Святая александра римская: Святая царица Александра Римская — История, значений

Разное

Александра Римская святая мученица [ИПП-915]

Икона ручной работы иконописной мастерской Псково-Печерского монастыря.

Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.

Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась.

Изготовитель:

Иконописные мастерские Псково-Печерского монастыря

Размеры:

9х15 см

Основа:

Плоская доска из лиственных пород древесины

Золочение:

нет

Артикул

:

ИПП-915

Материал:

  • Дерево

Техника исполнения

:

  • Ручная работа

Материалы:

  • Темпера
  • Подготовка
  • Лак

Материал золочения:

  • Краска

Площадь золочения:

Дополнительно

:

  • Удобное крепление на стену

Размеры (ШxВxГ):

9x15x2 см.

Вес:

150 гр.

Высота:

Деревосм

Ширина:

9см

Иконы ручной работы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря изготавливаются вручную по авторской технологии в монастырской мастерской. Иконы выполнены на деревянных досках из лиственных пород древесины, в зависимости от размера укрепляются поперечными шпонками. Далее на доски наносится левкас с паволокой*, после чего на подготовленную доску по авторской технике наносится основное изображение высококачественными пигментными красками, стойкими к выцветанию. В дальнейшем икона переходит к мастеру позолотчику который покрывает икону позолотой из натурального золота** и передает икону иконописцу который завершает образ и подписывает икону.

* на плоских (малых, средних) иконах используется укрепленный левкас без паволоки

** в зависимости от типа иконы сусальное золото может быть заменено на имитацию

Мастерские Псково-Печерского монастыря стремятся не только к эстетическому и технологическому совершенству процесса создания иконы. Неотъемлемой основой древнего искусства иконописи, с давних времен является молитва и стремление к чистоте тела и духа, вовлеченность в церковную жизнь. Эти древние принципы иконописания мы, нашими скромными силами стремимся воплотить и в настоящее время. Вдохновляясь образом Святых и Старцев Псковской земли, стремимся следовать путем христианской жизни и не только в стенах церкви но и в трудах и заботах повседневной жизни.

Просим ваших молитв в наших трудах и благослови вас Господь!

Отзывы не найдены

Александра Римская | это… Что такое Александра Римская?

Александра Римская (греч. Αλεξάνδρα, царица Александра; ? — 21 апреля 303 года) — христианская святая, почитаемая как мученица. Память совершается в православной церкви 23 апреля (по юлианскому календарю), в коптской церкви — 10 апреля.

Содержание

  • 1 Жизнеописание
    • 1.1 Мнение историков
  • 2 Почитание
  • 3 Примечания

Жизнеописание

Об Александре известно из жития Георгия Победоносца, в нём она называется царицей и женой императора Диоклетиана[1]. Александра, видя страдания Георгия и неоднократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру[2]. За это она была приговорена мужем к усечению мечом. По пути к месту казни Александра, устав, попросила воинов остановиться и, прислонившись к стене здания, мирно скончалась (по другой версии жития она, как и святой Георгий, была усечена мечом)[3].

Мнение историков

Женой императора Диоклетиана была Приска, о которой известно, что она действительно исповедовала христианство[4]. Существует вероятность, что имя Александра она действительно могла получить после своего крещения. При этом у Симеона Метафраста, в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция Феодора Дафнопата. Возможно, она являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана.

Попытка отождествить Александру и Приску была сделана только в XX веке. Так в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году (смерть Приски)[3]. Однако эта версия не подтверждается древними каноническими житиями и восточными апокрифами.

Почитание

Святая царица Александра, вознесенная на небо
(К.П. Брюллов, 1845)

Дата памяти Александры известна с X века и указана в Типиконе Великой церкви и Минологии императора Василия, а также других греческих рукописях. На славянский язык краткое житие Александры было переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского.

Греческая рукопись X века содержит канон царицы Александры 2-го гласа Феофана Начертанного, не вошедший в печатные минеи. В современной практике греческих и русской православных церквей отдельной службы Александре не предусмотрено, она упоминается в бденной службе великомученика Георгия, где в минеи Русской церкви приводится ей отдельный тропарь, а в греческой службе по 6-й песне канона на утрене приводится ямбический стих святой Александре.

В иконографии встречаются как отдельные изображения святой Александры, так и в сюжетах из жития великомученика Георгия: исповедание Александрой веры перед Диоклетианом, осуждение и мученичество святого Георгия. В «Ерминии» про изображение Александры сказано в контексте сцены казни Георгия: «Поодаль… царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу»[5]. В иконописном подлиннике сообщается: «Аки Екатерина, подобием такова».

В XIX веке в России Александра Римская стала небесной покровительницей ряда императриц (Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая I), Александра Фёдоровна (императрица, жена Николая II)). В этот период в её честь был освящён целый ряд храмов в Москве[3], в том числе нижний престол Церкви царевича Иоасафа в Измайлове.

Примечания

  1. Это характерно для русских житийных текстов, в частности «Житий святых» Димитрия Ростовского
  2. Димитрий Ростовский. Страдание святого великомученика Георгия Победоносца
  3. 1 2 3 Александра Царица // Православная энциклопедия. Том I. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 558-559. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
  4. Грант М. Римские императоры. М. 1998. С. 237
  5. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 21. № 9

Святая Александра Императрица Римская, Жена Императора Диоклитиана

Святая Александра Императрица (День памяти — 21 апреля)

Александра, святая мученица Христова жена

Император Диоклетиан (годы правления 284–305). Диоклетиан был родом из Далмации Адриатического побережья Югославии. Как и многие римские мальчики низкого происхождения из отсталых провинций, Диоклетиан сделал карьеру в римской армии. Когда он пришел к власти в 284 году, он поставил своей главной целью стабилизацию и реформирование империи. С этой целью он создал абсолютную монархию со всей властью, сосредоточенной в нем самом как полубожественном правителе. Он сделал свой дворец божественной гаванью, а свою личность священной. Сенат постоянно находился в подчиненном положении.

Он пытался казаться августом, надев золотые и пурпурные одежды и жемчужную диадему. Все должны были обращаться к нему как «наш Господь» ( dominus noster ). Те, кто находился в его аудитории, должны были пасть ниц перед ним на землю. Фактически, он претендовал на божественные почести как наместник Юпитера Капитолийского. Он охранял свое «священное величество» многочисленными кругами воинов и евнухов и не позволял никому приближаться к себе, кроме как на коленях, и лбом касаясь земли, в то время как он восседал на престоле в богатом дальневосточном облачении.

Император Диоклетиан

Подобно Августу и Децию до него, Диоклетиан пытался использовать государственную религию как объединяющий элемент в обществе. Случилось так, что Диоклетиан посоветовался по какому-то вопросу с оракулом в храме Аполлона. Демон, говоривший через идола, жаловался, что уже не может точно предсказывать будущее, так как праведники расстроили его. Диоклетиан, желая узнать, кто такие «справедливые», посовещался с языческими жрецами, которые нашли их христианами.

Таким образом, в 303 году Диоклетиан издал серию из четырех все более жестоких указов, направленных на принуждение христиан к участию в имперском культе. Он приказал сравнять с землей церковные постройки. Рукописи Священного Писания были сожжены, а христиан отстранены от высоких государственных должностей. Епископы были заключены в тюрьму и могли быть освобождены только в том случае, если они приносили жертвы перед идолами. Действительно, каждый должен был принести жертву. Так началось великое гонение.

В то время в римской армии служил храбрый и совершенный святой Георгий, трофейщик из Каппадокии. Святой Георгий не исполнил бездумных повелений императора по уничтожению христиан и их святынь, так как и он с детства был воспитан родителями в христианском благочестии. Святой, после того как раздал свое имущество нуждающимся, предстал перед Диоклитианом. Он обвинил императора в неразумных убийствах благочестивых. Император, застигнутый врасплох, что Георгий был христианином, осудил его за неповиновение.

Его императрица Александра присутствовала, когда ее муж приказал варварски наказать личность святого Георгия. Она видела, как ему на грудь клали тяжелый камень, и как мученик все переносил с тихим терпением. Она увидела чудовищное колесо с железными шипами и крюками, к которому было привязано обнаженное тело мученика. Святой Георгий все терпел молча. Впоследствии, когда святой Георгий был освобожден ангелом от этой зловещей хитрости, его раны чудесным образом исцелились. Хотя Диоклетиан едва мог поверить своим глазам, Александра и другие знали, что это определенно обновленный Георгий.

Теперь божественная благодать смогла войти в сердце Александры, когда она осознала истину о Боге христиан. Когда она пошла исповедовать Иисуса перед всеми, епарх взял ее под руку и задержал во дворце.

Святой Георгий

Тем временем Диоклетиан приказал своим солдатам интернировать Георгия в каменной яме, используемой для получения негашеной извести. Однако, когда мученик выжил в известковом карьере невредимым и совершенно здоровым, все были ошеломлены. Диоклетиан, не колеблясь, приказал обуть мученика в железные башмаки, пробитые раскаленными гвоздями. После этой нечеловеческой пытки святой был заключен в темницу.

На следующее утро, когда Георгий предстал перед императором, на его ногах не было обнаружено никаких следов каких-либо ран, и все были ошеломлены его чудесным выздоровлением. Затем император приказал своим палачам избить Георгия кнутами. Позже Георгия заставили выпить яд, который рассмешил мученика. Когда Джордж выпил смертельное зелье, он не пострадал. Разъяренный и сбитый с толку, император приписал всю уязвимость Георгия к наказанию как магию и колдовство.

Затем придворный маг предложил проверить силу Джорджа на мертвом человеке; то есть мог ли Джордж воскресить умершего. По милости Божией, когда святой Георгий помолился, умерший встал живым во гробе. Все были полны ужаса и неверия. Нуждаясь во времени, чтобы собраться и обдумать этот вопрос, Диоклетиан заключил Джорджа в тюрьму.

Однако не прошло много времени, как Диоклетиан снова заставил Джорджа предстать перед ним. На этот раз, однако, он предложил мирскую власть спортсмену Христа, сказав: «Я сделаю тебя своим администратором, вторым в царстве, если ты обратишься к богам». Георгий ответил предложением войти в храм Аполлона. Император, истолковав этот ответ как победу, с радостью вошел в храм вместе с Георгием. Затем Георгий встал перед идолом и перекрестился. Злому демону, обитавшему в идоле, было велено признаться, что он не бог. Более того, демон был вынужден признать Бога, Которому поклонялся Георгий. Затем Джордж упрекнул дьявола. Демоны бежали от идолов, заставляя их падать и разбиваться о землю. Затем люди обрушили на Георгия дождь ударов и призвали императора казнить его.

Августе стало известно об ужасных беспорядках, которые произошли в городе. Теперь Александра уже исповедовала Христа в своем сердце и душе. Она больше не могла воздерживаться от того, чтобы хранить свою новую веру в секрете. Она хотела сделать открытое признание.

После чего она поспешила в храм Аполлона в поисках Георгия. Не имея возможности достучаться до него из-под давки толпы, она громко воскликнула: «О Бог Георгий, помоги мне, ибо Ты один истинный Бог!» Наконец толпа успокоилась, и Диоклетиан приказал, чтобы Георгий предстал перед ним. Император в ярости проревел: «Это знак твоей благодарности, о злая голова? Так научился ты приносить жертвы богам?» Святой ответил: «Нет, о безумный император, я научился пренебрегать богами, которые не могут спасти себя от вымирания». Пока говорил святой Георгий, пришла Александра и припала к ногам мученицы. Затем она поблагодарила святого за то, что он осмеял идолов. Сильно изумленный словами и поступками жены, император, не в силах прийти в себя, сказал жене: «Что случилось с тобой, Александра, что ты последовала за этим волхвом и отреклась от благочестия великим богам?» Августа ответила: «О тупоумный, нечестивый и беззаконный император, ты слеп, невежественен, заблуждаешься и не веришь истине; и ты не можешь признать, что Христос есть истинный Бог».

Когда император услышал упрек и оскорбление своей жены, он не знал, что делать дальше. Однако то ли от ярости, то ли от горя он приказал вместе посадить в тюрьму Джорджа и Александру. Диоклетиан тогда написал это решение относительно святого и августы: «Георгия христианина, который пренебрег моей властью, оскорбил богов и разрушил идолов, я приказываю быть обезглавленным вместе с Августой Александрой». Таким образом, их приговор был официально вынесен.

Находясь в тюрьме, августа мысленно прославляла Бога. Потом случилось так, что Александра стала сильно уставать, так что ей пришлось сесть на камень. Таким образом, она отдала свою святую душу Богу. Свидетелем этого был великий Георгий, прославивший Бога.

Вместе с Августой в темнице находились трое ее слуг, которых звали Аполлон, Исаакиос и Кодратос. Презрение и презрение их августы к мирскому правлению и царству смертных помогли им уверовать в Иисуса Христа. Действительно, они тоже были замучены за Его любовь. Они предстали перед Диоклетианом и осудили его как нарушителя закона и зверя. Они критиковали его за то, что он даже не пожалел супругу, с которой у него были дети. Разгневанный их упреком, он велел бросить их в темницу. Той ночью Диоклетиан размышлял о том, какую смерть присудить этим мученикам.

Утром он приказал забрать их из тюрьмы. Он приказал отрубить Кодратосу голову; но Аполлон и Исаакий были возвращены в свои кельи. В темнице эти верные мужи много дней не ели и не пили. Так от голода и жажды они предали свои святые души в руки Божии и получили венцы состязания. Память этих трех святых со святой Александрой Святой Церковью 21 апреля.

Однако вскоре после кончины святой Александры воины взяли великомученика Георгия и выпроводили его за город. Он охотно пошел с ними, спеша, чтобы вскоре насладиться Желанным.

Прибыв на место казни, святой Георгий молился вслух. Затем он склонил голову под мечом и получил награду за свои труды. Это было 23 апреля 304 г. н.э.

Диоклетиан, после двадцати лет правления, отрекся от престола в 305 г. в возрасте шестидесяти лет. Он удалился в свой дворец на югославском побережье, где его главной заботой стало выращивание капусты. В 316 году он умер и получил заслуженное вечное возмездие.

Из Жития святых жен-мучениц , Свято-Апостольский монастырь, Буэна-Виста, Колорадо, стр. 136-142.

Святая Александра

Праздник ~ 21 апреля

Жена правителя – будь то президент, премьер-министр, король или император – может прожить трудную жизнь. Ожидается, что она всегда будет дипломатичной, не будет равнодушна к критике со стороны мужа, будет любезной хозяйкой и будет поддерживать достойные благотворительные дела. Ее постоянно проверяют на предмет ее одежды, поведения на публике и мнений, которые она выражает очень редко. Мы бы сказали, что жена правителя должна быть святой!

В первые века христианской церкви была такая женщина и она была поистине святой. Святая Александра была супругой императора Диоклитиана, которого во все века после его смерти помнили как самого жестокого гонителя христиан, какого только знал мир.

Диоклетиан пришел к власти благодаря военной службе, и пока он продолжал участвовать в многочисленных военных конфликтах, Александра достойно выполняла свои общественные задачи и завоевала уважение народа. Император сначала назначил соправителя Максимиана, и они разделили между собой территорию и обязанности. Позднее (в 29 г.3) образовалась тетрархия, в которой Констанций (женатый на дочери Максимиана, Феодоре) и Галерия (жена которого была Валерия, дочь Диоклетиана и Александры) присоединились к двум другим, ответственным за Империю.

299 год стал началом многих мучений для христиан. Диоклетиан и Галерия приносили жертвы римским богам и искали предсказание будущего. Языческие жрецы, пытавшиеся найти предзнаменования во внутренностях убитых животных, утверждали, что не могут предсказывать будущее из-за христиан в царском дворе. Всем, кто был связан с королевским двором, был немедленно отдан приказ принести жертву богам, и всем военачальникам были разосланы письма с требованием очистить армию от солдат-христиан. Именно во время этого очищения Джордж, который был высокопоставленным, награжденным военным, объявил себя христианином и был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам.

Когда Александра услышала о беспорядках среди военных и в тюрьмах, она сочла своим королевским долгом провести расследование на случай, если она сможет что-то сделать, чтобы смягчить любые неприятности. То, что она нашла, изменило ее жизнь. Она встретила бывшего солдата Джорджа в его тюремной камере после того, как он перенес жестокие пытки. Александра обнаружила, что он был на удивление спокоен, несмотря на очевидную боль, и попросила поговорить с ним о его мотивах. Человек, который должен был стать почитаемым святым Церкви, тихо рассказал императрице о Спасителе нашем, о его учении о любви, о его чудесах исцеления, о его Распятии и о его Воскресении из мертвых. Александра была очарована, и ее сердце открылось, чтобы увидеть истину христианства. Когда Георгия приговорили к обезглавливанию, императрица исповедала мужу свою веру во Христа.

Диоклетиан хотел услышать не это. Он был зол на свою жену за то, что ее «завели» христианские сектанты. Он был потрясен ее готовностью отказаться от традиционной религии Рима и смущен ее публичным заявлением.

В некоторых версиях жития святой Александры на этом история заканчивается. Ее приказали посадить в тюрьму, а также обезглавить, но она умерла естественной смертью в своей келье за ​​два дня до казни св. Георгия. В других источниках изгнание дается как наказание Александры, и она отступила в Сирию, чтобы жить. Ей запретили посещать императорские дворцы и выполнять общественные обязанности, но она смогла спокойно исповедовать свою новообретенную веру.

Диоклетиан усилил преследование христиан, а также приверженцев других религий, особенно манихеев (у которых были сторонники в Персии, заклятом враге Рима). В Антиохии дьякон отказался принести жертву римским богам, и перед смертью ему отрезали язык; новопостроенная церковь в Никомидии была снесена, Священное Писание сожжено, а литургические сосуды украдены правительством. Галерия еще более пламенно, чем Диоклетиан, ненавидел христиан, и все плохое, что происходило (например, два пожара в императорском дворце), сваливалось на них. Пытки и казни усилились.

Диоклетиан ушел с поста императора в 305 году и удалился на свою родину в Далмацию. Там он ухаживал за своим садом, живя во дворце в том месте, где сейчас находится город Сплит в Хорватии, до своей смерти в 311 году. Одна из величайших ироний истории заключается в том, что мавзолей, который Диоклетиан, великий дворец был позже превращен в христианский собор.

Между тем, в постоянно меняющемся политическом ландшафте Римской империи, Галерия также умерла, и новый император Максиминус хотел, чтобы Валерия стала его женой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts