Сила власти царю сила мнения народу кто сказал: Что означает: «царю — сила власти, народу

Разное

Псевдовласть и ее обслуга / Идеи и люди / Независимая газета






Служилые люди сплошь и рядом не субъекты, а функции. Фигуры без лиц. Фото Reuters


«В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор», – сказал Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции. Он имел в виду жертв российского XX века – не действующих лиц, а именно социальный фон, тех, у которых эти самые действующие лица отняли возможность жить – либо по-человечески, либо вообще. Между тем исконное древнегреческое назначение хора – делать героя. В определенном смысле хор – это та самая свита, которая если и не играет короля сама, то во всяком случае пишет сценарии и придумывает роли для тех, которые потом возьмут на себя подобное исполнительское амплуа.


Вообще фраза Бродского звучит обжигающе злободневно. В самом деле, кто сейчас в России не говорит о приближающемся апокалипсисе – экономическом, политическом, демографическом, культурном? То есть трагедия налицо. Есть и всеми поносимый, но при этом несменяемый герой – власть. Имеется и хор: все те, которые делали и продолжают делать героя. Причем делать не только в позитивном, но и в негативном смысле, то есть превозносить, уничижать и при этом объяснять, размышлять вслух, анализировать, предсказывать, предвидеть, планировать и т.д. Такой хор – это наша экспертная мысль.


Глубокий кризис экспертной мысли признается сегодня всеми без исключения. Очевидна несостоятельность личностей и институций из обоймы пула, обслуживающего власть, с одной стороны, и точно такая же несостоятельность – только уже других личностей и институций – с другой, со стороны тех, которые жаждут точно так же обслуживать ту власть, которая, по их представлениям, неминуемо придет на смену этой. Чтобы понять, почему наша экспертная мысль оказалась ныне в таком глубоком кризисе и сможет ли она из этого кризиса выбраться, а если сможет, то как именно, надо вспомнить ее специфическую историю – от зарождения в начале 90-х и до наших дней.


Имитации и интерпретации


Более двух десятилетий назад, при появлении новой России, между властью и обществом был заключен своего рода конкордат. Власть обязывалась делать вид, что внимает голосам снизу, и получала при этом полную фактическую свободу самой определять содержательную составляющую собственной деятельности. Общество же обретало возможность этими самыми голосами говорить, в обмен на это ему предписывалось делать вид, что оно действительно причастно к реализуемому властью реальному политическому процессу. Вырисовывалось что-то очень даже славянофильское – наподобие известного аксаковского идеала: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». И власть, и общество продолжали жить по-старому. Новым было то, что отныне они должны были делать вид, что замечают друг друга и даже в какой-то мере друг без друга не могут.


Для того чтобы вся эта новая «славянофильская» конструкция заработала, и потребовалось экспертное сообщество, которому вменялось в обязанность следить за соблюдением баланса имитационных обременений и полученных свобод. Собственно, заниматься тем же самым, чем и прежний агитпроп, только делать это также в виде имитаций, выглядящих объяснениями, интерпретациями, размышлениями и прочими софт- и лайт-версиями промывания мозгов.


Российская власть все эти годы предпочитала самоустраняться от управления вызовами развитию страны. Более или менее стабильный источник доходов от углеводородного экспорта позволял ей избегать острых и неудобных вопросов, при решении которых неизбежно пришлось бы принимать те или иные сложные решения. Уход в конъюнктуру повседневности, в манипулирование сиюминутными и часто просто надуманными проблемами приучил власть не работать, а делать вид даже в тех сферах, в которых она, казалось бы, заинтересована функционировать на полную катушку. Делать вид, что управляешь, оказалось так же просто, как и делать вид, что внимаешь обществу: силы в обоих случаях затрачиваются минимальные, а производимое впечатление кажется внушительным. Каждая подобного рода победа власти оказывалась пирровой: после демонстративных мобилизаций под телекамерами возвраты к прежней бухгалтерской неумной прижимистости выглядели особенно неказистыми. Но власти, похоже, до этого не было никакого дела. Политическое пространство свелось для нее к пространству имитаций, а сама она в силу такой трансформации превратилась фактически в псевдовласть.


Не лучшим образом обстояли дела и с так называемым обществом. Увидев, что власть нарушила конкордат и перестала заниматься чем-то реальным, сущностным, а значит, и перестала имитировать, что к кому-то прислушивается, – общество сделало симметричный шаг. Оно просто перестало обращаться наверх, частично ушло в быт, а частично – уже в который раз в нашей истории – увлеклось заманчивой перспективой потешить уязвленное тщеславие сбросом страны в новую смуту. Если бы у нас было настоящее общество, то есть некая массовая связанность, которая обычно обозначается этим словом, то, возможно, его поведенческая реакция была бы иной. Но в сегодняшней России трудно назвать обществом все то, что не является властью. Вся эта не-власть просто дрейфует, не будучи при этом как-то более или менее прочно внутренне взаимосвязанной. То есть если наверху не власть, а псевдовласть, то та не-власть, которая внизу, – это не общество, а псевдообщество, у которого утрачивается всякое желание заниматься тем, что по идее должно соответствовать его сущностному интересу, – предъявлять себя в качестве реального политического субъекта. Такое предъявление делается, но опять-таки только как видимость. Не в этом ли кроется сногсшибательная популярность разного рода рассерженных социальных сетей для виртуальных горожан?


Подмены от имени незаменимых


В этом пространстве тотальной имитации экспертному сообществу не оставалось ничего иного, как стать именно хором, начать шаманить, разыгрывать действа в угоду героев и зрителей, производить некие групповые нарративы, фантастичность которых становилась бы веским аргументом в пользу их убедительности. На практике это могло превращаться в каскады смысловых подмен, когда реальные и до скуки катастрофические тенденции и процессы объяснялись на языке бульварных детективов или в лучшем случае в образности братьев Стругацких.


Выдаваемая экспертами аналитическая продукция не то чтобы транслировала нечто неправильное. Она делала в принципе верные заявления, но не так и не с теми акцентами, и полуправда многочисленных ситуационных анализов и стратегических разработок оказывалась в итоге разрушительнее лжи – потому что выглядела эффектно и убедительно. Вместо банальностей об обвальной деиндустриализации предпочитали говорить о лоббизме или о перекройке промышленного потенциала госкорпорациями. Затабуированная тема депопуляции оказывалась вытесненной в медийной среде более вкусными сюжетами об изъянах миграционной политики. Серьезный и вдумчивый анализ потенциала развития российских регионов заменялся рассуждениями о том, чем прямые выборы глав субъектов Федерации лучше или хуже выборов кривых.


Особыми темами стали Кремль и его обитатели, а также в придачу к ним Белый дом, Охотный Ряд, Арбатская, Калужская и Лубянская площади и т.д. Наивно полагать, что в смаковании сплетен, слухов, версий, сливов от различных источников информации что-то качественным образом изменилось с приходом Путина. Просто и в экспертном сообществе, как и повсеместно в среде прикормленных, прошла инвентаризация наличных человеческих ресурсов, балласт был утилизован (и оказался вынужден из восторженных панегиристов превратиться в исступленных критиков режима), а оставшаяся кадровая обойма заговорила на новом птичьем языке – как правило, скучном для массового потребителя медийной продукции. Но для посвященных блеклость и пресность сленга новой экспертной мысли с лихвой компенсировалась откровениями особых представителей экспертной среды – литературных киллеров наподобие Проханова, в текстах которых в открытую говорилось о том, о чем в 90-е утонченный Пелевин писал исключительно между строк.


Постепенно хор стал превращаться в закулисного главного героя, обеспечивающего политическому действу требуемое сочетание убедительности и зрелищности. Сами же новоявленные демиурги сцены, толкователи и прорицатели, сценаристы и режиссеры, спичрайтеры и референты – словом, все те, без усилий которых факт наготы (профессиональной, культурной, имиджевой и др. ) короля стал бы заметен не только хору, но и зрителям, – со временем почувствовали собственную незаменимость. Это осознание явилось для экспертного сообщества во многом роковым. Оно привело к двум результатам.


Во-первых, резко упало качество экспертных оценок. Паразитировать на сонливом невнимании псевдовласти стало чем-то само собой разумеющимся. Надо было просто оказаться в обойме – и тогда уже по определению за говорильню, бессодержательную трескотню на горячие темы светили неплохие (а то и очень даже неплохие) дивиденды. Высокооплачиваемое пустословие неизбежно порождало халтуру. Политические мыслители, некогда оригинальные, превращались в заскорузлых и косных штамповщиков аналитического примитива и архаичной прогностики. А псевдовласть и псевдообщество не заморачивались по поводу качества такого информационно-аналитического продукта.


Во-вторых, ощущение вседозволенности, готовности и сверху, и снизу расценивать блуд разума если не как откровение, то уж во всяком случае как в целом сносные интерпретации настоящего и будущего подвигло некоторых экспертов начать чуть ли не в открытую играть на конкурирующих площадках. Особенно заметной эта тенденция стала с конца 2011-го, когда – по всеобщему убеждению – общество проснулось, а власть затрепетала. И предпосылки к такому бегству крыс с тонущего корабля стали заметными уже давно.


Еще в «тучное», как это принято сейчас говорить, восьмилетие обращала на себя внимание странная идеологическая какофония. Сверху раздавались панегирики административной вертикали как воплощение государственнической идеи. А тем временем очень даже встроенные и прикормленные эксперты ратовали за демократические ценности и изо всех сил пытались доказать, что временные отступления от таковых лишь еще сильнее доказывают неизбежность обращения к ним в будущем. И какой-то уж очень многозначительной выглядела модальность таких прорицаний о перспективах демократии в России: мол, сколько бы там ни пыжились федералы-вертикалы, нормальной западной страной мы все равно рано или поздно станем. Так и хочется вслед за известным политиком начала минувшего века задаться вопросом: что это – глупость или измена? Да, конечно, изрядной глупости у наших экспертов хватало и хватает. Но и измена имела место. Измена как латентная, так и сознательная.


Латентная измена – это абсолютное нежелание или неспособность вправить своим пребывающим во власти заказчикам мозги. Убедить их в том, что построить вертикаль на официозной риторике, ничуть не изменившейся с эпохи позднего Ельцина, неспособной ни осудить основополагающие акции власти 90-х (кроме разве что намека на распад СССР как на «крупнейшую геополитическую катастрофу» XX века), ни предложить некую действенную альтернативу прежнему пониманию демократии просто не получится. Да, у власти не было – как и нет до сих пор – другой официальной риторики. Но кто же мешал тем же самым экспертам ее создать? Вескими доводами убедить робкое в вопросах дискурсивных революций руководство страны в необходимости нового политического языка? Если уж служишь – то служи по-настоящему, оберегай патрона, подсказывай ему те угрозы, которые он просто некомпетентен просчитывать. Ан нет – лучше не рисковать, не говорить правителю неудобных вещей. Авось пронесет. Измена? Да, но латентная, примеров которой – великое множество в истории взаимоотношений первых лиц и их советников. Но была и явная измена. Думается, через какое-то время мы узнаем, каким таким чудесным образом, в результате каких трансмутаций из области политической алхимии зеленая лампа могла превратиться в белую ленточку, а «взрослые мальчики» – в митинговых бузотеров.


Жить надо иначе


Так что же делать? Есть ли у нашей экспертной мысли шанс наперекор древнегреческому детерминисту снова войти в воду тех же самых возможностей, какие свалились на нее в начале 90-х? Сможет ли она еще раз, как и двадцать лет назад, прозвучать в нужное время и в нужном месте на фоне истеричной немоты псевдовласти и фатальной анемии псевдообщества? Неужели ей больше не представится возможность опять, как и в начале 90-х, на переломе эпох, свободно заговорить и, к своему удивлению, оказаться услышанной сверху и снизу?


Конечно, не надо тешить себя иллюзиями относительно возможностей, открывшихся перед экспертной мыслью в первые постсоветские годы. Внимали ей тогда очень выборочно, часто она оказывалась разменной картой в междоусобицах разных кремлевских кабинетов. Но нельзя не вспомнить и едва заметные, слабые, то и дело затаптывавшиеся, но снова пробивавшиеся ростки действительного диалога экспертного сообщества с лицами, принимавшими ответственные политические решения. Невозможно забыть и интенсивную интеллектуально-политическую дискуссию о путях развития страны, в которую оказались втянуты достаточно представительные круги, – дискуссию, не прекращавшуюся даже в критические моменты наподобие расстрела Белого дома, капитуляции в Чечне после затратной победы Ельцина на выборах 1996 года, дефолта 98-го. Вклад, внесенный тогда экспертной мыслью в обеспечение хотя бы рамочной стабильности и базового, по фундаментальным витальным вопросам общенационального консенсуса, бесспорен.


Но все это в прошлом. А сегодня наша экспертная мысль точно застыла, замерла, заснула в мороке сервильности, обслуживания дурной конъюнктуры. И нет никакой гарантии, что она сможет начать формулировать конъюнктуру подлинную, нелукавую. Шанс на возрождение, на реабилитацию опозорившейся экспертной мысли, разумеется, есть. И шанс этот, как обычно бывает в аналогичных случаях, требует предельной экзистенциальной мобилизации и воли, достаточной для того, чтобы рискнуть, разом поставить на карту все – сказать правду царю и пойти наперекор толпе. Кстати, о картах. Есть у нас одна национальная черта, так гениально обозначенная пушкинским Германном, – боязнь «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Вот ее-то экспертам и надо вытравить из себя самым решительным образом. Перед ними сегодня довольно жесткая альтернатива. Либо раньше, чем все остальные, оказаться погребенными под напластованиями фантазмов, в великом множестве по заказу порожденных самими хористами на протяжении двух с лишним десятилетий. Либо резко порвать с этим миром, уйти в своего рода экзистенциальную схиму, дабы, оставаясь на своих местах и на занимаемых позициях, вдруг резко превратиться из савлов в павлов.


Экспертному сообществу надо изо всех сил, сжав зубы, а то и кулаки, ежесекундно пытаться жить иначе. А это значит в первую очередь мыслить по-другому и навязывать свой способ мышления как тем, которые вообще неспособны мыслить, так и тем, которые привыкли мыслить, что называется, в облегченном режиме, выдавая компиляцию за стратагему, скороспелый плод необузданной фантазии – за рафинированную аналитику, а топорный пиар – за креативную потестарную имагологию.


Наконец, жить иначе – значит самостоятельно, без подсказок сверху и намеков снизу формулировать действительную, а не мнимую повестку дня. Экспертному сообществу пора проникнуться убеждением, что это – его исключительная прерогатива. Это, как бы выспренно данное утверждение ни звучало, то исключительное право политического мыслителя, которое отличает его от политика-практика – начиная от рядового депутата и заканчивая президентом. Чтобы точно вписываться в тренды развития, надо дистанцироваться от текучки, но вместе с тем никому не позволять превращать в текучку работу над повесткой. Никакая харизма исполнителей не может быть препятствием концептуальному монополизму экспертов.


В словосочетании «интеллектуальная обслуга» уже таится дефектное, перевернутое с ног на голову восприятие. Никто не покушается на полномочия власти, но в высшей степени ошибочно искать в этом тандеме ведущего и ведомого. Лишь подлинно партнерские отношения могут принести пользу обеим сторонам. Пока мы не проникнемся стойким убеждением в том, что альтернативой такому партнерству снова окажутся исключительно имитационные практики, никакой действительной перемены в работе экспертов, даже отрекшихся от паразитирования на псевдовласти и псевдообществе, ждать не придется.


Необходимость самости


Конечно, если бы у нас была не псевдовласть, а власть настоящая, и не псевдообщество, а общество самое что ни на есть подлинное, то и экспертная мысль не выродилась бы в нечто несуразное. Но жить приходится в беспросветной реальности. В этой реальности по одну сторону – не желающее перевоспитываться, упорствующее в своей дремучести (которая у нас бывает парадоксальным образом соединенная с образованностью, и даже высокая, а то и подавно остепененная) как бы общество. А по другую сторону – завороженно замершая в собственной невнятности власть. И при таком раскладе с экспертной мысли – в силу все же присущего ей по определению интеллектуально-волевого начала – особый спрос.


Кто знает, взбрыкни наша экспертная мысль, попробуй она хотя бы в чем-то переродиться, заговори языком юродивого, не боящегося обличать царя-ирода и плевать в толпу, – и, может, такая неожиданная перемена в ее позиционировании всколыхнет этот сонный симбиоз псевдовласти и псевдообщества?


Завтра ситуация может по тем или иным причинам стать более нестабильной – и многие захотят воспользоваться моментом для очередного передела сфер влияния. А когда идет передел, о высоких смыслах – а вопросы стратегии и развития относятся именно к ним, как правило, не задумываются. Проектированием таких смыслов занимаются обычно те, которые приходят потом. Никто сегодня не может с уверенностью предсказать, на чьей стороне тогда окажется перевес, по каким схемам станет выстраиваться Россия, на пользу ли ей окажутся те планы, которые для нее будут написаны. Поэтому именно сейчас как никогда важно растормошить псевдовласть. Ведь даже при тех незначительных возможностях, которыми она сейчас обладает, у нее есть одно очень важное качество – легитимность. При умелом распоряжении этим ресурсом и на нем одном можно сыграть – как Паганини на одной струне.


Гораздо хуже с псевдообществом. Чтобы переделать, перевоспитать, переиначить нечто, претендующее на обладание собственной субъектностью, это самое нечто действительно должно располагать хотя бы какими-то начатками самости. Но этого в нашем псевдообществе нет и в помине. Люди, даже, казалось бы, принадлежащие к одному образовательному, культурному, статусному, профессиональному кластеру, патологически неспособны воспринимать себя в качестве действительной общности. Спорадические всполохи массовой активности последнего времени ровным счетом ничего не значат – они напоминают хорошо знакомый воспитателям детских садов эффект, когда малыши начинают плакать за компанию. Но от этого мало кому взбредет в голову считать этих малышей состоявшимся коллективом.


Тем более важным в этой ситуации оказывается для нынешнего псевдообщества честное и внятное слово. Лишь хор остался силой, способной должным образом собрать мозаику смыслов, необходимых для выхода из того бесперспективного существования, которое влачит наша страна на протяжении последнего времени. И если у хора и на этот раз ничего не получится, если его голоса будут звучать фальшиво и не в унисон с вибрациями эпохи, если самовлюбленность в очередной раз в его сознании перевесит мотивы, которыми он должен руководствоваться, в нашей стране случится действительно настоящая трагедия. И не по Бродскому – ибо вслед за хором погибнут и герой, и наблюдающие за действом зрители.

почему Иван Грозный считается одной из самых противоречивых фигур в истории России — РТ на русском

490 лет назад родился государь, великий князь московский и всея Руси Иван IV, известный как Иван Грозный. Эксперты называют его одной из наиболее сложных и противоречивых фигур в российской истории. С одной стороны, Иван IV провёл целый ряд прогрессивных реформ, укрепил государственное единство и сделал многое для развития местного самоуправления. При нём территория Русского царства увеличилась почти вдвое, вырос уровень защищённости его южных и восточных границ. При этом Ивана Грозного обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к подданным, в репрессиях, поражении в Ливонской войне и провоцировании социально-экономического кризиса, в результате которого страна погрузилась в Смутное время. Историки, впрочем, отмечают, что фигура русского царя до сих пор воспринимается довольно предвзято, причём данные о его чрезмерной жестокости содержатся преимущественно в западных источниках.

25 августа 1530 года в семье великого князя всея Руси Василия III и литовской княжны Елены Глинской родился сын — Иван Васильевич, известный в наши дни как царь Иван Грозный. В 1533 году великий князь скончался от заражения крови, объявив перед смертью Ивана своим наследником.

«Государь-самодержец»

Пока Ивану не исполнилось восемь лет, власть на Руси принадлежала его матери Елене, однако в 1538 году она умерла при невыясненных обстоятельствах — по одной из версий, была отравлена. Вокруг трона начались интриги. Бояре, считавшиеся опекунами малолетнего князя, развернули жестокую борьбу за власть. Это, по мнению части историков, оказало сильное влияние на мировоззрение Ивана. Согласно воспоминаниям царя, он и его брат Юрий подвергались со стороны бояр лишениям даже в одежде и пище.

В 1545 году Иван официально стал совершеннолетним и получил возможность править самостоятельно. Вскоре, как отмечают историки, он поднял вопрос о том, чтобы получить царский титул. Что привело его к этой мысли, эксперты затрудняются ответить, однако уже в 1547 году Иван Васильевич венчался на царство.

«Это был один из важнейших моментов нашей истории. Российское государство стало царством и защитником православия в мировых масштабах, приняло на себя имперские функции. Сам Иван Васильевич обрёл статус единственного в мире православного государя-самодержца», — рассказал в интервью RT профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев.

В дальнейшем царское достоинство Ивана Васильевича было утверждено константинопольским патриархом и официально признано рядом европейских монархов.

Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни.

  • Василий III перед кончиной благословляет сына своего Ивана IV
  • © runivers.ru / Wikipedia

Боярская верхушка не любила царицу за недостаточно знатное происхождение. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами.

Царь-реформатор

По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Достоверных данных об этом объединении нет до сих пор, но известно, что термин был введён бежавшим из России князем Андреем Курбским. Поэтому оценки деятельности «Избранной рады» среди историков разнятся — одни считают её прообразом правительства России, другие же просто мифом.

Тем не менее именно в период предполагаемого функционирования «Избранной рады» (конец 1540-х — 1550-е годы) царь Иван Васильевич провёл ряд важных реформ.

Также по теме


«Введение чрезвычайного положения»: какую роль в истории России сыграла опричнина

455 лет назад на Руси была учреждена опричнина — особое административное образование, где власть царя Ивана Грозного была ничем не…

«На Руси был значительно расширен компонент самоуправления в системе органов власти», — пояснил Перевезенцев.

По его словам, это произошло в рамках Земской реформы, вводившей целый ряд выборных административных и судебных должностей и передававшей на места многие управленческие полномочия.

«Важную роль в истории России сыграли военные реформы Ивана Васильевича, упорядочившие систему комплектования войск и изменившие структуры управлениями ими, налоговые реформы, реформы государственной власти в целом», — рассказал Евгений Спицын.

Как напоминают историки, именно по инициативе царя была сформирована цельная система органов исполнительной власти — так называемых приказов, а также принят единый кодекс законов — Судебник, что позволяло подавить сепаратизм бояр и удельных княжеств.

  • Венчание на царство Ивана Грозного
  • © sterligoff.ru / Wikipedia

По словам Сергея Перевезенцева, на восточных границах Иван Васильевич ликвидировал угрозу, исходящую от «осколков Золотой Орды» — Казанского и Астраханского ханств. В 1552 и 1556 годах они были завоёваны и присоединены к России. Позже при Иване Васильевиче было также начато освоение Урала и Сибири. Успешно развивал он торговые и дипломатические отношения как с западноевропейскими (Англия, Нидерланды), так и с восточными странами.

Неоднозначные оценки

Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну. При этом, по словам историка, это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники считали более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море.

«Ивана Васильевича в наши дни критикуют за поражение в Ливонской войне. Однако в историографии существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы», — заявил Сергей Перевезенцев.

Также по теме


«Особая культурная миссия»: как «Апостол» Ивана Фёдорова повлиял на историю восточнославянских народов

455 лет назад вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Работа над фолиантом, тираж…

Российские войска разгромили силы Ливонской конфедерации и нанесли ряд болезненных поражений Великому княжеству Литовскому. Под контроль Москвы перешла большая часть современной Прибалтики. Однако в середине 1560-х годов внутриполитическая ситуация в России осложнилась. В 1564 году русский корпус был разбит литовцами на реке Улле, поползли слухи об участии московской знати в заговоре против царя.

В начале 1565 года Иван Васильевич разделил территорию страны на две части: земщину и опричнину. И если в земщине сохранялись старые порядки, то в опричнине вводился особый режим. На её территории отменялись традиционные права и привилегии родовой аристократии. Критиковавшие царя лица подвергались репрессиям. Опирался Иван Васильевич на особую силовую структуру — корпус опричников, который по своей структуре напоминал монашеский орден.

  • Кившенко Алексей Данилович (1851—1895), «Покорение Казани. Казанские старшины и воины перед Иваном IV». 1880 год, акварель
  • © Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

«Иван Васильевич стремился ровно к тому же, к чему и другие христианские монархи того времени — защитить веру и не дать победить еретикам, а таковыми объявлялись все, кто покушался на действующую власть. Такое положение вещей существовало как в России, так и в Англии, Франции, Германии, других странах. При этом методы европейских монархов, правивших в одно время с Иваном Васильевичем, были зачастую куда более жестокими», — рассказал Сергей Перевезенцев.

По его словам, строгость и жёсткость со стороны монарха воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Однако одновременно общество ожидало от христианского государя того, что при определённых обстоятельствах он мог бы проявить милость, но этого Ивану Васильевичу как раз и недоставало.

«В рамках христианского миросозерцания у царя возник конфликт с митрополитом Филиппом», — отметил Перевезенцев.

Согласно ряду источников, когда митрополит отказался благословить поход монарха на Новгород, его убил один из руководителей опричнины — Малюта Скуратов.

  • Ливонская война. Взятие Нарвы Иваном Грозным
  • © Wikimedia Commons

Апогей деятельности опричников пришёлся на 1569—1570 годы. По подозрению в измене были казнены несколько тысяч новгородцев. Затем казни подверглись также около 200 представителей московской знати. Однако усилия опричников не решили существовавшие в стране проблемы. Провалились попытки создать союз с европейскими державами, центральная часть России сильно пострадала во время похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея. На этом фоне Иван Васильевич начал постепенно ликвидировать опричнину.

Победа над крымско-турецким войском в битве при Молодях в 1572 году, по словам Сергея Перевезенцева, на долгие годы ослабила Крымское ханство и обезопасила южные границы России. В то же самое время Ливонская война, в которой Россия теперь вынуждена была противодействовать польско-литовско-шведской коалиции, с конца 1570-х годов стала складываться для Москвы неудачно. В начале 1580-х годов Россия утратила не только недавно приобретённые, но и свои исторические земли в Прибалтике.

В 1581 году умер сын Ивана Васильевича — царевич Иван Иванович. По одной из версий, смертельное ранение во время ссоры ему нанёс отец. Однако часть специалистов считают эту версию не соответствующей действительности.

В последние годы правления Ивана Васильевича страну охватил тяжёлый экономический кризис, связанный, в частности, с последствиями Ливонской войны.

  • Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым
  • © Shakko / Wikipedia

28 марта 1584 года после продолжительной болезни царь Иван Васильевич скончался. По мнению части историков, он был отравлен представителями знати.

«Иван Васильевич был талантливым во многих отношениях человеком, но назвать его безупречным руководителем, конечно, нельзя. Он был искренне убеждён, что его неограниченная власть является благом», — заметил в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.

За время правления Ивана Грозного территория России выросла почти в два раза — с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км. Преуспел он не только в военно-политической сфере. При нём на Руси начало развиваться книгопечатание.

По словам Сергея Перевезенцева, данные об особой жестокости царя перешли в российскую историографию из западных источников, их не всегда можно считать полностью достоверными.

«Более жестокие европейские современники Ивана Васильевича воспринимаются до сих пор как национальные герои, а на него реагируют с изрядной долей предвзятости. Если рассматривать фигуру царя в существовавшем историческом контексте, то его нельзя назвать абсолютным тираном. И объективно он добился ряда успехов. Наверное, важнейший среди них — укрепление государственного единства», — резюмировал Сергей Перевезенцев.

Фонд конституционных прав

Весна 2004 г. (20:2)

Развитие демократии

BRIA 20:2 Главная | как женщины завоевали право голоса | Достигли ли женщины равенства? | Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо о правительстве

Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо о правительстве

Начиная с 1600-х годов европейские философы начали обсуждать вопрос о том, кто должен управлять нацией. По мере ослабления абсолютного правления королей философы эпохи Просвещения выступали за различные формы демократии.

В 1649 году началась гражданская война за то, кто будет править Англией — парламент или король Карл I. Война закончилась обезглавливанием короля. Вскоре после казни Чарльза английский философ Томас Гоббс (1588–1679) написал « Левиафан » в защиту абсолютной власти королей. Название книги относится к левиафану, мифологическому китообразному морскому чудовищу, пожирающему целые корабли. Гоббс сравнивал левиафана с правительством, могущественным государством, созданным для установления порядка.

Гоббс начал Левиафан с описания «естественного состояния», в котором все люди были естественным образом равны. Каждый человек был свободен делать то, что ему или ей нужно было делать, чтобы выжить. В результате все страдали от «постоянного страха и опасности насильственной смерти; и жизнь человека [была] одинокой, бедной, скверной, жестокой и короткой».

В естественном состоянии не было ни законов, ни никого, кто бы их соблюдал. Единственный выход из этой ситуации, по словам Гоббса, заключается в том, чтобы люди создали некую верховную власть, чтобы установить мир для всех.

Гоббс заимствовал понятие из английского договорного права: подразумеваемое соглашение. Гоббс утверждал, что народ договорился между собой «сложить» свои естественные права на равенство и свободу и передать абсолютную власть суверену. Сувереном, созданным народом, может быть человек или группа. Суверен будет издавать законы и обеспечивать их соблюдение, чтобы обеспечить мирное общество, делая возможными жизнь, свободу и собственность. Гоббс назвал это соглашение «общественным договором».

Гоббс считал, что правительство во главе с королем было лучшей формой, которую мог принять государь. Гоббс утверждал, что передача всей власти в руки короля будет означать более решительное и последовательное осуществление политической власти. Гоббс также утверждал, что общественный договор был соглашением только между людьми, а не между ними и их королем. Как только народ дал королю абсолютную власть, он не имел права восставать против него.

Гоббс предостерег от вмешательства церкви в дела королевского правительства. Он боялся, что религия может стать источником гражданской войны. Таким образом, он посоветовал церкви стать ведомством царского правительства, которое будет строго контролировать все религиозные дела. В любом конфликте между божественным и королевским законом, писал Гоббс, человек должен повиноваться королю или выбрать смерть.

Но дни абсолютных королей были сочтены. Возникала новая эпоха со свежими идеями — европейское Просвещение.

Мыслители эпохи Просвещения хотели улучшить условия жизни людей на земле, а не заниматься религией и загробной жизнью. Эти мыслители ценили разум, науку, религиозную терпимость и то, что они называли «естественными правами» — жизнь, свободу и собственность.

Философы эпохи Просвещения Джон Локк, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо разработали теории правления, согласно которым некоторые или даже все люди будут управлять. Эти мыслители оказали глубокое влияние на американскую и французскую революции и созданные ими демократические правительства.

Локк: демократ поневоле

Джон Локк (1632–1704) родился незадолго до Гражданской войны в Англии. Локк изучал науку и медицину в Оксфордском университете и стал там профессором. Он встал на сторону протестантского парламента против римско-католического короля Якова II во время Славной революции 1685 года. Это событие уменьшило власть короля и сделало парламент главной властью в английском правительстве.

В 1690 году Локк опубликовал свои Два трактата о правительстве . В целом он соглашался с Гоббсом в отношении жестокости естественного состояния, которое требовало общественного договора для обеспечения мира. Но он не соглашался с Гоббсом по двум основным пунктам.

Во-первых, Локк утверждал, что естественные права, такие как жизнь, свобода и собственность, существуют в естественном состоянии и никогда не могут быть отняты или даже добровольно отданы людьми. Эти права были «неотчуждаемыми» (от которых нельзя было отказаться). Локк также не соглашался с Гоббсом в отношении общественного договора. Для него это был не просто договор между людьми, а между ними и сувереном (желательно королем).

Согласно Локку, естественные права личности ограничивали власть короля. Король не обладал абсолютной властью, как сказал Гоббс, а действовал только для обеспечения соблюдения и защиты естественных прав народа. Если государь нарушал эти права, общественный договор нарушался, и народ имел право восстать и установить новое правительство. Менее чем через 100 лет после того, как Локк написал свои Два трактата о правительстве , Томас Джефферсон использовал свою теорию при написании Декларации независимости.

Хотя Локк выступал за свободу мысли, слова и религии, он считал собственность самым важным естественным правом. Он заявил, что владельцы могут делать со своей собственностью все, что захотят, пока они не нарушают права других. Правительство, по его словам, в основном необходимо для продвижения «общественного блага», то есть для защиты собственности и поощрения торговли и не более того. «Управляйте легко», — сказал Локк.

Локк поддерживал представительное правительство, такое как английский парламент, который имел наследственную палату лордов и выборную палату общин. Но он хотел, чтобы представители были только людьми собственности и бизнеса. Следовательно, право голоса должны иметь только совершеннолетние владельцы собственности мужского пола. Локк не хотел позволять неимущим массам людей участвовать в управлении государством, потому что считал их непригодными.

Верховная власть правительства, сказал Локк, должна находиться в законодательном органе, подобном английскому парламенту. Исполнительная власть (премьер-министр) и суды были бы творениями законодательной власти и находились бы под ее властью.

Монтескье: уравновешенный демократ

Когда родился Шарль Монтескье (1689–1755), Францией правил абсолютный король Людовик XIV. Монтескье родился в дворянской семье и получил юридическое образование. Он много путешествовал по Европе, включая Англию, где изучал работу парламента. В 1722 году он написал книгу, высмеивающую правление Людовика XIV и учения Римско-католической церкви.

Монтескье опубликовал свой величайший труд Дух законов в 1748 году. В отличие от Гоббса и Локка, Монтескье считал, что в естественном состоянии люди настолько напуганы, что избегают насилия и войны. Потребность в еде, по словам Монтескье, заставляет робких людей общаться с другими и стремиться жить в обществе. «Как только человек входит в состояние общества, — писал Монтескье, — он теряет чувство своей слабости, равенство прекращается, и тогда начинается состояние войны».

Монтескье не описывал общественный договор как таковой. Но он сказал, что состояние войны между людьми и народами привело к человеческим законам и правительству.

Монтескье писал, что главная цель правительства — поддерживать закон и порядок, политическую свободу и собственность личности. Монтескье выступал против абсолютной монархии в своей родной стране и поддерживал английскую систему как лучшую модель правления.

Монтескье несколько неверно истолковал, как на самом деле осуществлялась политическая власть в Англии. Когда он написал Дух законов , власть в значительной степени была сосредоточена в парламенте, национальном законодательном органе. Монтескье думал, что он видел разделение и уравновешивание власти правительства в Англии.

Монтескье рассматривал английского короля как осуществляющего исполнительную власть, уравновешенную законодательным парламентом, который сам был разделен на Палату лордов и Палату общин, каждая из которых контролировала другую. Затем исполнительная и законодательная ветви власти были еще больше уравновешены независимой судебной системой.

Монтескье пришел к выводу, что наилучшей формой правления была та, при которой законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены и контролировали друг друга, чтобы ни одна ветвь не стала слишком могущественной. Он считал, что объединение этих держав, как в монархии Людовика XIV, приведет к деспотии. Хотя теория разделения властей Монтескье не точно описывала правительство Англии, американцы позже приняли ее в качестве основы Конституции США.

Руссо: крайний демократ

Жан-Жак Руссо (1712–1778) родился в Женеве, Швейцария, где все взрослые граждане мужского пола могли голосовать за представительное правительство. Руссо путешествовал по Франции и Италии, занимаясь самообразованием.

В 1751 году он выиграл конкурс сочинений. Его свежий взгляд на то, что человек по своей природе хорош, но развращен обществом, сделал его знаменитостью во французских салонах, где собирались художники, ученые и писатели, чтобы обсудить новейшие идеи.

Несколько лет спустя он опубликовал еще одно эссе, в котором описал дикарей в естественном состоянии как свободных, равных, мирных и счастливых. Руссо утверждал, что когда люди начали претендовать на собственность, это привело к неравенству, убийствам и войнам.

Согласно Руссо, могущественные богачи украли землю, принадлежащую всем, и обманом заставили простых людей принять их как правителей. Руссо пришел к выводу, что общественный договор был не добровольным соглашением, как считали Гоббс, Локк и Монтескье, а мошенничеством против людей, совершаемым богатыми.

В 1762 году Руссо опубликовал свой самый важный труд по политической теории, Общественный договор . Его вступительная строка поражает и сегодня: «Человек рождается свободным, и везде он в цепях». Руссо соглашался с Локком в том, что человека никогда нельзя принуждать к отказу от своих естественных прав в пользу короля.

Проблема в естественном состоянии, говорил Руссо, состоит в том, чтобы найти способ защитить жизнь, свободу и собственность каждого, пока каждый человек остается свободным. Решение Руссо заключалось в том, чтобы люди заключали общественный договор. Они отдали бы все свои права не королю, а «всей общине», всему народу. Он называл всех людей «сувереном» — термин, используемый Гоббсом в основном для обозначения короля. Затем люди проявили свою «общую волю», чтобы издавать законы для «общественного блага».

Руссо утверждал, что выборные представители не могут решать общую волю народа. Он верил в прямую демократию, при которой каждый голосовал, чтобы выразить общую волю и установить законы страны. Руссо имел в виду демократию в малых масштабах, город-государство наподобие его родной Женевы.

В демократии Руссо всякий, кто не подчинился общей воле народа, «будет вынужден быть свободным». Он считал, что граждане должны подчиняться законам или быть вынуждены это делать, пока они остаются резидентами государства. Это «гражданское государство», говорит Руссо, где безопасность, справедливость, свобода и собственность защищены и пользуются всеми.

Вся политическая власть, по Руссо, должна принадлежать народу, осуществляющему его общую волю. Не может быть разделения властей, как предлагал Монтескье. Народ, собравшись вместе, индивидуально обсудит законы, а затем большинством голосов найдет общую волю. Генеральная воля Руссо впоследствии воплотилась в словах «Мы, народ. . ». в начале Конституции США.

Руссо довольно расплывчато представлял механизм того, как будет работать его демократия. Будет своего рода правительство, которому поручено управлять общей волей. Но она будет состоять из «простых чиновников», получающих приказы от народа.

Руссо считал, что религия разделяет и ослабляет государство. «Невозможно жить в мире с людьми, которых вы считаете проклятыми», — сказал он. Он выступал за «гражданскую религию», которая признавала Бога, но концентрировалась на святости общественного договора.

Руссо понял, что демократию в том виде, в каком он ее представлял, будет трудно поддерживать. Он предупредил: «Как только кто-нибудь скажет о делах государства: «Что мне до этого?», Государство можно считать потерянным».

Для обсуждения и письма

1.         Из четырех философов, обсуждаемых в этой статье, какие двое, по вашему мнению, отличались больше всего? Почему?

2.         Какая из демократических форм правления, предложенных Локком, Монтескье и Руссо, вы считаете лучшей? Почему?

3.         Руссо писал в «Общественном договоре» : «Как только кто-нибудь скажет о делах государства: «Что мне до этого?» Как вы думаете, что он имел в виду? Как вы думаете, как его слова относятся к современной американской демократии?

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Философы занимают позицию

1.         Разделите класс на четыре группы, каждая из которых возьмет на себя роль Гоббса, Локка, Монтескье или Руссо.

2.         Членам каждой ролевой группы необходимо выяснить, почему их философ согласен или не согласен с темами дебатов, перечисленными ниже. Статья содержит некоторые подсказки, но учащиеся должны узнать больше о взглядах своих философов, используя школьную библиотеку и Интернет.

3.         После завершения исследования каждая ролевая группа изложит позицию своего философа по теме А. Затем группы должны обсудить эту тему с точки зрения философа, роль которого они играют. Выполните ту же процедуру для остальных тем.

4.         После завершения всех дебатов учащиеся должны обсудить, с кем из четырех философов они согласны больше всего и почему.

 

Темы для дебатов

A.        Лучшая форма правления – представительная демократия.

B.        Только президент должен иметь право объявлять войну.

C.        Хороший способ принятия законов — это прямое голосование за них всех людей.

D.        Религия должна быть частью правительства.

E.        Правительство должно иметь право конфисковать собственность человека для общественного блага.

Для получения дополнительной информации

Хоббс

Статьи энциклопедии:

Википедия: Томас Гоббс

Википедия: Левиафан

Интернет-энциклопедия философии: Томас Гоббс

Стэнфордская философская энциклопедия: Моральная и политическая философия Гоббса

 

 

Маласпина Великие книги: Томас Гоббс

Текст Левиа.

SparkNotes: Левиафан Учебное пособие к книге.

 

Ссылки:

Каталог Yahoo: Thomas Hobbes

Каталог Google: Thomas Hobbes

Проект с открытым каталогом: Thomas Hobbes

Locke

Энциклопедия Статьи:

Wikipedia: John Locke

Bluplete Biography: John Locke

Stanford Encyclopedia of Philosophy: John Lockemped

. Локк

Википедия: Два трактата о правительстве

 

Второй трактат о гражданском правительстве Текст книги.

SparkNotes: Второй трактат Локка о правительстве Два трактата о правительстве Учебное пособие.

Malaspina Great Books: John Locke

Ссылки:

.

Википедия: Жан-Жак Руссо

Интернет-энциклопедия философии: Жан-Жак Руссо

Общественный договор Текст книги.

SparkNotes: Общественный договор Руссо Учебное пособие к книге.

Malaspina Great Books: Jean-Jacques Rousseau

Links:

Yahoo Directory: Jean-Jacques Rousseau

Google Directory: Jean-Jacques Rousseau

Open Directory Project: Jean-Jacques Rousseau

Montesquieu

 

Энциклопедические статьи:

Википедия: Монтескье

Стэнфордская философская энциклопедия: Монтескье

Католическая энциклопедия: Монтескье

 

Дух законов Текст книги.

Malaspina Great Books: Montesquieu

Ссылки:

Yahoo Directory: Baron de Montesquieu

Google Directory: Montesquieu

Проект открытого каталога: Montesquieu

Объявление.

Распечатать эту страницу

 

Примечание. Следующий текст представляет собой транскрипцию каменной гравюры пергаментной Декларации независимости (документ, выставленный в ротонде Национального архивного музея). Орфография и пунктуация соответствуют оригиналу.


Конгресс, 4 июля 1776

Единогласная Декларация тринадцати Соединенных Штатов Америки, Когда в ходе человеческих событий одному народу становится необходимо распустить политические связи, связывавшие его с другим, и занять место среди держав земли, раздельное и равное положение, на которое дают им право Законы Природы и Бога Природы, приличное уважение к мнению человечества требует, чтобы они указали причины, побуждающие их к разделению.

Мы считаем самоочевидными те истины, что все люди созданы равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью. — Что для обеспечения этих прав , Среди людей учреждаются правительства, получающие свои справедливые полномочия с согласия управляемых, — что всякий раз, когда какая-либо форма правления становится разрушительной для этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новую. Правительство, закладывающее основу на таких принципах и организующее свои полномочия в такой форме, которая, по их мнению, будет наиболее вероятной для обеспечения их безопасности и счастья. Благоразумие, действительно, подскажет, что давно установленные правительства не должны меняться по легким и преходящим причинам; и, соответственно, весь опыт показал, что человечество более расположено страдать, пока зло терпимо, чем исправлять себя, уничтожая формы, к которым они привыкли. Но когда длинная череда злоупотреблений и узурпаций, неизменно преследующих одну и ту же цель, выявляет замысел подчинить их абсолютному деспотизму, их право и их долг — свергнуть такое правительство и поставить новую гвардию для своей будущей безопасности. .— Таково было терпение этих колоний; и такова теперь необходимость, которая вынуждает их изменить свои прежние системы правления. История нынешнего короля Великобритании — это история неоднократных оскорблений и узурпаций, имеющих непосредственную цель установить над этими штатами абсолютную тиранию. Чтобы доказать это, позвольте фактам быть представленными беспристрастному миру.

Он отказался принять законы, наиболее полезные и необходимые для общественного блага.

Он запретил своим губернаторам принимать законы непосредственной и неотложной важности, если их действие не будет приостановлено до получения его согласия; и когда он так отстранен, он совершенно пренебрегает ими.

Он отказался принять другие законы для размещения больших районов людей, если только эти люди не откажутся от права представительства в Законодательном собрании, права бесценного для них и грозного только тиранам.

Он созвал законодательные органы в необычных, неудобных и удаленных от хранилища их публичных архивов местах с единственной целью утомить их и заставить соблюдать его меры.

Он неоднократно распускал представительные палаты за то, что с мужественной твердостью противостоял его вторжениям в права людей.

Долгое время после таких роспусков он отказывался избирать других; посредством чего законодательные полномочия, неспособные к уничтожению, вернулись к народу в целом для их осуществления; тем временем государство оставалось подверженным всем опасностям вторжения извне и потрясений внутри.

Он пытался предотвратить заселение этих штатов; с этой целью воспрепятствование Закону о натурализации иностранцев; отказ пропустить других, чтобы поощрить их миграцию сюда, и повышение условий новых ассигнований земель.

Он воспрепятствовал отправлению правосудия, отказавшись принять законы об установлении судебной власти.

Он поставил судей в зависимость только от своей воли, в том, что касается пребывания в должности, а также суммы и выплаты их жалованья.

Он построил множество новых офисов и послал сюда толпы офицеров, чтобы беспокоить наш народ и пожирать его имущество.

Он держал среди нас в мирное время постоянные армии без согласия наших законодательных органов.

Он стремился сделать вооруженные силы независимыми и превосходящими гражданскую власть.

Он объединился с другими, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами; давая свое согласие на их акты мнимого законодательства:

За размещение среди нас больших отрядов вооруженных сил:

За защиту их посредством инсценированного судебного процесса от наказания за любые убийства, которые они должны совершить в отношении жителей этих штатов:

За прекращение нашей торговли со всеми частями мир:

За наложение на нас налогов без нашего согласия:

За лишение нас во многих случаях права на суд присяжных:

За то, что нас перевезли за моря для суда за мнимые преступления

За отмену свободной системы английских законов в соседней провинции, установление в ней произвольного правительства и расширение ее границ, чтобы она стала одновременно образцом и подходящим инструментом для введения такого же абсолютного правления в этих колониях:

За принятие отменив наши хартии, отменив наши самые ценные законы и коренным образом изменив формы наших правительств:

За приостановку наших собственных законодательных собраний и провозглашение себя наделенными властью издавать законы для нас во всех случаях.

Он отрекся от правительства здесь, объявив нас вне своей защиты и развязав против нас войну.

Он разграбил наши моря, опустошил наши побережья, сжег наши города и разрушил жизни наших людей.

В настоящее время он перевозит большие армии иностранных наемников, чтобы завершить дело смерти, опустошения и тирании, уже начатое при обстоятельствах Жестокости и вероломства, едва сравнимых с самыми варварскими веками и совершенно недостойных главы цивилизованной нации.

Он заставил наших сограждан, взятых в плен в открытом море, поднять оружие против своей страны, стать палачами своих друзей и братьев или пасть от их рук.

Он спровоцировал среди нас внутренние мятежи и попытался навлечь на жителей наших границ безжалостных индейских дикарей, чье известное правило ведения войны заключается в ничем не примечательном уничтожении всех возрастов, полов и состояний.

На каждом этапе этих притеснений Мы ходатайствовали о возмещении в самых смиренных выражениях: На наши неоднократные ходатайства отвечали только повторными оскорблениями. Принц, чей характер отмечен каждым действием, которое может определить Тирана, не годится для того, чтобы быть правителем свободных людей.

Мы также не нуждались во внимании к нашим британским братьям. Мы время от времени предупреждали их о попытках их законодательного органа распространить на нас необоснованную юрисдикцию. Мы напомнили им об обстоятельствах нашей эмиграции и поселения здесь. Мы взывали к их природной справедливости и великодушию и заклинали их узами наших общих родственников отречься от этих узурпаций, которые неизбежно прервали бы наши связи и переписку. Они тоже были глухи к голосу справедливости и кровного родства. Поэтому мы должны смириться с необходимостью, осуждающей нашу разлуку, и считать их, как мы считаем остальное человечество, врагами на войне, друзьями в мире.

Поэтому мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на Генеральном конгрессе, взывая к Верховному судье мира за правильность наших намерений, делаем от имени и властью добрых людей этих Колонии, торжественно опубликуйте и заявите, что эти Соединенные Колонии являются и по праву должны быть Свободными и Независимыми Государствами; что они освобождаются от всякой верности британской короне и что все политические связи между ними и государством Великобритании должны быть полностью расторгнуты; и что как свободные и независимые государства они имеют полную власть развязывать войну, заключать мир, заключать союзы, устанавливать торговлю и совершать все другие действия и действия, которые независимые государства могут совершать по праву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts