23, 35), 54–58 гг.
1.6. Первые римские узы св. ап. Павла (Деян.27:1–28, 16), 61–63 гг.
1.7. Четвертое миссионерское путешествие св. ап. Павла (64–66 гг.)
2. Послания св. ап. Павла, их подлинность, количество, внутренние и внешние особенности и порядок их расположения и изучения
3. Вопросы для повторения Введения
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ
1. Общие сведения о Римской Церкви
2. Время и место написания Послания
3. Повод и цель написания Послания
4. Главная тема и краткое содержание Послания к римлянам
Догматическая часть (Рим.1:18–11:36)
1. Греховность всего человечества (Рим.1:18–3:20)
2. Учение об оправдании верой (Рим.3:21–4:25)
3. Действия или плоды оправдания (Рим.5:1–8:39)
4. Неверие иудеев, его причины и последствия (гл. 9–11)
Нравоучительная часть (Рим.12:1, 15:13)
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ 1. ВСТУПЛЕНИЕ (Рим.1:1–17)
2. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (Рим.1:18–11:36)
1. Греховность всего человечества (Рим.1:18–3:20)
а) Греховность язычников (Рим.1:18–32)
б) Греховность иудеев (Рим.2:1–29)
в) Сравнение иудеев с язычниками (Рим.3:1–20)
2. Учение об оправдании верой (Рим.3:21–31)
Пример веры Авраама (гл. 4)
3. Действия, или плоды оправдания (5–8 гл. )
а) Примирение человека с Богом (Рим.5:1–11)
б) Возрождение человечества во Христе (Рим.5:12–21)
в) Свобода от рабства греху (6 гл.)
г) Свобода от ветхозаветного закона (7 гл.)
д) Свобода во Христе и новая жизнь в Духе Святом (8 гл.)
4. Неверие иудеев. Причины и значение этого неверия (Рим.9–11 гл.)
а) Верность Божия в исполнении Им Своих обетований (9 гл.)
б) Вина Израиля (10 гл.)
в) Будущее обращение Израиля (11 гл.)
III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Общие правила христианской жизни (12 гл.)
2. О воздаянии должного властям и о любви к ближним (гл. 13)
3. О снисхождении к немощным в вере (гл. 14)
4. О служении ближним (Рим.15:1–13)
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Рим.15:14–16:24)
Вопросы для повторения Послания к Римлянам
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
1. Основание Коринфской Церкви
2. Повод к написанию Послания
3. Место и время написания Послания
4. Главная тема и общее содержание Послания
2) Обличение коринфян за общение с неверными (гл. 5–6)
3) Наставления верующим (гл. 7–11)
4) О духовных дарованиях (гл. 12–14)
5) О воскресении мертвых (гл. 15)
6) Заключение (гл. 16)
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ
1. Причина разделения в Коринфской Церкви (1Кор.1:1–17)
2. Проповедь креста Христова (1Кор.1:18–31)
3. Оценка ап. Павлом своей проповеди (1Кор.2:1–13)
4. Душевный, духовный и плотской человек (1Кор.2:14–3:4)
5. Христос – основание Церкви (1Кор.3:5–23)
6. Указание, как судить о самих апостолах (4 гл.)
II. ОБЛИЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ КОРИНФСКИХ ХРИСТИАН (5–6 гл.)
1. Обличение коринфян за общение с кровосмесником (5 гл.)
2. Запрещение судиться у неверных (1Кор.6:1–11)
3. Обличение чревоугодия и блуда (1Кор.6:12–20)
III. НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИМ (гл. 7–11)
1. О браке и безбрачии (гл.7)
2. О вкушении идоложертвенного (гл. 8)
3. Права и обязанности Апостола (9 гл.)
4. Об удалении от идольских жертв (10 гл.)
5. О поведении в Церкви мужчин и женщин (1Кор.11:1–16)
6. Обличение беспорядков на «Трапезах Господних» (1Кор. 11:17–34)
IV. О БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА (12–14 гл.)
1. Богатство харизматических даров древней Церкви (12 гл.)
2. Дар любви (гл. 13)
3. Дар пророчества и дар языков (гл. 14)
V. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ (гл. 15)
1. Несомненность факта воскресения Христа (1Кор.15:1–11)
2. Вера в воскресение мертвых (1Кор.15:12–34)
3. Образ воскресения (1Кор.15:35–58)
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (гл. 16)
Вопросы для повторения Первого послания к Коринфянам
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
1. Повод к написанию послания
2. Цель написания Послания
3. Время и место написания Послания
4. Разделение Послания
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ АПОСТОЛА (2Кор.1:1–2:11)
1. Утешения в скорбях (2Кор.1:1–11)
2. Причина перемены плана путешествия (2Кор.1:12–24)
3. Прощение покаявшегося кровосмесника (2Кор.2:1–11)
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: ВЫСОТА ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ (2Кор.2:12–7:16)
1. Свойства и действия Откровения (2Кор.2:12–4:6)
б) Превосходство Новозаветного служения перед ветхозаветным (2Кор. 3:7–4, 6)
2. Сила Божия в немощи человеческой совершается (2Кор.4:7–5 – 10)
б) Упование веры (2Кор.4:16–5, 10)
3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (2Кор.5:11–7, 1)
б) Преодоление испытания силой Христовой (2Кор.6:3–7, 1)
в) Свидетельство Апостола о своей любви к Коринфянам (2Кор.7:2–16)
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ. О сборе милостыни для Иерусалимской Церкви (8–9 гл.)
IV. ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ЗАЩИТА АПОСТОЛОМ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ (10–12 гл.)
1. Опровержение клеветы лжеучителей (2Кор.10:1–18)
2. Бескорыстие проповеди Евангелия (2Кор.11:1–15)
3. Труды и страдания ради Христа (2Кор.11:16–32)
4. О восхищении Апостола «до третьего неба» (2Кор.12:1–21)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (13 гл.)
Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам.
ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ
1. Основание Галатийской Церкви
2. Повод к написанию Послания
3. Время и место написания Послания
4. Разделение и краткое содержание Послания
1) Защитительная часть (Гал.1:11–2, 21)
2) Вероучительная часть (Гал. 3:1–5, 12)
3) Нравоучительная часть (Гал.5:13–6, 10)
АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ
ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: Доказательство ап. Павлом своего апостольского авторитета (Гал.1:11–2, 21)
1. Божественный авторитет благовестия ап. Павла (Гал.1:11–24)
2. Одобрение благовестия ап. Павла «столпами апостолов» (Гал.2:1–10)
3. Обличение св. ап. Петра (Гал.2:11–21)
!III. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Гал.3:1–5, 12)
б) Закон – детоводитель ко Христу (Гал.3:15–29)
2. Рабство закона и свобода Евангелия (Гал.4:1–5, 13)
б) Укорение галатов за непостоянство (Гал.4:8–20)
в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (Гал.4:21–31)
г) Свобода во Христе (Гал.5:1–12)
IV. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (Гал.5:13–6, 10)
1. Общее начало христианской жизни (Гал.5:13–26)
2. Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным (Гал.6:1–10)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы для повторения Послания к Галатам
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
1. Основание Ефесской Церкви
2. Повод, место и время написания Послания
3. Разделение и краткое содержание Послания
I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (гл. 1–3)
1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (Еф.1:3–23)
2. Спасение язычников через Церковь (Еф.2:1–22)
3. Откровение тайны Церкви (Еф.3:1–23)
II. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (Еф.4:1–6, 18)
1. Общий строй жизни христианина (Еф.4:1–32)
б) Облечение в нового человека (Еф.4:17–32)
2. Побуждения к духовной жизни (Еф.5:1–21)
3. Семейные и гражданские обязанности христиан (Еф.5:22–6, 9)
б) Взаимные обязанности детей и родителей (Еф.6:1–4)
в) Взаимные обязанности рабов и господ (Еф.6:5–9)
4. Духовное христианское всеоружие (Еф.6:10–18)
Вопросы для повторения Послания к Ефесянам
ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ
1. Основание Церкви в Колоссах
2. Повод к написанию и цель Послания
3. Время и место написания Послания
4. Разделение и краткое содержание Послания
АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ
II. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Кол.1:9–2, 23)
1. Изображение Божественного величия Иисуса Христа (Кол.1:12–23)
а) Иисус Христос – Сын Божий и Бог (Кол.1:13–15)
б) Иисус Христос – Творец мира видимого и невидимого (Кол.1:16)
в) Иисус Христос – Промыслитель мира (Кол.1:17)
г) Иисус Христос – глава Церкви (Кол.1:18–19)
д) Примирение с Богом во Христе (Кол.1:20–23)
2. Служение ап. Павла Церкви (Кол.1:24–29)
3. Предостережение колоссян от лжеучителей (Кол.2:1–23)
б) Во Христе – полнота Божества телесно (Кол.2:9–15)
в) Предостережение от лжеучителей (Кол.2:16–23)
III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (Кол.3:1–4, 6)
1. Увещание к святости жизни (Кол.3:1–17)
2. Наставления относительно семейной жизни (Кол.3:18–21)
3. Наставления рабам и господам (Кол.3:22–4, 1)
4. Увещание к молитве и бодрствованию (Кол.4:2–6)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Кол.4:7–18)
Вопросы для повторения Послания к Колоссянам
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ
1. Основание Церкви в Филиппах
2. Повод к написанию Послания
3. Время и место написания Послания
4. Отличительные черты Послания
РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ
1. Значение уз ап. Павла (Флп.1:1–26)
2. Увещания к единодушию и смирению (Флп.1:27–2, 30)
3. Предостережение от лжеучителей (Флп.3:1–21)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (гл. 4)
Вопросы для повторения послания к филиппийцам
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1. Основание Церкви в Фессалониках
2. Повод, цель, время и место написания Послания
3. Содержание и разделение Послания
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (гл. 1–3)
1. Благодарность за веру и стойкость фессалоникийцев (1Сол.1:1–10)
2. Воспоминание Апостолом своей проповеди среди солунян и ее плоды (1Сол.2:1–20)
3. Желание св. ап. Павла видеть солунян (1Сол.3:1–13)
НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1Сол.4:1–5, 24)
1. Призыв к святости и братолюбию (1Сол.4:1–12)
2. О воскресении мертвых и втором пришествии Господнем (1Сол.4:13–5, 28)
Вопросы для повторения Первого послания к Фессалоникийцам
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1. Повод к написанию Послания
Содержание послания
1. Похвала терпения солунян (гл. 1)
2. Признаки второго пришествия Господни (гл. 2, 1–14)
3. Различные увещания (2Сол.2:15–3, 15)
Вопросы для повторения Второго Послания к Фессалоникийцам
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
1. Сведения о св. ап. Тимофее
2. Повод и цель написания Послания
РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ
1. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 гл.)
2. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (1Тим.2:1–3, 13)
б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (1Тим.2:9–15)
3. О Церковной иерархии (1Тим.3:1–13)
4. Общие наставления пастырям (1Тим.3:14–4, 16)
б) О лжеучителях «последнего времени» (1Тим.4:1–10)
в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (1Тим.4:11–16)
5. Наставления Тимофею относительно церковного управления (гл. 5)
б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25)
6. Наставления Тимофею относительно гражданских обязанностей и другие (глава 6)
б) О лжеучителях и о корнях лжеучений (1Тим.6:3–16)
в) Обличение богатых (1Тим.6:17–21)
Вопросы для повторения первого Послания к Тимофею
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
1. Повод и цель написания Послания
2. Время и место написания Послания
РАЗДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ
1. Увещания возгревать дар епископского служения (2Тим.1:6–18)
2. Увещание к твердому стоянию в вере (2Тим.2:1–26)
3. О последних тяжких временах (2Тим.3:1–4, 5)
б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (2Тим.3:10–17)
в) Призыв к непрестанной проповеди (2Тим.4:1–5)
Заключение (2Тим.4:6–22)
Вопросы для повторения второго Послания к Тимофею
ПОСЛАНИЕ К ТИТУ
1. Сведения о святом Тите
2. Сведения о Церкви Критской
3. Повод и цель написания Послания
РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ
1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 гл.)
2. Наставления к должному прохождению пастырского служения (Тит.2:1–3, 14)
б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7)
в) Об отношении к лжеучителям (Тит.3:8–14)
Вопросы для повторения Послания к Титу
ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ
1. Сведения о Филимоне и обстоятельства написания Послания
2. Содержание Послания (1 гл.)
