Стучите и откроют вам: Матфея 7:7-11 Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, откроют. Есть ли среди вас такой человек, который д | Новый Русский Перевод (НРП)
Содержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 7:7
Содержание
Толкования на Мф. 7:7
Свт. Иоанн Златоуст
Прп. Авва Дорофей
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Иероним Стридонский
Блж. Августин
Блж. Феофилакт Болгарский
Евфимий Зигабен
Еп. Михаил (Лузин)
Прот. Иоанн Бухарев
Лопухин А.П.
Троицкие листки
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: Кто же может спастись? И еще: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф. 19:25, 10).
Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.
Он говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите. В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут. Это-то и означает Спаситель словом: ищите.
А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.
И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.
Прп. Авва Дорофей
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в святом Евангелии сказано: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Сказано: просите, для того, чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда [В греч. ежедневно] испытывать и значит: ищите и обрящете. А толцыте значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. И так мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21).
Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
Просите, и дано будет вам. Так, непременно просящему будет дано. Почему так? Потому именно, что мы обращаемся с молитвою к Богу; а кто обращается к Богу, тот, верно, изменяется нравственно к лучшему, – а таким-то Господь и дает дары Свои.
Просите… ищите… стучите, говорит Спаситель. Почему именно нужно просить, почему Бог, наперед прошения нашего знающий нужды наши, не дает нам потребного без нашего прошения? Потому, что разумное существо должно знать и чувствовать свою постоянную зависимость от Бога, должно знать, что все естественные дары его – от Бога, как от Источника всяких благ. Потому нужно просить, чтобы оно не сочло даров Господних своими и не возгордилось ими. Для этой же цели нужно, чтобы разумное существо за все было благодарно своему Творцу и Благодетелю. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5,18).
Дневник. Том II. 1857-1858.
Просите… ищите… стучите… Эти слова относятся преимущественно к исканию Царствия Небесного и к избавлению от грехов, как являет это молитва Господня, в коей прежде всего просим, да святится имя Божие, да приидет Царствие Божие, да будет воля Его на земле и прочее, и как показывает цель сошествия на землю Сына Божия. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Толцыте, и отверзется вам. Толцы в двери милосердия Божия, каким грехом ни согрешишь, как бы ни были пламенны стрелы врага, как бы ни было сильно его упорство в твоем сердце, – и тебе верно отверзется. Я стучал – и мне всегда отверзались двери Божия милосердия. Это помни всегда, когда молишься Господу или Пречистой Его Матери или святым.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, — когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею
Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс. 117:20), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол. 2:3).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Августин
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6), слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же — к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание — обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить, а второе — искать, чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему. Поэтому, чтобы эти три [вещи], то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и [именно] к этому и относится то, что сказал [Господь]: Просите.
О нагорной проповеди Господа.
Блж.
Феофилакт Болгарский
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно — при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал «просите», вместо «просите всегда», но не сказал «просите один раз». Затем подтверждает сказанное примером человеческим.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
После того как дал великие и удивительные повеления ученикам, именно: стать выше всяких страстей, уподобляться Богу и судить недостойных, то, чтобы эти пожелания не показались трудными, присоединил достаточные соображения, убеждающие, что они легки; в особенности же присоединил венец легкости, именно: помощь, происходящую от молитв. Ведущим борьбу должно не только усердствовать, но и призывать помощь свыше. И, конечно, она придет, явится, и сделает все легким. Поэтому повелел просить, и обещал дать, но просить не как-либо, а с твердостью и постоянством, на что указывает – ищите; и не только с твердостью и постоянством, но и с жаром и ревностью, что выражает слово – толцыте.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
Просите и прочее. Указывается способ благоуспешной молитвы: просить, искать, стучать, то есть быть постоянным, терпеливым и усердным в молитве; тогда она будет благоуспешной. Последнее выражение заимствовано от обычая стучать в дверь, чтобы получить позволение войти (Лк. 13:25; Откр. 3:20).
Всякий просящий получает и прочее. Разумеется, что исполнение наших прошений обещается под условием, если мы будем просить или искать с полной и чистой верой в Подателя всех благ Бога, со смирением, искренностью и постоянством, просить того, что сообразно с волею о нас Божией, в полной уверенности, что Он дарует нам то, что для нас лучше, что служит к нашему благу. Он знает, что нам нужно, прежде прошения нашего, но молитва к Нему нужна как свидетельство нашей веры в Него и любви к Нему. Он всегда готов удовлетворить наши истинные нужды и потребности, простить нам грехи наши, поддержать нас в искушениях, спасти наши души, если молимся к Нему с верой и надеждой.
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Т. е. будьте постоянны, терпеливы и усердны в молитве, и тогда она будет благоуспешна. Хотя Бог, прежде нашего прошения, знает, что нам необходимо, как учит и Сам Христос (6 гл. 8 ст.); но молитва к Нему нужна, и Христос заповедал молиться: потому что молитва служит выражением нашей веры в Бога, надежды на Него, любви к Нему и сознания нашей зависимости от Него. Хотя и говорит Господь: Всяк бо просяй приемлет (всякий просящий получает)…; но тем не менее понятно, что исполнение наших прошений обещается не безусловно, а под условием, – если мы будем просить или искать 1) с полною верою в подателя всех благ, Бога, 2) со смирением и постоянством и 3) будем просить того, что не противно Богу, не вредно другим и полезно нам самим. Посему, если не всегда мы получаем просимое, то значит, что или мы молимся не так, как должно, или просим того, что не полезно и даже вредно, – особенно нравственно, – для нас самих или для других (чит. ниже 11 ст.).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.
Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.
В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.
Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.
Каких благ?
Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т. е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
«Великие и чудные заповеди предложил нам Спаситель, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он повелел возвыситься над всеми страстями и привел к самому Небу, и заставил уподобиться не Ангелам и Архангелам, но, сколько возможно, Самому Владыке; а ученикам Своим повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять. И вот, чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, Он говорит, что не только нужно самим стараться об этом, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет и облегчит наши подвиги, и все соделает для нас легким. Поэтому и просить повелел и обещал исполнение прошения: просите, – говорит Он, – и дано будет вам. Просить надо, потому что Небесный Податель благ как нам запрещает метать бисер перед свиньями, так и Сам этого не делает; Он не подает благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает свое сердце, и потому неспособен принять благодать Его. И не просто велит просить, но с великим тщанием и усилием: ищите, и найдете, – с терпением и постоянством; стучите, и отворят вам. «Младенец, – говорит преподобный Макарий Великий, – ища матери, плачет, и мать, сжалившись над ним, радуется, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его». «Итак, человек, не унывай, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – проси, стучи в двери милосердия Божия; если и не получаешь сейчас, то не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите», дабы показать, что если и не скоро отверзает Он двери, все же должно ждать. Если ты часто будешь толкаться к людям, то, может быть, покажешься им и скучным, и тяжелым; но у Бога не так: Бога раздражишь более тогда, когда не просишь». Проси постоянно и может быть не скоро, но получишь просимое, непременно получишь. «Просите, – говорит один подвижник, – словом молитвы; ищите сердцем; толцыте делами милосердия христианского в двери милосердия Божия».
Троицкие листки. №801-1050.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 7:7
Содержание
Толкования на Мф. 7:7
Свт. Иоанн Златоуст
Прп. Авва Дорофей
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Иероним Стридонский
Блж. Августин
Блж. Феофилакт Болгарский
Евфимий Зигабен
Еп. Михаил (Лузин)
Прот. Иоанн Бухарев
Лопухин А.П.
Троицкие листки
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: Кто же может спастись? И еще: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф. 19:25, 10).
Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.
Он говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите. В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут. Это-то и означает Спаситель словом: ищите.
А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.
И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.
Прп. Авва Дорофей
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
Если будем искать, то найдем, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в святом Евангелии сказано: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Сказано: просите, для того, чтобы мы призывали Его в молитве; а ищите значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, что ее приносит, что мы должны делать для приобретения ее; так всегда [В греч. ежедневно] испытывать и значит: ищите и обрящете. А толцыте значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. И так мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело (2 Тим. 2, 21).
Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
Просите, и дано будет вам. Так, непременно просящему будет дано. Почему так? Потому именно, что мы обращаемся с молитвою к Богу; а кто обращается к Богу, тот, верно, изменяется нравственно к лучшему, – а таким-то Господь и дает дары Свои.
Просите… ищите… стучите, говорит Спаситель. Почему именно нужно просить, почему Бог, наперед прошения нашего знающий нужды наши, не дает нам потребного без нашего прошения? Потому, что разумное существо должно знать и чувствовать свою постоянную зависимость от Бога, должно знать, что все естественные дары его – от Бога, как от Источника всяких благ. Потому нужно просить, чтобы оно не сочло даров Господних своими и не возгордилось ими. Для этой же цели нужно, чтобы разумное существо за все было благодарно своему Творцу и Благодетелю. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5,18).
Дневник. Том II. 1857-1858.
Просите… ищите… стучите… Эти слова относятся преимущественно к исканию Царствия Небесного и к избавлению от грехов, как являет это молитва Господня, в коей прежде всего просим, да святится имя Божие, да приидет Царствие Божие, да будет воля Его на земле и прочее, и как показывает цель сошествия на землю Сына Божия. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Толцыте, и отверзется вам. Толцы в двери милосердия Божия, каким грехом ни согрешишь, как бы ни были пламенны стрелы врага, как бы ни было сильно его упорство в твоем сердце, – и тебе верно отверзется. Я стучал – и мне всегда отверзались двери Божия милосердия. Это помни всегда, когда молишься Господу или Пречистой Его Матери или святым.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 7-10 Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят. Или какой человек есть между вами, который, — когда сын его попросит у него хлеба, протянет ему камень? Или если попросит рыбы, разве он подаст ему змею
Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим не так, как должно. Итак, будет толкать в дверь Христову, о которой сказано: Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс. 117:20), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание (Кол. 2:3).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Августин
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6), слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же — к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание — обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить, а второе — искать, чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему. Поэтому, чтобы эти три [вещи], то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и [именно] к этому и относится то, что сказал [Господь]: Просите.
О нагорной проповеди Господа.
Блж.
Феофилакт Болгарский
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно — при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал «просите», вместо «просите всегда», но не сказал «просите один раз». Затем подтверждает сказанное примером человеческим.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
После того как дал великие и удивительные повеления ученикам, именно: стать выше всяких страстей, уподобляться Богу и судить недостойных, то, чтобы эти пожелания не показались трудными, присоединил достаточные соображения, убеждающие, что они легки; в особенности же присоединил венец легкости, именно: помощь, происходящую от молитв. Ведущим борьбу должно не только усердствовать, но и призывать помощь свыше. И, конечно, она придет, явится, и сделает все легким. Поэтому повелел просить, и обещал дать, но просить не как-либо, а с твердостью и постоянством, на что указывает – ищите; и не только с твердостью и постоянством, но и с жаром и ревностью, что выражает слово – толцыте.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
Просите и прочее. Указывается способ благоуспешной молитвы: просить, искать, стучать, то есть быть постоянным, терпеливым и усердным в молитве; тогда она будет благоуспешной. Последнее выражение заимствовано от обычая стучать в дверь, чтобы получить позволение войти (Лк. 13:25; Откр. 3:20).
Всякий просящий получает и прочее. Разумеется, что исполнение наших прошений обещается под условием, если мы будем просить или искать с полной и чистой верой в Подателя всех благ Бога, со смирением, искренностью и постоянством, просить того, что сообразно с волею о нас Божией, в полной уверенности, что Он дарует нам то, что для нас лучше, что служит к нашему благу. Он знает, что нам нужно, прежде прошения нашего, но молитва к Нему нужна как свидетельство нашей веры в Него и любви к Нему. Он всегда готов удовлетворить наши истинные нужды и потребности, простить нам грехи наши, поддержать нас в искушениях, спасти наши души, если молимся к Нему с верой и надеждой.
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
Т. е. будьте постоянны, терпеливы и усердны в молитве, и тогда она будет благоуспешна. Хотя Бог, прежде нашего прошения, знает, что нам необходимо, как учит и Сам Христос (6 гл. 8 ст.); но молитва к Нему нужна, и Христос заповедал молиться: потому что молитва служит выражением нашей веры в Бога, надежды на Него, любви к Нему и сознания нашей зависимости от Него. Хотя и говорит Господь: Всяк бо просяй приемлет (всякий просящий получает)…; но тем не менее понятно, что исполнение наших прошений обещается не безусловно, а под условием, – если мы будем просить или искать 1) с полною верою в подателя всех благ, Бога, 2) со смирением и постоянством и 3) будем просить того, что не противно Богу, не вредно другим и полезно нам самим. Посему, если не всегда мы получаем просимое, то значит, что или мы молимся не так, как должно, или просим того, что не полезно и даже вредно, – особенно нравственно, – для нас самих или для других (чит. ниже 11 ст.).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.
Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.
В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.
Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.
Каких благ?
Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т. е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
«Великие и чудные заповеди предложил нам Спаситель, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он повелел возвыситься над всеми страстями и привел к самому Небу, и заставил уподобиться не Ангелам и Архангелам, но, сколько возможно, Самому Владыке; а ученикам Своим повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять. И вот, чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, Он говорит, что не только нужно самим стараться об этом, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет и облегчит наши подвиги, и все соделает для нас легким. Поэтому и просить повелел и обещал исполнение прошения: просите, – говорит Он, – и дано будет вам. Просить надо, потому что Небесный Податель благ как нам запрещает метать бисер перед свиньями, так и Сам этого не делает; Он не подает благ тем, кто не хочет просить их у Него, кто закрывает свое сердце, и потому неспособен принять благодать Его. И не просто велит просить, но с великим тщанием и усилием: ищите, и найдете, – с терпением и постоянством; стучите, и отворят вам. «Младенец, – говорит преподобный Макарий Великий, – ища матери, плачет, и мать, сжалившись над ним, радуется, что дитя с усилием и воплем ищет ее, и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая ищет Его». «Итак, человек, не унывай, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – проси, стучи в двери милосердия Божия; если и не получаешь сейчас, то не отчаивайся. Для того Христос и сказал: «стучите», дабы показать, что если и не скоро отверзает Он двери, все же должно ждать. Если ты часто будешь толкаться к людям, то, может быть, покажешься им и скучным, и тяжелым; но у Бога не так: Бога раздражишь более тогда, когда не просишь». Проси постоянно и может быть не скоро, но получишь просимое, непременно получишь. «Просите, – говорит один подвижник, – словом молитвы; ищите сердцем; толцыте делами милосердия христианского в двери милосердия Божия».
Троицкие листки. №801-1050.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Matthew 7:8 Ибо всякий просящий получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
Новая международная версия
Для всех, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
New Living Translation
Для всех, кто просит, получает. Все, кто ищет, находят. И каждому, кто постучит, откроется дверь.
English Standard Version
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Верийская стандартная Библия
Ибо каждый, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
Берейская буквальная Библия
Ибо всякий просящий получает; и один ищет находки; а на один стучится, будет открыто.
Библия короля Иакова
Ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
New King James Version
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Новая американская стандартная Библия
Ибо всякий, кто просит, получает, и тот, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, откроют.
NASB 1995
«Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
NASB 1977
«Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Стандартная Библия Наследия
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Расширенный перевод Библии
Ибо всякий, кто продолжает просить, получает, и тот, кто продолжает искать, находит, и тому, кто продолжает стучать, отворят.
Христианская стандартная Библия
Ибо всякий, кто просит, получает, и тот, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, дверь отворят.
Holman Christian Standard Bible
Ибо всякий, кто просит, получает, и тот, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, дверь отворят.
Американский стандарт, версия
для каждого просящего получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
Арамейская Библия на простом английском
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют.
Современная английская версия
Каждый, кто просит, получит. Все, кто ищет, найдут. И дверь будет открыта для каждого, кто постучит.
Библия Дуэ-Реймса
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
English Revised Version
для каждого, кто просит, получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
GOD’S WORD® Translation
Каждый, кто просит, получит. Кто ищет, тот найдет, а тому, кто стучится, отворят.
Перевод хороших новостей
Ибо всякий, кто просит, получит, и кто ищет, тот найдет, и стучащим откроют дверь.
Международный стандарт, версия
Потому что каждый, кто продолжает просить, получит, и тот, кто продолжает искать, найдет, и тому, кто продолжает стучать, откроют дверь.
Литеральная стандартная версия
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Стандартная Библия большинства
Ибо каждый, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
Новая американская Библия
Для всех, кто просит, получает; и кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
NET Bible
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Новая пересмотренная стандартная версия
Для каждого, кто просит, получает, и для каждого, кто ищет, находит, и для каждого, кто стучится, дверь будет открыта.
New Heart English Bible
Для всех, кто просит, получает. Кто ищет, тот находит. Тому, кто постучит, откроют.
Перевод Библии Вебстера
Ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
Weymouth New Testament
Ибо всегда тот, кто просит, получает, тот, кто ищет, находит, и тот, кто стучит, получает дверь.
Всемирная английская Библия
Для всех, кто просит, получает. Кто ищет, тот находит. Тому, кто постучит, откроют.
Дословный перевод Юнга
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Дополнительные переводы …
за каждого просящего получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему будет: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и вам откроют. Ибо всякий, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто стучится, дверь будет: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.
Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. «Просите и продолжайте просить, и вам будет дано; ищите и продолжайте искать, и вы найдете; стучите и продолжайте стучать, и вам откроют дверь. Для всех, кто продолжает просить, получают: «Просите, и подарок ваш. Ищите, и вы обнаружите. Стучите, и вам откроют дверь. Ибо каждый настойчивый получит то, что просит. Каждый настойчивый искатель обнаружит, что он ищет
Матфея 7:7-8
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Поделиться
Прочитать главу полностью
«Не торгуйтесь с Богом. Будьте прямолинейны. Спросите, что вам нужно. Это не игра в кошки-мышки и прятки, в которой мы участвуем. Если ваш ребенок просит хлеба, вы обманываете его опилками? Если он попросит рыбы, вы напугаете его живой змеей на тарелке? Каким бы плохим ты ни был, ты бы не подумал о таком. По крайней мере, вы порядочны со своими собственными детьми. Так ты не думаешь, что Бог, зачавший тебя в любви, будет еще лучше?
Поделиться
Читать всю главу
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Поделиться
Прочитать главу полностью
«Продолжайте просить, и вы получите то, о чем просите. Продолжайте искать, и вы найдете. Продолжайте стучать, и вам откроют дверь. Ибо каждый, кто просит, получает. Все, кто ищет, находят. И каждому, кто постучит, откроется дверь.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
Поделиться
Читать всю главу
«Просите, и Бог даст вам. Ищите, и вы найдете. Стучите, и дверь откроется для вас. Да, каждый, кто просит, получит. Все, кто ищет, найдут. И каждому, кто постучит, откроется дверь.
Поделиться
Прочитать главу полностью
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят.
Поделиться
Читать главу полностью
«Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и вам откроют. Ибо всякий, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, отворят.
Поделиться
Читать всю главу
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Поделиться
Прочитать главу полностью
«Просите и продолжайте просить, и это будет дано вам; ищите и продолжайте искать, и вы найдете; стучите и продолжайте стучать, и вам откроют дверь.