Скажи мне господи мою кончину: «Скажи мне, Господи, кончину мою…» (Пс. 38: 5) / Православие.Ru
Содержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 38:5
Содержание
Толкования на Пс. 38:5
Свт. Афанасий Великий
Свт. Иоанн Златоуст
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Феодорит Кирский
Евфимий Зигабен
Еп. Ириней (Орда)
Прот. Сергий Терновский
Лопухин А.П.
Прот. Григорий Разумовский
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Афанасий Великий
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Свт. Иоанн Златоуст
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Прав. Иоанн Кронштадтский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Дни мои как краткие пяди, а состав мой телесный пред Тобою – как ничто. Чем больше самого малого насекомого состав мой в очах Твоих, Боже мой? Как тысяча лет пред очами Твоими – то же, что день един, так и самые большие тела в мире вещественном пред Тобою – то же, что самые ничтожные. Малейшее насекомое для Тебя то же, что солнце. Итак, я – сущее ничтожество и по отношению ко времени своего существования, и по отношению к вещественному составу своему. Не покинь меня, ничтожного, Боже мой!
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Евфимий Зигабен
Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Открой мне, говорит, Господи, когда, или какой будет конец мой, доколе будут мучить меня печали и бедствия? Открой мне и то, какое число лет всей жизни моей, дабы при счете лет, прожитых мною, я мог знать, сколько лет еще проживу: поелику зная, что мне осталось жить не много лет, я мог бы получить из сего облегчение в переносимых мною бедствиях.
Слова Божеств. Василия: Привременна жизнь наша и скоротечно время, непостоянно и неудержимо, но если бы, при своей краткости, не подлежало и ответственности! Но это весьма опасно, что на последнем суде мы обязаны дать ответь не только в каждом часе, но и в произносимых нами словах. Посему и Давид, возносясь к подобной мысли, какая содержится в наших словах, желает знать время своей кончины и умоляет Бога о показании ему числа остатка его дней, чтобы мог заготовить для себя необходимое ко времени исхода, чтобы не подвергнуться нечаянному беспокойству, подобно неготовому путешественнику, который среди дороги ищет необходимых путевых запасов. А Златоуст, согласно с изъяснением Кир Евфимия, говорит: вопрошает о смерти, говоря: скажи мне, Господи, для чего оставлен я и нахожусь в этой жизни, тогда как другие отошли? Таким образом и ужасное делается вожделенным по причине невыносимой болезненной скорби и горящего в душе огня. Он это говорит тяготясь временною и смертною жизнию и почитая ее святою и доброжелательною по причине тягости ее. Посему он просит о возвещении ему времени своего освобождения, дабы, получив эту приятную весть о свободе от настоящих зол и избавлении от искушений, мог быть благодушным. Почти то же говорить и Бож. Кирилл, то есть, что Давид произнес сие по малодушию и утомлении от искушений. И никто безыменный: Терпя скорби, когда усиливалась во мне рана, и наконец по человеческому малодушию, я стал говорить, впрочем не явственно, но тихо и языком. К сему прибавим из упомянутого Кирилла следующее: Скажи мне, Господи, число дней моих, то есть, остальное время настоящей моей жизни, дабы, испытав свою совесть, я знал, сколько мне недостает в совершенству добродетели, так как Ты это несравненно раньше знаешь (в изд. Своде).
Еп. Ириней (Орда)
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Прот. Сергий Терновский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Скажи мне кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Мысль сия весьма естественна. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными, и даже необходимыми, доколе смерть далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. С сим удобно соглашается как изречение другого псалма: в преполовение дней моих не возведи мене, так и последний стих псалма настоящего. Давид желал успокоения в Боге; однако же чувствовал себя еще не готовым к смерти и просил, чтобы Господь дал ему время приготовиться. В преполовение дней моих не возведи мене, но — ослаби ми да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду. Душа моя стремится к Тебе; с жаждою жду того времени, когда приду и явлюся пред л идем Твоим; однако же и чувствую себя еще не готовым и молюся: помедли еще хотя немного, дай мне время окончить мое покаяние, привести также в порядок как дела благочестия, то есть строение храма, так и дела государственные и семейные! Да почию, чтобы мне совершенно успокоиться и мирною душою встретить кончину настоящей жизни и начало жизни будущей.
NB. ύσερέω значит иметь недостаток — отстать.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Лопухин А.П.
Ст. 5-7 скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я
Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь — настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере «пяди», ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.
Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.
Прот. Григорий Разумовский
Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
В сильной скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, нe поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий, а потому и вопрошает Бога о конце своей жизни, словами: скажи мне, Господи, кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время, или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Последняя мысль наиболее уясняется при сопоставлении этого стиха с изречениями последнего стиха этого же псалма. И эта мысль весьма естественна человеку. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными и даже необходимыми, доколе смерть, как нам кажется, далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. Словами: да разумею, что лишаюся аз, по мнению других, Давид выражает желание узнать, сколько ему остается еще терпеть, если Господь откроет ему время кончины и о числе дней жизни его (св. Златоуст у Зигабена [7, с. 306–307] и др.).
Объяснение священной книги псалмов.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 38:5
Содержание
Толкования на Пс. 38:5
Свт. Афанасий Великий
Свт. Иоанн Златоуст
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Феодорит Кирский
Евфимий Зигабен
Еп. Ириней (Орда)
Прот. Сергий Терновский
Лопухин А.П.
Прот. Григорий Разумовский
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Афанасий Великий
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Свт. Иоанн Златоуст
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Прав. Иоанн Кронштадтский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Дни мои как краткие пяди, а состав мой телесный пред Тобою – как ничто. Чем больше самого малого насекомого состав мой в очах Твоих, Боже мой? Как тысяча лет пред очами Твоими – то же, что день един, так и самые большие тела в мире вещественном пред Тобою – то же, что самые ничтожные. Малейшее насекомое для Тебя то же, что солнце. Итак, я – сущее ничтожество и по отношению ко времени своего существования, и по отношению к вещественному составу своему. Не покинь меня, ничтожного, Боже мой!
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
См. Толкование на Пс. 38:4
Евфимий Зигабен
Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Открой мне, говорит, Господи, когда, или какой будет конец мой, доколе будут мучить меня печали и бедствия? Открой мне и то, какое число лет всей жизни моей, дабы при счете лет, прожитых мною, я мог знать, сколько лет еще проживу: поелику зная, что мне осталось жить не много лет, я мог бы получить из сего облегчение в переносимых мною бедствиях.
Слова Божеств. Василия: Привременна жизнь наша и скоротечно время, непостоянно и неудержимо, но если бы, при своей краткости, не подлежало и ответственности! Но это весьма опасно, что на последнем суде мы обязаны дать ответь не только в каждом часе, но и в произносимых нами словах. Посему и Давид, возносясь к подобной мысли, какая содержится в наших словах, желает знать время своей кончины и умоляет Бога о показании ему числа остатка его дней, чтобы мог заготовить для себя необходимое ко времени исхода, чтобы не подвергнуться нечаянному беспокойству, подобно неготовому путешественнику, который среди дороги ищет необходимых путевых запасов. А Златоуст, согласно с изъяснением Кир Евфимия, говорит: вопрошает о смерти, говоря: скажи мне, Господи, для чего оставлен я и нахожусь в этой жизни, тогда как другие отошли? Таким образом и ужасное делается вожделенным по причине невыносимой болезненной скорби и горящего в душе огня. Он это говорит тяготясь временною и смертною жизнию и почитая ее святою и доброжелательною по причине тягости ее. Посему он просит о возвещении ему времени своего освобождения, дабы, получив эту приятную весть о свободе от настоящих зол и избавлении от искушений, мог быть благодушным. Почти то же говорить и Бож. Кирилл, то есть, что Давид произнес сие по малодушию и утомлении от искушений. И никто безыменный: Терпя скорби, когда усиливалась во мне рана, и наконец по человеческому малодушию, я стал говорить, впрочем не явственно, но тихо и языком. К сему прибавим из упомянутого Кирилла следующее: Скажи мне, Господи, число дней моих, то есть, остальное время настоящей моей жизни, дабы, испытав свою совесть, я знал, сколько мне недостает в совершенству добродетели, так как Ты это несравненно раньше знаешь (в изд. Своде).
Еп. Ириней (Орда)
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Прот. Сергий Терновский
скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
Скажи мне кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Мысль сия весьма естественна. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными, и даже необходимыми, доколе смерть далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. С сим удобно соглашается как изречение другого псалма: в преполовение дней моих не возведи мене, так и последний стих псалма настоящего. Давид желал успокоения в Боге; однако же чувствовал себя еще не готовым к смерти и просил, чтобы Господь дал ему время приготовиться. В преполовение дней моих не возведи мене, но — ослаби ми да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду. Душа моя стремится к Тебе; с жаждою жду того времени, когда приду и явлюся пред л идем Твоим; однако же и чувствую себя еще не готовым и молюся: помедли еще хотя немного, дай мне время окончить мое покаяние, привести также в порядок как дела благочестия, то есть строение храма, так и дела государственные и семейные! Да почию, чтобы мне совершенно успокоиться и мирною душою встретить кончину настоящей жизни и начало жизни будущей.
NB. ύσερέω значит иметь недостаток — отстать.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Лопухин А.П.
Ст. 5-7 скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз. Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я
Сознание Давидом своего греха было настолько глубоко, болезнь — настолько сильна, что он убежден был в скорой своей кончине. Очевидно, жизни его осталось в размере «пяди», ширины кисти руки, т. е. около 7 сантиметров. Давид означает этим выражением, что жить ему осталось самое ничтожное количество дней.
Вся вообще продолжительность человеческой жизни пред Богом совершенное ничто; она подобна призраку, тени, быстро исчезающей, и вся деятельность человека, направленная на приобретение и упрочение своего блага, напрасна, бесполезна и жалка. Этой проповедью о ничтожности жизни Давид произносил осуждение своей прошлой деятельности: он не находил за ней ничего ценного, а потому с опасением смотрит на исход жизни.
Прот. Григорий Разумовский
Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз
В сильной скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, нe поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий, а потому и вопрошает Бога о конце своей жизни, словами: скажи мне, Господи, кончину дней моих, чтобы я знал, чего мне недостает в настоящее время, или насколько я отстал от того совершенства, которое нужно для того, чтобы получить успокоение в будущей жизни и чтобы, оставив прочие занятия, занялся приготовлением к смерти. Последняя мысль наиболее уясняется при сопоставлении этого стиха с изречениями последнего стиха этого же псалма. И эта мысль весьма естественна человеку. Есть занятия, которые мы почитаем позволительными и даже необходимыми, доколе смерть, как нам кажется, далеко отстоит от нас, а когда приближается старость, то почитаем их ненужными и заботимся более о том, что нужно для спасения души нашей. Словами: да разумею, что лишаюся аз, по мнению других, Давид выражает желание узнать, сколько ему остается еще терпеть, если Господь откроет ему время кончины и о числе дней жизни его (св. Златоуст у Зигабена [7, с. 306–307] и др.).
Объяснение священной книги псалмов.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
23 библейских стиха о смерти — утешение в скорби
1
Римлянам 14:8
Woman’s Day/Getty Images
«Если мы живем, мы живем для Господа, и если мы умираем, мы умираем для Господа. Поэтому, живем мы или умираем, мы принадлежим Богу».
2
Екклесиаст 12:7
Woman’s Day/Getty Images
«Прежде чем пыль вернется в землю, как это было прежде, и дыхание жизни вернется к Богу, который ее дал».
3
Луки 23:43
Woman’s Day/Getty Images
«Иисус ответил: «Уверяю вас, что сегодня вы будете со мной в раю».
4
Иоанна 11:26
Woman’s Day/Getty Images
«Все, кто живет и верит в меня, никогда не умрут. Вы верите в это?
5
2 Коринфянам 5:6-8
Woman’s Day/Getty Images
«Итак, мы всегда уверены, потому что знаем, что пока мы живем в теле, мы находимся вдали от нашего дома с Господом. Мы живем верой, а не видением. Мы уверены, и мы предпочли бы оставить тело и быть дома с Господом».
6
Иезекииль 18:32
Woman’s Day/Getty Images
«Я совершенно точно не хочу, чтобы кто-то умирал! Так говорит Господь Бог. Измени свой образ жизни и живи!»
7
Псалом 106:13-14
Woman’s Day/Getty Images
«Взывали они к Господу в беде своей, и Бог спас их от отчаяния. Бог вывел их из тьмы и глубокого мрака; Он разбил их цепи».
8
Римлянам 6:5
Woman’s Day/Getty Images
«Если мы были едины в такой смерти, как он, мы также будем едины в воскресении, подобном ему».
9
Матфея 4:16
Woman’s Day/Getty Images
«Люди, жившие во тьме, увидели свет великий, и свет сошел на тех, кто жил в той местности и в тени смертной».
10
Псалом 23:4
Woman’s Day/Getty Images
«Даже когда я иду по самой темной долине, я не боюсь опасности, потому что ты со мной. Твой жезл и твой посох — они защищают меня».
11
Иоанна 5:24
Woman’s Day/Getty Images
«Уверяю вас, что всякий, кто слушает слово Мое и верит в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и не подлежит суду, но перешел от смерти в жизнь».
12
Исаия 25:7-8
Woman’s Day/Getty Images
«Он поглотит на этой горе завесу, покрывающую все народы, пелену, окутывающую все народы. Он навсегда поглотит смерть. Господь Бог отрет слезы с каждого лица; Он удалит позор народа Своего со всей земли, ибо сказал Господь».
13
Иоанна 3:16-17
Woman’s Day/Getty Images
«Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог послал Своего Сына в мир не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него».
14
Луки 1:78-79
Woman’s Day/Getty Images
«Из-за глубокого сострадания нашего Бога рассвет с неба воссияет над нами, чтобы осветить сидящих во тьме и тени смертной, чтобы вести нас по пути мир. »
15
Римлянам 6:8-10
Woman’s Day/Getty Images
«Но если мы умерли со Христом, мы верим, что и жить будем с Ним. Мы знаем, что Христос воскрес из мертвых и больше никогда не умрет. Смерть больше не властна над ним. Он умер для греха раз и навсегда своей смертью, но своей жизнью он живет для Бога».
16
Иоанна 5:24
Woman’s Day/Getty Images
«Уверяю вас, что всякий, кто слушает слово Мое и верит в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и не подлежит суду, но перешел от смерти в жизнь».
17
1 Коринфянам 15:53-55
Woman’s Day/Getty Images
«Необходимо, чтобы это гниющее тело было облачено в то, что не может разложиться, а умирающее тело должно быть облачено в то, что не может умереть. И когда гниющее тело облачится в то, что не может разложиться, а умирающее тело будет облачено в то, что не может умереть, тогда произойдет это утверждение в Писании: Смерть была поглощена победой. Где твое жало, Смерть?
18
Иоанна 10:27-29
Woman’s Day/Getty Images
«Мои овцы слушаются моего голоса. Я знаю их, и они следуют за мной. Я даю им вечную жизнь. Они никогда не умрут, и никто не вырвет их из моей руки. Отец Мой, давший их Мне, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего».
19
Римлянам 6:22-23
Женский день/Getty Images
«Но теперь, когда вы освободились от греха и стали рабами Бога, вы имеете последствие святой жизни, и результатом является вечная жизнь. Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
20
Иоанна 4:13-14
Woman’s Day/Getty Images
«Иисус ответил: «Каждый, кто пьет эту воду, снова будет испытывать жажду, но кто будет пить воду, которую Я дам, никогда больше не будет испытывать жажду. Вода, которую Я даю, в пьющих ее станет источником воды, текущей в жизнь вечную» 9.0003
21
Римлянам 8:38-39
Woman’s Day/Getty Images
«Убеждена, что ничто не может отделить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни правители, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина или любая другая вещь, которая создана».
22
Иоанна 6:47-48
Woman’s Day/Getty Images
«Уверяю вас, всякий верующий имеет жизнь вечную. Я хлеб жизни».
23
1 Иоанна 2:24-25
Woman’s Day/Getty Images
«Что касается вас, то то, что вы слышали с самого начала, должно остаться в вас. Если пребудет в тебе то, что ты слышал от начала, то и ты останешься в отношении к Сыну и в Отце. Это обещание, которое Он Сам дал нам: жизнь вечная».
Келси Гурвиц
Ассистент цифрового редактора
Келси Гурвитц — помощник редактора WomansDay.com, освещающая развлечения, праздники, домашних животных и хорошие новости.
Господи, дай мне умереть: милосердие к уставшим от жизни
На протяжении многих лет я разговаривал с несколькими христианами, которые говорили мне, что хотят умереть. Они были разного возраста и разных национальностей; у них были разные личности и разные причины. Но каждый из них пришел к выводу, что теперь смерть для них лучше жизни.
Потребовалось мужество, чтобы раскрыть тайные мысли о смерти. Многие другие не могли понять. Большая часть человечества только бежала от страха, который нарастал с каждым мгновением. Немногие чувствовали импульс остановиться, повернуться и поприветствовать зверя как друга.
И снова это были мужчины и женщины-христиане. Они познали ужас самоубийства. Они знали, что такое преступление было не романтическим жестом между влюбленными подростками, а гнусным грехом против Автора жизни. Когда суицидальные размышления пытались направить их к другому выходу, даже среди изнурительных и жестоких обстоятельств, они умели сопротивляться внушениям сатаны. Верою они продолжали бы стоять одна нога за другой, пока их всемудрый Отец не привел их домой. И некоторые молились именно об этом.
«Если вы попросили Бога забрать вашу жизнь, первое, что нужно понять, это то, что вы не одиноки».
Если вы попросили Бога забрать вашу жизнь, одна из первых истин, которую нужно осознать, заключается в том, что вы не одиноки.
Бог уже слышал такие прошения. По разным причинам, в разное время, из разных ям мужчины и женщины Божьи молились, чтобы их забрали. И молитвы, которые мы находим в Писании, исходят не только от обычных святых, таких как мы, но и от тех, кого мы меньше всего ожидали бы бороться в этой жизни: лидеров и героев Божьего народа.
Рассмотрим нескольких мужей Божьих, чьи молитвы Святой Дух уловил, чтобы напомнить нам, что мы не одиноки, и, что более важно, чтобы засвидетельствовать, как наш добрый и милостивый Бог обращается со своими собственными в самые тяжелые времена.
Работа: Отчаявшийся отец
О, если бы у меня была просьба моя, и чтобы Бог исполнил мою надежду, чтобы Богу угодно было сокрушить меня, чтобы он развязал руку и отсек меня! (Иов 6:8–9)
Бьюсь об заклад, мучительные молитвы о смерти самые распространенные. Они приходят зимой жизни, когда даже певчим птицам слишком холодно, чтобы петь.
Иов, праведник, не имеющий себе равных на земле (Иов 1:8), теперь сидит в пепле, с нарывами на коже, окруженный обвиняющими друзьями, и его сердце слишком тяжелое, чтобы нести. Его осколки молитвы поднимаются из руин прежней жизни: все его богатство пропало, многие из его слуг убиты, и, более того, все десять его детей погребены под домом, рухнувшим от сильного ветра.
Иов, пошатываясь от горя, проклинает день своего рождения: «Да погибнет день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек»» (Иов 3:3). Он размышляет вслух: «Для чего дан свет страждущему, и жизнь огорченным душою, которые жаждут смерти, но она не приходит, и выкапывают ее больше, чем сокрытые сокровища, которые весьма радуются и веселятся? когда найдут могилу? (Иов 3:20–22). Смерть теперь сверкает, как сокровище, веет сладостью. Он не видит причин ждать.
Возможно, вы, как Иов, познали большие потери. Быть может, ты сидишь в развалинах, презираемый прежними днями и пропавшей любовью. Вы больше не можете терпеть; ты смотришь вперед, в бесконечную ночь. Надежда отвернулась. Подумайте заново, что у Бога нет.
«Продолжайте верить. Продолжайте доверять. Эта темная ночь готовит для тебя вечную славу».
Господь отверг просьбу Иова. У него было больше сострадания, больше милосердия, больше общения, больше покаяния, еще больше детей, ожидающих по ту сторону. Иов еще не мог себе представить, как может сложиться его жизнь, чтобы прославить Божью благодать, как резюмирует Иаков: «Вы слышали о стойкости Иова и видели намерение Господа, как Господь сострадательный и милосердный » (Иакова 5:11).
Некоторые страдальцы могут не найти утешения в сказочном конце Иова, но его обновленное состояние не предвещает и половины вашего во Христе. Продолжайте верить. Продолжайте доверять. Эта темная ночь готовит вам вечную славу (2 Коринфянам 4:17). Шрамы не просто заживут.
Моисей: усталый вождь
Если ты будешь так со мной обращаться, убей меня немедленно. (Числа 11:15)
Это вторая молитва о смерти, которую мы слышим от Моисея во время его долгого путешествия с людьми. Первый приходит в его заступничестве за них после восстания золотого тельца (Исход 32:32). Здесь он молится о смерти как перегруженный, сытый по горло лидер.
Спасенный народ Израиля, чьи раны все еще заживают, а Египет все еще в поле зрения, жалуются «на свои несчастья».
О, если бы у нас было мясо! Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте, которая ничего не стоила, огурцы, дыни, лук-порей, лук и чеснок. Но теперь наши силы иссякли, и не на что вообще смотреть, кроме этой манны. (Числа 11:4–6)
Неблагодарность исказила их разум. Их воспоминания предполагают, что рабство включало шведский стол из морепродуктов; тем временем бесплатный чудо-хлеб стал горьким и пресным. Действительно ли Моисей ожидал, что они согласятся на второго повара?
Неблагодарные смотрят на Моисея, мятежно бормоча о том, как сильно они соскучились по Египту. Моисей смотрит на Бога и восклицает:
Я не в силах нести весь этот народ один; ноша слишком тяжела для меня. Если ты так поступишь со мной, убей меня тотчас же, если я найду благосклонность в глазах твоих, чтобы я не видел своего убожества. (Числа 11:14–15)
Обратите внимание еще раз на милостивый ответ Бога. Он не убивает Моисея, а вместо этого предоставляет семьдесят старейшин, чтобы они помогали ему в его работе, отдавая этим людям часть своего Духа. И в качестве дополнительной меры Бог обещает накормить Израиль мясом — столько мяса, что оно выйдет из их ноздрей, и они возненавидят его (Числа 11:20).
Если вы устали от бремени, слишком тяжелого для ваших слабых рук, и иногда желаете умереть, обратитесь к Богу Моисееву. Прислонитесь к нему в молитве. Твой сострадательный Отец поможет облегчить твое бремя и поднимет руки, чтобы принести победу.
Иона: Злой вестник
Пожалуйста, забери у меня мою жизнь, ибо мне лучше умереть, чем жить. (Иона 4:3)
Безжалостный пророк Иона сбивает многих с толку, когда они читают книгу, носящую его имя. Он проявляет бессердечную решимость, чтобы Ниневия, столица врага Израиля, ассирийцев, не получила милости от Бога, а скорее погибла. Он отказывается быть инструментом их спасения.
Бог обновил его после отплытия от своего призвания. Бог спас его от утопления в море. Бог дал ему освежающую тень, пока он ждал снаружи города, чтобы посмотреть, как он горит. И все же Иона не избавился от своей ненависти. Когда он понял, что рок не придет,
Это крайне не понравилось Ионе, и он разозлился. И он помолился Господу и сказал: «Господи, не это ли говорил я, когда был еще в стране моей? Вот почему я поспешил бежать в Фарсис; ибо я знал, что Ты Бог благой и милосердный, медленный на гнев и исполненный непоколебимой любви и не поддающийся бедствию. Поэтому теперь, Господи, пожалуйста, возьми мою жизнь от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить». (Иона 4:1–3)
Сегодня мало кто на Западе сталкивается с искушением желать уничтожения целого народа. Ассирийцы были жестоким народом — жестоким по отношению к народу Ионы. Но, может быть, мы часто убиваем в душе тех, кто причинил нам зло. Пока они живут, наша жизнь гниет. На это Господь снова отвечает терпеливо и сострадательно, давая нам тень, пока мы палим, спрашивая нас как долготерпеливый Отец: «Хорошо ли делаешь, что гневаешься?» (Иона 4:4).
Большую часть времени у нас не все хорошо. Эта молитва о смерти глупа. Требуется покаяние. Идите к своему Отцу за помощью, чтобы расширить это невозможное прощение, которое вы самым щедрым образом получили от Него, чтобы вы могли молиться: «Прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим» (Матфея 6:12).
Элайджа: Страшный пророк
[Илия] испугался, встал и побежал, спасая свою жизнь. . . . И просил себе смерти, говоря: довольно; теперь, Господи, возьми мою жизнь, ибо я не лучше отцов моих». (1 Царств 19:3–4)
Мы можем искренне засвидетельствовать, что здесь стоит человек, подобный нам по природе (Иакова 5:17). Обратите внимание, что этот момент следует за звездным часом Илии. Пророк Божий выиграл схватку с Ахавом и 450 пророками Ваала. Бог проливает огонь перед всем Израилем, чтобы показать, что среди них ходит истинный пророк.
Или бегает среди них. После того, как Иезавель слышит, что он убил 450 пророков Ваала, она клянется добавить к этому числу Илию. «Тогда он испугался, и встал, и побежал, спасая свою жизнь» (3 Царств 19:3). Затравленный пророк прячется в пустыне, сидит под деревом, пытается уснуть и молится, чтобы не проснуться: «Господи, возьми мою жизнь».
Вы молитесь о смерти, потому что боитесь живых? Иисус говорит нам: «Говорю вам, друзья мои, не бойтесь убивающих тело, и после того ничего не могут сделать» (Луки 12:4). Помимо этого, история Илии предлагает нам проанализировать наш последний год, нашу последнюю неделю или наше вчера по причинам, часто очевидным, чтобы продолжать вверять себя верному Творцу, делая добро.
Бог снова проявляет сострадание к Элайдже. Он зовет его встать и поесть, дает ему свежую пищу в пустыне и дает припасы на предстоящий путь (3-я Царств 19:5–8). Обратите также внимание на улыбчивую доброту Бога к Илии в том, что пророк, хотя и находится под угрозой смерти и молится о смерти, никогда не умирает (4 Царств 2:11–12).
Павел: страстный апостол
Я хочу уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше. (Филиппийцам 1:23)
Преобладающим ответом Бога на тех мужей Божьих, которые молились о смерти, является отеческое сострадание.
Уподобляетесь ли вы Ионе и испытываете искушение презирать Божью милость к другим, или плачете под своим бременем, как Моисей, или бежите за своей жизнью, как Илия, или жаждете облегчения, как Иов, подумайте о милостивом Боге. Он встречает Иова с самим собой и новым началом, Моисея с семьюдесятью людьми в помощь, Иону с растением для тени, Илию с пищей и питьем для предстоящего путешествия.
И ведь сам Бог через законченную работу Своего Сына и воссоздающую работу Своего Духа превращает смерть в нетерпеливое ожидание для нас, не так ли? Эта вражеская смерть должна переправить нас в тот мир, для которого мы были переделаны.