Вопросы для повторения Послания к Филимону
ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
1. Писатель Послания
2. Место, время написания и адресат Послания
3. Повод к написанию и цель Послания
4. Разделение и содержание Послания
I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Евр.1:1–10, 8)
б) Превосходство Иисуса Христа перед Ангелами (Евр.1:4–2, 18)
в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (Евр.3:1–4, 13)
2. Превосходство первосвященнического служения Христа перед служением левитским (Евр.4:14–6, 20)
б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (Евр.5:11–6, 20)
3. Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр.7:1–8, 6)
б) Первосвященство Иисуса Христа (Евр.7:11–8, 6)
4. Сравнение двух заветов (Евр.8:7–10, 18)
б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10)
в) Новозаветная скиния и совершенная жертва Иисуса Христа (Евр.9:11–28)
г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр.10:1–18)
НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (Евр.10:19–13, 19)
1. Увещания к принятию веры (Евр.10:19–39)
2. Определение и значение веры (Евр.11:1–3, 6)
3. Примеры веры (Евр.11:4–40)
а) Примеры веры древних, до потопа (Евр.11:4–7)
б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19)
в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (Евр.11:20–22)
г) Пример веры Моисея (Евр.11:23–29)
д) Примеры веры после Моисея (Евр.11:30–40)
5. Увещание к терпению и твердости в вере (Евр.12:1–13, 17)
б) Значение наказаний (Евр.12:5–11)
в) Увещание к святости (Евр.12:12–17)
г) Предостережения от отступничества (Евр.12:18–29)
д) Призыв к добродетельной жизни (Евр.13:1–7)
е) Наставления взыскующим будущего града (Евр.13:8–16)
ж) Увещания к повиновению своим наставникам (Евр.13:17–21)
ПОСЛЕСЛОВИЕ (Евр.13:22–25)
Вопросы для повторения Послания к Евреям
ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА
1. Сведения о книге Откровение и ее писателе
2. Время и место написания Откровения
3. Цель написания Откровения
4. Замечания о толковании Откровения
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ
1. Обращение к семи малоазийским Церквам (1–3 гл.)
II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18)
1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5)
2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)
3. Семь труб ангельских (Откр.8:2–11, 19) (вторая седмерица видений)
4. Семь знамений (Откр.12:1– 15, 4) (Третья седмерица видений)
б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (Откр.13:1–10)
в) Третье знамение: зверь, выходящий из земли (Откр.13:11–18)
г) Четвертое знамение: Агнец на горе Сиона (Откр.14:1–5)
д) Пятое знамение: Три ангела, возвещающее миру приближение великих событий (Откр.14:6–13)
е) Шестое знамение: Сын Человеческий с серпом (Откр.14:14–20)
ж) Седьмое знамение: 7 ангелов с чашами гнева (15 гл.)
5. Семь чаш гнева Божия (четвертая седмерица видений) (16 гл.)
6. Суд над Вавилоном (17–18 гл.)
III. Наступление Царства Христова (19–22 гл.)
1. Победа Агнца над антихристом и его лжепророком (19 гл.)
2. Тысячелетнее Царство Христово (Откр.20:1–8)
3. Воскресение мертвых и всеобщий суд (Откр.20:9–15)
4. Новое небо и новая земля (Откр. 21:1–8)
5. Новый Иерусалим и блаженство праведников (Откр.21:9–22, 21)
Вопросы для повторения Апокалипсиса
БИБЛИОГРАФИЯ
Деяния. Послания. Апокалипсис», архиепископ Аверкий (Таушев) – ЛитРес
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Деня. 4, 20
Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
Деян. 20, 27
Нам, последним посланникам,
Бог судил быть как бы приговоренными к смерти.
1 Кор. 4, 9
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2 Фес. 2, 15
© Сибирская Благозвонница, оформление, 2019
Предисловие
Настоящая книга представляет собой вторую часть ранее вышедшего в свет труда под названием «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Часть первая. Четвероевангелие». Этой второй части мы даем наименование «Апостол», применяясь к обычной принятой у нас в Православной Церкви терминологии, поскольку она содержит в себе данные к правильному пониманию и истолкованию второй половины Книг Священного Писания Нового Завета, в состав которой входят Книга Деяний святых апостолов, семь соборных Посланий, четырнадцать Посланий святого апостола Павла и Апокалипсис, или Откровение, святого Иоанна Богослова.
Предлагаемый здесь материал заключает в себе конспективно изложенный курс лекций по предмету Священного Писания Нового Завета, читанный нами в течение четырех лет (с 1952 по 1955 год) в Свято-Троицкой духовной семинарии при монастыре того же имени близ селения Джорданвилль в Нью-Йоркском штате Северной Америки.
Этот материал заимствован нами главным образом из «Толкового Апостола» епископа Михаила, «Толкований святого апостола Павла» епископа Феофана[1], сборника статей М. Барсова и нескольких семинарских пособий, как то: протоиерея Хераскова, А. И. Иванова, протоиерея Н. Александрова и других.
И эта часть, как и первая, имеет своей целью помочь всем любителям слова Божия в его правильном, согласном с учением Святой Православной Церкви понимании, что особенно важно здесь, за границей, при столь широко и напряженно развивающейся среди православных русских людей, в изгнании и рассеянии сущих, сектантской пропаганде, многих сбивающей с толку и совращающей с правого пути.
Автор просит простить его за все несомненно имеющиеся и в этой части его труда опущения и недостатки и покрыть их своей любовью и молитвой о нем.
Епископ Аверкий
О книге «Апостол»
Значение наименования «Апостол»
Второй отдел Священного Писания Нового Завета составляют Священные Книги, которые обыкновенно объединяются у нас, в особенности в богослужебном их употреблении, под общим наименованием «Апостол». Само слово «апостол» обозначает «посланник». Это наименование было усвоено ученикам Господа Иисуса Христа, посланным Им на проповедь евангельского учения людям. Как словом «Евангелие» обозначаются теперь письменные (первоначально же – только устная проповедь) повествования о жизни и учении Господа Иисуса Христа, так словом «апостол» обозначаются дошедшие до нас писания апостолов Христовых, содержащие повествования о жизни некоторых из них и изложение их учения.
Такое разделение Нового Завета на два отдела – Евангелие и Апостол – очень древнего происхождения. Наименование «Апостол» в смысле совокупности всех апостольских писаний, кроме Евангелий и в отличие от них, мы находим еще у святого Иринея Лионского, у Климента Александрийского и Тертуллиана.
Состав книги «Апостол»
Хотя в первые века христианства под названием апостольских деяний, посланий и апокалипсиса появилось очень много книг, подлинными и достоверными признаны Святой Церковью только двадцать три книги, которые и внесены в канон священных новозаветных Книг. Это следующие Книги:
1. Деяния святых апостолов.
2. Соборное Послание Иакова.
3. Первое соборное Послание святого апостола Петра.
4. Второе соборное Послание святого апостола Петра.
5. Первое соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова.
6. Второе соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова.
7. Третье соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова.
8. Соборное Послание апостола Иуды.
9. Послание к Римлянам святого апостола Павла.
10. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
11. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
12. Послание к Галатам святого апостола Павла.
13. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.
14. Послание к Филиппийцам святого апостола Павла.
15. Послание к Колоссянам святого апостола Павла.
16. Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
17. Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
18. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла.
19. Второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
20. Послание к Титу святого апостола Павла.
21. Послание к Филимону святого апостола Павла.
22. Послание к Евреям святого апостола Павла.
23. Апокалипсис святого апостола Иоанна Феолога (Богослова).
Из этих Книг Деяния святых апостолов – исторического содержания, семь соборных Посланий и четырнадцать Посланий святого апостола Павла – учительного содержания, и Апокалипсис, или Откровение, святого Иоанна Богослова, – пророческого содержания.
Все другие книги, кроме вышепоименованных, отвергнуты Святой Церковью как подложные, или апокрифические, содержащие недостоверное апостольское учение, а потому чтение их верующим, как могущее наносить духовный вред, запрещается.
Книга Деяний
Книга Деяний
О книге Деяний святых апостолов
Автор Книги и цель ее написания
Книга Деяний святых апостолов, как это видно из первых же ее слов, является прямым продолжением Евангелий. Автор ее поставил себе целью описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа, и дать очерк первоначального устроения Церкви Христовой на земле трудами святых апостолов, по преимуществу святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Святитель Иоанн Златоуст в своей первой беседе на Книгу Деяний апостольских пространно разъясняет великое значение для христианства этой Книги как подтверждающей фактами из жизни апостолов истину евангельского учения. Она, по словам святителя Иоанна, «содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения. Итак, вот в чем состоит содержание и главная цель этой Книги».
Этим и объясняется, почему в пасхальную ночь до наступления часа прославления события Воскресения Христова верующие подготавливают себя к празднованию этого великого и радостного события чтением в храме Книги Деяний. По этой же причине Книга Деяний апостольских прочитывается вся в период Пятидесятницы за Божественной литургией, совершаемой ежедневно.
Книга Деяний апостольских, по указанию самого ее автора, является второй его Книгой, написанной для некоего Феофила (см. Деян. 1, 1–2). Из этого несомненно, что Книга Деяний написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором ее является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, то есть святой апостол и евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником святого апостола Павла.
О принадлежности авторства Книги Деяний святому Луке мы находим сведения уже во второй половине II века – у святого Иринея Лионского в послании Лионской и Виеннской Церкви к Церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского, у Тертуллиана, в древнем так называемом Мураториевом каноне, у Оригена, в древнем сирийском переводе Пешито, а также и у многих позднейших христианских писателей. Намеки на существование этой Книги и даже ссылки на нее мы находим и у более ранних писателей, как, например, у святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, у святого Поликарпа, епископа Смирнского, у святого Иустина Мученика.
На то, что писателем этой Книги был святой Лука, мы находим достаточно ясные указания и в самом ее содержании. Автор ее нередко представляется в ней как спутник и сотрудник святого апостола Павла (см., например, Деян. 16, 10–17; 20, 5–15; 21, 1–17; 27, 1; 28, 16). Этим и объяснятся, почему Книга Деяний повествует больше всего (а во второй своей половине почти исключительно) об апостольской деятельности святого апостола Павла. Даже самый тон повествования и стиль Книги напоминают нам тон и стиль Евангелия от Луки.
Время и место написания Книги Деяний
Повествование Книги Деяний заканчивается указанием на то, что святой апостол Павел прожил в Риме два года и невозбранно проповедовал там учение Христово (см. Деян. 28, 30–31). О мученической смерти апостола, которая последовала в Риме при императоре Нероне 29 июня 67 года, здесь ничего не упоминается.
Из предания же церковного известно, что апостол Павел, оправданный на суде кесаря, после двухлетнего пребывания в Риме вновь возвратился в Иерусалим и совершил еще одно, четвертое миссионерское путешествие. Из этого можно заключить, что Книга Деяний написана святым Лукой около 63 или 64 года по Р. Х. в городе Риме. В своих Посланиях к Колоссянам (см. Кол. 4, 14) и к Филимону (см. Фил. 1, 24), писанных, как известно, святым Павлом из Рима, он упоминает о Луке как о находящемся с ним в Риме.
О том же, что Книга Деяний написана в Риме, имеется свидетельство и западного отца Церви блаженного Иеронима. Только еретики маркиониты, манихеи, евиониты и севериане пытались отрицать подлинность Книги Деяний, так как содержание ее слишком резко опровергает их лжеучения, почему эта Книга и была для них крайне неприятна и неприемлема.
Содержание Книги Деяний
Книга Деяний содержит описание событий от Вознесения Господа Иисуса Христа до прибытия святого апостола Павла в Рим и, таким образом, охватывает период времени около тридцати лет.
В первой ее половине (главы 1–12) повествуется по преимуществу об апостольской деятельности святого апостола Петра среди иудеев в самой Палестине, во второй половине (главы 13–28) – о деятельности святого апостола Павла среди язычников и о распространении им учения Христова уже за пределами Палестины. Таким образом, Книга Деяний рисует нам картину, как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно с предречениями Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в передней Азии и южной Европе.
Содержание Книги Деяний по главам следующее:
Глава 1. Первая Книга писателя. Наставления и обетования Господа апостолам перед Вознесением и Вознесение Господне. Речь святого апостола Петра о необходимости избрания нового апостола на место отпавшего Иуды Искариота и избрание Матфия.
Глава 2. Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. Речь апостола Петра и ее могущественное действие. Характер жизни и религиозно-нравственного состояния первой христианской общины в Иерусалиме.
Глава 3. Чудесное исцеление святым апостолом Петром хромого от рождения. Речь святого апостола Петра в связи с этим к народу с призывом к покаянию.
Глава 4. Заключение святых апостолов Петра и Иоанна в темницу. Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусовом и отпущение их на свободу. Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины.
Глава 5. История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, совершавшиеся святыми апостолами. Новое гонение синедриона на апостолов, заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь в храме и ответ перед синедрионом. Совет Гамалиила и отпущение апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия, которое они приняли с радостью.
Глава 6. Избрание семи диаконов. Проповедь архидиакона Стефана и обвинение его перед синедрионом в хуле на закон Моисеев.
Глава 7. Защитительная речь архидиакона Стефана перед синедрионом и его мученическая кончина.
Глава 8. Великое гонение на Церковь в Иерусалиме после убиения Стефана. Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом. Низведение Духа Святого на верующих в Самарии святыми апостолами Петром и Иоанном. История Симона Волхва. Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы.
Глава 9. Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск. Крещение его Ананией. Проповедь Савла в Дамаске. Бегство его от иудеев, замышлявших убить его. Пребывание новообращенного Савла в Иерусалиме. Святой апостол Петр в Лидде и исцеление им Энея. Пребывание святого апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы.
Глава 10. Обращение ко Христу первого язычника Корнилия сотника после вразумляющего видения, бывшего святому апостолу Петру.
