Серафима саровского могила: Часовня на месте захоронения Серафима Саровского, Саров
Содержание
100 лет назад большевики вскрыли мощи Серафима Саровского
17 декабря 1920 года представители советской власти вскрыли мощи Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых. После описи останки преподобного перевезли в Москву и затем в Ленинград, где их следы затерялись. Святые мощи долгое время считались утраченными, пока в 1990 году их случайно не нашли в Казанском соборе.
Почитание святых мощей занимает важное место в истории Русской православной церкви (РПЦ). Не случайно составной частью антицерковной кампании, организованной большевиками после прихода к власти, явилось массовое вскрытие мощей. Если выяснялось, что останки плохо пережили время, атеисты заявляли о сознательном обмане верующих, используя факты для своей пропаганды. Волна вскрытий рак началась в ноябре 1917 года после обнаружения вместо мощей Александра Свирского восковой куклы. Этот случай широко освещался в советской печати. Впрочем, сегодня существует версия о фальсификации инцидента с целью дискредитации РПЦ.
Первоначально советское правительство всеми способами демонстрировало, что не является вдохновителем кампании, а инициатива якобы идет от возмущенных обманом граждан.
Одним из главных идеологов политики в области религии был сотрудник Наркомата юстиции Петр Красиков. Он возглавлял 8-й отдел ведомства, ответственный за проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ради решения поставленных задач Красиков не останавливался перед применением силы.
По мере укрепления позиций большевистского режима кампания по вскрытию мощей, часто перераставшая в разграбление церковного имущества, была законодательно закреплена. В марте 1919 года РКП(б) по предложению Красикова одобрила программу по проведению на общегосударственном уровне мер, ведущих к «полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви».
20 июля 1920 года Совнарком РСФСР принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». В этом документе была сформулирована пропагандистская цель – «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Иными словами, речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного населения Советской России.
«Мощи не выбрасывались, как это описывается в тенденциозной литературе, а либо сохранялись в музеях, либо предавались земле», — указывается в статье юриста Марины Белоусовой «Нормативное регулирование кампании по вскрытию и ликвидации мощей в РСФСР 1919-1920».
Так начался второй этап процесса по вскрытию ковчежцев и рак с останками православных святых в рамках антирелигиозной кампании. Некоторых представителей духовенства власть после проверки мощей обвинила в шарлатанстве и репрессировала.
До конца 1920 года было осуществлено 63 вскрытия нетленных мощей святых.
В ноябре того же года в Темникове Тамбовской губернии уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского – одного из наиболее почитаемых русских святых, который жил во второй половине XVIII века – первой половине XIX века. При жизни с этим человеком встречался император Александр I, а Николай II в 1903 году устроил торжества в честь прославления преподобного.
С трибуны вскрытия мощей потребовал мордовский поэт Захар Дорофеев, известный благодаря переводу «Интернационала» на мордовский язык.
«Бога нет.
Пророки – сказка,
Мощи – выдумка церквей.
Снята набожная маска
Революцией с людей», — писал он.
Вскрытие вывезенных из Сарова мощей преподобного Серафима состоялось 17 декабря 1920 года. Был составлен специальный акт.
Судя по переписке тех дней, инициаторы вскрытия мощей готовились к самым неприятным выпадам со стороны верующих. Находящийся на границе Темниковского и Ардатовского уездов Саровский монастырь предусмотрительно оградили с целью «недопущения масс граждан на вскрытие мощей». В одной из телеграмм члена уисполкома сообщалось: «По имеющимся у меня сведениям монахи Сарова разослали своих агентов о поднятии населения ближайшего к Сарову с целью воспрепятствовать вскрытию мощей. Необходимо принять меры и не допустить выступления в Саров».
Под предлогом угрожающих действий населения были вызваны комотряды. Темниковский священник Петр Говоров перед открытием мощей попытался заявить о компромиссной возможности их вскрытия, если никто из непосвященных не будет дотрагиваться до святых останков, а мощи не будут фотографироваться и выставляться после вскрытия на всеобщее обозрение. Его предложения были прерваны заявлением секретаря Темниковского укома партии:
«Мы пришли сюда выполнить постановление IX съезда, а не рассуждать».
«В то памятное 17 декабря с 11:30 и почти до 17:00 длилось надругательство над святыми останками, — отмечала Елена Мавлиханова в своей статье «Мощи Серафима Саровского: потери и обретения». — Иеромонахи Маркеллин и Руфин выбраны были разбирать облачения с мощей. Отец Маркеллин в полной уверенности, что святой Серафим не допустит над собой ничего плохого, с трепетом снимал с раки покрова, открывал гробницу и крышку над мощами с изображением Серафима под стеклом. Когда Маркеллин тронул эту подаренную царями крышку, тяжелую от стекла, серебра, позолоты, и открыл гробницу, то глазам открылась «фигура в виде очертания человеческого тела, покрытая золотой парчовой епитрахилью».
Щелкнул фотоаппарат над открытой гробницей. Власти с точностью до наоборот выполнили требования верующих. После вскрытия мощи были помещены под стеклом в прозрачной раке с приложением четырех печатей милиции и выставлены на всеобщее обозрение. Священник Петр Говоров пробовал запротестовать, но во избежание нового надругательства над мощами ему пришлось промолчать. Акт комиссары писали позже на квартире коменданта без духовных лиц. Даже уверенная в полном своем могуществе власть придерживается сценарных постановок: уже в восьмом часу несколько членов комиссии зашли опять в храм и зачитали вслух только что написанный акт вскрытия».
Согласно акту, «фигура лежит в гробе, у которого стенки наружные дубовые, а внутренние кипарисовые, внутри гроб обит зеленой парчой. Голова фигуры покрыта воздухом с круглым отверстием над местом лба».
В 1922 году мощи изъяли и перевезли в Москву, где поместили в музее религиозного искусства на территории Донского монастыря.
После упразднения музея мощи потерялись и долгое время считались утраченными.
В конце 1990 года мощи Саровского случайно обнаружили в запасниках музея истории религии в здании Казанского собора в Ленинграде. Один из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет размером в рост человека, зашитый в холст. Он стоял в углу хранилища вместе с гобеленами. Под холстом оказался деревянный постамент, над которым под марлей и ватой находились мощи.
«Мы сняли вату и увидели полный остов человека: сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани, — рассказывал заведующий отделом истории православия музея Сергей Павлов. – На черепе находился куколь с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам. На груди лежал медный крест — тот самый крест, которым его благословила мать, — всю жизнь он сопровождал его. Крест в серебряной оправе: оправа поздняя, видим, она была сделана ко дню прославления мощей. Руки сложены крестообразно. На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: «Святый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас».
О находке доложили патриарху Алексию II. Присланная им комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения освидетельствовали мощи, сверяясь с копиями актов об обретении мощей в 1903 году и их вскрытии в 1920-м. Все данные совпали.
Как замечал Алексий II, сразу после транспортировки мощей в Ленинград «они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились».
Освидетельствование святых мощей проходило с 25 декабря по 10 января. Официальная передача останков состоялась 11 января 1991 года.
