Шахматы и церковь: Христианство и шахматы: всё не так однозначно
Содержание
Христианство и шахматы: всё не так однозначно
На этой неделе отмечается Международный день шахмат, а потому есть повод высказать несколько слов относительно этой популярной игры.
Мы уже привыкли к тому, что в нашем обществе увлечение шахматами воспринимается исключительно как явление положительное. И действительно, от себя добавлю, что чем дальше человечество заходит в развитии виртуальных развлечений и совершенствовании различных гаджетов, тем ценность шахмат возрастает все больше. Во всяком случае, это одна из немногих игр, которая заставляется работать наш ум, что не может положительно не отразиться на его формировании и возрастании. Однако нужно все-таки отметить, что в истории христианства отношение к шахматам было различным.
По понятным причинам святоотеческого мнения конкретно относительно шахмат мы не встретим. Если окинуть взором западное христианство, то мы увидим, что там отношение к шахматам в большей мере было негативным. В сети нетрудно найти ссылки, например, на кардинала Петра Дамиани, жившего в XI веке и запрещавшего игру в шахматы подчиненному ему духовенству, а в письме к папе Александру II называвшего игру «измышлением дьявола». Боролся с увлечением шахматами и четвертый великий магистр ордена Тамплиеров Бернар де Трамле. В XIII веке, во Франции, епископ Аид Сюпли запрещал священнослужителям даже прикасаться к шахматным фигурам. Также под церковным влиянием ряд европейских королей (польский Казимир II, английский Эдуард IV или французский Людовик IX) поставляли игру вне закона. Если затронуть протестантскую среду, то можно увидеть, что противником шахмат был чешский реформатор Ян Гус. Однако, как всегда бывает в человеческой истории, есть и другая сторона вопроса. Так, например, страстным приверженцем шахмат в XVI веке был папа Пий V. Понтифик настолько был очарован блестящими комбинациями своего современника итальянского авантюриста и, как бы сказали сегодня, гроссмейстера Паоло Бои, что предложил ему массу льгот, лишь бы тот принял сан. Сам Паоло сильно любил странствующую жизнь, а потому понтифик не смог его соблазнить даже кардинальской шапочкой. Также увлечение шахматами приписывают папе Иоанну Павлу II.
Теперь давайте взглянем на отношение к игре со стороны Православной Церкви. На Руси, вплоть до XVII века, для христиан шахматы были под строгим запретом. Игра приравнивалась к таким увлечениям, как кости, карты и пьянство. Запреты эти были закреплены в кормчей книге 1262 года и в постановлениях Стоглава 1551 года. Однако здесь нужно понимать одну особенность канонического права – в Церкви многое принимают, но никогда ничего не отменяют. Из-за такой ситуации возникает немалое количество коллизий, когда одни каноны могут противоречить другим. Поэтому, при желании и скрупулезном подходе, в отношении некоторых вопросов, можно найти ссылки как «за», так и «против». У нас, в принципе, каноническое право не кодифицировано, причины тому разные, но, наверное, как сказал прот. Георгий Флоровский, Православная Церковь это, прежде всего, Церковь молящаяся, а потому юридические вопросы занимают второстепенные места. Да, думаю, сейчас мы и сами понимаем, что иногда, в вопросах не догматического характера, ссылки на постановления пятисотлетней давности не совсем уместны.
Теперь нужно сказать пару слов о духовной стороне вопроса. Вспомним одну русскую поговорку: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается». Сегодня шахматы являются не только игрой, но и видом спорта, потому к ним применимы те ограничения, которые христианство относит к спорту. Одно дело футбол во дворе или на секции, другое дело – мировые чемпионаты с фанатами и бушующими страстями. Спорт, безусловно, нужен. Сегодня он выполняет педагогическую роль, позволяя детям и подросткам реализовывать свою энергию в правильном русле. Он воспитывает характер, мужественность, умение преодолевать трудности и т. д. Но нельзя в спорте исключать такую его страстную сторону, как азарт, а в мировых масштабах – коммерцию, где спортсмен может стать средством заработка для финансовых воротил, не побрезгующих выжать с него все «соки», а затем оправить восвояси. Какой потом будет жизнь спортсмена, никого не интересует.
С шахматами ситуация очень схожа. С одной стороны, они развивают ум, мышление, способность анализировать ситуацию. Ямайско-американский гроссмейстер Морис Эшли говорил, что шахматы приучают понимать, что каждое наше действие обязательно будет иметь последствия в будущем, и последствия эти нужно уметь видеть и предугадывать. Если данную идею перенести на жизненный опыт, то польза ее однозначна. Но нужно также понимать, что ум, как и мышцы, требует отдыха, его ресурс ограничен, потому последствия перегрузки могут быть еще более печальными, чем травмы тела. Нельзя забывать и об азартной стороне игры. Когда-то, еще будучи в сане и в мире с Церковью, Андрей Кураев высказал интересную мысль относительно шахмат. Он отметил, что человеку более свойственно отождествлять себя со своим умом, чем с телом. Поэтому если кто-то быстрее нас бегает или прыгает, то мы можем отнестись к этому довольно спокойно. Но вот если кто-то обыграет нас в шахматы, то перенести такое поражение будет сложнее, так как противник покажется умнее, а мы, соответственно, глупее. Думаю, что при увлечении шахматами христианам этот фактор также нужно учитывать.
В итоге, как и со многими видами человеческой деятельности, отношение к шахматам получается двояким. Точнее, всё зависит от самого человека. Сегодня одна из сфер моих интересов связана с влиянием цифрового мира на сознание и поведение человека, потому от себя добавлю, что человечество в этом плане уже зашло слишком далеко. И проблема здесь не только в цифровой идентификации. Потому, повторюсь, что в таких условиях увлечение шахматами можно рассматривать, при высказанных ограничениях, как явление положительное и полезное, особенно для формирующегося ума наших детей.
Протоиерей Владимир Долгих
Шахматы запрещены церковью? Ответ
С момента появления шахмат в Европе, Христианская Церковь заняла резко негативную позицию по отношению к ним. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своем письме к папе Александру II, он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар, в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви, Ян Гус, также был противником шахмат.
Какой отношение церкви к шахматам в наши дни? Некоторые любители шахмат считают, что шахматы под запретом до сих пор. Такой вывод можно сделать после просмотра фрагмента выступления протодиакона Андрея Кураева.
Сразу следует разобраться, следует ли считать Андрея Кураева рупором Русской православной церкви?
В мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья в виде сорокоуста, который он совершал в Новоспасском монастыре.
29 апреля 2020 Андрей Кураев был запрещён в служении патриархом Кириллом за оскорбление памяти покойного настоятеля Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина.
29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд Москвы принял решение о лишении сана Кураева, которое вступит в силу в случае его окончательного утверждения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
На наш взгляд, предельно ясный расклад можно получить из ответа протоирея Андрея Ткачева.
Вопрос: каково ваше отношение к играм: шахматы, нарды, го?
Святитель Филарет — Митрополит Московский и Коломенский до 22 августа 1826 года
Ну, это разные игры. В шахматы играл, например, святитель Филарет Дроздов, да и многие другие серьёзные, умные люди играли в шахматы.
Шахматы как игра — это нечто подобное музыке, это симфонический оркестр, вообще голова шахматиста — это голова дирижёра симфонического оркестра или нечто больше. Поэтому к этой в высшей степени интеллектуальной игре, развивающей, как ничто другое развивающей специфические способности человеческого ума — счетные, математические, аналитические, художественные, воображение и прочее-прочее, ничто не сравнится.
Поэтому я с большим уважением отношусь к этой игре, хотя сам играю в неё плохо.
Дополнительно познакомимся с мнением священника Игоря Сильченкова.
Я думаю, хорошая игра шахматы. Они развивают разум, логику, мышление, но опять же не предаваться особенно азарту во время этой игры, хотя и шахматы тоже вызывают сильно азарт. Поэтому играть можно, в спортивные игры, но особенно не погружаться в это, знать что это как дело второе — десятое, второстепенное, не особо важное для христьянина.
Священнослужители тоже иногда играют в шахматы
Из слов Андрея Кураева следует: шахматы вредны тем, что культивируют страсти: гордости, сомнения, уничижения и зложелательства к ближним. Однако это проявляется в большей степени при профессиональном подходе к занятию шахматами.
Протоирей Андрей Ткачев положительно высказывается о шахматах, но явно в разрезе игры в недолгие часы досуга.
О пользе шахмат говорит и священник Игорь Сильченков, но делает упор на то, что не следует предаваться азарту и относиться очень серьезно к игре.
Соответственно можно сделать следующий вывод: шахматы могут быть весьма полезны для развития умственных способностей человека, но при условии, что средство будет использовано в меру и без превращения древнейшей интеллектуальной игры в азартную.
Главный интерес в азартных играх направлен не на процесс игры, а не её исход.
Многих любителей затягивает игра в блиц на игровых площадках, порой шахматные баталии затягиваются на долгие часы. Вот тут-то без азарта редко обходится — любой ценой выиграть! Как правило, сыгранные партии из многочасовой серии отличает низкое качество — большое количество зевков и ошибок. От такой игры нельзя получить ничего, кроме негатива.
Один из шахматных тренеров сказал, что следует стремиться получить от сыгранной партии эстетическое удовольствие. Трудно не согласиться с данным высказыванием. Утверждается, что эстетическое наслаждение относится к высшим переживаниям человека, поэтому оно является мощным фактором духовного развития личности.
Играйте в шахматы, получайте удовольствие без привязки к результату и изменению рейтинга. В этом случае шахматы наверняка принесут ощутимую пользу в разных сферах вашей деятельности.
Религия и шахматы — Chess.com
Шахматы и религия не всегда ладили. В то или иное время шахматы были запрещены мусульманами, католиками, англиканами, евреями, пуританами и талибами.
Шахматы (шатрандж) стали юридическим вопросом после смерти Мохаммеда в 642 году. В 655 году его зять не одобрял игру своей секты мусульман из-за вырезанных изображений (вырезанных фигур шахматных фигур).
В 680 году 50-е правило канонов было истолковано как запрещающее шахматы.
В 780 году халиф аль-Махди написал религиозным лидерам Мекки, чтобы они отказались от игры в шахматы с использованием костей.
В 1005 году в Египте запретили шахматы, и все шахматные наборы и фигуры было приказано сжечь.
В 1061 году кардинал Дамиани (1007-1072) из Остина запретил духовенству играть в шахматы. Он даже написал Папе, жалуясь, что в шахматы играют некоторые священнослужители и миряне.
В 1093 году шахматы были осуждены и запрещены Восточной Православной Церковью.
В 1125 году восточно-православный монах Иоанн Зонарес издал директиву, запрещающую шахматы как разновидность разврата.
В 1128 году св. Бернар Клервоский (1090-1153) запретил тамплиерам играть в шахматы.
В 1195 году раввин Маймонид (1155-1204) включил шахматы в список запрещенных игр.
В 1208 году епископ Парижа издал указ, запрещающий духовенству играть в шахматы.
В 1240 году Вустерский синод Англии запретил духовенству и монашеским орденам играть в шахматы.
В 1254 году король Людовик IX издал религиозный указ, запрещающий шахматы как бесполезную и скучную игру.
В 1260 году король Генрих III приказал духовенству оставить шахматы в покое.
Около 1280 года были написаны шахматные морали, которые начинались как проповеди. Эти шахматные морали соперничали с Библией по популярности и количеству изданий.
В 1291 году архиепископ Кентеберийский пригрозил посадить приора и каноников на диету из хлеба и воды, если они не откажутся от игры в шахматы.
Священникам запрещалось играть в шахматы до 1299 г.
В 1310 г. в Германии декретом Трирского собора духовенству было запрещено играть в шахматы.
В 1328 году некоторые еврейские лидеры разрешили играть в шахматы, но не на деньги или азартные игры.
В 1329 г. шахматы были запрещены духовенством на Синоде Вюрцбурга в Германии.
В 1375 году король Франции Карл V под влиянием церкви запретил шахматы.
К 1500 году шахматы стали признанным времяпрепровождением евреев в субботу.
В 1551 году ведущие церковники России составили Стоглавый сборник, в который вошло запрещение шахмат.
В 16 веке святая Тереза Авильская (1515-1582) была провозглашена церковными властями Испании покровительницей шахматистов.
В конце 16 века у духовенства в России шахматы ассоциировались с колдовством и ересью.
Пуритане очень не любили шахматы и не одобряли любую игру в шахматы.
В 1981 году аятолла Хомейни запретил шахматы в Иране. Это было разрешено аятоллой в 1988.
Шахматы были запрещены Талибаном в Афганистане на 15 лет. Это было запрещено муллой Мохаммадом Омаром.
Папы, игравшие в шахматы, включали Папу Льва XIII (Джоаккино Печчи), Папу Григория VI, Папу Иннокентия III, Папу Иоанна Павла I, Папу Иоанна Павла II и Папу Льва X. Уилкерсон
30 мая 2020 г.
насаждение церквей,
Ученичество,
Гость блоггер,
Стратегия,
Церкви
0
Вот я сижу на заднем дворе, который стал моим новым офисом в те дни, когда позволяет погода. Отсюда почти кажется, что ничего не изменилось с прошлого года, последних нескольких месяцев или последних нескольких недель.
Жизнь идет так же, как и всегда на моем заднем дворе: птицы поют, собаки лают, а трава не растет. Хотя с того места, где я сижу, все кажется таким же, я знаю, что это не так.
Кто из нас пережил утрату за это время? Некоторые из нас называют потери доходом, возможностью, планами и графиками, и эти потери могут быть разрушительными. Для многих потеря намного больше, и она измеряется жизнями членов нашей церкви, семьи и близких. Как восполнить эту потерю? Как нам двигаться вперед?
Во-первых, не будем делать вид, что все будет по-прежнему; этого не будет. Людям в общественных местах, возможно, придется привыкнуть не прикасаться к другим людям. Для экстраверта, чей язык любви — физическое прикосновение, это ужасно.
Наша церковь, Engage, построена на принципе пересечения границ, установленных миром, и одним из самых эффективных инструментов в нашем арсенале является наша привязанность друг к другу. Мы пытаемся определить, когда и где мы встретимся, но мы также пытаемся выяснить, как мы будем взаимодействовать и оставаться верными тому, кто мы есть, и нашей данной Богом миссии. Мы многонациональная и многокультурная церковь, и нашей отличительной чертой является разнообразие.
Наша церковь – это место, где многие впервые ощутили, что значит делить жизнь с людьми, которые не похожи на них, и любить своих ближних. Я точно знаю, что есть несколько человек, которые никогда не получали объятий от человека с другим цветом кожи до прихода в Engage.
Все может выглядеть так же, как общины, магазины, Starbucks и церкви начинают вновь открываться, но это не то же самое. Итак, где мне найти ориентиры? Куда я могу обратиться, чтобы понять, интерпретировать и вести других через это время коллективной неопределенности? Иисус. Да, я знаю, что это ответ воскресной школы, но это правда.
Но если Иисус — ответ, то в чем вопрос? Я думаю, что основатели церквей должны вернуться к нашим фундаментальным принципам, чтобы выяснить это.
Дэвид Лимьеро поделился со мной метафорой во время моей оценки несколько лет назад:
Если насаждение церквей — это шахматы, то воскресная служба — ваша королева. Вы должны научиться играть без своего ферзя.
Или, в наших нынешних обстоятельствах, это означает научиться играть без полного набора ходов нашего ферзя. Многие из нас понятия не имеют, как это сделать.
Ответ: полагайтесь на своего короля; когда мы не можем двигаться, Он делает это. В это время, как мы достигаем людей? Это наш вопрос.
Возможно, игра изменилась, но элементы остались прежними, ученичество — это то, как мы играем. Мы по-прежнему провозглашаем Короля, Королевство, его Смерть и Воскресение. Мы по-прежнему призываем людей верить, что Иисус — это тот, за кого Он себя выдает, и что Он сделает то, что, по его словам, Он сделает; покайтесь в том, что мы сделали неправильно, и следуйте за Иисусом, делая то, что Он говорит нам делать. Результат — трансформация.
У нас есть уникальная возможность помочь людям преодолеть безопасное расстояние воскресной службы и увидеть Иисуса вблизи.
Да, все изменилось. Пейзаж изменился, но элементы остались прежними. Люди страдают. Люди боятся. Людям нужна надежда. Людям нужен Спаситель. Людям нужен Иисус, и это никогда не изменится.
Что такое Digital-First в маленькой церкви?
ПОДКАСТ 076: Ли Коут и путь цифрового взаимодействия для вашей церкви
Об авторе
Майкл Вилкерсон
В 2014 году Майкл вместе со своей женой Стефани основали Engage Church, многоэтническую и многокультурную церковь в Мемфисе, штат Теннесси.