С успение пресвятой богородицы: Успение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции праздника

Разное

Успение Пресвятой Богородицы

Иерусалим – один из самых древних городов мира. По христианскому и древнеиудейскому преданиям его основал старший сын Ноя Сим, который и был в этом городе первосвященником и царем. Иерусалим означает «мир Божий». Голгофская жертва должна была примирить Небо с землей, человека с Богом, а сошествие Духа Святого в Сионе – открыть человечеству Царствие Божие, Царство бесконечного мира.

Само Царство Духа открывается в сердце как совершенный мир, где нет сомнений, нет противоречий, разделений, противостояний и вражды. В Иерусалиме должна была прозвучать первая проповедь о спасении человечества и откликнуться эхом во всех пределах и концах Земли. В Иерусалимском храме Воскресения изображен круг с надписью «Центр мира». Эта надпись вызывает удивление и усмешку тех, кто под центром земли подразумевает некую географическую точку. Между тем Иерусалим и, прежде всего, Голгофа и Гроб Господень – это центр земной и космической истории.

В космографическом отношении Земля – пылинка в пылающей звездами бездне нашей галактики, одной из несчетных скоплений звезд. Но Земля в мистическом значении – центр мира, центр Космоса. Из нее взял Тело Свое Христос Спаситель. На Земле была одержана Христом победа над демоном, поэтому Земля остается центром и сердцем Вселенной. Иерусалим как будто собрал в себе все противоречия, все противостояния, яркий свет и глубокую тьму. Этот город – святой и преступный, город пророков и Богоубийц, город героев и торгашей, которые за плату предают на смерть Мессию.

У Ездры сказано, что Господь выбрал из всех цветов лилию, а из всех городов – Иерусалим. Иерусалим – город Божий, но и демон свил там свое гнездо. В Иерусалимском храме старейшины совершали языческие мистерии и поклонялись Бафомету. Здесь во времена Антиоха тысячи героев шли на смерть, на пытки и меч во имя Единого Бога. Здесь тайные братства Люцифера, как пауки, плели паутину, чтобы опутать ею весь мир. Сюда пришел Христос, чтобы сделать этот город таинственной чашей Своей Крови – каменным Граалем. Но сюда Христос пришел и потому, что в Иерусалиме скорее, чем в каком-либо другом месте, Его могли убить.

Дивный вид открывался паломникам с горы Сион. Город был похож на причудливое, слитое воедино здание. Он поднимался террасами по склонам гор и холмов. На утесе горы Морея стоял храм Иеговы. Иерусалимский храм называли восьмым чудом света. В этом городе Апостолы впервые произнесли слова, ставшие радостными и благословенными на языках мира: «Христос Воскрес».

В Иерусалиме была основана первая христианская община. Господь оставил Церкви Своей великий дар – Свою Пречистую Матерь, благословив Ее долгой земной жизнью.

Первые главы Евангелия от Луки – это рассказ Божией Матери о Рождестве и детстве Христа. Но о самой Деве Марии в Евангелии сказано немного. Священное Писание хранит о Ней молчание, потому что жизнь Божией Матери – тайна. Эта жизнь сокрыта от взоров людей. Царь Давид пророчески писал о Ней: «Вся слава Дочери Царя внутри Ее». Нельзя передать словом то, что выше слова.

Незадолго до Успения Божией Матери Ей явился Архангел Гавриил, Ее Ангел-Хранитель, с пальмовой ветвью в руке и сказал, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. Пальмовая ветвь – символ победы. Дева Мария – единственная из людей, Которая сохранила всецелую чистоту души и сердца, Которая не изменила никогда Богу ни одной мыслью, ни одним движением сердца.

Апостолы, ученики Христа, были поражены глубокой скорбью, узнав о близкой разлуке. Но Дева Мария утешала их, обещая, что смерть не разлучит их, что по смерти Она будет еще ближе к ним. В день Успения Божией Матери Апостолы собрались к Ее одру. Внезапно они увидели Христа, Который взял на руки душу Своей Матери. Дева Мария носила у Груди Своей Христа-Младенца, теперь Сын и Бог возносит Ее душу в Вечное Царство, из земного Иерусалима в Небесный Иерусалим. С пением гимнов и псалмов Апостолы понесли одр с телом Божией Матери через Иерусалим в Гефсиманский сад и погребли у могилы Ее родителей Иоакима и Анны.

Когда заходящее солнце, спускаясь за горизонт, озаряет своим мягким светом землю, как будто прощаясь с ней, когда синева неба кажется особенно прозрачной и глубокой, а края облаков окрашены в золотистый цвет, то чувство глубокой внутренней тишины и мира охватывает сердце. Однажды Патриарх Софроний в раздумье сидел на вершине горы Сион. Магометане, разбив византийский гарнизон, приближались к Святому Граду. Но вечер был тих и спокоен. Лучи заходящего солнца озаряли небо цветами радуги. В эти минуты Патриарх испытал необычное чувство неземного покоя, ощутил дыхание Вечности, как будто время с его бедствиями и войнами остановилось. Патриарх написал на пергаменте слова, которые излились из его сердца: «Свете тихий, святые славы…» Этот бессмертный гимн Церковь поет во время каждой вечерни. Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей.

Многое видел на своем веку Святой Град. Его брали штурмом войска вавилонян и римлян, разрушали крепостные стены до основания, сжигали святыни, превращали город в руины, в разрушенных домах обитали филины и дикие звери. По улицам города гарцевали арабы-воины на своих скакунах, двигались стройными рядами рыцари-крестоносцы, закованные в латы, и казалось, что гранитные плиты мостовой стонут и дрожат под копытами их коней. Над воротами города знамя с римским орлом сменяли: двуглавый орел Византии, полумесяц со звездами, белый стяг с крестом, ливанский кедр и шестиконечная звезда. Иерусалим превращался в развалины и отстраивался вновь, как будто воскресал из пепелища. Но среди огненных шквалов гробница Божией Матери оставалась невредимой, словно волны бушующего океана замирали у ног Девы Марии.

День Успения Божией Матери – великий праздник Православной Церкви. Смерть стала праздником. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи, где небесные сферы наполнены сиянием. Святые говорили: «День смерти больше дня рождения». Смерть открывает человеку его самого. Смерть высвечивает глубины души, тайники человеческого сердца, где в подсознании хранятся закодированные, как бы засекреченные записи всей его жизни, его слов и поступков, желаний и тайных помыслов. Ничто не проходит без следа. Все остается в тайнописи памяти сердца. То, что, казалось бы, навсегда исчезло в темных провалах прошлого, сохранилось в подсознании. Великая мудрость – познать самого себя. Но обычно мы видим только самую поверхность нашей психической жизни, ее внешний слой, а глубины остаются для нас сокрыты.

В Священном Писании человеческое сердце сравнивается с морем («Притчи Соломона»). Когда мы смотрим на расстилающееся перед нами бездонное, бескрайнее море, то тихое и ласковое, как будто нарисованное лазурью и бирюзой, то потемневшее от гнева перед бурей, то вздымающее волны, похожие на хребты гор, покрытые снегом, – это только поверхность моря, а его глубина непроницаема для нас. Неизвестно, что таит море на дне, в своей глубине: драгоценные камни или чудовищ, растения, похожие на морские цветы, или мертвые подводные скалы. В сердце суммируется все, что происходит с человеком.

Смерть – последний момент в самоопределении человеческой личности. В Вечности изменений нет. Там – раскрытие добра и зла, которые накопил человек за время жизни и спрятал в своем сердце, как богач – сокровище в глубоком подземелье. Для одних день смерти светел и прекрасен, для других ужасен, как день казни. Для праведника смерть – это пробуждение в дивно прекрасном море света среди лучезарных духов. Для грешников – это все нарастающий ужас.

Пробуждение грешника в аду более жуткое, чем пробуждение уснувшего летаргическим сном в гробу. Очнувшийся в гробу не понимает, где он, что с ним произошло. Он кричит, зовет на помощь, но его никто не слышит, как в огромной безлюдной пустыне; он пытается поднять крышку гроба, но не может даже пошевелить ее. Она наглухо забита гвоздями, придавлена слоем земли сверху, могильный камень лежит, как печать. Приходит смерть. А для грешника смерти как уничтожения не будет. Он вечно умирает в клубке таких же человекообразных змей. Конца нет, время застыло в вечности; это ад.

Ад – место забвения, место, где нет любви; это море ненависти. Там душа делается демоноподобной. История дала поразительные примеры людей-чудовищ, но и в нашей повседневной жизни мы встречаемся с мерзкими проявлениями жестокости и садизма, когда человек становится если не демоном, то мелким бесом, он испытывает постоянную потребность и тайное наслаждение причинять боль и страдания другим, хотя «мелкие бесы» ни за что не признаются в этом.

Как согласовать любовь Божию и существование вечных мук? Рай и ад – это прежде всего внутреннее состояние. Некоторые люди представляют ад, как огромную тюрьму, как ГУЛАГ космических размеров, и недоумевают, почему не дать грешникам полной амнистии, почему не открыть ворота этой темницы. Но будет ли грешнику, несущему ад в своем сердце, где-нибудь лучше, чем в самом аду? Будет ли человеку, сгнивающему от рака, легче и радостнее, если перед ним поставить блюдо с самыми прекрасными плодами, когда он не может проглотить даже крошку хлеба? Разве будет счастлив при виде воды больной бешенством и мучающийся от жажды, если у него тотчас начинаются судороги и спазмы в горле? Сам Божественный свет будет томить и ужасать грешника, как яркий свет мучителен для больных и воспаленных глаз. Всякий грех в его мистическом значении – вражда с Богом. Грех в потустороннем мире превращает саму душу грешника в черный, безпросветный пламень ненависти к Богу.

Спасение – это синергизм (взаимодействие) двух воль – Божественной и человеческой. Свободная воля – величайшее достоинство человека. Без свободной воли не существует личности. Но великий дар Богоподобия таит в себе великую опасность ложного, погибельного самоопределения. Возникает новый вопрос: почему же Господь не уничтожит саму возможность греха, которая заложена в свободной воле?

В таком случае человек из личности превратился бы в простой предмет этого мира. Он перестал бы быть нравственным существом, как мы не можем назвать нравственным автомат с заранее заложенной программой, какой бы прекрасной она ни была. Сама нравственность подразумевает свободу выбора и действия, потенциальную возможность зла, но и победу над ним.

Земная жизнь дана человеку для самоопределения. Здесь, на земле, в глубинах человеческого сердца, решается риторический вопрос: «С Богом или без Бога?» Любовь соединяет, ненависть разлучает. Без любви невозможно Богообщение, без Богообщения невозможно спасение. Вне Божественного Логоса и Его вечного Света открывается область тьмы и безумия, область ада и хаоса.

Ад – это внутреннее одиночество, вечное Богооставление, вечная деструкция и распад самого человеческого существа. Трудно найти подобие состояния совершенной Богооставленности. Представьте космический корабль, который потерял управление и летит в безкрайние, мертвые, межзвездные просторы. Все дальше и дальше становится Земля, как будто она удаляется от корабля со страшной скоростью. Земля превращается в едва различимую точку, а затем теряется навсегда в космической ночи, как в огромной могиле. Люди чувствуют себя в необъятном царстве смерти, они знают, что спасения нет, что они обречены, что они навеки оторваны от Земли, как ребенок от материнской груди. Они знают, что скоро придет смерть, но их тела не лягут в землю, не превратятся в теплую земную пыль, а затеряются в космосе, как в огромном кладбище, что они вычеркнуты из самой памяти Земли.

Знаменитый Богослов III века Ориген нарисовал грандиозную картину апокалипсиса – всеобщего возвращения к Богу, спасения по необходимости, по некоему «надзакону», которому одинаково подчинены Бог и человек.

Эта «необходимость», замыкающая весь ход мировой истории в круг, где конец равен началу, похожа на рок язычников. Ориген, как все либералы-утописты, обещал человечеству даровой рай, который затем, как в руках иллюзиониста, превращается в ад. Учение Оригена в нравственном аспекте было тайной апологией греха и поэтому представляло большую опасность, чем кровавые культы Молоха и ритуальные убийства индийских «душителей». Ересь Оригена была отвергнута и осуждена на V Вселенском Соборе как ложная надежда. Церковь не льстит страстному человеческому сердцу; она учит истине, хотя бы истина была суровой, как меч, реалией. Она учит об аде, чтобы спасти людей от него, о вечной смерти, чтобы даровать людям вечную жизнь.

Во время Крестных Страданий Христос сказал, обращаясь к Деве Марии и Апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». Экзегеты видят в этом таинственный смысл усыновления христиан Божией Матерью в лице Иоанна Богослова.

Христиане в лице Девы Марии обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви.

Церковное Предание сохранило нам облик Богородицы. Она была ростом выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы – похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлиненные.

Священномученик Игнатий Антиохийский – тот ребенок, которого взял на руки Иисус Христос и сказал: «Не войдете в Царствие Небесное, если не будете, как дети». Ученик Апостолов Павла и Иоанна, Святитель Антиохийский дает нам драгоценное свидетельство о Деве Марии: «Многие жены у нас желают видеть Матерь Иисусову и услышать из уст Ея о некоторых таинствах. У нас разнеслась молва, что эта Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей. Говорят, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твердостью защищает веру против врагов и служит нашему еще юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все удостоившиеся видеть Ее превозносят Ее похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят, что в Марии, Матери Иисуса, по причине Ея святости видимо соединены естество ангельское с человеческим».

Среди чудотворных икон больше всего чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Это видимый знак Ее невидимого присутствия. На иконе «Умиление» Ее лицо девственно-чистое, почти детское. На иконе «Кипрской» Она царственно прекрасна. На иконе «Семистрельная» Дева Мария изображена с семью клинками, пронзающими Ее грудь, на лике Ее – покорность воле Божией. На иконе «Огневидная» Она погружена в молитву, Ее окружает пламя благодати.

Как ребенок называет свою мать самыми ласковыми именами, так выразили христиане свою любовь к Божией Матери названиями икон: «Всех скорбящих радости», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Отрада и утешение», «Избавительница», «Державная», «Взыскание погибших», «Нерушимая стена». А Серафим Саровский назвал Деву Марию «Радостью всех радостей».

Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника в отчий дом из дальнего странствия. Божия Матерь с нами; Она не покидает нас, покуда солнце не отвернется от напоенной кровью и слезами земли.

архимандрит Рафаил (Карелин)

Успение Пресвятой Богородицы на Святой Земле

Празднование Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле традиционно проходит боговдохновенно и благодатно. Ведь именно по этим местам ступали пречистые стопы Матери Божией, здесь она родилась, возросла, вошла в храм и Святая Святых. Здесь её святые родители Иоаким и Анна пречистой жизнью и молитвой соделали Ее благодатное рождение. Тут же Она была погребена святыми Апостолами, и чудным образом восхищена на небо Господом. Вся жизнь, и непростой, тернистый крестный путь Владычицы свершался волей Божией  в местах Святой Земли, пропитанных  той дивной благодатью, которую несла в себе Богородица. Ощущают и причащаются этой благодати и поныне все те, кто удостаивается с верой и благоговением присутствовать на иерусалимских празднованиях Успения Пресвятой Богородицы. Здесь этот праздник именуют еще «вторая пасха», потому как духовная радость великая, и сравнима по ощущениям с пасхальной.

Кончину Божией Матери Церковь называет «успением», а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле ее тела, а духа Богу, не коснулась Благодатной.  «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая – воспевает Церковь – в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной, и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она почила сладким сном, после тяжкого бодрствования Её многоскорбной жизни, и «преставилася к Животу», то есть Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души людей, вселяя в них Успением Своим живое предощущение жизни вечной. Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Подходит к концу Успенский пост, который длится с 14 по 28 августа, и приходит время радостного праздника Успения. Ознаменовывают начало празднеств божественные литургии, которые проходят с 24 на 25 августа в местах Иерусалима, связанных с Богородицей и Её последними днями. Это Святогробский храм, Гефсимания, Малая Галилея, а так же Гефсиманское подворье, находящееся напротив входа в храм Гроба Господня, где весь год хранится плащаница Божией матери. 28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения. Однако Иерусалимская  Церковь празднует Успение 25 августа. Ей на Святой Земле принадлежит гроб Матери Божией (впрочем, не только ей, но еще армянской и сирийской Церквям). Находится сей гроб в Гефсимании. Именно к нему после завершения Божественных праздничных литургий в старом городе,  начинается величественный крестный ход. Он имеет древние традиции. Вот как рассказывает об этом  шествии член Императорского православного палестинского общества проф. А. Дмитриевский в 1905 году. Следует отметить, что числа в рассказе приведены по старому стилю. «12 числа августа месяца, рано утром (около 2-х часов ночи), еще до восхода солнца, в Гефсиманское подворье собираются многочисленное святогробское духовенство, клирики, певчие и неисчислимые толпы богомольцев, занимающих не только площадь перед зданием подворья, терассы Авраамиевского соседнего монастыря, кровли прилегающих домов, но и все улицы, по которым должна пройти процессия в Гефсиманию. Крестный ход, в воспоминание перенесения свв. Апостолами пречистаго тела Богоматери с Сиона в Гефсиманию, совершается в таком порядке: впереди идут клирики с крестами и свечами, далее следуют певчие, за ними диаконы и иеромонахи в священных облачениях попарно, с возженными свечами в руках, и в конце процессии гефсиманский игумен, имея через плечо широкую шелковую перевязь, на которой покоится плащаница Богоматери, поддерживаемая игуменом, на бархатной подушечке. Два диакона с кадилами и свечами идут по бокам игумена. Толпы богомольцев, имея в руках зажженыя свечи, следуют за процессиею до самой Гефсимании, куда она приходит, едва солнце появится на небосклоне. Пение священных песнопений на греческом и славянском языках, при чем в хоре русских певцов главное место занимают наши паломницы, не прекращается во всё время длинного пути. По приходе, плащаница Успения полагается в каменной пещере на ложе Богоматери, одетое ныне белым мрамором. Здесь эта плащаница и остается до 14 числа на поклонение молящихся. Храм гефсиманский стоит в эти дни открытым для посетителей с раннего  утра и до поздней ночи.» 

С тех времен изменилось не очень многое. Время крестного хода несколько поменялось – начинается он в районе 4-30 утра, впрочем, так же, как и более века назад – затемно.  Состав участников шествия всё тот же, и наводняют они улицы Старого Иерусалима, но только улицы, на крышах никого не заметно. В наше неспокойное время туда вряд ли кого пустят. Духовенство, очень много монахов, а особенно монахинь, паломники, среди которых преобладают русские, греки и румыны.  Часто слышна экзотичная, но приятная на слух греческая речь, песнопения на разных языках. Все в радостном предвкушении, с зажжеными свечами и сияющими глазами, в духовной радости, неподалёку от храма Гроба Господня, готовятся свершить благоговейное шествие, традиция которого восходит из глубины веков. Гефсиманский игумен все так же на шелковой перевязи несет плащаницу Богородицы, в окружении фимиама, диаконов и духовенства. 

Следует с уважением вспомнить то событие, в честь которого совершается сей крестный ход. А именно погребальное шествие, провожавшее в последний путь Богородицу, которое было совершено Апостолами почти 2000 лет назад по той же земле и в тех же местах, где теперь проходит современный успенский крестный ход. Славным и наполненным чудесами Божиими было то шествие. Вот как описаны те события в «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы на основании Священного писания, свидетельств св. Отцев и церковных преданий» издания 1904 года Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря.

«Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемнаго тела Пресвятой Девы. Свв. Петр,  Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; св. Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвию; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Апостол Петр начинал пение псалма: во исход Израилев от Египта и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждого стиха «аллилуия»! Но – говорит св. Дионисий – «всех священнотаинников превосходил великий Иерофей, как-бы вышед из тела и весь изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все – и знакомые и не знакомые – почитали его Боговдохновенным». В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию. При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Её внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, на подобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось путешествующим и согласно вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием несся по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия, и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли. Возбужденный народ и воины с яростию устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как-бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали; многие из них, быв поражены слепотою, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы».

Предание свидетельствует и о другом чудном событии, сопровождавшим погребение Пресвятой Богородицы. «Проходил тем путем, где следовало шествие, один из иудейских священников, по имени Афоний. Когда облако поднялось кверху, он ясно увидел св. Апостолов и всех верных, торжественно провожавших тело Богородицы. Сердце его исполнилось завистью, прежняя злоба против Христа закипела в нём, и он воскликнул: «вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившего закон отцов наших»! И с этими словами, будучи силен, яростно бросился к одру, с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками до одра, как Ангел, невещественным мечем отмщения Божия, отсек ему обе руки: обрубленные части их прильнули к одру, а сам Афоний повергся на землю с криком. «Горе мне»! Св. Петр, остановив шествие, сказал Афонию: ты получил то, чего заслуживал; итак убедись теперь сам, что Господь есть Бог мститель и что он не медлит! Твоих ран мы исцелить не можем; разве соизволит на то Господь наш Иисус Христос, против Которого вы неправедно восстали и Которого убили. Но и Он не захочет исцелить тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем твоим и не исповедаешь устами, что Он есть истинный Мессия – Сын Божий»! Тогда Афоний, встав с земли, восторженно произнес: «верую, что Иисус есть предвозвещенный Пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что он есть Сын Божий, но омраченные завистью и злобой, не захотели признать в нём величие Бога и довели его неправедно до позорной смерти. Он же силою Божества воскрес в третий день и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюся о Нём.» Св. Апостолы, услышав эту гласную исповедь и видя искренность раскаяния грешника, духовно возрадовались, и св. Петр повелел Афонию, с усердной молитвой к Пресвятой Деве, приложить остатки рук к частям, висящим у одра. По исполнении этого, руки срослись и исцелели, и на месте отсечения остался лишь легкий знак. Тогда Афоний повергся перед одром Богоматери и, стоя на коленах, стал ублажать Её многими хвалами, приводя из Священного Писания пророчества о Ней и о Сыне Её».

Ощущают благодать и радость участники крестного хода и поныне. Очень светлые впечатления остаются у присутствующих. «Не знаешь, ступаешь ты  по земле или по небу», — так описывает свои чувства одна из монахинь Русской Духовной Миссии, участница крестного хода. Люди, с благоговением и верою участвующие в крестном ходе, щедро одаряются Господом вдохновением и радостью! Они преодолевают большие расстояния, чтобы прибыть сюда, и в паломническом служении прикоснуться к этой древней и истинной радости.

Но вернемся к древнему Апостольскому шествию, которое достигло Гефсимании. Там началось последнее оплакивание и целование пречистого тела. Вот как Боговдохновенно и огненно оплакивал отход Владычицы Апостол Павел, сосуд избранный.  «Весь изступлен, весь восхищен, весь обожен, Павел глагола: «О чудесе! Како затворишася девственныя очи, от самых пелен ангелы зрети навыкшия? Како Питательница Жизни смертию объята бысть? Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть! Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет! Како гора превысокая Божия и великая на мале одре лежит, в ней же Господь вселися до конца! Како жезл присноцветущ ныне увядший зрится? О преславнаго зрения! О непостижимаго таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божия!. . Почто отлете от нас, Своих рабов, Голубице неблазная? Почто удалися от нас, горлице сладкогласная? На кого воззрим прочее? Кто нам провещает? Кто уже от наветов иудейских печаль нашу утешит? На Тебя бо зряще, Онаго мнехом зрети, из Тебе неизреченно возсиявшаго. Вознесеся Спас: и мы надежду нашу всю на тя имехом, и сладце терпехом труды и гонения о проповедании истины. Ныне же последнее сиротство объя нас. Како внезапу угасе, Светильниче Незаходимаго света? Но смотрение Божие есть еже на тебе бываемое, а не одоление смертное: ниже возмогла бы приразитися Тебе, Мати Живота, смерть, Твоим Сыном умертвившаяся. Но яко да не почтется привидением истина вочеловечения, сего ради Ты, подобно безсмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши».  Лишь к вечеру того дня св. Апостолы смогли положить пречистое тело во гроб, и закрыть вход в пещеру большим камнем.

Когда крестный ход 25 августа 2012 года достигает дверей гроба Матери Божией в Гефсимании, греческий игумен, архимандрит Нектарий, полагает плащаницу на белое мраморное ложе Богоматери.  

Здесь плащаница остается до 27 числа, когда патриархом иерусалимским в сослужении членов святогробского братства, митрополитов и архиепископов, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и священников-паломников, и всех присутствующих будет проведено торжественное погребение Богоматери. Двадцать восьмого же августа Иерусалимская Церковь воспоминает славное вознесение на небо Богоматери с пречистою плотию. 

И вот наступает 27 августа. В этот день патриарх иерусалимский Феофил III совершает чин погребения Владычицы. Вступая через дверь готического фронтона под свод широкой галереи, с сорока восьмью мраморными ступенями, ведущими внутрь подземной базилики, патриарх останавливается на верхней площадке. Здесь его ожидает духовенство в священном облачении, со святым Евангелием и иконой Успения, около священников стоят дьяконы с кадилами и свечами. Патриарх надевает мантию, принимает жезл в левую руку, целует Евангелие и икону 

Успения Богоматери, а затем, взяв в правую руку св.  животворящий крест, спускается вниз по лестнице, благословляя всех присутствующих. Чинно и благолепно, как десятилетия и столетия назад, с сохранением всех традиций, проходит торжественное погребение Богоматери. 

По окончании последования погребения, после  прикладывания к плащанице, патриарх, архиереи, все духовенство и почетные гости выходят из храма. Паломники, богомольцы не покидают Гефсиманскую пещеру, а терпеливо ожидают своей очереди, чтобы приложиться к плащанице Успения. С глубоким чувством благодарности и любви обращаются они к Заступнице рода христианского, по Успении Своём нас не оставляющей, с мольбами о помощи себе, своим близким и Отечеству нашему.  Так подходит к  завершению чин погребения Богородицы.

До отдания праздника, богомольцы ежедневно посещают Гроб Богоматери, и прикладываются к плащанице, возлежащей на одре посередине храма.

Пятого сентября, в день отдания праздника Успения, приходит в движение еще раз весь православный Иерусалим. И снова собираются  малые и старые, мужчины и женщины, ко Гробу Богоматери. По древнему обычаю, после окончания литургии,  плащаница Успения Богоматери износится архимандритом Нектарием из храма Гефсиманского. Ему предшествуют монахини с цветами и зажжёнными свечами, за ними следует духовенство, архиереи, а после них почетные миряне, благоговейные паломники и прихожане. Улицы старого Иерусалима, убраны цветами и ветвями лаврового дерева. Толпы народа провожают плащаницу — многие со слезами на глазах. Процессия попеременно на разных языках поёт тропарь праздника Успения Божией Матери: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородица, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами твоими избавляеши от смерти души наша». 

Плащаница полагается снова в Гефсиманском подворье, и хранится здесь до следующего года.  

Сквозь столетия  и тысячелетия христиане хранят ту благодать, которую явила в мире Божья Матерь. Посетите Святую Землю, и прикоснитесь к тому, что бережно сохранили наши предки, к тому, что сохраняется и сейчас. И с помощью Божией, сохранится во веки веков.

Василий Бахарев

15 авг. Торжество напоминание об уникальной роли Марии в процессе нашего спасения

3 авг. 2021 г. в Без категорий

1 ноября 1950 г. года 15 августа. Проще говоря, догмат Успения гласит, что в конце жизни Пресвятая Богородица была взята душой и телом на Небо. Хотя это событие не отражено в Священном Писании, оно явно является частью самого раннего обряда Церкви. В шестом веке святой Иоанн Дамаскин писал в одной из своих проповедей: «Твоя святая и счастливая душа, как и положено природе, была отделена смертью от твоего преблагословенного и непорочного тела, и хотя тело было должным образом предано земле, оно не оставался в состоянии смерти и не растворялся в тлене; твое пречистое и безгрешное тело не осталось на земле, но ты был перенесен на свой небесный престол».

Únase al Obispo Walkowiak para la misa del mediodía (en español) en la Catedral el 15 de Agosto/Присоединяйтесь к епископу Валковиаку для полуденной мессы (на испанском языке) в соборе 15 августа:

Catedral de San Andrés/Cathedral of Сент-Эндрю
301 Sheldon Blvd. SE
Grand Rapids, MI 49503
Asista a la misa en persona o mire en vivo en el siteo web diocesano o en la página de Facebook/посетите личную мессу или смотрите прямую трансляцию на веб-сайте епархии или на странице Facebook

Теологически говоря, смерть часто понимается как следствие первородного греха. Поскольку Мария была зачата без первородного греха, некоторые богословы задавались вопросом, умерла ли Мария или, возможно, она была взята на Небеса, не испытав смерти. Катехизис Католической Церкви не дает ответа на этот вопрос, а просто констатирует: «Блаженнейшая Дева Мария, завершив течение Своей земной жизни, вознеслась телом и душой во славу небесную» (№ 974). . Торжество Успения напоминает нам об уникальной роли Марии в процессе нашего спасения. Хотя она была безгрешна, у нас есть возможность получить Божье прощение за наши грехи через Христа. Ее вход на Небеса является прообразом нашей собственной надежды испытать ту же вечную жизнь.

Обычно празднование Торжества Успения Пресвятой Девы Марии является священным днем ​​для католиков, но когда оно выпадает на субботу или понедельник, обязательство посещать мессу снимается. У мессы есть надлежащее бдение, и торжественность заменяет мессу дня, когда она происходит в воскресенье в обычное время, как это происходит в этом году. Поскольку святой день приходится на воскресенье, католикам необходимо посетить мессу только один раз, чтобы выполнить свои обязательства по воскресной мессе.

Предыстория

Это торжество сначала называлось Праздником Марии, Богородицы. Позже его название на Востоке перешло: Успение (или Усыпление) Марии. На Западе он стал известен как Успение Пресвятой Богородицы. Этот святой день празднует тот факт, что Успение Марии является «залогом будущего участия членов мистического Тела Христова в пасхальной славе Воскресшего Христа». Это показывает, что Господь «предусматривает щедрую награду для Своего смиренного Слуги за ее верное сотрудничество с божественным планом, который является судьбой полноты, счастья, прославления ее непорочной души, ее девственного тела, совершенного образа ее Воскресшего Сына» (Справочник, № 180).

Посмотреть/загрузить PDF

(из бюллетеня USCCB за август 2021 г.)

Дополнительные ресурсы Пресвятой Богородицы, торжество

Торжество Успения Пресвятой Богородицы

Извещение: Это событие уже прошло. Чтобы найти текущие события, просмотрите весь календарь

Понедельник, 15 августа 2022 г.

Местонахождение: Епархиальные офисы закрыты

En Español

Не священный день, так как в этом году он приходится на понедельник

Торжество Успения Пресвятой Девы Марии празднуется 15 августа. Этот праздник признает, что Иисус Мать была «вознесена телом и душой в небесную славу», когда ее «земная жизнь закончилась». (Катехизис Католической церкви, № 966).

Согласно Святому Иоанну Павлу II, первое свидетельство веры в вознесение Марии можно найти в «Transitus Mariae», что на латыни означает «Переход Марии», апокрифическом повествовании, датируемом вторым и третьим веками. . К 14 веку вера в это предположение была широко распространена, и когда Папа Пий XII объявил это догматом веры в 1950 году, «это была истина, почти повсеместно принятая и исповедуемая христианским сообществом во всех уголках мира».

«Определение догмата, согласно всеобщей вере народа Божия, окончательно исключает всякое сомнение и требует явного согласия всех христиан», — сказал св. Иоанн Павел II во время общей аудиенции в Ватикане. 2 июля 1997. Национальный католический реестр также предлагает ссылки на это учение как в Ветхом, так и в Новом Завете. А Ascension Press объясняет, «как Успение Марии уходит корнями в традицию и Писание».

Предположение о Марии, возможно, было широко принято в 1950 году, но в современном мире оно вызывает большие подозрения. Папа Бенедикт XVI признал, почему многие считают, что вера в это предположение не имеет отношения к их жизни. «Некоторые люди сегодня живут так, как будто им никогда не пришлось умирать или как будто со смертью все кончилось; другие, считающие, что человек есть единственный автор своей судьбы, ведут себя так, как будто Бога не существует, и иногда они даже доходят до отрицания того, что в нашем мире для него есть место».

Итак, какое значение имеет допущение Марии? «Созерцая Марию в небесной славе, мы понимаем, что земля также не является для нас окончательной родиной, и что если мы будем жить, устремив свой взор на вечные блага, мы однажды разделим эту же славу, и земля станет еще прекраснее. , — объяснил Папа Бенедикт на своей общей аудиенции 16 августа 2006 года. — Следовательно, мы не должны терять безмятежность и мир даже среди тысяч ежедневных трудностей. Светящийся знак Богоматери, вознесенной на небеса, сияет еще ярче. когда кажется, что на горизонте маячат печальные тени страдания и насилия».

В своей апостольской конституции Munificentissimus Deus Папа Пий XII объясняет последствия первородного греха и то, как Мария, которая была сохранена от первородного греха и осталась безгрешной на протяжении всей своей жизни, сразу же испытала надежду всех верных последователей Иисуса. «Христос победил грех и смерть Своей собственной смертью, и тот, кто был рожден свыше сверхъестественным образом через крещение, победил грех и смерть через того же Христа. Однако, по общему правилу, Бог не желает даровать только полное действие победы над смертью до конца времен. И так бывает, что тела даже праведных истлеют после смерти, и только в последний день соединятся они, каждое со своей славной душой

«Теперь угодно Богу, чтобы Пресвятая Дева Мария была освобождена от этого общего правила. Она, по совершенно уникальной привилегии, полностью победила грех своим непорочным зачатием, и в результате она не подпадала под действие закона о пребывании в тление могилы, и ей не нужно было ждать до конца времен искупления своего тела». (№ 4-5)

«Ради твоего брака», инициатива Конференции католических епископов США, резюмировала радость, которую принесло нам предположение Марии. «Ее вход на небеса является прообразом нашей собственной надежды испытать ту же вечную жизнь». Это событие показывает не только любовь Бога к своим детям, но и реализацию того, что Он намеревался сделать до того, как смерть вошла в мир. Мария смогла «пережить непосредственный совершенный союз со своим Сыном на небесах, никогда не зная, не вкушая и не страдая от телесного разложения или разложения (из-за смерти) каким-либо образом», — объясняет Марк Харт из Life Teen International.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts