Русская православная церковь 15 16 веков: ЗАЛ 19. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI-XVII ВВ.

Разное

Содержание

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

В конце 15 – начале 16 веков на Руси
происходили события, на долгое время предопределившие пути её
социально-политического развития.

Царские регалии

Именно в тот период русской истории
закладывались духовные и политические основания государственности Московской
Руси
. Поэтому то время отмечено весьма острой полемикой по многим
религиозным и политическим вопросам. Именно на эти темы мы сегодня поговорим на
нашем уроке.

Православная церковь поддерживала
объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание
централизованного государства.

Она поддерживала Александра Невского
в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала
поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за
объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и
льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили
унию
– акт о соединении обеих ветвей христианства.

За участие в этой акции собор
московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него
в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.

В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним
делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила
полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет
церкви возрос.

Но такое положение дел имело обратную
сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало
возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь
с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала
соперничать с великокняжеской властью.

Церковные деятели противились такому
положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это
приводило к конфликтам.

Церковь оставалась мощной религиозной
силой
, богатейшим
землевладельцем и средоточием культурных ценностей
.

Церковь вела себя агрессивно по
отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, – к
католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти.
Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в
друге.

Вторая половина 15 – первая 16 века –
период распространения на землях Руси различных еретических учений
Ѐреси – это отступление от официального церковного учения и
церковных догм. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь
поддерживала государство, то борьба против церковных устоев означала и подрыв
государственных интересов.

Одним из центров распространения
ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство
быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

Первые ереси появились в Новгороде в
14 веке.

Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками».
Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или
парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.

Суть учения выражалось в неприятии
поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и
загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного
землевладения, угнетения одних людей другими.

Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих,
появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её
приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.

Еретики отрицали божественное
происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали
почитание икон, поклонение святым.  Критиковали монашество за непотребный
образ жизни.

Взгляды еретиков нашли поддержку
среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану
3.

Иван 3 не вмешивался в религиозные
споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь,
поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви
в государстве.

Но вскоре споры возникли и внутри
руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

15 век был периодом бурного развития
монастырей.
В
различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436
году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был
основан Соловѐцкий монастырь.

В 1479 году преподобным
Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.

Ещё в 14 веке Сергием
Ра̀донежским
был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним
из самых богатых на Руси.  

Монастыри получали богатые
подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою
церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем
не менее, монастыри занимались благотворительностью.

Другая ситуация была в небольших
монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от
собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

Скит

Постепенно между этими двумя
крайностями возник спор. Первая сторона «нестяжа̀тели»,
проповедовали уход от мира отказ церкви от приобретения

богатств и земель. Их вдохновителем
был известный церковный деятель Нил Со̀рский.

Вторая – «иосифля̀не»
– последователи Иосифа Воло̀цкого. Они доказывали, что монастыри
нуждаются в землях и крепком хозяйстве. Что только так возможно распространять
идеи христианства, помогать верующим и заниматься посвящением.

Великий князь поддерживал
нестяжателей
. При
помощи их и еретиков он стремился ограничить влияние и богатство церкви и
усилить свою власть.

Но вскоре иосифляне изменили своё
учение. Теперь они признавали главенство князя над церковью, передавали ему
решение многих церковных вопросов. В руки князя перешла обязанность борьбы с
ересью. Князь поддержал иосифлян. Вскоре с ересью и нестяжателями было
покончено. Представители этих учений были сосланы либо казнены.

В то время как иные православные
страны Европы и сам центр православия Византия были покорены османами,
русские земли объединились в единое сильное государство.

Постепенно русские церковники пришли
к выводу о главенствующей роли России в Православном мире, о её
преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила
название «Москва – Третий Рим».

Первым эту теорию в 1490 году
озвучил митрополит Зосима. Он приравнял Ивана 3 к императору
Константину, а Москву – к Константинополю.