Глава 11. Упреки святому апостолу Петру со стороны обрезанных за общение его с необрезанными и объяснения Петра. Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии. Варнава и Савл в Антиохии. Пророчество о голоде и милостыня, посланная христианам в Иудею.
Глава 12. Гонение Ирода на Церковь, убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда Ангелом по молитвам Церкви. Смерть Ирода, изъеденного червями. Возвращение Варнавы и Савла из Иерусалима в Антиохию.
Глава 13. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла. Проповедь их в Пергии и Антиохии Писидийской. Речь святого апостола Павла в синагоге, упорное неверие иудеев и обращение его вследствие этого к язычникам. Гонение на Варнаву и Павла.
Глава 14. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии. Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних язычников принести им жертву. Гонение на апостолов, побиение Павла камнями. Обратный путь апостолов в Антиохию через города с новооснованными ими христианскими общинами.
Глава 15. Смущение в Антиохийской Церкви относительно необходимости для христиан из язычников соблюдать закон Моисеев. Апостольский Собор в Иерусалиме по этому поводу. Несогласие между Павлом и Варнавой. Отправление Павла с Силой во второе апостольское путешествие.
Глава 16. Павел в Листре и Дервии. Обрезание Тимофея. Путешествие до Троады. Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию. Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа, заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение из темницы и обращение ко Христу темничного стража.
Глава 17. Павел и Сила проповедуют в Фессалонике, а затем в Верии. Павел в Афинах. Его речь в ареопаге.
Глава 18. Павел проповедует в Коринфе; Господь ободряет его в видении. Обвиняемый перед проконсулом Галлионом, Павел освобождается и отправляется в Ефес, посещает различные города и утверждает учеников. Проповедь Аполлоса, наставленного Акилой и Прискиллой.
Глава 19. Третье апостольское путешествие Павла. Прибытие его во Ефес. Крещение учеников Иоанновых и низведение на них Святого Духа. Чудеса Павла в Ефесе и их действие. Иудейские заклинатели, избитые злым духом. Сожжение волшебных книг. Возмущение против Павла и христиан, произведенное Димитрием серебряником.
Глава 20. Путешествие Павла в Македонию, Грецию и обратно до Троады. Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде. Дальнейшее путешествие до Милита. Прощальная речь Павла ефесским пресвитерам.
Глава 21. Павла убеждают не ходить в Иерусалим, но безуспешно. Путешествие его от Милита до Кесарии. Павел в Кесарии; пророчество Агава о предстоящих ему узах. Прибытие Павла в Иерусалим. Возмущение против него иудеев и его узы.
Глава 22. Речь Павла к народу о своем обращении и призвании к апостольству. Крик народа; распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом.
Глава 23. Распоряжение первосвященника Анании бить Павла по устам. Распря между обвинителями Павла фарисеями и саддукеями. Господь ободряет Павла. Решительное намерение иудеев убить его. Отправление Павла под сильной стражей к правителю Феликсу в Кесарию.
Глава 24. Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса. Обвинение его иудеями; его защитительная речь. Отсрочка решения. Проповедь Павла о Христе Феликсу и жене его. Смена Феликса новым прокуратором Фестом. Оставление Павла в узах.
Глава 25. Прокуратор Фест в Иерусалиме, жалобы ему на Павла со стороны иудеев. Павел на суде перед Фестом, обвинение против него иудеев. Павел требует суда кесаря. Прибытие в Кесарию царя Агриппы и Вереники; Павел в судебной палате перед Агриппой.
Глава 26. Защитительная речь Павла перед Агриппой, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу. Признание Павла невиновным.
Глава 27. Отправка Павла в Рим на суд кесаря. Предостережение Павла, которое не было принято во внимание; сильная буря. Корабль сел на мель, находившиеся на корабле спаслись, добравшись до берега вплавь.
Глава 28. Гостеприимство иноплеменников на острове Мелит. Ехидна, не причинившая Павлу вреда. Исцеление Павлом многих больных на острове. Дальнейшее путешествие, прибытие в Рим и проповедь в Риме.
Значение Книги Деяний
Это значение выразительно подчеркивает святитель Иоанн Златоуст в своей первой Беседе на эту Книгу. В ней, говорит он, мы видим исполнение тех пророчеств, которые Господь изрек Своим апостолам в Евангелиях; в ней мы видим торжество веры Христовой над миром сим, во зле лежащим, несмотря на человеческую слабость апостолов, не обладавших никакими внешними материальными средствами и данными для распространения и утверждения евангельского учения; в ней мы видим, как сами апостолы стали словно другими людьми после сошествия на них Святого Духа.
Безбоязненно и с великим мужеством и самоотвержением, несмотря на все постигавшие их гонения и преследования, проповедовали они учение Христово по всем концам тогдашнего культурного греко-римского мира и в короткий срок основали повсюду множество христианских общин, в жизни своей осуществлявших заветы Евангелия.
Книга Деяний ярко свидетельствует, что проповедь апостолов – это дело не человеческое, но Божие; вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (см. Деян. 5, 38–39). Особенно поучительно описание жизни первых христиан, имевших «одно сердце и одну душу» (см. Деян. 4, 32), что было полной противоположностью жизни всего остального тогдашнего мира, утопавшего в эгоизме и всевозможных грехах и пороках.
Для пастырей Христовой Церкви Книга Деяний важна тем, что дает им образец церковного благочиния и управления Церковью, основанного на так называемой соборности (пример тому – первый Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в 15-й главе), и излагает существенные обязанности пастыря Церкви (см. беседу апостола Павла с ефесскими пресвитерами – Деян. 20, 18–35).
Но самое важное в этой Книге, конечно, то, что она как никакая другая свидетельствует о величайшей истине христианства – Воскресении Христовом. Наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершенные апостолами, а Книга Деяний есть не что иное, как повествование прежде всего об апостольских чудесах.
Часть первая
Церковь Христова из иудеев
(главы 1–12)
Глава первая
Предисловие к Книге Деяний (стихи 1–3). Наставления и обетования Господа перед Вознесением и Вознесение Его (стихи 4–11). Речь святого апостола Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфея (стихи 12–26)
Предисловие к Книге Деяний
(Деян. 1, 1–3)
В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою первую книгу, в которой он написал о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1). Совершенно очевидно, что здесь речь идет о нашем третьем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же «достопочтенного Феофила» (см. Лк. 1, 3). Святой Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй Книгой, которая должна служить как бы продолжением первой.
О всем – конечно, только относительно, ибо святой Иоанн считает даже и невозможным описать все (см. Ин. 21, 25). «Все» здесь сказано в смысле все необходимое для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия.
Что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1, 1). Эти слова по-русски правильнее было бы перевести: «Что начал делать и чему начал учить Иисус». Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а продолжать это будет через апостолов (деяния которых в предлагаемой им Книге и будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (Мф. 28, 20).
До того дня, в который Он вознесся (Деян. 1, 2). Вознесение Господне указывается здесь как поворотный пункт: это – конец евангельской и начало апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с этого же момента начинается Его невидимая деятельность.
Дав Святым Духом повеления Апостолам (Деян. 1, 2). Важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим ученикам заповедь-завещание, как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире.
Святым Духом. Господь Иисус Христос все творил Святым Духом, ибо, по выражению блаженного Феофилакта, «где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный». Это завещание дано не всем, а только тем, которых Он избрал на это великое дело (Деян. 1, 2).
Которым и явил Себя живым (Деян. 1, 3). Для того чтобы апостолы могли свидетельствовать о Нем во всем мире, Господь явил им Себя живым после Своих страданий и смерти и уверил их в истине Своего Воскресения, в продолжение сорока дней являясь им (Деян. 1, 3). Книга Деяний, таким образом, дополняет Евангелие, указывая, что, хотя Господь и не пребывал со Своими учениками непрестанно после Своего Воскресения, но многократно являлся им и лишь через сорок дней вознесся от них на небо. В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия – надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им апостольской деятельности.
Глава 16: Католические послания и Апокалипсис
Глава 16: КАТОЛИЧЕСКИЕ ПОСЛАНИЯ И АПОКАЛИПСИС.
Читатель, вероятно, заметил, что первое послание Иоанна и
послания Иакова, Петра и Иуды оформлены в нашем печатном
Завет, «Общие послания». Оригинал слова «генерал»
католический, католический, и от этого слова эти послания имеют
долгое время были известны как католические послания. Второй и Третий Иоанн
включены в заглавие, хотя и адресованы отдельным лицам, поскольку
было нежелательно классифицировать их отдельно от более крупных
послание того же автора. Итак, есть семь католических посланий, и
мы будем говорить о них в том порядке, в котором мы их сейчас находим.
1. Джеймс. Было три выдающихся ученика с этим именем, Джеймс
сын Зеведея, Иаков, сын Алфея, оба апостолы; и Джеймс
брат Господа. По причинам, слишком подробным, чтобы приводить их здесь,
под последним в настоящее время обычно понимается автор
послание. Со времени заточения Петра Иродом, которое произошло
в год Господень 44, до смерти Иакова в году
62, он, кажется, постоянно проживал в городе Иерусалиме, поскольку
признанный глава этой церкви в отсутствие апостолов
(Деяния 12:17; Деяния 15:13; Деяния 21:17,18; Галатам 1:18,19). ; Галатам 2:9-12).
Послание адресовано «двенадцати коленам рассеяния».
что означает те из двенадцати колен, рассеянных в других странах
чем Палестина (Иакова 1:1). Лица, к которым обращались, как показывает содержание послания, были евреями-христианами рассеяния, а не
неверующие. До апостолов таких христиан было очень мало.
много лет проповедовал и обратился во многих странах;
следовательно, дата написания этого послания должна была быть ближе к концу
жизни Джеймса, но в каком году теперь невозможно установить
{v}. Братья, к которым обращались, подвергались гонениям, и цель
писателя состоит в том, чтобы поощрить их к терпеливому терпению их
несчастья. Эта цель пронизывает все послание. В то же время многие
вводятся предостережения и увещевания, соответствующие всем
времена и места. Послание особенно отмечено наиболее
подробный урок по контролю над языком, который можно найти в
Библия. Он также кратко затрагивает тему оправдания,
показывая, что хотя, как обильно учит Павел, мы не оправданы
делами закона, но те дела, которые относятся к послушанию вере
необходимы для обоснования.
Это послание всегда восхищало своей гладкостью и элегантностью.
стиля, в котором она написана, превосходя в этих
сведения к любому другому документу Нового Завета.
{v} См. примечание к главе 15.
2. Первый Петр. Петр обращается частично к тем же ученикам
обратился Джеймс. Это «пришлые рассеяния в Понте,
Галатия, Каппадокия, Азия как Вифиния» (1 Петра 1:1). Это были провинции в западной и северной частях того, что мы называем Малой Азией, и они
были включены в более общее Рассеяние, к которому обращался Джеймс. Это было
Павлом и его сотрудниками, что эти провинции были
евангелизировал. Основная цель послания та же, что и у
Иакова, чтобы ободрить этих братьев во время гонений, которые они
были стойкими, и подготовить их для других, которые были в их
будущее. Ничто не может быть лучше приспособлено для этой цели, чем тендер
слова и искренние призывы, которые использует писатель. настроение
во всем отражает зрелость христианского характера и
опыт, который заставит Петра предстать перед читателем в гораздо лучшем свете.
светлее, чем в Евангелиях. Один знакомый с ним там вряд ли мог
узнать его здесь — поразительное доказательство преображающей силы
христианская жизнь.
3. Второй Петр. В этом апостол обращается к одним и тем же лицам,
и в основном с той же целью (2 Пет. 3:1,2). Однако главным образом оно примечательно тем, что содержит два предсказания, первое во втором.
глава о лжеучителях, которые должны были появиться в церкви; а также
второй, в третьей главе, о пришествии Христа в
суд и разрушение нынешних небес и земли.
Многие писатели, как древние, так и современные, выражали сомнения
уважая подлинность этого послания; но их аргументы
ни разу не удалось убедить большую массу верующих.
От первого до последнего слова она достойна пера апостола, и
ни одно послание не подтверждает свое собственное авторство более решительно.
4. Первый Джон. Это послание не адресовано какому-либо конкретному
класс учеников, и поэтому в самом строгом смысле католический
или общий. После вступительного абзаца, в котором автор излагает
очень выразительно свидетельствует о полноте апостольского свидетельства о
воскресение Иисуса, послание посвящено увещеваниям
избегать греха и побуждать к любви друг к другу. Последняя обязанность
изложено здесь более настойчиво, чем в любой другой части Нового
Завещание; и это привело к тому, что апостола Иоанна назвали Апостолом
Любовь. Он, очевидно, был очень старым человеком, когда писал, ибо обращается к
учеников всех возрастов и сословий как «Малыши», «Мой маленький
детей» {1 Иоанна 2:1,12,13,18,28; 1 Иоанна 3:7,18; 1 Иоанна 4:4; 1 Иоанна 5:21}. Это ставит послание в число последних писаний Нового Завета. , но без
определение его даты более определенно. Есть некоторая неуверенность в том, что
или Евангелие от Иоанна было раньше.
5. Второй Джон. В этой краткой заметке автор называет себя
по названию «Старец» {2 Иоанна 1:1}. Человек, чтобы быть известным под этим именем, должен был быть хорошо известен в течение более старшего возраста.
что из любых других, с которыми он был связан. Джон пережил очень
много лет всем другим апостолам; и перед смертью он был
вероятно, самый старый из ныне живущих членов церкви. Это, естественно,
чтобы все узнавали его под этим титулом, и особенно все
тех, с кем он был близок. Главный человек, к которому обращаются в этом
обратите внимание, что «избранная дама» {2 Иоанна 1:1} была дамой не только в нашем американском смысле этого слова, но и в аристократическом смысле старого
Мир; то есть она была знатной женщиной. Таково значение
Греческое слово { Kuria } отрендерено леди.
Так как эта дама и ее дети были людьми не только знатными, но и
большого рвения и гостеприимства, продажные люди, как в народе называют
«религиозные бродяги» в наши дни стали искать ее гостеприимства, чтобы
использовать тот факт, что он был ее гостем, чтобы навязать себя
на других. Главной целью этого послания было предостеречь ее от
эта точка. Апостол рассчитывал побывать здесь в ближайшее время, и это
объясняет краткость послания. Кстати, мы узнаем, что
послание было написано не на пергаменте, а на бумаге. Это было
вероятно, очень скоро скопировали на более стойкий материал, или, возможно,
погиб.
6. Третий Джон. Еще одна короткая записка из «Старца» {3 Иоанна 1:1}, адресованная брату по имени Гай, который,
отмечена в церкви как «избранница» второго послания
{2 Иоанн 1:1} и за те же превосходные качества. Он был особенно либерален в «пересылке по пути» таких братьев, которые проходили мимо него.
их путь к дальним полям труда {3 Иоанна 1:6}. Цель послания состояла в том, чтобы похвалить его за это и предостеречь от
некий брат по имени Диотреф, который «любил
превосходство» {3 Иоанна 1:9}, и восстал даже против авторитета апостола. Он дает Гаю понять, что он будет иметь дело
с этим нечестивцем по заслугам его, когда он посещает ту церковь
{3 Иоанна 1:10}. Ему нужно многое сказать Гаю, как и «избранной госпоже», но он откладывает это до тех пор, пока не сможет поговорить «лицом к лицу» {3 Иоанна 1:14}.
Эти две личные заметки имеют большую ценность, поскольку проливают свет на
сразу на любовные отношения, существующие между престарелым апостолом и
верный своим соработникам, как мужчинам, так и женщинам, и на непослушных
поведение необращенных или полуобращенных людей, которые уже тогда ползли
в церкви. Это последнее обстоятельство мешает нам быть
удивление или разочарование, когда мы видим то же самое в наши дни.
7. Джуд. Настоящее имя этого писателя, как мы видим из первого
стих послания, был Иуда. Английские переводчики, наверное
принял неподходящее имя Иуда, чтобы помешать невежественным людям
думая, что это был Иуда Искариот. Он называет себя «братом
Иакова» (Иуды 1:1), и среди ученых сейчас принято считать, что он имеет в виду брата того Иакова, который был братом Господа.
верно, он также был братом Господа; но как Господь
вознесся на Небеса, более приличествовало называть себя братом
Иакова, чем брат Господа. Он объявляет это целью
его послание, чтобы увещевать братьев усердно подвизаться за веру
раз навсегда предан святым, ввиду того, что многие худые
в церкви проникли люди, которые развращали и веру, и
нравы братии. Его осуждение этих персонажей
напоминают нам о некоторых подобных разоблачениях плохих людей Старым
пророков Завета, и об осуждении нашим Господом лицемерных
книжники и фарисеи. Они еще больше напоминают вторую главу
Второй Петр. Он напоминает братьям, что апостолы предсказывали
появление таких людей, и что их приход, следовательно, не был
дело неожиданности. Он завершается благословением, которое является одним из
самое красивое и уместное, что можно найти в любой литературе.
8. Апокалипсис. Слово апокалипсис означает «откровение»; но
так как другие книги, как и эта, содержат откровения, есть немного
путаница в названии этой книги откровения; отсюда и предпочтение
среди ученых за непереведенное название. есть еще один
возражение против печатного названия «Откровение св. Иоанна Богослова».
Божественный», ибо Иоанн был не более святым и не более божественным, чем любой
из других апостолов. Настоящее название книги, т.
один, данный самим писателем, находится в первом стихе; »
откровение Иисуса Христа, которое Бог дал ему показать своим
рабы, даже то, что вскоре должно произойти; и он пошел
и возвестил это через Ангела Своего слуге Своему Иоанну, который засвидетельствовал
слова Божия и свидетельства Иисуса Христа, даже всех
то, что он видел» {Откровение 1:1,2}. Поскольку оно предназначалось для того, чтобы показать «то, чему надлежит быть в скором времени», его содержание должно быть в основном
пророческий.
За этим полностью заявленным титулом следует приветствие «Семи
церквей Асии» {Откровение 1:4}, подобно обычному приветствию посланий, и это славословием. Затем открывается основная часть книги.
с рассказом о явлении Иоанну на острове Патмос,
Сам Господь Иисус во славе. Господь повелевает ему писать то, что он
диктует, и следуют семь кратких посланий Господа к
семь церквей Азии. Слово Азия означает римскую провинцию, в которой
Эфес был главным городом. Сверившись с любой хорошей картой, читатель
найдут семь церквей, вернее, городов, в которых они были
расположены почти по кругу. Если бы эта книга была написана о
9 год6, как утверждает Ириней, писатель второго века, Иисус
находился на небе около шестидесяти двух лет, и эти семь церквей
существует почти сорок лет {w}. После опыта этого
долгое время Господь диктует письмо каждому из них, чтобы сообщить им
как он относился к их поведению с тех пор, как они были посажены, и дать им
предостережения и увещевания на будущее. Когда послание к каждому было
публично читать собравшимся членам, повод, должно быть, был один
никогда не забыть. Читая их, мы должны помнить
сравнению с нашей собственной конгрегацией, и насколько условия
подобные мы должны принять к себе те же самые предупреждения, или
похвалы, в зависимости от обстоятельств.
Написав слова семи посланий, когда они упали с
уст Господа, Иоанн увидел в видении дверь, отверзшуюся на небе, и в
по велению голоса, он был восхищен им и увидел видение
славы Божией, далеко превосходящей любую возможную
пророк или апостол. Затем последовало видение книги, запечатанной семью
печати, которые никто на небе не счел достойным снять печать, кроме
Лев из колена Иудина» {Откровение 5:5}, широко известный титул Господа нашего Иисуса Христа. Когда Он взял книгу в руку, великая слава была
приписывается ему всеми небожителями; и как он продолжил
за открытием семи печатей последовало открытие каждой чудесной
символическое видение, предвещающее что-то, что произойдет на земле (Откровение 4:1-7:17). Когда была снята седьмая печать, выступили семь ангелов с семью
трубы в руках. Они трубили в свои трубы один за другим, и
последовало столько же поразительных событий (Откровение 8:1-9).:19). Остальная часть книги (Откровение 12:1-22:21) заполнена серией видений совершенно другого характера и слишком подробных для описания здесь, все
заканчивается видением последнего суда и Нового
Иерусалим, в котором святые должны обитать в присутствии Бога
навсегда. Таким образом, Библия, начавшаяся с видения сотворения
нынешние небеса и земля, на которых родился грех и Искупитель
от греха был распят, завершается видением нового неба и нового
земле, где искупленные от греха из каждого народа, семьи и
язык, будет жить вечно в праведности и блаженстве.
обетование Аврааму никогда не упускалось из виду с тех пор, как оно было впервые
возвещено в Уре Халдейском, и ныне исполняется
благословение, которое приходит на людей всех народов через семя Авраама.
{w} Многие ученые считают, что дата апокалипсиса была
около 68 г. н.э., вскоре после гонений Нерона и во время
ранние этапы еврейской войны, кульминацией которой стало падение
Иерусалима (70 г. н. э.). Это сделало бы апокалипсис
самое раннее из произведений Иоанна.—W.
Глава 01
Краткое содержание главы | Самопроверка | Руководство для учащихся и глоссарий терминов |
Что такое Новый Завет?
Краткое содержание главы:
Новый Завет — вторая половина христианской Библии. Христиане считают Ветхий Завет (или Еврейскую Библию/Еврейские Писания) и Новый Завет священным каноном Писания. Ветхий Завет содержит 39книг (24 на иврите), которые составляли более или менее фиксированную коллекцию примерно через столетие после жизни Иисуса. Новый Завет важен для изучения студентами, потому что он стоял в центре западной цивилизации и, таким образом, затронул всех нас, независимо от того, считаем мы себя христианами или нет.
Новый Завет: некоторые основные сведения
Новый Завет содержит 27 книг, написанных на греческом языке 15 или 16 разными авторами между 50 и 120 годами н. э. Их можно разделить на 4 группы: Евангелия, Деяния апостолов, Послания, и Апокалипсис. Новый Завет содержит 4 Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти книги рассказывают истории о жизни, служении и смерти Иисуса. Евангелия были написаны анонимно и стали приписываться ученикам (Матфею и Иоанну) и сподвижникам апостолов (Марку и Луке) где-то во втором веке. Деяния апостолов, написанные автором третьего Евангелия («Луки»), описывают распространение христианской церкви от смерти Иисуса до смерти апостола Павла. После Деяний следуют 21 послание или письмо. Большинство этих книг Нового Завета представляют собой записи переписки между церковным лидером и христианской общиной; Послания Нового Завета обращаются к вопросам христианской веры, практики и этики. Тринадцать из этих книг утверждают, что написаны Павлом (хотя, как мы увидим, исследователи Нового Завета сомневаются в достоверности некоторых из этих утверждений). Последняя книга Нового Завета – это Откровение, христианский апокалипсис. Автор этой книги, Иоанн, описывает события, приведшие к разрушению этого мира и появлению мира грядущего.
Другие раннехристианские писания
27 книг Нового Завета — не единственные писания первых христиан. Есть много других Евангелий, посланий и апокалипсисов, не вошедших в христианский канон. Одно важное собрание неканонических раннехристианских писаний называется «Апостольские отцы». Эти книги, написанные христианами в начале II века н. э., считались авторитетными в некоторых христианских общинах. Некоторые из этих писаний считались столь же авторитетными, как Евангелия или послания Павла. Еще одна важная коллекция раннехристианских писаний была найдена недалеко от Наг-Хаммади в Египте. Эти книги второго века были написаны на коптском языке.
Развитие христианского канона
Христиане были не единственными и даже не первыми, кто разработал набор авторитетных книг. Хотя еврейский канон не был твердо установлен до смерти Иисуса, некоторые части канона стали считаться авторитетными гораздо раньше. К концу первого века некоторые христиане считали слова Иисуса «Писанием» (1 Тим. 5:18). Некоторые христиане также признали писания Павла авторитетными (2 Пет. 3:16). Христианский канон возник в результате споров между различными христианскими группами относительно правильных учений. На протяжении второго, третьего и четвертого веков христиане продолжали спорить о приемлемости христианских писаний. Эти дискуссии сосредоточились на трех основных вопросах: 1) была ли книга древней? 2) была ли книга написана апостолом? 3) была ли книга широко распространена среди христиан? Лишь в 367 году н. э. один христианин назвал нынешние 27 книг авторитетными христианскими Писаниями.
Значение для нашего изучения
Книги Нового Завета отражают различные точки зрения. Обсуждение развития канона показало, что ранние христиане придерживались различных взглядов, и, таким образом, нас не должно удивлять обнаружение некоторых из этих различий в самом Новом Завете.
Новый Завет: еще один набор проблем
У ранних христианских общин были не только разные книги, но и разные версии одних и тех же книг. В древности книги переписывались от руки, по одной букве за раз. Это дало ряд возможностей для ошибок писцов — преднамеренных или непреднамеренных — войти в текст. У нас нет оригиналов каких-либо книг Нового Завета; наши копии были сделаны намного позже. Мы знаем, что изменения были внесены по мере того, как книги передавались из-за копий, которые у нас есть. Ученые собрали более 5000 греческих копий Нового Завета, и нет двух абсолютно одинаковых. На самом деле различий в рукописях больше, чем слов в Новом Завете.
Экскурс: некоторые дополнительные размышления: историк и верующий
В этом учебнике используется исторический, а не конфессиональный подход к Новому Завету и другим раннехристианским писаниям. Важно понимать разницу между этими подходами, потому что Новый Завет — это больше, чем христианская книга. Это культурный артефакт, собрание сочинений, оказавших влияние на западную цивилизацию. Чтение этих книг как истории имеет смысл, потому что они были написаны в определенных исторических обстоятельствах и продолжают читаться в определенных исторических обстоятельствах.
Историки имеют дело с прошлыми событиями, которые являются достоянием общественности. Они пытаются реконструировать то, что, вероятно, произошло, на основе данных, которые может изучить и оценить любой заинтересованный наблюдатель, независимо от его/ее религиозных убеждений. Историки могут описывать сходства и различия между точками зрения, но они не могут судить об обоснованности точек зрения, потому что суждение не является частью публичного отчета.