Священник андрей кураев: Священник: Кураев нарушил правила апостолов о запрете на клевету

Разное

Священник: Кураев нарушил правила апостолов о запрете на клевету

https://ria.ru/20201230/kuraev-1591623437.html

Священник: Кураев нарушил правила апостолов о запрете на клевету

Священник: Кураев нарушил правила апостолов о запрете на клевету — РИА Новости, 15.03.2021

Священник: Кураев нарушил правила апостолов о запрете на клевету

Протодиакон Андрей Кураев нарушил постановления апостолов и церковных соборов, запрещающие клевету и оскорбления епископов, заявил в среду РИА Новости профессор РИА Новости, 15.03.2021

2020-12-30T17:36

2020-12-30T17:36

2021-03-15T14:30

религия

московская духовная академия

русская православная церковь

андрей кураев

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570748238_0:149:3115:1901_1920x0_80_0_0_a010ac35b2c73e7c12f60e82d11523f7.jpg

МОСКВА, 30 дек – РИА Новости. Протодиакон Андрей Кураев нарушил постановления апостолов и церковных соборов, запрещающие клевету и оскорбления епископов, заявил в среду РИА Новости профессор Московской духовной академии (МДА), доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин, комментируя решение церковного суда лишить Кураева сана.Московская городская епархия во вторник сообщила, что Епархиальный суд столицы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях протодиакона и постановил лишить его сана. Решение еще должен утвердить патриарх Кирилл. По информации епархии, суд установил в заявлениях Кураева «признаки хулы на Церковь». В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности клирика, в частности, обвинениях Русской православной церкви в «организации раскола».Сам Кураев в ответ заявил, что церковный суд не познакомил его с выдвигаемыми против него обвинениями, несмотря на его неоднократные обращения. Протодиакон посетовал на сокрытие от него «сути обвинения».Как пояснил протоиерей Владислав Цыпин, на сайте епархии был опубликован не сам текст постановления, а лишь общее сообщение для СМИ, и поэтому в нем могли отсутствовать ссылки на конкретные каноны – «было сказано, очевидно, главное». Текст самого документа будет позже передан самому Кураеву, добавил церковный эксперт.На уточняющий вопрос о том, какие каноны и церковные установления нарушил протодиакон, собеседник агентства заметил, что «речь идет о всей совокупности его публикаций, там много необоснованных обвинений». Кураев уже давно ведет свой блог в «Живом Журнале» и других соцсетях.»Содержательно — язык канонов несколько архаичен — это называется «досаждением архиерею». Формулируется это на языке III века, поэтому может быть не совсем сразу адекватно понятно – что такое «досаждение»… Но это применительно к реальной церковной жизни. Понятно, речь идет не о том, что кто-то не вовремя подал кому-то чашку чая, — от этого тоже можно раздражаться… Но все толкования указывают на то, что подразумеваются клевета и оскорбительные действия или слова. Это считается достаточным для принятия самых строгих мер. Так что — его публикации», — сказал Цыпин.Он уточнил, что подобные запреты содержатся в Апостольских правилах, а также это «так или иначе отражалось в Соборах, в соборных решениях» Церкви. На просьбу прокомментировать упреки Кураева в том, что он неоднократно просил суд ознакомить его с конкретными выдвигаемыми обвинениями, профессор МДА пояснил, что «такой практики, чтобы все дело предварительно предъявлять (обвиняемому – ред.), не существует, и она не предусмотрена Положением о церковном суде».»Но суть дела, насколько я знаю, была до него доведена. Выбран был один из примеров, может быть, особенно яркий. Тот самый, к которому он в своих публикациях многократно возвращается», — добавил эксперт.В соответствии с Положением о церковном суде РПЦ, рассмотрение дел в церковном суде является закрытым. По информации Московской епархии, протодиакон Андрей Кураев трижды был вызван в церковный суд в установленном порядке, и лишь в одном случае его отказ прибыть был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья). На последний, четвертый вызов в суд Кураев также не явился.В последние годы клирик резко критиковал РПЦ и ее священноначалие. В апреле он опубликовал в своем блоге оскорбительную характеристику скончавшегося в этот день от последствий коронавируса настоятеля Богоявленского Елоховского собора Москвы протоиерея Александра Агейкина. После этого патриарх Кирилл подписал указ, временно запретив Кураева в служении «в связи с публичным оскорблением памяти» Агейкина, а также «учитывая предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы».

https://ria.ru/20201229/kuraev-1591488977.html

https://ria.ru/20200430/1570811882.html

https://radiosputnik.ria.ru/20200430/1570838624.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570748238_193:0:2924:2048_1920x0_80_0_0_7f657d8e3bfe062f44a7f5d74c2874f5.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

московская духовная академия, русская православная церковь, андрей кураев, религия

Религия, Московская духовная академия, Русская православная церковь, Андрей Кураев, Религия

МОСКВА, 30 дек – РИА Новости. Протодиакон Андрей Кураев нарушил постановления апостолов и церковных соборов, запрещающие клевету и оскорбления епископов, заявил в среду РИА Новости профессор Московской духовной академии (МДА), доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин, комментируя решение церковного суда лишить Кураева сана.

Московская городская епархия во вторник сообщила, что Епархиальный суд столицы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях протодиакона и постановил лишить его сана. Решение еще должен утвердить патриарх Кирилл. По информации епархии, суд установил в заявлениях Кураева «признаки хулы на Церковь». В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности клирика, в частности, обвинениях Русской православной церкви в «организации раскола».

Сам Кураев в ответ заявил, что церковный суд не познакомил его с выдвигаемыми против него обвинениями, несмотря на его неоднократные обращения. Протодиакон посетовал на сокрытие от него «сути обвинения».

29 декабря 2020, 23:46Религия

Протодиакон Андрей Кураев заявил, что от него скрыли «суть обвинения»

Как пояснил протоиерей Владислав Цыпин, на сайте епархии был опубликован не сам текст постановления, а лишь общее сообщение для СМИ, и поэтому в нем могли отсутствовать ссылки на конкретные каноны – «было сказано, очевидно, главное». Текст самого документа будет позже передан самому Кураеву, добавил церковный эксперт.

На уточняющий вопрос о том, какие каноны и церковные установления нарушил протодиакон, собеседник агентства заметил, что «речь идет о всей совокупности его публикаций, там много необоснованных обвинений». Кураев уже давно ведет свой блог в «Живом Журнале» и других соцсетях.

«Содержательно — язык канонов несколько архаичен — это называется «досаждением архиерею». Формулируется это на языке III века, поэтому может быть не совсем сразу адекватно понятно – что такое «досаждение»… Но это применительно к реальной церковной жизни. Понятно, речь идет не о том, что кто-то не вовремя подал кому-то чашку чая, — от этого тоже можно раздражаться… Но все толкования указывают на то, что подразумеваются клевета и оскорбительные действия или слова. Это считается достаточным для принятия самых строгих мер. Так что — его публикации», — сказал Цыпин.

30 апреля 2020, 15:06Религия

Протоиерей Андрей Новиков: «Плюшевый мишка и Церковь»

Он уточнил, что подобные запреты содержатся в Апостольских правилах, а также это «так или иначе отражалось в Соборах, в соборных решениях» Церкви.

На просьбу прокомментировать упреки Кураева в том, что он неоднократно просил суд ознакомить его с конкретными выдвигаемыми обвинениями, профессор МДА пояснил, что «такой практики, чтобы все дело предварительно предъявлять (обвиняемому – ред.), не существует, и она не предусмотрена Положением о церковном суде».

«Но суть дела, насколько я знаю, была до него доведена. Выбран был один из примеров, может быть, особенно яркий. Тот самый, к которому он в своих публикациях многократно возвращается», — добавил эксперт.

30 апреля 2020, 20:36Сказано в эфире

Запрет в служении: в чем обвиняют отца Андрея Кураева?Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл запретил в служении протодиакона Андрея Кураева. Причиной стал его пост в социальных сетях, в котором священник негативно высказался о своем умершем коллеге протоиерее Александре Агейкине.

В соответствии с Положением о церковном суде РПЦ, рассмотрение дел в церковном суде является закрытым. По информации Московской епархии, протодиакон Андрей Кураев трижды был вызван в церковный суд в установленном порядке, и лишь в одном случае его отказ прибыть был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья). На последний, четвертый вызов в суд Кураев также не явился.

В последние годы клирик резко критиковал РПЦ и ее священноначалие. В апреле он опубликовал в своем блоге оскорбительную характеристику скончавшегося в этот день от последствий коронавируса настоятеля Богоявленского Елоховского собора Москвы протоиерея Александра Агейкина. После этого патриарх Кирилл подписал указ, временно запретив Кураева в служении «в связи с публичным оскорблением памяти» Агейкина, а также «учитывая предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы».

Андрей Кураев: «Путин ждет своей Ялты»

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

*Екатерина Лушникова обжалует этот статус в судебном порядке.

Институт социально-политических исследований РАН опубликовал монографию о социально-экономическом положении и демографии в 2021 году, где есть данные о доверии к РПЦ как социальному институту. Церковь потеряла доверие у религиозных людей — показатель упал на треть. О судьбах РПЦ, российского государства и имперском синдроме беседуем с лишенным сана в РПЦ богословом Андреем Кураевым.

Священник Андрей Кураев — один самых известных в России православных мыслителей, философов и публицистов. В 90-е годы прошлого столетия отец Андрей был референтом Патриарха Алексия II, одним из основателей Российского православного университета святого Иоанна Богослова, преподавал в Московской духовной академии, МГУ и других духовных и светских учебных заведениях. Андрей Кураев был членом экспертного совета по вопросам свободы совести при Государственной Думе, был награжден высокими церковными орденами, совершал многочисленные миссионерские поездки по России, написал десятки книг с общим тиражом около полутора миллионов экземпляров.

С началом эпохи антиреформ в России и восшествием на престол Кирилла Гундяева, карьера Андрея Кураева в РПЦ сошла на нет. В 2014 году Кураева отчислили из состава преподавателей Московской духовной академии, а в 2020 году запретили в служении и впоследствии лишили сана дьякона. Однако Патриарх Кирилл наложил мораторий на решение Общецерковного суда, предоставив отцу Андрею время «для переосмысления своей позиции». Причиной церковной опалы в отношении православного миссионера стали его многочисленные выступления на злободневные темы. В том числе о тюремном сроке для Pussy Riot, гомосексуальных епископах в РПЦ, церковной борьбе с коронавирусом и Украине.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

***
— Дьякон Андрей, мы с вами последний раз встречались в конце 90-х, когда вы приезжали в Вятку, чтобы прочитать цикл лекций о православии. Многие тогда думали, что если Россия вернётся к Богу, все в нашей жизни наладится. Как вы думаете, почему этого не случилось?

— Главное слово, на котором строится православная проповедь, — это покаяние. Но кто должен каяться? Несчастные бабушки, пережившие голод, холод и строительство коммунизма? Женщины за свою помаду и непокрытую голову? Или подростки, открывающие для себя новый опыт собственной гиперсексуальности? О, если бы церковные риторы обличали взяточничество чиновников и жадность олигархов так же настойчиво, как они обличают зарубежных геев! Но они призывают к покаянию только тех, кто и так слаб перед жалом их критики.

А главное — православное священство, особенно епископат, считает, что покаяние — это не для них. Им нечему учиться на своих ошибках, потому что никаких ошибок не было. Если и были провалы в истории Церкви, то в этом не было и нет вины самих церковников. Это, мол, были происки гнусных жидомасонов и всяких там католиков, которые всегда подкладывали православным свинью. И вот эта многовековая беспокаянность, культивируемая самовлюбленность правящего класса РПЦ привела к огромной дистанции между Евангелием и тем, что сейчас преподносится профессиональной православной корпорацией под видом христианства.

Если бы Христос сейчас попал на патриаршую службу в главном храме Вооруженных сил РФ, признал бы Он своих учеников и свое учение в происходящем там действии? Нет, такой вопрос не имеет ответа. Ибо милосердие и снисхождение Христа бесконечны. Поставим вопрос иначе: что сказали бы Его апостолы? Подсказка: смотрите историю Анания и Сапфиры в книге Деяний святых апостолов (члены первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств. Апостол Петр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара — оба они внезапно умирают — «Idel.Реалии»).

— Почему, испытав гонения в XX веке, РПЦ не изменилась, не покаялась, а снова превратилась в своеобразный департамент духовных дел, на этот раз при Путине? Как мне сказал во время вятского Крестного хода один паломник: «Они пошли по второму кругу». Вы согласны с этим мнением?

— Отчасти согласен. Тем более, что в этом есть и моя вина: прямая и личная. Дело в том, что в 90-е годы я был близок к патриарху Алексею II. И у меня была одна идея: столь же сумасшедшая, сколь и правильная. Я хотел предложить патриарху выйти с законодательной инициативой к советскому правительству о запрете издания православной литературы в течение пяти или десяти лет. Не удивляйтесь.

Просто я хотел предложить публиковать всю православную литературу централизованно, организовав одно супер-монопольное церковное издательство. И тогда бы мы завалили страну «умными» книгами о православии. Например, печатали бы проповеди митрополита Антония Сурожского, труды отца Александра Меня и других современных православных богословов, которые показали бы планку христианской мысли XX столетия. Эти книги задали бы «философский» тон церковной речи: не назидание свысока, не бесконечное национальное и конфессиональное самовосхваление, а вдумчивый и критичный, покаянный разговор о сути веры во Христа.

Нам нужен был небольшой карантин: пять-десять лет, чтобы бывшим советским людям, уставшим от атеизма, можно было привить вкус к религиозной мысли, указать некий верный тон — как регент хора делает это своим камертоном. Другие издательства пусть выпускали бы литературу других религиозных направлений, но вот само православное слово можно было бы за эти годы немного отфильтровать, отбросив то, что слишком выдавало его феодально-крепостническое прошлое, а также многочисленные фольклорные суеверия. А за эти годы можно было решить: какие ниточки из нашего прошлого, перерубленные атеистической гильотиной, стоит связать и тянуть в будущее, а какие оставить в прошлом.

Но, увы, я так и не осмелился подойти с этой идеей к патриарху. А без этого в 90-е годы возникла масса церковных издательств, которые гигантскими тиражами стали выпускать репринтные издания дореволюционной церковной литературы. Увы, ксерокс не умеет исправлять ошибки.

Православие, показавшее себя беззащитным перед волной протеста в начале XX века, таким же стало возрождаться в конце столетия. Фактически без какой-либо критической оценки началось воспроизведение эпохи, которая накрылась медным тазом после революции, когда народ с восторгом избавился от поповского ига. И почему-то никто на уровне широкого церковного сознания, на уровне официальных риторов РПЦ не задался вопросом: за что нас покарал Господь?

В Риме волны гонений продолжались максимум пять-шесть лет. И самое главное: в Римской империи не было пограничной стражи по ее периметру. Всегда можно было убежать — в Аравию, Персию, в Африку, на Кавказ, в Британию. И христиане бежали, бежали поодиночке, бежали семьями и целыми общинами, распространяя по миру Благую весть. Но невозможно было убежать из Страны Советов, где граница всегда была на замке.

Целых 70 лет нас варили в закрытой кастрюльке. У меня возникает вопрос: не сварилось ли в результате этого эксперимента нечто радикально отличное от изначальных ингредиентов? И еще более страшный вопрос: а вдруг — нет? Вдруг вот то, чему мы ужасаемся сейчас, было таким и сто, и двести лет назад? И это не советские мутации, а более старые — византийские.

— Как вы думаете, не вызвало ли возвращение к православию в интерпретации прошлого столетия, без критической оценки и переосмысления, такого же странного возвращения в политической жизни России — к абсолютной монархии и колониальным войнам?

— Во всех людей вшиты некие «культурные сценарии» (то, что существует на уровне генетической матрицы или той самой «лишней хромосомы русского народа», воспетой Мединским), и если их не перепрограммировать специальным усилием, они воспроизводят себя, и всё возвращается на круги своя. Вот я, мягко говоря, человек не худенький, и стоит мне позволить себе расслабиться во время какого-нибудь застолья, как весы сразу начинают какую-то неправильную, но привычную цифру показывать. Так и человеку естественно воевать, ненавидеть и т.д. Хотите — назовите это «кривое дерево» первородным грехом или животным наследием от обезьяньих предков. Но суть в том, что путь очеловечивания лежит через борьбу с агрессией, а не через ее освящение и культивирование.

А в православии борьба с агрессией ограничивается семейным уровнем: полюби тещу. Про то, что не надо воевать с соседями и иноверцами, — в лучшем случае молчок.

К примеру, недавно известный телепроповедник, протоиерей Андрей Ткачев ​написал в своем Telegram-канале:

«У нас в плену до 7 тысяч укро-вояк. А что, если поотрезать им все причандалы в ноль, и отправить эту армию кастратов домой? Для этого только нужно осветить эту тему максимально… Вам нет пощады, падлы нацистские! Идейные и стихийные, вам нет пощады. За одного мальчишку кастрированного вас нужно обнулять тысячами. Вы сами себе это наколядовали. Ваше личное человеко-ненавистничество, принятое в виде идеи, сотрет вас, гнид, с лица земли. Моисей Угрин, кастрированный полькой, поможет нам. Все святые Печерские помогут нам, ибо вы — нация христопродавцев. Я вам лично, суки, кастрированных пацанов не прощу. И вспомню об этом сто раз еще. Я вам, гады, и на Страшном Суде о кастрированных парнях напомню. И когда вас вешать будут, падлы, я вам тоже кастрированных пацанов вспомню. Готовьтесь, падлы. У Бога уже все решено».

Для «пьяного боцмана» такой выплеск можно было бы считать нормальным, но вряд ли такое можно считать приемлемым для священника. Но хоть к чему-то положение христианского пастыря должно обязывать, как говорят французы «noblesse oblige» (дворянство обязывает). В православии (как и во всех исторических ветвях христианства) забанена та часть учения Христа, которая говорит об отказе от насилия.

Чего нет в православной традиции — так это политической аскезы. Нет тома «Добротолюбия» с советами о том, как избежать обжорства властью, как, получив её, её же саму и ограничивать. К примеру, какой-то епископ в еде может быть абсолютный постник, в день он кушает по одной просфорке, но при этом он наслаждается бесконтрольностью своей власти и всеми ее атрибутами. Я не могу себе представить епископа, который говорит губернатору: «Давайте не будем сгонять студентов и школьников на крестный ход, ведь невольник не богомольник!» или «Давайте не будем закрывать другие христианские церкви и разгонять полицией еретиков! Единственное, о чем прошу, чтобы в центральном книжном магазине была полочка с православной литературой, а не только с магическими рецептами».

— Когда я пыталась записаться на богословские курсы при вятской епархии, мне сказали, что для девушек предусмотрены только курсы регентов, даже если слуха нет. «Молись, матушка, а мудрствовать Господь не велит!» — сказали мне. Почему сложилась своеобразная традиция «недуманья» и весьма подозрительное отношение к книжному знанию в современном русском православии?

— Вы знаете, человек может делиться чем-то с другим, только если он сам это пережил — и пережил с радостью. А если священнику не знакома радость интеллектуального труда, радость поиска информации, мозговых штурмов, то о чем тут говорить? Радость банных запоев — знакома, а вот радость «запойного» сидения в научной библиотеке — нет. Все, что он думает о мире книг: «А зачем мне еще одна книжка? Одна у меня уже есть!» Порой даже Библию наипаче (наиболее, в особенности «Idel.Реалии») книги Ветхого Завета) такой батюшка целиком не читал. И в этом отличие современного русского православного мира от мира средневекового, где книжность ценилась хотя бы в форме начетничества. «Книжный человек» — это звучало как комплимент в древней Руси. А сегодня к книжнику отношение скорее подозрительное: что это он там читает? А вдруг он попал под влияние католиков или обновленцев-либералов? Что там говорить — большинство русских священников имеет минимальный уровень образования, их бы в царской России в семинарию даже не приняли бы!

Недавно я читал воспоминания одного профессора богословия, который жил в конце XIX столетия. Он окончил Санкт-Петербургскую Академию, но преподавал в Московской Академии в Сергиевом Посаде. И этот профессор описывает эти две академии как два разных мира. В Сергиевом Посаде семинаристы, проживая в маленьком городке, были самой образованной группой местной молодежи, но, не имея возможности общаться с инакомыслящими и инаковерующими, они были полны самомнения и считали себя центром Вселенной. А студенты в Санкт-Петербурге, постоянно обсуждая религиозные и политические вопросы в кругу своих ровесников из других университетов и даже других конфессий, были гораздо толерантнее и способнее к размышлению, а, значит, и к апологии собственной веры. Сейчас же большинство православных ведут себя как студенты той подмосковной школы позапрошлого века. У них нет никакого желания слышать и понимать критику в свой адрес.

Увы, в РПЦ сейчас делают все, чтобы исключить ситуации, когда может понадобиться защита веры. Защищать ее предлагается не умом и не евангельской (совестной) чистотой жизни, а полицией. Предлагается просто заткнуть рот всем возможным вопрошателям и критикам на дальних подступах.

— Как вы думаете, под чьим духовным влиянием находится сейчас Путин, заявляя, что «они все умрут, а мы попадём в рай»? Вы много писали о сектах, об опасности сектантства, в том числе маргинальных течений в рамках православия.

— У меня нет претензии отделять кого-то, в том числе президента России, от мира ортодоксии. Практика показывает, что это очень вкусовые вещи, мы легко определяем в сектанты тех, кто нам в чем-то не нравится. Но, может быть, это с моей точки зрения «невкусное», и есть мейнстрим православия? Может быть, как раз я со своим православным гуманизмом являюсь сектантом?

Что касается Владимира Путина, то мне кажется, он в большей степени человек светский и советский, а не религиозный и православный. У него вполне советская система ценностей: чтобы нас боялись, а мы махали в воздухе «ядерным топориком».

Путин ждет своей Ялты, чтобы на равных с узким кругом мировых лидеров, буквально «на троих», сесть и расчерчивать на салфеточке карту мира, определяя, кто и какой частью этого мира будет владеть. Но ведь не один Путин мыслит в этих категориях и требует себе пол-Европы. Недавно американцы рассекретили дипломатические архивы 90-х годов прошлого столетия. Я читал стенограмму беседы Бориса Ельцина с Биллом Клинтоном. Ельцин на полном серьезе говорил Клинтону: «Слушай, мужик! Зачем тебе вся эта Европа? Бери себе весь остальной мир, а Европу отдай нам!» Причем характерно, что в начале беседы с американским президентом Ельцин требовал только постсоветские страны, а под конец встречи — уже всю Европу.

— Вы хотите сказать, что все российские лидеры, даже те из них, кто придерживается демократических взглядов, тем не менее страдают имперским синдромом?

— А кто не страдал имперским синдромом? Неужели этим болеет одна Россия и ее властители? В истории практически любого государства есть имперский период, который еще долго дает о себе знать фантомными болями. Даже у граждан республики Молдова есть представления о том, какими должны быть настоящие границы Moldova Mare (Великой Молдовы), установленные Стефаном Великим. Я уж молчу о польской мечте — «Polska od morza do morza!» («Польша от моря до моря»).

Имперский синдром — это как вирус, который есть почти у всех, но почему-то у одних он пожирает весь организм, заражая все вокруг, а у других мирно дремлет годами, не причиняя никому вреда. Вот у сегодняшней России явный приступ такого имперского «коронавируса». Прививка не сработала.

Многие говорят, что Россия по своим историческим предпосылкам не готова стать демократическим государством. Дескать у нас было татаро-монгольское иго и крепостное право. Но посмотрите на Эстонию и Финляндию, у обеих стран периоды свободы и независимости были гораздо меньше, чем у России. Эстонцы в крепостном состоянии по отношению к немецким баронам прожили многие века, но никто же не говорит, что эстонцы не приспособлены к демократии или что они опасны для всех окружающих.

Я думаю, что рано или поздно и Россия станет развитой демократией, если, конечно, не развалится на кусочки или не станет «особым районом Китая». Но для этого надо осознать собственную взрывоопасность и самим прилагать усилия для обуздания своей «альфа-самцовости». Пока же у нас идет канонизация флотоводцев и полководцев как христианских святых… И это при том, что ни Ушаков, ни Суворов не были командующими ни в одной войне по защите собственно России.

— Почему «военная спецоперация» в Украине (власти России настаивают именно на этом понятии; за употребление слово «война» может грозить административная ответственность — «Idel.Реалии») воспринимается некоторыми православными и мусульманами как священная? Как джихад с неверными, с прогнившей и порочной Европой?

— Да, именно в церковных закоулках началось обличение гей-Европы, а сегодня это уже льется со всех телеэкранов и становится главным оправданием военных действий в Украине. То есть телевизионные глашатаи охотно подхватили православных ревнителей и воителей за Святую Русь. И вот уже выясняется, что мы воюем не с Украиной, а, извините, с «пидерасами» и «пиндосами». Как недавно один российский депутат в телеэфире объяснил «легенду» своей карты мира: вокруг России — сплошные «пиндосы, подпиндосники и пиндосята».

Совершенно очевидно, что у высших иерархов РПЦ, в том числе патриарха Кирилла, есть попытки найти какие-то священные измерения военной спецоперации в Украине. И это страшно. Потому что там, где появляются слова «священная война», там царит Великая Идея, и такая война не может быть утишина простым пересмотром границ. У нее не может быть никакого другого конца, кроме тотального уничтожения противника.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт «Idel.Реалии», читайте здесь.

Кураев: Не сомневаюсь, что Фанар меня примет, но боюсь ареста — Новости — новости Православия

Новости

17 апреля 2021 11:45

Андрей Кураев. Фото: скриншот youtube-канала «Антонимы»

Запрещенный клирик РПЦ протодиакон Андрей Кураев в интервью Антону Красовскому на youtube-канале Антонимий сообщил, что после лишения сана намерен перейти в Константинопольский Патриархат, но пока не решил , так как боится попасть в тюрьму по обвинению в шпионаже.

В беседе с журналистом Кураев сказал, что «вполне реально рассматривает» переход в Константинопольский патриархат, но пока не сделал этого, так как у него нет документа о лишении сана.

Кураев уверен, что его допустят к юрисдикции Константинопольского Патриархата, но пока не обращался на Фанар, так как «не хочет нарушать имеющиеся протоколы». В следующей фразе протодиакон озвучил еще один аргумент в пользу отсутствия своего обращения на Фанар – он боится ареста.

«Не сомневаюсь, что меня примут (в Константинопольский Патриархат – Ред.), но атмосфера в стране такая, что когда я стану клириком Константинопольского Патриархата, меня объявят иностранным агентом, а потом иностранный шпион».

В ответ на искреннее изумление журналиста Кураев заверил его, что «это реальная угроза», и об этом ему сообщили «некоторые знакомые ему сотрудники службы безопасности», добавив, что в случае отлучения его от Церкви он обязательно поедем в Константинополь.

Как ранее сообщал СПЖ, Зоря рассказал, как встретился с Кураевым в Михайловском соборе.

РПЦ

Константинопольский Патриархат

Патриарх Варфоломей

Протодиакон Андрей Кураев

Фанар

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

См. также

Юридический отдел: Отказ в продлении аренды Верхней Лавры будет обжалован в суде
29 декабря 19:12

Юридический департамент: Есть риск, что верующие УПЦ не смогут служить в армии
29 декабря 13:40

УПЦ: Объявить Церковь вне закона — значит вести войну не с РФ, а с украинским народом
2913:03 декабря

Юридический департамент: ПЦУ провела обыски в 250 храмах УПЦ, еще 100 в очереди
29 декабря 12:42

Арестович: Поиск внутреннего врага уничтожит Украину
28 декабря 20:20

Настоятель Киевской Лавры направил открытое письмо властям Украины
28 декабря 19:08

УПЦ, мертвое монашество, милостивое Крещение: в чем прав и не прав Кураев — Защита веры — новости Православия

Защита веры

02 февраля 2021 22:06

Кураев считает монастыри «холостяцкой общиной». Фото: СПЖ

Протодиакон Андрей Кураев, лишенный священства и признанный подлежащим лишению сана, дал интервью украинскому изданию «Главком», в котором сказал много вещей, над которыми нужно подумать, чтобы сделать выводы, часто прямо противоположные тем что делает Андрей Кураев. Итак, обо всем по порядку.

Следует сказать, что мы не будем заострять внимание на отношениях диакона Андрея Кураева с Московским Патриархатом или на отношениях внутри самого Патриархата, чтобы выяснить, кто прав в конфликте, следует ли признать Андрея Кураева подлежащим лишению сана или нет. Более интересны и важны моменты, связанные с характеристикой, данной Кураевым УПЦ, Константинопольскому Патриархату и Православию в целом.

Церковь молчит?

Протодиакон Андрей Кураев считает, что да, Она молчит.

«Церковь, исповедуемая в Символе веры, и единственная, которая достойна быть написанной с большой буквы, это «Единая, Святая, Соборная, Апостольская» Церковь. Но эта Церковь молчит. Она перестала говорить более тысячи лет назад. А перед этим Она говорила устами Вселенских Соборов. И сказала Она очень мало – несколько догматических определений о понимании Христа как Богочеловека. <…> Значит, голос Церкви звучит крайне редко. И на очень небольшой круг тем – Троица и Христос. Но именно поэтому голос Вселенской Церкви ничем себя не скомпрометировал».0057

Давайте задумаемся над следующим: молчит ли Церковь? И правильно ли сводить голос Церкви только к постановлениям Вселенских Соборов? Конечно, это мнение было высказано Кураевым в контексте его конфликта с Московской Патриархией, но, тем не менее, в двухтысячелетнем опыте Церкви можно найти ответ и на этот вопрос. Церковь не молчит устами своих святых, устами соборов, даже поместных, устами мучеников, устами монахов. Церковь не молчит в своем богослужении. И самое главное, о чем не умалчивает Церковь, — это стяжание Святого Духа, пути его достижения. Церковь говорит на эту тему как через писания святых отцов, так и через жизненный опыт людей, достигших святости.

Эти люди были очень разными, с разными характерами, разными судьбами, разными условиями жизни, разными эпохами, в которые они жили. Но их объединяло одно: исполнение заповедей Божиих в их столь непохожих друг на друга жизнях. Этот опыт, этот голос Церкви очень ясно определяет, что способствует стяжанию Святого Духа, а что этому препятствует. Например, некоторые идут и захватывают храм, срезают замки с дверей, совершают насилие над верующими и так далее. А другие люди отдают в свой храм, переходят в другую, часто совсем убогую, комнату или пытаются построить новую церковь. Подставляют, по заповеди Христа, и другую щеку, потому что и новый храм в принципе можно захватить, разрушить или сжечь. Вопрос в том, кто из этих людей обретает благодать Святого Духа, а кто изгоняет ее из своей души?

Церковный суд признал Кураева подлежащим лишению сана за публичную клевету на протопресвитера Александра Агейкина сразу после трагической гибели последнего. Комментируя возможность снятия наказания по истечении определенного срока, Андрей Кураев привел правило, согласно которому «побои священнослужителем, причинившие тяжкие телесные повреждения, влекут за собой запрет на срок от 1 до 5 лет». И добавил: «Но я никого не бил». То есть срок бана должен быть короче. Но дело не в том, как долго Андрею Кураеву будет отказано в священнослужении. Дело в том, что своей клеветой он ранил собственную душу, а точнее, опасное состояние психики Андрея Кураева породило то, что он опубликовал оскорбительные слова в адрес только что умершего человека, не дожившего до 50 лет.

Страшна не расправа Церкви за проступок, а нераскаянный грех, разъедающий душу человека изнутри. И Церковь об этом не молчит, Она взывает об этом каждым словом!

Страшна не церковная расправа за проступок, а нераскаянный грех, разъедающий душу человеческую изнутри.

Нужна ли украинцам автокефалия?

Мнение диакона Андрея Кураева об украинской автокефалии весьма оригинально. Он может написать, например, что «…если Константинополь предложит какую-то легитимацию украинской автокефалии, то я думаю, что большинство украинского епископата и духовенства с радостью примут этот вариант». А может быть, что-то вроде этого : «… Я не за и не против Укроавтокефалии. Пусть этот, в общем-то, мелкий вопрос решают сами украинцы. И, решив, обнаружат, что всеобщее счастье не пришло с томосом».

В интервью Главкому Кураев сказал следующее:0004

«Все зависит от митрополита Онуфрия. Если бы у него была конечная цель — обрести свободу, и у него была бы дорожная карта для ее достижения, Москва не смогла бы ему помешать. Но у него нет такой цели. И вообще непонятно, какие именно его действия сдерживает Москва, мешает ли она ему чем-либо (кроме имиджа в глазах отъявленных противников). И если глава УПЦ (МП) такой цели не ставит, значит, он не испытывает такой потребности. Другие иерархи видят такое поведение своего митрополита и не давят на него в сторону автокефалии. Это означает, что на них нет такого давления со стороны их духовенства, спонсоров или прихожан. И поэтому забудьте о Москве здесь. Это вопрос о самой Украине, о значительном количестве ее граждан. Если у этих миллионов нет просьбы об автокефалии, это их вина или недостаток? Это не беспокоит. Украинская политическая и церковная ситуация вполне благоприятствует если не реализации, то хотя бы озвучиванию такой просьбы. Но ни я в Москве, ни митрополит Онуфрий в Киеве не слышу таких голосов внутри Церкви. И в этом нет вины Москвы».0057

Общий тон этого заявления внешне беспристрастен, но есть в нем какое-то барское пренебрежение – мол, украинцы из УПЦ не доросли в сознании до этой автокефальной «свободы». «Их это не смущает, — сказал диакон Андрей Кураев.

Почему украинцам не нужна автокефалия? Потому что в УПЦ даже простые верующие понимают то, чего, к сожалению, не понимают сверхобразованные интеллектуалы. И, что еще более прискорбно, не могут этого понять светские правители. Украина разная. Жители разных уголков нашей страны имеют разный менталитет, разный исторический опыт, разные культурные и национальные ценности и традиции. Мы говорим на разных языках, у нас разные герои, у нас родственные связи в разных соседних государствах. И если мы ценим наше единство, то мы должны не пытаться переделывать других под себя, а слышать и учитывать мнение других людей. Пока УПЦ — единственная структура в Украине, которая ценит это единство.

В УПЦ есть как ярые сторонники автокефалии, так и столь же ярые противники. Но мы дорожим своим единством и поэтому сохраняем канонический статус автономной Церкви, который всех нас устраивает. Если бы это единство не было для нас ценностью, то УПЦ давно была бы разделена. Одни стали бы самостоятельными, другие вошли бы в РПЦ уже не в статусе автономий, а в статусе, наверное, простых епархий или митрополий. К тому же такой раздел будет сопровождаться многочисленными конфликтами из-за монастырей, церквей, епархий, имущества и т. д. Закончится проповедь христианства и начнутся взаимные склоки и обвинения.

Другой, еще более важный вопрос: зачем нам автокефалия? Если бы наша духовная жизнь улучшилась с получением автокефалии, если бы мы стали больше любить ближнего, помогать ему, если бы больше молились, меньше грешили и так далее, то мы все голосовали бы за автокефалию обеими руками. Если нравы в обществе улучшатся, количество разводов, абортов, преступлений уменьшится, если наше законодательство перестанет дрейфовать в сторону признания ЛГБТ, эвтаназии и других вопросов, противоречащих Библии, то автокефалию нужно признать необходимой. Но это не так. Автокефалия, по мнению ее сторонников у власти, нужна для укрепления украинской государственности и противостояния России. То есть для целей, совершенно отличных от целей Церкви Христовой на земле.

Верность или открытость?

На вопрос «Главкома» о следующем патриархе Русской православной церкви диакон Андрей Кураев ответил: «Кто бы ни стал патриархом, по большому счету, это ничего не изменит. В самой Церкви должна быть потребность в каких-то переменах. Если это не так, то путь один – маргинализация. Имя того, кто возглавит это историческое погружение в социокультурные катакомбы, не столь важно. Он по-прежнему будет укреплять Церковь в ее верности своему прошлому» 9.0057

Правильно сказано, но почему-то опять в негативном смысле. Кураев как бы насмехается над верностью прошлому и мечтает о необходимости перемен в Церкви. А в Церкви нужна только одна перемена: отвергнуть ветхого человека и воплотиться в новом. И, видимо, не эти изменения имеет в виду Кураев. Какие именно, мы узнаем из его собственных слов, которые следуют:

«Главное отличие православия от католицизма в том, что католики хотят быть католиками, а православные хотят быть православными. Это не бессмысленная тавтология. Кафоличность – это универсальность. Для католического сознания очень важно быть инклюзивным. Церковь везде и со всеми. Соответственно, потеря определенных групп населения очень болезненна для католического пастырского сознания. А для православного сознания важнее всего быть православным, то есть главное сохранять тождество с образом своего прошлого. Важно быть единым целым не с современниками, а с предками, «святыми отцами».

Снова попадание в цель и снова издевательство. Действительно, то, что мы сейчас наблюдаем в католицизме, — это приспособление к нуждам общества. Эти запросы известны: права ЛГБТ, женское священство, экуменизм и так далее. Многие католические епископы официально высказываются в поддержку всего этого. Точно так же Папа Франциск не скрывает своих симпатий к нетрадиционным людям, людям иной веры и прочим «группам населения». Может быть, это и правильно с человеческой точки зрения, но Христос заповедал совсем другое: «…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). И если мы стыдимся называть грехом то, что Священное Писание называет грехом, неужели эти слова не относятся к нам?

Действительно, сегодня религиозные организации, именующие себя христианскими, стоят перед выбором: изменить свое вероучение и нравственные нормы в угоду современному обществу, чтобы не потерять «некоторые группы населения», или остаться верными Евангелию, учению Св. Отцов, но при этом терять эти самые «группы населения», терпят общественное неодобрение и в итоге становятся изгоями.

Протестанты давно выбрали для себя первый путь. Католики приняли его относительно недавно, со времен Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Православные до сих пор придерживаются второго пути, и пусть Кураев называет его маргинализацией, «уходом в социокультурные катакомбы», но именно об этом пути сказал Господь: «Будь верен до смерти, и Я дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Умерло ли современное монашество?

Ресурс «Главком» пытался вынудить дьякона Андрея Кураева позвонить для передачи Украинских лавр ПЦУ, но услышал неожиданное: монастыри — отжившее прошлое и цепляться там вообще не за что.

«Все равно зачем бороться за камни и за прошлое? Создайте что-то новое! Нет, не новые монастыри, а новая икона вашей веры. Почему холостяцкая община должна быть главным символом христианской веры? <…> Пусть Лавры УПЦ (МП) славятся своей древностью и архитектурой. Пусть у них будут динозавры, как у митрополита Павла. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Не боритесь с ними».

Да, в монашестве с самого его возникновения были разные недостатки и неурядицы. В монастырях жили разные люди и царили разные обычаи. Часто постыдный грех соседствовал с высшей святостью. Убедиться в этом ,достаточно почитать древние(и не только) патерики.Но монашество всегда было и будет стремлением исполнять заповеди Божии во всей их полноте.Слова о том,что монашество есть совершенное христианство,принадлежат многим Святым Отцам.От прошлого мы знаем многих святых, угодивших Богу в монастырях, а как быть с современными монахами?Умерли ли они, как говорит Кураев?

Вместо ответа несколько современных историй. В 2002 году в Киево-Печерской Лавре в возрасте 26 лет скончался схиархидиакон Стефан (в миру Максим Николаевич Бондаревский). Узнав, что болен раком в последней стадии, он смиренно принял схиму и начал готовиться к смерти. Наместник Лавры митрополит Павел благословил его ежедневно причащаться и сам читал над ним канон на упокой души. Отец Стефан мирно отошел ко Господу на второй день Рождества. Один из старейших монахов Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) так вспоминал об этом: «Мы его одели, посадили в камеру, ждали, когда принесут гроб. А я сидела рядом с ним, нюхала его руку – и пахло ароматным маслом, и так трогательно было… И вот что еще примечательно. Он скончался на Соборе Пресвятой Богородицы, а один монах, схи-игумен Агапит, умерший в 1991 году, говорил: «Старики говорили: пой в клиросе, и Богородица возлюбит и покроет тебя». Оказалось, что о. Стефан пел на клиросе 8 лет, всю свою жизнь, и семинарскую, и монашескую, и в день Ее праздника Богородица взяла его в Царство Небесное к Своему Сыну».0057

А в 2020 году в возрасте 51 года скончался монах Михайло-Архангельского Зверинецкого монастыря в Киеве схиархимандрит Иов (Грищенко). До прихода в Церковь он успел побывать и протестантским пастырем, и «епископ» УАПЦ. Поняв ложность этих путей, он раскаялся и пришел в Церковь простым монахом. Он привел в Православие многих людей из разных сект и ересей. Через некоторое время у него отказали почки, а затем на диализе он заразился гепатитом. Он тоже не жаловался, а смиренно принял схиму, готовясь ко встрече с Господом. Он прекрасно понимал, что в случае заражения коронавирусом шансов выжить у него нет…

Вот ответ Андрею Кураеву: только живые духом люди могут так смиренно и мирно уйти в Вечность. И это то, что мы знаем, потому что монашество — исключительно закрытая и непубличная община.

В наших монастырях очень много монахов, для которых монашество не просто название и не «холостяцкая община». Многие подвижники, как древние, так и современные, верят, что монашество пребудет до скончания века и что молитвами монахов держится земля.

Юмор от Кураева

И напоследок немного юмора от дьякона Андрея Кураева. На фоне продолжающегося захвата храмов и насилия над верующими УПЦ, на фоне войны с «почетным патриархом», на фоне постоянной лжи и лицемерия главы ПЦУ Сергея (Епифания) Думенко, Обращение Кураева к нему звучало очень саркастически: «Так пусть же Богоявленский попробует создать из своей Церкви икону любви и заботы, милосердия и служения».

Мы здесь полностью поддерживаем Андрея Кураева – пусть Сергей попробует понять значение слов «любовь», «забота», «милосердие» и «служение». Ведь в истории христианства немало примеров, когда самые закоренелые разбойники и негодяи преображались действием благодати Божией. И такого же преображения мы искренне желаем и самому отцу Диакону.

Христианство

Православие

католицизм

УПЦ

Киево-Печерская Лавра

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

Фанар

Евангелие

ПЦУ

Епифания Думенко

Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Архангелу михаилу: Молитва Архистратигу Михаилу | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв

Акафист и молитвы святому Архангелу МихаилуИзбранный Небесных сил воеводо и рода человеческаго заступниче, сие тебе, иже тобою от скорбных избавляеми, благодарственное приносим пение: ты же,

Разное

Что такое религиозный: Религиозный | это… Что такое Религиозный?

история возникновения, значение, примеры, сутьРелигиозный обряд – символическая последовательность действий, которая имеет духовное значение для людей. Ритуалы, которые стали частью культуры и традиции народаОднако обряды

Разное

Что нужно перед причастием и исповедью: Подготовка к причастию Господне Русская Православная Церковь на Тенерифе †

Исповедь перед причастием | Таинство причастияИсповедь перед причастиемПубликуем вторую часть статьи Кирилла Емельянова о таинствах Исповеди и Причастия в контексте современной приходской жизни. Читайте также