В явном виде теория была
сформулирована в посланиях старца Филофѐя великому князю
Московскому Василию 3.

Теория обосновывала значение
Москвы как религиозного и политического центра, ставшего преемником Рима и
Константинополя
, которые пали по причине «уклонения от истинной веры».

Данная теория стала основой
представлений о роли и значении России, как единственного центра истиной
веры
, которые сложились в период образования Русского государства.

Церковные деятели, проповедовали о
том, что род Рюриковичей происходит от римского императора Августа, чья
власть имела божественный характер. Самим Богом дана и власть московских
монархов. 

Итогом развития отношений церкви и
государства были следующие моменты.

Русская Православная Церковь вышла из
подчинения Византии.

Внутри церкви появились разногласия.
Церковь попала в зависимость от великих князей.

Главной заслугой церкви было то, что
при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление
великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.

Trojden | Русская православная церковь в конце XV-XVI веке: Пчелов Е. В.

1. Иосифляне и нестяжатели. В конце XV века Русская православная церковь представляла собой заметную силу в Российском государстве, занимала большое место в жизни народа. В ней видели не только связующее начало с божественным миром, но и хранительницу культурного наследия русского народа.

Церковь сосредоточила в своих владениях немалые богатства. Ей принадлежали земли с жившими на них крестьянами. Церковь нередко покупала земли. С богатыми дарами к ней обращались представители разных сословий.

Земные блага, принадлежащие Церкви, не могли не вызвать разногласия в среде церковников и их паствы. Многие были недовольны тем, что зачастую священники и монахи больше пекутся не о духовной жизни, а о собственном благополучии. Поэтому в церковной среде начали возникать ереси, то есть такие религиозные течения, приверженцы которых выступали против официального церковного вероучения.

Евангелие. Конец XV в.

Большое распространение ереси получили в северных районах страны, прежде всего в Новгороде. Еретики отрицали священство, иконы и даже храмы. Они считали, что человек вправе сам, без помощи Церкви общаться с Богом.

Еретиков жестоко преследовали, а многих даже казнили. Но ереси оставались живучи и проникали не только в массы простого народа, но и в высшие слои дворянства и боярства.

В результате разногласий в духовенстве появились два течения — нестяжатели и иосифляне.

Нестяжателей возглавил Нил Сорский, настоятель монастыря на реке Соре. Они осуждали стяжание, то есть накопление Церковью земельных владений и богатств. Проповедовали аскетизм, строгие моральные правила, призывали заботиться о спасении душ, а не о земных делах. Церкви, по мнению нестяжателей, надлежит быть скромной и полностью отрешиться от мирских забот. Ей не следует вмешиваться в государственные дела.

По сути, нестяжатели предлагали вернуться к обычаям древних времён, когда Церковь была значительно ближе к простому народу.

Противоположную позицию заняли иосифляне. Их главой был Иосиф Волоцкий, настоятель монастыря под Волоколамском. Иосифляне считали, что Церковь должна всячески приумножать свои богатства. Тогда она будет сильной и богатой, сможет возводить новые храмы, ещё шире проповедовать православие и просвещать народ. Иосифляне ставили церковную власть выше светской. Но признавали и сильную власть государя — наместника Бога на земле, по их представлениям.

Идеи иосифлян оказались созвучны взглядам Ивана III. Так, Церковь стала важной опорой монархической власти.

1. Иосиф Волоцкий. Икона. XX в.

2. Иосифо-Волоцкий монастырь. XV-XVI вв.

Нестяжатели и иосифляне представляли два направления церковной мысли того времени. Государство поддержало иосифлян: Церковь не утратила своего имущества, монастырское землевладение продолжало расширяться.

1. Что вы знаете о ересях в средневековых странах Западной Европы? Против чего выступали еретики на Руси?

2. Сравните взгляды нестяжателей и иосифлян на положение Православной церкви в русском обществе и государстве по примерному плану:

1) Основоположники церковных течений, годы их жизни.

2) Места расположения монастырей — центров церковной мысли.

3) Отношение нестяжателей и иосифлян к власти государя и богатствам Церкви.

4) Отношение к ним государства.

5) Отношение к ним разных сословий русского общества.

3. Как вы думаете, почему идеи нестяжателей и иосифлян возникли и развивались в одно и то же время? Какое влияние они могли оказывать на духовную жизнь русского общества во второй половине XV-XVI веке?

2. Стоглавый собор. Дальнейшее укрепление единого государства потребовало изменений в церковной жизни. В 1551 году собрался церковный собор, который именуется Стоглавым, поскольку решения собора были сведены в сборник, состоявший из ста глав. Его работой руководил митрополит Макарий.

1. Стоглав. Начальный лист.

2. Юродивый Василий Блаженный. Икона. XVII в.

Непосредственное участие в организации собора принял Иван Грозный.

Собор затронул многие церковные вопросы. Было установлено единообразие обрядов для всей Русской православной церкви. Собор предписал обязательное следование канонам в иконописи.

На нём обсуждались проблемы церковного землевладения. За Церковью оставались все земли, приобретённые до Стоглавого собора, но впредь приобретение земли и получение её в дар должны производиться только с разрешения государя.

Большое внимание собор уделил нормам поведения духовенства. Монахам запрещались к употреблению крепкие напитки. Иерархам предписывалось держать под контролем поведение рядовых священников.

С помощью этих мер Церковь намеревалась поднять авторитет духовенства и свой престиж в общественной и государственной жизни.

В XV-XVI веках на Руси появились юродивые. Это старославянское слово означает «уродливые». Юродивые вели скитальческий образ жизни, нищенствовали. Специально обрекая себя на физические страдания, носили тяжёлые цепи — вериги. Это делалось в память страданий Иисуса Христа.

Люди вслушивались в бормотания юродивых, пытаясь уловить их тайный смысл, считая юродивых предсказателями, пророками. Вера в их «пророчества» была так велика, что, случалось, слово юродивого предотвращало преступления. Так, по легенде, именно юродивый спас Псков от разгрома Иваном Грозным, укорив царя за его жестокость.

При Иване Грозном Русская церковь внесла упорядоченность и стройность в свою жизнь. Она поддерживала государство, но выступала против насилия и произвола.

Кадило. 1598 г.

1. Обратите внимание на время созыва Стоглавого собора. К какому периоду царствования Ивана Грозного он относится?

2. Какие конкретно решения Стоглавого собора были направлены:

1) на укрепление единой Церкви;

2) на подчинение церковного землевладения царской власти;

3) на повышение авторитета духовенства в обществе?

3. Как в решениях Стоглавого собора выразилась государственная поддержка иосифлян?

4. Подумайте, какой смысл в понятие «юродивый» стали вкладывать жители России в XV-XVI веках.

3. Установление патриаршества. В 1589 году глава Русской церкви принял титул Патриарха Московского и всея Руси. Первым патриархом избрали московского митрополита Иова. Сан патриарха выше сана митрополита. Его введение в Русской церкви означало её полную самостоятельность. Константинопольский патриарх перестал быть главой Русской церкви, пусть и формальным.

Русская церковь вошла на равных правах в ряд других православных церквей — Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской и др.

Патриарх Иов. Миниатюра. XVII в.

Русское государство теперь возглавлял не великий князь, а царь, Русскую же православную церковь — не митрополит, а патриарх.

В конце XV-XVI веке Русская православная церковь укрепила свои позиции в стране и в мире. Её глава принял титул патриарха.

Вспомните, когда Русская православная церковь стала автокефальной, то есть получила независимость от Константинополя. Через сколько лет и веков она добилась полной самостоятельности?

1. Объясните, что стояло за сменой титулов светских и церковных правителей в XVI веке: великий князь -» царь, митрополит -» патриарх?

2. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся деятелей Русской православной церкви в период становления Московского царства.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница