Старообрядческая литургия: Основные отличия старообрядческой литургии от новообрядческой
Содержание
Основные отличия старообрядческой литургии от новообрядческой
В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.
Изменения в Символе Веры
По-старообрядчески | По-новообрядчески |
…Господа Исуса Христа… | …Господа Иисуса Христа… |
…рожденна, а не сотворена… | …рожденна, несотворенна… |
…Егоже Царствию несть конца… | …Егоже Царствию не будет конца… |
… И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго… | …И в Духа Святаго, Господа Животворящаго… |
Изменения в Херувимской песни
По-старообрядчески | По-новообрядчески |
Иже Херувими тайно образующе | Иже Херувимы тайно образующе |
Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще | Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе |
Всяку ныне житейскую отвержем печаль | Всякое ныне житейское отложим попечение |
Яко Царя всех подъемлюще | Яко да Царя всех подымем |
Ангельскими невидимо дароносима чиньми. Аллилуиа | Ангельскими невидимо дориносима чиньми. Аллилуиа |
Разница в молитвах Евхаристического канона
По-старообрядчески | По-новообрядчески |
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́лися деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары Сия | Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары Сия |
Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:
Старообрядческая Литургия | Новообрядческая Литургия |
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого. | Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем. |
Служится на 7 просфорах | Служится на 5 просфорах |
Просфоры пекутся на закваске | Просфоры пекутся на дрожжах |
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крест | Печать прямоугольная, крест четырехконечный |
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплыми | Просфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее |
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частица | Из просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен |
Символ Веры и «Отче наш…» поет только хор | Символ Веры и «Отче наш…» обычно поют все, находящиеся в храме |
В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.
Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.
«Октай». Так выглядит крюковое знаменное пение
Как нужно себя вести в старообрядческом храме
При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.
В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.
Все молящиеся кланяются одновременно
При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.
ПодручникПодручник
Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.
Молящиеся подходят ко кресту
В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.
Молящиеся прикладываются к иконе
Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.
Митрополит Ювеналий отслужил в Кремле литургию древним чином
12 января 2013
17:10
Впервые со времен церковного раскола XVII века в Московском Кремле сегодня совершена литургия древним чином. Историческое богослужение в Успенском соборе возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Обряд был посвящен 100-летию Первого единоверческого съезда.
Впервые со времен церковного раскола XVII века в Московском Кремле сегодня совершена литургия древним чином. Историческое богослужение в Успенском соборе возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Обряд был посвящен 100-летию Первого единоверческого съезда, объединившего часть старообрядцев, воссоединившихся с Русской Православной Церковью.
Кремлевский собор едва смог вместить всех, кто пришел на древнюю службу со знаменным распевом. Она продолжалась более трех часов, то есть почти часом дольше традиционной православной. Большую часть молящихся составили мужчины. Многие из них — молодые. Лишь единицы пришли в косоворотках или с окладистыми бородами, в основном — коротко бритые по последней моде. А вот женщины почти все по-старому закололи косынки спереди, а не снизу и сзади, как принято сейчас. Владыка Ювеналий поздравил старообрядцев-единоверцев с праздником Рождества Христова и огласил послание патриарха Кирилла. Предстоятель Русской православной церкви назвал раскол XVII века «болезненной раной» для Церкви, «одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования» и приветствовал первую за три с половиной столетия литургию в Кремле, совершенную древним чином.
Патриарх отметил, что еще «в 1800 году единоверие было учреждено указом императора Павла I». По его словам, Русская церковь признает «равночестными и равноспасительными древние и новые богослужебные обряды», и считает «древнерусское литургическое наследие частью нашей общей церковной сокровищницы», и «вселенского православного предания».
«Перед революцией в России было 600 единоверческих общин. В конце советского периода их оставалось восемь, а сейчас — более 30», — цитирует ИТАР-ТАСС комментарий секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством РПЦ иерея Иоанна Миролюбова.
По его словам, к Русской православной церкви переходят целыми старообрядческими общинами, как это произошло на Урале — в Верхнем Тагиле, в Нижнее Тагиле, а также в Минске. Переходят в единоверческие общины и отдельные старообрядцы. «Процесс мог бы быть еще активнее, если бы был разработан конкретный статус единоверческих общин, и если бы был свой единоверческий епископ», — отметил протоиерей Иоанн Миролюбов. Он также возглавляет Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Священник рассказал, что сам пришел в единоверческий приход Русской православной церкви из старообрядцев. Часть старообрядцев так и не признали Московский патриархат и находятся в расколе. Русской старообрядческой православной церкви принадлежит около 120 общин. От нее, в свою очередь, откололись другие толки — беспоповцы, духоборы, молокане и иные.
общество
новости
Старообрядец | Русская религиозная группа
Старообрядец , русский Старовер , член группы русских религиозных раскольников, отказавшихся принять литургические реформы, навязанные Русской Православной Церкви патриархом Московским Никоном (1652–58). Насчитывая миллионы верующих в 17 веке, старообрядцы распались на множество различных сект, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Патриарх Никон столкнулся с трудной проблемой выбора авторитетного источника для исправления богослужебных книг, употребляемых в России. Эти книги, использовавшиеся с момента обращения Руси в христианство в 9 г.88, были дословными переводами с греческого на древнеславянский. В течение столетий рукописные копии переводов, которые вначале были иногда неточными и неясными, еще более искажались ошибками переписчиков. Реформа была сложной, поскольку не было согласия относительно того, где можно найти «идеальный» или «оригинальный» текст. Выбор, принятый патриархом Никоном, заключался в том, чтобы точно следовать текстам и обычаям Греческой Церкви, существовавшим в 1652 году, в начале его правления, и с этой целью он приказал печатать новые богослужебные книги по греческому образцу. Его указ также требовал принятия на Руси греческих обычаев, греческих форм церковной одежды и изменения манеры креститься: вместо двух пальцев должны были использоваться три пальца. Обязательная для всех реформа считалась «необходимой для спасения» и была поддержана царем Алексеем Романовым.
Противодействие никоновским реформам возглавила группа московских священников, в частности протоиерей Аввакум Петрович. Даже после низложения Никона (1658 г.), бросившего слишком сильный вызов царской власти, ряд церковных соборов, кульминацией которых стал собор 1666–1667 гг., официально утвердили литургические реформы и предали анафеме несогласных. Несколько из них, в том числе Аввакум, были казнены.
Раскольники, которых иногда называли раскольниками, были наиболее многочисленны в труднодоступных районах северной и восточной России (но позже и в самой Москве) и сыграли важную роль в колонизации этих отдаленных районов. Против всех перемен, они решительно сопротивлялись западным новшествам, введенным Петром I, которого они считали антихристом. Не имея епископской иерархии, они разделились на две группы. Одна группа, поповцы (священнические секты), стремилась привлечь рукоположенных священников и смогла учредить епископат в XIX в.век. Другие, беспоповцы (беспоповские секты), отреклись от священников и всех таинств, кроме Крещения. Из этих групп развились многие другие секты, некоторые из которых практиковали экстравагантно.
Старообрядцы извлекли выгоду из указа о веротерпимости (17 апреля 1905 г.), и большинство групп пережили русскую революцию 1917 г. Многочисленные ветви как поповцев, так и беспоповцев удалось зарегистрировать и, таким образом, официально признать советским государством. Принадлежность к одной московскоцентристской поповской группе, Белокриницкому конвенту, оценивалась в начале XIX в.70-х на 800 000. Однако мало что известно о старообрядческих поселениях, предположительно существовавших в Сибири, на Урале, в Казахстане и на Алтае. Некоторые группы существуют в других странах Азии, а также в Бразилии и США.
В 1971 году Собор Русской Православной Церкви полностью отменил все анафемы XVII века и признал полную законность старых обрядов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эми Тикканен.
Строительство старообрядческой церкви и литургия — Старообрядцы Риги — Арнольд Подмазов
Жизнь в условиях гонений до начала 20-х гг.
века, у старообрядцев не было возможности строить храмы в местах
своего заселения. Очень часто службы устраивались в домах
верный. Такие молитвенные дома были обычным явлением не только в селах,
но и среди старообрядцев, живших в городах.
Молитвенные дома старообрядцев Беспоповцев функционируют как часовни, как
нет специального помещения для алтаря. В восточной части церкви,
как и в традиционных православных храмах, есть иконостас, стена
покрытые (часто в несколько рядов и в определенном порядке) значками, представляющими
разные сюжеты (жизнь Христа, Богородицы, праздники и т.д.). Напротив
иконостас есть солея, парадный фасад. Слева и справа на
solea, два хора, места для низших клириков (прихт – певчих,
певчие) во время службы. Поскольку нет святилища за
иконостаса, солея становится центром церковного здания, где
Также помещены крест и Евангелие. Суточный богослужебный цикл
Поморские старообрядцы празднуются в соответствии с православной традицией,
за исключением Евхаристии, а также других элементов литургии
традиционно исполняется священником.
Службу ведет наставник (духовник). Наставник выступает
чтение Евангелия кадит церковь, объявляет необходимым
возгласы и наблюдает за упорядоченным совершением службы. Для
каждения, беспоповцы-старообрядцы используют кацею, древнюю форму
кадило, пришедшее на Русь с христианского Востока и широко использовавшееся в
Россия до XVII века. Это металлическая курильница в форме
купол-«луковка» с трехстворчатым православным крестом наверху и с разборным
деревянная ручка. Его используют во время богослужений как дома, так и в церкви.
Традиционно во время общей молитвы в молитвенных домах Федосеевских
Старообрядцы, мужчины и женщины должны были молиться раздельно, т.е.
стороны церкви. По этой причине церковь часто делилась
перегородка, которая позже была покрыта иконами, как в Успенской церкви
Гребенщиковская община. Есть две секции нефа: для мужчин (к
справа) и у женщин (слева). Сегодня одна палата («мужская»)
обычно употребляется, но в праздник Успения Богородицы второй
камера также используется для процессии.
До начала обслуживания и после окончания обслуживания, а также
так как в определенные моменты службы совершаются земные поклоны.
В молитвенной традиции старообрядцев, как и в допетровской России
Отлично, есть три вида бантов: простые («до груди»), средние («до груди»).
талия»), и большой («до земли»). В случае большой прострации в
церкви, а также во время домашних молитв специальный квадратный молитвенный коврик
(подручник) используется. Подручники изготавливаются из разных кусков ткани, сшитых
вместе («лоскутное шитье»). Основное назначение молитвенного коврика – держать руки
очищаться во время молитв.
Один из самых самобытных и интересных предметов, связанных с традициями
моления у старообрядцев — лестовка (уменьшительное от славянского лествица
«лестница»), особая форма молитвенных четок или четок, происходящая из
Византия. Лестовка — плетеная кожаная или тканевая лента в виде петли,
имеющий 109 «ступеней». Эти «ступени» разбиты на неравные группы, чтобы
считать молитвы или поклоны. Петля символически означает бесконечную молитву,
духовное восхождение от земли к небу. Лестовка — необходимый аксессуар
каждого верующего для использования во время молитвы в церкви или дома, и это
является обязательным элементом церковного одеяния наставника (духовного
отец).
Во время службы в старообрядческих храмах принято зажигать воск
свечи, имеющие особое значение для молящихся. Свеча, изготовленная из
чистый воск, символизирует чистую жертву, приносимую Богу. Плавление воска из-за
огонь – символ души верующего, умягченной благодатью
молитва.
Согласно восточно-христианской традиции, только пение а капелла (не
в сопровождении любого музыкального инструмента) используется во время богослужений. В старом
В службах верующих псалмопение также играет решающую роль. Как
иконопись, богослужебные тексты и вообще чинное празднование
службы, старообрядческое псалмопение призвано явить духовное
красота древнего православия.
Знаменный распев – древнейший вид русского православного богослужения.
пение. Он получил свое название от специальной системы обозначений, использовавшейся
«крючки» (крюки) или знаки (знамена) для записи мелодии без
использование современной нотной записи. Знаменное пение бывает либо унисонным, либо унисонным.
(с участием одного голоса) или антифонные (с использованием двух хоров, которые чередуются в
пение гимна). Мелодическая структура песни зависит от
система из восьми тонов или ладов, ее музыкальные линии характеризуются
плавность и сбалансированность, отсутствие пауз и динамичных окрасок. Знаменитый
Распев в более простом виде был привезен из Византии во времена
Крещение Руси. В старообрядческой традиции Знаменный распев сохранился как
основная форма богослужебной музыки, как многоголосное пение, введенное в
период после Никонианской реформы, так и не был принят старообрядцами.
Знаменный распев существует в двух формах: как редакция распева, зафиксированная в
письменной форме и как традиция устного пения, которая следует образцу гимна (na
подобен), следуя тональной мелодии, или следуя образцовой мелодии в исполнении
еще один певец. Нотные нотные кодексы представляют собой особый тип
рукописные книги, которыми пользуются во время церковных служб. Навык чтения
нотация сегодня изучается в прямом контакте с носителями
традиции, потому что этот тип записи нот не фиксирует высоту
звучание мелодии, а скорее предполагает наличие у певца набора музыкальных
«формулы» (попевки) в его распоряжении.