«После завершения акта передачи святые мощи на убранной ковром и украшенной цветами машине были доставлены к Александро-Невской лавре, где уже собралось духовенство и множество народа, — вспоминал архиепископ Арсений. – Пропев тропарь и кондак преподобному Серафиму, все запели «Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме…». Патриарх на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, подаренной директором музея. Вслед за этим, под звон лаврских колоколов и молитвенное пение народа, при всеобщем духовном ликовании святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор».
1 августа — обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца / Статьи / Патриархия.ru
31 июля 2009 г. 15:02
1 августа 1903 г. состоялось одно из событий, не перестающих волновать сердца людей, — канонизация преп. Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Это долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.
После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, а также пламенный его почитатель Н. А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство — краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г. , за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
Прославление угодника Божия стало одним из великих и радостных событий, потому что сильна молитва его пред Престолом Всевышнего. Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал замечательную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам батюшки Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико. Но сила любви и веры народной, горячие молитвы дивеевских сестер и почитателей преподобного победили все преткновения и разногласия.
В 1895 году преосвященный владыка тамбовский представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.
Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. В тяжелые и трудные времена, во времена оскудения веры и всеобщего шатания умов, столь утешительно и поучительно было это светлое торжество — прославление преподобного Серафима. И не застыла, не окаменела, а живет и цветет та Церковь, которая украшается новыми праведниками и святыми Божиими. 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля был совершен грандиозный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.
В 2 часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла ценные, дорогие хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Картина была в высшей степени величественная.
Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.
17/30 июля в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, — это первая церковная служба, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Все присутствовавшие зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, все бывшие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме».
После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Далее прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской — преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного.
На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм.
Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебное пение не прекращалось и ночью. Один из современников так описывал эти события: «Из разных мест доносилось пение — то кружки богомольцев пели церковные песнопения. Не видя в темноте поющих, можно было подумать, что звуки несутся с самого неба. Минула полночь, а пение не умолкало…»
Саровские торжества — незабываемые дни для всех участников, дни, оставившие неизгладимый след в душе народной. Многие обрели веру, нашли утешение в скорбях, разрешение тяжелых недоумений и сомнений духа, указание доброго, истинного пути, ибо теплого молитвенника, великого предстателя и дивного чудотворца явил Господь людям Своим — преподобного Серафима Саровского.
С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни стяжавший от Господа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи и предстательства.
1903 и 2003 годы / Православие.Ru
110 лет назад – 19 июля (1 августа по нов. ст.) 1903 года – состоялось официальное церковное прославление в лике святых и обретение честных мощей батюшки Серафима Саровского, любимого и давно почитаемого народом. Торжества, проходившие в Сарове и Дивеево, стали особой вехой в духовной истории страны, как особым местом духовной географии России всегда были и остаются Саров и Дивеево.
Крестные ходы в Саров со всей страны, более 100 тысяч паломников, приезд государя императора и августейшего семейства, питавших чувство глубочайшей веры в заступничество батюшки Серафима. У раки преподобного Серафима собралась вся Россия, и прославление любимого святого стало поистине всенародным праздником.
О том, как проходили торжества, можно узнать из официальных отчетов и газетных корреспонденций того времени; особую атмосферу духовного подъема передают воспоминания очевидцев события. Сохранилась и фотолетопись праздника, позволяющая нам, пусть опосредованно, стать его свидетелями. Эти редкие кадры столетней давности мы и предлагаем вниманию читателей сайта.
Празднование 100-летия прославления батюшки Серафима в июле-августе 2003 года стало событием общеправославным, ведь саровский чудотворец почитаем во всем мире. Торжества возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, для участия в них прибыли Предстоятели и иерархи других Поместных Церквей. «Как и 100 лет назад, память преподобного собирает воедино архипастырей, пастырей, мирян, государственных руководителей. Обновляется традиция совместного служения Церкви и государства благу Отчизны и ее народа», – говорил в своем послании патриарх Алексий II.
Центром торжеств стал Саров. Был освящен восстановленный Серафимовский храм, прошло выездное заседание Священного Синода, торжества посетил Президент России В.В. Путин. В крестном ходе с мощами преподобного Серафима из Сарова в Дивеево шли более 10 тысяч человек. Паломники молились за всенощным бдением и приобщались Святых Таин за Божественной литургией у стен Троицкого собора в Дивеевском монастыре.
Фото: Ольга Чудова
Мощи Серафима Саровского
В середине 40-х годов ХХ века Российской Церкви начали возвращать мощи святых, изъятые в разгар ожесточённой антирелигиозной кампании, развёрнутой советской властью в послереволюционный период. Были возвращены церкви мощи Сергия Радонежского и ряда других святых, но не Серафима Саровского, который был и остаётся особо почитаемым православным святым. Его мощи вновь появились в Серафимо-Дивеевском монастыре в Нижегородской области лишь в 1991 году, перед завершением истории Советского Союза.
Серафим Саровский
Прохор Исидорович Мошнин, прославившийся впоследствии как Серафим Саровский, родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье, и умер в 1833, в Сарове. В Саровском монастыре он, как желающий получить монашеское звание, принимает в 1778 году послушание монастырского работника и в 1786 становится монахом с новым именем Серафим.
С 1794 года он уединяется вдали от монастыря, в лесной избушке и пребывает там до 1810 года. Всё это время Серафим проводит время в молитвах, не меняя одежды и подкрепляясь лишь травой снытью и тем, что вырастет на огороде. Всё больше людей посещают его, ширится молва о чудесном отшельнике. Некоторые рассказывают, что видели, как к Серафиму приходил медведь и другие лесные звери, которых он кормил с рук.
По возвращении в монастырь он уходит в затвор, то есть постоянное молитвенное уединение на пятнадцать лет. В последующие годы к нему идёт и простой люд, и знать с просьбами помочь и вразумить, и в России продолжала крепнуть и распространяться вера в Серафима Саровского, как целителя и провидца. В это время он становится одним из покровителей монастырской общины в селе Дивеево, ставшей впоследствии Серафимо-Дивеевским монастырём.
После кончины старца массы паломников ежегодно устремлялись в Саров и окрестности, в места, которые народная память связывала с деяниями и чудесами батюшки Серафима. Было составлено и опубликовано житие старца, пересказывались и печатались воспоминания о нём. В 1903 году церковная власть Российской империи решает причислить Серафима Саровского к лику святых и открыть его мощи.
Мощи
Старец был похоронен в сделанном им самим дубовом гробу-колоде. При открытии гроба обнаружили сохранившийся скелет, истлевшие одеяния, медный крест и другие предметы. Мощи были перенесены в раку в виде надгробия из эстонского мрамора желтовато-серого цвета, украшенного резьбой без шлифовки и позолоты в соответствии с аскетизмом и простотой, которые были присущи при жизни Святому Серафиму. Торжественное действо совершалось при огромном стечении паломников, в присутствии императорской четы и других высокопоставленных особ.
После революции в Советской России в ряду прочих антицерковных акций вели борьбу с почитанием мощей. В конце 1920 года вскрыли раку с мощами и актировали её содержимое. После этого рака была оставлена для всеобщего обозрения в открытом виде под опечатанной стеклянной крышкой. Ввиду последовавших массовых возмущений верующих раку с мощами через несколько месяцев закрыли мраморной крышкой. Весной 1927 Саровский монастырь закрыли, а мощи вывезли и через некоторое время передали в московский Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ). В военное время в здании этого музея размещалось общежитие бойцов противовоздушной обороны, а его экспонаты были где-то складированы.
В 1946 году верующие обращаются к властям с просьбой о передаче Русской православной церкви мощей Серафима Саровского. Возможно, решение было бы положительным, но тогда Саров с прилегающей территорией стал на несколько десятилетий засекреченным атомным объектом, отделённым от страны колючей проволокой и строжайшим пропускным режимом. Он исчезает с карты страны и в секретной переписке появляется лишь под псевдонимами: Шатки-1, Кремлёв, Арзамас-75, Арзамас-16. То есть власти считали тогда совершенно нежелательным привлечение какого бы то ни было внимания к Сарову и, соответственно, к Серафиму Саровскому. И мощи переправляются из запасников московского музея в ленинградский Музей истории религии, размещавшийся тогда в Казанском соборе.
В послевоенный и последующий периоды работа с множеством артефактов ленинградского музея велась достаточно бессистемно. Объекты появлялись в экспозициях, перемещались в запасники, складировались случайным образом. Был момент, когда предлагалось все мощи отправить в крематорий, но до реализации этой идеи дело не дошло.
В декабре 1990 при разборе экспонатов, находившихся в запасниках, случайно обнаружились мощи Серафима Саровского. Специальная комиссия провела обследование и подтвердила подлинность находки. В начале 1991 года мощи торжественно перенесли в Троицкий собор Александро-Невской лавры. 1 августа 1991 года после совершения крестного хода и благодарственного молебна раку с мощами установили на вечное упокоение в возрождённом Серафимо-Дивеевском монастыре. В результате сбылось предвидение Серафима Саровского об окончательном упокоении в Дивееве.
Паломники
Массовые паломничества в Саров начались ещё XIX веке. Вывоз мощей из Сарова в 1927 году специально проводился весной, когда из-за распутицы приток паломников практически прекращался. Значительные сложности с прибывающими паломниками возникали у властей, когда Саров был засекречен и доступ в него стал практически невозможен.
И теперь ежегодно тысячи паломников прибывают в Дивеево, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского и посетить связанные с его именем местные святыни. Особенно многолюдно здесь каждый год на 1 августа, в день торжеств в честь обретения мощей святого. Даже в 2020 году несмотря на противоэпидемичесские меры из-за COVID-19 в этот день здесь состоялись торжественные богослужения при участии многочисленных верующих. Для тех, кто не смог приехать велась онлайн-трансляция празднества.
А Саров по-прежнему остаётся закрытым городом физиков-ядерщиков, которые считают теперь Серафима Саровского своим покровителем.
9 ноября 2020
Возможно, вам будет интересно:
1 августа — обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Распечатать
Фото: public domain
Прохор Мошнин — так звали преподобного Серафима до монашества — родился в Курске в благочестивой купеческой семье. Мальчик с детства любил посещать церковные службы, читать Священное Писание и жития святых. Когда он решил поступить в Саровский монастырь, мать благословила сына на монашество медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.
Девять лет Прохор был послушником, затем принял монашеский постриг с именем Серафим. Еще через несколько лет настоятель монастыря перед смертью благословил ученика на подвиг отшельничества. С тех пор святой стал жить в лесной хижине, в постоянной молитве, перенося многочисленные трудности и искушения.
В 1810 году из-за слабого здоровья преподобный был вынужден вернуться в обитель, где приступил к очередному монашескому подвигу — ушел в затвор. Он никогда не выходил из своей кельи и никого не принимал у себя, в одиночестве молился и читал Священное Писание. В затворе святой провел еще 15 лет.
В ноябре 1825 года преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела оставить затвор. С тех пор у святого открылся дар исцеления молитвой, и он начал принимать у себя больных и страждущих. Услышав о чудесном старце, множество людей приходило к нему за утешением и советом.
В 1826 году Серафим основал женскую общину, которая впоследствии стала известна как Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Народное почитание преподобного началось сразу после его смерти, вскоре было составлено его первое житие, на его могиле совершались чудеса и исцеления, а в 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован.
Особенно ждали прославления преподобного Серафима дивеевские сестры. В Дивееве блаженная Параскева Ивановна (Паша Саровская) настойчиво говорила архимандриту (впоследствии митрополиту и священномученику Серафиму) Л.М. Чичагову: «Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали». Чичагов написал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где большое место уделено жизни и посмертным чудесам старца Серафима. «Летопись» прочитала Царская семья, в которой давно чтилась память преподобного. И государь Николай II, разделяя веру народную в святость старца Серафима, поднял вопрос о его канонизации. Но среди его единомышленниов оказались только обер-прокурор Саблер и митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), а сопротивление было очень велико.
В 1895 году епископ Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов) представил в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, было окончено в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в 1903 году под наблюдением епископа Тамбовского и Шацкого Димитрия (Ковальницкого) была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима 19 июля 1903 года — в присутствии Царской семьи, при огромном стечении народа.
Торжественное прославление преподобного Серафима Саровского состоялось 19 июля/1 августа 1903 г. В Сарове в тот день собралось не менее трехсот тысяч человек. Ранее, 16/29 июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни совершались заупокойные Всенощные бдения — Парастасы — о приснопамятном иеромонахе Серафиме. 17/30 июля состоялся масштабный крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь.
В два часа ночи раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: сергиевопосадские, муромские, клинские, рязанские, тульские, ростовские, суздальские, владимирские, московские, нижегородские, арзамасские. Каждая группа несла хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием (Беляевым). Когда они встретились, архиерей осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.
17/30 июля в обитель прибыл император Николай II со своей семьей. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, — это первое богослужение, на которой преподобный Серафим стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли император, Великие князья, и духовенство. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб установили посередине храма.
На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании Литургии состоялся праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов.
Мощи преподобного Серафима, вопреки ожиданиям, не были нетленными. Митрополит Антоний (Вадковский) поспешил развеять сомнения верующих, разъяснив, что святость не всегда сопровождается нетлением мощей.
Мощи святого хранились в Саровском монастыре до 20-х годов. Потом они были изъяты и вывезены, после чего их след теряется. Обнаружены в запасниках Музея истории религии Ленинграда (Казанский собор) в 1990 году, после чего были переданы в восстановленный Дивеевский монастырь, где и находятся поныне.
Ежегодно в дни памяти святого здесь собираются тысячи паломников на особое торжественное богослужение с участием патриарха.
В Ракитном прошел День памяти Серафима Тяпочкина
Фото: «Мир Белогорья»1 августа – особый день для Свято-Никольского храма в поселке Ракитном, его прихожан, да и для всех православных верующих, знакомых с именем Серафима Тяпочкина. Еще при жизни он почитался как старец, известный своим духовным подвигом и исцеляющими молитвами. Каждый год 1 августа – в день рождения архимандрита Серафима Тяпочкина по старому стилю – в ракитянском Свято-Никольского храме, где он 20 лет был настоятелем, совершается памятная лития.
Могила архимандрита с самого утра устлана цветами благодарных верующих. Десятки прихожан и паломников Свято-Никольского храма ежегодно ищут в этом месте помощи и духовной поддержки.
В этот день заупокойную литию по Серафиму Тяпочкину над его могилой совершает владыка Софроний – епископ Губкинский и Грайворонский.
Судьба Серафима Тяпочкина была полна испытаний. Священник попал в лагеря в 1940 году, 15 лет провел в ссылках, но это не сломило ни его веры в Бога, ни его любви к людям. «Пребывающий в Боге – пребывает в любви», – главный завет отца Серафима, который он оставил верующим. А они тянулись к нему за поддержкой со всех уголков страны. Почитаем он и сейчас. И деяния его, и отношение к жизни по сей день дают опору его последователям.
«Отец Серафим Тяпочкин – это пример любви и милосердного отношения к людям. Он каждого человека встречал с его какими-то немощами, проблемами – с любовью. Он обличал грех, но человека любил. Для молодого поколения – это пример беззаветной любви к людям. Сейчас время такое, что мы разрознены, у нас какие-то свои взгляды на жизнь. А у него был один взгляд на жизнь – любить ее и любить людей, которые вокруг него. Отец Серафим является основой для наших отношений с братскими народами: это Украина, Беларусь, Молдавия. Потому что старца знают везде, во всех странах его почитают», – рассказал владыка Софроний.
Отец Серафим избегал греха осуждения, а для современного человека это сложная история. Когда старцу рассказывали об обиде или оскорблении со стороны другого человека, он просил молиться за обижающего. Нынешний настоятель Свято-Никольского храма Николай Германский – ученик и последователь старца – считает, что в современном мире то, чему учил Серафим Тяпочкин – в большом дефиците. Принятие, прощение и любовь. Но в каждом это есть.
«К сожалению, люди далеко ушли от Бога и от церкви, не понимают, что без церкви все это понять и воспринять очень сложно и практически невозможно. Только в церкви можно все это осознать, понять: в таинстве божественной литургии, в молитве, в посте, в соборном. Вместе преодолеть эту ненависть и рознь мира сего, что удалось сделать святым преподобному Серафиму Саровскому и нашему архимандриту Серафиму Тяпочкину. Если мы все будем брать с него пример, стараться с Божьей помощью, конечно же, и мы достигнем немалых высот. В каждом из нас заложен этот дар любви. Его нужно только раскрыть», – считает отец Николай.
В декабре 2018 года священнослужители Белгородской митрополии отправили письмо с просьбой о канонизации архимандрита. Материалы для рассмотрения вопроса находятся в Московской Патриархии.
Три участка братских захоронений периода блокады Ленинграда на Серафимовском кладбище будут включены в перечень выявленных объектов культурного наследия
В январе 2021 года в КГИОП поступило заявление о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта «Братские могилы защитников и жителей города Ленинграда, погибших в 1941-1944 году», обладающего признаками объекта культурного наследия. В заявлении указано четыре участка захоронений периода блокады Ленинграда, расположенных на территории Серафимовского кладбища (Заусадебная ул., 33).
Три участка братских захоронений, предлагаемые к выявлению, расположены в непосредственной близости от церкви Серафима Саровского, вдоль главной центральной дороги, один – в глубине (северо-западной части) кладбища.
Во время блокады Ленинграда Серафимовское кладбище стало одним из мест массовых погребений в братские могилы людей, погибших от голода, холода, бомбежек и артиллерийских обстрелов, а также воинов, защищавших город. Силами войск ПВО и жителей города были вырыты траншеи для массовых захоронений.
В период блокады на территории Серафимовского кладбища было захоронено более 62312 человек гражданского населения и 1648 военнослужащих (Книга памяти «Блокада», данные ОБД «Мемориал»).
К 1965 году самый обширный участок №1 захоронений траншейного типа по проекту архитектора Лукина Я.Н., скульпторов Долинской Н. В. и Ельчуковой М.К. был превращен в мемориал, который является объектом культурного наследия федерального значения «Братские могилы защитников и жителей г. Ленинграда, погибших во время блокады 1941-1944 гг.».
Оформление в мемориал остальных братских захоронений, планировавшееся в 1950-е годы, реализовано не было, однако они представляют собой благоустроенные участки с газонами, окантованными каменными бордюрами, частично замощенные тротуарной плиткой. В 2011 году на каждом из участков установлены памятные стелы черного гранита со стилизованным изображением гвоздики, солдатской каски и надписью «Ленинград 1941-1945 Вечная память героическим защитникам города».
Часть участка севернее церкви Серафима Саровского на плане 1942 года обозначена как «Коллективное захоронение». Впоследствии именно этот участок стал особенной для Санкт‑Петербурга мемориальной воинской площадкой. Там покоятся матросы и офицеры-подводники, трагически погибшие в августе 2000 года на атомной подводной лодке «Курск», офицеры, погибшие в июле 2019 года в Баренцевом море при пожаре на атомной глубоководной станции АС-31, другие заслуженные представители армии, флота и иных силовых ведомств России, внесшие значительный вклад в ее защиту и укрепление обороноспособности. На этом участке также покоятся погибшие при катастрофе самолета А321 над Синайским полуостровом в октябре 2015 года.
Специалисты рекомендовали к взятию под государственную охрану трех участков по существующим границам благоустройства, исключая часть территории севернее церкви Серафима Саровского, на которой расположены позднейшие захоронения.
На основании заключения комиссии КГИОП принято решение о включении данных участков в перечень выявленных объектов культурного наследия в качестве объекта «Братские могилы защитников и жителей города Ленинграда, погибших в 1941-1944 годах».
Преподобный Серафим Саровский. Распространенное заблуждение, которое у нас есть, это… | у Блеклого берега
Распространенное у нас заблуждение состоит в том, что памятник коленопреклоненному мужчине находится в церкви Кореной пустыни Свободы г. Курска. Чтобы разрушить миф, это не Иисус Христос, а посвящен святой из Курска, и им был преподобный Серафим Саровский. На протяжении всей его временной шкалы мы найдем серию событий, которые действительно причудливы и не из этого мира.
19 июля 1754 года в семье купцов Исидора и Агафьи Мошниных родился преподобный Серафим.Его настоящее имя при крещении было Прохор, в честь апостола Прохора. Исидор Мошнин участвовал в строительстве Сергиевско-Казанского собора (Горьково, 27), но скончался до окончания работ. Прохору было около 3 лет, когда это случилось. Его мать взяла на себя продолжение строительства. С тех пор она приводила юного Прохора в церковь, побуждала его молиться Богу и выучить наизусть некоторые молитвы.
Когда мальчику было 7 лет, он был на колокольне, когда поскользнулся и упал.Испуганная мать, находившаяся с ним на колокольне, поспешила к нему, думая о судьбе сына. Но, ко всеобщему недоверию, она нашла его в полном порядке и без признаков травмы. Она считала, что ее сын находится под особой защитой Бога.
В 10 лет Прохор тяжело заболел. Однажды ночью ему было видение Девы Марии, которая обещала исцелить его. Во время ежегодного Крестного хода знаменитой «Курской Коренной иконы» (известной также как Курская икона) на улицах была грязь, препятствовавшая их пути.Вот и решили пройти через двор семьи Мошниных (начало улицы Можаевской). Воспользовавшись случаем, мать Прохора попросила его помолиться иконе, и он вновь чудесным образом выздоровел.
Еще в юности Прохор принял решение всецело посвятить свою жизнь Богу и ушел в монастырь. Благочестивая матушка не воспрепятствовала этому и благословила его на иноческий путь Крестом, который преподобный носил на груди всю жизнь. В 17 лет Прохор с несколькими паломниками пешком отправился из Курска в Киево-Печерскую Лавру на богослужения и стал послушником Саровского монастыря.Вскоре после этого он снова сильно заболел на 3 года, но отказался от лечения, предложенного братством. Он сказал отцу Пахомию: «Я принес себя в жертву истинному врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери».
Когда он почувствовал себя тяжело, он увидел во сне Деву Марию с апостолами Иоанном и Павлом. «Он пришел от нас», — сказала она и положила руки на голову Прохора. Когда видение исчезло, он почувствовал облегчение и выздоровел. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена церковная больница.Прохор сам отправился в близлежащие места, чтобы собрать деньги на его строительство.
В возрасте 35 лет Серафим решил уйти из монастыря и поселился отшельником в скромном деревянном домике на берегу реки Саровки посреди леса. Дом его состоял из одной комнаты с одним окошком, крыльца, иконы, печи, деревяшки вместо стола, кувшина для сухарей, а также сада, забора и пчелиного домика. Одежда святителя зимой и летом была одинакова: камилавка, белая льняная риза на плечах, кожаные рукавицы, кожаные бахилы, лапти.
Накануне воскресенья и праздника приезжал в монастырь. Он слушал службу и молитвы и уединялся в тишине, если только братья не приходили за советом или руководством. Монах брал с собой хлеб, когда возвращался в свой деревянный дом. Из этого небольшого количества хлеба он отдал значительную часть его зверям и птицам. Даже в картинах существует даже легенда об огромном медведе, который брал хлеб из его рук. Преподобный Серафим собирал с огорода картофель, свеклу и лук.
Жизнь отшельника была трудна и таила в себе множество опасностей. 12 сентября 1804 года трое крестьян из деревни потребовали у монаха деньги. Он бросил топор, скрестил руки на груди и сказал: «Делайте, что вам нужно». Разбойники стали избивать монаха, сломали несколько ребер, потом связали его. Его хотели бросить в реку, но сначала обыскали дом в поисках денег. Все разрушив и не найдя в нем ничего, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего проступка и ушли.Преподобный, очнувшись, дополз до кельи и мучился всю ночь. Утром с большим трудом добрался до монастыря.
Братия ужаснулась, увидев раненого подвижника. Преподобный пролежал восемь дней, страдая от ран. Вызвали врачей, которые удивились, что Серафим остался жив после таких побоев. Но преподобный отказался от их лечения, потому что ему снова явилось видение Девы Марии. монах был в экстатической радости, а потом встал с постели, стал ходить, поел и выздоровел, но потребовал трости.Через пять месяцев преподобный снова вернулся в пустыню. Серафим простил разбойников и просил не наказывать их. На протяжении всей жизни Дева Мария являлась ему 12 раз в жизни, что больше всего по сравнению с другими святыми.
Серафим отказался быть игуменом (настоятелем монастыря). Затем он попытался подражать «святому Симеону Столпнику Старцу», избрав местом своего подвига гранитный камень, на котором он стоял на коленях 1000 дней и ночей, воздев руки, и взывал: «Боже, помилуй, как я грешен.С тех пор его ноги не зажили до самой смерти.
Старшие монахи попросили его вернуться в монастырь. Когда он, наконец, вернулся, он принял обет молчания и решил ограничить себя. Раз в неделю он брал из монастыря хлеб и капусту. Он длился 10 лет. 25 ноября 1825 года он пережил новое видение, где Дева Мария позволила ему оставить свой обет и помочь паломникам и другим посетителям за помощью и прощением. Он исцелил многих больных людей. Иногда его посещало более 2000 человек в день.На него равнялись и считали самой важной живой фигурой в России. В любой день года он встречал людей словами «Христос воскресе!».
За год и девять месяцев до смерти Фр. Серафиму было даровано посещение Богородицы. Отец Серафим был уже не на коленях, а на ногах перед Пресвятой Богородицей, и Она говорила так милостиво, как с любимым человеком. Видение закончилось тем, что Богородица сказала преподобному Серафиму: «Скоро, возлюбленный мой, ты будешь с нами» — и благословила его.
В последний период своей земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевском женском монастыре. Преподобный Серафим заметно ослабел и много говорил о приближающейся кончине. В то время его часто видели у дубового гроба, стоявшего у входа в его келью и приготовленного для него. Сам Серафим отмерил сторону алтаря могилы Успенского собора.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в церковную больницу и причастился, после чего благословил братию и попрощался со словами: «Спасайтесь, не унывайте, смотрите, сегодня наши венцы готовятся .2 января келейник преподобного отец Павел, выйдя из своей кельи в шесть часов утра по пути в церковь, почувствовал запах гари, исходивший из комнаты преподобного.
В комнате святого всегда горели свечи, а однажды он заявил: «Пока я жив, огня не будет, а когда я умру, мой конец откроется огнём». Когда двери открылись, оказалось, что горят книги и другие вещи, а сам святой стоит на коленях перед иконой со скрещенными накрест руками, с медным Крестом, безжизненный.
Желая дать молящимся возможность проститься с монахом, который уже лежал в гробу, они оставили усопшего непогребенным на восемь дней. Он лежал в соборе, и в это время к его гробу стекались тысячи жителей окрестностей и соседних губерний. В 1891 году над могилой преподобного была построена часовня. Его святыми мощами совершались многочисленные знамения и исцеления. Его останки находятся в Серафимо-Дивеевском монастыре.
После большевистской революции советские власти жестоко преследовали религиозные группы.В рамках своих гонений на христиан они конфисковали мощи многих святых, в том числе преподобного Серафима. Только в 1991 году были вновь обнаружены мощи преподобного Серафима, пролежавшие семьдесят лет в советском антирелигиозном музее. Это произвело фурор в постсоветской России и во всем православном мире. Крестный ход (крестный ход) сопровождал мощи пешком от Москвы до Дивеевского монастыря, где они находятся и по сей день.
Единственный когда-либо существовавший его портрет , который находится в Ново-Дивеевском монастыре в Нануете, Нью-Йорк.19 октября 2016 года на корабле «Союз МС-02» в космос были запущены мощи преподобного Серафима.
СПРАВКА
1. old-kursk.ru/people/sersar.html
2. old-kursk.ru/people/sersar2.html
Саровский источник преподобного Серафима. «Богородица обещала дать воду большее благословение, чем воды Вифезды в Иерусалиме».
«W когда меня не станет, приходи ко мне на могилу, приходи, когда будет время, чем чаще, тем лучше. Все, что у тебя на уме, все, о чем ты скорбишь, все, что могло с тобой случиться, — приди ко мне на могилу и расскажи мне все, как будто я живая, и я тебя услышу, и твоя печаль пройдет. ! Говори со мной как с живым человеком, и я всегда буду для тебя жив. » Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец
Память 2 января и 19 июля (Перенесение святых мощей святителя)
Серафимовский источник.
О нэ и в четверти версты от монастыря был источник, называемый Источником Богослова, а над ним икона св. Иоанна Богослова. Возле источника находилась пустая келья усопшего о. Дорофей.Пробираясь в далекую пустыню мимо этой местности, о. Под источником Серафим увидел Богородицу, а на пригорке были апостолы Петр и Иоанн. Богородица ударила своим посохом в землю, так что из земли забил источник светлой воды. Здесь Богородица дала о. Серафимовские заповеди о строительстве Дивеевского монастыря, о которых мы будем говорить далее по ходу повествования.
Фр. Серафим решил вырыть колодец над своим целебным источником и своими трудами достроил его.Выкопав колодец, он соорудил вокруг него раму и засыпал камнями. Колодец стал называться Серафимов колодец. Святитель велел монаху Анастасию молиться Богородице и просить ее сделать воду в колодце исцеляющей от болезней. «И Богородица, — добавил он, — обещала дать воде большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской». Исцеление не замедлило начаться. Дивеевская сестра Параскева Семеновна болела и кашляла.«Что ты кашляешь… хватит, хватит!» о. — сказал ей Серафим. — Не могу, батюшка! она ответила. Затем о. Серафим зачерпнул рукавом воды и облил ее. Болезнь тут же покинула ее и больше не возвращалась.
От преподобного Серафима Саровского чудотворца и его духовное наследие Елены Концевич (скит Св. Ксении)
http://www.pravoslavie.ru/english/38510.htm
***
О в первый день своей «вольности» он проехал около полутора верст по Саровке в сторону своего первоначального (дальнего или далекого) скита, когда ему явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна.Она поманила преподобного Серафима, ударила посохом в землю, и из старого, давно пересохшего источника хлынул фонтан. Она сказала ему, что вода обладает целебной силой, и она отдала источник под его опеку. У источника иноки построили преподобному Серафиму новую хижину, которую он назовет своей ближайшей пустынью.
Ко всем приходящим к нему он кланялся до земли и обращался с приветствием «Здравствуй, радость моя, Христос воскресе». Он также предлагал им кусок антидора (освященного хлеба), смоченный в вине.Преподобный Серафим советовал в практических и духовных вопросах, часто предвосхищая нужды и просьбы просителей. На вопрос об этой способности преподобный Серафим объяснил: «Приходят ко мне и видят во мне раба Божия; и я, смиренный Серафим, считаю себя Его покорным слугой, и что Бог повелевает Своему рабу, то передаю. Первую мысль, которая приходит мне в голову, я считаю посланной Богом. То, что я говорю, говорится без моего ведома о том, что происходит в сердце человека, с которым я говорю, но с верой, что это воля Божья и что это для его блага.[58]
[58] Каварнос и Зельдин, с. 77.
http://www.symeon-anthony.info/StSeraphimSarov/StSeraphimSarov.htm
***
Серафимовский источник при коммунизме
W Когда монастырь был закрыт советскими властями, в 1950-е годы они зацементировали родник. Однако в 1960-х годах стал появляться св. Серафим в военной полосе между Саровым и Дивеево. Многие солдаты сообщали, что видели старика в белой рясе и с посохом в руке. Однажды ночью святой предстал перед воинами и, как когда-то Богородица, ударил посохом о камень, и из него хлынул родник. Солдаты и стражники были так потрясены, что, когда стали стекаться толпы верующих (многим явился Святой и известил их), никто из них не воспрепятствовал приходу верующих к источнику.
Когда бульдозер засыпал родник, он сломался, и рабочему пришлось идти за другим. Тем временем другой рабочий, сидевший в бульдозере, сообщил , что увидел старика в белой рясе, идущего из леса и кричащего: «Василий, зачем ты губишь мой родник?» Разозлившись, он ответил: «Потому что у меня есть приказ сделать это.Святой тогда сказал ему: «У тебя ничего не получится».
Бульдозер на замену не найден. Однако уже через три дня имевшийся у них бульдозер был готов закончить работу. Однако, когда они собирались завершить работу, они получили приказ из Москвы о том, что лес находится под охраной государства и не находится под наблюдением военных. Василий, который был неверующим, рассказал о случившемся своей матери, и она отвела его к монахине Маргарите , которая была единственной оставшейся в живых монахиней из сестричества дореволюционного Дивеево.Она показала ему икону преподобного Серафима, и он узнал в нем старца в белой рясе.
« Выпей воды из моего источника».
I В 1950 году у меня было тяжелое заболевание печени. Один или два раза в год у меня были очень острые приступы отхождения камней. 1953 год был самым тяжелым: у меня были ежедневные приступы боли. Трудно было работать по 8 часов в день на достаточно ответственной работе.
О пенсии по инвалидности я даже подумать не могла, так как должна была ухаживать за больной мамой, которая жила в Подмосковье.Частые визиты к ней с тяжелыми сумками только усиливали боли.
Наконец-то наступило лето, и пришло время моего долгожданного отпуска. Но перед этим у меня было беспокойное время, и сразу же начался приступ, который длился 5 дней. Я оказался без какой-либо медицинской помощи или обезболивающих. Камни вышли, началось воспаление печени. Я был так слаб, что едва мог заботиться о своей больной матери.
Вечерами, лежа в постели, я любил читать свою любимую книгу «Житие святого отца Серафима Саровского».Однажды, прочитав о его многочисленных исцелениях, я обратился в мыслях к святому примерно с такими словами: «Ты исцелил столько людей, почему не исцеляешь меня, ведь ты видишь, как я страдаю, а я должен работать для другие.’
В этот момент я увидел своим внутренним взором преподобного Серафима, стоящего рядом со мной. Он прижал свой большой медный крест к моей больной печени, и я снова услышал его голос внутри себя: «Теперь выпей святой воды из моего источника, и тогда ты будешь совершенно здоров».
Я пришел в себя.Я имел привычку анализировать свои душевные переживания, чтобы не впасть в искушение, поэтому и думал, что это может быть только плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили последние слова — «пей водички из моего источника». Откуда я мог взять эту воду, если я был в Москве и знал, что к источнику нельзя подходить?
Но на следующий день сбылись слова чудесного старца: Я получил бутылку святой воды, привезенную в тот день из Сарова.Воду они получили совершенно «случайно».
Одним словом, я испытал чудо, я выпил ту воду и с тех пор не болею и не перестаю благодарить дорогого старца за чудесное исцеление.
http://www.fatheralexander.org/booklets/english/chudesa_e.htm#_Toc75662183
Житие преподобного Серафима Саровского, митрополита Антония Сурожского
https://iconandlight.wordpress.com/2018/07/18/the-life-of-st-seraphim-of-sarov-metropolitan-anthony -сурожский/
Преподобный Серафим Саровский, Святитель небесной Радости и Мира .
https://iconandlight.wordpress.com/2018/01/01/святой-серафим-оф-саровский-святой-оф-небесной-радости-и-мира/
Тропарь преп. Серафима Саровского, глас 4
T Христа от юности возлюбил еси, блаженная, и Ему одному, желая трудиться, подвизался еси в пустыне с непрестанною молитвою и трудом. С покаянным сердцем и великой любовью ко Христу умилостивлена ты Богородицей. Темже вопием ти: Спаси нас молитвами твоими, Серафим, праведный отче наш.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу;
Тон 5
R Радуйтесь сегодня, все православные христиане! Празднуйте с Россией и саровскими монахами! Соберитесь, все верные люди; прославь нашего святого отца! Он пастырь и учитель, богомудрый наставник заблудших; скорый целитель больных и раненых, великое украшение Церкви. Воззовем и прославим его: «Спаси нас твоими молитвами, святый отче Серафим!»
Апостича
Глас 5 (Радуйся, Живоносный Кресте)
R радуйся, преподобный Серафим, Ангелам подражатель, на земле благочестиво живя, страху Господню многих притекающих к тебе научил еси. Озаренный благодатью Святого Духа, ты видел будущее, как настоящее, и наполнял радостью и умилением многих скорбящих душою. Поэтому мы умоляем вас: «Молитесь Господу о тех, кто чтит вас!»
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
Категории: АНГЛИЙСКИЙ, православный, Молитвы | Постоянная ссылка.
Когда я уйду, — сказал св…. — Православные притчи и рассказы
Когда меня не станет, — сказал преподобный Серафим Саровский, — приходи ко мне на гроб и чем чаще, тем лучше». Что бы ты ни скорбел, что бы ни случилось с тобой, все приди и скажи мне во гроб, как живому человеку. И Я услышу тебя, и печаль твоя пройдет.
Троицкий собор — сердце Серафимо-Дивеевского монастыря. Сюда к мощам преподобного Серафима Саровского устремляются все, кто приезжает в Дивеево, молятся ему, получают благословение святого старца, и часто дар чудесной помощи.
«Благодаря святым молитвам преподобного Серафима я обрел веру в Бога, стал ходить в церковь, лечиться душой. Господь тихо постучался в мое сердце, коснулся меня Своей благодатью.
«Когда я стоял у мощей преподобного Серафима, то просил об исцелении позвоночника. Путь домой был легким, и я даже забыл о своей болезни. выздороветь за выходные… говорю ему, что это я ездила в Дивеево, и отец Серафим меня исцелил, воля Божия была.
«Долго не мог решить, жить ли одной после неудачного замужества или снова выйти замуж. С этим вопросом я отправился к отцу Серафиму в Дивеево. Я помолился у его мощей и попросил знак, чтобы сразу было понятно, что делать. Вечером встречаю знакомую монахиню, и она приносит мне огромную просфору с изображением преподобного Серафима и деревянную композицию «Святое семейство». Я плакала: это был такой понятный знак. В следующем году я вышла замуж, очень счастлива.Мы поженились.
«Пока я полчаса стояла в очереди к мощам преподобного Серафима, я всегда спрашивала: «Отец Серафим, я так хочу тебе поклониться, но не могу встать на колени — ноги и руки не сгибайте. Помощь! И когда подошла к мощам, преклонила колени. С тех пор ноги и руки стали гнуться.
Бог хотел прославить Своего святого, чтобы светильник был не под землей, а был виден всем.
Дивеевский монастырь
.
ул.Серафим Саровский, прославленный старец
В Русской православной церкви старцы — это старшие, у которых младшие
монахи принимают советы и приказы. Преподобный Серафим Саровский был подлинником и
самый известный старец. Старет буквально означает «духовный».
учитель.» Родился в этот день 19 июля 1759,
в Курске, Россия, он поступил в Саровский монастырь, когда ему было девятнадцать лет.
возраст. В течение 45 лет он вел жизнь созерцателя, сначала в
монастыре, а затем в уединенной хижине.За восемь лет до смерти
он открыл свою келью для посетителей, чтобы они могли обратиться к нему за советом.
Говорили, что он может дать ответы до того, как посетители успеют спросить
их вопросы. Он консультировал трудные случаи совести и, как сообщается,
творил чудеса, исцеляя больных. Мягкий, но твердый с другими, он был
очень строг к себе. Он провел много ночей в постоянной молитве.
Преподобный Серафим подчеркивал нашу потребность исполняться Святым Духом.
Однажды, обсуждая эту тему со своим учеником Мотовиловым, он стал
так блестел, что Мотовилов не мог сначала смотреть на него.Его глаза были
блистал, как молния, и лицо его сияло, как солнце. Когда наконец
мог поднять глаза, чтобы посмотреть на своего барина, Мотовилов исполнился
мир и радость. Этот мир и радость, сказал Серафим, были миром и радостью
Христос обещал ученикам на Тайной вечере, когда сказал: «Мои
мир даю вам», и «твоя печаль обратится
радость.»
Для преподобного Серафима вся цель жизни заключалась в том, чтобы наполниться
Дух таким образом. Делать добро во имя Христа было лишь средством для этого.
конец.Он рассматривал созерцание, самоотречение и медитацию как средства
доводя себя до экстатической молитвы. Глубина в духовной молитве была открыта,
он сказал, ко всем христианам. Своим учением и своей жизнью он
возродил монашество как полезную силу для простых верующих в
Русская православная церковь.
Царь Николай хотел поставить Серафима митрополитом св.
Петербург. Это было не по вкусу суровому монаху. Он оставался
частный консультант по медитации до самой смерти. Церковь провозгласила его
святой в 1903 году.
Библиография:
- Справочник Эрдмана по истории христианства. Редактор
Тим Доули. Беркхамстед, Хертс, Англия: Lion Publishing, 1977. - Линкольн, В. Брюс. В тени войны; русские перед
Великая война . Нью-Йорк: Dial Press, 1983. - Микин, Аннет М.Б. Россия Путешествия и исследования.
Филадельфия: Липпинкотт, 1906. - «Серафим Саровский, святитель». Энциклопедия
Британика. - «Серафим Саровский, св. Оксфордский словарь
Христианская церковь. Под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона.
Оксфорд, 1997. - Уэр, Тимоти. Православная церковь. Хаммондсворт,
Миддлсекс, Англия: Penguin Press, 1964.
.
.
.
.
.
Последнее обновление: апрель 2007 г.
Преподобный Серафим Саровский Страница ресурса
Св. Серафим Саров (Праздничные дни — 2 января; 19 июля) |
Около
Святой Серафим Чудотворца Саров (+ 1833)
Святой Серафим Сарова в качестве Образец для наших житий
Иконографические изображения жития св.Серафим Саровский
Одушевление преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим и Россия
Подлинность беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым
Реликвии
Перевод Пресвятой Богородицы Саров
Фильм От 19 июля 1903 года Ектения с мощами преподобного Серафима Саровского
Свеча преподобного Серафима Саровского
Рукописное письмо преподобного Серафима Саровского
Патриарх Кирилл приносит икону, принадлежавшую преп. .Серафима Сарова в Украину
9004
Зажимая весна Святого Серафима Сарова в Дивеево
Святой канал Феотокоса в монастыре Дивеев
Аскет Бостон
Экзорцизм, который Вел на строительство часовни в честь преподобного Серафима Саровского
Советы и поучения
О стяжании Святого Духа (Беседа св. Серафим Саровский с Николаем Мотовиловым)
Почему Иисус пришел в мир
Преподобный Серафим Саровский об Адаме в раю
Преподобный Серафим Саровский о притче о десяти девах
Ответы святых на апокалиптические вопросы
Польза поста по средам и пятницам
Мирная душа рождает чистое сердце
Преподобный Серафим Саровский в отчаянии
Люди и места, связанные со преподобным Серафимом
Саров: Запретный град
На Пасху , Валаам и Саров
Дивная могила Николая Мотовилова
Святой и преподобный отец наш Серафим Вырицкий
Духи дивеевских монахинь Сфотографированы?
Святая Марфа Дивеевская (+ 1829)
Святая Пелагея Христова Юродивая Дивеевская (+ 1884)
Святая Параскева (или Паша) Ивановна Саровская — Дивеевская (+ 1915)
ул.Серафима Саровского
В воскресенье, 2 июня 2018 г., Русской Православной Церковью (как Зарубежной, так и Московская Патриаршая церковь). В ходе церемонии возглавили предстоятели Православной церкви иерарх митрополит Русской Православной Церкви Заграницей Иларион, епископ Патриаршей Церкви Иоанн и глава Православной Церкви Америки митрополит Тихон.В литургии, открытии и освящении статуи и церемонии в этот день также участвовали генеральный консул России в Нью-Йорке Сергей Овсянников, многочисленные дипломаты, лидеры и члены русской православной общины. В церемонии и праздничных мероприятиях также приняли участие президент Конгресса русских американцев Натали Сабельник, директор Елена Брэнсон (она также является президентом Русского центра в Нью-Йорке и одним из организаторов мероприятия), а также члены Лонг-Айлендского отделения CRA. и специальный прием в российском консульстве в тот вечер.
Памятник преподобному Серафиму Саровскому работы русского скульптора Алексея Леонова из Калужской области, подарок России от Фонда «Диалог Культур – Единый Мир», привезен в США «Северным Крестом» и «Русский центр Нью-Йорк», организовавший мероприятие. Статуя установлена напротив монастырской церкви преподобного Серафима Саровского. Среди икон в храме – Владимирская икона Божией Матери из Оптиного монастыря, крест из Ипатьевского дома из Екатеринбурга, а также две иконы Христа Спасителя, принадлежавшие царю Николаю II и находившиеся при царской семье в Тобольске. , Екатеринбург.
Ново-Дивеевское кладбище — крупнейшее русское православное кладбище в США, на нем находится около 8000 могил русских православных, в том числе членов семьи Романовых — племянницы Николая II, великой княгини Веры Константиновны и великого князя Георгия Константиновича. Также среди захороненных есть семьи Голицыных, Волконских, Трубецких, Гагариных, Шереметевых, дочь Льва Толстого, Александра Львовна Толстая, жена и семья барона Врангеля, различные поэты, писатели, ученые, авторы и многочисленные участники Белорусского движения.
Духовный путь преподобного Серафима Саровского
В Православной Церкви появляются святые. Ни один центральный офис в учреждении не проверяет, не квалифицирует и не удостоверяет человека как святого. В одном прочтении мы все святые. Это слово просто означает «отделенный», и именно так христиане понимали себя с древних времен: отделенные для служения Богу в мире, а не от мира. «Кто истинно любит Бога, тот считает себя странником и пришельцем на земле, ибо в нем есть устремление к Богу душою и умом, созерцающим только Бога.«Некоторые люди становятся выдающимися в церкви. Их главной характеристикой является стремление жить в присутствии Бога всеми фибрами своего существа и признать присутствие Бога в творении и человечестве.
Таким святым был Серафим Саровский, автор приведенного выше изречения. Серафим родился Прохор Мошнин в 1759 году в Курске, Россия, в купеческой семье, и с детства проявлял сильную духовную чувствительность. Оправившись от детской болезни, в 1778 году поступил в Саровский монастырь.В 1786 году он принял окончательный постриг в монахи и получил имя Серафим, что означает «огонь» или «жжение», отчасти из-за своего усердия в молитве. После 1793 года, когда он был рукоположен во священники церкви, он переселился в лесной скит в пяти верстах к северу от монастыря и стал видеть людей старцем , то есть духовным наставником. Люди стекались к нему в последние десятилетия его жизни. В начале этого периода он подвергся жестокому избиению от рук разбойников, из-за чего на всю оставшуюся жизнь остался горбатым.На суде над этими людьми, попавшими в плен, Серафим принес им слова прощения.
Звери в лесу особенно любили Серафима, и он кормил их, как гласит предание, что они кормили и его. Среди его друзей-животных был медведь, которого часто изображали вместе с ним на одной из икон, увековечивающих его жизнь. Наше ежегодное освящение животных в миссии преподобного Антония Пустынника проводится в честь преподобного Серафима.
Преподобный Серафим говорит о вере: «Вера, по учению св.Антиохия есть начало нашего единения с Богом: истинно верующие есть камень церкви Божией, уготованный в здание Бога Отца, возносимое на высоту силою Иисуса Христа, т. Крест и помощь благодати Святого Духа. «Вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Дела веры (плоды Духа) суть любовь, мир, долготерпение, милосердие, смирение и крестоношение. Истинная вера не может оставаться без дел. Тот, кто искренне верит, также обязательно совершит добрые дела.
Центральным в подходе Серафима к вере было стяжание Святого Духа, которое он называл «истинной целью христианской жизни». Он посвятил свою жизнь этому приобретению через молитву и дисциплину и призывал к тому же практике своих посетителей. Его самое запоминающееся высказывание: «Стяжи миролюбивый дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». Молитва, аскетическая дисциплина и дела милосердия достигают этого в течение длительного времени. Серафим сказал: «Только дела, совершенные для Христа, дают нам плоды Святого Духа.
Православная Церковь в России признала Серафима святым в 1903 году, на семидесятом году после его смерти. В 2003 году православные церкви по всему миру отметили столетие со дня признания его святым. Люди продолжают приходить помолиться на могилу преподобного Серафима и по-разному ощущать его присутствие в своей жизни за советом и исцелением.
опубликовано 07 января 11
.