Смысл притчи о милосердном самарянине: Кто наш ближний? Смысл притчи о милосердном самарянине
Содержание
Кто наш ближний? Смысл притчи о милосердном самарянине
Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
Слово ближний является одним из самых употребляемых в нашем церковном лексиконе. Практически каждый день мы произносим его или в молитвах, или читая наставления святых отцов или просто в назидательной беседе. Как определить, кто мой ближний? Сегодняшнее евангельское чтение содержит притчу Господа нашего Иисуса Христа о добром самарянине. Сама притча произнесена Спасителем в ответ на вопрос некоего законника, подошедшего к Господу с расспросами. Законники — это особая группа в древнем Израиле, ориентировавшиеся на изучение Ветхого Завета, на его переписывание и толкование.
Как часто бывает, законники, фарисеи и книжники, вопрошали Христа неискреннее. И в этом случае евангелист Лука уточняет, что законник подошел к Господу, «искушая Его» (Лк. 10. 25). Чем же законник хотел искусить Иисуса Христа? Законник как знаток Писания думал, что Христос скажет ему что-нибудь и сказанное будет противоречить Закону. Тогда законник конечно же скажет: вот Ты сказал это, а в законе написано по-другому и тем самым поставил бы Христа в неловкое положение. Однако Господь Иисус Христос как сердцеведец, конечно же, знает намерение этого человека. И когда законник вопрошает: «что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10. 25) Христос указывает ему, что ответ содержится в Законе. О чем конечно специалист по Закону прекрасно был осведомлен.
Разумеется, что законник вынужден процитировать текст, на который косвенно ему указывает Иисус Христос. Если бы он сказал, что не понимает, о каком тексте идет речь, или не знает, где он находится, тем самым он показал бы, что не знает хорошо Священное Писание. А никакой законник никогда бы не позволил себе при свидетелях так поступить, потому что это сразу бы подорвало его авторитет как знатока Писания и учителя мудрости.
И законник произносит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя» (Лк. 10. 27). Господь отвечает ему: «правильно ты отвечал; так поступай» (Лк. 10. 28). Но законник получается сам оказался в неловкой ситуации. Он знаток и толкователь Закона спрашивает Христа о том, что он и так должен знать; и чтобы выровнять свое неловкое положение он решает выступить дальше с вопросом. Он спрашивает Спасителя: «а кто мой ближний?» (Лк. 10. 29). В ответ на этот вопрос Господь рассказывает ему притчу о добром самарянине.
Сама эта притча отличается он иных евангельских притчей, прежде всего, своей реалистичностью. И скорее напоминает историю из жизни. Итак, Господь рассказывает ситуацию, когда по пути из Иерусалима в Иерихон некий человек, очевидно, иудей, был ограблен и жестоко избит разбойниками. Сам этот путь в древние времена действительно считался крайне опасным, и слушатели притчи прекрасно знали о тех препятствиях, которые встречаются шествующему этой опасной дорогой.
Побитый, ограбленный, израненный, брошенный на дороге, человек оказывается на грани смерти.
И вот той же дорогой, где произошло преступление, шел священник, а потом левит. Каждый из них нес служение при храме. Напомню, что священниками в Израиле могли быть только прямые потомки Аарона. Левиты же происходили из колена Левия, и также исполняли обязанности при храме, но скорее вспомогательного характера.
И вот эти два служителя Божьих, видя избитого своего одноплеменника, проходят мимо. Нет уточнений, почему они не оказали помощь своему собрату. Древние и современные толкователи приводили множество разных мотивов их неблагородного поступка. Возможно, они боялись, что разбойники где-то рядом, и тоже могут их ограбить и избить. Возможно, они не хотели, тащить на себе израннего. Возможно, они боялись, что он уже умер, или умрет по дороге, а они как священнослужители, согласно иудейскому закону, не должны прикасаться к мертвому, так как это будет считаться осквернением, после которого некоторое время они не смогут выполнять своих обязанностей. Есть разные «возможно», но не зря Евангелие не упоминает мотивов такого поступка, потому что не важно, какой был мотив у священника и левита. Важно только то, что они сделали. Вернее, не сделали. Не оказали милосердия.
И вот той же дорогой идет самарянин, который видя брошенного на дороге человека, оказывает ему помощь. В притче имеет большое значение именно эта особенность – милосердие оказывает самарянин. Самаряне – это отделившаяся часть еврейского народа в силу определенных исторических событий, создавшие свою своеобразную религию, построившие свой храм, и имеющие свой культ. Благочестивые евреи рассматривали самарян, как отщепенцев, как людей недостойных. И как, указывает Евангелие, «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4.9). Не будем входить в подробности самарянско-иудейских отношений, укажем лишь, что для иудея все что связанно с самарянами – это осквернение и унижение. Но именно самарянин делает то, что приписывает Закон Божий. Именно его поступок богоугоден.
В чем смысл этой притчи? В святоотеческой письменности можно встретить очень много примеров так называемого аллегорического истолкования данной притчи. Однако, все же хотелось бы, сосредоточить внимание на том, что эта притча сказана в ответ на вопрос законника «Кто мой ближний?» (Лк. 10. 29) и является текстом нравственного содержания. Текстом, указывающим, правильное понимание основ нравственной жизни. Прп. Максим Исповедник говорит: «Милость Божия к нам сокрыта в сострадании нашем к ближним». Таким образом, в наших отношениях с людьми содержится наша надежда на спасение по милости Божьей. Задавая вопрос, «кто мой ближний?» законник предполагал услышать типичный иудейский ответ: тот, кто с тобой одного народа. Или: тот, кто с тобой одной веры. Или: тот, кто с тобой из одного рода, твоя семья и твои друзья. Но в ответ он слышит притчу, которая заканчивается вопросом, обращенным уже к нему самому: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10. 36).
Вдумаемся еще раз в этот вопрос Господа, заданный законнику. В самом начале их диалога, законник спрашивает Христа: кто мой ближний, а в конце – Христос, задавая вопрос, показывает: не думай кто для тебя ближний, а думай, как ты можешь стать кому-то ближним. Не надо сосредотачиваться на раздумьях – кто мой ближний, кто мой друг – но строй свою жизнь так, чтобы себя вопрошать: что я сделал для кого-то, чтобы быть им ближним и другом? Человеческая природа такова, что нам всегда привычней брать, чем давать. Нам должны, нам обязаны. Но Христово учение радикально разворачивает нас и повелевает: живи так, чтобы быть для других ближним, братом, другом.
Наверное, тот ограбленный и брошенный на дороге иудей разделял взгляды своих соплеменников на самарян, но попал в ситуацию, которая, конечно, переменит его отношение ко многим вещам, и к самарянам в том числе. Потому-то Господь и говорит законнику: кто же из троих ближний вот для этого избитого и брошенного? Возможен, конечно только один ответ: самарянин, потому что он поступил так, как поступают по отношению к близким. И отныне для ограбленного иудея этот самарянин становится близкий человеком.
Обратим внимания, братья и сестры, на ответ законника. Конечно, законник понял и смысл притчи, и смысл вопроса: «кто из этих троих, думаешь ты был ближний попавшемуся разбойнику?» (Лк. 10. 25).
Но лицемерие законников и фарисеев не способно принять христианское учение, потому что необходимо перевернуть себя полностью. Они не хотели этого. Это видно из, казалось бы, незначительной детали. На вопрос Господа, было бы логичней кратко ответить: самарянин.
Но сказать, что самарянин и есть ближний для законника неприемлемо. Для него это невыносимо, и он уворачивается и говорит: «оказавший ему милость» (Лк. 10. 37). Что, по сути верно, но лицемерие не позволяет произнести, что именно самарянин и есть оказавший милость.
Братья и сестры, мы с вами живем уже в другие времена, в другой культуре, но свое законичество есть и у нас. И свои самаряне. И вопрос: кто мой ближний, можно услышать в церковной среде очень и очень часто. Посему притча о добром самаряние, эта притча для нас. Напоминание нам христианам, что не стоит делить людей на ближних или не ближних, а нужно заботиться о том, как сделать так, чтобы люди воспринимали нас своим ближним. Прп. Исидор Пелусиот наставляет: «Почитай ближним прежде всего того, кто нуждается, и без зова сам иди к нему на помощь». Это достигается только путем доброты, милосердия, сострадания или даже обыкновенной человечности. Если я добр и милосерден, то человек, пусть и не воспримет мою веру, мои взгляды, все же видя мое доброе к себе отношение, начнет воспринимать меня, как своего ближнего. Христианин не должен спрашивать: кто мой ближний? Христианин должен жить так, чтобы его воспринимали как своего ближнего. Аминь!
Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи
В притчах Иисуса – мудрость Господа, которую он даёт человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать и видеть смысл, заложенный в них. Притча о милосердном самарянине – призыв к подражанию? Несомненно. Но это и приглашение к размышлению о смысле жизни, о её перипетиях.
Что такое притча
Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.
Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.
Притча как источник мудрости
Одним достаточно приведённого примера — их большинство. Так, например, в притче о милосердном самарянине даётся прямое указание, как должен поступать человек. Другие начинают думать и, к своему удивлению, видят путь к истине. Чем больше размышляют, тем он яснее и многограннее. Идёт духовное развитие, и человеку хочется знать, а что думают по этому поводу другие. Идёт процесс познания, внутреннего изменения человека. Именно к духовному совершенствованию призывает Бог, к стремлению к истине, безопасности, так как «…щит и ограждение – истина Его» (псалом 90).
Более двух тысяч лет люди читают Евангелие и находят в нём светлый источник духовного развития. Мудрость Господа постигается постепенно. Перечитывая его в десятый раз, будете как и в первый открывать для себя новый смысл, удивляясь и восхищаясь провидением непостижимой силы святого Духа, заложенной в простых словах.
Притча о самарянине
Притча из Нового Завета о милосердном самарянине — простой рассказ о том, кого считать своим ближним. Для иудеев ближним является иудей. Для еврея Иисуса ближними были все люди, за грехи которых он был распят. Его цель — научить людей быть милосердными к страданиям другого человека, Иисус говорит притчу, вкратце которую можно свести к следующему:
Один иудейский книжник решил испытать Иисуса, задавая ему вопрос о том, как можно войти в царствие небесное. Иисус спросил его: «А что об этом написано в законе?». Книжник, который хорошо его знает, отвечает: «Возлюби благословенного Бога всем твоим сердцем, а ближнего – как самого себя». Ответ Иисуса был, что нужно соблюдать это, тогда и будет тебе царство небесное. Книжник спросил: «А кто такой ближний?». Ответом Иисуса была притча о милосердном самарянине. Приведём её вкратце.
По пути из Иерусалима в Иерихон шёл один простой человек, еврей. В пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Мимо проходил еврейский священник, который, увидев его, пошёл своим путём дальше. Человек продолжал лежать на земле, когда мимо проходил левит (служитель еврейского храма). Он тоже прошёл мимо, не приняв участия.
Самарянин, проходящий мимо, не остался равнодушным, сжалился над евреем, омыл ему раны вином и смазал их маслом. Посадив на своего осла, милосердный самарянин довёз пострадавшего в гостиницу, где заботился о нём. На следующий день, уезжая, дал хозяину два динария, наказав продолжать лечить и кормить человека, а если денег не хватит, то на обратном пути обещал ему доплатить.
Закончив притчу, Иисус обратился к задавшему вопрос: «Кто, по его мнению, является ближним?» На что он ответил: «Оказавший милость». На это Иисус посоветовал ему идти и поступать так же.
Уточнения
События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.
Самаряне – это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди – это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.
Кто такие самаряне?
В Х веке до рождества Христова на восточном побережье Средиземного моря, которое омывает юго-западную часть Азии, находилось царство Израильское. В те времена страною правили царь Давид и после – его сын Соломон. В период их царствования страна процветала.
Взошедший на престол сын Соломона Ровоам, отличался редкой жестокостью и тиранством. Не выдержав его издевательств, десять колен Израильских (всего их 12) не признали его власть и под предводительством Иеровоама, соратника царя Соломона, образовали новое государство Израильское со столицей Самария. По названию столицы жители стали называться самарянами.
Два колена, Вениаминово и Иудино, остались верны Ровоаму. Их государство стало называться Иудеей. Столицей царства стал город Иерусалим. Как мы видим, иудеи и самаряне – это одна нация. Говорят они на одном языке – иврите.
Это один народ, разделённый на две части и исповедавший одну религию, правда, с некоторыми различиями. Длительная вражда сделала их непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в притчу милосердного самарянина. Смысл этого в том, что все народы должны жить в мире, и особенно родственные.
Библейское толкование
Важным моментом этой притчи является выяснение истинного смысла слова «ближний», которое вызывает недопонимание у книжника. Он трактует его буквально. Ближний – это родственник, единоверец, соплеменник. По мнению Иисуса, ближний – это совершивший милость, в нашем случае милосердный самарянин из Нового Завета. Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним — и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро.
У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для проведения ритуала, самарянин символически приносит милость — жертву Господу.
Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)
Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.
Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»
Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют.
Возлюби ближнего своего
Много людей иной веры или те, которые довольно далеки от веры в истинного Бога, обладают сердцами, в которых живёт любовь к ближнему. Сами того не ведая, они исполняют заповеди Божьи. Это могут быть люди любой христианской веры, мусульмане, иудеи, атеисты.
Как мы видим, толкований притчи о милосердном самарянине много. Это собирательный, наглядный пример, учащий жить по подобию Иисуса Христа, который любил всех людей и желал их спасения. Ради них он пошёл на муки, чтобы очистить их от грехов. Всех, а не только последователей своих или людей определённой национальности. Разве только иудеи отвергают иноверцев? Нет. Вспомните крестовые походы или современный мусульманский экстремизм.
Иисус – самарянин
Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи.
Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим – это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт – царствие небесное. Иерихон – земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника – тёмные сатанинские силы. Священник и левит – это Ветхий Завет, в котором священник – Закон Моисея, левит – это пророки.
Два врача, направленные Богом – Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин – это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным.
Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру?
Послесловие
Множество людей на вопрос, который задавал Иисусу левит: «А кто ближний?», не задумываясь, станут называть родственников, единоверцев и так далее. Но родство – это не только кровь, но и милосердие. Беда одного человека делает его одиноким, и только милосердие другого роднит их на века. Кровь братьев в большинстве случаев не делает их близкими, а только родными. Господь даёт нам понимание этой простой истины, и не только её, но и многих других.
Притча о добром самарянине — смысл и уроки
Кто был добрым самарянином?
Иисус рассказывает притчу или историю о добром самаритянине в Луки 10 Нового Завета. В этой библейской главе он говорит: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, когда на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвым. Случилось так, что священник шел по той же дороге и, увидев этого человека, прошел по другой стороне. Так же и левит, придя на место и увидев его, прошел с другой стороны. Но самарянин, путешествуя, пришел туда, где был этот человек; и когда он увидел его, он сжалился над ним. Он подошел к нему и перевязал его раны, возливая масло и вино. Затем он посадил этого человека на своего собственного осла, отвез его в гостиницу и позаботился о нем».0005
Добрый самаритянин был человеком, который помиловал полумертвого человека, ограбленного на обочине дороги. После того, как священник и левит прошли мимо угнетенного человека, не проявив к нему ни милосердия, ни сострадания, самарянин позаботился о нем и спас ему жизнь.
Смысл притчи о добром самаритянине
Смысл притчи о добром самарянине из уст Иисуса очень прост: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Перед тем, как рассказать историю о самаритянине, Иисуса спрашивают, какая заповедь является наибольшей из всех. Он ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всей силой твоей». Второе это: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» 9.0005
Притча о добром самаритянине — это история, иллюстрирующая, как мы «любим ближнего своего, как самого себя». Когда другие люди больше всего нуждаются в нашей помощи, как, например, человек на дороге, наша любовь к ближнему подвергается настоящему испытанию. Иисус говорит нам быть похожими на доброго самаритянина, помогающего другим в трудную минуту, а не на священника и левита, которые игнорировали своего ближнего.
Картина Альфонсо Каттанео «Добрый самаритянин» (около 1890 г.)
Добрый самаритянин: Библейские стихи
Притча о добром самаритянине
Луки 10:25-37 — «Однажды один знаток закона встал, чтобы испытать Иисуса. Учитель, — спросил он, — что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную ? «Что написано в Законе?» — ответил он. — Как вы это читаете? Он ответил: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей силой твоей, и всем разумением твоим» и: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Ты ответил правильно, — ответил Иисус, — сделай это, и ты будешь жить». Но он хотел оправдаться, поэтому спросил Иисуса: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус сказал: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, когда на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, избили его и ушли, оставив его полумертвым. Случилось так, что священник шел по тому же пути. дороге, и, увидев того человека, прошел другой стороной, так и левит, придя на то место и увидев его, прошел другой стороной, а самарянин, идя, пришел туда, где был тот человек, и, увидев его, сжалился над ним, подошел к нему и перевязал ему раны, возливая масло и вино, затем посадил человека на своего осла, отвез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день он вынул два динария и отдал трактирщику. «Позаботься о нем, — сказал он, — а когда я вернусь, я возмещу тебе все лишние расходы». вы думаете, был соседом человек, который попал в руки разбойников? Ответил знаток закона: «Тот, кто помиловал его». Иисус сказал ему: «Иди, и поступай так же»» 9.0005
Возлюби ближнего как самого себя в Писании
Марка 12:28-34 — «Один из законоучителей подошел и услышал их спор. Заметив, что Иисус дал им хороший ответ, он спросил его: «Из всех заповеди, какая самая важная?» «Самое главное, — ответил Иисус, — это: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един. Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». Вторая такова: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нет большей заповеди, чем эти». «Хорошо сказано, учитель,— ответил человек.— Вы правы, говоря, что Бог един и нет другого, кроме Него. Любить Его всем сердцем, всем разумением и всей силой и возлюби ближнего твоего, как самого себя, важнее всех всесожжений и жертв». Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. И с тех пор никто не осмеливался задавать ему больше вопросов».
1 Иоанна 4:7 — «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога».
Левит 19:18 — «Не мсти и не злопамятствуй на сыновей народа твоего, но возлюби ближнего твоего, как самого себя: Я Господь».
1 Коринфянам 16:14 — «Все, что вы делаете, делайте с любовью».
Узнайте больше Библейские стихи о любви
©iStock/Getty Images Plus/kieferpix
В чем смысл притчи о десяти девах?
ГлавнаяМатериалыИисус ХристосПритчи Иисуса Притча о десяти девах
Вопрос
Ответ
Внимательно изучая притчу о десяти девах (от Матфея 25:1–13), мы должны заранее признать, что было много споров о значении этих слов нашего Спасителя. . По крайней мере один аспект этой притчи может быть известен с абсолютной уверенностью. Жених — это Иисус Христос, и эта притча описывает Его возвращение. В Ветхом Завете (Исаия 54:4–6; 62:4–5; Осия 2:19).), Бог изображает Себя «мужем» Израиля, а в Новом Завете (Иоанна 3:27–30; Матфея 9:15; Марка 2:19–20) Христос изображен женихом Церкви. Церковь описывается в Писании как невеста Христа (Ефесянам 5:25–32).
Историческая обстановка также может быть известна с достаточной степенью уверенности. Описывая еврейскую свадьбу первого века, Д.А. Карсон в «Библейском комментарии толкователя» описывает обстановку следующим образом: «Обычно жених с несколькими близкими друзьями покидал свой дом, чтобы отправиться в дом невесты, где проводились различные церемонии, за которыми следовала процессия по улицам — после наступления темноты — к его дом. Десять дев могут быть подружками невесты, которые помогали невесте; и они ожидают встретить жениха, когда он выйдет из дома невесты . .. Ожидалось, что каждый в процессии будет нести свой факел. Те, у кого нет факела, будут считаться незваными гостями или даже разбойниками. Торжества, которые могли длиться несколько дней, формально начинались в доме жениха». Факел представлял собой либо лампу с небольшим масляным баком и фитилем, либо палку с тряпкой, пропитанной маслом на конце, которую требовалось время от времени повторно пропитывать, чтобы поддерживать пламя.
Какое значение для толкования имеет это возвращение Христа? Является ли это Его возвращением для восхищения Церкви или Его возвращением установить Тысячелетнее Царство в конце Великой Скорби? Диспенсационалистские ученые расходятся во мнениях по этому вопросу, и мы не будем пытаться ответить на этот вопрос здесь. Независимо от того, какое это возвращение, уроки, которые необходимо извлечь, актуальны для обоих.
Общий и легко видимый смысл притчи заключается в том, что Христос вернется в неведомый час и что Его народ должен быть готов. Быть готовым означает быть готовым к любому непредвиденному обстоятельству, возникающему в нашей жизни, и постоянно смотреть на Иисуса, с нетерпением ожидая Его пришествия. Как видно из того факта, что все девы спали, когда раздался призыв, указывает на то, что не имеет значения, что мы будем делать, когда вернется Христос. Мы можем работать, есть, спать или заниматься досугом. Что бы это ни было, мы должны делать это таким образом, чтобы нам не нужно было «делать все правильно» (получать больше масла), когда Он придет. Это применимо либо к пришествию Христа для Его Церкви, либо к святым Великой Скорби, ожидающим Его второго пришествия.
Готовность к возвращению Христа в конечном счете включает в себя одну важную вещь, которая проявляется в нескольких сферах нашей жизни. Если мы хотим быть готовыми к возвращению Христа, мы должны родиться свыше через спасительную веру в Иисуса Христа… Его смерть, погребение и буквальное воскресение из мертвых (Иоанна 3:16; 14:6; Римлянам 10:9 и 10; 1 Коринфянам). 15:1-4; Ефесянам 2:1-10). Спасительная вера в Иисуса Христа будет проявляться во всех аспектах нашей жизни. Плоды Духа (Галатам 5:22) начнут проявляться. Желание большей святости и меньшего греха будет очевидным. И постоянное ожидание Его пришествия будет характеризовать нашу жизнь. Один из лучших отрывков, объясняющих, как выглядят спасительная благодать и вера в жизни верующего, — это Послание к Титу 2:11-14: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Она учит нас говорить «нет» нечестию и мирским страстям и жить воздержанной, честной и благочестивой жизнью в нынешнем веке, ожидая блаженной надежды — славного явления великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Который отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого зла и очистить для Себя народ, принадлежащий Ему, желающий делать добро» 9.0005
Пять дев с дополнительным маслом представляют истинно рожденных свыше, которые с нетерпением ожидают пришествия Христа. У них есть спасительная вера, и они решили, что, что бы ни случилось, будь то долгое время или неблагоприятные обстоятельства, когда Иисус вернется, они будут с нетерпением ждать. Пять дев без масла представляют собой ложных верующих, которые пользуются преимуществами христианского сообщества без истинной любви ко Христу. Они больше озабочены вечеринкой, чем страстным желанием увидеть жениха. Они надеются, что их общение с истинными верующими («дай нам немного твоего масла» в стихе 8) в конце приведет их в царство. Это, конечно, никогда не бывает. Вера одного человека в Иисуса не может спасти другого. Слова «Господи, Господи» и «Я не знаю Тебя» в стихах 11 и 12 очень хорошо согласуются с осуждением Иисусом лжеверующих в Евангелии от Матфея 7:21-23: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи , войдет в Царство Небесное, но войдет тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда Я заявлю им: «Я никогда не знал тебя; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Да не окажется, что мы «ушли купить» (ст. 10), когда вернется Христос. Потратьте время сейчас, чтобы наполнить свою лампу маслом и взять с собой дополнительное. Продолжайте ждать и смотреть с радостью и предвкушением.