Сергий радонежский и его подвиги: Жизнь и подвиги Сергия Радонежского: святые поступки христианского святого

Разное

Жизнь и подвиги Сергия Радонежского: святые поступки христианского святого

Биографии

12.11.21

10 мин.

Сергий Радонежский считается самым народным подвижником русской земли. Его биография связана с удивительными и даже мистическими событиями, поверить в которые очень сложно. Но существование иеромонаха не подвергается сомнению. Жизнь и подвиги Сергия Радонежского были коротко описаны его учеником Епифанием Премудрым в многочисленных рассказах и книге «Житие».

Оглавление:

  • Исцеление людей
  • Благословение монахов на войну
  • Посмертные чудеса


Краткая биография иеромонаха

Точная дата рождения будущего святого неизвестна. Исследователи полагают, что он появился на свет в период между 1314 и 1319 годами в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей.

В 7 лет его отдали в класс при церковной школе. Но Варфоломей, в отличие от двух родных братьев, с трудом осваивал дисциплины. В своём произведении Епифаний Премудрый писал, что однажды мальчик встретил в селе таинственного старца. Варфоломей жаловался мужчине на то, что не может освоить грамоту и попросил старика помолиться за него. Незнакомец дал мальчику кусок хлеба и предсказал получение огромного количества знаний. Пророчество старца сбылось.

Уже в возрасте 12 лет Варфоломей пристрастился к церковной службе. Юноша соблюдал строгий пост, по ночам молился. Со временем он освоил греческий язык и изучил множество религиозных трудов. В 19 лет Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Своё наследство он оставил двум братьям, а сам отправился жить в глухие леса. В скромной келье он ежедневно молился и самостоятельно добывал себе пропитание. К необычному монаху стали присоединяться другие люди.

Позже Радонежский основал собственную обитель. Через много лет она превратилась в знаменитую Троице-Сергиеву лавру. Иеромонах установил собственные правила церковного служения:

  1. Запретил просить подаяние.
  2. Монахи зарабатывали на жизнь только собственным трудом.
  3. Организовывал христианскую коммуну с едиными правилами проживания.

Его реформы встретили резкое сопротивление со стороны других церковных деятелей. Не желая разжигать конфликт, иеромонах добровольно покинул обитель. Благовещенский, Высоцкий и Георгиевский монастыри тоже основал Сергей Радонежский. Его жизнь и подвиги кратко описывали историки Б. Клосс, К. Аверьянов и Н. Борисов.

Христианские подвиги Радонежского

Слухи о праведном передвижнике и его духовных подвигах быстро распространялись среди русского народа. Люди, утратившие веру и силы во время монгольского ига, видели в Радонежском образец духовности.

Исцеление людей

Сергий Радонежский совершил немало святых поступков ещё при жизни. Историки и монахи, которые составляли биографию преподобного, писали о его целительных способностях.

Однажды к иеромонаху обратился мужчина. Он просил исцелить своего больного ребёнка. Сергий Радонежский дал своё согласие, но мальчик скончался ещё в дороге от сильных морозов и долгого пути. Убитый горем отец оставил ребёнка в келье иеромонаха, а сам пошёл мастерить гроб. Радонежский несколько часов читал молитвы над телом, и малыш начал проявлять признаки жизни. Отцу чудотворец сказал, что его ребёнок не умирал, а просто потерял чувства от усталости и мороза.

Кратко о духовных подвигах Сергия Радонежского говорится и в других письменных источниках. Известны случаи:

  • исцеления вельможи;
  • избавления человека от 20-дневной бессонницы;
  • возврата зрения греческому епископу.

Чудеса преподобного можно трактовать по-разному. Одни историки видят в содержании «Жития» Епифания Премудрого только вымысел. Другие рекомендуют делать символическое толкование его духовных подвигов. Возможно, он не обладал мистическими способностями, но вселял в людей веру в исцеление, дарил им надежду.

Благословение монахов на войну

Сергий Радонежский жил в период зависимости русских городов от Монгольской империи. Авторитет иеромонаха был настолько велик, что к его мнению прислушивались не только простые люди, но и князья.

