Старцы в беларуси сейчас: К прозорливым старцам и духовникам на прием. Отчитка и Исповедь в Смиловичах и Хмелево. «Духовное лечение» у старца Афанасия.

Разное

Содержание

Где наши святые старцы? Проблемы белорусского монашества | Общество

Анна Крючкова

50500

№ 48 от 27 ноября 2013 года 27/11/2013

 

Такое мнение было высказано монашеской братией на Лавришевских чтениях. Одна из главных причин тяжелого положения — отсутствие монашеской традиции, считает иеромонах Евстафий из Свято-Успенского Жировицкого мужского монастыря:

— За 70 лет правления богоборческой власти монашеская традиция была практически полностью уничтожена. В СССР существовали монастыри, но советские власти создавали там такую обстановку, что человек подчас с большей вероятностью мог повредиться, чем духовно возрасти. Единичные святые старцы, которые появлялись в тех условиях, были «гениальными самоучками», их святость была результатом их личного титанического труда, они не получили ее по наследству, как это было раньше (ярчайший пример — Оптина Пустынь) и как это происходит сегодня, например, в монастырях на Святой Горе Афон. Ватопед, крупнейший святогорский монастырь, называют «машиной по производству святых». Это хорошее определение, потому что, когда человек попадает в выстроенный по всем духовным законам механизм и подчиняет себя его работе, он постепенно меняется сам. Такого опыта наши монахи и старцы были лишены, поэтому не оставили после себя духовных руководителей, а новые за такой короткий срок возрождения не могли появиться. Поэтому в 90-х годах монастыри, как правило, стали возглавлять молодые игумены и игуменьи и такие же молодые духовники, что приводило к печальным последствиям. Начитавшись книжек о классическом монашестве, они начинали ставить эксперименты над людьми, пытаясь за несколько месяцев сделать «блаженными послушниками» вчерашних рокеров. Они внедряли принципы беспрекословного послушания, не имея о нем истинного представления, и впадали в искушение младостарчеством.

«Душепагубное актерство»

По мнению иеромонаха Евстафия, и сегодня в монастырях не учитывают степени духовного и физического состояния монашествующих, что приводит к своеобразным «перекосам»:

— В наше время монастырь как никогда напоминает больницу: к нам приходят в основном глубоко поврежденные люди, немощные и духовно, и психически, и физически. Поэтому странно требовать от вчерашних худосочных интеллигентов каких-то аскетических подвигов. Иногда, и это особенно характерно для женских монастырей, игуменьи, старшие сестры заставляют работать до изнеможения младших сестер, забывая, что современные монашествующие — это не люди позапрошлого века из верующих многодетных семей с крепким здоровьем, привыкшие к физическому труду. Убежден, что в наше время нужно очень осторожно подходить к вопросам духовного окормления монашествующих. Даже сильное желание изменить ситуацию к лучшему, даже личное благочестие — это еще не гарантия того, что игумен/игуменья или духовник смогут быть достойными наставниками для своей паствы. Для этого, как говорил святой Игнатий (Брянчанинов), «надо иметь духовную опытность, а более всего — духовное помазание». Иногда же в монастырях и вовсе начинаются трения между игуменом/игуменьей и духовником. Люди нуждаются в старцах и поэтому придумывают, создают их образ себе, в то время как в реальности сейчас нет никаких старцев. Но, как говорится, спрос рождает предложение: стоит только какому-нибудь монаху (особенно если он прожил не один десяток лет) поддаться этому искушению — и вот паломники тут же делают из него «старца». И начинаются эти, как сказал тот же святитель Игнатий (Брянчанинов), «душепагубное актерство и печальнейшая комедия»: игра в «духовное руководство», в предсказание будущего, в благословения жениться, разводиться и т.д.

Общежитие?

Еще одно печальное следствие нарушения монашеской традиции — устроение внутренней жизни обители не по святоотеческим правилам, считает иеромонах Евстафий:

— Все наши обители декларируют себя как общежительные, но в реальности часто являются настоящими идиоритмами*. Монастыри сегодня  представляют большой интерес для епархий, так как это ее своеобразная материальная база. Монашеская жизнь в таких условиях непростая, так как монастыри вынуждены заниматься разнообразной коммерческой деятельностью, обслуживать паломников и туристов  и в конце концов, как признают сами монахи, превращаются из «школы благочестия» в «благочестивую коммерческую организацию».   Положение небольших обителей часто осложняется тем, что они становятся местами ссылки для «второсортных» — не прижившихся в больших монастырях монашествующих и трудников. Некоторые такие монастыри представляют собой группу риска, если не контролируются архиереем. Нужно признать, что если все будет оставаться как есть, то возрождения монашества нам не дождаться.

Молитва как импульс для  возрождения

Что же можно сделать? Прежде всего — восстановить внутреннюю жизнь монашеской общины согласно святоотеческой традиции, считает монах.

—  Во-первых, для этого нужно четко понимать, что целью существования монастыря должны быть достижение духовного совершенствования и служение ближнему, а не обслуживание туристов и содержание епархиального управления. Во-вторых, монастырь должен быть общежитием для монахов, а для этого необходимо менять нормы жизни начиная с главных лиц монастыря. Игумен должен в первую очередь заниматься братией, а не «общественными связями», должен жить жизнью братии: иметь келью в одной корпусе с нею, ходить в ту же трапезную. Если братия не может сама выбрать игумена, то желательно, чтобы священноначалие учитывало пожелания монахов при выборе наместника. Ведь монашествующие оставили родных и мир, но это не значит, что они должны быть сиротами. Монастырь должен стать подлинной семьей во главе с любящим отцом. Пусть в нем останутся 10 человек вместо 40, но это будет настоящий монастырь, а не просто «союз холостяков». Монастыри также нуждаются в хороших духовниках, и наместники должны находить таких  духовно трезвых и здоровых людей.

Естественно, что  богослужение и молитва должны быть центром монашеской жизни.

Последний тезис поддержали и другие участники чтений. Так, наместник СвятоЕлисеевского Лавришевского мужского монастыря игумен Евсевий высказал предложение: всем игуменам — проходить обучение в монастырях на Афоне для приобщения к непрерывной традиции монашества, обогащения своего духовного опыта, научения молитве. «Именно молитва может дать мощный импульс для духовного движения наших монастырей», — заключил игумен Евсевий.

СПРАВОЧНО*

Монастыри бывают общежительными и идиоритмическими. Общежительный монастырь — монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Не только простые монахи, но и настоятели таких монастырей ничем не могут располагать на правах собственности.

Идиоритмия — вид монастырей, в которых монахи могут владеть личной собственностью. Общими являются только жилище и богослужение, во всем остальном каждый монах живет по своему личному усмотрению.

ЦИФРА

К моменту распада СССР в стране существовало 18 действующих монастырей, в то время как в 1917 году  их было у нас 1257.

 

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Главная задача церкви — говорить правду Божию

  • Андрей Кураев: «Церковь снисходительна ко всем»

  • Крест патриарха Кирилла

  • Партия Иисуса. Может ли наука растолковать Евангелие?

  • Поклониться Дарам. В. Легойда — о Боге, святынях и коммерции

Господь через него давал советы. К этому старцу обращаются за помощью даже после смерти

О том, что отец Митрофан воевал, в его обители узнали только тогда, когда пришло время оформлять пенсию. Скромный старец никогда не рассказывал о подвигах, хотя своими мужеством и героизмом заслужил медаль «За отвагу». Окружающие были уверены: у монаха редкий дар предвидения, поэтому он так точно дает дельные советы. И после смерти отца Митрофана к нему продолжают обращаться за помощью: приносят записочки с просьбой поспособствовать в самом сокровенном…

Никто не знает, под какими звездами рождаются святые старцы, однако доподлинно известно, что схиархимандрит Митрофан — в миру Николай Ильин — появился на свет в неделю кольцеобразного солнечного затмения в августе 1915 года. Он был первенцем в семье фельдшера Тимофея Ильина и его любимой жены Агриппины. Произошло это на станции с чудным названием Инн Благовещенского уезда Дальневосточного края. Вскоре Ильины переехали в Тамбовскую губернию. Детство Николаши прошло в деревне Первая Березовка, которая на его жизненном пути была не так уж далеко от Березы Брестской области. Именно в этот город распределили Николая Ильина — инженер-механика по автомобильному делу, выпускника Московского автодорожного института. Он получил диплом за несколько дней до начала Великой Отечественной.

Немецкие часовые открыли по нему пулеметный огонь. А он остался невредим

Жизнь под фашистским прицелом давалась тяжело, люди пребывали в растерянности, ужасе. Митрофан, вспоминая первые дни оккупации, говорил: было страшно.

— Однажды, когда мимо шли немецкие солдаты, я от малодушия спрятался во ржи, — признавался старец.

Когда Николай Ильин узнал, что в лесах появились партизаны, твердо решил уйти к ним. В январе 1943 года его приняли в отряд имени Димитрова бригады Пономаренко. Учитывая высокую техническую подготовку новичка и его личные качества, Ильина назначили командиром диверсионной группы.

— А это практически смертники — многие не возвращались с задания, — уточняет монах Иоанн (Бембель).

На счету диверсионной группы — взорванные мосты, железнодорожные и автомобильные эшелоны с фашистской техникой и солдатами противника. В сентябре 1943-го отряд имени Димитрова вместе с другими партизанскими формированиями провел операцию «Концерт», ставшую важным этапом народного сопротивления Беларуси. Благодаря ей передвижение гитлеровцев по трассе Брест — Москва на Брестском участке было сильно затруднено. Своим мужеством и героизмом Николай Ильин заслужил медаль «За отвагу».

Несколько раз он был на волосок от смерти. Однажды, возвращаясь с задания, отстал от отряда и когда переходил железнодорожную насыпь, немецкие часовые открыли по нему пулеметный огонь. А он остался невредим.

В следующий раз Ильина неожиданно отозвали из разведгруппы, уходящей на задание, — срочно потребовался в отряде часовой. Вся та группа погибла, попав в засаду.

Был и такой случай. На заминированных гитлеровцами подходах к железной дороге подорвался идущий рядом с Ильиным товарищ из диверсионной группы, а на командире — ни царапины. Прячась в яме от немецкой погони с овчарками, прикрывшись только листьями и ветками, Николай Тимофеевич впервые попросил Бога: «Господи, если ты меня спасешь, оставшуюся часть жизни буду служить тебе». И снова остался жив!

О военных подвигах монаха в Жировичах узнали только тогда, когда пришло время ему оформлять пенсию.

Даже спал иногда в храме на табуреточках, подложив под голову валенок

Сакральное место в монастырском храме — свечной ящик. Схиархимандрит Митрофан значительную часть своего служения провел возле него, собирая записочки о здравии, упокоении и других церковных обрядах. Он был тем монахом, к первому из которых обращались люди, пришедшие в церковь Жировичского монастыря.

В советское время паломников в Жировичи ехало много. Действующая православная обитель была единственной в Беларуси. Да и в России в безбожные годы таких осталось раз-два и обчелся. И каждый прибывший в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь проходил через отца Митрофана, который находил слова для всех: одному — как совет, другому — в утешение. Благодаря схиархимандриту многие стали ближе к церкви, Богу.

— Отец Митрофан первым приходил в храм и последним уходил из него. Даже спал там иногда на табуреточках, подложив под голову валенок, — вспоминает настоятель прихода храма святого пророка Илии агрогородка Суринка протоиерей Геннадий Логин, потерявший в два года отца и обретший духовного отца в лице старца Митрофана. — Его келья на первом этаже братского корпуса была заставлена иконами, книгами. Спал он всего пару часов: кровать практически никогда не расстилал, потому что она также была уставлена иконами и книгами — мостился на самом краешке. По ночам молился, взяв с собой корзину записок, которые полулежа-полусидя сортировал по темам. В половине шестого шел уже в храм.

При этом оставался человеком, со своим предпочтениями и вкусами. Любил клены, чай с крутым кипятком, в кармане носил чеснок — залог долголетия!

— Меня всегда поражала его любовь к людям и то, что он никого не осуждал. Позднее покорили его мудрость, наставления о том, как себя вести, что делать можно, а чего нельзя, — говорит протоиерей Александр Боровских.

Когда-то этот батюшка, тогда еще студент из Подмосковья, отправился на духовные поиски по монастырям России. Узнав о том, что в Жировичах есть необычный старец, поехал в Беларусь и после бесед с Митрофаном решил стать священником. За годы служения протоиерей Александр Боровских, вдохновленный поддержкой схиархимандрита, восстановил несколько церквей.

К осени старец почти летал, да так, что молодые семинаристы не могли угнаться

Когда с схиархимандритом Митрофаном на 82 году жизни случился первый инсульт, монахи Жировичского монастыря, а также семинаристы Минской духовной семинарии просили у Бога о его здравии.

— Молились от души: Господи, покинь нам старца, пока молодые иеромонахи не станут старцами! — вспоминает Иоанн Бембель — монах, сын знаменитого скульптора, выпускник консерватории и поэт.

Надежда была слабой. «Возраст, что вы хотите!» — говорили медики. Однако молитвы монахов и студентов, забота врача от Бога Натальи Васильевны помогли.

— Произошло чудо: к осени старец не только встал на ноги, а почти летал, да так, что молодые семинаристы не могли угнаться! — с улыбкой рассказывает монах.

Впереди у отца Митрофана оставалось еще девять земных лет.

После первого инсульта монах Иоанн (Бембель), тогда еще послушник Олег, досматривал немощного в качестве келейника. Ему забота о лежачем не была в тягость. Ведь это Митрофан первым встретил его у свечного ящика и, заглянув в глаза 56-летнего поэта, сказал:

— Ты по натуре монах — держись монастыря!

Сегодня Иоанн по-прежнему пишет стихи, а еще он — один из редакторов богословско-литературно-художественного листка «Жировичская обитель». Один номер посвящен светлой памяти Митрофана. На титульной странице слова схиархимандрита: «Будем друг за друга молиться, чтобы в вечности не разлучиться…».

Прямо старец редко говорил. Рассуждая о серьезных вещах, монах сам будто шутил

Когда-то поиск духовной литературы, а точнее Евангелия, привел Николая Ильина — будущего старца Митрофана в Беларусь. Здесь он станет не только монахом, но, как говорят в таких случаях, идейным вдохновителем отпечатанных в Слонимской типографии богословских «Листков» Жировичского монастыря. В церковной периодике монахи рассказывают о волнующих прихожан ценностях: добре и зле, войне и мире, женском счастье и несчастье, наставлении о том, как стать мужем, как готовиться к причастию, исповеди и т. д. Вот и Иоанну — тогда еще носящему светское имя Олег Андреевич — в одно из его первых посещений Жировичей стоящий у свечного ящика старец дал первое задание: размножить 30 страниц текста «Житие старца Иеронима (Коваля)». Поэт нашел в Минске ротапринт и вернулся с кипой брошюр с биографией жировичского старца Иеронима — аккурат перед православным праздником Петра и Павла.

— Думал, как завершу мирские дела, так и приду в монастырь, но когда приехал в Жировичи, понял, что не завершу их никогда, потому и остался, — признается Иоанн.

Сейчас у него идет 26-й монастырский год, 9 из которых — в качестве монаха.

Еще до того, когда Иоанн был послушником Олегом, Митрофан стал давать ему книжицы про юродивых — людей не от мира сего. Чтобы узнать, что он хотел ему этим сказать, послушник спросил: «Возможен ли в наше время подвиг юродства?». Монах посмотрел на собеседника с хитринкой и ответил: «Нам это не по силам».

— А я воспринял так: если сможешь — бери! Прямо старец редко говорил, — поясняет Иоанн и уточняет: — Рассуждая о серьезных вещах, монах сам будто шутил, умеренно юродствуя.

Старец имел такую благодать: Господь через него давал советы

За годы молитв и духовного очищения в стенах Жировичского монастыря у отца Митрофана открылся дар предвидения.

— Старец имел такую благодать: Господь через него давал советы, — сказал духовник Жировичского монастыря схиигумен Серафим (Страпко). — Вот и пошли к нему с разными вопросами и просьбами, даже самыми мелкими. Например: «Помолитесь, батюшка, чтобы пришли семена из Германии». Молился. И они приходили.

Люди лично и в письмах спрашивали совета: поступать или не поступать по задуманному, разводиться или оставаться в браке? Приходили девушки, которые по медицинским показаниям не могли забеременеть. «Родятся здоровые дети!» — говорил им монах. И правда, появлялись на свет Божий мальчики-богатыри да девочки-красавицы.

Часто первой фразой от отца Митрофана, которую слышал вошедший, был вопрос: «Какие труды?». Многих он заставал врасплох. Но старцу хотелось открыться. Узнавая болевые точки пришедших, монах советовал, как решить проблемы.

— При этом он был немногословен. Его мудрость и прозорливость никогда не были напоказ. Отправлял просящих об исцелении на святой источник, к иконе Божьей Матери, — рассказывает протоиерей Геннадий Логин.

«Умру — и ты первым отслужишь по мне Литургию!»

Как-то протоиерей Геннадий спросил у старца, знает ли тот, когда покинет этот мир. «Умру — и ты первым отслужишь по мне Литургию!» — отвечал отец Митрофан.

Так и случилось. Морозным утром 30 января 2006 года в день памяти преподобного Антония Великого, почитаемого в приходе, где служит отец Геннадий, он отправился в храм — на службу. И практически первым отслужил Литургию по схиархимандриту Митрофану.

С протоиреем Геннадием стоим у могилы схиархимандрита, за бордюром которой — записки с просьбами покоящемуся здесь старцу. Говорят, Митрофан слышит страждущих и продолжает им помогать. Протоиерей признается: он и сам приходит на могилу к своему духовному отцу, чтобы собраться с мыслями, посоветоваться…

— И, знаете, помогает! — уверяет батюшка.

На нем — крест, который когда-то носил отец Митрофан: старец передал его своему духовному наследнику.

Филарет по приезде в монастырь обязательно навещал его

Обращались за мудрым советом и люди высокого духовного звания — настоятель местного монастыря архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, митрополит Филарет.

— Когда старец был уже парализован, Филарет по приезде в монастырь обязательно навещал его. Зайдет в келью, обнимет, поцелует, расчешет ему бороду, накажет, чтобы тот ел — хотя бы куриный бульон: «Выздоровеешь — потом будешь поститься», — вспоминает их разговор протоиерей Геннадий Логин. — Митрополит очень любил бывать в Жировичах: «Мы здесь дышим воздухом вечности!» — говорил он.

Митрополит Филарет и схиархимандрит Митрофан захоронены рядом — в пределах Жировичской обители, на возвышенности, с которой на много километров видны раскинувшиеся живописные луга, чуть поближе — монастырские пруды и сад.

Советы от старца Митрофана:

1. «Никто, как Бог поможет!» Совет уповать на помощь Господа при, казалось бы, неразрешимой ситуации.

2. «Умеренному делу нет цены!» Совет грамотно распределять свои силы, чтобы не было так: то рвем жилы, то ничего не делаем.

3. «Не будь мишенью!» Не выделяйся: по мишени всегда бьют.

4. «Желаю жить с уступочкой!» Совет молодым супругам.

| Тамара МАРКИНА, газета «7 Дней», фото из архивов монастыря, БЕЛТА и автора.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

Книга чудес. Рассказываем о первых письменных упоминаниях Жировичского монастыря

«Тоша, Хитоши — похоже, да?» Японец принял православие в Беларуси, и вот почему

Ватикан признал их икону чудотворной. Узнали, как в Трокелях готовятся к Пасхе

Борьба с бедностью пожилых людей в Беларуси с помощью пенсий

Поскольку Беларусь, не имеющая выхода к морю страна в Восточной Европе, ежегодно тратит около 5 миллиардов долларов на пенсии, за последние два десятилетия произошло значительное сокращение бедности пожилых людей. По оценкам экспертов, с 2002 года бедность пожилых людей в Беларуси сократилась не менее чем на 25%. Пенсионные программы в Беларуси способствуют снижению уровня бедности пожилых людей в стране.

Пенсионные программы в Беларуси

В Беларуси действуют различные социальные пенсионные программы, в том числе пенсии ветеранам и по случаю потери кормильца. Однако программа с наибольшим количеством получателей — это пенсия по старости. Непосредственное перечисление богатства через пенсию по старости началось в 1990, при этом мужчины в возрасте 60 лет и старше и женщины в возрасте 55 лет и старше имеют право на получение пенсии. Средняя пенсия составляет 150 долларов в месяц. Если пожилой человек участвовал в войне, имеет инвалидность, имеет более пяти детей или имеет доход выше среднего, пожилой человек должен соответствовать меньшему количеству квалификационных условий, но все равно будет получать не более 300 долларов в месяц.

В 2019 году 5% населения Беларуси жили за чертой бедности. Пожилые люди, то есть люди в возрасте 50 лет и старше, составляют 20% белорусов, и вероятность бедности у них примерно на 3% меньше, чем у населения в целом. Пожилые люди по-прежнему уязвимы перед бедностью, и многие из них продолжают работать после достижения пенсионного возраста. Тем не менее, в последние десятилетия Беларусь добилась общих успехов в борьбе с бедностью пожилых людей.

Экономический рост, несмотря на финансовый кризис 2009 года

В годы, предшествовавшие финансовому кризису 2009 года, Беларусь начала опережать регион Европы и Центральной Азии (ЕЦА) по показателю бедности в размере 5 долларов в день. В 2001 году уровень бедности в Беларуси, равный 5 долларам в день, был примерно таким же, как в среднем по ЕЦА. Однако к 2009 году уровень бедности в Беларуси был значительно ниже, чем в среднем по ЕЦА, в размере 5 долларов в день.

Кроме того, в период с 2006 по 2011 год темпы роста расходов беднейших 40% населения Беларуси составляли 9% в год, самый высокий показатель в Европе. Большинство европейских стран зарегистрировали отрицательные расходы на 40% самых низких доходов, поскольку они восстанавливались после финансового кризиса. Высокие темпы экономического роста Беларуси в значительной степени обусловлены благоприятными ценами на энергоносители в соседней России и, как следствие, прочными торговыми отношениями между двумя странами.

Сильный, надежный экономический рост привел к расширению таких секторов, как производство и сельское хозяйство, и обеспечил высокий уровень занятости. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства увеличился на 85% и 90% соответственно с 2001 по 2008 год, при этом средняя заработная плата увеличилась на 10%. Таким образом, рос государственный бюджет, росли и средства, предназначенные для пенсий. Растущие сектора предлагали более широкие возможности трудоустройства для способных пожилых людей. По мере роста пенсий и занятости бедность пожилых людей сокращалась.

Рост как в городской, так и в сельской местности

С 2003 по 2008 год большая часть сокращения бедности пожилых людей в Беларуси происходила в городских районах, таких как столица Минск. Однако с 2008 по 2015 год самые большие изменения произошли в сельской местности, где в период с 2003 по 2014 год бедность сократилась на 75%, а в городах — на 54%.

Растущий спрос на пенсии

Поскольку экономика страны находится на положительной траектории уже более двух десятилетий, а уровень бедности снижается, средний пожилой человек в Беларуси получает ежемесячную пенсию в размере 150 долларов. Кроме того, увеличение экспорта стимулировало рост в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, что предоставило возможности трудоустройства пожилым людям, стремящимся увеличить свой доход после выхода на пенсию. Несмотря на то, что в настоящее время страна восстанавливается после рецессии 2014 года, для поддержания низкого уровня бедности пожилых людей необходимо сохранить высокие темпы роста, поскольку население Беларуси стареет, а спрос на пенсии будет продолжать расти.

Макс Сидорович
Фото: Unsplash

Кто мы | Старейшины