Слово на успение пресвятой богородицы иоанн крестьянкин: Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Содержание
Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Скачать
epub
fb2
«Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Други наши!
«Божественному погребению Матери Божия песни воспоим».
Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».
С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.
И живет это доказательство в мире во времени земли из поколения в поколение и уходит зе пределы жизни, когда человек на пороге вечности встречает Заступницу Усердную – Матерь Божию, готовую помочь душе, отходящей от земли. И многие святые и праведные люди оставили нам неложные свидетельства о явлении им Матери Божией в предсмертные дни, ободряющей их светлой надеждой Своей помощи. Сама же Всечистая Дева отдала смерти дань рода человеческого лишь на краткий момент. Душу Ее принял на Свои длани Ее Сын и Бог, а тело, подъятое на херувимской колеснице, осиянное благодатию, взошло на небо. И именно с этого дня Матерь Божия – Царица Небесная, предстоя одесную Царя Бога, восседает превыше всякой твари.
Святой Иоанн Дамаскин, благоговея пред величием Матери Божией, говорит, что наш ум не может себе и представить того сияния, в которое облеклась в раю Блаженная Дева. Ей, Царице Небесной, поклоняются все чины ангельские, Ее славит Само Триипостасное Богоначалие: Святой Дух – как Невесту Неневестную; Сын и Слово – как Матерь неискусобрачную; Бог-Отец – как возлюбленную отроковицу.
Со дня Успения пророчество псалмопевца – царя Давида о будущей Царице прияло конец: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна…»
«Отныне радость неизреченная и честь безмерная Мариам с Иисусом Сыном Своим и царствует на небеси и на земли» – вторит праотцу-пророку святая Церковь. Величие Матери Господа открылось миру земному и небесному Ее Успением, и Церковь исполнилась воспеванием честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим.
Но первые благоговейные молитвы Пресвятой Деве принесли на землю небожители еще при Ее жизни. Архангел Гавриил принес Ей молитву радования и благовещения: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие…». Ангелы Божии научили нас райскому славословию Царице Небесной: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу. ..».
Пророчество о будущем почитании изрекла и Сама Пречистая Дева еще тогда, когда Ее жизнь была таинственно сокрыта от людей. Невольно приоткрывая тайну Своего избранничества пред праведной Елисаветой, Она говорит: «се бо отныне ублажат мя вси роди…».
Первый век христианства не сохранил прямых свидетельств прославления Девы Марии. Мало упоминаний о Ней и в Святом Евангелии. Сам Господь наш Иисус Христос и Его апостолы умалчивали о Ней, и в этом зрится таинственное изволение Промысла Божия, предоставившего почитание Пресвятой Девы свободному вдохновению веры и любви. Любовь к Матери Божией в христианском сердце с несомненной очевидностью и неодолимой силой родится и живо утверждается самой жизнью и по мере воцерковления. В Церкви, утвердившись в спасительной жизненной силе крестного подвига Спасителя, мы видим и совершеннейшую святость Той, что стала причиной нашего спасения, соединив Бога с человеком. И мы склоняемся и немотствуем пред величием преизобильной красоты человека, открывшейся в Ней. В Пресвятой Деве мы зрим, как вера в Бога и преданность Ему соединили волю человеческую с волей Божией. Святой Филарет, митрополит Московский сказал: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное:»Да будет…» – Слово Творца произвело в мир твари, но в беспримерный в бытии день, когда божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное «буди Мне» – слово Твари низводит в мир Творца».
И безгрешность Девы Марии, Ее совершеннейшая святость уже и в земном пребывании явились причиной избранничества, исключительным по силе и единственным по глубине освящения.
Став Матерью Божией Святая Дева получила великие права материнства, и Она отдала эти Свои права роду человеческому, усыновленному Ей Ее Сыном при кресте, став заступницей и ходатаицей за него. Не видим ли мы осуществления в жизни Пресвятой Богородицы общего порядка спасения, установленного Богом для человечества. Пресвятая Дева прошла путь земной жизни от естественного рождения до смерти, возросла на нем смирением, послушанием, крестным материнским подвигом и всецелом преданием Себя воли Божией до совершенной святости. Святой Ефрем Сирин, сопоставляя святость Богоматери с величием святости Спасителя, пишет: «Ты Господи, так же как и Матерь Твоя, Вы одни совершенно святы, ибо Ты не имеешь никакого порока, Господи, и Твоя Матерь не имеет никакого греха».
И Она – Святая, святых большая, освятила человеческую жизнь, оставив Своим чадам пример жизни во спасение. Добровольно же подчинившись общему для человечества закону смерти, Богородица взошла на последнюю ступень Своего восхождения к Небесной Славе. И Ее Успение стало переходом в область вечного бытия. «Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Нее уже есть настоящая вечная жизнь, на высочайшей степени славы». Вознесение воскресшей Богоматери признается несомненным верованием Православной Церкви. «Ангелы Успение Пречистой, видевши, удивишася, яко Дева восходит от земли на Небо».
И по близости к Богу Богородица обладает несравненно большим могуществом, чем-то, что обещано верующим в Сына Ее. Через Богоматерь осуществляется наше благодатное соединение со Христом, с телом Христовым в святом причастии. Как Ева стала матерью всех живущих по естественному происхождению, так Дева Мария стала матерью живущих по благодати. Через Сына Она усыновляет человечество, верующее в Ее Сына. Не признающий Ее Сына лишается благодатного Сыновства Ей. Предстоя престолу Божию, Она ходатайствует за нас, даруя оживотворящую силы души благодать. Значение Богоматери в нашем спасении столь велико и могущественно, что мы обращаемся к Ней не просто как к помощнице в спасении, но как к совершительнице спасения. Мы молимся: «Пресвятая Богородица, спасай нас!». Эта наша вера стала опытным знанием в получении Ее милосердной помощи в духе любви и сострадания к нам, немощным и грешным. И тропарь нынешнего праздника свидетельствует, что жизнь наша в пределах Церкви Христовой проходит под покровом Царицы Небесной в единении с Богом: «…во успении мира не оставила еси, Богородица, представилася еси к Животу Мати сущи Живота и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».
Какое же почитание, благодарение и какую силу любви надо носить нам в сердцах наших к Ней – виновнице нашего спасения, ходатаице о нашем спасении, помощнице на пути спасения.
И если Христос сказал, что Он есть путь, истина и жизнь, а Матерь Божия , дщерь человеческая, неукоснительно прошла за Сыном Своим по этому пути в Вечную жизнь, оставив нам несомненное уверение в его спасительности, даруя вдохновение и источник сил, чтобы завершить его и нам радостью единения с Богом и Матерью Божией.
Так пусть же, дорогие мои, два спасительных имени – Иисус Христос и Богородица Мария – будут всегда написаны на скрижалях сердец наших, будут началом и концом наших молитв.
А Пресвятая Дево – Небесная Царица и Матерь наша не посрамит наших молений, ибо море благодатных даров Ее неисчерпаемо; источник любви Ее неиссякаем; и милость Ее беспредельна.
О, благодатная и Всеславная Царице! От божественного сияния Своего ниспосли на нас, чад Твоих, благоговейно припадающих к гробу Твоему, луч света славы Твоея, да освятит Он помраченный страстьми ум наш, да укрепит расслабленную волю, да дарует зрение Божественных оправданий Твоих, чтобы ревностно идти водительством Твоим ко спасению. От Тебя, Всесвятая Дево, радость и утешение христиан, ждем мы помощи и заступления. Аминь.
Успение Пресвятой Богородицы: Путь Ее — мученичество всей жизни (+ АУДИО)
Проповедь архимандрита Иоанна Крестьянкина в Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Дорогие наши, сегодня великий день — день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества — день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Так теперь величает мир единственного человека на земле — Деву Марию, Богородицу и Матерь Света.
И именно в день Успения воссияла и взошла над землей воочию всему миру слава и величие доселе неведомой никому жизни, и жизни немалой. Пресвятая Дева освящала Своим пребыванием землю в течение шестидесяти двух лет.
Теперь мы все привыкли к Ее славе, Ее могуществу, Ее непостижимой для ума человеческого любви. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество — это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием — мученичеством всей жизни.
Она шла ко Кресту Своего единственного Сына, неся Свой крест задолго до Его Голгофских страданий. Она восходила на Свой крест постепенно, всю жизнь, и терния страданий жалили Ее чувства, ум и сердце ежедневно, пока обещанное, предреченное праведным старцем Симеоном Богоприимцем оружие не прошло саму Ее душу. И этот Ее крест вознес Пресвятую Матерь-Деву во славе на небо.
А подвиг Ее материнского служения и предстательства за род человеческий, грешный, падший, слабый и вечно нуждающийся в помощи, заступлении и пощаде продолжается и после Ее Успения.
А мы, дорогие наши, за внешними событиями жизни Богоматери часто упускаем внутреннее содержание Ее жизни. Оно ведь все состоит из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в откровении, сочувствии, понимании и сострадании людей. И такого же великого, беспрекословного предания Себя в волю Божию.
Тайна земного назначения жизни Пречистой Девы, открытая Ей Богом архангеловым гласом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою: благословена Ты в женах»— была столь сверхъестественна и столь велика, что смирение Пречистой Девы не могло доверить ее ни одному человеку. Да и как Ей Самой говорить о том, на какую высоту вознесена Она Богом.
Только четырем избранным праведностью жизни людям Сам Господь открыл совершившуюся в мире величайшую тайну. Кому же? Праведным Иосифу Обручнику, Симеону Богоприимцу, Елисавете, матери Иоанна Предтечи, и пророчице Анне, которые — первыми в ведении поклонились Пресвятой Деве как Матери Божией, а Ее Сыну как Богу и Сыну Божию.
Святая же Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Ее жизнь — это нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью. Она молча страдала от подозрений праведного Иосифа, Ее «бракоокрадованную помышляющего».
Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотиих яслях и Сама не имеющая, где главу преклонить. Молча страдала Дева-Мать, когда «искали души» Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет.
Она молча и терпеливо несла убогую трудовую долю Своей жизни. Пред Ее глазами Ее Сын и Ее Бог был Младенцем, Отроком, Юношей, и все материнские заботы, соответствующие Его возрасту, были Ее уделом, были Ее радостями. Но в минуты радостей материнства, когда каждая мать, взирая на чадо свое, парит мечтой о его светлом будущем в жизни, обещающем и Ей, Матери, утешение, отраду и опору, Пресвятая Дева-Мать и в эти минуты видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Воспитанная в храме Божием, Она знала Писания и знала, для какой великой цели явился в жизнь Сын Божий и Сын Девы.
И с каким трепетом видела Она Его взросление, а с ним приближение того великого и страшного по-человечески часа. И каждая минута радости о Сыне неминуемо отражалась в сердце Ее непрестающим страданием. И Ее Сын, во всем подобный людям, кроме греха, ничем и никогда не огорчил и не опечалил Свою Мать человеческой греховной немощью, но Он уходил от Нее, отдалялся с взрослением, начиная служить человечеству.
И уже в двенадцать лет Отрок Христос со всей решительностью произносит первое открытое признание Себя Сыном Божиим, а с ним и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей. Пресвятая Дева-Мать, найдя отставшего от родных Отрока Иисуса в Иерусалимском храме, на нежный укор Ее слышит: «Что в том, что вы искали Меня? Разве не знаете, что Мне надлежит быть среди того, что принадлежит Отцу Моему?» (ср.:Лк.2,49). Болью вонзились эти слова в сердце Матери, ясно открыв Ей будущее Сына. И опять Пресвятая Дева безмолвно склонилась пред волею Всевышнего. И как некогда, в начале великого Ее избрания, сердце не воспротивилось надвигающемуся: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему»(Лк. 1,38). И Она отдает Своего Сына, Она отходит в безвестность, чтобы вернуться к Нему с правами Матери только в Его страшный Голгофский час, когда все оставят Его. Отойдет даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, полноте Его Божественного истощания. А Дева-Мать, и в этот момент безмолвная, во всей глубине прискорбная, но мужественная, верная и бесстрашная, стояла у Креста, Своей любовью поддерживая Сына в великом Его подвиге. Но опять молча стояла и смотрела Она, оцепенев в сострадании Сыну. А что делалось в сердце Ее, зрел лишь Бог и Сын Ее. Как хотела Она тут же в этот же момент умереть вместе с Сыном, чтобы прекратились эти невероятные страдания. «Зде же умру и спогребуся Ему», — звучит плач души Богоматери.
И к целожизненному подвигу Ее молчаливого страдания присовокупляется в этот момент испытание подвига Ее веры: «Где Сыне Мой и Боже благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше; Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше. Ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца». Предстоя поруганиям и распятию Своего возлюбленного Сына, зря малодушное падение последователей, друзей-апостолов пред лицом опасности, Она не могла не вспомнить обетование Архангела о том, что Сыну Девы, Ее Сыну, Господь «даст… престол Давида, отца Его… и Царству Его не будет конца»(Лк.1,32-33). А ведь по человеческому суждению все было уже кончено позорной смертью на Кресте.
С Креста же Божественного Страдальца Христа к растерзанному сердцу Матери звучит ободрение, и завещание, и возведение на Престол Царицы-Матери неба и земли: «Жено! се, сын Твой» (Ин.19,26). И вот уже не одного Сына, но сынов и дщерей всего рода человеческого должно вместить Ее любовью исстрадавшееся сердце. Оно должно принять в себя тех, кто отнял у Нее отраду — единственного Сына. И опять, как во все трудные минуты жизни, звучит Ее ответ Богу Отцу и Богу Сыну: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему».
Еще пятнадцать лет жизни в неведомых для мира трудах по созиданию Церкви — Невесты Христовой на земле, в молитвах к Сыну за род человеческий, в любовном, терпеливом предстоянии за тех, кто еще не знал Бога. Нет, Она не вышла на проповедь вместе с апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Ее чуткое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры, и только апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Ее духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица была первой Христианкой на земле.
Непричастная ни единому греху, кроме унаследованного от прародителей общечеловеческого первородного греха, Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. Желая разрешиться от житейских уз, Она опять смиренно молила Своего Сына и Бога о том, о чем помышляет всяк земнородный, — о предстоящем страшном смертном часе, когда темная область имеет силу и власть страховать отходящих от земли. И Ей, как напоминание о Ее избранничестве и подтверждение непреложности его, опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы, подал Ей блистающую райскую ветвь как знак победы над злыми духами и узами плоти и сказал, что через три дня последует Ее Успение.
Священное Предание сохранило память этого великого торжества — победы человека над смертью. Именно в момент Ее Успения благословенную в женах Богородицу Отец Небесный благословил как Дщерь, Сын Божий — как Мать и Дух Святой — как Невесту Неневестную всяким благословением. Осиянный небесной славой, в сопровождении Небесных Сил Христос принял на Свои Божественные руки душу Матери Своей, родившей Его по плоти, чтобы собственными руками отнести к Отцу Своему.
«Иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом». Тело же Ее со всякой честью и славой погребли апостолы. Так Пресвятая Дева Богородица — Дщерь человеческая жизнью Своей отдала дань естеству, но, святостью став Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, соединила небо с землею.
Смерть не могла удержать Ее пречистого тела, просиявшего в жизни огнем страдания и обожившегося в нем. И через три дня после погребения апостолы, отвалив камень от погребальной пещеры, нашли лишь Ее погребальные пелены. Владычица Богородица совоскресла Своему Сыну и Богу. А воскреснув, Богоматерь стала Матерью христианского мира, незаходимой Надеждой ненадежных, погибших Взыскательницей, грешных Спасительницей. Из веры, страданий и любви соткалась Божественная сила и могущество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И ими же Она получила власть и право понимать, сострадать и любить всех немощных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Сама искушена бысть ими, может и искушаемым помогать теперь.
Вдохновленные и умудренные ныне примером великой в Боге жизни Богоматери, будем, дорогие наши, просить Ее помощи во всем и на каждый час. И будем Заступницу Усердную просить не о том, чтобы отняла от нас очистительные животворящие страдания, но чтобы Она помогла нам нести их ради спасения души, не унывать в них и зреть великие духовные блага, сокрытые таинственно в недрах их.
«О Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму!» Аминь.
Читайте также:
Успение Божией Матери: во что мы верим?
Праздник Успения Богородицы: «Во Успении мира не оставила еси…»
Богородица на смертном одре
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Успение Богородицы апостолом Иоанном – NASSCAL
Liber de dormitione, auctore Pseudo-Iohanne apostolo
Стандартное сокращение: Общежитие. Вир. John
Другие титулы: нет
Номера Clavis: ECCA 458; CANT 101 (см. также 110, 141, 142, 151 и 170)
VIAF: 206897924
Категория: Счета Успения
Связанная литература: Успение Богородицы Transitus Греческий R , Христа из Послания
Составитель: Тим Элкомб (Йоркский университет) под руководством Тони Берка, Йоркский университет ([электронная почта защищена])
Ссылка на этот ресурс (с использованием Чикагского руководства по стилю ): Elcombe, Tim. «Успение Богородицы апостолом Иоанном». e-Клавис: христианские апокрифы . Доступ ДЕНЬ МЕСЯЦ ГОД. http://www.nasscal.com/e-clavis-christian-apocrypha/dormition-of-the-virgin-by-the-apostle-john.
Создано в январе 2018 г.
1. ОБЗОР
Мария молится у Гроба Господня и просит воссоединиться со своим сыном. Евреи слышат об этом и запрещают всякую молитву у гроба, но Мария продолжает свою молитву, и Святой Дух делает ее невидимой для стоящей там стражи. Затем ангел Гавриил говорит Марии, что она будет взята на небеса, чтобы быть со своим сыном, и Мария просит, чтобы апостолы были приведены к ней в Вифлеем. Святой Дух приводит к Марии всех апостолов со всего мира через облако, некоторых даже временно возвращает к жизни. По прибытии каждый апостол сообщает, где они были и как их привели в Вифлеем. Затем ангелы и святые окружают дом, излучая яркий свет, и жители Вифлеема излечиваются от болезней и инвалидности, прикасаясь к стене, на которой лежит Мария. Правитель и евреи слышат об этом, и группа их идет в Вифлеем против Марии, но их останавливает страшное видение. Затем губернатор отправляет в Вифлеем капитана и тысячу человек против Марии. Апостолы предупреждены Святым Духом и берут Марию на ее ложе в Иерусалим.
Капитан и его люди входят в Вифлеем и не находят апостолов. Расспросив жителей города, он узнает, что апостолы увезли Марию в Иерусалим, где в их новом доме возобновились чудесные исцеления. Несколько евреев штурмуют дом апостолов в Иерусалиме, но их сжигает священный огонь. Губернатор видит это, и он и несколько евреев обращаются в поклонение Иисусу. Затем приходит Иисус со множеством ангелов, чтобы взять Марию на небеса. Мария просит Иисуса не оставлять никого, кто призывает ее имя, и Иисус соглашается. В дом входит сильный еврей по имени Иефониас и нападает на ложе Марии, но ангел отсекает ему руки пылающим мечом. Иефониас просит у Марии прощения; в ответ его руки восстанавливаются, и он обращается в поклонение Иисусу. Затем тело Марии кладут в гробницу в Гефсимании. В течение трех дней апостолы слышат ангелов в гробнице, прославляющих Марию. Когда пение прекращается, апостолы верят, что Мария была взята на небеса. В подтверждение они получают видение Марии в раю, на которой присутствовали Иоанн Креститель, ее мать Анна и патриархи.
Имена исторических личностей и персонажей: Авраам (патриарх), Андрей (апостол), Анна (мать Марии), Варфоломей (апостол), Давид (царь), Елизавета, Гавриил (ангел), Святой Дух, Исаак (патриарх), Иаков (патриарх), Иаков (сын Зеведея), Иефониас, Иисус Христос, Иоанн (сын Зеведея), Иоанн Креститель, Лука (евангелист), Марк (евангелист), Мария (Дева), Матфей (апостол), Павел ( апостол), Петр (апостол), Филипп (апостол), Симон (хананеянин/зелот), Фаддей (апостол), Фома (апостол).
Географические положения: Вифлеем, Эфес, Гефсимания, Индия, Иерусалим, Рим, Фивы, Тверия.
2. РЕСУРСЫ
2.1 Веб-сайты и другие онлайн-источники
«Апокрифические труды об Успении Марии». Новое пришествие (английские переводы от Уокера, Апокрифические Евангелия, Деяния и Откровения .)
«Успение Марии». Википедия .
«Успение Богородицы». Википедия .
2.2 Искусство и иконопись
«Иконопись Богородицы. Часть 4: Успение». Христианская иконография.
«Успение Богородицы и святых». Резьба по слоновой кости X века из Константинополя в Музее Виктории и Альберта.
3. БИБЛИОГРАФИЯ
3.1 Рукописи и издания
3.1.1 Арабский (CANT 141; CANT 142)
Paris, Bibliothèque nationale 5,00002 Paris, Bibliothèque nationale de France 157 r –170 v (1606)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, НДС. араб. 698, л. 51 v –84 v (без даты)
Лерой, Луи. «Успение Марии». ROC 15 (1910): 162–72 (перевод парижского арабского 150).
См. также van Lantschoot ниже, стр. 512–16.
3.1.2 Эфиопский
Дабра Табор, Вифлеемская церковь, без номера полки, стр. 214–228 (1398–1408)
Бомбек, Стефан. Die Geschichte der heiligen Maria in einer alten äthiopischen Handschrift . 2 тт. Дортмунд: Praxiswissen, 2004 и 2010 (издание рукописи Däbrä Tabor, т. 2, немецкий перевод, т. 1).
3.1.3 Грузинский (КАНТ 170)
Святая Гора Афон, Иверская, 11 (А), л. 156 r –162 r
Тбилиси, Национальный центр рукописей, A-144, фол. 142 v –148 v
3.1.4 Греческий (CANT 101; BHG 1055–1056)
Издание Тишендорфа основано на пяти рукописях:
A Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1173, л. 264–267 (XI в.)
B Венеция, Biblioteca Nazionale Marciana, гр. II. 042 (сб. 1123), л. 229 v –237 (13 век)
C München, Bayerische Staatsbibliothek, Cod. греч. 276, л. 121 v –132 v (12 век)
D Милан, Biblioteca Ambrosiana, A 60 sup. (Мартини-Басси 008), л. 98–104 v (11 век)
E Милан, Biblioteca Ambrosiana, C 92 sup. (Мартини-Басси 192), л. 270 r –274 v (14 век)
Доп. рукопись:
Андрос, Моне Агиас (Zōodochou Pēgēs), 94 (16), л. 176 v (12 век)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, 331, л. 142–157 v (14 век)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, 343, л. 113 v –121 v (16 век)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, 346, л. 19–28 (15 век)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, гр. 422, л. 181 r –188 r (1546)
Афины, Ethnikê Bibliothêkê tês Hellados, gr. 1021, л. 170 r –180 v (1518)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, 1027, л. 390 v –397 v (12 век)
Афины, Ethnikē Bibliothēkē tēs Hellados, 2257, л. 127 r –134 r (1545)
Афины, Historikon Mouseion tou Neou Hellenismou, fols. 39 (16 век)
Эскориал (Эль-), Real Biblioteca, Υ. II. 13 (Андрес 268), л. 184–190 (13 век)
Эскориал (Эль-), Real Biblioteca, Ψ. IV. 07 (Андрес 481), л. 017–19 v (15 век)
Флоренция, Biblioteca Medicea Laurenziana, Conv. Сопр. 58, л. 45–47 (13 век)
Генуя, Biblioteca Franzoniana, Urbani 35, л. 105–113 (11 в.)
Гирокастра, Bibliothēke tēs Mētropoleōs, 6, л. 332 v –338 v (XVII в.)
Афон, Моне Батопедиу, 422, л. 93 v –100 (13 век)
Афон, Моне Батопедиу, 681, л. 166–176 v (14 век)
Афон, Моне Дионусиу, 419 (Ламброс 3953), л. 317 v –325 v (16 в.)
Афон, Моне Агиу Пантелеэмонос, 191 (Ламброс 5698) (15 в.)
Афон, Моне Констамониту, 14, 9 стр. 4 50 (Ламброс 4 50)–69 (15 век)
Афон, Monē Megistēs Lauras, Η 206 (Eustratiades 861), л. 293–300 (16 век)
Афон, Monē Megistēs Lauras, Λ 007 (Eustratiades 1497), л. 19–34 (16 век)
Иерусалим, Патриархическая библиотека, Hagiou Saba 226, л. 214 r –219 r (16 век)
Иерусалим, Патриархическая библиотека, Панагиос Тафос гр. 66, л. 6 v –14 r (15/16 вв.)
Иерусалим, Патриархическая библиотека, Тимиу Ставру 35, л. 172 v –176* (15/16 вв.)
Краков, Ягеллонский университет, Ягеллонская библиотека, Берлин, греч. 4°.60 (362), л. 21–34 v (16 век)
Мессина, Biblioteca Regionale Universitaria ‘Giacomo Longo’, S. Salv. 29, л. 186 v –190 (14 век)
Метеоры, Моне Метаморфосеос, 107, л. 279–283 (15 век)
Милан, Biblioteca Ambrosiana, F 99 sup. (Мартини-Басси 353), л. 130 р –134 р (11 в.)
Модена, Biblioteca Estense universitaria, α. Т. 8. 14 (Пунтони 190), А (9 в.)
Москва, Государственный Исторический Музей, Синод. гр. 112 (Влад. 167), л. 174–177 v (11 век)
München, Bayerische Staatsbibliothek, Cod. греч. 66, л. 182–187 v (16 век)
München, Bayerische Staatsbibliothek, Cod. греч. 146, л. 457–464 v (11 в.)
Мутилене, Monē tou Leimōnos, 123, л. 46–60* (17 в.)
Мутилен, Monē tou Leimōnos, 150, л. 60 v –69* (15 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 443, л. 9, 15, 16, 67, 110, 114, 2 (9/10 вв.)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 770, л. 257 r –263 v (1315)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1021, л. 333 r –347 r (15/16 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1215, л. 114 v –128 v (1080)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1313, л. 173–188 (15 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1447, л. 377–384 v (10 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, гр. 1586, л. 170–179 v (12 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, доп. гр. 241, л. 103–109 v (10 век)
Париж, Национальная библиотека Франции, доп. гр. 1278, 237 в –249 (15 в.)
Санкт-Петербург, Российская Академия Наук, Библиотека, Срезневский 72 (8/9 в.)
Синай, Моне тэс Айяс Айкатеринес, гр. 1897 г., л. 158 в –170 (14 в.)
София, Народная Библиотека сб. сб. Кирилл и Методий, гр. 101, л. 118 v –126 v (17 век)
София, Научный центр славяно-византийского производства «Иван Дуйчев», д. гр. 060 (12 век)
Турин, Biblioteca Nazionale Universitaria, C. VII. 18 (Пазини 148) (15 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Барб. гр. 430, л. 89–102 (13 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Чиг. Р. В. 034 (гр. 28), л. 151–156 (11 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Отт. гр. 1, л. 291 r –295 v (11 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Отт. гр. 402 (11 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Отт. гр. 411, л. 443 р –450 r (15 век) ~ страница отсутствует в начале
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Отт. гр. 422, л. 74–80 v (11 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, НДС. гр. 455, л. 187 v –192 v (10 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, Ват. гр. 859 (13 век)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, НДС. гр. 1190, л. 549 v –553 r (1542)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, НДС. гр. 1633, л. 294–296 v (10/11 вв.)
Ватикан, Апостольская библиотека Ватикана, НДС. гр. 1671, л. 153–162 v (10 век)
Вена, Австрийская национальная библиотека, теол. гр. 123, л. 171–176 v (13 век)
Заборда, Monē tou hagiou Nikanoros, 148, л. 179 v –188* (13/14 вв.)
Бергер, Франциск-Ксаверий. «Sancti Ioannis, theologi et evangelistae in dormitionem Sancissimae Deiparae». на страницах 629–63 в Beyträge zur Geschichte und Literatur 5. Под редакцией J.-Ch. фон. Аретин. Мюнхен, 1805 г. ( editio Princeps на основе München 66 и 146 с латинским переводом).
Тишендорф, Константин. Апокалипсис Апокрифы . Лейпциг, 1866 г .; Repr., Hildesheim: Georg Olms, 1966 (издание основано на MSS A – E с дополнительными источниками в примечаниях, стр. xxxiv – xlvi, 95–112).
3.1.5 Латинский (CANT 110; BHL 5355f.)
Wilmart, A. «L’ancien récit latin de l’Assomption». Страницы 357–62 в Аналекта Региненсия. Extraits des manuscrits latins de la reine Christine conservés au Vatican. StT 59. Ватикан: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1933.
3.2 Современные переводы
3.2.1 Английский
Эллиотт, Дж. К. Апокрифический Новый Завет . Оксфорд: Clarendon Press, 1993 (стр. 701–708).
Джеймс М. Р. Апокрифический Новый Завет . 1924. Репр., Оксфорд: Clarendon Press, 1953 (стр. 201–209).
Уокер Александр. Апокрифические Евангелия, Деяния и Откровения . Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1873 г. (стр. 504–14). Репр. как об. 16 из Доникейская христианская библиотека . Под редакцией Александра Робертса и Джеймса Дональдсона. 24 тт. Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1867–1883 гг.
3.2.2 Французский
Мимуни, Саймон К. «Успение Марии дю Псевдо-Жан». Страницы 163–88 в томе. 1 из апокрифов chrétiens . Под редакцией Франсуа Бовона и Пьера Геолтрена. Париж: Галлимар, 19 лет.97.
3.2.3 Итальянский
Bonaccorsi, P. G. Vangeli apocrifi . Флоренция: Libreria Editrice Fiorentina, 1948 (стр. 260–90).
Кравери, Марчелло. Я Вангели Апокрифи . Турин: Джулио Эйнарди, 1969 (стр. 449–63).
Эрбетта, Марио. Апокрифы Нового Завета . 3 тт. Италия: Мариетти, 1975–1981 (том 1.2, стр. 407–632).
Моральди, Луиджи. Апокрифы Нового Завещания . 2 тт. Classici delle Religio, Sezione quarta, La Religione cattolica 24. Турин: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1971 (т. 1, стр. 885–95).
3.2.4 Польский
Старовейский, Марка. Apokryfy Nowego Testamentu , Vol. 1, Ewangelie apokryficzne . 2 тт. Люблин: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 1980 (том 1, стр. 564–72).
3.2.5 Испанский
Гонсалес-Бланко, Эдмундо, изд. Лос-Евангелио Апокрифос. 3 тома. Мадрид: Бергуа, 1934 (т. 3, стр. 5-61).
Отеро, Аурелио де Сантос. Лос Евангелиос Апокрифос . Мадрид: Biblioteca de Autores Christianos, 1956 1 , 1963 2 , 1979 3 (2-е изд., стр. 574–659).
3.3 Общие работы
Балич, Каролус. Testamonia de Assumptione Beatae Virginis Mariae ex omnibus saeculis . Рим: Марианская академия, 1948.
Бонне, Максимилиан. «Bemerkungen über die ältesten Schriften von der Himmelfahrt Mariae». ZWT 23 (1880): 222–24.
Котенэ, Эдуард. «Marie dans les récits apocryphes de l’Assomption». Страницы 71–156 в томе. 6 из Мария: Этюды на Сент-Вьерж. Под редакцией SJ Herbert du Manoir. 7 тт. Париж: Beauchesne et ses Fils, 1961 (см. особенно стр. 129–30).
Эсбрук, М. ван. «Les textes littéraires sur l’assomption avant le X e siècle». Страницы 265–85 в Les Actes apocryphes de Apótres . Под редакцией Франсуа Бовона. Женева: Labor et Fides, 1981.
Джуги, Мартин. Смерть и Успение Святой Вьерж: историко-доктринальное исследование . Studi e Testi 114. Ватикан: Biblioteca Apostolica Vaticana, 19.44 (см. стр. 117–120).
Ланчут, А. ван. «Успение Пресвятой Богородицы Сент-Вьерж среди коптов». Gregorianum 27 (1946): 493–526.
Клаук, Ханс-Йозеф. Апокрифические Евангелия: введение . Лондон: Т.&Т. Кларк, 2004 г., английский пер. из Апокриф Евангелиен. Eine Einführung . Штутгарт: Katholisches Bibelwerk, 2002 (с кратким изложением текста, стр. 191–204)
Mimouni, SC Успение и Успение Марии. История древних традиций . Theologie Historique 98. Paris: Beauchesne, 1995 (см. особ. 118–27).
__________. «La Lecture liturgique et les Apocryphes du Nouveau Testament. Le cas de la Dormition grecque du Pseudo-Jean». OCP 59 (1993): 403–25.
Панагопулос, Спирос П. «Византийские традиции Успения и Вознесения Девы Марии ’». Studia Patristica 54 (2012): 1–8.
Сапожник Стивен Дж. Древние предания Успения и Вознесения Девы Марии . Оксфордские раннехристианские исследования. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2002.
Теста, Эммануэле. «L’Origine e lo sviluppo della Dormitio Mariae». Augustinianum 23 (1983): 249–62.
Успение Пресвятой Богородицы
T Праздник Успения – последний великий праздник в церковном календарном году. Ему предшествует двухнедельное голодание. Славный удел Приснодевы Марии в роли Божией спасительницы мира сделал всю ее жизнь прекрасной и образцовой.
После Распятия Христова Матерь Божия была взята жить в дом приемного сына, апостола Иоанна. Предание отмечает, что и после сошествия Святого Духа на апостолов Богородица оставалась в Иерусалиме, посещая те места, где проповедовал, страдал и умирал Спаситель мира. Она не хотела покидать родную и святую для нее страну. Когда кесарь Ирод Агриппа начал гонения на Церковь, и язычники, и иудеи, возмущенные уважением, оказываемым Богородице со стороны христиан, хотели убить Ее. Именно в это время она путешествовала с апостолом Иоанном в Ефес. В церковном предании это время ее визита на Кипр к епископу Лазарю, воскресшему из мертвых через четыре дня, и на гору Афон. Когда гонения закончились, Богородица вернулась в дом апостола Иоанна на Сионе в Иерусалиме.
Однажды, когда она пошла на Елеонскую гору помолиться, явился Архангел Гавриил и сказал о ее приближающейся смерти. Вернувшись домой, она рассказала апостолу Иоанну все, о чем говорил Архангел, и стала готовиться к своему последнему дню на земле. Собрались друзья и родственники, и одиннадцать апостолов чудесным образом были перенесены из разных уголков мира на ее смертное ложе. Они все были поражены, увидев друг друга там. Когда апостол Иоанн объяснил, что Божия Матерь скоро покинет этот мир, они поняли, для чего Бог свел их вместе, и опечалились. Но она утешала их, говоря: «Не плачьте и не омрачайте мое счастье своей печалью. Я иду к моему Сыну и вашему Богу, и вы похороните мое тело и вернетесь каждый к своему делу». По мере приближения времени ее смерти комната засияла божественным светом, крыша исчезла, и дивное зрелище предстало перед всеми. Господь Иисус Христос сошел с небес в окружении множества ангелов. Все смотрели на это дивное зрелище с трепетом и благоговением, а когда подходили к Ее постели, святое тело Богородицы сияло и благоухание ладана распространялось по комнате.
Апостолы пронесли тело Богородицы через город в Гефсиманию для погребения по Ее просьбе в гробнице ее семьи и Иосифа. Они похоронили ее тело, закрыли гробницу камнем и оставались там на месте в молитве в течение трех дней. На третий день прибыл апостол Фома и очень огорчился, что не смог проститься с нею, когда она была жива. Чтобы ему стало лучше, другие апостолы отвалили камень, чтобы он мог отдать дань уважения телу. Но войдя в гробницу, они обнаружили, что тела там нет — осталась только пелена. Они вернулись домой, чтобы принять участие в общей трапезе, на которой всегда оставляли место для Воскресшего Господа. После трапезы они поднимали оставленный для Христа хлеб и восклицали: «Господи, Иисусе Христе, помоги нам». И услышали они ангельский сонм, и, взглянув вверх, увидели святую Приснодеву, окруженную ангелами. Она приветствовала их, говоря: «Радуйтесь, ибо Я всегда с вами». Тогда апостолы исполнились радости и вместо обычных слов воскликнули: «Пресвятая Богородица, помоги нам». И теперь поняли и поверили, что на третий день после Своего Успения Богородица воскресла.
Итак, Успение Божией Матери – событие не печальное, а радостное. Ее смерть — лишь короткий сон, за которым следует ее воскресение и вознесение на небеса.
С самого начала Церковь видела в Богородице Того, Кто будет молиться за все человечество. Она – пристанище матерей мира. Она учит, как жить в полной верности воле Бога. Она, сохранившая в своем сердце божественные слова, является примером верности, любви и служения.