Перед знаменитой битвой с войском Мамая Дмитрий Донской встретился с Радонежским. Великий князь знал, что иеромонах обладает даром предвидения и житейской мудростью. Он спросил у чудотворца, стоит ли ему оказывать сопротивление татаро-монгольскому войску. Сергий дал Донскому наставление идти в бой против «безбожников».

Кроме того, Радонежский благословил на участие в Куликовской битве двух добровольцев из числа иноков. Пересвет и Ослябля сыграли ключевую роль в великом сражении. Первый сразил могучего монгольского воина Челубея, а второй в критический момент битвы переоделся в доспехи Дмитрия Донского и повёл за собой русское войско.

Известно, что монахи и ратные подвиги несовместимы. Сергию Радонежскому запрещали давать благословение на битву под страхом отлучения от церкви. Но чудотворец понимал, что многолетнее монгольское иго несёт куда больше зла, чем любое сражение. Он вселил в войско веру, в чём и заключается подвиг Сергия Радонежского.

Посмертные чудеса

Чудотворец умер в 1392 году. О дате своей кончины Радонежский знал заранее. За 6 месяцев до трагического события он передал игуменство своему лучшему ученику Никону. Остальным монахам он дал краткие наставления о правилах церковного служения. Старец просил поместить его тело не в церкви, а на общем монашеском кладбище. Но авторитет Радонежского был настолько велик, что ученики выпросили разрешение на погребение чудотворца в стенах лавры.

Даже после смерти преподобного иеромонаха наблюдались необъяснимые чудеса. Старец являлся в снах и видениях простым людям, военачальникам, князьям и предупреждал их о наступлении войск неприятеля. Иногда чудотворец давал советы по обороне, подсказывал выход из ситуации. Все, кто молился на могиле монаха, непременно получали помощь.

О том, на какие чудеса способны мощи чудотворца, стало известно Священному Собору. Через 30 лет после смерти Радонежского его чудотворный гроб был вскрыт. Собор обнаружил, что тело старика и его одежда остались целыми и невредимыми. В 1452 году иеромонах был причислен к лику святых. Чудотворец является покровителем всех учеников.

Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой лавре, то есть в первой обители, которую он обосновал. Многие люди верят, что его останки обладают целительными свойствами. Известны случаи излечения от смертельных недугов, детских страхов, бесплодия. Биографию С. Радонежского продолжают изучать современные историки. Его жизненный путь наполнен удивительными фактами и истинными духовными подвигами.

Какие подвиги совершил преподобный Сергий Радонежский

22 июля 2018

Кириллица

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет.

Фото: КириллицаКириллица

Победы над бесами и приручение зверей

Видео дня

Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. «Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», — говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие — одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война — «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско. Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка. Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!» Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» — спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество — пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней — преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Марток

Марток

text/html

Thu, 01 Mar 2012 15:59:28 +0000

Запасись водой и жди грачей!

«Живые помощи»: какой псалом читают в любой ситуации

«Живые помощи»: какой псалом читают в любой ситуации

text/html

Fri, 16 Mar 2018 19:31:42 +0000

«Очень сильная молитва-оберег», «охраняет от зла, даёт энергию и силы», «читается трижды между тремя иконами». Подобного рода «инструкции по применению» некой особой православной молитвы «Живые помощи» можно увидеть в интернете, часто – наряду с рекомендациями по использованию «заговоров» и «сильных амулетов». 90-й псалом То, что в народе именуется «Живые помощи», на самом деле – один […]

Когда русские начали носить крестики

Когда русские начали носить крестики

text/html

Wed, 17 Jan 2018 13:05:01 +0000

Все без исключения православные христиане почитают крест как символ своей веры. Однако еще несколько веков после крещения Руси в 988 году русские на теле крест не носили. Вместо него они использовали энколпионы (от греч. kolpos — «недро», «сердце») или ковчежцы (от слова «ковчег») – небольшие коробочки, в которых хранили частички мощей и другие святыни. Энколпионы […]

Другое,Сергий Радонежский,

Сергий Радонежский. Под его именем «народ вспоминает свое нравственное возрождение»

3 мая 2020 года исполняется 706 лет со дня рождения великого инока-подвижника земли русской, преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых святых. На портале Президентской библиотеки представлен сборник «Сергий Радонежский (около 1314–1392 гг.)», в котором собраны редкие издания, в том числе летописи жизни и подвигов иеромонаха, изображения святителя и памятники ему, материалы, посвященные Троице Сергию. Лавра и многое другое.

Книга протоиерея Иоанна Морева «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и волхв земли русской» (1893 г.) иллюстрирует формирование личности будущего подвижника. Он родился 3 мая 1314 года в селе Варница близ Ростова и при крещении получил имя Варфоломей. «В детстве, — пишет автор, — он был не похож на других детей. Он совершенно избегал детских игр и забав, избегал шуток, смеха и безделья. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием». Около 1328 года будущий иеромонах переехал с семьей в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалился в пустынные места, но брат не выдержал отступления, отправился в Москву и поступил в братию Богоявленского монастыря. Но сильным духом и телом Варфоломей остался.

Газета «Тамбовские губернские известия» в сентябре 1892 г. писала: «Святой Сергий отличался необыкновенной физической силой. Его современник, ученик и первый жизнеописатель говорит: «Святой Сергий имел силу против двух человек». Недаром древнее изречение добавил выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Преподобный Сергий не избегал физического труда и своими руками срубил все монастырские постройки и первую монастырскую церковь, в которой 7 октября принял постриг в монахи. 1342″. Юноша, по свидетельству духовенства, получил имя Сергий.

«Одинокий среди дремучих лесов, наполненных волками и медведями, лишенный самой необходимой пищи, углубившийся в изучение писания, созерцательную жизнь и молитву, которые через подвижничество достигли мудрости и ясновидения, преподобный вскоре начал читать в сердца людей, как в раскрытой книге», — отмечалось в газете «Тамбовские губернские известия».

Слава о затворнике быстро распространилась, и к Сергию потянулись богомольцы. Беседы с монахом часто меняли их судьбу.

«Люди, желавшие иметь руководство в духовной резиденции, услышав о святой жизни Сергия, стали просить позволения поселиться и жить рядом с ним», — книга Память о 500-летии преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея Руси Чудотворца (1894 г.) отмечает В нем также говорится: «По словам преподобного, инородцы стали строить свои шалаши близ уединенной келии, взяв себе образец его постной жизни. Своими руками строил три-четыре кельи, рубил дрова и сам носил их в кельи, для облегчения братания, перемалывал в жерновах, пек хлеб, варил пищу, шил одежду и обувь; он нес воду на двух водоносах на плечах на гору и всех поставил возле своей кельи… Многие люди стекались искать спасения под его мирный кров, и он не отвергал никого, ни богатого, ни бедного, по Евангелию ».

Сергий Радонежский в «тихих и нежных словах» умел воздействовать на самые ожесточенные и свирепые сердца, часто примиряя враждующие стороны.

Своим нравственным авторитетом Сергий во многом способствовал политическим успехам Московского государства в царствование великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Важнейшее событие XIV века — Куликовская битва 1380 года и победа в ней — приписывались современниками молитвам преподобного Сергия: перед исполнением из Москвы, 18 августа, прибыл великий князь Дмитрий Донской с бояр и воеводы в Троицкий монастырь просить благословения у игумена Радонежского. «Святитель благословил битву с врагами великого князя Московского Дмитрия Иоанновича, укрепил его мужество надеждой на победу. «Иди бесстрашно! Бог поможет тебе безбожным врагам!», — сказал он великому князю, прощаясь с молитвами его в походе», — по книге преподобного Сергия Радонежского, великого подвижника и волхва земли Русской.

«Кем был преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Российского государства, для русского народа?», — рассуждает архиепископ Никон в предисловии к своему труду «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумен Радонежский и всея Руси чудотворец» (1904).

Президентская библиотека уделяет большое внимание материалам, освещающим историю Русской Православной Церкви. В электронном виде для читателей доступны уникальные издания – Остромирово Евангелие, Елеазарово Евангелие, редкие книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых.

 

Сергий Радонежский, игумен и чудотворец, прп.

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября). ). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По пути он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. знаменитую картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что следует сначала принять духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал в силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю и оставил вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.

Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и умолял его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts