Сидоров валентин михайлович художник: Карта сайта
Содержание
Карта сайта
Карта сайта
- В начало
- Академия сегодня
- Члены Академии
|
|
версия для печати
Сидоров, Валентин Михайлович — ПЕРСОНА ТАСС
Родился 5 мая 1928 г. в дер. Сорокопенино (Тверская губерния, ныне Конаковский район Тверской области) в семье Михаила Яковлевича и Натальи Григорьевны Сидоровых. В 1935 г. переехал с родителями в Москву.
В 1940-1942 гг. Валентин Сидоров посещал в столице художественную студию Дома пионеров под руководством Александра Михайлова.
В 1943-1948 гг. учился в Московской средней художественной школе (ныне Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств) у педагогов Василия Почиталова и Михаила Добросердова.
В 1948 г. Валентин Сидоров поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств). В 1952 г. перевелся в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне — Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств), где учился у Петра Котова и Федора Решетникова. Окончил данный вуз в 1954 г. по специальности «художник-живописец».
В 1954-1972 гг. работал по договорам и в мастерских.
В 1960-1966 гг. Валентин Сидоров являлся художественным руководителем Дома творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина (Вышний Волочек, Калининская обл., ныне — Тверская обл.).
В 1972-1984 гг. — секретарь, в 1984-1987 гг. — первый секретарь правления Союза художников РСФСР. В 1987-2009 гг. возглавлял Союз художников России. С 2009 г. являлся почетным председателем данной организации.
Основное место в творчестве художника занимали пейзажные и жанровые произведения.
К работам раннего периода относятся картины «Ненастный день. Коровино» (1952), «Утро в избе», «Бабушкины сказки» (обе — 1954), «Тихий теплый вечер. Коровино», «Осенняя страда» (обе — 1955) и др., а также натюрморты «Ночью был ветер. Антоновка» и «Мокрый день. Колокольчики» (оба — 1955). Среди заметных работ второй половины 1950-1970-х гг. — «Осень. Лодки осыпаны листьями» (1956) и «На теплой земле» (1957), «На лужке» (1968), «Березовый ветер» (1971-1979), «Моя Родина» (1972-1973), «Сенокос» (1975).
К числу наиболее известных произведений 1980-2000-х гг. относятся: «Плывут над землей облака» (1985), «Потянулись птицы к югу» (1990), «Два тополя» (1999), «Родительский камень» (2001), «Святая гора» (2002).
Среди картин последних лет — «В начале мая» (2003-2008), «Начало весны. Сретенье» (2005), «Гори, гори ясно…» (2008) и др.
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Институте русского реалистического искусства (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (Владимир), Тверской областной картинной галерее и частных коллекциях.
С 1994 г. преподавал в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. Профессор по кафедре живописи и композиции (1996).
Валентин Сидоров скончался 9 января 2021 г. на 93-м году жизни после перенесенного коронавируса. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Являлся членом Российской академии художеств и Союза писателей России.
Народный художник СССР (1988) и Украины (2004).
Был награжден орденами Почета (1996), «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней (2008, 2003), Франциска Скорины (2008, Белоруссия). Отмечен благодарностью президента РФ (1998).
Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1974), Государственной премии СССР (1984) и Государственной премии РФ за 1996 г.
Был удостоен Международной премии им. М. А. Шолохова (2000).
Автор альбома «Край вдохновения» (1985, посвящен столетию Дома творчества художников «Академическая дача»), повести «Гори, гори ясно…» (2001), ряда статей о культуре и искусстве.
Советское искусство, культура СССР
« Советский художник Михаил Аникеев
Советский художник Василий Нечитайло »
Советский художник Валентин Сидоров (р. 1925, СССР). На теплой земле. 1962
Советский художник Валентин Сидоров (1925 г.р.) – Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, член Президиума Российской академии художеств, действительный член Академии художеств Кыргызстана (1998 г.). ). В настоящее время – член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Член Союза писателей России (2001). Почетный член Академии художеств Узбекистана (2004). Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России, награжден Золотой медалью Российской академии художеств. Валентин Сидоров – художник ярко выраженного национального характера, творчество которого тесно связано с Советским Союзом и Россией. Сюжеты его картин (пейзажи, натюрморты) достаточно просты. Многие работы находятся в ГТГ, ГРМ, музеях бывшего СССР. Валентин Сидоров – постоянный участник выставок изобразительного искусства в России и за рубежом (Польша, Чехия, Румыния, Италия, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Сербия, Иордания, Китай).
Советский художник Валентин Сидоров (р. 1925). Моя тихая Родина. Масло. 1980-1985
Валентин Михайлович Сидоров родился 5 мая 1928 года в селе Сорокопение Тверской области, СССР. Его прадед и прабабушка были крепостными вице-президента Академии художеств князя Г.Г. Гагарин. Прабабушка была няней детей князя.
Валентин Сидоров. Утро на Подоле. Масло. 1977. Государственный Русский музей
В 1936 году семья переехала в Москву. Валентин учился в московской школе, а летом ездил в деревню. Он начал рисовать в раннем детстве. После Великой Отечественной войны поступил в кружок изобразительных искусств Московского Дома пионеров, которым руководил А. Михайлов. Он рекомендовал Сидорову поступить в Московское художественное училище, где его учителем был М. В. Добросердов.
Валентин Сидоров. Прятки. Масло. 1975. Государственный Русский музей
В 1948 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде, где его учителями были П. Белоусов, Р. Франц и И. Степашкин. Высшее художественное образование получил в МГХИ имени Сурикова под руководством профессоров Ф.П. Решетникова и В.Г. Цыплакова. Всесоюзную известность художнику принесли его знаковые произведения искусства «Моя тихая родина» и «На теплой земле».
Валентин Сидоров. Все вместе. Масло. 1970. Государственный Русский музей
Талант Валентина Сидорова многогранен. Будучи председателем Союза художников России, он много работал над сохранением и возрождением русской реалистической школы живописи. В 1984 году он написал книгу «Край вдохновения» о тверской земле, где находится Академическая дача Ильи Репина. В 2001 году после выхода автобиографического романа «Гори, гори ярко» Валентин Сидоров был принят в Союз писателей России.
В.М. Сидоров (Москва). Откуда берется река Дубровка. 1981. Холст, масло
Сидоров сделал уникальное историческое открытие. После 20 лет напряженной работы он нашел место захоронения выдающегося русского живописца Г. Сороки и обстоятельства его смерти.
В. Сидоров. Светлый день 22 июня. Холст, масло, 1978
Апрель. Песня скворца. 1964
Осеннее утро. 1985
Осень. Каштановая кобыла. 1974
Раннее утро. Утки летают. 1987
Река замерзает. 1985
С грибами. 1975
Советский художник Валентин Сидоров
источники
журналы Огонёк, Молодой художник
www.art-auction.ru
Сидоров Валентин Михайлович (род. 05.05.1928) — Биография художника, известные произведения, выставки
Художник. Действительный член Академии художеств СССР (1988). Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1984). Председатель правления Союза художников России в 1987 — 2009 г., с 2009 г. — почетный председатель, профессор ФГБНУ В.И. Сурикова с 1986 года.
Родился 5 мая 1928 года в селе Сорокопение Тверской губернии. Отец — Сидоров Михаил Яковлевич. Мать — Сидорова Наталья Григорьевна.
Родители Предки Валентина Сидорова жили в Сорокопении, мать была родом из села Коровино, расположенного на другом берегу Волги. Его прадед и прабабка были крестьянами князя Г.Г. Гагарина — вице-президент Императорской Академии художеств (прабабушка была няней детей князя). Прадед участвовал в русско-турецкой войне, много лет работал возчиком на Волге, а зимой ямщиком. У него был чудесный голос — лучшего поэта-песенника в округе не было. Дедушка художника был превосходным резчиком по дереву.
В родном Шрайке Валентин Сидоров провел первые 8 лет своей жизни. В 1936 году семья переехала в Москву. Хотя мальчик учился в московской школе и приезжал к бабушке только на лето, село было ему роднее города. Сдержанная искренняя русская природа, стабильная крестьянская жизнь стали той средой, которая вскормила художника, во многом определила его личность и до сих пор питает его творчество.
Валентин рано начал рисовать. В Москве он жил в одном доме с известным актером Малого театра А. Остужевым. В памяти художника осталось то, как Александр Алексеевич, идя по двору, не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим прекрасным «остужевским» голосом: «Прекрасно… чудесно… ты будешь художником». ..» Это слово, еще не совсем ясное и загадочное, возбужденно взволновало.
Впервые настоящую радость от рисования Валентин испытал, когда ему было 10 лет. Тем летом он болел, много времени провел в больнице. Валентин очень скучал по деревне, вспоминал своих сверстников… Вот тогда он и начал рисовать. Он рисовал и подписывал: «Хватково», «Лесниково», «Туравка» и т. д. «Рисование утопило тоску по деревенской жизни, и родилось прекрасное чувство, что можно рисовать любимые места и они всегда будут с тобой, — вспоминает Валентин Михайлович. Так впервые пришла радость творчества.
Великая Отечественная война застала Сидорова в Коровине. Тогда ему было 13 лет. Все рухнуло сразу. Детство закончилось. Учась в сельской школе в Юрьеве-Девичьем, начал работать в колхозе.
Фашисты не дошли до Коровино.
А когда их выкинули из Москвы, Валентин с мамой вернулись домой пешком. Оказавшись в Москве, он впервые зашел в Дом пионеров, который стал посещать еще до войны.
Тяга к рисованию росла. В Доме пионеров замечательный кружок вел замечательный педагог и воспитатель Александр Михайлович Михайлов. Он сразу обратил внимание на способного, прилежного ученика, показал его работы преподавателям Московской средней художественной школы (тогда в Москве оставался филиал, само училище эвакуировали в Башкирию). И они приняли его.
В художественной школе Сидоров учился с особым удовольствием. Его главным учителем был Михаил Владимирович Добросердов — человек скромный, немногословный, серьезный, глубокий художник, который учил своих учеников писать только то, что любишь, знаешь, к чему тянется душа. Для мальчика его деревня была самой родной. И написал пашню, обед в поле, сенокос, окраину Коровина. «Вечер. Окраина Коровина» (1947) — улица-горбатка с силуэтами изб и отблесками золотого зарева в окнах. Или зимний пейзаж «Наш дом в сугробах» (1945) — дорогу засыпало снегом, дом стоит на крыше, видно только слегка подтаявшее окно и лошадь, стоящую на крыльце…
В 1948 году Сидоров поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. после И.Э. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина. Многие ленинградские музеи дали ему своеобразную школу. Сидоров много работал.
В 1952 году перевелся в Московский государственный художественный институт им. В.И. Суриков. Здесь его учителей было
ИП Котов, В.Г. Цыплаков и Ф.П. Решетников.
Летом 1952 года в Коровине Сидоров написал пейзаж «В полдень. Коровино», который был показан на первой выставке молодых художников в Москве. Солнце заливает золотым светом улицу, где художник жил с детства, дома, в дороге, на лугу…
Будучи студентом, Сидоров ездил в Ветлугу, на озеро Светлояр, с которым связана чудесная легенда о городе Китеже. Эта поездка оставила след в душе художника. И не только потому, что редкие красивые места вызывали желание работать. Поездки в Ветлугу укрепили интерес художника к русскому национальному характеру, вызвали особое уважение к человеку, работающему на земле.
После окончания института (его дипломной работой, которую вел Ф. Решетников, была картина «Будущий тракторист») в 1954 году Сидоров уехал в Коровино. Здесь он прожил около полутора лет, написал множество этюдов («Первый снег», «Утро в избушке», «Бабушкины сказки» и др.), искал себя, свою тему. Коровинский период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел «свой мир в простых рассказах, свою природу, затронул ее душу, в нем родилось поэтическое восприятие мира».
В Коровине Сидоров делал наброски, думал о будущих картинах, мечтал об участии в большой выставке, подготовке к 40-летию Октябрьской революции. Собрав стопку своих этюдов, Валентин Михайлович отправился в Москву, чтобы показать выставочному комитету все, что он думал и хотел написать. Он представил эскизы картин «Майский дождь», «Прошла гроза», «Под августовской росой» и ряда других. Выставка остановилась на этюде «Майский дождь».
В 1956 году для работы над картиной «Майский дождь» Сидорова пригласили в дом творчества «Академическая дача».
… Угол деревенской улицы. Майский дождь барабанит по листьям, по траве, по протянутым ладоням девушек, взобравшихся на скамейку, защищенную от дождя карнизом крыши… Мотив картины благословлен своей поэтической силой, ясное и светлое, по-детски радостное восприятие жизни. Стремление точно воссоздать видимый мир, любование всем, что открывается взору, чувство поэтичности повседневности, свежесть восприятия, эмоциональная взволнованность — черты, присущие этому полотну. Картина экспонировалась в 1957 и вошла в число тех произведений выставки, которые внесли свежую струю в искусство того времени.
Здесь было озвучено утверждение самой жизни как высокой философской категории, характерной для всего будущего творчества Сидорова. Неслучайно картина «Майский дождь» сразу запомнилась зрителям; она говорила, что художник пришел в искусство со своей темой, со своим миром. Это подтвердилось, когда одно за другим появились его произведения — «Буря прошла» (1957–1959), «Первомайское. На плотине» (1958-1960), «Март. Гнали лед» (1958), «С гор воды» (1958), «Осень звонкая» (1961), которые отличаются движением, динамикой, быстрой сменой настроения в В этих работах быт сочетается с восторженным отношением к жизни и пейзажу.
С начала 1960-х годов в творчестве Сидорова наметились новые течения.Бурный энтузиазм сменился более спокойным, углубленным, философским отношением к жизни.В 1962 году пишет картину «На теплой земле».Она привлекла внимание не всепоглощающим жизнелюбием, а глубиной, сдержанностью, мудрой человеческой душевностью. Может быть, здесь впервые была обнаружена та органическая связь человека и природы , к которому так стремился художник и которая станет визитной карточкой его творчества.Труд на земле — основная тема творчества Сидорова в первой половине XIX в.60-е годы («Под августовской росой», 1962; «Под яблоней», 1962; «Весенний сад», 1964; «Первая корона», 1964; «Август», 1964). Картины «Весенний сад» и «Первый венец» экспонировались на второй выставке «Советская Россия» в 1965 году.
Сидоров опирается на традицию поэтического изображения крестьянского труда в русском искусстве. На его полотнах редко можно увидеть современные технологии. Его интересует исконный крестьянский труд, идущий от дедов и прадедов, труд, которым Россия жила веками.
Не раз за эти годы художник возвращается мыслями к прошедшей войне. Ее отголоски воплощены в картинах «Первая корона» и «Ясный день». 22 июня» — работа, начатая на Академической даче, но завершенная и выставленная только в 1977 году.
В 1960 году Сидоров принимает художественное руководство «Академической дачей», просуществовавшее около 6 лет. Учил других. Я учился сам. Много работал.
Весной 1960 года на «Академической даче» Сидоров создал серию картин, посвященных апрельской поре: «Апрель», «Апрель. Веревки», «Апрель. В школу», в которых развил принцип органическая связь человека с природой, продолжающиеся пленэрные поиски, обогащающие его палитру, раскрывающие красоту окружающего мира в, казалось бы, простом.0003
На «Академической даче» художник нашел себя, нашел свой круг тем и образов. Оживлены природа «Академической дачи» и многие ее так называемые «чистые» пейзажи, хотя некоторые из них написаны позже, в конце 1960-х гг. Зимние пейзажи — «Идет снег» (1964), «Ноябрь» или «Белый снег» (1964), «Версты» (1964), «Зимка» (1964), «Таяние» (1964), «Ольха» (1964). ), «Ранний снег» (1965), «Зима» (1969) — свидетельствуют о виртуозном владении тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всем разнообразии мотивов, при всем различии эмоционально-живописной палитры они связаны с размышлением о жизни. В весенних пейзажах — «Начало весны» (1965), «Последний снег» (1969) — стремление художника к обобщенному образу, к гармонии проявилось с особой силой. Пишет художник и осенние мотивы – «Щедрая осень» (1969), где пейзаж с корзинами яблок, стоящими у дома, манит своей красочной осенней палитрой, «Скворечники пустынные» (1969), умиляющие печальной осенней пустыне.
Валентин Сидоров — мастер партии; обычно одной безошибочно найденной деталью он стремится раскрыть суть образа — подобно тому островку снега, который олицетворяет конец зимы в пейзаже «Последнего снега». Сидоров любит варьировать близкие мотивы, находя новые детали, новые эмоциональные оттенки. Итак, «Вечер. Тихо. Снег тает» (1969) во многом близка к картине «Последний снег» и др.
В нескольких километрах от «Академической дачи» находится село Подол, давно привлекавшее внимание художника естественностью сельской жизни. Он постоянно приезжал сюда писать этюды. Потом на долгие годы приехал на Подол, жил и работал в старой школе, которая летом пустовала (сейчас у художника своя мастерская, хотя весь Подол можно назвать его оригинальной мастерской). Подол определил все последующее творчество Сидорова.
Переезд на Подол в 1966 году способствовал творческому взлету художника. Сидоров пишет в эти годы с особой радостью. Он достигает мастерства, в котором возможности становятся намного шире. Удача приходит за удачей — «Качели» (1967), «Праздник» (1967), «Время безоблачного неба» (1969), «Угасает день» (1968–1969), «Грозы» (1968) умерли. .
Конец 1960-х годов отмечен в творчестве Валентина Сидорова дальнейшим постижением тонких лирических настроений в природе и стремлением добиться еще более глубокой взаимосвязи природы и судьбы людей. Художник стремится к большей ассоциативности, к большему психологизму. Он выбирает такие сюжеты, где жизнь человека и природы, помимо чисто эмоциональной общности, имеет и другие философские связи.
В это время художник обратился к созданию больших многофигурных картин на сюжеты, связанные с первыми годами советской власти в деревне (Сеятели, 1968; Мир, 1970). Произведения «Пора безоблачного неба» (1969), «Последний снег» (1969), «Утро» (1969), «Угасает день» (1968–1969), «Мир» (1970). в 1972 году приносят Сидорову серебряную медаль Академии художеств СССР.
В конце 1960-х — начале 1970-х Сидоров много и плодотворно работал. В душе художника есть стремление к обобщенному образу Родины, передающему ее красоту и величие, к образу, способному стать ее символом. В 1972 года он создает триптих «Моя Родина» — эпический рассказ о величии Родины. В триптих вошли пейзажи «Подол», представляющие Россию, «Дальние Зеленцы» — первозданную тишину Севера и «Голубой Памир» — величественные хребты южных гор.
Поездки художницы на Север, на Памир, за границу вызывали еще более сильное желание писать Россию, ее простую и искреннюю красоту, помогали острее ее почувствовать и понять. «Первая зелень. Розовая лошадка» (1970), «Тропинка» (1970), «Березки у дороги» (1973), «Осенние листья» (1970), «Весенние облака» (1973) — все эти пейзажи говорят о новых гранях творчества Валентина Сидорова. Особое внимание он начинает уделять мотивам с широко открытым горизонтом, уходящим вдаль, что позволяет дать более широкую картину России и раскрыть ее песню. Среди таких пейзажей «Птицы на юг» (1971), «Егорьев день» (1975), «Притулиха» (1971–1972), «Октябрь» (1973), «Бурный день. Кольца овса» (1975) и другие. В них художник достигает синтеза объективного бытия природы и тех мыслей и чувств, которые оно пробуждает в душе человека. Валентин Михайлович уделяет особое внимание названиям своих картин, которые всегда отличаются глубиной, поэтичностью и философским звучанием.
К 1970-м годам В.М. Сидоров занял одно из ведущих мест в современном лирическом пейзаже.
В 1974 году за серию картин «Моя Родина» (1972-1973) удостоен Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репин.
На Подоле художник открыл возможность выражения новых граней жизни — отсюда рождение пейзажных циклов, принципиально нового жанра в его творчестве.
Север поразил Сидорова своей первозданностью, ощущением вечности. Сами названия «Край земли», «Север, север», «Там, где не заходит солнце», «Хранители тишины» (все 1972 года) говорят о волшебной силе Севера, с которой столкнулся художник.
Сложился цикл пейзажей, объединенных темой сенокоса. С детства любивший это время в деревне, Сидоров запечатлел самые разнообразные состояния природы в дни сенокосов: «Сенокосное утро» (1974), «Сенокосы» (1976), «Полдень» (1975), «Июльский вечер» (1975), «Сенокос» (1975), «Синий вечер над полями» (1976), «Надвигается гроза» (1980 ), «Тяжелые телеги скрипят» (1995) и другие. Вершиной цикла является картина «Вечер. Сняли сено» (1988–1992), которую артист посвятил своим родителям. В этом цикле есть редкое и труднодостижимое ощущение значимости: все дышит покоем, человечностью, добротой.
Много лет художника волновала тема колокола, того самого колокола, который веками ставили на Руси в деревнях у дороги, колокола, звонившего во время бедствия, во время бедствия, вечером, на войне. В 1971 Сидоров написал пейзаж «Ранний час» с уходящей вдаль спящей деревенской улицей и колоколом на переднем плане. В картине «На заре» (1975) колокол уже не просто присутствует, он важен в композиции, вызывает ассоциации, подчеркивает тишину, создавая ощущение ее хрупкости. В фильме «Дорога и звонок» (1975) роль звонка еще больше возрастает. Постепенно тема колокола в сознании художника все больше приобретала значение судьбы, рока («Колокол», 1975). Эти пейзажи несут в себе дыхание времени, истории, они пронизаны философской лирикой.
В 1970-х Сидоров работал над циклом, который можно было бы назвать «Судьба дома». Художник тонко чувствует судьбы домов и их человеческие жизни, заставляет зрителя почувствовать течение времени: «Дом пуст» (1971), «Дулят ветры» (1971), «Дом с голубыми наличниками» (1974). ), «В субботу» (1974), «Родной город» (1975), «Майские сумерки» (1977) и другие. Среди картин серии «Судьба дома» появление картины «День Победы» (1975), в котором тема дома прозвучала особенно глубоко и масштабно. Здесь дом воспринимается как символ Родины – это родной дом, родной порог, с памятью о котором шли на фронт, шли в бой. Картина «День Победы» сначала демонстрировалась на Всероссийских, затем на Всесоюзных выставках, выставлялась в других городах страны и за рубежом — в Берлине, Париже, Софии, Тунисе. И везде она находила живой отклик в сердцах людей.
Тему детства, проходящую через все творчество художника, продолжил цикл пейзажей «Дороги детства»: «Березовый ветер» (1973–1979), «У старых сараев» (1975), «Прятки». (1975), «Моя школа» (1977), «Утро на Подоле» (1977), «Дорогами детства» (1977), «Откуда берется река Дубровка» (1980–1981). За этот цикл в 1984 г. В.М. Сидоров был удостоен Государственной премии СССР.
В 1996 г. за картины 1993-1995 гг. «Защитникам Отечества посвящается», «Дома», «Ясный день. 22 июня», «Тихо Родина моя»
В.М. Сидоров был награжден золотой медалью Российской академии художеств, а через год стал лауреатом Государственной премии России за серию картин «Тихо моя Родина»: «Июльский вечер» (1994), «Тихо моя Родина (1994-1995), «Утро сенокоса» (1995), «Весна. Высокое небо» (1990–1996). Песня про купца Калашникова» (музыка
В. Казенин) в Омском театре оперы и балета.
Валентин Сидоров — художник ярко выраженного национального характера. Его творчество обращено к Родине, России и связано с ней всеми глубочайшими нитями, оно перерастает рамки только деревенской темы, возвышаясь до великого вселенского звучания. Сидоров — русский художник по своему мироощущению, мировоззрению. Мастер «одухотворенного пейзажа», на протяжении многих лет В.М. Сидоров создал необыкновенную коллекцию произведений, пейзажей, своеобразную летопись жизни природы, ее вечного круговорота, ее своеобразной и неразрывной связи с человеком.
С 1951 года Валентин Михайлович постоянно участвует в городских, областных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, а также во многих выставках русского изобразительного искусства за рубежом. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. До 2003 года у Валентина Михайловича не было ни одной персональной выставки. Первый состоялся в городе Минске (Беларусь) в Музее изобразительных искусств. Называлась она «На теплой земле» по названию одной из его картин, которая была как бы эпиграфом к творчеству художника. Выставка широко освещалась в СМИ. Затем выставки прошли в городах Могилев, Киев, Бишкек, Ташкент, Самарканд, Ереван, Алма-Ата, Липецк, Рязань, Саранск, Омск. В 2007 году готовится экспозиция в Кемерово, Иркутске, а затем в Москве. Бывшие союзные республики очень тепло приняли художника, и в каждом городе осталась одна из подаренных им работ.
В 2000 году Валентин Михайлович также участвовал в выставке «Имя Твое», организованной к 2000-летию Рождества Христова в ЦДХ в Москве. В 2003 году участвовал в выставке русских художников «Россия-10», которая проводится раз в пять лет, а в 2005 году в выставке, посвященной защитникам Отечества, «Победе — 60 лет». В 2006 году в Вологде, Орле и Вятке прошла большая выставка русских художников «Образ Родины», где были представлены работы художника.
В 2005 и 2006 годах состоялись художественные выставки В.М. Сидорова вместе со своими китайскими и корейскими учениками в городах Пекин, Тяньцзинь, Шанхай (Китай), Сеул (Южная Корея).
К 2007 году в Манеже готовится академическая выставка.
С середины 1990-х годов В.М. Сидоров является президентом Международной конфедерации союзов художников стран СНГ. Участвует в деятельности Всемирного Русского Национального Совета, Форума деятелей культуры стран СНГ. Является председателем Оргкомитета по присуждению Золотой Пушкинской медали «За вклад в культуру и искусство», которая присуждается в России и за рубежом.
Автор книги «Страна вдохновения» (1984), рассказа «Гори, гори ясно» (2001), цикла рассказов о художниках в журнале «Музейный мир».
В.М. Сидоров — народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), народный художник Украины (2004), с 1988 года — действительный член, член Президиума Академии художеств СССР (с 1992 года — Российская академия художеств). искусств), действительный член Академии художеств Кыргызстана (1998 г.), профессор (1996 г.). Почетный член Академии художеств Узбекистана (2004). В 1972—1985 — секретарь Правления, в 1985—1987 — 1-й секретарь Союза художников РСФСР.