Сколько конфессий в христианстве: Направления христианства: ветви, течения, список конфессий

Разное

«Можно ли быть христианином, не причисляя себя ни к одной из конфессий, но к каждой относиться с уважением?» — Яндекс Кью

Откровение

Популярное

Сообщества

РелигияХристианство+3

Анонимный вопрос

Откровение

  ·

20,0 K

ОтветитьУточнить

Дмитрий Гусаров

Религия

6,4 K

евангельский христианин, руководитель библейской школы rbs.crcrussia.com  · 22 мар

Никто не может запретить человеку не относить себя ни к одной из существующих конфессий и не посещать никакую церковь, но при этом непосредственно само содержание его веры всё равно будет однозначно указывать на то, кто он по конфессиональной принадлежности. Так что его желание быть выше всяких деноминационных разборок приведет его лишь к тому, что он останется вообще без церкви и окажется отличной приманкой для всякого рода ересей и ложных доктрин.

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Артур Медведев

Религия

7,2 K

просто о религии 🔃 🛐  · 23 мар

Человек не может жить в одиночестве, ему нужна семья и друзья. Есть родственники по крови, и есть родство идеологическое, духовное. Церковь — не просто товарищи по вере, это родство очень высокого плана, задуманное Богом как семья. Само слово семья подразумевает дружбу, близость, взаимную любовь. 
Поэтому можно не причислять себя к конфессии, но без церкви христианства… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Антон Учитель

Религия

2,6 K

Священнослужитель. Вопросы духовной жизни. Церковь и люди. Ереси, секты и расколы.   · 26 июн

Во-первых, человек, не причисляющий себя ни к одной «конфессии», не может называться христианином.
Христианин — это тот, кто слушает и, главное, ИСПОЛНЯЕТ то, для чего воплотился, страдал, умер и воскрес Христос, тот, кто пребывает в Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и постоянно пребывает в Общении с Живым Христом и Его Церковью через вкушение Плоти и… Читать далее

Гульмира Жамантикова

28 июня

Был ли Иисус христианином? Был ли Мохаммед мусульманином? Был ли Будда буддистом?

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Белоусов

Религия

4,6 K

Сфера моих интересов — православие, богословие, христианская нравственность, строительство…  · 25 мар

Ваш вопрос вызывает скорее множество встречных вопросов, чем желание дать ответ. Тут все не так-то просто.
— Что значит «быть христианином», и что значит «уважать» другие конфессии?
— Принимать крещение? Если да, то в какой конфессии, и как потом остаться вне ее? Если нет, то как называться  христианином?
— Если вы верите в Христа, кто Он для вас? Бог? Сын Божий? Ангел. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Елена Каратеева

Религия

1,5 K

Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.
  · 26 июн

А можно ли считать себя грамотным человеком, не зная правил правописания? Или можно ли считать себя специалистом, не обучившись профессии и не получив в ней навыков?
Христианин так же, как и ученик в школе, и студент в колледже, или студент ВУЗа, профессор,- прежде должны получить знание. В религии эти знание получают из вероучения церкви, которая обладает истинами… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Валентин Копалов

Религия

361

Библеистика, апологетика, экзегетика, теология.  · 10 июл

Человек становится христианином при условии принятия верой (не знанием и констатацией факта) Христа и Его искупительной жертвы на Голгофском кресте.
Даже нахождение в реальной церкви или вне её не отменяет право человека быть христианином и это библейская истина, а не бред религиозников.
Конечно одиночка не будет иметь всего того немалого комплекта благословений, в… Читать далее

Дядя Миша

11 июля

Версий христианства более 100. Истинная не назначена.

Комментировать ответ…Комментировать…

Ингвар Ди

Общество

8,8 K

Бродячий наставник общества  · 27 июн

Странный вопрос.
Быть христианином — значит, понимать, чему учил Христос, соблюдать его требования и установленные им правила. И если Вы не просто благодушно говорите «да, я верю, что Христос есть», а начинаете сколько-нибудь значимо изучать тему, то довольно скоро начнете натыкаться на вопросы. Конфессии не просто так появились, они появились в рамках очень серьезных… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Владислав Тычинский

Видеоигры

1,1 K

Геймдизайнер. Мастер дискуссии и срачей. Имею опыт обучения других геймдизайнеров.  · 2 авг

Знаете ли вы молитву Символ Веры? Начинается со слов «Верую во единого Бога — отца-вседержителя». Всë, что там написано, — это про вас? Вы именно в это веруете?

Знакомы ли вы с Новым Заветом? Верите ли во всë, что там написано?

Согласны ли с решением первых двух Вселенских Соборов?

Если ответ на все 3 вопроса — «да», то вы — христианин.

Елена Мамаева

2 августа

Комментировать ответ…Комментировать…

Maxim Vyalkov

Математика

1,3 K

Интересующие темы: история математики, история христианства, библеистика.   · 14 июл

Да просто веруйте, как веруется, и всё. А дальше как-нибудь куда-нибудь само вывезет. Сейчас «внеконфессиональных» индивиуалов полно. 

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Эльяхгу Машиах

99

Я не делаю себе имя и ничего от себя не говорю -только истину от Всевышнего.
Разбиваю…  · 23 мар

Для начала давайте разберём, что означает Христос. Слова связанные с Богом, например Алилуя, Аминь — взяты из иудейской веры. И вообще в принципе христианство и иудаизм верят в одного и того же Бога. И Ветхий Завет Библии христиан — это полностью переведённый на другие языки Тонах (в Котором Тора(5 Книг от Моисея), закон и пророки и остальные священные Книги). И нужно… Читать далее

1 эксперт согласен

Раиса Лебедева

подтверждает

31 марта

Есть не совсем точно сформулированы положения. Вера в Бога, затем и вера Богу исходит не только от знания, но и… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

О сообществе

Откровение

Открытое сообщество для всех, кто интересуется Библией

Христианство и другие религии — St Barbara

Свящ. Георгий Кочетков, магистр богословия

РЕЛИГИЙ и религиозных, а также мистических сект и практик было, есть и будет очень много. Это и составляет некоторую проблему для христианства, исповедующего единую Истину в едином Боге, а также единство человеческого рода, созданного  по единому образу Божьему, содержащемуся в каждом человеке. Поэтому не случайны часто задаваемые в наше время вопросы: «Как же, если Бог один, может существовать множество религий?» Или: «Неужели все религии ложны и только христианство (православие) единственно истинно?» Или: «Неужели все нехристиане (неправославные) погибнут? А если они ничего не слышали о Христе и христианстве?» Или наоборот: «Неужели возможно спасение вне Христа и Его Церкви, ведь сказано: «Уверовавший и крещенный будет спасен…» (Мк 16:16)?». Или: «А может быть, разные религии – лишь разные пути к одному и тому же единому Богу, а различия между ними – лишь по форме, а не по содержанию, и объясняются только историческим, культурным и национальным своеобразием того или иного народа?» Дать главные направления для христианского ответа на эти вопросы и есть наша задача.

Религии мира могут быть классифицированы с разных позиций. Одна из важнейших классификаций – их деление на мировые и немировые. К мировым религиям относятся все религии, вышедшие далеко за рамки одного народа, страны, континента. Остальные называются немировыми, часто просто национальными. К мировым религиям принято относить три: христианство, ислам (мусульманство) и буддизм.

Другая общепринятая классификация религий – деление на монотеистические и языческие.

Монотеистические религии – это религии, которые исповедуют не просто одно божество, численно одно, как это могло быть уже в Древнем Египте и Древней Индии, но одного-единственного Бога – Святого Бога, открывшего Себя в древности патриарху Аврааму, Бога-Творца, создавшего небо и землю, т.е. весь видимый и невидимый мир со всеми его мирами, давшего в нем жизнь животным и дух человеку. Таким образом, это не просто религии единобожия, а религии Авраамовой и библейской традиции. Их насчитывается столько же, сколько и мировых – три. Это те же религии, только вместо буддизма к ним относится иудаизм. Иудаизм – не мировая, а национальная религия, которую исповедует большинство евреев, а буддизм – хотя и мировая, но не монотеистическая, а языческая религия, ибо она не приобщена к Авраамовой традиции единобожия. Примером же немировой (национальной) и немонотеистической (языческой), но также великой религии в наше время может служить индуизм. Итак, беря за точку отсчета христианство, начнем разговор с мусульманства.

Что такое мусульманство, или ислам? Это единственная, кроме христианства, мировая и монотеистическая религия. Она возникла в первой половине VII в., в 630 г. Она широко распространена и до сих пор бурно разрастается.

«Символом веры» мусульманства является формула: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет – Его пророк». В мусульманстве все гораздо проще, чем в христианстве: верь согласно «символу веры», совершай пять раз в день молитву, один раз в год, в месяц рамадан, пост, добровольную очистительную милостыню и один раз в жизни – паломничество в Мекку, а если не можешь в Мекку, то в подобные святые места, например в Иерусалим.

Таким образом, с одной стороны, для ислама характерна максимальная упрощенность. Слово «ислам» и переводится просто как «подчинение» (Богу). Ислам проповедует, начиная с первых дней своего существования, – и это хорошо видно в Коране, основной вероучительной книге ислама, – возвращение к вере Авраама, вере, с нашей точки зрения, хотя и в истинного Бога, но еще несовершенной, ибо не знающей откровения Моисеева Закона, Давидовой Надежды и откровения Любви, данного во Христе и через Христа как Сына Божьего и Сына Человеческого. Для последователей ислама Бог непостижим и недостижим, Его нельзя познавать, а поэтому в нашем смысле слова духовной жизни человека там нет, как нет там и таинств, иерархической церкви и т. д.

Но с другой стороны, упрощенность ислама ведет к некоторой противоположности. В исламе жить сложно (только сложность эта иная, чем в христианстве с его бременем свободы), ибо Бог говорит только через пророка Магомета, который преподает своим последователям все законы жизни, и до мелочей, до мельчайших подробностей регламентирует все формы жизни человека через толкователей этих законов. Поэтому в исламе огромную роль играют законы шариата, т.е. предания, или традиции.

Неудивительно поэтому, что ислам нередко носит откровенный сектантско-законнический (отсюда происходит и его фанатизм), эклектический и мифопоэтический характер, вплоть до расцвеченной сказочности. Это именно вера, обычно сильная и связанная с верностью, но фанатичная и слепая, т.е. больная недостатком Любви и опыта Богопознания, что подрывает и ее пророческое основание. Она включает в себя многие элементы иудаизма, христианства и даже дуализма и иного язычества, причем главными остаются все же христианские черты. Иисус для мусульман (как и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Давид) – один из величайших Божьих пророков. В одном месте Корана Он даже прямо называется Христом – Мессией. Но все же для них Он меньше Магомета, Он – Христос, но не Сын Божий. Правда, выражение «Сын Божий» они понимают не так, как мы, а поэтому и отрицают с ним не совсем то, что мы утверждаем.

Таким образом, за признание Иисуса Христом мы могли бы их назвать даже ветвью христианства в широком смысле слова, или христианской сектой, но только очень большой и неправославной (еретической), ибо они не знают Христовой благодати – откровения о Боге как Святой Троице и о Христе как Богочеловеке, Спасителе мира и каждого верующего человека.

В исламе есть несколько направлений с довольно натянутыми отношениями, даже враждой между ними. Главные из них – сунниты и шииты. Кроме того, существует мистический, как бы монашеско-аскетический орден суфиев и есть различные богословско-философские школы. Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).

Третьей мировой религией является буддизм. Он возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Будда (т.е. Просветленный) Шакьямуни показал путь ухода человека от тотальных страданий в этом падшем мире. В буддизме до сих пор самой сильной является его отрицающая сторона, его апофатическая правда о мире сем и жизни в нем.

Буддизм на вершине своего учения отрицает грубое идолопоклонство и кастовое неравенство людей, но с другой стороны, это – утонченный пантеизм, в нем нет откровения и познания трансцендентного личного Бога. Тем более нет в нем откровения благодати Христовой.

Буддийский «бог» разлит в природе как ее духовная первооснова, как духовный абсолют и свет. Он не имеет личного имени. Человек, уходя из этого мира и тем самым от страдания, должен достичь простого соединения, слияния с этим божеством по принципу «ты одно с тем», что означает, в частности, преодоление дуализма субъекта и объекта (правда, увы, безличное и безличностное). Здесь необходим отказ человека от всех желаний, их преодоление.

Но растворяясь таким образом в божественном абсолюте, человек не только обретает абсолютный покой и уходит от всех страданий в свет нирваны, но и теряет всего себя. Он действительно уходит от своей индивидуальности, самости и своеволия, но не обретает и своей духовной личности.

Для буддизма (как и для родственного ему индуизма, о котором мы будем говорить ниже) характерна развитая мифология, трансцендентальная мистика и соответствующая ей богатая аскетическая практика очищения души и тела своими, часто сокрытыми и укорененными в космосе силами. В нем также имеется несколько течений (главные – махаяна, в том числе ламаизм и дзен, и хинаяна). До ХХ в. с христианством буддизм почти не сталкивался.

Как мы уже говорили, буддизм – языческая, немонотеистическая религия. А языческие религии не знают пути «сверху вниз», они знают только путь «снизу вверх», т.е. путь трансцендентального познания божественного в отрыве от пути трансцендентного Откровения Бога.

Не зная же Откровения и единого истинного святого личного Бога – Творца всего мира и нашего Небесного Отца, они имеют только то, что так или иначе можно познать лишь изнутри падшего человека и мира, в том числе из актуализируе-мого естественными, своими силами образа Божьего в человеке, из общественных и природных связей и соответствующего опыта.

Поэтому и в таком язычестве может быть много ценного и правильного, отчасти даже истинного. Вот почему, хотя языческие боги суть не боги (см. 4Цар 19:18; Иер 2:11, 16:20; 1Кор 8:5 и Гал 4:8), совсем ложных религий в мире нет (ср. Пс 81:1, 96:7, 134:5, 135:2; Рим 1:20), а язычники, если живут по совести, хотя лично и не знают Бога во Христе, все же имеют надежду на спасение (см. Рим 2:6-29, особенно 14-15) – Духом Святым, Который «дышит, где хочет» (Ин 3:8).

Буддизм, например, есть весьма тонкое и благородное, в лучшем смысле этого слова, язычество. Но много дало и дает человечеству и иное язычество Востока – Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая, как и Древней Греции, Рима и т.д. Такое язычество глубоко и серьезно и требует соответственного отношения с нашей стороны. Но работа по узнаванию и отделению частей правды и истины в язычестве от неправды и неистины в нем же (см. Быт 6:1-6) только началась. Здесь еще нет общей картины и должной последовательности.

Особое значение в наше время среди языческих религий, кроме буддизма, имеет индуизм, великая индийская национальная философская вера, возникшая задолго до буддизма. В рамках пантеизма он мудро учит о мировом и человеческом духе, т.е. брахмане и атмане, призванном к полному трансцендентальному единству. Но в индуизме, как и во всяком язычестве, сильно развит магизм. И для него характерно безличностное, а к тому же еще и кастовое, отношение к человеку, выражающееся, в частности, в учении о переселении душ. В Индии он имеет множест-во школ, сект и направлений, не сводимых друг к другу. Он впитал в себя даже буддизм. К нам индуизм часто проникает через йогу и оккультные секты, теософию, антропософию, кришнаитов, рерихианцев, учения многочисленных гуру. (См. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Интересна и его статья о так называемом «Тибетском евангелии», доказывающая его теософское происхождение: Современные размышления по поводу одной старинной подделки // Народы Азии и Африки. М., 1990. № 4, а также Православная община. М., 1992. № 2. С. 80-85.)

Такой же не мировой, а национальной, но не языческой, а монотеистической религией является иудаизм. Заметим, что никогда не должно путать понятия «иудей» (точнее, «иудаист») и «еврей». Иудей, или иудаист, – это человек, который исповедует определенную религию – иудаизм, а еврей – это человек определенной национальности. Еврей может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, что в наше время еще нередко и бывает, а иудаистом в принципе может стать человек любой национальности и культуры.

Иудаизм не есть религия времен Ветхого завета или земной жизни Господа Иисуса Христа, как часто думают. Хотя в иудаизме и сохраняется многое от той веры, в том числе ожидание Мессии, однако иудаизм уже немыслим без возникших позже учений Талмуда, каббалы, хасидизма и т. д.

Иудаизм часто играл и играет роль средства сохранения национального единства, особенно в еврейской диаспоре, он и сейчас стоит на закваске книжников и фарисеев, выбирая скорее Бараббу вместо истинного Машиаха – Иешуа.

Храма и соответствующего культа в иудаизме с 70 г. н.э. до сих пор нет. Его заменяют многочисленные, разбросанные по всему миру синагоги и дома верующих. Заменяют, конечно, лишь в той мере, в которой они вообще могут заменить богослужения Иерусалимского храма.

Для иудаизма тоже характерны разные течения – от ортодоксального до весьма модернистского. Его отношение к христианству в целом скорее настороженное, и даже враждебное, что особенно хорошо видно в узко-ортодоксальных кругах и районах современного Израиля, в котором христианину, особенно еврею-христианину, жить очень трудно, почти невозможно.

Очень большую роль в иудаизме играет Талмуд – комментарии и комментарии на комментарии к Библии. Среди его правил есть и весьма хорошие, и весьма сомнительные. Например, иудею не позволено подходить к христианину ближе, чем на три метра (несмотря на это, среди евреев во все века нашей эры были истинные христиане, в наше же время их стало еще больше, чем раньше).

Но, к сожалению, подчас иудаизм становится уже даже не национальной, а прямо националистической силой, более охраняющей свой народ по плоти, чем Божью Истину, и тем самым ввергающей его во все новые беды и страдания в мире. В этом символ развития (и деградации) иудаизма до сего дня. «Сбой», который произошел во времена Иисуса Христа, когда время посещения Господом Иерусалима не было узнано («во славу Божию и Израиля»!) бывшим тогда богоизбранным народом, все дальше уводит этот народ от Бога, от истинного откровения во Христе, т.е. от того откровения, которое они отвергли.

Впрочем, и сейчас среди иудеев разных толков можно найти искреннее и праведное следование за Богом и Его Законом, и даже открытость к Богу во Христе и Его Церкви.

Говоря о существующих ныне религиях, мы должны различать, говорим ли мы вообще и книжно о той или иной религии, либо об этой же религии в ее современном и реальном состоянии. Сейчас для нас более важно именно современное состояние религий, а не вообще образ той или иной из них. Почему? Для христиан очень важно сохранять христианство по его духу и смыслу одним и тем же, так как «Христос всегда один и тот же». Это тождество не зависит от различий в развитии форм христианской жизни, в том числе форм культа. Этот принцип не зависит и от тех недостатков и искажений, которые есть в христианской жизни. Поэтому мы определенно можем сказать, что и сейчас по своему духу Церковь Христова (православная, во всяком случае) та же, что и в апостольскую пору. В нехристианских же религиях обычно бывает наоборот, ибо в них часто до сего дня существуют очень консервативные древние внешние формы, а дух и смысл их менялся и меняется. Так изменчивы и все крупные и значительные религии: мусульманство, иудаизм, буддизм, индуизм. Поэтому, чтобы человеку познать их, ему в принципе будет недостаточно знать только их книжные источники и историю (а для познания христианства может быть достаточно знания только о том, как покаяться, обратиться к Богу во Христе и принять в Церкви Дар и благодать Святого Духа).

Говоря о существующих религиях, также надо всегда помнить, что христианство – не только и не столько религия, ибо в нем – вся полнота жизни и духовной связи людей с Богом, друг с другом и с миром. Все остальные учения и духовно-аскетические практики есть религии, ибо все они всегда частичны, хотя также претендуют на всю жизнь человека, на весь дух, всю правду и всю истину.

И еще нужно помнить, говоря с нехристианами или о них, что нельзя реагировать только на их слова, термины и самоназвания, делая из них мертвые ярлыки, требующие однозначного к себе отношения. Важно знать, что стоит за этими словами. Очень часто одно и то же слово (или иная форма) несет в себе разный дух и смысл, которые нужно еще выявить.

Кроме того, надо учитывать, что внутри одного и того же определенного течения или одной и той же религии могут существовать не только различные типы духовности, но и целые различные направления. Например, в мусульманстве – это те же сунниты и шииты, а в иудаизме – тот же ортодоксальный и неортодоксальный иудаизм. Есть там теперь  даже движение так называемых мессианских евреев, которые признают Святую Троицу, Иисуса как Христа и святое Крещение, хотя внешне и не выделяются из традиционного иудейства.

К слову говоря, это довольно развитое течение в Америке, а теперь и не только в Америке. Есть оно и в Москве. Такие «мессианские евреи» скорее похожи на древних иудеохристиан, хотя вопрос о мере их православия и не прост. «Обновленный иудаизм… отказался от множества элементов религиозного закона, приблизил строй службы в синагоге (которая стала называться «храмом») к строю службы в протестантских церквах и отказался от основных догм иудейской ортодоксии: веры в Мессию, который восстановит Израильское царство… Эти догматы стали толковаться… в духе расплывчатого либерального прогрессизма (эпоха Мессии – это создаваемое в результате усилий всего человечества справедливое общество и т. п.)» (Религия в политической жизни США. 70-е-нач. 80-х годов. М., Наука. С. 171.)

И еще важно помнить, что к нашему времени все религиозные направления и религии испытали то или иное влияние христианства, а потому уже выработали свое отношение к нему, а следовательно, выработали и свои защитные от него механизмы как формы самосохранения, которые часто существуют скрыто, завуалированно.

Особенно они развиты в тех религиях, которые много соприкасались в своей истории с христианством, например в иудействе и мусульманстве. Но сейчас они почти сложились и в индуизме, и в буддизме, чему очень помогли различные теософские учения, в том числе у нас и рерихианство (агни-йога). Они облачили старый индийский языческий дух в одежды, внешне более или менее приемлемые для людей христианской культуры. То же самое можно сказать об антропософии (штейнерианстве), в которой христианских элементов больше, чем в теософии, но которая тоже  есть нехристианское течение.

Все эти скрытые механизмы не надо ни недооценивать, ни переоценивать; в то же время ни забывать о них, ни слишком бояться их нельзя. Правда, надо помнить и то, что кроме них в мире существуют и другие – открытые «враги нашего благовестия», пусть пока и не очень многочисленные (это выражение апостола Павла, который так говорил об иудеях, не принявших веру во Христа, хотя и близких ему по крови, за которых он был готов отдать очень многое, даже быть отлученным от Христа, но которые  и для него все же оставались врагами Евангелия Христова).

Таким образом, в мире, обществе и человеке «дьявол с Богом борется», и очень часто это – жестокая битва. Конечно, в итоге, в ней Бог во Христе победит Духом уст Своих, но только если христиане не забудут о евангельском отношении к врагам.

Итак, если говорить в целом, то чем же являются для нас разные религии? Об этом, на мой взгляд, прекрасно сказал священник Сергий Желудков в своей книге «Почему и я – христианин». Вот его слова: «Разные религии суть как бы различные системы связи религиозных людей с божественным и между собой».

Вот прекрасная формула, если только ее правильно понять, если не путать божественное с Богом, ибо не всякое божество есть Бог. Божественное может включать в себя и трансцендентное, и трансцендентальное. Здесь может подразумеваться и неотмирный Бог, и всевозможные божества в мире сем. Поэтому сюда, действительно, можно включить все религии мира, а если понимать христианство и как религию, то и христианство.

Далее о. Сергий пишет: «И даже внутри религии, например индуизма или нашего христианства, есть разные ступени и типы, степени религиозности. Все это разнообразие показывает великую зависимость восприятия божественного от человека, одновременно от его ограниченности и от его свободы. И другие религии истинны в том, что у них есть общего с Христианством».

Это очень хорошие слова, если их не понимать эгоистически, не понимать узко. Поистине во всех религиях есть какая-то часть правды и даже истины, которая иногда превосходит и само их учение, их доктрину, и даже данную религию в целом, но которая ей почему-то свойственна и которая всегда хороша.

И эта же часть, правда, подчас лишь потенциально, но, к сожалению, не актуально, содержится и в полном Христианстве, в том или другом пласте его Писания и Предания. Очень часто именно благодаря тому, что мы можем увидеть истинного и хорошего в других (это относится и к другим христианским конфессиям), мы актуализируем в большей мере свою собственную потенцию. Поэтому никогда не следует бояться встречи с другими, не такими, как мы, людьми, причем по-настоящему открытой и любовной встречи.

Здесь не надо входить в какие-то крайности, но живые, открытые отношения, свидетельствующие о нашей христианской любви, у нас могут быть со всеми людьми, независимо от принципов их веры и жизни. Только тогда везде найдется что-то хорошее и для нас полезное.

Если же мы еще покажем это хорошее самим этим людям (то, что действительно у них хорошо) и если еще тактично и с любовью им покажем то, чего у них нет, чего им недостает (а при особо благоприятных обстоятельствах – и то, что у них нехорошо), то всякий искренний, честный и благодарный человек нас очень хорошо поймет и за нами к Богу пойдет. А мы не будем ни фанатиками, т.е. носителями веры без любви к ближнему, ни предателями своего истинного Бога и своей истинной Веры (что, к сожалению, очень часто в наше время бывает, поскольку нас постоянно «заносит» то в одну, то в другую сторону).

Итак, надо не спорить с инаковерующими, не просто переубеждать их, а благодатно свидетельствовать им и действовать по «принципу дополнительности», т.е. восполнять для каждого человека его положительный опыт своим положительным опытом. И он всегда поймет и примет нас. Вот это – самое главное, именно в этом смысле слова о. Сергия Желудкова замечательны.

И в заключение – самый трудный и важный вопрос: как отграничить в христианстве, а тем более в других религиях, истинное от ложного? Каков здесь критерий доброго и истинного?

Ясно, что таким критерием в данном случае не может быть наука, ведь все религии духовны и поэтому ненаучны (точнее, инонаучны). Здесь необходим духовный опыт распознавания истины, добра и красоты по духу и плодам (вспомним нашу беседу о Предании и преданиях: Священное писание и Священное предание Церкви, ее писания и предания // Кочетков Г., свящ. «Идите, научите все народы»: Катехизис для катехизаторов. М., 1999. Тема IV. С. 107-143.).

Дары оценки плодов и различения духов – это благодатные дары, которые особенно ценны в наше время в Церкви. Это не субъективные, но в то же время и не объективные вещи, а поэтому надо еще выработать особый язык для духовного общения с любым открытым и честным человеком, с чего бы он ни начинал и какой бы путь он прежде ни прошел.

Здесь есть еще одна большая проблема: это глубокое различие культурных и духовных традиций разных людей. Но всякий человек выше культуры, которая всегда должна быть производной от него. Человек, даже очень традиционный,  призван к царственной свободе в духе и во всей своей жизни, в том числе к свободе от культурной, национальной, исторической и прочей инерции. Такому-то человеку и открывается путь к Богу и Его Истине, которая жива, ибо она есть воскресший Христос.

Почему в христианстве так много конфессий?

(Изображение предоставлено: FrankyDeMeyer через Getty Images)

Последователи Иисуса охватывают весь земной шар. Но глобальная группа из более чем 2 миллиардов христиан разделена на тысячи конфессий. Пятидесятники, пресвитериане, лютеране, баптисты, апостолы, методисты — список можно продолжить. По оценкам Центра изучения глобального христианства, в США насчитывается более 200 христианских конфессий, а во всем мире их насчитывается ошеломляющие 45 000 . Так почему же у христианства так много ответвлений?

Беглый взгляд показывает, что различия в вере, захват власти и коррупция сыграли свою роль.

Но на каком-то уровне дифференциация и разнообразие были маркерами христианства с самого начала, как считает Диармейд Маккаллох, почетный профессор церковной истории Оксфордского университета в Соединенном Королевстве. «Единого христианства никогда не было», — сказал он Live Science.

Родственный: Был ли Иисус волшебником?

Ранние расколы

Ранняя церковь, охватывающая период от начала служения Иисуса в 27 г. н.э. до 325 г. н.э., была разделена главным образом по географическому признаку. По словам Брюса Гордона, профессора церковной истории Йельской школы богословия, стили поклонения и интерпретации учений Иисуса различались в зависимости от региональных культур и обычаев.

Но в то же время в христианском богословии были и большие расколы, или расколы. Один из самых заметных ранних расколов, спор об арианах в начале четвертого века, разделил церковь по поводу отношений Иисуса с Богом. Арий, священник из Александрии, Египет, утверждал, что, поскольку Иисус был «зачат» или создан Богом, он был меньшим божеством, чем Бог. Но Афанасий, александрийский богослов, утверждал, что Иисус был воплощением Бога.

«Это вызвало серьезные потрясения в Римской империи», — сказал Кристофер Уэст, докторант Йельского университета, специализирующийся на изучении древнего христианства и средневековья. «Это разделило христиан Римской империи пополам». Никейский собор — группа богословов и ученых, собранных императором Константином I в 325 году нашей эры, — в конечном счете встал на сторону Ария. Но, несмотря на официальную точку зрения церкви, христиане продолжали разделяться по этому вопросу более века.

Затем, в 1054 году, восточно-православные христиане отделились от западных римо-католиков в ходе так называемого Великого раскола. Две группы разошлись во мнениях относительно принятия таинств — религиозных символов, которые, как считается, передают верующему божественную благодать. Кроме того, восточно-православные христиане не соглашались с римскими представлениями о том, что священники должны соблюдать целомудрие и что римский папа имеет власть над главой Восточной церкви, согласно 9.0011 Encyclopedia Britannica (открывается в новой вкладке).

Был даже временный раскол, известный как Западный раскол, внутри самой католической церкви в 1378 году, когда двое мужчин, а затем и третий объявили себя истинными папскими наследниками. Разделение длилось почти 40 лет, и к моменту его разрешения в 1417 году соперничающие папы значительно подорвали репутацию папской канцелярии.

Несмотря на эту горстку расколов, католическая церковь успешно подавила другие потенциальные христианские ответвления «частично за счет постоянных преследований, [включая] настоящие военные экспедиции против некоторых заклейменных еретиков, но также и новой системы расследований верований людей, называемой инквизицией». при поддержке светских правителей еретиков могут сжечь на костре или заставить отречься от своих убеждений», — сказал Маккаллох Live Science по электронной почте.

Связанный: Что привело к возникновению монотеизма?

Деноминации взрываются

Но после протестантской Реформации в 1517 году количество деноминаций действительно начало множиться.

Реформация, спровоцированная рядом событий, в первую очередь 95 тезисами Мартина Лютера, подчеркивала личную веру. Это движение было реакцией на тот факт, что толкование Библии, благодать (спонтанно данная любовь и милость от Бога), отпущение грехов и вход на небеса были опосредованы через священников в католицизме. Лютер и его последователи утверждали, что Библия, а не церковная иерархия, является высшей властью над всеми людьми, включая священников и папу, и что некоторые церковные обычаи, такие как предоставление индульгенций (плата церковных денег за отпущение грехов), были коррумпированы.

Изначально существовало всего несколько крупных протестантских групп, но в конечном итоге Реформация привела к появлению новых христианских ответвлений.

К 17 веку современное слово «деноминация» стало использоваться для описания религиозных ответвлений, сообщила Live Science по электронной почте Мишель Санчес, адъюнкт-профессор богословия Гарвардской школы богословия. Протестанты использовали Писание для критики Римско-католической церкви, утверждая, что любой верующий может читать Писание и иметь личные отношения с Богом. Но затем «возникла очевидная проблема: чья интерпретация Священного Писания была правильной?» — сказал Санчес в интервью. По мере того как верующие обсуждали Священные Писания и таинства, церкви формировались и разделялись на основе бесчисленных библейских толкований, способов поклонения и организационных структур. В результате этих деноминаций пустили корни такие деноминации, как пресвитериане, меннониты, баптисты и квакеры.

Другие протестантские деноминации были сформированы из борьбы за власть, например, когда Генрих VIII основал англиканскую церковь в 1534 году. «Он хотел установить политическую автономию Англии, и одним из способов сделать это была религиозная автономия от Рима, — сказал Уэст в интервью Live Science. (Он также известен тем, что хотел развода, который церковь отказала предоставить.)

РОДСТВЕННЫЕ ЗАГАДКИ

Хотя расколы могут рассматриваться как разногласия или даже привести к насильственным конфликтам между соперничающими конфессиями, у этих расколов есть и положительная сторона. «В фрагментации есть своего рода антикоррупционный механизм», поскольку эти расколы могут дать свободу действий людям с более низким социальным положением, сказал Санчес. Например, после того, как Реформация бросила вызов папской власти, горожане могли начать задавать религиозным властям вопросы о коррупции или сомнительных действиях.

Скорее всего, грядут новые деноминационные расколы и формирования. Оценивая различия между ними, МакКаллох дал совет самого Иисуса: «По плодам их узнаете их» (Матфея 7:16). То есть вы можете узнать о них «с точки зрения того, что они делают, их поведения», — пояснил МакКаллох. «Это довольно хороший тест».

Первоначально опубликовано на Live Science.

Донавин Коффи — журналист в области здравоохранения и окружающей среды из Кентукки, который пишет о здравоохранении, продовольственных системах и обо всем, что можно CRISPR. Ее работы публиковались, среди прочего, в журналах Scientific American, Wired UK, Popular Science и Youth Today. Донавин была стипендиатом программы Фулбрайта в Дании, где изучала молекулярное питание и продовольственную политику. Она имеет степень бакалавра биотехнологии Университета Кентукки и степень магистра пищевых технологий Орхусского университета и журналистики Нью-Йоркского университета.

40000 деноминаций по всему миру – христианство разделилось?

Некоторые критики христианства отмечают, что, согласно наилучшим оценкам, в мире насчитывается примерно 40 000 христианских деноминаций . Это поразительно большая цифра, и некоторые видят в ней свидетельство разделения христианства. Если христиане не могут даже договориться между собой, то как они могут делать исключительные заявления об абсолютной истине?

После быстрого поиска в Интернете нетрудно найти множество сообщений в блогах, комментирующих большое количество христианских деноминаций и заключающих всевозможные выводы: «Христианство раскололось на части» или что существует «40 000 групп, противоречащих каждой другое» и «40 000 различных интерпретаций Библии».

Если это правда, что это говорит о христианском единстве? Разве это не свидетельствует о том, что христиане безнадежно разделены?

Здесь нужно сказать несколько важных вещей.

Что на самом деле означает цифра 40 000?

Во-первых, всегда важно проводить проверку фактов. Всемирная христианская энциклопедия , один из двух источников, из которых взято число 40 000, имеет очень конкретное определение «деноминации» для целей ее изучения. Как вы можете видеть здесь, они определяют деноминацию как организованную христианскую группу 9. 0061 в пределах определенной страны . Так, например, хотя существует только одна Римско-католическая церковь, перечислено более 200 римско-католических «конфессий» — по одной «конфессии» на каждое национальное объединение католиков.

Таким образом, утверждение, что во всем мире существует 40 000 деноминаций, вводит в заблуждение, если под этим мы подразумеваем, что существует 40 000 организованных групп христиан, которые разделены друг против друга.

Реальное количество деноминаций намного меньше (они насчитывают 300 основных церковных традиций по всему миру, сгруппированных в 6 церковно-культурных мегаблоков), и даже между конфессиями существует значительное партнерство и единство.

Я бы, наверное, назвал себя реформатским баптистом, но я провел несколько лет в пресвитерианских, нереформатских баптистских и независимых церквях, не говоря уже о том, что я служил пастором в англиканской церкви. церкви более 5 лет. Я провел значительное время в своей жизни в 7 разных деноминациях, и, хотя существуют разные взгляды на второстепенные вопросы, все они согласны по существенным вопросам христианской веры.

Несмотря на институциональные и традиционные различия, между всеми церквями, которые я посещал, существует очень реальное единство.

Как это возможно?

Настоящее христианское единство

Это возможно, потому что Христианское единство — это не то же самое, что институциональное единство. Деноминации являются человеческими институтами, и хотя разные деноминации часто представляют собой различия в определенных доктринах или верованиях, подавляющее большинство христианских деноминаций объединены общей верой во Христа. Христианское единство не требует, чтобы мы были частью одного учреждения.

Христианское единство не требует согласия во всем. Я имею в виду, что могу гарантировать вам, что вы не найдете ни одной церкви в мире, где все верят в одно и то же по всем пунктам. И это нормально! Хотя убеждения абсолютно важны, христиан объединяет наша вера во Христа и наше подчинение Ему.  Христианское единство не означает согласие абсолютно во всем.

Итак, если христианское единство не является ни одной из этих вещей, то что есть христианское единство?

Настоящее христианское единство есть общая вера во Христа, и оно не рукотворно, а Боготворно и Богом дано.

В 1 Коринфянам 1:2-3 апостол Павел определяет церковь как «освященных во Христе Иисусе и призванных быть святыми». Итак, христиане — это те, кто освящен во Христе и призвал к святости. И кто освящает нас и призывает нас? Бог.

Бог — это Тот, Кто освящает нас во Христе, и Тот, кто призывает нас к Себе. Он объединяет нас со Христом – «для Него вы во Христе Иисусе» (1 Коринфянам 1:30). А так как именно наше общее единство со Христом объединяет верующих друг с другом (1 Коринфянам 10:17, 12:12-13), то только Бог может создавать и давать христианское единство. Независимо от вероисповедания, христиан объединены со всеми остальными, кто искренне верит во Христа . Это и есть настоящее христианское единство.

Так что нам не нужно беспокоиться о множестве деноминаций по всему миру. Создание какой-то мегаконфессии, объединяющей всех христиан, абсолютно ничего не сделает для создания единства среди христиан! Никогда не могло, потому что христианское единство не зависит от институционального единства.

Два важных значения для нас

Как только мы поймем, чем является и чем не является христианское единство, это поможет нам в том, как мы думаем о состоянии глобального христианства сегодня.

Во-первых , у нас нет причин беспокоиться о множестве «деноминаций», существующих сегодня в мире. Они вовсе не указывают на то, что христианство сломлено или разделено – на самом деле, это скорее свидетельство истинности Евангелия и великой силы Бога, если подумать, что даже при том, что в мире существуют тысячи различных христианских тел , такое сильное единство все еще может существовать между всеми, кто призывает имя Иисуса.

Во-вторых , нам нужно помнить о силе единства, которое связывает нас с христианами других конфессий и традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы