Сластолюбие славолюбие сребролюбие: Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие | это… Что такое Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие?
Содержание
Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие | это… Что такое Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие?
Гордыня. Питер Брейгель (Старший)
Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие (др. назв. три «с»; своекорыстие, самовозношение, любовь к наслаждениям) — в соответствии с православным вероучением три главные страсти, исполнение которых порождает другие страсти и ведёт к притуплению разума и веры исполняющего их человека. В основе этих страстей лежит самолюбие[1][2].
О том, что эти три страсти являются главными сообщали преподобный Феодор Эдесский[3], преподобный Авва Дорофей[4], преподобный оптинский старец Лев[5].
Такое разделение страстей основывается на словах святого апостола Иоанна Богослова о трёх искушениях мира: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17)[2][6].
Содержание
|
Действие
Преподобный Феодор Эдесский описал ход проявления страстей следующим образом:
Есть три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. За ними следуют другие пять духов злобы; а от этих, наконец, порождается многое множество страстей и все виды разнообразных склонностей греховных. Почему победивший трех первых начальников страстей и вождей, вместе с тем низлагает и следующие за ним пять страстей, а затем покоряет и все страсти. Что по страсти сделано нами, о том и воспоминания страстьми возмущают душу. Но когда страстные воспоминания совсем изгладятся из сердца, до того, что и не приближаются к нему; тогда это служит признаком отпущения прежних грехов. Ибо пока душа страстно к чему — либо греховному относится, дотоле надо признавать имеющееся в ней владычество греха.
— [3]
Страсть славолюбия принуждает человека говорить в своём сердце: кто как я; страсть сребролюбия — всем хочу завладеть; страсть сластолюбия — хочу жить в своё удовольствие[2].
Распространение
По словам А. И. Осипова эти три страсти составляют сущность язычества, устремленного к идеям гедонизма, предполагающих «стремление к наслаждению, здесь и только здесь», а также основу современного научно-технического прогресса. Он отмечает следующее:
В научно-техническом прогрессе мы ищем прежде всего комфорта, способности жить не трудясь, наслаждаться и развлекаться, не понимая того, что мы сейчас находимся в больнице, а не на курорте. И беда, когда человек свою больничную палату начинает обустраивать, тратя на это все свои средства, прекрасно понимая, что в любой момент из этой палаты ему предложат выписаться.
— [6]
См. также
- Главные грехи
Примечания
- ↑ Классификация страстей — Глава 6. Греховные страсти — Пособие по аскетике для современного юношества — Священник Тимофей
- ↑ 1 2 3 ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ. Введение в православную аскетику – священник Сергий Дергалев
- ↑ 1 2 Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней
- ↑ Идолопоклонство. Путь разума в поисках истины — Осипов Алексей Ильич
- ↑ Письма преподобного Льва Оптинского | Оптина Пустынь
- ↑ 1 2 А.И. Осипов
Шаблон:Theol-stub
О СТРАСТЯХ — православная социальная сеть «Елицы»
5. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ. П.11)
В другом месте прп. Иоанн Лествичник называет наслаждение матерью всех страстей (см. Слово 7, гл. 48), а про сластолюбие и лукавство говорит: «Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесет нам никакой пользы (см. Слово 26, гл. 50).
«…Чревоугодие, по мнению отцов-аскетов, является корнем и источником для других страстей, а потому, не освободившись от этого порока, никак нельзя приступить к внутренней борьбе с движениями и возмущениями души (Иоанн Кассиан Римлянин. Книги постановлений… V, 13; 11)» (митр. Николай (Могилевский). Тайна души человеческой).
Свт. Иоанн Златоуст про главные страсти пишет: «Главные наши страсти — я разумею гнев и пожелание… — сильнее в нас действуют и более других свойственны нам» .
Прп. Антоний Великий самыми злыми страстями души считает «ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины» (Слово 4). В другом месте он называет самыми большими страстями чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
Прп. Амвросий, старец Оптинский, рассуждает о главных и зловредных страстях так: «Святой Лествичник выставляет три главные страсти, борющие находящихся в повиновении: чревоугодие, гнев и похоть плотская. Последние приемлют силу от первой, похоть возгарается от чревоугодия и покоя телесного, а гнев — за чревоугодие и за покой телесный. Весь же этот злой собор рождается и происходит от самолюбия и горделивого расположения души. Посему Господь и повелевает в Евангелии отвернуться себя и смириться…»; «…Неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков… Причина неверия — любление земной славы… А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и неимения любви к ближним».
Прп. Макарий, старец Оптинский, наставляет: «Мир же, по святому Исааку, составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Если против них не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, печаль, уныние, памятозлобие, зависть, ненависть и подобное…
Главные наши страсти: гордость, самолюбие, а от них гнев, ярость, зависть, злопомнение, поречение ближних, презрение своего сердца…
Главные три вражеские исполина: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие, самолюбием укрепленные — стараются наблюдать и взять власть свою над бедными нашими умом и сердцем, а за ними уже нетрудно и весь собор злых страстей и грехов невозбранно пленяют душевный наш град и, лишая нс многовожделенного мира и спокойствия, соделывают сметения, неустройства и крамолы в убогой душе нашей, что вы видите и в своем устроении, не имею мира и спокойствия душевного».
«По свидетельству преподобного аввы Дорофея, “все отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: от славолюбия, сребролюбия, сластолюбия” *». Преподобный отец также считает, что «самолюбие же есть “корень всех страстей”».
_________________________________
* Митр. Иерофей (Влахос) о сластолюбии говорит: «Внутреннее сластолюбие – это опять-таки болезнь сердца, проявляющаяся в том, что сердечное наслаждение не обращается к любви Божией и не радуется ей, но получает удовлетворение от плотских предметов, не угодных Богу. Сластолюбивое сердце служит темницею для души, особенно в час ее исхода. Согласно преподобному Марку Подвижнику, “сластолюбивое сердце во время исхода бывает темницею и узами для души” (Добротолюбие. Т. 1. С. 522). Пока существует тело, страсти души получают удовлетворение. Однако, когда душа освободится от тела, они уже не могут быть удовлетворены, поскольку материальные предметы для нее больше не существуют. Поэтому страсти, главным образом сластолюбие души, не находя удовлетворения, будут утеснять ее. Это и есть те мытарства, о которых говорится в святоотеческих трудах. Поэтому сластолюбивое сердце становится темницей и цепью для души в час ее исхода».
_____________________________________________
Самолюбие основной страстью считают и другие свв. отцы:
● Свт. Феофан Затворник говорит: «Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием. Сие семя потом жизнию и свободной деятельностию развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу (епископ Феофан. Начертания христианского нравоучения, с. 169)»;
● «По учению Исаака Сирина, “прежде всех страстей — самолюбие” (св. Исаак Сирин. Слова подвижнические, 51, 228), от которого, “как ветви какие, отрождаются страсти” (св. Ефрем Сирин. Добротолюбие, т. 2). Отсюда мы приходим к такому выводу: каждая страсть есть прежде всего порождение самолюбия, которое является необходимой психологической почвой, на которой и из которой вырастают все страсти, заимствуя у нее свои соки и всецело определяясь ею в своих характерных особенностях»;
● «По словам прп. Максима, основной страстью, от которой происходят и рождаются все остальные, является самолюбие. Самолюбив тот человек, который чрезмерно любит самого себя и служит самому себе. Когда внимание человека отвлекается от Бога, так что он не заботится о том, чтобы соединится с Ним и выполнять Его святую волю, то неизбежно обращается к самому себе и постоянно желает себе угождать. “Берегись, — советует прп. Максим, — матери зол, самолюбия, которая есть неразумная любовь к телу”. От страсти самолюбия “рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие”. От этих трех помыслов “рождается все племя страстей” (Добротолюбие. Т. 3, с. 188).
В другом месте преподобный, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. “Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие” — ненависти к ближнему; мать их — самолюбие — есть причина обоих (Добротолюбие. Т. 3, с. 197)»;
● По мнению блж. Фалассия: «Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость. Три главнейшие страсти греховные порождение свое имеют из страсти самолюбия. Эти три суть: чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти. За чревоугодием следует блуд, за тщеславием — гордость, прочие же — за всеми тремя. За всеми тремя последуют — печаль, гнев, злопамятство, зависть, леность и прочие…» (аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня первая, пункты 86-90).
В. Н. Лосский пишет: «…корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога… Корень греха — это жажда самообожения, ненависть к благодати».
Прот. Александр Мень полагает, что человека больше всего соблазняет власть (то есть стремление к власти является доминирующей страстью): «Воля к власти — самый серьезный импульс и самый тяжелый грех человека. За всеми социальными, политическими, культурными битвами стоит воля к власти. Фрейд напрасно считал, что в основе всего лежит либидо, секс. Ничего подобного! Миллионы людей отказывались от брака, но от власти никто никогда не отказывался. Об этом всегда нужно помнить. Вся человеческая цивилизация построена на грехопадении, на первородном грехе, она сохранила в себе вот этот импульс власти. Подумайте: ведь всякая магия была построена на стремлении властвовать над природой и человеком, так же, как и наша техническая цивилизация. С точки зрения властолюбия можно описать всю мировую историю, и это будет правда. Проанализируйте любое выдающееся событие истории, и вы увидите, какую колоссальную роль играла в нем жажда власти. Этот импульс не оставляет человека до старости. Он может уже не интересоваться пищей, не интересоваться многими жизненными удовольствиями, он может уже еле двигаться, но власть остается единственным и последним, что ему мило и дорого».
Аналогичное мнение высказывает и протопресвитер Михаил Помазанский: «И современные психологические наблюдения приводят исследователей к выводу, что похоть и гордость (жажда превосходства над другими) являются главными рычагами стремлений современного падшего человека, даже когда они глубоко скрыты в душе и не выступают в сознании явно».
Отметим, что «грехопадение было первым моментом, когда в человеке восторжествовала воля к власти…». Иначе говоря, в грехопадении, впервые в роде человеческом, проявилась страсть (жажда) власти, как желания обладать дополнительной возможностью — стать как боги, знающие добро и зло. Свт. Григорий Богослов связывает эту страсть, гнездящуюся в потомках Адама, с первородным грехом: «Если в отношении к Богу первородный грех выразился идолопоклонством и язычеством, то во взаимных отношениях людей дает почувствовать себя преобладанием (между людьми — П.Д.)».
(СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ)
LUSTFULNESS Synonyms: 75 Synonyms & Antonyms for LUSTFULNESS
See definition of lustfulness on Dictionary.com
- noun desire
synonyms for lustfulness
- amativeness
- ambition
- appetite
- пыл
- стремление
- влечение
- алчность
- вожделение
- алчность
- страстное желание
- craze
- cupidity
- devotion
- eagerness
- eroticism
- erotism
- fancy
- fascination
- fervor
- fondness
- frenzy
- greed
- hankering
- hunger
- inclination
- infatuation
- зуд
- распутство
- разврат
- либидо
- симпатия
- любовь
- lust
- mania
- motive
- need
- passion
- predilection
- proclivity
- propensity
- prurience
- pruriency
- rapaciousness
- rapture
- ravenousness
- relish
- salacity
- solicitude
- thirst
- стремление
- жадность
- воля
- желание
- тоска
- любовь
- libidinousness
antonyms for lustfulness
MOST RELEVANT
- antipathy
- apathy
- calm
- calmness
- coolness
- discouragement
- disgust
- disinclination
- disinterest
- dislike
- distaste
- ненависть
- ненависть
- равнодушие
- отвращение
- миролюбие
- отвращение
- отвращение
- удовлетворение
Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ похотливость
Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.
Символов: 0/140
ВИКТОРИНА
Шедевр, эта викторина на литературных устройствах.
НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ
Как использовать похотливость в предложении
Ходжес смотрел на нее покрасневшими глазами с безудержной похотливостью, которую нельзя было ни с чем спутать.
СЕРДЦЕ BLUE RIDGEWALDRON BAILY
И все же — возможно, за всей этой завесой вульгарности и похотливости его работа божественна.
ЖИЗНЬ И ПИСЬМА ЛАФКАДИО ХЕРНА, ТОМ 2 ЭЛИЗАБЕТ БИСЛЭНД
Сама опасность и похоть ее, которые так кололи его чувства, теперь сделали его более холодным.
ЖЕЛЕЗ ААРОНА. Г. ЛОУРЕНС
Его любимым куском была человеческая рука, о которой он говорит сегодня с неприглядной похотливостью.
НА ЮЖНОМ МОРЕ РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН
Какая похотливость их окружала, какая постоянная похотливость, какое воровство!
STUDIES IN THE PSYCHOLOGY OF SEX, VOLUME 6 (OF 6)HAVELOCK ELLIS
WORDS RELATED TO LUSTFULNESS
- amorousness
- concupiscence
- eroticism
- erotism
- libidinousness
- lust
- lustfulness
- prurience
- похотливость
- сексуальность
- amativeness
- amorousness
- arousal
- concupiscence
- eroticism
- libidinousness
- lust
- lustfulness
- passion
- prurience
- pruriency
- titillation
- aphrodisia
- appetite
- appetition
- concupiscence
- жажда
- эротика
- жажда
- голод
- impulse
- longing
- lust
- lustfulness
- motive
- passion
- prurience
- restlessness
- urge
- yearning
- yen
- debauchery
- lewdness
- lust
- lustfulness
- prurience
- разврат
- похоть
- разврат
- распутство
- разврат
- licentiousness
- lust
- lustfulness
- raunchiness
- salaciousness
- wantonness
- boorishness
- brutishness
- carnality
- coarseness
- concupiscence
- corruptness
- debauchery
- depravity
- dirtiness
- dissoluteness
- эротика
- эротика
- зло
- злоба
- fleshliness
- grossness
- impurity
- incontinence
- incontinency
- lasciviousness
- lecherousness
- lechery
- libidinousness
- licentiousness
- lubricity
- lustfulness
- obscenity
- pederasty
- pornography
- prurience
- похотливость
- непристойность
- непристойность
- грубость
- salaciousness
- salacity
- satyriasis
- scurrility
- smut
- smuttiness
- unchastity
- vileness
- villainy
- voluptuousness
- vulgarity
- wantonness
- wickedness
Roget’s 21st Century Thesaurus, Third Edition Copyright © 2013, Группа Филипа Лифа. Определение
в кембриджском словаре английского языка
Переводы lustfulness
на Китайский (традиционный)
(強烈的)性欲,情欲, 貪欲,渴望…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
(强烈的)性欲,情欲, 贪欲,渴望…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится похотливость ?
Обзор
жажда чего-либо/чего-либо
блеск
похотливый
похотливо
похотливость
похотливо
похотливость
блеск
блестящий
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчас
Слово дня
оператор
Соединенное Королевство
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈɒp.ər.eɪ.tər/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈɑː.pə.reɪ.t̬ɚ/
тот, чья работа заключается в использовании и управлении машиной или транспортным средством
Об этом
Блог
Ни за что! Использование слова «путь» (2)