Сообщение о древнерусской литературе краткое содержание 9 класс: Краткое содержание древнерусская литература — ответ на Uchi.ru

Разное

Содержание

Древнерусская литература. (9 класс) презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок литературы в 9-ом классе
Учитель: Панженская А.И.


Слайд 2
Текст слайда:

Хронологические границы древнерусской литературы

Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы.
Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.
Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI—XVII вв

Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой.
Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.


Слайд 3
Текст слайда:

Хронологические границы древнерусской литературы

Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов!

Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси были монахи, не заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. Поэтому большинство дошедших до нас произведений носит церковный характер.


Слайд 4
Текст слайда:

Произведения древнерусской письменности разделялись на:

за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными»

Всячески поддерживались распространялись, так как содержали непреходящие религиозные ценности

Мирские

Духовные


Слайд 5
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

1

Р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения. При этом произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.


Слайд 6
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

«Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью. .. Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей…» — поучает летописец под 1037 г.


Слайд 7
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

2

А н о н и м н о с т ь произведений. Это следствие религиозно-христианского отношения к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель снабдит свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный».


Слайд 8
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

Биографические сведения о древнерусских писателях, объеме их творчества, характере очень малы. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв. широко привлекается биографический материал, раскрывается характер политических, философских, взглядов того или иного писателя, прослеживается история создания произведений, выявляется творческая индивидуальность, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.


Слайд 9
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

Не существовало понятия авторского права. Переписчики выступали в роли редакторов и соавторов. Они изменяли идейную направленность, характер стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии с запросами своего времени. Так создавались новые редакции памятников. Даже когда переписчик копировал текст, его список отличался: он допускал описки, пропуски слов и букв. В связи с этим в науке существует особый термин — «ИЗВОД» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или болгарского, сербского и др.).


Слайд 10
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет.


Слайд 11
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг. , вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.


Слайд 12
Текст слайда:

Особенности древнерусской литературы

В XI—первой половине XIV в. основным писчим материалом был пергамент, изготовлявшийся из кожи телят. Этот дорогостоящий материи был доступен только имущим классам.


Слайд 13
Текст слайда:


Слайд 14


Скачать презентацию

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Древнерусская литература

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие новых знаний. Обобщить изученное о древнерусской литературе.
Познакомить с основными темами древнерусской литературы, физкультминутка,
закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для
9 класса на
тему: Древнерусская литература

Цель:
Обобщить изученное о древнерусской литературе.

Задачи
урока: Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными
темами древнерусской литературы.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

 

Повторение.

— Когда и как началась русская литература?

 

— Какие жанры древнерусской литературы помните?

 

— Какие произведения изучили?

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в
Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас
столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину
веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир.
Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности
эстетических представлений тогдашнего человека.

III. Работа по новой теме.

 

С принятием христианства, православия как
государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян,
главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги —
церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на
церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и
общеславянской православной письменности и культуре.

 

В основе церковно-славянских текстов лежала система
религиозных представлении о мире, согласно которой Бог — Творец всего сущего.
Приступая к своему сочинению, писатель того времени, образ которого воплощен
Пушкиным в летописце Пимене в трагедии «Борис Годунов», прежде всего заручался
поддержкой Бога, прося Его в своих молитвах оказать помощь в предпринимаемом
труде.

 

Древнерусская литература описывала различные
исторические события — походы князей, сражения против печенегов и половцев,
битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину
происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли.

 

Древнерусская литература отличается высокой
духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на
воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как
внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь
первый план занимают лик и очи (лик — свет души, очи — вход во внутренний мир и
отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель
прославляет извечно ценные душевные качества — милосердие, скромность,
бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

 

Древнерусская литература носила исключительно
исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Это позволило
академику Д. С. Лихачеву назвать ее стиль «стилем монументального историзма».
Вымысел допускается в древнерусские тексты не ранее XVII века, когда начинает
складываться светская литература.

 

Средневекового писателя не интересует частный человек
с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями
государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания
оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они
пребывают в историческом освещении в двух планах — реально-историческом и
религиозно-символическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил
Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на
негодные поступки.

 

Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу
внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и
нравственную позицию.

 

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

 Еще
одна особенность древнерусской литературы заключается в том, что она всегда
соблюдает этикет — этикет миропорядка, этикет поведения н этикет словесный. По
словам Д. С. Лихачева, писатель того времени ясно представлял себе, «как должен
был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя
действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель совершающееся».
Все имело свой чин, свой порядок, нарушить который было нельзя. Поэтому в
памятниках очень много «общих мест». Древнерусский писатель дорожил общим,
повторяющимся, легко узнаваемым и избегал всего непривычного, частного,
случайного. Вот почему обильные цитирования из разных источников, к которым
прибегали средневековые книжки,— свидетельство высокой образованности,
начитанности и культуры. Но это не значит, что писатель не мог воспользоваться
разными письменными и устными традициями, чем и отличается «Слово о полку
Игореве».

 

Содержание
и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров.
Каждый жанр был непосредственно связан с практической жизнью и обслуживал свою
область деятельности. Летописание было вызвано потребностью государства иметь
свою письменную историю. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол,
Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и
обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной
целью — в хождениях. Описания жизни святых или князей — в житиях, также имевших
свои отличия. Для каждого жанра был установлен свой канон1. Письменная
литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово,
поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным
жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие
Писание и разъясняющие смысл христианских праздников, затем — жития святых. В
XVII веке древнерусская литература обогатилась стихотворными формами, жанрами
сатиры и драмы, а житие святого перерастает в повесть бытового или
мемуарно-автобиографического характера.

 

1
Канон — строгие правила, нормы.

 

Древнерусская
литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития.

 

Ее
первый период — XI — первая треть XII века, когда в Древней Руси существуют два
центра — Киев и Новгород. Этот период отличается относительным единством
литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Главная идея
произведений — превосходство христианства над язычеством («Повесть временных
лет», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о Законе и Благодати» митрополита
Иллариона, «Хождение» игумена Даниила, «Поучение» Владимира Мономаха).

 

Второй
период — вторая треть XII — первая треть XIII века. Этот период характеризуется
появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич,
Полоцк, Туров). Основные произведения — «Слово о полку Игореве»,
Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила
Заточника.

Третий
период — трагический, связанный с монголотатарским нашествием и борьбой с ним
(вторая треть XIII — конец XIV века). Здесь господствует одна тема —
героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

 

Четвертый
период — конец XIV — XV век 4 — время подъема национального самосознания,
проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это
нашло отражение в житиях святых, написанных Епифаниелг Премудрым.

 

Пятый
период — эпоха Московского централизованного государства (конец XV — XVI век).
Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает
необычайного расцвета публицистика. Основные произведения — «Повесть о Петре и
Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина,
«Великие «Четьи-Минеи»», Домострой», переписка Ивана Грозного с
Андреем Курбским.

 

Шестой
период — смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Этот
период подразделяется на два отрезка: с начала по 60-е годы XVII века и с 60-х
годов по конец XVII века. В первый отрезок разрушается старый метод изображения
действительности и обновляется жанровая система. Во второй отрезок литература
расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к
человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения — «Повесть
о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума».

 

Семнадцатый
век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными
принципами. Послеэтого с XVIII века открывается история светской художественной
литературы.

 

Вопросы
и задания

 

1. Что
лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую
литературу?

 

2.
Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по
предыдущим классам?

 

3.
Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8
классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы.
Расскажите об одном из них.

 

4.
Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

 

5.
Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный
план текста.

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание – повторить тему, ответить на вопросы.

 

Король Карл III отдает дань уважения своей матери в первом рождественском послании

Новости  > 

Нация/Мир

25 декабря 2022 г.
Обновлено вс, 25 декабря 2022 г., 15:00.

Британский король Карл III и Камилла, королева-супруга, приветствуются в городе Йорк во время церемонии в баре Миклегейт, северная Англия, 9 ноября. , 2022 год, в рамках двухдневного тура по Йоркширу. (Джеймс Глоссоп/Бассейн/AFP/Getty Images/TNS) (ДЖЕЙМС ГЛОССОП/AFP)

  • Твиттер
  • Электронная почта
  • Реддит